Что дает семья человеку в жизни? Из крайности в крайность. Зачем нужна семья мужчине

Детям нужна семья. Это даже не обсуждается. Дети не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. И, если ребенку не посчастливилось расти в семье, он может выжить физически, но психологически это очень трудно. Поэтому дети, которые выросли в детских домах, часто становятся не самыми лучшими, как говорится, членами нашего общества. Другими словами они, выходя из государственных учреждений, часто попадают в другие, похожие учреждения – тюрьмы, занимаются проституцией, принимают наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

Ошибаются те, кто считает, что это все гены. Не передается генами воровство или занятия проституцией, а так же склонность к алкоголизму или наркомании. Просто эти дети, выходя из закрытого учреждения, не умеют жить в обществе, не умеют обслуживать свои нужды, да и нужды, а точнее потребности свои они не осознают. Ведь они этому не научены. В детском доме все по расписанию. Не тогда, когда ты хочешь кушать или мокрый, или когда больно, а тогда, когда положено. Со временем, ребенок понимает, что о своих потребностях не стоит заявлять громким плачем или другим способом, а еще спустя время, малыш перестает их осознавать. Он просто замирает и ждет, когда наступит нужное время, по расписанию. А боль или голод вообще перестает чувствовать. Вот почему дети из детского дома иногда действительно не чувствуют боль, холод, повышенную температуру своего тела. А тем более они не умеют чувствовать боль и переживания другого человека. Для них страдания другого не имеют значения. Поэтому они бывают жестоки порой.

Именно поэтому детям нужна семья. Именно там, в семье, ребенок формирует привязанность к маме, а потом и к другим близким, а это основа будущих взаимоотношений – дружбы, любви, родительства. Именно в семье ребенок получает понимания того, что мир может быть безопасен, что он не страшен. Чего нет у детей из детских домов. У них, оставленных родителями, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в сердце, в душе, в каждой молекуле поселяется страх. Именно он потом движет таким человеком. Для того, чтобы справиться со страхом, защититься, ребенок находит самые простые и взятые из опыта общения с взрослыми методы, а именно равнодушие и жестокость к другим. Только в семье ребенок может сформировать отношение к себе: Какой я? Если в семье удовлетворяются потребности ребенка в защите, уходе, внимании, общении, ребенок понимает, что этот мир рад ему. У маленького человека рождается ощущение «Я – есть! Я - любим!», или как говорили на Руси «Я – есмь!».

Если не сложилось с биологическими родителями, то очень хорошо, что есть люди, которые называют себя приемными родителями. Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла. Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность – путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.

У приемных детей такой возможности не было. И этот путь, новым родителям приходится проходить заново, иногда начиная сначала. Порой дети удивляют своим регрессом в этом отношении. Они могут в 7 или 10 лет проситься на руки, просить, чтобы их покачали и даже соску. И это не патология или психиатрия. Это – признак доверия к родителям. Это желание пройти тот путь, который не пройден, но который как программа записан на нашей дороге развития. Не пройдя один уровень, невозможно попасть на другой. И ребенок хочет пройти его вместе с новыми родителями. Это как научиться ходить. Сначала нужно научиться сидеть, ползать, потом стоять, а затем, первый неловкий шаг. Если сравнивать по аналогии с выпускником детского дома, то ему от рождения и… сразу нужно ходить. А это невозможно. Поэтому он совершенно не знает, как строить отношения, не умеет любить, создавать привязанность. Он не понимает, зачем ходить на работу и как тратить деньги. Всегда все решали за него, и его мнение не учитывалось.

Этот путь формирования привязанности, а значит формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию - это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства – люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.

Сейчас закрываются детские дома – наследие советского детоустройства. Сложное время для тех, кто много лет посвятил работе в таких учреждениях. Но лучшее время для детей, оставшихся без родителей. Время, когда у каждого своя семья, а не общий дом. Одного желания обеих сторон в процессе создания новой семьи, конечно мало. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший травму привязанности, потери, часто насилие, не может быть идеальным. И родители – тоже люди, со своими взглядами на жизнь, семейными правилами, традициями. Не стоит ожидать, что все быстро станет на свои места, что через пару месяцев ребенок преодолеет все то, что должен был пройти за годы. Трудно поверить, что он вдруг станет хорошо учиться, будет послушным, или таким как надо нам, взрослым. Очень важно понимать, что требовать быстрого результата ни от ребенка, ни от родителей нельзя. Кроме того периода адаптации в новой системе, новому члену семьи еще предстоит наверстать все этапы развития взаимоотношений с родителями, которые он не прошел. А это – грудничковый возраст, когда малыш все время на руках, так называемый «юбочный», когда всегда рядом с мамой и практически держится за подол. Следующий за ним – возраст присмотра, когда малыш - дошкольник и всегда должен видеть взрослого в поле зрения, первых школьных шагов, когда мама или папа вместе делают домашние задания. И, особенный подростковый возраст, возраст противоречий и негативизма.

Часто задаю себе вопрос - зачем в семье «заводят» детей? Казалось бы, к чему этот вопрос, вроде бы ответ очевиден - продолжение рода/фамилии, продолжение жизни на земле. Кто какие варианты ещё предложит? Что получается из вышеуказанного?

Большинству семей и передать-то детям нечего кроме фамилии, зато как гордятся - сын понесёт дальше фамилию (читайте - вывеску), т.к. родовых знаний, традиций, ремесленных умений и секретов в родах, после революции и отрыва от корней, не осталось, чаще всего и родов в их первозданном значении не осталось, пеньки от некогда могучих родовых деревьев, хотя всё больше становится людей, которые стремятся хоть что-то восстановить из своих родовых корней. Те знания, которые дают в школе, передавать по наследству вряд ли стоит.

Тогда остаётся, что дети на сегодняшний момент нужны для продолжения жизни на земле, родил, сдал в приют и выполнил свою функцию, продлил жизнь, можешь быть свободен? Написал, а душа про- тестует - не то, не так.

Тогда ребёнок - это любимая игрушка, которую «заводят» для собственного удовольствия? Как собачку, нянькаются с ней, наряжают, украшают, выгуливают и воспитывают, чтобы в углах не какала и обои не драла? Ощущение, что пока так чаще всего и бывает. Но душа говорит, что и это не то. Спрашиваю её, а что же она хочет сказать, для чего же люди рождают детей?

Вот какие мысли приходят в голову, и насколько я смог это понять.

Нужно всегда помнить о божественном создании человека и о его божественной сути. Для чего бог создал человека? Первое и главное - это то, что человек создан по образу и подобию бога. Бог дал полную свободу своему созданию, свободу волеизъявления в мире, свободу проявления себя во всех жизненных аспектах, для достижения конечного результата, и всё это Бог дал для познания самого себя, для того, чтобы, повзрослев, создав себя, человек (душа) снова вернулся к богу в новом качестве.

Из этого, на мой взгляд, и нужно исходить при рождении и «воспитании» детей. Дети приходят в жизнь родителей для дальнейшего развития, раскрытия и познания родителями себя и мира, через общение с ребёнком, используя возможность взглянуть на мир его, детскими, «не зашоренными» глазами, с учётом прожитого опыта, и пересмотреть какие-то выводы; понять что-то вместе с ним по-новому, более глубоко, переосмыслить какие то вопросы, а иногда и задать их себе его устами.

Важно дать ребёнку полную свободу проявления себя в этом мире, понимая, что эта душа пришла для получения собственного жизненного опыта, что мы растим не «своего ребёнка», а свободную душу, пока ещё в маленьком теле, но со временем себе друга, соратника.

Повторю ещё раз - ребёнок не собственность родителей, не собственность государства, ребёнок это свободная личность и вправе сам выбирать свою судьбу, искать смысл и цель жизни своим путём .

Мы берём на себя большую ответственность, приглашая ребёнка в свою жизнь, так как нужно понимать уровень и перспективы своего развития, так как мы создаём изначально ребёнка по своему образу и подобию, передавая ребёнку своё состояние на раз- ных уровнях - физическом, духовном, интеллектуальном. Таким образом, общаясь с ним на равных, с уважением и любовью, познавая вместе с ним мир, родители передают ему в процессе жизни свой багаж мудрости, учат мудрому общению с миром на собственном опыте. Своего рода «воспитание» переходит в процесс беседы о жизни, а уж принимает ребёнок ваш опыт или нет, это его дело, его жизнь.

И если не принял, какую-то важную на ваш взгляд мысль, то, может быть, не так доносили, не тем тоном, не тем местом? Учитесь общению, развивайтесь дальше вместе с ребёнком. И всё это должно происходить в пространстве любви между мужчиной и женщиной, т.е. рождение ребёнка - это третий, очень важный этап развития человека в жизни (первый - до свадьбы, второй - после свадьбы).

Состояние ребёнка - это отражение, как в зеркале, вашего сегодняшнего уровня развития, как человека,как мужчины или женщины, состояния вашего ума, раскрытия вашего сердца, чистоты мыслей, баланс духовного и материального проявления в мире, счастья.

Есть поговорка: «Нечего пенять на зеркало, коли рожа крива». Если ваши дети ведут себя не так как вам хочется (неадекватно), то можно задать вопросы - может, это не дети ведут себя неправильно, а вы чего- то не понимаете? Может быть, вы говорите одно, а делаете на самом деле другое, и дети просто копируют ваши поступки? Может быть, просто нужно оставить ребёнка в покое и дать ему заниматься тем, к чему у него лежит душа?

Проще, намного проще надрать ребёнку попу или ещё как то заставить его что-то сделать, или наоборот, не сделать, чем заняться развитием себя в комплексе, отправить себя в спортзал, в библиотеку, сменить работу, бросить пить, изменить образ мыслей и способ взаимодействия с окружающими. Проявить любовь, доброту и мудрость в отношениях в семье и деятельности. Суть - начните с себя!

Относясь так к рождению детей, есть возможность избежать рифов чрезмерной материнской или отцовской «любви», т.к. в отношениях сохраняется естественная система ценностей и возрастает ответственность перед детьми, которые становятся нашими учителями.

Несомненно, практически каждый человек рано или поздно пытается дать ответ на возникающий у него вопрос - что я, как родитель могу и должен дать своему ребенку? Что дает детям семья?

Самое интересное заключается в том, что в большинстве случаев ответы на похожие вопросы уже заложены в нас, они хранятся где-то в глубине и часто, надо только прислушаться к себе, чтобы их найти.

Все мы, когда мысленно визуализируем понятие "семья", представляем себе определенную картину. И центральной фигурой этой, воображаемой нами семьи является образ матери - нежной заботливой женщины, которая всегда готова утешить, помочь, успокоить. Она любит своего ребенка, и ассоциируется у многих именно с этим чувством. И этот образ, этот символ заложен в нас самой природой. И это именно то, для чего нужна детям семья - для понимания, что в этом мире есть спокойный уголок, где всегда примут и поймут.

Именно мама олицетворяет у детей ту самую "крепость", укрытие и прибежище, где можно спрятаться от всех невзгод. Именно к ней чаще всего идет ребенок, когда у него возникают проблемы.

Мама для ребенка как его подушка безопасности, проводник между ним и миром. Она может принимать ребенка несмотря ни на что, в самых различных, часто даже не самых приятных его проявлениях. Это, возможно главный материнский принцип, то, на что мало кто способен кроме матери - принять свое чадо любым.

И самое главное - что делает она это искренне, ведь любые проявления фальши мгновенно чувствуются ребенком и связь теряется.

Конечно, это ни в коем случае не означает, что мать по умолчанию согласна с каждым жестом и поступком ребенка. Но именно это терпимое отношение должно помочь донести до ребенка, что он ошибся, что поступить надо было иначе. Но сначала мама должна выслушать свое чадо и попытаться понять.

В отличие от матери, в задачу отца входит установление границ, определение законов и правил, по которым ребенку предстоит жить в этом мире. И при этом не так важно мальчик растет в семье или девочка. Мать и отец в любом случае символизируют для ребенка два разных начала.

Мама - воплощение внутреннего мира, чувств, понимание мира, сострадание, папа- это мир окружающий, с его нормами, конкуренцией и законами общежития.

Если ребенок не получает от матери то, в чем он нуждается, в последствии у него может развиться низкая самооценка, сопровождающаяся чувством неполноценности и неуверенности в себе.

У него может часто появляется чувство неблагополучности, которое влечет за собой неправильные алгоритмы взаимодействия с миром. Он может пытаться подстроиться под других в ущерб себе. Ведь так просто сделать вывод о том, что не нужен никому, если не нужен собственной матери.

Если же ребенку не хватает отцовского воспитания и общения, это может повлечь трудности с дальнейшей социализацией и нахождением своего места в профессиональном мире.

И поэтому, когда ребенок воспитывается в одиночку одним из родителей, необходимо найти ту вторую фигуру, на которую ребенок мог бы ориентироваться.

Даже когда ребенок переживает трудный подростковый этап и ему кажется, что во всем мире нет ни одного человека, который бы понял его. Когда отвергаются все авторитеты, а советы родителей часто игнорируются, даже тогда, а может особенно тогда они должны быть его прочным тылом, теми людьми, которых он не потеряет в пылу взросления.

Влияние, которое оказывают оба родителя на ребенка, всегда играет крайне важную роль. Именно родители дают направление развития своего чада, и ответственны за то, каким он станет во взрослой жизни. Они передают ему свои знания, принципы, каждый со своей точки зрения и положения учит тому, как необходимо вести себя в этой жизни. То, что дает детям семья, что закладывает в них с самого раннего возраста, будет определять их судьбу в дальнейшем и последующее взаимодействие уже с их собственными детьми.

Пример родительского поведения, поддержка в трудную минуту, радость успехам, создадут ощущение дома, ведь это именно то, для чего нужна детям семья. Да и не только детям, но и взрослым.

Вы можете или написать свой.

Видеолекция "Гражданский брак: как не вляпаться, и как выпутаться?"

В этой лекции мы разберём со всех сторон такое интересное общественное явление, как "гражданский брак" (т.е. сожительство).

Вы узнаете всю его истинную поднаготную и сможете сделать осмысленный выбор.

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Назад Вперед

Для чего нужна семья?

Это не будет агитационной статьёй из серии: "Вы всё ещё не понимаете важность семьи? Тогда мы идём к вам!" Это, скорее, некое упорядочивание моих мыслей по теме.

А тема, как вы уже поняли - семья, её назначение и функции. Иными словами, всё то, что показывает нам значение семьи как для её отдельных членов, так и в более широком контексте - для общества в целом.

Когда я консультирую женщин, нередко приходится затрагивать этот вопрос в том или ином виде, и это логично.

Когда человек стремится создать семью или хочет наладить существующие отношения в семье, всегда нужно начинать с самого главного: "А в чём, собственно, смысл семьи?" , "Какие мотивы создания семьи можно считать благоприятными, а какие - нет?" , "Для чего вообще люди создают семьи?" , и т.д.

Вопросов возникает много, и для их решения стоит оглядеться и хотя постараться увидеть те фактические моменты, которые стоят за созданием семьи.

Хорошо, для чего же нужна семья? Сразу отмечу, что нумерация не имеет никакой связи с важностью того или иного пункта. К тому же, каждый может определять ценность той или иной функции совершенно по-разному.


1. "Эмоциональное убежище"

Так получилось, что эта функция семьи оказалась первым пунктом.

Может быть, и неслучайно, потому что она относится к разряду "новых". В том плане, что в последние десятилетия люди предъявляют к семейным отношениям всё более высокие запросы по части удовлетворения своих эмоциональны потребностей.

Если вы возьмёте для анализа поколение своих бабушек и дедушек (и, тем более, прабабушек / прадедушек), то сможете обнаружить интересную тенденцию.

В те времена функция "эмоционального убежища" в браке была для людей не так важна, как сейчас.

Сейчас кого не спроси, все в супружеском союзе хотят ощущать себя нужными, ценными, незаменимыми. Жаждут признания, уважения, симпатии и эмоциональной поддержки от супруга / супруги и (порой) от других членом семьи.

И если сейчас без этого "набора" большинство людей просто не готовы создать семью, то раньше на первых ролях чаще стояли другие ценности:

- "Он надежный, уважаемый человек";
- "На него можно положиться";
- "Хороший семьянин";
- "Отличная хозяйка и мать";
- "Мудрая скромная женщина";
- и так далее...

Кто-то из вас может сказать, что эти ценности в ходу и поныне. И это действительно так. Просто изменился процент тех, кто сейчас придает им столь же высокое значение, как люди, жившие 2-3 поколения назад.

И, надо сказать, рост именно этой тенденции (страстного желания получить в браке "эмоциональное убежище") нередко приводит к быстром развалу супружеских союзов. Но это отдельная тема, которая требует детального рассмотрения.


2. Реализация стремления быть матерью / отцом

В голове и душе психически здорового человека практически всегда возникает желание реализовать себя как родителя.

Это обычная психологическая и социальная потребность, в процессе которой взрослые люди добровольно принимают на себя обязательства по уходу и воспитанию своих детей.

Данное стремление можно назвать одной из высоких форм инстинкта продолжения рода, при которой основная энергия человека идет на поддержание своего потомства.


3. Удобство

Одна из очевидных и очень утилитарных функций - это удобство. В грамотно отлаженном семейном механизме человеку жить удобнее, чем вне его.

Когда люди связывают свои жизни, то уже не все обязанности ложатся на плечи одного человека. Он перестает быть одиночкой, и основная ценность заключается во взаимной помощи, а также в разделении дел между супругами (а впоследствии - и между детьми).

В противовес "эмоциональному убежищу" удобство, как функцию семьи, можно условно отнести к "старым".

Ведь если раньше у людей было мало возможностей облегчить себе быт и ведение хозяйства, то за последние десятилетия был совершён огромный технологический рывок, позволяющий жить удобно даже заядлым одиночкам.

Конечно, говорить о полном исчезновении этой функции будет неразумно, однако её влияние стало меньше, чем раньше.


4. Реализация сексуального инстинкта

Кто-то скажет, что иметь сексуальные контакты можно и без создания семьи. Безусловно.

Однако в семье мы получаем социально одобряемую реализацию этого природного инстинкта, что психологически важно для большинства людей (вспомните, как общество относится к людям, ведущим беспорядочную половую жизнь).

Плюс к этому, в семье уровень реализации сексуальных связей, как правило выше, и позволяет супругам придавать самому процессу смысл, который зачастую отсутствует при внебрачных связях.


5. Делим ценности

Речь, конечно, не о разделе имущества) Каждому человеку рано или поздно захочется, чтобы рядом был близкий человек, который разделит его взгляд на мир, его ценности и установки.

В идеальном случае, людям следует вступать в брак только в том случае, если у них уже сейчас совпадают жизненные ценности.

Именно поэтому столь важен изначально грамотный выбор. Он позволяет одним махом перекрыть множество потенциальных противоречий между супругами, которые могли бы возникнуть в будущем.

Как простейший пример: для него важнейшая ценность - независимость и свобода, для неё - дети и домашнее общение.

К какому итогу придут эти люди, если соединят свои судьбы? Неизвестно. Однако точно можно сказать, что это будет либо разрыв (люди просто хотят проживать жизнь по-разному), либо корректировка ценностей (у одного или обоих супругов), что позволит им не просто сохранить брак, но и остаться в нём счастливыми.

Поэтому наличие и формирование общих ценностей в семье - одна из важнейших её функций, которая объединяет всех её членов.


6. Доверие

Семья - это то место, где человек рассчитывает доверять и пользоваться доверием.

С детства нас учат не никому не доверять: незнакомым дядям, незнакомым тетям, Дедам Морозам и Снегурочкам, а также участковому милиционеру, который совсем не участковый и совсем не милиционер. Ах да, не милиционер, а полицейский!)

Но суть не в этом. С детства мы усваиваем модель, что доверять никому нельзя, даже если очень хочется. А потому жизнь обязательно подкинет нам ситуаций, когда мы утвердимся в этом убеждении ещё больше...

Но внутри-то мы всё-равно хотим хоть кому-то, но доверять. Конечно, не всем, но ведь должен же быть кто-то, кто не предаст нас, и кого не предадим мы. Это и есть доверие.

Мы устаем везде видеть конкурентов, врагов, соперников и потенциальных завистников. Мы хотим довериться другому человеку и не прогадать. Мы хотим довериться и быть уверенными. Это то, что может дать нам хорошая семья.


7. Поддержка и защита в трудную минуту

Мы слабы настолько, насколько сильно наше Эго. И почти все мы хотим, чтобы любимый человек поддержал и защитил нас в трудную минуту.

Когда мы пострадали от действий или слов другого человека, обычно мы сами прекрасно знаем, если были неправы. Но это неважно. Наше Эго просит заступничества у партнера. И если не его одобрения, то хотя бы понимания.

Женщина сорвалась и сказала кому-то лишнее в пылу ссоры. В ответ получила противодействие.

Теперь вопрос: Неужто она хочет, чтобы муж давал ей наставления, как она неправа, и как она сама спровоцировала этот конфликт?

Она же не дура. Она прекрасно понимает, когда и что она спровоцировала или не спровоцировала. Но сейчас это не важно. Она ждет поддержки и защиты. Или хотя бы отсутствия осуждения.

И все мы в глубине души хотим поддержки, даже если правда не нашей стороне. Поэтому, даже если партнер не прав, нужно постараться его поддержать, и только потом, наедине, прояснить ситуацию и ваше истинное отношение к ней.


8. Совместная радость успехам / прохождение трудностей"

Ставлю эти вещи в паре, потому что иначе не бывает. Люди, нацеленные лишь на совместную радость и успехи, крайне редко бывают достойными супругами.

Не зря говорится "И в печали, и в радости..." (дословно уже не помню, но смысл именно такой).

Готовность к совместным взлётам и приятным жизненным ситуациям - не критерий серьезных отношений.

Напротив, готовность оставаться любящим и терпимым супругом в трудные времена, в периоды падений и неудач - вот куда более надежный индикатор глубоких отношений между людьми.


9. Нравственный рост

Что такое нравственность?

Это способ регуляции поведения человека с помощью норм. Но не просто норм, а норм, имеющих некое идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости, и т.д.

Находясь вне семейного контекста, человек объективно может подчиняться меньшему количеству норм и правил. Во многом именно это удерживает людей от вступления в брак.

Сегодня я могу делать и это, и это, и еще вот это, а завтра уже нет? Ну уж, извините, я не тороплюсь...

Примерно так рассуждает часть людей, которая пока не готова добровольно ограничить свою жизнедеятельность дополнительными нормами поведения.

Но самая главная трудность для современного человека - это, безусловно, умение жертвовать.

Умение идти на уступки, на компромисс, умение испытывать счастье от сознательного самоограничения, если его исток - истинная любовь к другому человеку.

Именно этих качеств не хватает многим молодым (и не только) семьям для полноценного нравственного роста.


10. Повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам

Эта функция семьи в настоящее время переживает своеобразный кризис. Его масштабы оценить достаточно трудно, однако в русскоговорящих странах эта проблема видна невооруженным глазом.

Одна из исконных функций семьи - функция защиты её членов от внешних угроз, сейчас трещит по швам. Огромное количество разногласий, возникающих между поколениями, приводит к тому, что:

Родители не стремятся помочь своим детям;
- дети не хотят принимать помощь от родителей из-за испорченных отношений;
- родители пытаются помочь своим детям так, как считают правильным именно они (а не дети, нуждающиеся в помощи);
- дети недовольны тем, что родители пытаются оказать им "медвежью услугу";
- и т.д.

Все это и многое другое, безусловно, мешает сплочению семьи, подрывает её способность выступить в случае необходимости единым фронтом и отстоять свои интересы и потребности во внешней среде.

Как итог, разобщение внутри семьи ведет к понижению её силы и потенциального влияния на окружающий мир, к большей уязвимости перед неблагоприятными факторами (в первую очередь, социального и экономического плана).


11. Воспитание детей

Это то, что принято называть в том числе социализацией. Каждое человеческое существо проходит путь интеграции в общество. В большей или меньше степени, но это происходит всегда, если ребенок вырастает хоть в каком-то контакте с цивилизацией.

Глубинная суть воспитания - это нахождение компромисса между естественными потребностями ребенка (удовлетворение физиологических потребностей, комфорт, положительные эмоции и т.д.), которые он стремится реализовать, и нормальной жизнедеятельностью других людей, которые его окружают.

Это постепенное прививание ребенку самоконтроля и умения смотреть на любые события и ситуации (в том числе конфликтные) с точки зрения других людей.

Наконец, воспитание - это процесс, в процессе которого, ребенок учится видеть себя как часть более крупных систем, в которые он включён: семья и общество в целом.

Происходит это через усвоение определенных норм поведения, позволяющих людям решать большинство вопросов не через агрессию и силу, а с помощью диалога. Поэтому одной из важнейших задач при воспитании детей является прививание им высокой культуры общения.


12. Семья - этический регулятор действий супругов

Ещё одна важная функция семьи - этическая регуляция поведения супругов. Это особенно актуально, когда в семье появляются дети.

В подобной ситуации родители интуитивно начинают чувствовать серьёзную ответственность за то, как будет развиваться их ребенок, и каким человеком он станет.

Да, это происходит не всегда, однако общая тенденция присутствует. Отец и мать начинают более внимательно относиться к тому, что они транслируют во внешний мир, зная, что за ними теперь наблюдает ребенок (или несколько детей).

К чему это приводит? К росту самоконтроля.

Если в предыдущем пункте самоконтроль прививался детям со стороны родителей, то здесь мы видим обратную ситуацию.

Здесь уже именно ребенок влияет на родителей и их способность контролировать свои негативные эмоции, свою речь, следить за манерами и поведением в целом.


13. Семья - это школа личностного роста

Бог устроил всё очень интересным образом. Все мы стремимся к счастью, и большинство людей хотят создать полноценную крепкую семью, чувствуя, что именно там они могут это самое счастье испытать.

Однако парадокс заключается в том, что нечто, доставляющее нам счастье, способно (и будет) доставлять нам сильную боль.

И семья - это место, в котором нас большую часть времени будет бросать по волнам то вверх, то вниз. Через самых близких людей мы будем получать то неописуемое счастье, то сильнейшую боль.

И этот процесс будет повторяться до тех пор, пока мы не перестанем яростно стремиться лишь к одному полюсу переживаний.

Лишь когда мы смиримся с фактом того, что любви без страданий не бывает, мы получим шанс на уменьшение амплитуды "волн" в наших семейных отношениях.

Именно этот критерий служит хорошим индикатором нашего личностного роста.


14. Формирование родовых моделей / сценариев поведения

Говоря о семье, её функциях и роли, нельзя обойти стороной и такой момент как формирование родовых моделей поведения.

На каждой семье лежит ответственность за то, что её члены смогут передать своим потомкам. Какие жизненные ценности, какие установки, какое видение мира и т.п., вплоть до конкретных сценариев поведения, которые реализуются из поколения в поколение.

Все мы знаем, что семью и род нередко преследуют одни и те же проблемы, например:

Из поколения в поколение у женщин погибают мужья;
- мужчины постоянно женятся на бесплодных женщинах;
- из поколения в поколение тянутся определенные заболевания;
- женщины постоянно выходят замуж за алкоголиков и деспотов;
- и так далее...

И в этом нет никакой магии, никакой порчи. Не нужно обращаться к бабкам и целительницам. Достаточно скорректировать свой жизненный путь, и он станет моделью для наших потомков. Точно так же, как путь наших предков стал моделью для нас самих.


15. Сотрудничество

Мы живем в эпоху, когда очень многое доступно человеку просто по факту того, что у него есть деньги.

Человек с достаточно высоким уровнем дохода иногда живет в иллюзии "повышенного могущества". Подсознательно он меньше ценит теплые отношения между людьми, взаимовыручку и сотрудничество, потому что считает, что его главная защита - деньги.

Не вполне осознавая это, такие люди отталкивают от себя родных, ставя материальное благополучие выше семейных и общечеловеческих ценностей.

Это тенденция современности. Слишком большое внимание уделяется интересам индивида, одиночки, а не интересам семей, как объединенных групп людей, выполняющих важнейшие функции в общественном устройстве.

В противовес этому, жизнь в семье учит людей умению сотрудничать, тепло и душевно относиться друг к другу, с радостью приходить на помощь.

Таким образом, сотрудничество, которое человеку-одиночке просто не нужно, для семьи (особенно многодетной) является необходимым фактором успешного развития.


Подводя итог

Разумеется, рассмотренные выше 15 пунктов не исчерпывают всего многообразия функций семьи, однако даже этого достаточно, чтобы увидеть, насколько сложным и многогранным социальным институтом является семья.

Чтобы осознать, насколько серьёзное влияние она оказывает на деятельность человека, на его психическое, социальное, духовное и нравственное развитие.

Чтобы задуматься над тем, как грамотно строить семейные отношения, чтобы они стали опорой как для нашего счастья, так и для счастья наших потомков.

Дмитрий Олегович Науменко,
Любовь Без Компромиссов.

08 декабря 2012

Детям нужна семья. Это даже не обсуждается. Дети не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. И, если ребенку не посчастливилось расти в семье, он может выжить физически, но психологически это очень трудно. Поэтому дети, которые выросли в детских домах, часто становятся не самыми лучшими, как говорится, членами нашего общества. Другими словами они, выходя из государственных учреждений, часто попадают в другие, похожие учреждения — тюрьмы, занимаются проституцией, принимают наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

Ошибаются те, кто считает, что это все гены. Не передается генами воровство или занятия проституцией, а так же склонность к алкоголизму или наркомании. Просто эти дети, выходя из закрытого учреждения, не умеют жить в обществе, не умеют обслуживать свои нужды, да и нужды, а точнее потребности свои они не осознают. Ведь они этому не научены. В детском доме все по расписанию. Не тогда, когда ты хочешь кушать или мокрый, или когда больно, а тогда, когда положено. Со временем, ребенок понимает, что о своих потребностях не стоит заявлять громким плачем или другим способом, а еще спустя время, малыш перестает их осознавать. Он просто замирает и ждет, когда наступит нужное время, по расписанию. А боль или голод вообще перестает чувствовать. Вот почему дети из детского дома иногда действительно не чувствуют боль, холод, повышенную температуру своего тела. А тем более они не умеют чувствовать боль и переживания другого человека. Для них страдания другого не имеют значения. Поэтому они бывают жестоки порой.

Именно поэтому детям нужна семья. Именно там, в семье, ребенок формирует привязанность к маме, а потом и к другим близким, а это основа будущих взаимоотношений — дружбы, любви, родительства. Именно в семье ребенок получает понимания того, что мир может быть безопасен, что он не страшен. Чего нет у детей из детских домов. У них, оставленных родителями, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в сердце, в душе, в каждой молекуле поселяется страх. Именно он потом движет таким человеком. Для того, чтобы справиться со страхом, защититься, ребенок находит самые простые и взятые из опыта общения с взрослыми методы, а именно равнодушие и жестокость к другим. Только в семье ребенок может сформировать отношение к себе: Какой я? Если в семье удовлетворяются потребности ребенка в защите, уходе, внимании, общении, ребенок понимает, что этот мир рад ему. У маленького человека рождается ощущение «Я — есть! Я — любим!», или как говорили на Руси «Я — есмь!».

Если не сложилось с биологическими родителями, то очень хорошо, что есть люди, которые называют себя приемными родителями. Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла. Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность — путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.

У приемных детей такой возможности не было. И этот путь, новым родителям приходится проходить заново, иногда начиная сначала. Порой дети удивляют своим регрессом в этом отношении. Они могут в 7 или 10 лет проситься на руки, просить, чтобы их покачали и даже соску. И это не патология или психиатрия. Это — признак доверия к родителям. Это желание пройти тот путь, который не пройден, но который как программа записан на нашей дороге развития. Не пройдя один уровень, невозможно попасть на другой. И ребенок хочет пройти его вместе с новыми родителями. Это как научиться ходить. Сначала нужно научиться сидеть, ползать, потом стоять, а затем, первый неловкий шаг. Если сравнивать по аналогии с выпускником детского дома, то ему от рождения и... сразу нужно ходить. А это невозможно. Поэтому он совершенно не знает, как строить отношения, не умеет любить, создавать привязанность. Он не понимает, зачем ходить на работу и как тратить деньги. Всегда все решали за него, и его мнение не учитывалось.

Этот путь формирования привязанности, а значит формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию — это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства — люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.

Сейчас закрываются детские дома — наследие советского детоустройства. Сложное время для тех, кто много лет посвятил работе в таких учреждениях. Но лучшее время для детей, оставшихся без родителей. Время, когда у каждого своя семья, а не общий дом. Одного желания обеих сторон в процессе создания новой семьи, конечно мало. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший травму привязанности, потери, часто насилие, не может быть идеальным. И родители — тоже люди, со своими взглядами на жизнь, семейными правилами, традициями. Не стоит ожидать, что все быстро станет на свои места, что через пару месяцев ребенок преодолеет все то, что должен был пройти за годы. Трудно поверить, что он вдруг станет хорошо учиться, будет послушным, или таким как надо нам, взрослым. Очень важно понимать, что требовать быстрого результата ни от ребенка, ни от родителей нельзя. Кроме того периода адаптации в новой системе, новому члену семьи еще предстоит наверстать все этапы развития взаимоотношений с родителями, которые он не прошел. А это — грудничковый возраст, когда малыш все время на руках, так называемый «юбочный», когда всегда рядом с мамой и практически держится за подол. Следующий за ним — возраст присмотра, когда малыш — дошкольник и всегда должен видеть взрослого в поле зрения, первых школьных шагов, когда мама или папа вместе делают домашние задания. И, особенный подростковый возраст, возраст противоречий и негативизма.

Я не идеализирую все приемные семьи. Немало у них сложностей, и не так много накопленного опыта. Но, люди, взявшие в свой дом, в свою жизнь чужого ребенка, а то и нескольких, достойны уважения. И благодарности.

Марианна Лапина ,
практикующий психолог