Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Отсутствие мотивации для выполнения требований. Пресловутые возрастные кризисы

Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

Почему ребенок становится непослушным

Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

Есть еще множество разных причин непослушания, которые так или иначе связаны с вышеперечисленными факторами. Но что делать, если причина непослушания – гиперактивность?

что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

Гиперактивные дети

Нередко непослушание и нервозность свидетельствует не о пробелах в воспитании, а синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это не просто характеристика, это неврологический диагноз, который может поставить только врач. Но помните, приписывать диагноз каждому хулигану нельзя, нужно четко отличать проблемы с воспитанием и нарушения по части неврологии. Гиперактивность, как правило, возникает еще во внутриутробном периоде, если мама была лишена некоторых витаминов или микроэлементов, при гипоксии плода, если женщина нервничала или принимала сильнодействующие медикаментозные препараты при беременности.

Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, они быстро меняют род занятий, хватаются то за одно, то за другое. Таким деткам тяжело в школе, они не могут высидеть спокойно даже нескольких минут. Проявления СДВГ заметны уже с грудничкового возраста – такие детки плохо и мало спят, постоянно ворочаются. Гиперактивные дети не могут стоять на месте, они постоянно бегут, скачут, кружатся или прыгают. Нетерпение – их главный спутник. Такие детки не могут подождать что-то или кого-то, они очень разговорчивы, часто перебивают и кричат. Дети с диагнозом СДВГ очень остро реагируют на критику, нервничают, не слушают взрослых. Если вы обнаружили у своего ребенка подобные симптомы, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом. Поймите, ваш малыш не виноват, что его нейронные связи работают именно так, и никак иначе. Но для того, чтобы ребенок учился воспринимать информацию и хорошо учился в школе, диагноз нужно лечить. Для этого врач может прописать медикаментозные успокаивающие препараты, которые нужно пить курсами. Это поможет не только вам, но и вашему ребенку. Но самое главное – это работа с психологом и построение адекватного воспитательного процесса.

как успокоить гиперактивного ребенка

Как воспитывать нервного и непослушного ребенка

Если проблем с неврологическим здоровьем у малыша нет, то его поведение – результат вашего воспитания или его отсутствия. Вот несколько практических советов, которые помогут вам исправить ситуацию.

  1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
  2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
  3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
  4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
  5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
  6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
  7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
  8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.

Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

Не выплескивайте негатив на непослушного ребенка, даже если сделать это очень сложно. Соберите волю в кулак и воспитывайте, разговаривайте, разбирайте, дружите. Становление и воспитание ребенка – ежедневный труд, но только от вас зависит, каким станет малыш завтра, и как он будет относиться к разным людям и ситуациям. Поддержка, терпение и родительская любовь способны растопить даже самое черствое детское сердечко. Относитесь к ребенку с пониманием, и он непременно ответит вам тем же!

как отучить ребенка материться

Видео: как справиться с неуправляемыми детьми

Здравствуйте дорогие родители неуправляемых детишек! В эфире Саша Богданова...

У вас тоже дома бегают маленькие «монстрики» кусающие маму и папу и вы не знаете что делать? Не спешите хвататься за ремень! Давайте лучше поговорим о том, что делать если ребенок нервный и непослушный.

Хочу дать вам несколько советов, следуя которым вы уже очень скоро забудете какими острыми могут быть зубки ваших малышей и узнаете как это приятно, когда дети обнимают вас и говорят — «я люблю тебя, мамочка!»

Но для начала давайте попробуем разобраться в причинах такого поведения.

Часто мамочки откровенно сходят с ума от собственных детей. Постоянная усталость, не полноценный сон, быт, а ко всему еще и детские истерики, которые напрочь лишают сил.

Конечно в таком состоянии бывает сложно даже попытаться понять что с ребенком, почему он кричит и плачет. Точнее сказать, в таком состоянии вообще сложно что-либо понимать.

Представьте такую ситуацию: вечер, ребенку пора спать, у вас еще масса дел, а неугомонный малыш всё никак не засыпает... дерется, «грызет» братика или сестру, нервничает, психует, бросает игрушки на пол, короче полных хаос......

— Мама, я не хочу спать!! Нет! Не буду! Отстань! Я тебя ненавижу!!

Что часто отвечают родители на это?

— А ну марш в постель!! А то я тебе…...

Во-первых! Совершенно не допустимо так разговаривать с ребенком! Об этом чуть позже.

Во-вторых...

Как вы думаете, чего так бурно добивается малыш? Почему он кричит, плачет или даже дерется?

Да, можно конечно сказать что, например:

  1. Малыш устал
  2. Может кушать хочет
  3. Или у него болит что-то
  4. и тд...

Но причины, по которым ребенок ведет себя «не адекватно» намного глубже. Главный двигатель агрессии в детях — это сами родители!

Причины агрессий и истерик у малышей: что мы — родители делаем не так

Давайте рассмотрим возможные причины непослушаний, истерик и агрессий у детей и попробуем найти выход из ситуации, которая сводит с ума всю семью.

  • Отсутствие уважения в семье
  • Родители не авторитет для детей
  • Никто не говорит спасибо и никого не хвалит
  • Нет родительской поддержки
  • Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия
  • В доме слишком шумно — все кричат
  • Шантажировать нельзя, поощрять нужно
  • Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра
  • Ребенок не чувствует себя значимым и любимым
  • Нет времени на общение с детьми
  • Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

И так... а теперь давайте по порядку и более подробно разберем все наши родительские недочеты.

Отсутствие уважения в семье: критика и унижения — как цель быть лучше других

Папа не уважает маму, мама не уважает папу и оба они не уважают детей, а дети отвечают им тем же. В чем это проявляется?

Всем наплевать на желания и потребности других. Каждый думает только о собственном комфорте и о собственных достижениях, а всё что делается в доме, воспринимается как должное или что еще хуже — критикуется.

Вот такая например ситуация...

— Да от чего ты устала? Ты же весь день сидишь дома и ничего не делаешь! Подумаешь борщ сварила! И к тому же не вкусный... Лучше я детей в кафе свожу, хоть поедят нормально...

Таким высказыванием отец проявляет неуважение ко всему что делает жена и дети начинают вести себя с мамой также. Или другая ситуация... Муж построил будку для Тузика — любимца детишек, а жена ему:

— Это что, будка?? Руки у тебя из одного места растут! Ничего нормально сделать не можешь! Выбрось этот ящик на помойку... Поехали, детки, в магазин, я нормальный домик куплю для вашей собачки...

Т.е. родители пытаются завоевать уважение детей за счет унижения друг друга. А соответственно и дети будут относиться к ним также...

Родители не авторитет для детей:

Прежде всего маме и папе нужно стать одной командой, а не противоречием друг друга.

Т.е. если мама, например, говорит что кексы можно будет кушать после супа, а папа игнорирует это правило и дает малышу сладкое, то авторитет мамы в глазах ребенка теряется.

Значит в следующий раз малыш не будет её слушаться. А зачем? Папа же разрешает...

Или наоборот... папа категорически против гаджетов за ужином, а мама подаёт их вместе с пирогом, лишь бы все сидели за столом спокойно. Вот вам пожалуйста — прощай авторитет отца!

И это, друзья мои, огромная проблема, с которой многим родителям очень сложно справиться.

Научитесь действовать сообща, решайте вместе что лучше для ваших детей!

Вы никогда не хвалите детей и не говорите им спасибо

Всё что делается другими — никак не ценится, никто не говорит «спасибо» и никто никого не хвалит.

Ну и пусть борщ был не таким вкусным как хотелось бы, а будка для Тузика не похожа на коттедж из журнала. Скажите друг другу «Спасибо!» и похвалите!! Тоже самое касается и отношения к детям.

Малыш нарисовал для вас рисунок, он старался, вкладывал любовь в каждую черточку, а вы ему:

— Что-то не похоже это на цветок, мазьня какая-то...

Представляете что чувствует малыш слыша такие слова? И не удивляйтесь потом если он назовет ваши пирожные какашками и выкинет их в мусорное ведро.

Всегда хвалите ребенка, даже если у него не очень получается что-то делать. И всегда говорите «спасибо».

Нарисовал рисунок? Скажите что вам очень нравится и повесьте произведение на самое видное место! Скажите что вам очень приятна такая забота малыша, ведь он хотел вас порадовать.

Убрал за собой игрушки? Скажите ребенку какой он молодец что сам всё сложил, что он очень помог вам этим и тд.

Поддержка родителей важна для ребенка всегда и везде

Важно поддерживать своих малышей всегда и во всём. Нравится ребенку рисовать? Поддержите его в этом, предложите обучение в художественной школе, скажите что у него всё получится!

Или просто разделите с ним это увлечение и рисуйте вместе с ним.

Видите что у сына или дочки плохое настроение? Поинтересуйтесь что с ним, что его тревожит, почему ему грустно. Спросите чем вы можете ему помочь.

Покажите ребенку что он всегда может на вас положиться, что вы никогда не оставите его наедине с проблемой. Ребенок должен знать что мама и папа — это его опора всегда и везде!

Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия

К сожалению многие родители до сих пор используют гестаповские методы воспитания. Т.е. применяют физическое насилие к детям, бьют их и жестоко наказывают.

Не нужно хватать ремень и другие предметы чтобы ребенок начал вас слушаться. Ваша «сила» — это на самом деле ваша слабость! Вы не можете справиться со своими эмоциями, так чего тогда требуете этого от ребенка?

Показывая малышу свою «силу», вы учите его быть слабым, т.е. в будущем он будет копировать вас. Он будет бить вас, брата, сестру, детей на площадке, а потом скорей всего и своих детей.

Научитесь сначала справляться с собой, а потом уже беритесь за воспитание детей!

Почему он меня не слышит, ведь я так громко на него кричу?

Почему-то многие родители уверенны что если они будут очень громко кричать на непослушного ребенка, то он обязательно перестанет плакать, истерить и немедленно начнет их слушаться — это первая и пожалуй самая главная ошибка!

Если вы хотите понять что с вашим крохой... Ведь хотите же? Тогда перестаньте кричать на него откуда-то сверху. И вообще перестаньте кричать! Малыш вас не услышит даже если вы громче полицейской сирены орать будете.

И более того, чем громче кричите вы — тем громче надрывает свой голос малыш!

И так... как же всё-таки понять что с ребенком, как добиться ответа от неуправляемого «монстрика»?

Для начала успокойтесь... И никакой агрессии на ребенка!

Первое что нужно сделать – это обратить внимание ребенка на вас.

— Солнышко, посмотри на меня... почему ты плачешь?

  • Ты устал?
  • Кушать хочешь?
  • Или ты хочешь чтоб я тебе сказку почитала?

(только не сыпьте на него все вопросы сразу, дайте малышу услышать вас)

И не ждите мгновенного ответа. Скорее всего какое-то время ребенок будет продолжать кричать, плакать, драться и тд. Терпение вам в помощь.

Дайте понять ребенку что он важен для вас, что вы его любите. А если и накричали на него, то объясните почему это произошло.

Обнимите ребенка и тихо, спокойно продолжайте спрашивать, задавайте наводящие вопросы. Постепенно диалог наладится.

Продолжая обнимать погладьте по спинке, детки это любят) Малыш успокоится и расскажет вам обо всём, что его тревожит. Пусть на своем ломаном детском языке или вообще жестами, если совсем маленький, но расскажет.

И помните...

Ребенок – это ребенок и часто он просто не способен понимать чего хочет! Помогите ему...

Еще как вариант - говорите в утвердительной форме, если точно знаете причину внезапного каприза, например если уверенны что он голоден, то прямо скажите:

— «Ты хочешь кушать, поэтому плохо себя чувствуешь!». Скорей всего доверчивый малыш согласится с вами, покушает и успокоится.

Даже если ребенку всего 2-3 года, не стоит разговаривать с ним как с пупсиком, который не понимает ваших слов. Он хоть и малыш совсем, но поверьте понимает вас! А мнение «да что он понимает, он еще маленький» очень даже ошибочное!

Шантажировать нельзя, поощрять нужно

Такой метод воспитания как шантаж не работает также как крик, ремень и прочее. Вы говорите ребенку что лишите его любимой игрушки, если он не поест.

Давайте рассмотрим ситуацию по-другому...

По каким-то причинам вам не хочется сейчас кушать. Может вы хотели бы съесть что-то другое, чего сейчас нет или просто нет аппетита. Ок, вы не поели... значит должны непременно себя наказать!

Выбросите свой ноутбук или tv в окно — вы наказаны!

А вот поощрять какие-либо поступки малышей будет очень полезно. Например, ребенок периодически помогает вам убирать после ужина посуду со стола. Во-первых, не забывайте говорить спасибо и хвалить его, а во-вторых, за помощь можете чем-то наградить малыша. К примеру новой игрушкой или походом в парк.

Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра

Часто родители сами путают детей. Расскажу как я по сей день борюсь с этим.

С самого рождения я приучаю детей к тому, что на окне стоять нельзя... на подоконнике в смысле. Нельзя ни с мамой ни с папой ни тем-более одному. Никогда нельзя!

Что делает папа? Он с первых месяцев ставит ребенка на подоконник, так он отвлекает его от чего-либо, успокаивает. А все мои попытки объяснить почему так нельзя воспринимаются с насмешкой...

Если вы говорите ребенку что этого нельзя делать, значит нельзя всегда — и сегодня и завтра и послезавтра!

А если сегодня вы разрешаете стоять ему на окне, а через год скажете что залазить туда нельзя, то ребенок вас просто не поймет.

— Как это, вчера было можно, а сегодня стало нельзя?? Но почему? Наверно родители что-то путают, пойду залезу... ведь всегда же было можно(!) — вот что будет думать малыш.

И это касается всего! Нельзя — означает нельзя!!!

Ребенок не чувствует себя значимым и любимым

Я не исключение и тоже делаю ошибки. Так, например, когда у меня родилась младшая доча, старшая ни только осталась без внимания (так она чувствовала), но и вообще потеряла свою значимость в семье.

И хоть мне тогда казалось что я делаю всё, чтобы она чувствовала себя по-прежнему любимой, но как теперь понимаю — делала я далеко не всё... Ей меня не хватало((

И от этого очень грустно((И хоть сейчас я уже понимаю свои ошибки и стараюсь всячески их исправить, время то прошло. А можно ведь было избежать обид ребенка........

Очень часто такое происходит при появлении еще одного малыша в доме. И здесь важно дать понять старшим что их никто не разлюбил. Что они также важны для вас, как и раньше.

А чтоб они чувствовали себя значимым, можно попробовать приобщать их к заботам о младшем.

Даже такая мелочь, как просьба принести чистый подгузник — даст ребенку уверенности в том, что он важен. Скажите что без него вы бы не справились и опять же не забудьте сказать спасибо.

Также потерять свою значимость ребенок может тогда, когда рядом с мамой появляется новый мужчина. Для ребенка это вообще равно предательству. Отсюда и агрессия и истерики и часто всё это может закончится .

Много причин по которым малыш может чувствовать себя не нужным и не любимым, здесь нужно смотреть конкретную ситуацию и разбирать что откуда.

«Меня не любят!» — так дети говорят когда им не хватает вашей любви и это логично. Вы безумно любите своего ребенка и вам непонятно почему он этого не чувствует, но так часто бывает.

Поэтому... Как можно чаще говорите детям что любите их. Всегда говорите, каждый день, каждое утро, каждый вечер....... а ни только в день рождения и то только в открытке!

Когда вы открыты перед детьми, когда не стесняетесь выражать свои чувства и глядя в глаза говорите «я люблю тебя», поверьте, ребенок ответит вам тем же. От своих детей я слышу эти слова очень часто и это очень приятно)

Детский час — время для детей

Важно не только говорить о любви, но и проявлять её. Что такое любовь к ребенку? Это не новая игрушка или вкусный ужин. Это ваше внимание!!

Мы часто говорим что нам некогда, у нас работа, заботы, хлопоты, но на самом деле время найти можно и нужно! Выделить хотя бы пару часов в день для детей думаю не сложно.

Уберите подальше телефоны, выключите телевизоры и всё остальное, отдайте всё своё внимание детям. Полепите с ними, порисуйте или просто поговорите. Расскажите какую-нибудь интересную историю из своей жизни или почитайте книгу.

Не важно что вы будете делать, важно что в этот момент вы целиком и полностью для детей!!!

Также можно привлекать детишек к вашим делам. Например вы готовите ужин, попросите детей помочь вам, например помыть картошку или достать огурец из холодильника, перемешать салат и тд.

Если мальчикам это не интересно, то можете им предложить привезти в любимом грузовичке необходимые вам продукты, уверена такая игра им понравится.

Таким образом вы и дела сделаете и дети не без внимания!

Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

Даже когда, на первый взгляд, в семье всё хорошо, все друг друга уважают и мама с папой действуют как единая команда, оберегают детей и заботятся «как надо», ребятишки всё равно кричат, истерят и плачут.

«Почему?» спрашивают себя родители.

Мама и папа не дают и шагу ступить без их контроля, не позволяя малышу развиваться как самостоятельному человеку. К чему это приводит?

Ребенок начинает бояться делать самостоятельные шаги, а истериками он пытается добиться того, чтоб за него решили все проблемы, даже такие, как например — поднять с полу упавший кубик или взять со стола стакан воды.

Позволяйте своим деткам самостоятельно решать свои «глобальные» проблемы. Более того, с самого раннего возраста необходимо приучать малышей к тому, что у них кроме потребностей, есть еще и обязанности.

Таким образом они не будут требовать от вас бегать перед ними «на задних лапках». Об избалованных детках мы более подробно поговорим в отдельной статье.

Итог всего сказанного

Любите детей, хвалите почаще, поддерживайте их, уделяйте внимание и никогда не показывайте плохих примеров!

На этом, друзья, буду заканчивать. Не маленькая такая статья получилась, но уверенна что я еще не всё сказала, тч если есть вопросы или какие-то мысли на эту тему, то жду ваших комментариев.

Кстати! Есть очень хорошая книга автора Элизабет Пэнтли: «Дисциплина без наказаний и крика! » — как привить своим детям послушание без нервотрепки, скандалов и плача! Рекомендую!

Всегда с вами, Саша Богданова

Поведение каждого ребенка в той или иной мере непредсказуемо и даже непонятно для родителей. Правда, мало, кто обеспокоен таким положением вещей. То, что ребенок очень нервный, часто списывают на особенности возраста, надеются, что перерастет. Более того, некоторые даже поощряют вредность и капризы малыша, так как пытаются дать ему все, что нужно.

В любом случае, воспитание ребенка - ответственная и сложная задача, которую необходимо выполнять родителям. На их плечах лежит ноша социализации, которая адаптирует маленького человека к самостоятельной жизни, коммуникациям с другими людьми и правильному поведению.

Если дети стабильно не слушаются родителей, постоянно капризничают, ведут себя нервно и даже агрессивно, независимо от их воспитания, следует обязательно обратиться к врачу. Эти симптомы могут свидетельствовать о развитии невроза, который нужно обязательно лечить.

Почему ребенок не слушается

Независимо от того, сколько лет малышу или даже школьнику, нервное поведение и непослушание может иметь общие корни. Все причины, которые вызывают у детей подобную картину, являются психогенными и связаны с особенностями детской психики.

Важную роль играет повышенная нервная возбудимость у ребенка. Это физиологическое качество, которое влияет на темпы реагирования, темперамент человека. Возбудимость нервной системы контролирует силу аффективных реакций и нервных срывов у детей.

Известно, что одни дети фактически рождаются таковыми и вредничают с самого маленького возраста. Другие же, наоборот, в какой-то момент становятся непослушными, агрессивными. В первом случае это врожденные особенности маленькой личности, которая только формируется. Во втором, реакция на внешние условия, воспитание или некоторые события в жизни семьи.

Подобное поведение может наблюдаться постоянно, как составляющая характера, а может формировать приступы. Нервные срывы у детей - результат накопившегося психоэмоционального напряжения, которое пытается найти выход.

В каждом отдельном случае детских капризов, истерик и даже слез кроется подсознательный фактор, который объясняет, почему ребенок нервный.

Важно уметь распознавать эти факторы и во время корректировать поведение. В противоположном случае, оно будет переноситься во взрослую жизнь.

Основные факторы, которые могут вызывать изменения в поведении детей:

  • Недостаток внимания. Часто нервные дети ощущают острую необходимость в общении с другими людьми, они нуждаются во взаимодействии даже тогда, когда ещё не умеют говорить. Часто в возрасте до 3 лет родители ведут себя с малышом, как с обычной куклой, которую нужно умыть, покормить, переодеть и уложить спать. Возможно, в темпе современного мира не хватает времени на общение или этому не уделяется достаточно внимания, но общие тенденции свидетельствуют о том, что с детьми стали меньше разговаривать. Эту связь, которая так необходима малышу, заменяют дорогими игрушками, конструкторами и мультфильмами, сказки читаются через наушники, воспитательные уроки возложены на детские мультфильмы и сериалы. Таким образом, дети не получают нужного внимания от других и пытаются достичь этого любым доступным способом.
  • Значимость. Даже самые маленькие дети нуждаются в признании их собственного мнения. Постоянное навязывание ребенку своих указаний ведет к принижению значимости детской личности. Даже в возрасте до 3 лет малыши нуждаются в самовыражении, они начинают осознавать свою индивидуальность, отождествлять себя с другими людьми и требовать от них соответствующего отношения. Если к ребенку относятся, как к безвольному человеку, не спрашивают мнения и всячески принижают его важность, это может вызвать ответную бунтарскую реакцию. Постоянный приказной тон, лидерское отношение к малышу будут провоцировать изменения поведения.
  • Самооценка. Важное значение для ребенка имеет также уверенность в себе. В детском возрасте самооценка довольно хрупкая и легко поддается влиянию посторонних мнений. Если часто говорить малышу, что он не способный, ущербный или непослушный, соответственно его поведение будет равняться на эти мнения. Именно поэтому, слова, брошенные со злости в адрес ребенка, быстро забываются родителями, но очень долго помнятся детьми. Если хорошие действия не оцениваются похвалами, нервный ребенок не чувствует необходимости поступать правильно и придерживаться установленных правил.
  • Месть. Для ребенка психоэмоциональные реакции довольно просты и не подвергаются анализу. Если обидеть его, он захочет отомстить. Если же похвалить, соответственно будет стараться обрадовать ещё раз. Необходимо помнить, что самоотдача у ребенка всегда в несколько раз сильнее. Обычная обида может обернуться бунтарским поведением, непослушанием. Если ребенок начал внезапно капризничать, вести себя агрессивно, следует обратить внимание, не обижен ли он. Необходимо помнить, что даже родители ошибаются и обычные извинения перед ребенком никак не принижают их репутацию, а показывают хороший пример поведения.

Обязательно следует учитывать, что подобную симптоматику включают в психические расстройства детского возраста. Поэтому, если ситуация усугубится, нужно обратиться за помощью к врачу.

Особенности каждого возрастного периода

Плохое поведение, капризы и даже представления, которые устраивает ребенок время от времени - признаки непослушания и нервозности детей.

В зависимости от конкретного возраста, наблюдаются те или иные поведенческие изменения. Также следует учитывать особенности и этапы развития личности, которые проходят в детстве:

  • До 3 лет. Чаще всего, если ребенок нервный в этом периоде, это врожденная особенность поведения. Младенец постоянно плачет, вредничает, наблюдаются нарушения сна. В некоторых случаях может наблюдаться аллергия на нервной почве у ребенка. Огромное значение имеет также рождение младшего брата или сестры в семье. Тогда внимание к старшему значительно сокращается, ему передается роль более взрослого в семье и это не всегда по душе самому ребенку. Он начинает нервничать, беспокоиться, пытается любыми способами привлечь внимание. Часто дети говорят, что у них болит живот или усиливают другие симптомы, чтобы вызвать сочувствие. В некоторых случаях даже учатся манипулировать другими людьми с помощью слез, капризов и нервного состояния.
  • От 3 до 4 лет. Представляет собой ранний дошкольный период, который характеризуется познанием уже не самого себя, а мира вокруг. Ребенок задает массу вопросов, интересуется всем, что его окружает, знакомится с другими правилами социума, кроме тех ограничений, которые устанавливают родители. Также в возрасте 3-4 лет он начинает взаимодействовать с другими детьми, ходит в детский сад или кружки, начинает отождествлять себя с определенными группами людей. Обычно, наблюдаются бунтарские проявления, упрямство и бессмысленные ультиматумы. Ребенок начинает сопротивляться тому, что говорят другие, делая все противоположно указаниям. В 3-4 года такой негативизм свидетельствует о сопротивлении, которое он пытается создать, как способ влияния на свою жизнь.
  • От 5 до 7 лет. В этом возрасте ребенок относится к старшему дошкольному периоду. Он довольно спокоен и нервных срывов у детей практически не бывает за эти 3 года. Развиваются в основном познавательные процессы, которые стимулируют ребенка к учебе, он начинает понимать свою успешность и возможности, пытается доказать, что он лучше и работает над этим. Силен дух соревнования, поэтому неудачи в процессе изучения чего-либо или даже в играх могут привести к изменению поведения ребенка.
  • От 8 до 10 лет. За это время учеба и познания нового мира успевают наложить свой отпечаток на впечатления ребенка. Формируется осознание себя, как части общества, развивается свое мнение насчет важных философских вопросов. В этом периоде может проявляться скрытая агрессия, которую ребенок выплескивает дома или на уроках. Наблюдается плохое поведение, как следствие неверно выбранных идеалов. До 10 лет это не страшно и легко скорректировать родителям самостоятельно.
  • От 10 лет до 16. Фактически в эту группу входят дети и подростки, которые имеют некую степень свободы действий. Они способны очень остро реагировать на неблагоприятные условия, некоторые ситуации в их жизни. Для детей от 10 до 16 лет практически каждая проблема видится ужасной и неразрешимой, следственно их действия полны демонстративности и радикальности. Нужно быть особенно осторожными, так как поведенческие изменения сопровождаются гормональными перестройками, перепадами настроения.

Абсолютно все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой одного или нескольких сложных периодов в жизни их ребенка. Поначалу, естественно, стараются закрывать на это глаза, но когда изменения в поведении выходят из-под контроля, нужно что-то с этим делать. Каждый родитель должен знать, как вести себя с нервным ребенком, чтобы не ухудшить ситуацию.

Самое важное - это избегать нервных срывов у своего чада. Они могут быть опасными, как для детей, так и для окружающих. Именно поэтому, в воспитании нервных детей нужно придерживаться нескольких советов врача:

  • Спокойствие. Категорически нельзя срываться на ребенке или вымещать свою злость агрессивным поведением. Следует разделять все рабочие моменты и помнить о воспитании прежде, чем кричать на детей за свое плохое настроение.
  • Извинения. Одна из важных форм взаимодействия родителей и ребенка. Благодаря этому, маленький человек познает, что такое ошибка и почему нельзя этого повторять. Кроме того, если извиняются родители, он осознает важность просьбы прощения.
  • Терпение. Важная черта хорошего родителя. Не сразу получается научить ребенка вести себя правильно или донести до него нужную мысль. В большинстве случаев для этого нужно терпение и время. Капризы, упрямство ребенка - это его способ высказаться и следует это уважать. Если относиться терпеливей к подобным проявлениям, можно увидеть скрытый посыл в таком поведении.
  • Пример. Дети наследуют поведение их родителей постоянно, ведь они единственное звено с внешним миром. Если отец или мать ведут себя неправильно, вызывающе, употребляют нецензурную лексику, очень скоро ребенок будет делать так же. Поэтому, важно следить не только за детьми, но и за собой.
  • Роли. Нельзя безмерно баловать ребенка и ставить его в центре семьи. Следует распределять важность каждого человека, к которому он имеет отношение. Ребенок должен понимать, что все внимание не всегда должно доставаться ему, уметь делиться и спокойно воспринимать то, что он далеко не единственная забота родителей.
  • Выбор. Важно, чтобы дети чувствовали свою значимость и важность. Нельзя принимать абсолютно все решения за них. Даже в три года нужно спрашивать малыша, что он бы хотел на ужин, как бы он хотел одеться. Естественно, эти желания должны проходить критику, но обязательно следует объяснять, почему в этот раз к нему не прислушались.
  • Отказ. Каждый запрет или правило, которое устанавливается, касаемо детей, должно быть четко аргументировано. «Потому, что я так сказал» — совершенно не подходит для ребенка. Чтобы в следующий раз не возникало подобных ситуаций, следует объяснять, что именно считается неверным в этой схеме поведения. Чтобы отказы и правила не воспринимались слишком остро, следует настроить доверительные отношения с ребенком, создать авторитет, располагая к себе, а не устрашая.
  • Общение. Контакт и доверительный разговор имеют огромное значение даже, если это грудной ребенок. Дети и их представления о мире очень хрупки, поэтому доверительные отношения с родителями сформируют крепкую схему поддержки. Только пообщавшись, можно понять, как воспитывать нервного ребенка правильно. Категорически нельзя перекладывать таких детей и их воспитание на плечи педагогов в садиках, школах. Близкий родной человек быстрее найдет тот способ, который поможет ребенку открыться.

Дети по своей сути склонны к изменчивому поведению и аффективным реакциям, их психические процессы ещё не созрели и только начинают функционировать. Именно поэтому, каждый родитель должен знать, что делать если его ребенок нервный и непослушный. Если повышенная возбудимость во время не будет замечена и скорректирована, может развиться гиперкинетический синдром у ребенка, который считается заболеванием психического спектра и нуждается в квалифицированной помощи.

Время чтения: 4 минуты

Детская психика обладает повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, что, по сути, и обусловливает несколько обостренную реакцию несовершеннолетних на разного рода провокационные ситуации. При всем этом поведение непослушного нервного ребенка, беспричинно проявляющего раздражительность, требует оценки психолога. Узнайте, какие признаки свидетельствует о наличии у крохи проблем эмоционального плана.

Нервозность у детей

Процесс становления личности, а также высших механизмов, обеспечивающих осуществление поведенческих реакций, инициируется с самого рождения, но более активно начинает развиваться ближе к трем годам. В этот период кроха еще не может четко выразить свои эмоции, страхи, потребности. На фоне недопонимания со стороны взрослых и осознания собственного «я» нервный ребенок проявляет сознательные волевые импульсы.

В случае если малыш 2-3 лет становится капризным без видимой на то причины, следует обратиться к врачу для исключения серьезных расстройств психики. В остальном возникновение симптомов невроза у детей считается вполне естественным явлением, характеризующимся повышенной возбудимостью и обостренной реакцией на незначительные внешние раздражители.

Причины

Интеллектуальные перегрузки вкупе с нерациональным досугом и неправильным питанием могут стать пусковым механизмом развития у ребенка нарушений поведения. Первопричины детской нервности влияют на тяжесть ее симптоматической картины. Так, в зависимости от характера основного заболевания (если таковое имеется), повлекшего психологическое расстройство, последнее может дополняться склонностью к депрессии; нарушением сна и другими негативными состояниями. При этом другими причинами того, что ребенок очень нервный и возбудимый, могут служить:

  • ранее перенесенные инфекционные заболевания;
  • психотравмы (разлука с родителями, начало посещения детских коллективов);
  • неправильная модель воспитания (авторитарная, модель вседозволенности);
  • психические заболевания;
  • нервное напряжение;
  • особенности характера.

Признаки

Постоянные стрессы, капризы в конечном итоге перерастают в невроз или преходящее расстройство психики. В большинстве случаев данное состояние развивается к 4-6 годам, но некоторые признаки нарушений эмоционального плана чуткие родители могут заметить и раньше. При этом пристального внимания со стороны взрослых требует поведение крохи во время возрастных изменений психики. Как правило, в этот период нервный ребенок особенно интенсивно испытывает следующие состояния:

  • расстройство сна;
  • появление тревожных состояний, страхов;
  • развитие энуреза, желудочно-кишечных расстройств;
  • речевые нарушения;
  • нервные тики (покашливание, моргание, стискивание зубов);
  • нежелание общаться со сверстниками.

Что делать, если ребенок нервный

В случае, если приступы агрессии обусловлены патологическими состояниями, например, психологическими заболеваниями, бороться с ними нужно вместе с коррекционными педагогами и психологами. При ситуации, когда нервные срывы вызваны возрастными изменениями или какими-либо стрессовыми ситуациями, необходимо набраться терпения и попытаться выяснить, какие факторы способствуют возникновению приступов.

В этой ситуации полезно пересмотреть воспитательные методы. Так, если вы относитесь к числу авторитарных родителей, попробуйте несколько ослабить контроль. Крайне важно беречь уязвимую детскую психику, чтобы в дальнейшем избежать усугубления ситуации. С этой целью необходимо создать благоприятный микроклимат в семье, избегать необоснованных запретов и наказаний.

Успешное преодоление проявлений невроза у легковозбудимого малыша зависит, прежде всего, от реакции взрослых на сложившуюся ситуацию. Психологи советуют терпеливо переносить проявления агрессии. При этом непосредственно во время приступа важно постараться успокоить кроху и разобраться в причине его недовольства. В случае, если ребенок нервный и агрессивный, нельзя его пугать или каким-то образом умалять его достоинство. С целью преодоления симптомов повышенной возбудимости у детей психологи рекомендуют применять следующие методики:

  1. Попросите ребенка изобразить на альбомном листе причину проблемы, а затем предложите порвать его.
  2. Переключите внимание капризничающего крохи на что-то другое.
  3. Займите малыша спортивной игрой.

Методы воспитания

В большинстве случаев лечение нервного перенапряжения сводится к установлению и соблюдению правильного режима дня. По понятным причинам изменение привычного образа жизни может не понравиться малышу, поэтому любые коррективы лучше вносить в форме планирования досуга крохи. Возбужденный ребенок требует к себе особого внимания и терпения, ввиду чего неврологи рекомендуют проводить с таким малышом побольше времени. Так, хорошей альтернативой просмотру телевизора может стать прогулка на природе или поход в зоопарк. При этом не стоит забывать о родительской любви и внимании.

Профилактика

Большая часть провокационных ситуаций, когда ребенок нервничает, возникает на фоне семейных проблем. Ввиду этого родителям сверхчувствительного малыша следует, прежде всего, наладить отношения, постараться создать любимому чаду комфортные условия для личностного роста и развития. Помните, благоприятный эмоциональный климат в семье является самым лучшим средством профилактики психических расстройств у детей.

Видео

Непослушный ребенок – частая проблема, с которой сталкиваются родители при воспитании детей. Причин такого поведения много, и следует разобраться в них прежде, чем принимать меры. Отметим, что нужно различать нервность и непослушание детей, хотя эти понятия и тесно связаны друг с другом. В статье мы разберем причины непослушного поведения малыша в 2-3 года, рассмотрим симптомы нервозности в раннем возрасте и узнаем, как бороться с этими проблемами.

Особенности поведения ребенка в 2-3 года

Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.

В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.

Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Проверка реакции родителей

Частая причина плохого поведения у детей любого возраста. В 2-3 года ребенок изучает мир и иногда выбирает такой путь для поиска подходящего способа общения с папой и мамой. Малыш хочет узнать, что будет, если он не сделает то, что просят родители.

В данном случае педиатры тоже рекомендуют подождать и перетерпеть этот период. Реагировать на непослушание нужно спокойно. При этом важно не идти на поводу и не спешить выполнять каждый каприз. Дайте понять, что вы слышите и понимаете ребенка, но не можете выполнить требование сейчас. Будьте последовательны и настаивайте на своем! Через какое-то малышу надоест провоцировать вас, он потеряет к этому интерес.

Отсутствие мотивации для выполнения требований

Недостаточно просто требовать что-то от детей, нужно мотивировать и объяснять просьбы. Ребенок должен понимать, зачем он что-либо делает. Это не означает, что за каждое правильное действие он будет получать игрушки или сладости. Нужно доходчиво объяснять малышу, зачем он должен так вести себя.

Объяснить малышу, зачем что-то делать, бывает трудно. Для начала объясните это в доступной форме сами себе. Подумайте, что вас побуждает делать то или иное действие. Используйте слова, смысл которых понятен и доступен малышу. Ищите, какую выгоду можно извлечь из того или иного поступка.

Например, требование “прибраться в комнате, чтобы был порядок” непонятен для ребенка. Да и мало кто понимает в 2-3 года, что означает слово “порядок”. Объясните малышу, что если он разложит мягкие игрушки по местам, в комнате будет больше места для игры в кубики. Или что, если он не будет разбрасывать одежду, не нужно тратить время на уборку. Вместо этого можно поиграть или порисовать.

Большое количество запретов

Многие родители грешат тем, что слишком много запрещают и слишком много требуют. Даже если ребенок послушный, тихий и спокойный, он часто слышит “нет” и “нельзя”. Более того, некоторые родители ограничивают детей даже в творческом развитии. У каждого человека, даже такого маленького, просто заканчивается терпение.

Не подавляйте желания и проявления детей! Если малыш хочет играть с кубиками, не заставляйте его рисовать. Не наказывайте кроху, если он хочет надевать зеленую кофту, а не красную. Пересмотрите подход к воспитанию, меньше запрещайте и поощряйте малыша за стремление что-либо сделать, за самостоятельность и за проявление положительных качеств.

Родители требуют то, что не делают сами

Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?

Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.

Помните, что личный пример – мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.

Недоверие к родителям

Такая причина плохого поведения не возникает в 2-3 года, она появляется после четырех лет. Если ранее малыши считают себя виноватыми в упреках родителей, то после 4-6 лет они начинают понимать, что родители тоже бывают неправы. Например, если мама привыкла “срываться” на ребенке или папа часто несправедливо наказывает. В результате дети теряют доверие к родителям, а непослушание становится целенаправленным.

В данном случае родителям нужно скорректировать поведение, пересмотреть методы и формы воспитания, внимательно рассмотреть и разобрать сложившуюся ситуацию, выявить и исправить ошибки. Подходящим вариантом для решения такой проблемы станет обращение к семейному психологу, чтобы вернуть прежнее доверие к родителям.

Чтобы избежать подобной проблемы, нужно правильно выстраивать поведение уже в раннем возрасте младенца. Старайтесь быть справедливым и спокойным. Разговаривайте с малышом и объясняйте, что и как правильно нужно делать и не срывайте злость на детях.

Что делать, если ребенок не слушается

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;

  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.

Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Нервное поведение не всегда связано с формированием личности и непослушанием. В редких случаях это свидетельствует о нервном заболевании и расстройстве. Исследования показывают, что причины детской нервозности кроются в неправильном воспитании малыша еще в раннем возрасте. С нервным ребенком трудно общаться. Такое заболевание характеризует неадекватное поведение, раздражительность и излишняя возбудимость, плаксивость и беспокойный сон.

Хрупкая нервная система малышей в 2-3 года еще только формируется, поэтому она крайне подвержена неврозам и расстройствам. Постоянные стрессы и запреты, недостаток внимания могут вызвать невроз. Это заболевание проявляется к 5-6 годам, однако некоторые признаки заметны уже и в 2-3 года.

Первые признаки невроза у детей:

  • Повышенная возбудимость или, наоборот, чрезмерная замкнутость;
  • Тревожность и страхи;
  • Частая агрессия и раздражительность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Частые истерики и чрезмерная плаксивость;
  • Нет стремления к общению и интереса к окружающему миру.

Причинами невроза становятся ситуации, которые травмируют неокрепшую психику младенца. Алкоголизм или развод родителей, продолжительная разлука с мамой и папой, частые переезды, нездоровая атмосфера в семье, поход в детский сад и сложная адаптация в подобных учреждениях. На поведении может негативно отразиться сильный испуг, недостаток во внимании и жестокость родителей, рождение сестры или брата. При появлении еще одного малыша в семье, обязательно уделяйте должное внимание старшим детям!

Если вы наблюдаете признаки невроза, нужно срочно обратиться к доктору. Без вмешательства эксперта, такие симптомы нередко перерастают в заболевания и нарушения, которые мешают полноценной жизни. У ребенка может возникнуть заикание, нервный тик или энурез.