Что такое портфолио дошкольника. Из опыта работы «Портфолио дошкольника. Разузнай


А начнем мы с просмотра портфолио моих детей.Я ни в коем случае не считаю, что вы должны создавать портфолио дошкольника таким же. При желании вы можете сделать его ещё лучше!

Не судите мои работы строго, я не претендую на звание профессионала. Я делала портфолио дошкольника опираясь на собственные знания и метод "тыка".

Портфолио моего сына

Урок третий.

Портфолио дошкольника. Как подобрать красивые рамки и фоны?

Сейчас я предлагаю вам окунуться в атмосферу творчества, заглянуть в бескрайние просторы интернета и найти рамки чтобы изготовить портфолио дошкольника.

Прежде чем начать нужно определиться с темой, на которую мы будем опираться в поисках. Чаще всего темой портфолио дошкольника становится название группы, которую посещает ребёнок, например: группа «Теремок».

Если в ДОУ нет определённых требований на этот счёт, выберите то, что вам ближе, это может быть какой-нибудь мультфильм или сказку.

Не стоит пускаться в крайности и выбирать все милые, но очень разные по внешнему виду и смыслу материалы. Мишки, зайцы, Леопольд, Микки-Маус, Маша и Медведь – вместе создадут в портфолио дошкольника ощущение сборной солянки.

Портфолио дошкольника. Как искать нужный материал?

Открываете любой поисковик, я использовала "google" (для удобства выберите кнопку «картинки») и вводите запросы:

Портфолио дошкольника фоны;
портфолио дошкольника рамки.
Или просто:
рамки теремок;
рамки детские теремок;
рамки по сказке теремок;
фоны теремок;
сказочные фоны;
лесные фоны.

По каждому запросу можно найти рамки и подходящие фоны, советую использовать различные запросы, чтобы найти больше подходящего материала.

Сразу решите как будет выглядеть портфолио дошкольника и исходя из этого выбирайте рамки.
Если портфолио дошкольника будет расположено вертикально, то предпочтение нужно отдавать таким же рамкам и фонам. Хотя некоторые горизонтальные фоны можно растянуть по вертикали, или разрезать пополам.

Приветствуются более светлые фоны с большим свободным пространством, т.к. на них придётся вставлять фрагменты рассказа о семье и ребёнке, а также фото.

Выберите в поисковике понравившуюся вам рамку, фон или картинку, нажмите на неё. Картинка появилась в новом окне, вы попали на сайт, где теперь сможете её скачать или сохранить.

Вариант №1

Просмотрите страницу, под рамками (фонами) вам предложат скачать этот материал с бесплатного файлообменника, выбирайте любой и качайте.

Если вы не знакомы с принципом скачивания с файлообменника, то он прост:

После, вам предложат ввести свой номер мобильного телефона и скачать файл бесплатно в течение суток, нажимайте кнопку «Спасибо, не надо». Иногда, эта кнопочка появляется не сразу, а спустя минуту. Подождите немножко и жмите;

Следующий этап – минутное ожидание;

Если вы нашли ещё материал для скачивания, то используйте для загрузки файлообменник, с помощью которого на данный момент не происходит загрузка файлов.

Портфолио дошкольника. Сохраняем (скачиваем) файлы бесплатно. Вариант№2

Ну а если вы не хотите ждать пока файл качается бесплатно, к тому же из всего предложенного вас интересует одна картинка или рамка, то предлагаю более лёгкий путь:

Выберите на сайте нужную вам картинку или рамку;

Увеличьте её, если есть кнопка увеличить;

Если картинка хорошего качества, то нажмите на неё правой кнопкой мыши и выберите опцию «сохранить изображение»;

В появившемся окне «сохранить как» указываем путь сохранения, т.е. папку, где будет храниться файл. В строке «имя файла» пишем его имя или оставляем существующее. В строке «тип файла» выбираем jpeg (ipg) и нажимаем кнопку «сохранить». Рамки нужно сохранять в предлагаемом формате, лучше если он подходит для фотошопа - например, формат png, ну а если в формате jpeg, то тоже не страшно.

Не на всех сайтах представлены полноразмерные изображения, часто для показа используют миниатюры. Поэтому, если вы хотите скачать качественную рамку, с которой будет легко работать в программе «Photoshop», то следует воспользоваться первым способом.

Четвёртый урок.

Портфолио дошкольника. Как вставить фото в рамку?

Предлагаю вам подготовить титульные листы и оформить портфолио дошкольника, а именно вставить фотографии в рамочки с помощью программы «Photoshop».

Я расскажу и покажу вам, как вставить фото в рамку без углублённого изучения свойств этой замечательной программы.

Рамки будут нужны для изготовления пунктов портфолио для дошкольника: 1; 2; 2.3; 2.9; 3; 3.1. Кстати, если у вас нет этой замечательной программы, то можно воспользоваться её бесплатной версией. Просто наберите в поисковике: фотошоп онлайн и пользуйтесь на здоровье.

Портфолио дошкольника. Просмотрите видеоурок как вставить фото в рамку в программе "Photoshop"

Пятый урок.

Как оформить портфолио дошкольника в «Ворде»?

Сейчас мы с вами научимся оформлять весь собранный ранее материал в единое целое с помощью программы «Word». Мы будем экспериментировать, творить, создавать собственный неповторимый шедевр – портфолио дошкольника.

Процесс оформления портфолио дошкольника может потребовать от вас некоторого времени, но результат по достоинству оценят ваши домочадцы и воспитатели детского сада.

Оформляем портфолио дошкольника. Итак, начнём по порядку:

Отрегулируйте заранее поля «Word» (файл, параметры страницы, поля), оптимальный размер для всех принтеров 0.5 см. Если печатать портфолио вы будете на своём принтере, то выставляйте поля 0 см. Принтер сам исправит их на допустимые, вам нужно будет только с этим согласиться.

Не забывайте на каждой странице проверять, не сбились ли настройки текста, заголовки и подзаголовки выделяйте цветом, жирным шрифтом, отделяйте их от текста чистой строкой. Для заголовков размер шрифта 26-32. Разбивайте текст на абзацы, для удобства чтения.

Портфолио дошкольника. Как оформить собранный материал в один документ, смотрите в этом видеоуроке:

А сейчас детально рассмотрим каждый пункт содержания портфолио дошкольника:

1 . Портфолио (титульный лист). Вставьте подготовленное фото вашего ребёнка в рамке, растяните на размер листа, сверху на свободном месте напишите «Портфолио», под ним фамилию, имя ребёнка. Внизу справа или по центру – детский сад (номер, название), ниже номер и название группы. Весь текст на титульном листе оформляется как заголовки.

1.1. Содержание. Выберете подходящий фон или рамочку, вставьте на чистый лист, скопируете написанное ранее содержание и вставьте его на страницу. Смотрите, чтобы не сбились настройки текста, выровняйте текст по центру.

2. Наш(а) сын (дочь) (титульный лист). Вставьте подготовленную заранее рамочку с фотографией на лист, растяните, сверху, по центру напишите заголовок «Наш(а) (сынок, дочка) имя».

2.1 . Рассказ родителей о ребёнке. Вставьте рассказ по центру в рамочку или на выбранный фон, если позволяет место, то текст можно дополнить фотографиями ребёнка. Заголовок можно сделать «Родители о ребёнке» или «Наша доченька, сынок».

2.2. Тайна имени. Подберите фон или рамку, чтобы в неё поместился текст, если используете фон, то свободное пространство заполняйте фотографиями. Сверху заголовок Значение имени «имя ребёнка».

3.1 . Генеалогическое древо. Рамка с фотографиями членов семьи. Заголовок – Генеалогическое древо.

3.2 . Состав семьи.
3.3 . Девиз семейного воспитания.
3.4. Национальный состав семьи.
3.5. Особенности национального воспитания.
3.6. Семейные традиции.

Вставьте рассказ и фото на фон. Перечисленные 5 пунктов можно оформить на двух листах, если у вас много подходящих фотографий и большой текст, то оформляйте каждый пункт на отдельный лист. Названия пунктов являются подзаголовками, поэтому их можно не увеличивать, а выделять жирным и цветом, это касается всех заголовков этого раздела. Главный заголовок – «Моя семья», может быть на каждой странице этого раздела, начиная с пункта 3.2. до конца.

3.7 . Семейные увлечения – заголовок. Вставьте на фон рассказ и фото. Если увлечения есть у каждого члена семьи, то выделяйте их как подзаголовки, выделяйте жирным и цветом, например: Хобби мамы: далее описание и фото.

3.8. Мечты семейного воспитания – заголовок. На фон вставьте рассказ и фотографии ребёнка.

3.9. Домашние питомцы – заголовок. На фон или в рамочку вставить фотографию домашнего любимца и рассказ о нём.

Желаю вам и вашим детям успехов во всех начинаниях!



Как сделать ребенку портфолио?

Портфолио дошкольника - это:

1. способ фиксирования, накопления и оценки индивидуаль­ных достижений ребенка в определенный период его раз­вития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодей­ствии «педагог - ребенок - родитель»; метод оценивания реальных достижений дошкольника;

2. коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной об­ласти;

3. своеобразная выставка работ детей, задачей которой явля­ется отслеживание их личностного роста;

4. коллекция работ и результатов деятельности ребенка, ко­торые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях;

5. инструмент комплексной оценки уровня развития индиви­дуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстра­ивания дальнейшей траектории развития. Важная цель портфолио - увидеть картину значимых об­разовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образователь­ном контексте, показать его способность практически приме­нять приобретенные знания и умения. Основной смысл порт­фолио - показать все, на что способен ребенок.

Портфолио дошкольника - это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка . Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творче­ских достижений ребенка, так и способом развития его спо­собностей. Существует ряд функций портфолио: диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и на­выков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Если же времени и терпения у вас предостаточно,

то здесь вы можете ознакомиться с некоторыми видами портфолио,

их разделами.

Каждый родитель старается уделить внимание развитию своего ребенка. С учетом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности. А многие, трепетно стараются сохранить то, что так дорого им, то, что так отчетливо напоминает о вехах развития любимого чада.

Несомненно, особую роль в этом может сыграть технология портфолио или папка достижений ребенка.

Основную функцию, которое выполняет портфолио – это заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь или не умеешь.

Папку лучше приобретать с жесткой обложкой. Так как она будет использоваться не один год, то и оформлять обложку нужно не спеша, продумав все детали.

Со временем можно будет добавлять новые разделы, например, хобби у ребенка будет не одно и обо всех увлечениях можно написать в этот альбом.

Для чего же и кому нужно это Портфолио, если оно не имеет официальной силы и не требуется при поступлении в ВУЗ или другое учебное заведение?

Прежде всего, оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материала для Портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей Портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.

Перед тем как начать формировать портфолио, определитесь – для чего оно нужно:

для сбора успехов и достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, в рисовании или в спорте)
на долгую память, когда информация собирается за определённый период. В таком портфолио можно увидеть путь развития ребёнка за определенный период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения и до школы, школьный период и т. д.)
тематическое портфолио ; составляется исходя из темы. Например, моя читающая семья, как я провел лето и т. д.

Количество разделов и рубрик, их содержание определяются индивидуально для каждого случая, и зависит только от Вас. Но если портфолио требуют предоставить в дошкольное учреждение или в школу, то необходимо придерживаться общепринятых правил.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит­ся...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче­ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви­жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра­моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомен­дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо­тающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!» . В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям , портфо­лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. У Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фикси­руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По­любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас­сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из­вестных однофамильцах, персональная информация ре­бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа­ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан­ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю­бимые занятия, особенности совместного времяпрепро­вождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу - помогу» содержит фотографии ребен­ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не­большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по­знавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо­тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди­тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со­циальные контакты, коммуникативная деятельность, само­стоятельное использование различных источников инфор­мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа­цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко­торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру порт­фолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор­мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате­лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не­формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру­гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогиче­скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со­держание которой входят благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям - за воспитание ребенка;

блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре­бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас­тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава­тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятель­ность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди­телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче­ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю­страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре­бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж­дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.



Структура портфолио дошкольника.
Титульный лист (обязательно указывается ИМЯ и ФАМИЛИЯ ребенка, дополнительно– индивидуальное оформление)
Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио)
Давайте познакомимся (фото, можно составить небольшую автобиографию)
С чего все начиналось (фото с родильного дома, атрибутика оставшееся с роддома: кольцо, которое одевают ребенку на ручку, информация о новорожденном, клочок волосиков с рождения)
Я расту (таблица роста и веса)
Моя семья (я предлагаю нарисовать или сделать на компьютере генеалогическое древо семьи)
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»
«Мир вокруг нас» : фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки» . Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.
«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
Фото из детского сада (фото из домашней коллекции)
Мои любимые мультфильмы (вырезки, наклейки, рисунки с любимыми героями)
Мои любимые книги (постановочное фото, рисунок, раскраска, наклейка и т.д.)
Мои спортивные достижения (спортивные награды, фото со спортивных мероприятий, в которых участвовал ребенок)
Мои награды (можно включить награды, не вошедшие в другие разделы)
Мое хобби (если у малыша уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие, необходимо завести этот персональный раздел).
Скоро в школу (например, диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т.д.)

Портфолио дошкольника своими руками

Портфолио для дошкольника. Зачем оно нужно?

Нашла замечательную статью о том зачем нужно Портфолио Дошкольника
автор С. Г. Юркова,
методист МБУ "Центр развития образования" г. Калачинска Омской области
Выделю основные моменты, что мне показались важными

Функции портфолио и принципы его формирования

диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагающая - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ;
социообразующая - формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.

При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов.
Во-первых, создавать ее необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей. Родители сами принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет.
Во-вторых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно.
В-третьих, важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-четвертых, важна систематичность работы с портфолио.

Что касается структуры портфолио дошкольника, то педагоги не пришли к единому мнению - подходы в разных дошкольных учреждениях оказались разными. И это стоит рассматривать как творческое отношение к решению задачи, а не как отрицательный момент в работе.

В ходе практического воплощения идей и замыслов участников ИТГ специалисты дошкольных учреждений пришли к выводу, что б ез участия родителей выполнять такой проект бессмысленно . Поэтому педагогам пришлось провести большую разъяснительную работу, чтобы найти союзников в новом деле. Предметом убеждения служили папки достижений, продемонстрированные на родительских собраниях.
Лучшим доказательством эффективности работы по созданию портфолио стало выступление на заседании инициативно-творческой группы мамы одного из воспитанников. Она рассказывала о том, как вся семья, ребенок и, разумеется, воспитатель собирают детское портфолио. Эта папка не только станет памятной вещью, "вобравшей в себя солнечные крупицы детства", но и пригодится при поступлении в школу.

Безусловно, портфолио дошкольника существенным образом отличается от школьного, что обусловлено возрастными особенностями и педагогическими задачами, которые решаются в этот период развития ребенка.

Основные разделы портфолио дошкольника

"Я расту"
(антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни);

"Моя семья"
(рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии);

"Почитай-ка"
(список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);

"Мои фантазии"
(выдуманные ребенком рассказы, игры, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы);

"Грани таланта"
(особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);

"Умелые ручки"
(поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);

"Награда для героя"
(дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях);

"Скоро в школу"
(фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы.

Стоит отметить, что количество разделов, их название и наполнение не только в разных ДОУ, группах, но и у разных воспитанников одной группы часто отличалось.

Участники инициативно-творческой группы признали целесообразным оформление раздела "Я участвовал в проекте". В Калачинском муниципальном районе большинство детских садов успешно реализуют детско-взрослые проекты, в связи с этим и возникла такая идея. "Расскажу я вам стихи" - раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений. Помимо этого бы ли предложены следующие варианты разделов: "Мои добрые дела", "Вот такой случился случай", "Я сам", "Дружба крепкая не сломается", "Советы родителям" и др.

Определенные разделы портфолио могут заполнить только родители. Они же должны отмечать, поощрять ребенка за "домашние достижения", что подчеркнет значимость выполнения дошкольником различных поручений, будет способствовать укреплению семьи.

На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирования элементарных математических представлений и другие должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:

"Что ни слово - золото" (речевое развитие);
"Светлая головушка" (умственное развитие);
"Золотые ручки" (трудовая деятельность);
"Прыг-скок" (физическое развитие).

В качестве примера в приложении приводится диагностический лист усвоения математических представлений, средств и способов познания детьми. Листы заполняются воспитателем или другим специалистом, проводившим диагностику.

В рамках деятельности инициативно-творческой группы в течение года были проведены открытые занятия, целью которых было показать, каким образом отбираются и накапливаются материалы для детских портфолио, как организуется информация для заполнения диагностических карт.

Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника. Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослым, завтра он сделает сам. Например, самые интересные продукты деятельности и творчества дошкольника отбираются только при его непосредственном участии. Согласно рекомендациям методической литературы, оформление портфолио - дело совместное, и "красивость" с точки зрения взрослого должна уступить "красивости" с точки зрения ребенка. В процессе работы можно предложить дошкольнику что-либо изменить в оформлении или подборе материалов, но сделать это стоит лишь при желании ребенка.

Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день рождения ребенка либо на выпускном празднике. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.

Оценка портфолио

Вопрос о необходимости оценки портфолио дошкольника вызвал оживленную дискуссию среди педагогов. Мнения разделились: половина участников группы уверены, что она не нужна, поскольку детский сад - не школа, и подобного рода оценки здесь не уместны. Однако часть педагогов придерживаются иного мнения: при использовании любой технологии ставятся определенные цели и задачи, а значит, желательно отследить и оценить, насколько они выполнены.
Тем более если рассматривать портфолио дошкольника как элемент преемственности между ДОУ и школой. Единственное условие - результаты могут быть известны только воспитателям и должны стать частью анализа педагогической деятельности. Следовательно, перед инициативно-творческой группой стояла задача разработать критерии оценки материалов. Были предложены следующие критерии:

достаточность и качество представленных диагностических материалов, позволяющих проследить динамику развития дошкольника;
широта направлений развития ребенка, отраженная в собранных материалах;
эстетичность оформления портфолио (оценивается только на заключительном этапе);
степень активности всех участников образовательного процесса в формировании портфолио.

Таким образом, пройдя все этапы работы по данной технологии в дошкольных учреждениях, участники инициативно-творческой группы смогли в полной мере убедиться, что портфолио воспитанника ДОУ - дело нужное, интересное и перспективное.
от себя добавлю:
Одной из желательных вещей в портфолио - это грамоты и дипломы.
Конкурсов для дошкольников не так уж и много. Вот тут собрала список проектов, где можно БЕСПЛАТНО поучаствовать

проект Вот задачка http://vot-zadachka.ru - здесь Художественные конкурсы и Олимпиады для учеников с 1 по 11 класс. Участие бесплатное. Диплом высылают эл. почтой. Стоит 100 р (за оформление)
проект Пятерочка http://o-five.ru/ - здесь только Олимпиады для школьников. Оргвзнос за нее 60 р. Диплом присылают почтой.
проект "Моя победа" http://www.konkurs-pobeda.com/ - Олимпиады и конкурсы. Оргвзнос 100 р. Диплом высылают в электронном виде.
проект "Аристос" http://aristosolimp.ru/, сайт модернизировли, добавили новые разделы. Тут я нашла Викторины и конкурсы для ДОШКОЛЬНИКОВ - бесплатно! Так же есть худ. конкурсы и олимпиады. Худ конкурсы бесплатно. Олимпиады - орг. взнос 100 р. Наградные материалы высылают в эл. виде.
Он лайн
проект Меташкола http://metaschool.ru/ - в определенный день и час ребенок должен быть за компом и решить за час задания. Олимпиады по математике, англ, фр. яз. Диплом дают в эл. виде.

Ольга Ротару
Консультация для родителей «Для чего нужно портфолио дошкольника»

Для чего нужно портфолио дошкольника

Отношение к портфолио у родителей двоякое . Само слово «портфолио » вызывает у родителей некий страх . С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей.

С другой стороны, родители поддерживает наличие портфолио у детей . Они понимают всю важность составления папки-характеристики. Портфолио нередко оказывает помощь взрослому, работающему с вашим ребенком. Узнав из портфолио , в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником , поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.

Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио ребенка , вам придется вспомнить и собрать воедино основные моменты, связанные с жизнью малыша : его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В дошкольном учреждении портфолио дополнят наиболее удачными рисунками, поделками и на выпускной утренник вы получите папку с достижениями ребенка.

Для чего же и кому нужно это Портфолио , если оно не имеет официальной силы и не требуется для поступления в ВУЗ или другое учебное заведение?

Прежде всего, оно необходимо самому ребёнку, для прослеживания динамики своих достижений. Так же сбор материала для портфолио приобщает ребёнка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своём ребёнке, позволяющий судить о его развитии.

Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде . При поступлении в начальную школу вы предоставите портфолио своему первому учителю. Исходя из данных, содержащихся в папке, учитель составит свое представление о ребенке и решит, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание - то есть к приходу дошкольника будет готова уже психологическая база для обучения в классе.

Как составить портфолио дошкольника ?

Во-первых, требование представить портфолио дошкольника – вовсе не блажь , а новое веяние в системе образования, не лишенное здравого смысла. Портфолио нужно для того , чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог, учитель) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио , зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. При составлении портфолио нужно исходить из того , что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача родителя – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.

Структура портфолио дошкольника .

Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга.

Перед тем как начать формировать портфолио , определитесь – для чего оно нужно :

для сбора успехов и достижений, которые отражают результаты работы по какому- то направлению (например, в рисовании или спорте ) .

на долгую память, когда информация собирается за определённый период. В таком портфолио можно увидеть путь развития ребёнка за определённый период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения и до школы, школьный период и т. д.).

тематическое портфолио ; составляется исходя из темы. Например, моя читающая семья, как я провел лето и т. д. Но какое бы вы портфолио не выбрали существуют :

Обязательные страницы :

Общие данные ребенка. (ФИО, дата рождения, город)

«Познакомьтесь со мной» (фото, можно составить небольшую автобиографию)

«Я расту» (таблица роста и веса)

«Я в детском саду» (фото с праздников и развлечений в д/саду)

«Моя семья» (каждому члену семьи может быть посвящена отдельная страничка, или же можно просто разместить условное генеалогическое древо)

«Вот что я люблю» (хобби ребенка)

«Чем могу помочь» (список поручений, которые можно доверить ребенку)

«Мои любимые книги» (перечисление любимых авторов и произведений)

«Мои путешествия» (фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов)

«Я мечтаю» (фиксируются высказывания ребенка о будущей профессии, доме, учебе)

«Золотые ручки» (в этом разделе содержаться работы детей или фотографии поделок; прописывается дата, тема работы)

«Мои друзья» (фото или рисунки друзей)

«Мои спортивные достижения «(спортивные награды , фото со спортивных мероприятий , в которых участвовал ребенок)

«Мои награды» (можно включить награды, не вошедшие в другие разделы)

«Скоро в школу!» (например, диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т. д.)

«Отзывы и пожелания» (открытки и поздравления с Днем рождения, письма, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из детских журналов с фотографиями ребенка как корреспондента или модели и т. д.).

«Анкеты» (родителям можно продумать небольшой опросник– анкету и предложить ребенку ответить на вопросы, можно делать это, например, ежегодно).

Хотелось бы сказать о том, что оптимальной обложкой для портфолио дошкольника является папка с кольцами, в которую можно вкладывать страницы в прозрачных файлах, а само портфолио дошкольника обязательно должно быть красочным : с иллюстрациями и рисунками.

Разумеется, представленная структура портфолио является примерной , поскольку каждый родитель старается уделить особое внимание своему ребёнку. С учётом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио . Портфолио должно привлекать , заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность . Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями , воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника – это накопительное портфолио , «книжка обо мне» - так его называют дети.

Публикации по теме:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка.

Консультация для родителей «Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?» Консультации для родителей. Когда нужно обратиться к учителю-логопеду? В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать.

Консультация для педагогов и родителей «Портфолио дошкольника - с чего начать?» Консультация «Портфолио дошкольника – с чего начать?» Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции.

Консультация для родителей «Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека» А знаете ли вы Что бы воспитать Человека, нужно: Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен.

Консультация для родителей «Что нужно сделать, чтоб адаптация ребенка к образовательному учреждению прошла успешно» Адаптация– это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка образовательное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным.

Структура портфолио дошкольника, портфолио для дошколят старшей группы, портфолио выпускника доу. Рекомендации по составлению, советы.

Портфолио дошкольника 5-7 лет . Для чего дошкольнику портфолио - это своеобразная копилка успехов ребенка по основным показателям, характеризующим существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития старшего дошкольника 5-7 лет.
Работа с портфолио на протяжении двух лет перед поступлением в школу поможет взрослым и детям установить близкие отношения, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов.
Взрослые смогут:
- своевременно отмечать успехи ребенка,
- поддерживать его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре, наблюдениям, физическим упражнениям и т. п.),
- формировать у ребенка навыки самоконтроля и самооценки.
Портфолио пригодится педагогам, родителям, гувернерам и детям, которые готовятся стать первоклассниками.
В портфолио вы можете вложить грамоты, лучшие рисунки, странички из тетрадей или копии с самыми удачными и аккуратными работами. Это могут быть также фотографии выступлений на концертах и в конкурсах, изготовленных объемных макетов или вылепленных скульптур, а также фотографии участия в театральных постановках детского сада.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ребенка.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.

– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)

– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)

– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)

Раздел 2 – «Мои интересы»

Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

–Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок):
Я люблю...
Я умею...
Я хочу научиться...
Мне нравятся занятия...
Когда я вырасту, я стану..... потому что....

Раздел 3 – «Мои достижения»

Этот раздел может включать рубрики:

«Динамика физического развития»
(этот раздел включает в себя показатели роста, веса, физических навыков в соотвествии с возрастом:

«Динамика общего развития»
(в этом разделе можно выложить результаты тестов, которые включают в себя показатели навыков чтения, устной речи, счета, логики, общего развития в соответствии с возрастом). В раздел можно включить удачные странички из тетрадки с упражнениями и тестами, которые ребенок выполнял в ходе подготовки к школе дома, в саду, или посещая дополнительные занятия в группах по подготовке к школе. Включайте в этот раздел самые лучшие странички, которые нравятся также ребенку. Это поможет родителям и преподавателям оценить предпочтения ребенка и его наклонности.

Показатели общего развития

5 лет

6 лет

7 лет

Чтение

Письмо

Речь

Математика (счет)

Тесты на логику

Тесты на общее развитие (по темам "Окружающий мир", "Город", "Распорядок дня", "Времена года" "Рисунок человека" и пр.)

«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)
-рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)
-лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)
-аппликация
-конструирование
-фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)
-театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 4 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.