Что такое естественное вскармливание определение. Естественное вскармливание. питание кормящей матери. Грудное вскармливание после родов

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком.

¨ Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;

¨ Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;

¨ Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;

¨ В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

¨ В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка и обеспечивающие правильное формирование его головного мозга и интеллекта (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);

¨ В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;

¨ Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы.

Естественное вскармливание – физиологическое явление для матери и ребенка и поэтому случаи истинной нехватки молока встречаются редко. Наиболее ответственно соблюдается период восстановления лактации у матери - первые 3-4 месяца после родов. Можно рекомендовать следующие правила, необходимые для успешного вскармливания:

¨ раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

¨ в первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

¨ при введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

¨ если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

ПИТАНИЕ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ.

Кормящая мать обязательно должна получать полноценное сбалансированное питание, так как на образование молока женщина расходует дополнительную энергию, и питательные вещества, а, следовательно, необходимо восполнять эти затраты.

Калорийность рациона матери в период лактации должна быть увеличена в среднем на 30-40% и составлять 2500-3000 ккал/сутки. Количество белка должно составлять около 100 г. (60-70% животного происхождения), жиров – 85-90 г. (15-20 г. – растительный жир), углеводов – 300-400 г. Этому количеству пищевых веществ соответствует разработанный институтом питания РАМН примерный суточный набор продуктов в составе которого: 200 г. мяса или птицы, 70 г. рыбы, до 600 мл. молока в любом виде (желательно употребление кисломолочных продуктов, 50 г. творога, 20 г. сыра, 400 г. различных овощей, 200 г. картофеля и 200-300 г. фруктов и ягод.

Овощи лучше употреблять в натуральном виде или в виде салатов и винегретов. Из круп целесообразнее всего использовать овсянковую и гречневую. Рекомендуется хлеб грубого помола с добавлением отрубей. Следует избегать острых приправ, избытка пряностей, большого количества лука и чеснока, придающих молоку специфический вкус и запах. В период кормления грудью необходимо ограничить употребление продуктов с повышенными аллергенными свойствами: шоколад, какао, натуральное кофе, цитрусовые, мед, орехи. Кормящей матери категорически запрещаются алкогольные напитки, в том числе и пиво.

Количество жидкости (включая супы, овощи и т.д.) должно составлять в среднем 2 л.

Матери во время кормления грудью следует принимать какой-либо поливитаминный препарат, содержащий витамин D (например, Гендевит – 2 драже в день).

ПРИКОРМ. ВИДЫ. ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ.

Прикорм является самостоятельным видом питания, замещающий одно, а затем и несколько кормлений грудным молоком или смесями. Советуйтесь со своим педиатром по поводу назначения прикорма. Введение прикорма обусловлено:

¨ увеличением потребности растущего малыша в энергии и основных пищевых ингредиентах (П.Ж.У.);

¨ увеличением потребности организма ребенка в минеральных веществах (железе, кальции, магнии) и витаминах;

¨ необходимостью тренировки жевательного аппарата;

¨ необходимостью стимуляции пищеварительных желез и их постепенной адаптации к перевариванию взрослой пищи;

¨ необходимостью введения растительных волокон, играющих важную роль в правильном функционировании желудочно-кишечного тракта ребенка;

¨ необходимостью воспитания у ребенка навыков потребления новых видов пищи, в том числе более густой консистенции, что подготавливает его к отлучению от груди.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМА.

¨ Начинать вводить прикорм только здоровому ребенку или, в крайнем случае, в период выздоровления, при нормальном стуле;

¨ прикорм вводится теплым перед кормлением грудью или смесью;

¨ прикорм дается с ложечки, овощное пюре можно сначала добавить в бутылочку с молоком, что бы ребенок легче привык к новому вкусу;

¨ каждое блюдо прикорма вводится постепенно, с малых количеств (1-2 чайных ложки) и в течение двух недель доводится до возрастной дозы;

¨ к новому виду прикорма переходят спустя 1,5-2 недели после введения предыдущего;

¨ густота прикорма должна постепенно возрастать;

¨ второй прикорм – злаковые каши – начинать вводить нужно с каш без глютена (рисовой, кукурузной, гречневой) и готовить их на том молоке или молочой смеси, которую получает ребенок;

¨ детское питание в баночках содержит оптимальное количество соли и сахара и поэтому добавлять их не следует.

РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА.

Процессы усвоения пищи в человеческом организме достаточно сложны, а у детей первого года жизни, учитывая их интенсивный рост, недостаточное созревание формирований всех органов и систем, они протекают с особенно большой нагрузкой.

Можно условно выделить несколько периодов питания детей:

1. от 0 до 3-6 месяцев , когда ребенок получает только молоко;

2. от 3-6 месяцев до 1 года – переходы, в течение которых в питание ребенку постепенно вводят блюда прикорма;

3. от 1 года до 3 лет – ранний детский возраст, когда ребенок постепенно и осторожно приучается к традиционным семейным блюдам;

4,5. дошкольный (от 3 до 6 лет ) и школьный (от 7 до 14 лет ), характеризующиеся широким спектром используемых в питании продуктов и блюд, в основном не отличающихся от тех, что получают взрослые люди.

1 период. Если ребенок находится на естественном вскармливании материнским молоком, то до 3 месяцев нецелесообразно и даже вредно включать в рацион питания помимо молока другие продукты. Необходимым может оказаться включение витамина D. При отсутствии женского молока основным продуктом питания должны служить его заменители промышленного выпуска.

2 период. Грудное молоко или заменители грудного молока по-прежнему остаются основой питания ребенка. Рекомендуемая суточная доза, в зависимости от возраста ребенка, составляет от 400 до 800 мл. молока.

Число продуктов, которые в первую очередь включают в рацион детей в качестве дополнения к грудному молоку или его заменителям, принадлежат фруктовые соки. Это обусловлено прежде всего тем, что они имеют ту же привычную для младенца жидкую консистенцию, что и молоко. В то же время введение сока позволяет обеспечить ребенка рядом новых для него пищевых веществ, в которых он нуждается; новыми для младенца сахарами (глюкоза, фруктоза), органическими кислотами (лимонными, яблочными); способствует усвоению пищевых веществ молока, а так же дополнительными количествами витамина C, калия, железа. С учетом неблагоприятной экологической обстановки, наиболее целесообразно вводить в рацион малышей натуральные соки промышленного производства. Соки следует вводить в рацион постепенно, начиная с двух чайных ложек, и увеличивать в течение 2-3 недель до 30-40 мл., а затем к 8-10 месяцем до 80-100 мл. в день.

При естественном вскармливании соки следует вводить в рацион ребенка не ранее 3 месяцев жизни.

Первым в рацион ребенка целесообразно вводить обычный сок, который характеризуется низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью, затем можно рекомендовать грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый, малиновый, вишневый, черносмородиновый, апельсиновый, мандариновый, клубничные соки, принадлежащие к числу продуктов с потенциально высокой аллергенностью, которые не следует давать ранее 6-7 месяцев . Это относится так же к тропическим сокам и сокам из других экзотических фруктов (папайя, манго). Введение соков следует производить из одного вида фруктов (для исключения его возможного аллергенного действия) и лишь только после привыкания к нему, можно вводить в рацион малышей смешанные соки из фруктов.

3 период, 4 период, 5 период. Начиная с года, ребенок, как правило, уже не получает грудное молоко и может употреблять те же продукты, что и взрослый. Однако, надо избегать давать сушеные фрукты, которые можно вводить только после 18 месяцев . Масленичные плоды (арахис, миндаль и другие) практически запрещены до 5 лет . Колбасные изделия можно давать в очень небольших количествах. Шоколад и шоколадные конфеты лучше давать детям после 5 лет , но до этого возраста разршить ребенку зефир, мармелад, пастилу, мед, варенье, джем. Что бы привить будущему взрослому человеку полезные привычки, не надо добавлять в пищу слишком много сахара и соли, следует ограничить потребление жирных продуктов и соусов. Яйца лучше использовать не больше двух раз в неделю, в вареном или жареном виде.

Рациональное вскармливание детей грудного возраста является залогом их адекватного роста и развития, а также высокого качества жизни, как в раннем детском возрасте, так и в последующие годы.

Состав женского молока

Оптимальным продуктом питания для ребенка первых месяцев жизни является материнское молоко, соответс­твующее особенностям его пищеварительной системы и обмена веществ, обеспечивающее адекватное развитие детского организма при рациональном питании кормя­щей женщины. Все нутриенты женского молока легко усваиваются, поскольку их состав и соотношение соот­ветствуют функциональным возможностям желудочно-­кишечного тракта грудного ребенка, а также благодаря наличию в женском молоке ферментов (амилазы, липазы, фосфатазы, протеаз и др.) и транспортных белков. Грудное молоко является источником гормонов и различных фак­торов роста (эпидермального, инсулиноподобного и др.), которые играют важнейшую роль в регуляции аппетита, метаболизма, роста и дифференцировки тканей и органов ребенка.

За счет присутствия антител, иммунных комплексов, активных лейкоцитов, лизоцима, макрофагов, секретор­ного иммуноглобулина А, лактоферрина и других био­логически активных веществ грудное молоко повышает защитные функции детского организма. Олигосахариды, а также низкие уровни белка и фосфора в женском молоке способствуют росту здоровой кишечной микрофлоры. В последние годы бифидо- и лактобактерии, определяющие становление иммунитета, обнаружены непосредственно в женском молоке (рис. 2).

Поэтому дети, находящиеся на естественном вскар­мливании, значительно реже болеют инфекционными заболеваниями, развивают более стойкий поствакци­нальный иммунитет.

Протективные свойства женского молока не ограничи­ваются только противоинфекционной защитой. Грудное вскармливание снижает риск развития в последующие годы таких заболеваний, как атеросклероз, гипертони­ческая болезнь, сахарный диабет, ожирение, лейкозы и др. У детей на грудном вскармливании реже регистрируются случаи внезапной смерти.

Естественное вскармливание оказывает благоприят­ное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка и его психический статус. Единение матери и ребенка в процессе кормления грудью оказывает глубо­кое взаимное эмоциональное воздействие. Отмечено, что дети, которые вскармливались материнским молоком, отличаются гармоничным физическим развитием, они более спокойны, уравновешены, приветливы и добро­желательны по сравнению с детьми, находившимися на искусственном вскармливании, а впоследствии сами ста­новятся внимательными и заботливыми родителями.

По некоторым данным у детей, получавших грудное вскармливание, выше коэффициент интеллектуального развития, что, возможно, отчасти связано и с наличием в грудном молоке длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ДПНЖК), необходимых для развития клеток головного мозга и сетчатки. В крови детей, находя­щихся на грудном вскармливании, количество ДПНЖК достоверно выше, по сравнению с детьми, получающими искусственное вскармливание

Белок женского молока состоит в основном из сыво­роточных протеинов (70-80%), содержащих незаменимые

Рис. 2. Защитные факторы грудного молока

аминокислоты в оптимальном для ребенка соотношении, и казеина (20-30%). Белковые фракции женского молока подразделяются на метаболизируемые (пищевые) и неметаболизируемые белки (иммуноглобулины, лактоферрин, лизоцим и др.), которые составляют 70-75% и 25-30% соответственно.

В женском молоке в отличие от коровьего молока присутствует большое количество альфа-лактальбумина (25-35%), который богат эссенциальными и условно эссенциальными аминокислотами (триптофан, цистеин). Альфа-лактальбумин способствует росту бифидобакте­рий, усвоению кальция и цинка из желудочно-кишечного тракта ребенка.

В составе женского молока присутствуют нуклеотиды, на долю которых приходится около 20% всего небелкового азота. Нуклеотиды являются исходными компонентами для построения рибонуклеиновой и дезоксирибонуклеи­новой кислот, им принадлежит важная роль в поддержа­нии иммунного ответа, стимуляции роста и дифференцировки энтероцитов.

Основными компонентами жира женского молока являются триглицериды, фосфолипиды, жирные кисло­ты, стеролы. Его жирнокислотный состав характеризу­ется относительно высоким содержанием незаменимых полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), концент­рация которых в женском молоке в 12-15 раз больше, чем в коровьем. ПНЖК - предшественники арахидоновой, эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирных кислот, являющихся важным компонентом клеточных мембран, из них образуются различные классы простагландинов, лейкотриенов и тромбоксанов, они необходимы также для миелинизации нервных волокон и формирования сетчатки глаз.

Длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кис­лоты - арахидоновая и докозогексаеновая содержатся в женском молоке в небольшом количестве (0,1-0,8% и 0,2-0,9% от общего содержания жирных кислот, соот­ветственно), но существенно более высоком, чем в коро­вьем молоке.

Жиры материнского молока перевариваются легче, чем коровьего, так как они в большей степени эмульгированы, кроме того в грудном молоке содержится фермент липа­за, участвующая в переваривании жирового компонента молока, начиная с ротовой полости.

Содержание холестерина в женском молоке относи­тельно высоко и колеблется от 9 до 41 мг%, стабилизируясь к 15 суткам лактации на уровне 16-20 мг%. У детей на естественном вскармливании отмечается более высокий уровень холестерина, чем при использовании детских молочных смесей. Холестерин необходим для формирования клеточных мембран, тканей нервной системы и ряда биологически активных веществ, включая витамин D.

Углеводы женского молока представлены в основном дисахаридом b-лактозой (80-90%), олигосахаридами (15%) и небольшим количеством глюкозы и галактозы. В отли­чие от a-лактозы коровьего молока, b-лактоза женского молока медленно расщепляется в тонкой кишке ребенка, частично доходит до толстой кишки, где метаболизируется до молочной кислоты, способствуя росту бифидо- и лактобактерий. Лактоза способствует лучшему усвоению минеральных веществ (кальция, цинка, магния и др.).

Олигосахариды - углеводы, включающие от 3 до 10 остатков моносахаридов, которые не подвергаются рас­щеплению ферментами пищеварительного тракта, не всасываются в тонкой кишке и в неизмененном виде достигают просвета толстой кишки, где ферментируются, являясь субстратом для роста бифидобактерий. При этом происходит конкурентное торможение развития условно патогенной флоры. Кроме того, олигосахариды женского молока имеют рецепторы для бактерий, вирусов (ротави­русов), токсинов и антител, блокируя тем самым их связы­вание с мембраной энтероцита. Рассмотренные функции олигосахаридов, а также лактозы, лежат в основе преби­отических эффектов женского молока, в значительной мере определяя его протективное действие в отношении кишечных инфекций у детей грудного возраста.

Минеральный состав женского молока значитель­но отличается от коровьего, в котором содержится в 3 раза больше солей, в основном, за счет макроэлементов. Относительно низкое содержание минеральных веществ в женском молоке обеспечивает его низкую осмолярность и уменьшает нагрузку на незрелую выделительную систему. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, натрий, хлор и магний. Остальные минеральные вещества являются микроэлементами и присутствуют в тканях организма человека в малых количествах. Десять из них в настоящее время отнесены к классу эссенциальных: железо, цинк, йод, фтор, медь, селен, хром, молибден, кобальт и марганец.

Минеральные вещества поступают в организм с пищей и водой, а выделяются - с мочой, калом, потом, слущенным эпителием и волосами.

Предполагается, что железо, кальций, магний, цинк усваиваются существенно лучше из женского молока, чем из коровьего. Это объясняется прежде всего их оптималь­ным соотношением с другими минеральными вещества­ми (в частности кальция с фосфором, железа с медью и др.). Высокую биодоступность микроэлементов обеспечи­вают также транспортные белки женского молока, в час­тности, лактоферрин - переносчик железа, церулоплаз­мин - меди. Невысокий уровень железа в женском молоке компенсируется его высокой биодоступностью (до 50%).

Недостаточность микроэлементов, являющихся регу­ляторами обменных процессов, сопровождается сниже­нием адаптационных возможностей и иммунологической защиты ребенка, а выраженный их дефицит приводит к развитию патологических состояний: нарушению про­цессов построения костного скелета и кроветворения, изменению осмотических свойств клеток и плазмы крови, снижению активности целого ряда ферментов.

В женском молоке присутствуют все водо- и жирорас­творимые витамины. Концентрация витаминов в молоке во многом определяется питанием кормящей матери и при­емом поливитаминных препаратов. Следует подчеркнуть, однако, что уровень витамина D в женском молоке крайне низок, что требует его дополнительного назначения детям, находящимся на естественном вскармливании.

Дефицит витаминов приводит к нарушениям фер­ментативной активности, гормональным дисфункциям, снижению антиоксидантных возможностей организма ребенка. У детей чаще наблюдается полигиповитаминоз, реже встречается изолированный дефицит одного мик­ронутриента.

Состав женского молока изменяется в процессе лак­тации, особенно на протяжении первых дней и месяцев кормления грудью, что позволяет наиболее полно обес­печить потребности грудного ребенка. Небольшой объем молока (молозива) в первые дни лактации компенсирует­ся относительно высоким содержанием белка и защитных факторов, в последующие недели концентрация белка в женском молоке снижается и в дальнейшем остается практически неизменной. Наиболее лабильный компо­нент женского молока - жир, уровень которого зависит от его содержания в рационе кормящей матери и изменяется как во время каждого кормления, нарастая к его окон­чанию, так и в течение дня. Углеводы - более стабиль­ная составляющая женского молока, но их уровень тоже изменяется во время кормления, будучи максимальным в первых порциях молока.

Организация естественного вскармливания

В родильном доме с целью становления достаточ­ной по объему и продолжительности лактации здоровый новорожденный ребенок должен выкладываться на грудь матери в первые 30 минут после не осложненных родов на срок не менее, чем на 30 минут.

АРГУМЕНТАЦИЯ ЭТОГО МЕТОДА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Раннее прикладывание ребенка к груди матери обеспечивает быстрое включение механизмов секреции молока и более устойчивую последующую лактацию;

2. Сосание ребенка способствует энергичному выбро­су окситоцина и тем самым уменьшает опасность крово­потери у матери, способствует более раннему сокращению матки;

3. Контакт матери и ребенка:

Оказывает успокаивающее действие на мать, исчезает стрессорный гормональный фон;

Способствует через механизмы импринтинга усиле­нию чувства материнства, увеличения продолжи­тельности грудного вскармливания;

Обеспечивает получение новорожденным материнс­кой микрофлоры.

Объем молозива в первые сутки очень мал, но даже капли молозива крайне важны для новорожденного ребенка. Оно обладает рядом уникальных свойств:

Содержит больше иммуноглобулинов, лейкоцитов и других факторов защиты, чем зрелое молоко, что в значительной степени предохраняет ребенка от интен­сивного бактериального обсеменения, уменьшает риск гнойно-септических заболеваний;

Оказывает мягкий слабительный эффектом, благодаря этому кишечник ребенка очищается от мекония, а вместе с ним и от билирубина, что препятствует раз­витию желтухи;

Способствует становлению оптимальной микрофлоры кишечника, уменьшает длительность фазы физиоло­гического дисбактериоза;

Содержит факторы роста, которые оказывают влияние на созревание функций кишечника ребенка.

Для получения ребенком молозива в максимально возможном объеме частота прикладываний к груди не должна регламентироваться. С целью осуществления свободного вскармливания по требованию здоровый ребенок должен находиться в одной палате с матерью. Показано, что при свободном вскармливании объём лактации выше, чем при вскармливании по часам. Раннее прикладывание к груди и «свободное вскармли­вание» являются ключевыми факторами обеспечения полноценной лактации и способствуют установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребёнком.

Для поддержания лактации особенно значимы ноч­ные кормления, так как ночью уровень пролактина более высокий. Длительность прикладывания к груди здорово­го ребенка в первые дни не должна ограничиваться, даже когда он практически ничего не высасывает, а дремлет у груди. Потребность в контакте и сосании может носить самостоятельный характер, относительно независимый от пищевого поведения. Однако в дальнейшем чрезмерно частое прикладывание ребенка к груди матери при его малейшем беспокойстве может привести к перекорму. В связи с этим одной из важных задач педиатров, в осо­бенности участковых, является обучение матери дифференцировке «голодного» крика ребёнка от крика, обуслов­ленного другими причинами: младенческими коликами, дискомфортом, переменой обстановки, перегреванием или охлаждением ребенка, болью и др.

Оценка адекватности лактации требует тщательного анализа поведения ребенка, характера стула, частоты мочеиспусканий. Вероятными признаками недостаточ­ной лактации являются:

Беспокойство и крик ребенка во время или сразу после кормления;

Необходимость в частых прикладываниях к груди;

Длительное кормление, при котором ребенок совер­шает много сосательных движений, при отсутствии глотательных;

Ощущение матерью быстрого полного опорожнения грудных желез при активном сосании ребенка, при сцеживании после кормлений молока нет;

Беспокойный сон, частый плач, «голодный» крик;

Скудный редкий стул

Однако наиболее достоверными признаками недо­статочного питания являются низкая прибавка массы тела и редкие мочеиспускания (менее 6 раз за сутки) с выделением небольшого количества концентрированной мочи. Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешива­ния ребенка в домашних условиях после каждого кормле­ния в течение суток («контрольное» взвешивание).

В отдельных случаях даже при достаточном количест­ве молока мать не может накормить ребенка грудью:

Ребенок берет грудь, но не сосет, не глотает или сосет очень мало;

При попытке матери дать грудь ребенок кричит и сопротивляется;

После непродолжительного сосания отрывается от груди, давясь от плача;

Ребенок берет одну грудь, но отказывается от другой. Причины могут быть разными, среди которых наибо­лее распространенными являются:

Нарушения организации и техники вскармливания (неправильное положение ребенка у груди);

Избыток молока у матери, при котором оно течет слишком быстро;

Прорезывание зубов,

Заболевания ребенка (перинатальное поражение нервной системы, частичная лактазная недостаточ­ность, гастроинтестинальная форма пищевой аллер­гии, острая респираторно-вирусная инфекция, отит, молочница, стоматит и др.).

Выяснение причины и проведение при необходимости

Гипогалактия истинная (или первичная) встречается редко, не более чем у 5% женщин. В остальных случаях снижение выработки молока вызвано различными причи­нами, основными из которых являются: отсутствие у жен­щины доминанты лактации (психологического настроя) в связи с плохой подготовкой в период беременности, а также эмоциональный стресс, раннее и необоснован­ное введение докорма детскими смесями, необходимость выхода на работу, болезнь ребенка, болезнь матери и т.д.

В ряде случаев гипогалактия носит транзиторный характер, проявляясь в виде так называемых лактацион­ных кризов, под которыми понимают временное умень­шение количества молока, возникающее без видимой причины. Отсутствие информации о них и не знание методов коррекции - наиболее частые факторы прекра­щения грудного вскармливания.

В основе лактационных кризов лежат особенности гормональной регуляции лактации. Они обычно воз­никают на 3-6 неделях, 3, 4, 7, 8 месяцах лактации. Продолжительность лактационных кризов в среднем составляет 3-4 дня, и они не представляют опасности для здоровья ребёнка. В таких случаях оказывается достаточ­ным более частое прикладывание ребенка к груди в соче­тании с кормлением из обеих грудей. Необходим покой и отдых матери; разнообразное, полноценное, с высокими 15 вкусовыми качествами питание; тёплое питьё напитков особенно с использованием лактогонных трав или пре­паратов за 15-20 мин до кормления, а также специальных продуктов лактогонного действия.

Если мать заранее не подготовлена к такой ситуации, то при первых признаках снижения лактации она пытает­ся докормить ребёнка смесями. Поэтому одной из важных задач участкового врача и медсестры детской поликлини­ки является разъяснение безопасности кратковременных лактационных кризов.

Мероприятия, применяемые при вторичной гипогалактии (лактационных кризах):

Более частые прикладывания к груди;

Урегулирование режима и питания матери (включая оптимальный питьевой режим за счет дополнитель­ного использования не менее 1 литра жидкости в виде чая, компотов, воды, соков);

Воздействие на психологический настрой матери;

Ориентация всех членов семьи (отца, бабушек, деду­шек) на поддержку грудного вскармливания;

Контрастный душ на область молочных желёз, мягкое растирание груди махровым полотенцем;

Использование специальных напитков, обладающих лактогонным действием;

При этом детские молочные смеси в питание ребёнка без рекомендаций врача не вводятся.

Многочисленные наблюдения показывают, что доста­точная выработка грудного молока в основном зависит от «настроя матери» на кормление своего ребенка грудью, ее убежденности в том, что это важно и необходимо и что она способна это осуществить.. Более успешное станов­ление лактации и её продолжение проходят в условиях, когда кроме желания и уверенности матери, её активно поддерживают все члены семьи, а также профессиональ­ные консультации и практическая помощь медицинс­ких работников. Целесообразно, чтобы обучение женщин вопросам грудного вскармливания происходило во время беременности в «Школе беременных».

Важнейшая роль в пропаганде грудного вскармлива­ния отводится врачам и медицинским сестрам, которые должны активно поощрять семейную и социальную под­держку грудного вскармливания, обеспечивать родителей полной информацией о его всестороннем положительном влиянии на организм ребенка и преимуществах перед детскими смесями. Для осуществления деятельности по успешному становлению и поддержанию практики естес­твенного вскармливания, все медицинские работники, имеющие отношение к родовспоможению и медицинс­кому наблюдению за детьми грудного возраста, должны обладать способностями оказания практической помощи матери по грудному вскармливанию.

В соответствии с международной программой ВОЗ/ ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка практи­ки грудного вскармливания», где изложены основные положения в виде десяти принципов успешного груд­ного вскармливания, Министерством здравоохранения Российской Федерации была разработана программа под­держки грудного вскармливания и утвержден ряд норма­тивно-методических документов (1994, 1996, 1998, 1999, 2000 гг). Согласно этим документам, в лечебно-профилак­тических учреждениях родовспоможения и детства реко­мендуется проводить следующую работу по поддержке естественного вскармливания:

Иметь доступную печатную информацию, касающую­ся практики грудного вскармливания, которую следу­ет регулярно доводить до сведения всего медицинского персонала;

Информировать всех беременных женщин о преимуществах грудного вскармливания и необходимости

раннего прикладывания новорожденного ребенка к груди матери (в течение первых 30 минут после родов);

Обеспечивать круглосуточное совместное пребывание матери и ребёнка в палате «мать и дитя» родильного дома и поощрять грудное вскармливание по требова­нию ребенка;

Обучать матерей технике кормления ребенка грудью и сохранения лактации;

Стремиться к проведению в течение первых 4-6 меся­цев жизни исключительно грудного вскармливания, то есть, не давать здоровым новорожденным детям никакой пищи, кроме грудного молока, за исключе­нием случаев, обусловленных медицинскими показа­ниями;

Обеспечивать преемственность в работе женской кон­сультации, акушерского стационара, детской поли­клиники и детского стационара.

Эти мероприятия необходимо проводить с учетом состояния здоровья, как матери, так и ребенка.

Возможными противопоказаниями к грудному вскар­мливанию со стороны матери являются: эклампсия, силь­ные кровотечения во время родов и в послеродовом пери­оде, открытая форма туберкулеза, состояние выраженной декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени, а также гипертиреоз, острые пси­хические заболевания, особо опасные инфекции (тиф, холера и др.), герпетические высыпания на соске молоч­ной железы (до их долечивания), ВИЧ-инфицирование.

В настоящее время установлено, что ВИЧ - инфи­цированная женщина с вероятностью в 15% заража­ет ребёнка через грудное молоко. В связи с этим в Российской Федерации детей рожденных от ВИЧ инфи­цированных матерей рекомендуется кормить адаптиро­ванными смесями.

При таких заболеваниях кормящей матери как красну­ха, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, цитомегаловирусная инфекция, простой герпес, острые кишеч­ные и острые респираторно-вирусные инфекции, если они протекают без выраженной интоксикации, кормле­ние грудью при соблюдении правил общей гигиены не противопоказано. Наличие гепатита В и С у женщин в настоящее время не является противопоказанием к грудному вскармливанию, однако кормление осуществляют через специальные силиконовые накладки. При остром гепатите А у матери кормление грудью запрещается.

При маститах грудное вскармливание продолжается. Однако оно временно прекращается при обнаружении массивного роста в грудном молоке золотистого стафило­кокка в количестве 250 КОЕ и более в 1 мл и единичных колоний представителей семейства Enterobacteriacae или вида Pseudomonas aeruginosa (Методические рекоменда­ции по бактериологическому контролю грудного моло­ка, Москва, 1984). Абсцесс молочной железы является возможным осложнением мастита и наиболее вероятен при резком прерывании кормления грудью. Кормление из здоровой железы должно продолжаться, а молоко из инфицированной груди следует осторожно сцеживать и выливать.

Прекращают кормление грудью в тех случаях, когда мать принимает цитостатики в терапевтических дозах, иммунносупрессивные препараты, антикоагулянты типа фениндиона, радиоизотопные контрастные вещества для лечения или обследования, препараты лития, большинс­тво противовирусных препаратов (кроме ацикловира, зидовудина, занамивира, лимовудина, озельтамивира - с осторожностью), противогельминтные препараты, а также некоторые антибиотики: макролиды (кларитромицин, мидекамицин, рокситромицин, спирамицин), тетрациклины, хинолоны и фторхинолоны, гликопептиды, нит­роимидазолы, хлорамфеникол, ко-тримоксазол. Однако препараты альтернативные перечисленным антибиоти­кам не противопоказаны для кормления грудью.

Обычно безопасны, используемые в средних дозах короткие курсы парацетамола, ацетилсалициловой кислоты, ибупрофена; большинство противокашлевых лекарств; антибиотики - ампициллин и другие пенициллины, эритромицин; противотуберкулезные препараты (кроме рифабутина и ПАСК); противогрибковые средс­тва (кроме флуконазола, гризеофульвина, кетоконазола, интраконазола); антипротозойные препараты (кроме метронидазола, тинидазола, дигидроэметина, примахина); бронходилятаторы (сальбутамол); кортикостероиды; антигистаминные препараты; антациды; противодиабе­тические средства; большинство гипотензивных препа­ратов, дигоксин, а также разовые дозы морфина и других наркотических средств. Вместе с тем во время приёма медикаментозных препаратов матерью, необходимо вни­мательное наблюдение за ребенком с целью своевремен­ного обнаружения их побочных эффектов.

Возможно угнетение лактации при приеме женщиной эстрогенов, включая эстрогенсодержащие контрацепти­вы, диуретиков тиазодового ряда, эргометрина.

Перевод ребенка грудного возраста, особенно ново­рожденного, на искусственное вскармливание из-за медикаментозного лечения матери лекарственными пре­паратами в терапевтической дозировке несёт в себе опре­деленную угрозу для состояния его здоровья и качества жизни.

Учитывая негативное воздействие табачного дыма, смолы и никотина на организм ребенка и на лактацию, курящим женщинам в период лактации рекомендуется отказаться от курения. Никотин может снижать обьём вырабатываемого молока и тормозить его выделение, а также вызывать у ребёнка раздражительность, кишечные колики и приводить к низким темпам нарастания массы тела в грудном возрасте. У курящих женщин ниже уро­вень пролактина, что может сократить период лактации, а также снижена концентрация витамина С в грудном молоке по сравнению с некурящими. Следует формиро­вать у курящих женщин мотивацию на отказ от курения или, по крайней мере, значительное снижение числа выкуренных сигарет. Содержание вредных веществ в грудном молоке будет меньше, если женщина выкуривает сигарету после кормления грудью, а не до него.

Не должны кормить ребенка грудью матери, страда­ющие алкогольной и наркотической (героин, морфин, метадон или их производные) зависимостью.

Кормление грудью во время наступления новой бере­менности может продолжаться.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди матери со стороны ребенка - оценка состояния ново­рожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов при тяжелой асфиксии новорожденного, родовой травме, судорогах, синдроме дыхательных расстройств, а также глубокая недоношенность, тяжелые пороки развития (желудочно­кишечного тракта, челюстно-лицевого аппарата, сердца, и др.).

К числу противопоказаний к раннему прикладыванию ребенка к груди матери до самого последнего времени относилось также родоразрешение путем операции кеса­рево сечение. Однако если данная операция проводится под перидуральной анестезией прикладывание ребенка к груди в родовом зале возможно. Если родоразрешение проводилось под наркозом, то после окончания операции родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец - в детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4-х) после окончания действия наркоза детская сестра приносит новорожденного к матери и помогает ей приложить его к груди. В течение первых суток это повторяют несколько раз. На вторые сутки, при удовлетворительном состоянии матери и младенца, они воссоединяются в послеродовом отделении совместного пребывания матери и ребенка.

При ряде тяжелых врожденных пороков развития (пороки сердца с декомпенсацией, волчья пасть, заячья губа и др.), когда прикладывание к груди невозможно, ребенок должен получать сцеженное материнское молоко.

Абсолютные противопоказания к грудному вскар­мливанию со стороны ребенка на последующих этапах лактации очень ограничены - наследственные энзимо­патии (галактоземия и др.). При фенилкетонурии объем грудного молока в сочетании с лечебными продуктами устанавливается индивидуально.

Следует остановиться на вопросах допаивания детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании. Практика отечественных педиатров показывает, что ново­рожденные и дети более старшего возраста, находящиеся на грудном вскармливании иногда нуждаются в жид­кости. Такое состояние может быть связано с понижен­ной влажностью в квартире, повышенной температурой окружающей среды, обильной жирной пищей, съеденной матерью накануне и пр. В этих ситуациях можно пред­ложить ребенку воду из ложки, и если он начал охотно пить, то значит нуждался в ней. Кроме того, допаивание необходимо больным детям, особенно при заболеваниях сопровождающихся высокой лихорадкой, диарей, рвотой, гипербилирубинемией.

В настоящее время существует более 50 заболеваний, которые у детей в периоде новорожденности могут про­являться желтушным окрашиванием кожи. Поэтому дли­тельное сохранение желтухи у новорожденного требует обязательного обследования.

Даже при выраженной физиологической желтухе у детей в первые дни жизни нельзя отказываться от груд­ного вскармливания. Раннее прикладывание ребенка к груди и частые кормления являются важным фактором профилактики желтухи, поскольку молозиво, обладая слабительным эффектом, приводит к более быстрому отхождению мекония. При недостаточном питании ново­рожденного ребенка желтуха может быть более интенсив­ной и длительной в связи со сгущением желчи. Допаивание водой или растворами глюкозы не способствует профи­лактике желтухи, но снижает степень ее выраженности. Важно чтобы ребенок получал адекватное количество молока, поскольку при недостаточном питании развива­ется синдром сгущения желчи.

Желтуха, связанная с грудным вскармливанием - желтуха от материнского молока или желтуха Ариаса раз­вивается у 1-4% детей после первой недели жизни, харак­теризуется повышением уровня несвязанного билирубина и не влияет на состояние ребенка. Патогенез изучен недо­статочно, предполагается связь с различными компонен­тами грудного молока. Получить подтверждение диагноза можно, прекратив прикладывание ребенка к груди и используя для кормления пастеризованное материнское молоко в течение 1-2-х суток. За это время интенсивность желтухи значительно уменьшается и можно продолжить грудное вскармливание.

Ребенка с гипербилирубинемией, обусловленной несовместимостью по АВ0, целесообразно кормить гру­дью с рождения, поскольку антитела, содержащиеся в молоке разрушаются соляной кислотой и ферментами пищеварительной системы. При резус конфликте, если ребенку не проводилось заменное переливание крови, то его в течение первых 10-14 дней кормят пастеризованным (во время пастеризации антитела разрушаются) мате­ринским или донорским молоком. В случаях проведения заменного переливания крови, через 3-5 часов после опе­рации ребенка можно приложить к груди.

Грудное вскармливание целесообразно продолжать до 1-1,5 лет, причем частота прикладываний ребенка к груди после года уменьшается до 1-3 раз в сутки.

Материалы для данной главы предоставлены: проф. Фатеевой Е.М. (Москва), проф. Мандровым С.И. (Иваново), проф. Бомбардировой Е.П. (Москва), проф. Геппе Н.А. (Москва), к.м.н. Капрановой Е.И., к.м.н., доцентом Кутафиным Ю.Ф. (Москва), проф. Русовой Т.В. (Иваново), д.м.н. Одинаевой Н.Д. (Москва), проф. Мангровым Ф.К. (Новокузнецк), к.м.н. Прощиной И.М.(Иваново), к.м.н. Батановой Е.В. (Иваново), к.м.н. Лукояновой О.Л. (Москва), Украинцевым С. Е. (Москва), Яковлевым Я.Я. (Новокузнецк).

Вскармливание ребенка на первом году жизни женским молоком называется естественным.

Вскармливание новорожденных детей первых 7-10 дней жизни

Обычно новорожденного ребенка начинают прикладывать к груди через 6-10 ч после рождения: более длительная отсрочка неблагоприятно сказывается на новорожденном и его матери. При более позднем прикладывании ребенка к груди наблюдается значительное снижение массы тела в первые дни жизни и более позднее ее восстановление.

В первые дни после родов мать кормит ребенка в постели из положения лежа на боку (рис. 10). Ребенка кладут так, чтобы ему удобно было ртом захватить сосок. Мать рукой слегка приподнимает грудь, придерживая ее между большим пальцем и остальными (грудь лежит на ладони), и направляет сосок в рот ребенка, стараясь, чтобы последний хорошо захватил не только сосок, но часть прилегающей к нему кожи (areola). При этом большим пальцем верхняя поверхность груди слегка отдавливается книзу, чтобы она не закрывала нос ребенка и не мешала ему дышать.

В дальнейшем, когда родильнице разрешается сидеть или вставать с постели (с 3-4-го дня), она кормит ребенка в положении сидя на стуле, поставив ногу на низкую скамейку (рис. 11). Кормление каждой грудью необходимо чередовать для того, чтобы обе полностью опорожнялись. Остатки молока необходимо сцедить. Только когда молока мало, приходится кормить из обеих грудей, но при этом следует: 1) давать вторую грудь только после того, как ребенок все высосал из первой, и 2) соблюдать порядок прикладывания.

Эти правила необходимы, так как первые порции молока высасываются ребенком легче, чем последующие, а более частое прикладывание стимулирует функцию молочной железы. Если же с самого начала не следовать этим правилам, ребенок к этому быстро привыкает и не досасывает, что вызывает застой молока и уменьшение лактации.

Количество молока, необходимое новорожденному ребенку, значительно колеблется. Для практических целей наиболее подходит формула Г. И. Зайцевой. По этой формуле можно ориентировочно рассчитать, сколько молока необходимо новорожденному ребенку (до 7-8 дней):

Суточное количество молока (в мл) = 2% массы ребенка при рождении x n,


где n - день жизни ребенка. Можно пользоваться и видоизмененной формулой Финкельштейна:

n x 70 или 80,


где n - день жизни ребенка. Для определения количества молока, необходимого ребенку в течение суток, надо число дней его жизни умножить на 70 (при массе ниже 3200) или на 80 (при массе выше 3200 г).

Иногда пользуются и другим подсчетом: на разовое кормление ребенок должен получать количество молока, равное 10, умноженное на день его жизни (например, 5-дневный ребенок на одно кормление должен получить 10 x 5 = 50 мл).

Количество пищи, необходимое недоношенному ребенку, нужно определять с учетом его индивидуальной потребности и общего состояния. Обычно в 1-й день на кормление дают 5-10 мл молока, на 2-й день - 10-15 мл, на 3-й день - 15-20 мл. В дальнейшем суточный объем пищи определяется по формуле:

n x 10 на каждые 100 г массы ребенка,


где n - число дней жизни. После 10-го дня жизни количество пищи определяется по массе тела, как и у доношенных.

Ребенка с первых дней жизни необходимо приучать к порядку в кормлении. Новорожденный ребенок не имеет условных рефлексов при рождении. Одним из самых первых условных рефлексов является рефлекс на время кормления. Для этого необходимо кормить ребенка по часам.

И. П. Павлов писал, "что никакой другой раздражитель не может сравниться ни в качественном, ни в количественном отношении со страстным желанием еды как возбудителем желудочного сока". Только еда с аппетитом может быть максимально полезной, тогда как еда по приказу не может давать такого положительного эффекта. Беспорядочное кормление понижает аппетит ребенка, он мало высасывает молока.

Большое значение имеет частота кормления. Работами проф. Н. И. Красногорского установлено, что в деятельности центральной нервной системы (ЦНС) существует определенная цикличность процессов возбуждения и торможения. У детей первых 3 мес жизни процесс возбуждения сменяется процессом торможения каждые 3 ч; у детей в 3-5 мес такое чередование наблюдается каждые 3,5 ч, у детей старше б мес - каждые 4 ч. Наибольший аппетит у детей наблюдается при преобладании процесса возбуждения (при преобладании процесса торможения в ЦНС происходит также торможение пищевого центра). Следовательно, интервал между кормлениями должен быть разным, в зависимости от возраста ребенка.

Детей первых 2-3 мес жизни необходимо кормить каждые 3 ч с ночным промежутком продолжительностью 6 ч (ночной интервал необходим для отдыха матери и ребенка); интервалы между кормлениями у детей от 3 до 5 мес должны быть 3,5 ч (ночной интервал 6 ч 30 мин), а у детей старше 5 мес каждые 4 ч (ночной интервал 8 ч) 1 (рис. 12).

Если же ребенок спокойно не выдерживает таких длительных ночных интервалов и не удовлетворяется 2-5 чайными ложками воды, то можно разрешить еще одно кормление ночью.

Частота кормления также определяется продолжительностью нахождения пищевой массы в желудке, что зависит от вида пищи. Женское молоко выводится из желудка через 2-2,5 ч после приема, искусственные молочные смеси из коровьего молока задерживаются в желудке 3 ч, а каши 3-4 ч. Особенно долго задерживаются в желудке овощи (4-5 ч). Большое содержание жира и белка увеличивает продолжительность нахождения пищи в желудке.

1 В родильных домах здоровых новорожденных детей кормят несколько реже (6 раз), что объясняется условиями работы медицинского персонала.

Техника и правила естественного вскармливания

Успех грудного вскармливания в значительной мере зависит от пунктуального соблюдения ряда правил.

  1. Перед каждым кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой.
  2. Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются случайные бактерии, легко попадающие в периферические отделы выводных протоков.
  3. По окончании кормления грудь необходимо обсушить чистой мягкой полотняной тряпочкой, чтобы не было мацерации сосков.

При кормлении грудью между матерью и ребенком устанавливается физиологическое равновесие, т. е. ребенок высасывает столько молока, сколько ему необходимо. Физиологическое равновесие обусловлено составом молока в течение кормления. Оно очень хорошо развито у детей с 6-й недели жизни.

Однако длительность каждого кормления грудью в среднем должна продолжаться не более 15-20 мин. Только новорожденных детей можно кормить более длительное время (до 20-30 мин). Нужно помнить, что ребенок в течение первых 5 минут кормления высасывает около 50% необходимого ему молока.

При кормлении же из бутылочки через соску необходимо дозировать количество пищи. Если маленькому ребенку дать молочную смесь в бутылочке с соской, он не прекратит сосания, несмотря на то что большой объем высосанного молока будет вызывать перерастяжение желудка.

Способы расчета необходимого количества молока для ребенка

Существует несколько способов расчета объема пищи, необходимого для детей первого полугодия жизни.

Способ 1. - "объемный" в зависимости от массы тела.
Ребенок должен получать молока в возрасте от 2 до 6 нед 1/5 массы своего тела от 6 нед до 4 мес 1/6 массы своего тела от 4 до 6 мес 1/7 массы своего тела
Например. Ребенок в возрасте 3 мес, имеющий массу 5200 г, должен получать молоко из расчета 1/6 массы тела, т. е. 5200: 6 = 866 мл молока. До последнего времени этот способ расчета объема пищи был наиболее распространен. Однако в настоящее время в связи с акселерацией, которая выразилась в очень быстром увеличении массы тела в течение первого полугодия жизни и рождением более крупных детей, может случиться, что объем пищи при расчете этим способом может превышать 1 л. В таких случаях объем пищи не должен превышать 1 л, но тогда нужна некоторая коррекция питания (см. ниже).
Способ 2. Расчет по Шкарину.

2-месячный (или 8-недельный ребенок) должен получать в сутки 800 мл молока, на каждую неделю недостающую до 8 на 50 мл меньше, а на каждый месяц больший, чем два, на 50 мл больше.

Для детей моложе 2 мес это можно выразить формулой: 800-50 x (8-n), где n - число недель жизни.

Например, ребенок в возрасте 3 нед по этому способу расчета должен получить: 800-50 X (8-3) = 550 мл.

Для детей старше 2 мес можно пользоваться формулой: 800 + 50 x (n-2), где n - число месяцев ребенку.

Например, ребенок в возрасте 3 мес должен получать молока: 800+50 x (3-2) = 850 мл.

Расчет Шкарина у современных детей вряд ли пригоден вследствие акселерации их развития. Он приведен в нашем руководстве в историческом аспекте.

Способ 3. Калорийный (энергетический) расчет: на 1 кг массы тела ребенок должен получить: в I четверть года 120 ккал в сутки во II четверть года 115 ккал в сутки в III четверть года 110 ккал в сутки в IV четверть года 100 ккал в сутки Определив массу ребенка, легко подсчитать, какое количество килокалорий необходимо ребенку. Зная, что 1 л женского молока в среднем содержит 700 ккал, легко рассчитать, сколько ребенок должен получить молока за сутки. Например, ребенок в возрасте 3 мес, имеющий массу 5 кг, должен получить 120 ккал на 1 кг массы или 600 ккал в сутки (120 ккал х 5 = 600 ккал). Составлением пропорции легко перевести количество килокалорий в объем молока: 1000 мл молока содержат 700 ккал х мл - 600 ккал 600 x 1000 x = ----------- = 857 мл молока. 700

Из приведенных способов расчета наиболее точным является калорийный. Расчет проводится исходя из средненормальной массы ребенка в данном возрасте, но суточный объем пищи не должен превышать 1000 мл.

Приведенные нами формулы расчета молока применяются для детей первых 6 мес жизни. Дети с 6-месячного возраста до 1 года должны получать объем пищи 1 л. Зная общий объем пищи и количество кормлений в течение дня, легко рассчитать, сколько необходимо ребенку молока на одно кормление.

Учебное пособие по питанию здорового ребенка. А. В. МАЗУРИН. М., "Медицина", 1980, 208 с., ил.

Введение

Естественное вскармливание

Лактация Молозиво Биологические и химические свойства женского молокa Питание и режим кормящей матери Вскармливание новорожденных детей первых 7-10 дней жизни Техника и правила естественного вскармливания Способы расчета необходимого количества молока для ребенка

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком.

Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;

Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;

Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;

В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка и обеспечивающие правильное формирование его головного мозга и интеллекта (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);

В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;

Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы. Естественное вскармливание – физиологическое явление для матери и ребенка и поэтому случаи истинной нехватки молока встречаются редко. Наиболее ответственно соблюдается период восстановления лактации у матери - первые 3-4 месяца после родов. Можно рекомендовать следующие правила, необходимые для успешного вскармливания:

Раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

В первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

При введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

Если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

ПИТАНИЕ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ.

Кормящая мать обязательно должна получать полноценное сбалансированное питание, так как на образование молока женщина расходует дополнительную энергию, и питательные вещества, а, следовательно, необходимо восполнять эти затраты.

Калорийность рациона матери в период лактации должна быть увеличена в среднем на 30-40% и составлять 2500-3000 ккал/сутки. Количество белка должно составлять около 100 г. (60-70% животного происхождения), жиров – 85-90 г. (15-20 г. – растительный жир), углеводов – 300-400 г. Этому количеству пищевых веществ соответствует разработанный институтом питания РАМН примерный суточный набор продуктов в составе которого: 200 г. мяса или птицы, 70 г. рыбы, до 600 мл. молока в любом виде (желательно употребление кисломолочных продуктов, 50 г. творога, 20 г. сыра, 400 г. различных овощей, 200 г. картофеля и 200-300 г. фруктов и ягод.

Овощи лучше употреблять в натуральном виде или в виде салатов и винегретов. Из круп целесообразнее всего использовать овсянковую и гречневую. Рекомендуется хлеб грубого помола с добавлением отрубей. Следует избегать острых приправ, избытка пряностей, большого количества лука и чеснока, придающих молоку специфический вкус и запах. В период кормления грудью необходимо ограничить употребление продуктов с повышенными аллергенными свойствами: шоколад, какао, натуральное кофе, цитрусовые, мед, орехи. Кормящей матери категорически запрещаются алкогольные напитки, в том числе и пиво.

Количество жидкости (включая супы, овощи и т.д.) должно составлять в среднем 2 л.

Матери во время кормления грудью следует принимать какой-либо поливитаминный препарат, содержащий витамин D (например, Гендевит – 2 драже в день).

ПРИКОРМ. ВИДЫ. ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ.

Прикорм является самостоятельным видом питания, замещающий одно, а затем и несколько кормлений грудным молоком или смесями. Советуйтесь со своим педиатром по поводу назначения прикорма. Введение прикорма обусловлено:

Увеличением потребности растущего малыша в энергии и основных пищевых ингредиентах (П.Ж.У.);

Увеличением потребности организма ребенка в минеральных веществах (железе, кальции, магнии) и витаминах;

Необходимостью тренировки жевательного аппарата;

Необходимостью стимуляции пищеварительных желез и их постепенной адаптации к перевариванию взрослой пищи;

Необходимостью введения растительных волокон, играющих важную роль в правильном функционировании желудочно-кишечного тракта ребенка;

Необходимостью воспитания у ребенка навыков потребления новых видов пищи, в том числе более густой консистенции, что подготавливает его к отлучению от груди.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМА.

Начинать вводить прикорм только здоровому ребенку или, в крайнем случае, в период выздоровления, при нормальном стуле;

Прикорм вводится теплым перед кормлением грудью или смесью;

Прикорм дается с ложечки, овощное пюре можно сначала добавить в бутылочку с молоком, что бы ребенок легче привык к новому вкусу;

Каждое блюдо прикорма вводится постепенно, с малых количеств (1-2 чайных ложки) и в течение двух недель доводится до возрастной дозы;

К новому виду прикорма переходят спустя 1,5-2 недели после введения предыдущего;

Густота прикорма должна постепенно возрастать;

Второй прикорм – злаковые каши – начинать вводить нужно с каш без глютена (рисовой, кукурузной, гречневой) и готовить их на том молоке или молочой смеси, которую получает ребенок;

Детское питание в баночках содержит оптимальное количество соли и сахара и поэтому добавлять их не следует.

РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА.

Процессы усвоения пищи в человеческом организме достаточно сложны, а у детей первого года жизни, учитывая их интенсивный рост, недостаточное созревание формирований всех органов и систем, они протекают с особенно большой нагрузкой.

Можно условно выделить несколько периодов питания детей:

От 0 до 3-6 месяцев, когда ребенок получает только молоко;

От 3-6 месяцев до 1 года – переходы, в течение которых в питание ребенку постепенно вводят блюда прикорма;

От 1 года до 3 лет – ранний детский возраст, когда ребенок постепенно и осторожно приучается к традиционным семейным блюдам; 4,5. дошкольный (от 3 до 6 лет) и школьный (от 7 до 14 лет), характеризующиеся широким спектром используемых в питании продуктов и блюд, в основном не отличающихся от тех, что получают взрослые люди.

1 период. Если ребенок находится на естественном вскармливании материнским молоком, то до 3 месяцев нецелесообразно и даже вредно включать в рацион питания помимо молока другие продукты. Необходимым может оказаться включение витамина D. При отсутствии женского молока основным продуктом питания должны служить его заменители промышленного выпуска.

2 период. Грудное молоко или заменители грудного молока по-прежнему остаются основой питания ребенка. Рекомендуемая суточная доза, в зависимости от возраста ребенка, составляет от 400 до 800 мл. молока.

Число продуктов, которые в первую очередь включают в рацион детей в качестве дополнения к грудному молоку или его заменителям, принадлежат фруктовые соки. Это обусловлено прежде всего тем, что они имеют ту же привычную для младенца жидкую консистенцию, что и молоко. В то же время введение сока позволяет обеспечить ребенка рядом новых для него пищевых веществ, в которых он нуждается; новыми для младенца сахарами (глюкоза, фруктоза), органическими кислотами (лимонными, яблочными); способствует усвоению пищевых веществ молока, а так же дополнительными количествами витамина C, калия, железа. С учетом неблагоприятной экологической обстановки, наиболее целесообразно вводить в рацион малышей натуральные соки промышленного производства. Соки следует вводить в рацион постепенно, начиная с двух чайных ложек, и увеличивать в течение 2-3 недель до 30-40 мл., а затем к 8-10 месяцем до 80-100 мл. в день.

При естественном вскармливании соки следует вводить в рацион ребенка не ранее 3 месяцев жизни.

Первым в рацион ребенка целесообразно вводить обычный сок, который характеризуется низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью, затем можно рекомендовать грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый, малиновый, вишневый, черносмородиновый, апельсиновый, мандариновый, клубничные соки, принадлежащие к числу продуктов с потенциально высокой аллергенностью, которые не следует давать ранее 6-7 месяцев. Это относится так же к тропическим сокам и сокам из других экзотических фруктов (папайя, манго). Введение соков следует производить из одного вида фруктов (для исключения его возможного аллергенного действия) и лишь только после привыкания к нему, можно вводить в рацион малышей смешанные соки из фруктов.

3 период, 4 период, 5 период. Начиная с года, ребенок, как правило, уже не получает грудное молоко и может употреблять те же продукты, что и взрослый. Однако, надо избегать давать сушеные фрукты, которые можно вводить только после 18 месяцев. Масленичные плоды (арахис, миндаль и другие) практически запрещены до 5 лет. Колбасные изделия можно давать в очень небольших количествах. Шоколад и шоколадные конфеты лучше давать детям после 5 лет, но до этого возраста разршить ребенку зефир, мармелад, пастилу, мед, варенье, джем. Что бы привить будущему взрослому человеку полезные привычки, не надо добавлять в пищу слишком много сахара и соли, следует ограничить потребление жирных продуктов и соусов. Яйца лучше использовать не больше двух раз в неделю, в вареном или жареном виде.

Фруктовое пюре следует рекомендовать детям, находящимся на естественном вскармливании, через 2-3 недели после назначения соков, то есть в 3,5-4 месяца, используя примерно тот же ассортимент фруктов, что и в случае соков. И в этом случае мы рекомендуем детское пюре промышленного производства, гарантирующее нужный состав и безопасность.

В 4,5-5 месяцев в рацион ребенка можно вводить более густую пищу – прикорм. В количестве первого прикорма назначают овощные пюре. Введение овощного прикорма из одного вида овощей (например, картофеля, кабачков), переходя за тем к смеси овощей с постепенным расширением ассортимента и введением в рацион: цветной капусты, тыквы, белокочанной капусты, моркови, - позднее томатов, зеленого горошка.

Злаковый прикорм (молочную кашу) лучше начать вводить спустя 3-4 недели после введения овощного пюре. Однако, в тех случаях, когда ребенок плохо набирает массу тела, имеет место неустойчивый стул, можно начинать введение прикорма с молочной кашей, а уже потом ввести овощное пюре. Первыми нужно давать каши, не содержащие глютена (особый вид белков, злаков), способный вызвать у ребенка заболевание кишечника – слипание – рисовую, кукурузную, гречневую. Каши следует включать в рацион постепенно. В начале следует добавлять одну чайную ложку в вечернее кормление, 2-3 чайные ложки, что бы увеличить калорийность пищи.

Затем, в течение двух недель злаковые каши вводятся в утреннее кормление в виде густой молочной смеси, которую дают ребенку с ложечки. После введения первого вида злаковой каши, выдержав двух недельный период адаптации, ребенка приучают к другому виду каши.

Творог следует назначать здоровым, нормально развивающимся детям не ранее 5-6 месяцев, поскольку материнское молоко в сочетании с уже назначенным к этому времени прикормом способно, как правило, удовлетворить потребность ребенка в белке, дополнительным источником которого является творог.

Желток при естественном вскармливании следует назначать с 6 месяца жизни. Более раннее его введение достаточно часто приводит к возникновению аллергических реакций у детей.

Мясо в рацион ребенка следует вводить с 7 месяцев, начиная с мясного или мясорастительного пюре (мясо с овощами и крупой), которые позднее заменяются фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетами (к концу первого года жизни). С 8-9 месяцев можно рекомендовать рыбу.

С 7,5-8 месяцев ребенку в качестве прикорма можно назначать кефир, коровье молоко или другую кисломолочную смесь. Вместо коровьего молока лучше использовать специализированные молочные смеси, так называемые “последующие формулы”, представляющие из себя специальные продукты вместо молока, но со сниженным по сравнению с коровьим молоком уровнем белка и оптимизированным жирно-кислотным и витаминным составом.

ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ.

Материнскому молоку или его заменителям для детей первой возрастной группы, а затем молочным смесям для детей второй возрастной группы (последующие формулы) отводится первостепенная роль в питании детей до 12 месяцев.

Детям от года до 3 лет так же лучше давать не обычное коровье молоко, а специальное сухое молоко для детей или продолжать давать специальные молочные смеси, предназначенные для детей старше 6 месяцев (последующие формулы).

Необходимо с первых же месяцев жизни ребенка ограничить потребление соленых, жирных и сладких продуктов. Правильное воспитание вкуса является залогом предупреждения ожирения и других болезней.

Ребенок должен относительно много пить, больше чем взрослый.

Необходимо равновесие как в отношении качества, так и количества используемых продуктов. Не следует увеличивать потребление пищи под предлогом стимулирования роста ребенка.

Пища ребенка до трехлетнего возраста, по своему качеству, количеству и консистенции должна отличаться от пищи взрослого человека.

Преждевременное, с опережением потребностей ребенка, введение в рацион продуктов, не соответствующих его возрасту, не только нецелесообразно, но, более того, влечет за собой множество нежелательных последствий.

При организации питания необходимо приспосабливаться к индивидуальному естественному ритму жизни ребенка.

Нельзя принуждать ребенка есть. У ребенка удовлетворение, получаемое от еды, и разнообразие пищи, должны быть неразрывно связаны.

Не следует преждевременно отказываться от продуктов питания, рецептура которых разработана специально для детей (каши быстрого приготовления, консервированное пюре в баночках).

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Естественное вскармливание. Гипогалактия.

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 Курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.

    Название учебной темы: Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание, его преимущества. Меры по предупреждению гипогалактии. Способы расчёта объёма питания. Прикорм и техника его введения. Роль участкового педиатра в борьбе за естественное вскармливание. Овладение навыками подготовки ребёнка к кормлению на естественном вскармливании. Составление рациона питания детям первого года жизни на естественном вскармливании. Навыки этики и деонтологии.

    Цель изучения учебной темы: Изучить анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и современные аспекты естественного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Показать преимущества естественного вскармливания. Освоить понятия гипогалактия, меры профилактики и борьбы с гипогалактией. Определить роль участкового педиатра в борьбе за естественное вскармливание. Ознакомить с основными принципами этики в аспекте права на здоровье и медицинской деонтологии.

    Основные термины:

1) Молозиво

2) Свободное вскармливание

3) Естественное вскармливание

4) Объемный способ определения суточного объема пищи.

5) Прикорм

6) Гипогалактия

    План изучения темы:

    1. Определение естественного вскармливания

      Этапы питания

      Состав грудного молока

      Преимущества женского молока в сравнении с коровьим

      Частота кормлений детей на 1-м году жизни

      Расчет суточного объема пищи

      Понятие «прикорм», сроки и правила введения

      Гипогалактия: классификация, этиология, профилактика, лечение.

    Изложение учебного материала:

Вскармливание - это контролируемое и корригируемое питание детей до 1 года, по характеру различающееся на 3 вида: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма. Грудное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком до введения прикорма, включающее 5 позиций (градаций по степени приоритетности):

    Грудь матери.

    Сцеженное материнское молоко.

    Грудь кормилицы.

    Сцеженное грудное молоко кормилицы.

    Донорское молоко (банк молока от нескольких чужих матерей).

Необходимо сразу подчеркнуть, что грудное молоко не имеет альтернативы в проблеме вскармливания и его замена любыми самыми адаптированными смесями подобна экологической катастрофе, ибо даже 5-ая градация грудного молока – донорское молоко из банка грудного молока лучше любой адаптированной смеси.

Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта новорожденных детей:

    Нежная слизистая;

    Хорошая васкуляризация рыхлого подслизистого слоя;

    Мало эластической и мышечной ткани;

    Слабая секреторная и ферментообразующая функция.

Учитывая вышеназванные особенности, оптимальным продуктом для питания детей первых месяцев жизни является материнского молоко. С современных позиций грудное молоко является фактором защиты, химическим анализатором и полностью обеспечивает ребенка в энергии и биологически активных веществах, а молозиво – мощнейший антистрессорный фактор.

Эволюционно закреплены 3 этапа питания детей:

    Гемотрофный , когда эмбрион питается за счет матери, поэтому он сильно защищен и... абсолютно беззащитен, ибо «болеет» вместе с матерью, что влечет при собственной незрелой защитной реакции за собой серьезное поражение органов и даже гибель эмбриона.

    Амниотрофный – питание за счет матери через плаценту и попытки самостоятельного питания через амниотическую жидкость (гемо-амниотрофный). Этот механизм возникает между 3-м и 5-м месяцами беременности путем заглатывания околоплодных вод (до 5 мл/кг/час), что к 6 месяцам внутриутробной жизни составляет до 50% объема амниотической жидкости за сутки. Поступление в желудочно-кишечный тракт плода белков, жиров и углеводов амниотической жидкости стимулирует развитие таких функций пищеварительного тракта как расщепление и всасывание пищеварительных веществ, становление моторики. Амниотическое питание не вносит значительного вклада в обеспечение плода пищевыми ингредиентами, но имеет существенное влияние как механизм адаптации к последующему лактотрофному питанию. Именно благодаря длительному и постепенному нарастанию объему поступающей амниотической жидкости возникает и анатомическая дифференцировка клеток слизистой оболочки кишечника, индукция синтеза пищеварительных ферментов и гормонов ЖКТ. Если гемотрофное питание обеспечивает основные пищевые потребности эмбриона, то амниотрофное облегчает последующую адаптацию.

    Лактотротрофное или энтеральное питание. Переход к внеутробному питанию – это революция, стресс, подобный переходу к обычному дыханию, внеутробному кровообращению и т.д.; это новый качественный скачок в онтогенезе индивидуума. На первых этапах постнатального онтогенеза большую роль играет характер вскармливания.

Преимущества естественного вскармливания перед смешанным и

искусственным

(особенно ранним искусственным) заключается в том, что это:

    Эволюционно закрепленная форма питания и ее нарушение подобно экологической катастрофе, снижающей уровень здоровья;

    Способствует оптимальному развитию ребенка в онтогенезе, ибо откорректировано эволюцией по ингридиентам и микронутриентам; представленным по соотношению и качеству в оптимальной для усвоения форме;

    Снижает острую и хроническую заболеваемость детей;

    Увеличивает срок жизни (в т.ч. и среднюю продолжительность жизни) на 10-15 лет;

    Осуществляет профилактику раннего склероза за счет стимуляции ферментных систем, утилизирующих холестерол;

    Снижает существенно степень риска по лейкозу;

    Повышает интеллект, творческую активность и гуманизирует ментальность;

    Снижает сенсибилизацию;

    Препятствует дисбактериозу;

    Представляет систему вскармливания со следующими характеристиками: закрытая, стерильная, «продукция» подогрета до температуры тела, вкусная (вкусовые анализаторы адаптированы к грудному молоку).

Согласно рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ (1989), здоровых новорожденных следует прикладывать к груди матери в течение первых 30 минут после родов. Раннее прикладывание способствует стимуляции лактации у матери, повышению бактерицидных свойств грудного молока, повышению иммунитета у детей, становлению нормального биоценоза кишечника.

Важным принципом вскармливания новорожденных является принцип так называемого «свободного вскармливания», когда ребенка кормят по его требованию, а не по расписанию. При методике «свободного вскармливания» ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный ритм – «график» приема пищи с постоянными достаточно длинными промежутками между отдельными кормлениями.

При проведении «свободного вскармливания» мать должна научиться различать голодный плач ребенка от беспокойства, вызванного другими причинами. Если мать не может приспособиться к «свободному вскармливанию», то в таких случаях следует перейти на кормление ребенка в строго определенные часы.