Что такое. Что такое генотипы? Значение генотипа в научной и образовательной сферах

Кто поспорит с утверждением, что человек (в значении - биологический вид) был создан правильно? Думаю, никто. Матушка-природа предусмотрела все в своем творении, а с возникающими отклонениями за счет нашего человеческого любопытства и прагматизма она привыкла избавляться самостоятельно. Это касается и передающейся из поколения в поколение генетической наследственности.

Появившийся на свет ребенок получает в наследство от своих родителей множество генных признаков – генотип. Но самостоятельно распоряжаться своим наследством родившийся хозяин не вправе. Ведь под воздействием окружающей среды генотип переходит в фенотип, т.е. совершенно определенную совокупность внешних признаков.

Понятие генотипа (с греч. genos – происхождение, typos – тип) своим появлением обязано датскому биологу Вильгельму Иоганнсену. В 1909 г. он сформулировал очень важное различие между генотипом и фенотипом. Генотип – совокупность наследуемых генов, признаков организма (например, иммунитет, группа крови, резус-фактор, таланты). На протяжении жизни он остается неизменным. Фенотип – это совокупность внешних признаков, тех которые мы наблюдаем во внешности (например, вьющиеся волосы, цвет глаз, волос, кожи) и меняются с течением времени.

Не стоит забывать о различии между этими двумя понятиями, поскольку сходство между ними не вполне однозначное. Причина этого кроется в том, что фенотип представляет собой результат сложной цепи взаимодействий между генами, а также между генами и условиями окружающей среды.

Наследование гемофилии – яркий пример отличия генотипа от фенотипа. Имеет место ситуация, при которой у здоровых родителей рождается больной ребенок. В данном случае болезнь в фенотипе родителей не проявилась, зато в отношении генотипа они являлись носителями болезни. Исходя из этой ситуации фенотип носителей заболевания и здоровых людей одинаковый.

Природа богата генетическим разнообразием. Ею не предусмотрено существование людей с одинаковым генотипом, за исключением однояйцевых близнецов. Но даже близнецы, имеющие одинаковый генотип, за счет различий во взаимодействиях с окружающей средой будут иметь различный фенотип. Например, близнецы могут отличаться друг от дружки весом, ростом, продолжительностью жизни, и причиной всему этому являются разные условия их жизни.

Генотипу природой отведена особая роль. Так для рождения здорового потомства очень важно, чтобы мужская и женская особи имели похожий генотип, наработанный в одних и тех же исторических и природных условиях.

Собаководы, например, при разведении собак пользуются этим знанием и таким образом делают все возможное, дабы сохранить чистоту породы своих собак. Каждой породе присущи свои уникальные качества: одни из них хорошие спасатели, пастухи, другие – прекрасные бойцы, сторожа, третьи – прекрасные охотники и следопыты, четвертые обладают большой выносливостью и стойкостью к экстремальным температурам окружающей среды. Чистопородные собаки отличаются умом, здоровьем, хорошо поддаются обучению и дрессировке.

Но стоит запятнать породу, как все эти качества значительно ухудшатся либо вовсе исчезнут. Дворняжки при всем своем обаянии не могут похвастаться особым умом или талантами. «Декоративные» породы собак, выведенные человеком ради эстетических целей, не способны выжить без помощи человека, поэтому их и не относят к числу полноценных собак.

Точно также как и с собаками обстоит дело и с разведением лошадей. Коннозаводчики также ревностно заботятся о чистоте породы своих скакунов.

Человек – часть природы, он относится к приматам и имеет животное происхождение. Странно только, почему мы, заботясь о наследственности лошадей или собак, забываем про себя?

уникальное сочетание генов, которое индивидуум получает от обоих родителей в результате деления клеток (мейоза), слияния яйцеклетки и сперматозоида (оплодотворения). Все эти гены обладают потенциалом, определяющим или содействующим определению характеристик индивидуума, но не все проявляют влияние в действительности, так как получены и от родителей, и от гена (например, цвет глаз от одного родителя может доминировать над цветом глаз другого). , следовательно, выражает генетический потенциал, и, даже если гены не могут быть выражены в индивидууме, они будут передаваться по наследству. В то время как генотип – общий генетический потенциал индивидуума, фенотип является фактическим выражением генов индивидуума и, таким образом, описывает образец генов, повлиявших на его развитие (например, гена для цвета глаз индивидуума, но не для цвета глаз, не проявившегося, хотя все еще содержащегося в генотипе).

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

(от греч. genos - происхождение + typos - форма, образец) - совокупность всех генов данной клетки или организма; иначе говоря, это совокупность наследственных задатков; термин и понятие "Г." (а также "ген") ввел датский ботаник В. Л. Иогансен (1909). Амер. генетик Т. X. Морган...

Психологическая энциклопедия

(греч. genos - род, происхождение, typos - отпечаток, форма, образец) . Совокупность наследственных факторов организма, определяющих во взаимодействии со средой образованиефенотипа. О Г. судят по его проявлениям в фенотипе. Изучение Г. представляется важным в...

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. genos - происхождение + typos - форма, образец. Категория. Совокупность особенностей индивида, которые являются проявлениями генетических, наследственных факторов.

Психологическая энциклопедия

Генетический состав личности. представляет собой совокупность унаследованного генетического материала, который передается от поколения к поколению. Хотя этот материал наследуется, он не обязательно проявляется в фенотипеорганизма. Таким образом, генотип лучше всего...

Психологическая энциклопедия

Генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная от родителей. Каждый вид микроорганизмов, растений и животных имеет характерный для него генотип. Вместе с тем внутри каждого вида организмы отличаются своими генотипами. У людей идентичные генотипы...

20Апр

Что такое Генотип и Фенотип

Генотип – это набор генетической информации, которая отвечает за строение организма и придает ему наследуемые черты. Другими словами, можно сказать, что генотип – это генетический код организма, который существует в форме генетических данных, таких как ДНК или РНК. Фенотип – это внешнее физическое проявление организма, которое можно наблюдать визуально, не прибегая к исследованиям генетического кода.

Что такое ГЕНОТИП и ФЕНОТИП – определение простыми словами.

Простыми словами, Генотип – это внутренняя закодированная наследуемая информация, которая переносится всеми живыми существами. Это своего рода генеральный план или набор инструкций по постройке нового организма, где указаны все параметры того, как должен будет выглядеть и функционировать данный организм. Данные указания переносятся в закодированном виде – генетическом коде. В свою очередь генетический код присутствует во всех клетках организма, и он копируется во время деления или воспроизведения клеток передавая наследственную информацию потомству. Информация, заложенная в генетическом коде, напрямую связана со всеми аспектами жизни клетки и организма в целом. Именно она контролирует абсолютно все процессы, от образования макромолекул белка, до регуляции метаболизма и .

Простыми словами, Фенотип – это внешний вид и поведение конкретного индивидуума. Другими словами, это результат того, каким организм стал под действием составляющих генотипа, соотношения доминирующих аллелей и окружающей среды.

ГЕНОТИП и ФЕНОТИП – чем отличаются.

Говоря таких двух понятий как «генотип» и «фенотип», в первую очередь следует отметить, что они действительно тесно связаны друг с другом, но имеют кардинальные различия. Дело в том, что термин Генотип применим конкретно к генетической информации, заложенной в генном коде. Генотип можно определить только с помощью биологических тестов и исследований. В свою очередь, фенотип — это уже те последствия генотипа и прочих факторов, которые можно просто увидеть.

Если уж говорить о различиях совсем просто, то:

  • Генотип – это код (его нельзя просто так увидеть );
  • Фенотип – это способ проявления кода (можно наблюдать: цвет глаз, волос, рост, поведение и тд. ).

Генотип – совокупность наследственных признаков и свойств, полученных особью от родителей. А также новых свойств, появившихся в результате мутаций генов, которых не было у родителей. Генотип складывается при взаимодействии двух (яйцеклетки и сперматозоида) и представляет собой наследственную программу развития, являясь целостной системой, а не простой суммой отдельных генов. Целостность генотипа – результат развития, в ходе которого все гены находились в тесном взаимодействии друг с другом и способствовали сохранению вида, действуя в пользу стабилизирующего отбора. Так, генотип человека определяет (детерминирует) рождение ребенка, у зайца – беляка потомство будет представлено зайчатами, из подсолнечника вырастет только подсолнечник.

Генотип – это не просто сумма генов. Возможность и форма проявления гена зависят от условий среды. В понятие среды входят не только условия, окружающие клетку, но и присутствие других генов. Гены взаимодействуют друг с другом и, оказавшись в одном , могут сильно влиять на проявление действия соседних генов.

Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма, сложившихся в процессе индивидуального развития генотипа. Сюда относятся не только внешние признаки (цвет кожи, волос, форма уха или нома, окраска цветков), но и внутренние: анатомические (строение тела и взаимное расположение органов), физиологические (форма и размеры клеток, строение тканей и органов), биохимические (структура белка, активность фермента, концентрация гормонов в крови). Каждая особь имеет свои особенности внешнего вида, внутреннего строения, характера обмена веществ, функционирования органов, т.е. свой фенотип, который сформировался в определенных условиях среды.

Если рассмотреть результаты самоопыления F2, можно обнаружить, что растения, выросшие из желтых семян, будучи внешне сходными, имеющие одинаковый фенотип, обладают различной комбинацией генов, т.е. разный генотип.

Понятия генотип и фенотип – очень важные в . Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.

Известно, что генотип отражается в фенотипе, а фенотип наиболее полно проявляется в определенных условиях среды. Таким образом, проявление генофонда породы (сорта) зависит от окружающей среды, т.е. условий содержания (климатические факторы, уход). Часто сорта, созданные в одних районах, мало пригодны к разведению в других.

Генетика не раз поражала нас своими достижениями в области изучения генома человека и других живых организмов. Простейшие манипуляции и вычисления не обходятся без общепринятых понятий и знаков, которыми не обделена и эта наука.

Что такое генотипы?

Под термином понимают совокупность генов одного организма, которые хранятся в хромосомах каждой его клетки. Понятие генотипа следует отличать от генома, т. к. оба слова несут различный лексический смысл. Так, геном представляет собой абсолютно все гены данного вида (геном человека, геном обезьяны, геном кролика).

Как формируется генотип человека?

Что такое генотип в биологии? Изначально предполагали, что набор генов каждой клетки организма отличается. Такая идея была опровергнута с того момента, как ученые раскрыли механизм образования зиготы из двух гамет: мужской и женской. Так как любой живой организм образуется из зиготы путем многочисленных делений, нетрудно догадаться, что все последующие клетки будут иметь абсолютно одинаковый набор генов.

Однако следует отличать генотип родителей от такового у ребенка. Зародыш в утробе матери имеет по половине набора генов от мамы и от папы, поэтому дети хоть и похожи на своих родителей, но в то же время не являются их 100% копиями.

Что такое генотип и фенотип? В чем их отличие?

Фенотип - это совокупность всех внешних и внутренних признаков организма. Примерами могут служить цвет волос, наличие веснушек, рост, группа крови, количество гемоглобина, синтез или отсутствие фермента.

Однако фенотип не является чем-то определенным и постоянным. Если наблюдать за зайцами, то окраска их шерсти меняется в зависимости от сезона: летом они серые, а зимой белые.

Важно понимать, что набор генов всегда постоянный, а фенотип может варьироваться. Если принять во внимание жизнедеятельность каждой отдельной клетки организма, любая из них несет абсолютно одинаковый генотип. Однако в одной синтезируется инсулин, в другой кератин, в третьей актин. Каждая не похожа друг на друга по форме и размерам, функциям. Это и называется фенотипическим проявлением. Вот что такое генотипы и в чем проявляются их отличия от фенотипа.

Данный феномен объясняется тем, что при дифференцировке клеток зародыша одни гены включаются в работу, а другие находятся в “спящем режиме”. Последние либо всю жизнь остаются неактивными, либо вновь используются клеткой в стрессовых ситуациях.

Примеры записи генотипов

На практике изучение проводится с помощью условной шифровки генов. Например, ген карих глаз записывают большой буквой «А», а проявление голубых глаз - маленькой буквой «а». Так показывают, что признак кареглазости доминантный, а голубой цвет - это рецессив.

Так, по признаку люди могут быть:

  • доминантными гомозиготами (АА, кареглазые);
  • гетерозиготами (Аа, кареглазые);
  • рецессивными гомозиготами (аа, голубоглазые).

По такому принципу изучают взаимодействие генов между собой, причем обычно используют сразу несколько пар генов. Отсюда возникает вопрос: что такое 3 генотип (4/5/6 и т. д.)?

Такое словосочетание означает, что берутся сразу три пары генов. Запись будет, например, такой: АаВВСс. Здесь появляются новые гены, которые отвечают за совершенно другие признаки (например, прямые волосы и кудряшки, наличие белка или его отсутствие).

Почему типичная запись генотипа условна?

Любой ген, открытый учеными, носит определенное название. Чаще всего это английские термины или словосочетания, которые в длину могут достигать немалых размеров. Орфография названий сложна для представителей зарубежной науки, поэтому ученые ввели более простую запись генов.

Даже учащийся старшей школы иногда может знать, что такое генотип 3а. Такая запись означает, что за ген отвечают 3 аллели одного и того же гена. При использовании настоящего названия гена понимание принципов наследственности могло бы быть затруднено.

Если речь идет о лабораториях, где проводятся серьезные исследования кариотипа и изучение ДНК, то там прибегают к официальным названиям генов. Особенно это актуально для тех ученых, которые публикуют результаты своих исследований.

Где применяются генотипы

Еще одна положительная черта использования простых обозначений - это универсальность. Тысячи генов имеют свое уникальное название, однако каждый из них можно представить одной лишь буквой латинского алфавита. В подавляющем большинстве случаев при решении генетических задач на разные признаки буквы повторяются вновь и вновь, при этом каждый раз расшифровывается значение. Например, в одной задаче ген B - это черный цвет волос, а в другой - это наличие родинки.

Вопрос “что такое генотипы” поднимается не только на занятиях по биологии. На самом деле условность обозначений обусловливает нечеткость формулировок и терминов в науке. Грубо говоря, использование генотипов - это математическая модель. В реальной жизни все сложнее, несмотря на то, что общий принцип все-таки удалось перенести на бумагу.

По большому счету генотипы в таком виде, в котором мы их знаем, применяются в программе школьного и вузовского обучения при решении задач. Это упрощает понимание темы “что такое генотипы” и развивает у учащихся способность к анализированию. В будущем навык использования такой записи также пригодится, однако при реальных исследованиях настоящие термины и названия генов более уместны.

В настоящее время гены изучаются в различных биологических лабораториях. Шифрование и использование генотипов актуально для медицинских консультаций, когда один или несколько признаков прослеживаются в ряде поколений. На выходе специалисты могут прогнозировать фенотипическое проявление у детей с определенной долей вероятностью (например, появление в 25% случаев блондинов или рождение 5% детей с полидактилией).