Азбука общения с ребенком. «Азбука общения». Родительское собрание Консультация для родителей азбука общения с ребенком

Что можно сделать…
Самый эффективный способ - помочь ребенку обнаружить свои сильные стороны. Иногда задатки очевидны, например ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще способности менее заметны, однако они точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других хорошее воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих милый, добродушный характер.
Развивать сильные стороны, а не исправлять слабые - еще одна позитивная стратегия.
Помочь ребенку увидеть как сильные (прежде всего), так и слабые стороны других людей. Не скрывать свои слабые стороны. Чаще относиться с юмором по отношению к своим слабостям.
Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Какую рубашку мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.
Как быть…
Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?». Невероятное удовольствие слышать вопросы детей. Вот уж где простор для педагогической самореализации - понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего еще. Случается - вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку - значит подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».
Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».
Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.
Как развивать любознательность ребенка?
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.
Как быть…
Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.
Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.
Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.
Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.
Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.
Знайте, интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.
Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?» и др.
Создавайте дома или в детском саду условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для приготовления пищи. Развесьте различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать воображение в изобразительной деятельности и др.
Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.

Организация: МБДОУ комбинированного вида, детский сад «Ёлочка»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Игру традиционно связывают с детством и списывают её, как деятельность в условной, воображаемой ситуации.

Первая функция игры - развивающая. Одни игры развивают силу, выносливость; другие - ум; третьи - ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других - главным инструментом успеха.

Вторая функция игры - компенсаторная - основана на том, что игра предстаёт, как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребёнка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире.

Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок «открывает» страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведёт себя агрессивно, хотя виной обстановке не осмелится на такое поведение. Игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение, играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы - злые волшебники, ведьмы - ведут себя плохо.

Игра, как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда ребёнок начинает пользоваться предметами- заместителями, т.е. в полтора - два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств предмета. К пониманию функций предмета ребёнок приходит в возрасте одного года - полутора лет. Теперь он использует игрушку уже не как носителя определённых физических свойств, а как средство для достижения определённого результата. Понимание функций предмета даёт ему возможность использовать его, как используют взрослые. Это понимание на третьем году жизни переходит в страстное стремление действовать предметами самостоятельно, как мама или папа. Ведь родители - это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя.

Особенность раннего возраста - сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать та, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.

Взрослым ребёнок начинает чувствовать себя уже в два-три года. Первая ролевая игра - это копирование действий мамы и папы, игра, в ходе которой ребёнок выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый, как мама или папа кормит своих кукол, варит им кашу или суп, укладывает спать, учит умываться, застилать постель. Итог: «Я такой же, как мама (или папа), но самостоятелен». Это первая идентификация открывает путь к самым различным идентификациям в более старшем возрасте, к разнообразным сложностно-ролевым играм.

К трём годам ребёнок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это даёт ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя такими же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли. Своеобразный «девиз» этого возраста: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой», «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить.

Игру можно использовать, как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Непосредственная образовательная деятельность выстраивается в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и её участникам, причём не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным и весёлым событиям.

Что может помочь сформировать у детей игры?

* Коммуникативные способности и качества.

* Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

* Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

* Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

* Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

* Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от ребёнка во время занятий?

* Желание принимать в нём активное участие.

* Доброжелательного настроя на занятии.

Что требуется от взрослого во время занятий?

* Терпение (оно вообще, как ни какое другое качество необходимо педагогу).

* Желание играть и верить в игру так, как верит в неё ребёнок.

* Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

* Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

* Способность к импровизации.

И ещё. Может быть, это прописные истины, но как подчас не легко

следовать им в повседневной жизни, а без них контакт с ребёнком

невозможен...

* Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчёркивайте.

* Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим, не ставить ни кого, ни кому в пример.

Консультация для родителей «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»,

развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

· Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

· Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

· Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

· Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

· Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.

· Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

· По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

· У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

· Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

· Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"

Эта статья поможет воспитателям в работе с детьми раннего возраста,а именно в период адаптации малышей....

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

Консультация для родителей «Общение со вторым ребенком в вашей семье»

Если у вас в семье два ребенка, ваше вербальное и невербальное общение со вторым из них будет отличаться от общения с первым. Следующие рекомендации помогут вам улучшить свое общение со вторым ребенко...

Ирина Лукина
«Азбука общения». Родительское собрание

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Вы первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то. что он будет считать важным в жизни. Дети всему учатся в общении со взрослыми . "Годы чудес" - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Об этом пойдёт сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт и родительская зоркость помогут нам найти ответы на многие вопросы.

Как Вы думаете, когда следует начинать прививать ребёнку навыки культурного поведения? В каком возрасте?

Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок? Пожалуйста приведите примеры.

Умеет ли Ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как Вы этого добиваетесь?

Именно игра и сказка должны стать вашими верными помощниками. Можно использовать маски, игрушки. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.

А сейчас мы с вами немного поиграем и вспомним основные правила культурного поведения.

Игра "Научим Карлсона хорошим манерам" (под музыку родители передают игрушку , когда музыка остановится, тот, у кого игрушка, говорит правило культурного поведения.)

Нужно ли упражнять ребёнка в навыках культурного поведения?

Имеют ли успех в воспитании такие методы, как беседа, наказание, нравоучение? Мы, взрослые, знаем : вежливое слово становится и волшебным. Но как же научить ребёнка говорить волшебные слова?

Вот Вам небольшая история, знакомая многим :

1. - Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша,а ты почему не здороваешься? Сейчас же скажи : "Здравствуйте. " Ну, чего ты молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи : "Здравствуйте". Я жду. В кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание. Ну, скажите, как мне ещё его учить?

Какие советы Вы дали бы маме? Как бы Вы поступили?

2. Следующая ситуация : "Вы едете в переполненном автобусе. К счастью, Вы и ребёнок сидите. В автобус заходит пожилая женщина с тяжёлыми сумками". Ваши действия.

3. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговариваете. Ваш ребёнок то и дело прерывает вас : "Мам, пойдём!" Ваша реакция?

Известная поэтесса Агния Барто писала : "Когда не ладятся дела, мне помогает похвала". Хвалите ребёнка каждый день. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получит утром до прихода в детский сад; вечером по дороге домой обязательно найдите повод похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите. И Вы увидите, как быстро ребёнок усваивает правила поведения.

А сейчас мы предлагаем Вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносе. Если ребёнок всегда выполняет данное правило, Вы кладёте на стол фишку синего цвета, если не всегда или неправильно - жёлтого,если не выполняет - красного.

1. Ребёнок самостоятельно моет руки перед едой, после посещения туалета, вытирается развёрнутым полотенцем.

2. Аккуратно вешает одежду.

3. Умеет самостоятельно пользоваться носовым платком.

4. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную услугу.

5. При встрече приветливо здоровается; прощаясь, всегда говорит "до свидания"

6. Не бросает на улице, в помещении бумажки.

7. Умеет при необходимости извиниться.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут Вам решить, над чем следует поработать с ребёнком.

Вы немного устали. Сейчас мы с Вами поиграем в детскую игру, которая тоже помогает развитию у детей навыков культурного поведения. Называется она "Пожалуйста". Вы и дома можете играть в эту игру с детьми.

Если я скажу "пожалуйста" - выполняйте задание, не скажу - не выполняйте.

"Пожалуйста", хлопните в ладоши;

"Пожалуйста", поднимите руки;

Опустите руки;

"Пожалуйста, опустите руки;

Поднимите правую руку;

"Пожалуйста, поднимите левую руку.

В помощь в развитии у ребёнка культуры поведения мы Вам ещё хотим предложить памятки "Секреты воспитания вежливого ребёнка". Надеемся, что Вам они помогут (родителям раздаются памятки ) .

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Основными методами воспитания ребенка остались крики, возмущения, угрозы, приказы, наказания; часто родители пользуются негативными установками, не думая о последствиях. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважение, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Существует проблема гражданской и коммуникативной компетентности общества. В связи с этой проблемой предлагаем вниманию пять методов, позволяющих избежать насилия по отношению к своим детям.

Эти методы нужно применять в данной последовательности.

1. Вместо приказа - просьба. Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему в комнате беспорядок? Почему ты все еще сидишь перед телевизором? » а просто попросите: «Убери игрушки на место, пожалуйста».

2. Вместо возмущения - активное слушание. Если ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо себя ведет, значит, на глубинном уровне не удовлетворяются его основные потребности. Активное слушание должно быть направлено на выявление этой самой неудовлетворенной потребности, но не путем расспросов, а очень непривычным для нас способом. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной норме, при этом обозначив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет просьбу матери убрать разбросанные игрушки. Мама говорит без всяких вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно» Вы не поверите, но эти простые слова могут иметь магическое действие - ребенок тут же займется уборкой. Почему? Просто мама заметила, что ему не хочется этого делать, проявила участие.

Попробуйте! Испытав действие этого приема хотя бы раз, вы пожалеете, что не знали о нем раньше.

3. Вместо наказания и угрозы - поощрение. Нет более сильного мотива. Чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получать награду. Поощрения могут быть такими: мы сходим с тобой в кофе - мороженное, музей, на экскурсию, в кино, на прогулку, устроим чаепитие, пригласим твоего друга в гости, поиграем с тобой, порисуем и тому подобное.

4. Приказ, как утверждение родительской власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. После того как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем. Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу позицию. Повторяйте ваш приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.

5. Вместо наказания и угрозы - время для «остывания». Можно отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпустил пар. Время тайм - аута зависит от возраста: по одной минуте на каждый год, прожитым ребенком. Этот метод хорошо использовать с ребенком до 10 лет. Нужно помнить, что тайм - ауты не работают, если ребенок с удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае для обдумывания своего поступка надо выделить другое помещение. По завершении тайм - аута снова повторите свою просьбу.

Старайтесь не критиковать своего ребенка. Критика настраивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше.

Применяя новые методы, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем, поможем ребенку стать успешным человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем.

Но так, же помните, очень опасно стараться быть идеальным родителем. Попытка научить ребенка «всему и быстро» лишь пробудит защитную реакцию его личности.

Ребенок приходит в мир со своей собственной программой, и ваши воспитательные усилия могут либо помочь ему проявить все, что заложено «свыше». Либо пустить блуждать по окольным тропам без ярких впечатлений и радости победы.

Ребенок, выросший в благоприятных условиях, сосредоточен на себе и не пытается контролировать свои поступки: он уверен, что родители рядом и в случае необходимости подстрахуют его.

Уверенность в собственной безопасности позволяет ребенку сотрудничать. Беседовать, учиться, устанавливать стабильные отношения любви и привязанности с окружающими. Он легко взаимодействует, набирая информацию, то есть легко и быстро развивается. Он пребывает в блаженном неведении об опасностях окружающего мира и поэтому легко идет вперед, обучается, дерзает и наслаждается жизнью.

Дайте ребенку возможность самому выбирать направление приложения усилий.

Не позволяйте ему лентяйничать!

И позвольте совершать ошибки.

Если вам не удастся преодолеть себя, то ребенок останется неумехой или вырастет человеком с подавленной инициативой - конформистом.

Ребенок, смотрящий на мир лишь с позиции собственной выгоды, лишается тем самым возможности развития собственной личности. Он воспринимает окружающую среду как нечто инородное и враждебное, а отнюдь не как питательную, почву, способствующую его росту.