Что значит не фотогеничный человек. Что такое фотогеничность, как развить ее в себе? раскрываем секреты

«По-моему, на обложках журналов я очень некрасивая, – признавалась в интервью Psychologies актриса Шарлотта Генсбур. – Я не считаю себя фотогеничной, предпочитаю видеть себя в движении, в кино или на видео». Даже звезды, привыкшие к профессиональным съемкам и уловкам (от макияжа до ретуши), «улучшающим» изображение, не всегда нравятся себе на глянцевой бумаге. «Я не очень фотогеничен» – эту фразу фотографы слышат от знаменитостей в начале почти каждой фотосессии. В блогах и на интернет-форумах тоже не перестают обсуждать фотогеничность и способы, как «хорошо получиться на фото». Эта тема может показаться пустой и банальной, но в гипернарциссическом обществе, где человек существует только через свой облик, свое изображение, она имеет решающее значение. «Мы живем во времена соцсетей, а в них роль изображения возрастает, потому что существует только то, что видимо», – поясняет психиатр и психоаналитик Ваннина Мишели-Рехтман (Vannina Micheli-Rechtman).

Безжалостный взгляд

Каждый из нас испытывал это странное чувство при взгляде на собственное застывшее изображение – как будто слышишь свой голос в автоответчике. Многие стараются объяснить свое разочарование и дискомфорт нехваткой фотогеничности. Нефотогеничность не так болезненна, как физические недостатки, она мягче, чем неуклюжесть, – небольшой дефект, который оправдывает наше нежелание увидеть свой истинный портрет. Правда, которую открывает нам наше застывшее лицо на фотографии, застает врасплох, потому что она показывает неподвижное, неправильное, «чужое» лицо. «Наше внутреннее представление о себе, как правило, моложе лица на фотографии, – говорит психоаналитик Альберто Эйгер (Alberto Eiguer), автор книги «Нарциссическая перверсия и ее сообщник». – Вот почему изображение кажется чужим и вызывает недоумение».

Мы смотрим на себя без снисхождения, пристрастно изучаем каждую черточку, преследуем малейший недостаток, подвергаем злой критике малейшую неловкость, и наш суровый приговор обжалованию не подлежит. Те, кто каменеет перед объективом или избегает его, на самом деле боятся взгляда окружающих. Может, потому что в детстве на них недостаточно смотрели и их мало любили, а может быть, потому, что они предполагают у других такое же отсутствие снисхождения и ту же строгость, с какой они оценивают себя самого.

Позволить себе расслабиться

Освещение, угол зрения, поза – взгляд и мастерство профессионала способны проявить на пленке нашу индивидуальность. Некоторые фотографы известны тем, что им удается открывать неизвестные дотоле аспекты личности человека – почти как психоаналитикам. Но для того, чтобы чудо произошло, необходим баланс между самоощущением, самоуважением модели и уважением к другим, в данном случае к фотографу.

Для профессионального фотографа Уильяма Муро (William Moureaux) все люди без исключения фотогеничны. «Конечно, одни лица фотографировать легче, другие сложнее, но наша работа и состоит в том, чтобы увидеть и обыграть особенности каждого, – говорит он. – Я помню, как однажды попросил свою подругу, панически боявшуюся объектива камеры, прийти ко мне на фотосессию. Сначала мы долго болтали, она рассказала, что ей не нравится в себе: нос, лишние килограммы, складки под подбородком. В начале съемки она была напряженной, нервной, делала все, чтобы испортить фотографию. Понадобился целый час, чтобы она наконец расслабилась. Для хорошего портрета время – определяющий фактор. Когда я показал ей получившиеся фотографии на большом экране, она заплакала – потому что впервые увидела себя красивой. Она никогда не думала, что может быть такой».

Все ли мы фотогеничны? «Ответ – безусловно да, но только если вы согласны довериться фотографу, – уверен Пьер-Антони Аллар (Pierre-Anthony Allard). – Если вы расслабитесь и позволите фотографу направлять вас, он сможет запечатлеть вашу красоту, тот едва уловимый момент, когда ваш внутренний свет встречается со светом внешним, когда что-то непредсказуемое и волнующее просвечивает сквозь кожу, читается во взгляде».

Краткий курс фотогеничности от Пьера-Антони Аллара, фотографа:

1. Посмотрите на себя в зеркало, изучите свое лицо, его выражения, разговаривая при этом сами с собой, как если бы вы играли роль себя самого. Играйте перед объективом – благодаря этой игре актрисы часто получаются на фотографиях лучше, чем модели.

2. Найдите свой лучший ракурс в три четверти.

3. Упражнение, чтобы расслабить мышцы рта перед съемкой: пошевелите беззвучно губами, так они примут идеальное положение.

4. Забудьте о длинном списке своих недостатков: если во время съемки мы стараемся их скрыть, результат получается неестественным. Наоборот – смотрите на них как на уникальные преимущества.

5. Не бойтесь дать волю своим эмоциям – пленка их очень любит.

6. Распахните взгляд – в этом главный секрет фотогеничности. Фотография нема, и тот, кто на ней изображен, может выразить свое желание только во взгляде. Взгляд должен быть устремлен в глаза фотографу, то есть – в камеру.

7. Доверьтесь фотографу, не избегайте объектива даже мысленно, иначе съемка будет похожа на охоту.

...и от Ваннины Мишели-Рехтман, психоаналитика:

1. Определите для себя, в чем коренится ваше недовольство собой (представление о себе, самооценка, красота)?

2. Посмотрите на себя в зеркало и ответьте на вопрос: что я вижу? что меня беспокоит? почему?

3. Примиритесь с мыслью, что существует разрыв между тем, что мы видим, и тем, что мы показываем, и эта разница одинакова для всех.

4. Не забывайте напоминать себе, что другие люди не видят в нас то же, что видим мы сами, и уж точно не замечают мелких деталей внешности, которые нас так расстраивают.

5. Приучайте себя спокойно встречать взгляды других людей – это позволит расслабиться и не напрягать лицо.

"– Я не фотогеничен!"
Самая частая фраза, которую слышит фотограф (после традиционного вопроса, сколько мегапикселей у него в камере).

Весьма немалый процент людей считает себя нефотогеничными. Четкого и однозначного определения этого термина я пока не встретил. Будем считать, что фотогеничностью называется несоответствие ожидаемого от фотографий реальности – человек либо считает фотографию недостаточно красивой по его представлениям, либо просто не соответствующей действительности, непохожей на саму модель.

Фотогеничность , как и само восприятие изображения людей – аспект практической психологии. Конечно, есть и объективные показатели, такие как техническое качество (корректная экспозиция снимков, правильность установки баланса белого, резкость) – зелёный оттенок кожи не понравится никому. И если технический брак может определить почти каждый, то с индивидуальным восприятием человеческого изображения всё намного сложнее.

Пример неудачного использования "образа-штампа" без поправки на внешность портретируемого. Фотосъёмка кандидатов в депутаты муниципального совета – традиционно выигрышная поза подходит одним портретируемым и категорически не рекомендуется другим.

Одна из особенностей представления человека о свой внешности состоит в том, что мы никогда не видим себя так, как нас воспринимают другие. Зеркало податливо и сговорчиво, перед ним мы невольно принимаем выигрышные позы, делаем "нужное" лицо. Не менее важно то, что мы видим себя в зеркале только анфас; посмотреть на себя в профиль – задача для Копперфилда. Окружающие люди, в том числе и фотограф , могут смотреть на вас с любого, даже самого неожиданного ракурса.

Значительно помогает в этой ситуации модельная практика. Профессиональных фотомоделей единицы, и с фотогеничностью и представлениями о ней и так всё хорошо – это статья не для них. Но и многие другие люди тоже умеют и любят фотографироваться, у половины студенток в "Одноклассниках" альбом содержит сотни картинок во всех мыслимых позах и ракурсах. Но передовик производства, которого вы фотографируете для доски почёта, последних раз стоял перед камерой двадцать лет назад. Ожидать от него уверенности и раскрепощённости в присутствии незнакомого фотографа с огромным объективом наперевес было бы наивно.

Крайне важна для любого портретируемого его самооценка. Неуверенный, сомневающийся в себе человек с гораздо меньшей вероятностью понравится себе на картинках, чем наглый тип с улыбкой победителя. И если жалующемуся на нефотогеничность мужчине бывает уместно намекнуть на этот непреложный факт, то требовать от хрупкой девушки напористости премьер-министра на переговорах с оппозицией, согласитесь, просто глупо. Её красота (и внешняя в том числе) заключается как раз в нежности, слабости, утончённости. Как раскрыть красоту женщины в портрете – тема для книги, причём писать её я бы лично доверил единицам фотографов в мире. Но с более прозаическими задачами – фотосъёмка интервью , репортажная фотография , отчёты с конференций и семинаров , съёмка для доски почёта – каждый профессиональный фотограф сталкивается ежедневно. Вопрос правильнее перевести в другую плоскость – как именно объяснить человеку, что он прекрасен, а фотографиями лишь доказать сказанное.



У привыкших с детства к вспышкам, подиуму и дядькам с большими объективами гораздо меньше "боязни" камер, и как следствие – больше увененности, чем у того, кто фотографируется раз в пятилетку. Очевидно, и на фото эти люди будут более похожи на себя, чем их менее опытные друзья.

Общайтесь, не скупитесь на слова и улыбки . Хороший фотограф должен уметь расположить к себе людей. Методы же у каждого разные – кто-то расскажет мужчине анекдот, кто-то шепнёт девушке на ушко комплимент. Способов "расшевелить" человека множество, но цель можно сформулировать чётко – вас не должны бояться, на ближайшие двадцать минут вам предстоит стать "своим".

Ещё один аспект фотогеничности, который хотелось бы упомянуть – динамичность мимики. У мимических мышц, ответственных за выражение лица, есть множество фаз, в т.ч промежуточных, не очень удачных. Будем считать, что фотограф знает своё дело хорошо и не менее тщательно подходит к отбору картинок – в его архиве не встретишь закрытых глаз оратора или зевающих слушателей. Но переход выражений лица от спокойствия к удивлению, от веселья к серьёзности, от скепсиса к улыбке тоже занимает определённое время! И время это для каждого человека разное. Мимика должна устояться – ловите не изменение выражения лица, а его результат. Времени рассуждать логически у вас нет – речь идёт о миллисекундах! Все люди разные – с этим фактом фотограф сталкивается постоянно. Человека со стабильной, неторопливой мимикой справедливо можно назвать более фотогеничным, чем того, чьё лицо находится в постоянным движении. И фотографировать его заметно проще – гораздо меньшее количество кадров окажется в браке.

Правильно выбирайте время и место. Снимавший уставшего после тренировки боксера Валуева коллега доверительно сообщил, что привёз с фотосессии три сотни совершенно одинаковых фотографий. В профессионализме своего товарища как фотографа я ничуть не сомневаюсь, общаться он умеет прекрасно. Но и модели надо дать возможность, как минимум, отдышаться. На лице вытащенного насильно из-за станка токаря будет одно и то же выражение (и далеко не самое дружелюбное), каким бы эмоциональным он ни был в повседневной жизни.

Несоответствие образа – также частая причина мнимой нефотогеничности модели. Когда фотограф в паре с моделью стараются создать неестественный образ, ждать успеха не приходится.

1. Школьница с ярким макияжем принимает соблазнительные позы, выгибаясь дугой. Увлекшегося юной сексуальностью фотографа хочется спросить – какого чёрта? Покажите восьмиклассницу такой, какая она есть на самом деле – наивной, доверчивой, открытой миру. Пройдет несколько лет, и всё произойдёт само собой, не стоит опережать события. Повзрослевшая девушка и её родители с сожалением заметят, что вместо школьных картинок в семейном архиве куча нелепых пседвогламурных фотографий, не имеющих ничего общего с моделью.

2. Студент на лекции надувает щёки, нелепо подражая кумиру – соседу-бандиту, который старше на десять лет. Длинной машины и непростой судьбы помощника депутата у него ещё нет, зато есть желание показаться сильнее, богаче и значительнее. Фотограф идёт на поводу, либо просто “не сечёт момент”; его модель – второкурсник на лекции, кем бы он сам себя ни представлял. Фотография получится нелепой, непохожей, а сам студент в очередной раз будет “обозван” друзьями нефотогеничным.

3. Менеджер в отделе продаж строительной компании видит себя героем-любовником, отчаянно изображая нечто среднее между Джорджем Клуни и Брэдом Питом. Факт, что в его внешности, характере и судьбе нет ничего общего с этими двоими, ничуть не смущает ни модель, ни фотографа. Неискренность и ложь чувствуются сразу – друзья скептически ухмыльнутся, незнакомый же человек просто назовёт нашего героя нефотогеничным, т.к на фотографии он и на себя не похож, и в чужой образ толком тоже не вошёл.

© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www..

Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.

Многие люди на фото получаются ужасно — некрасивыми, страшными, просто ужас. Попроси почти у любой девушки посмотреть на её фото в паспорте — и у редкой мускул на лице не дрогнет, ведь там — ой-ой-ой что запечатлено.

Я как практикующий психолог заинтересовалась этим вопросом: почему одни люди на фото всегда получаются красиво, фотогенично, а другие — чаще всего выглядят на фотографиях не очень

Сама я тоже особой фотогеничностью не отличаюсь, поэтому это мини-исследованием было произведено в личных целях. Делюсь с Вами — может, Вам мой опыт будет тоже полезен.

В общем, выводы такие — действительно существует определенная категория фотогеничных людей , фото с которыми получаются практически везде и всегда. Их можно смело назвать «фотогениями».

Они обладают особым типом лица — ярко-выраженные скулы, подбородок, которые как бы не сливаются с окружающей местностью, а создают на картинке довольно привлекательный образ. Например, люди с круглой формой лица, как у меня, на фото получаются хорошо редко.

А вот большинство фото-моделей имеют довольно развитые скулы и либо квадратная, либо овальная форма лица. Посмотрите и сравните.

Когда-то я заказывала профессиональную фото-съемку. Так девушка фотограф в ответ на мои претензии, мол, фото не очень, симметрично и логично вроде бы ответила, что я сама не очень — внешность обычная, средняя, ничем не выдающаяся…

Я, честно говоря, тихонько обалдела от такого ответа — ведь, может и не писанная красавица, но мужчинам умею нравиться и часто выгляжу очень даже хорошо! Но, видимо, фотограф сама по себе была не очень — и её фотостудия уже давно закрылась. Наверное, из-за её высокого профессионализма и низкого мнения о клиентах.

Но внешность — не самый главный фактор при создании красивой фотографии.

Я открыла для себя вот что — личность фотографа имеет не меньшее, если не самое большое значение!

Ведь даже нефотогеничные парни и девушки на некоторых фото получаются очень даже хорошо! Почему так? На одних фото они красиво выглядят, а на других — полными уродами?

Да потому что фотография передает не только внешность фотографируемого субъекта, но и отношение к нему фотографирующего лица!

Тогда я решила проверить эту свою мысль на муже, которого, действительно чаще всего надо просить, чтобы он меня или ребенка сфотографировал, и он это делал чаще всего с неохотой, из-под палки, как говорится.

В общем, я на него наехала и обвинила в том, что я на фотографиях потому так плохо получаюсь, не потому, что я некрасивая (я нормальная по внешности! а иногда очень даже красивая), а потому что он снимает меня без охоты и без желания, лишь бы я отвязалась.

Он слабо защищался, но, в общем, решили сменить его стиль поведения — чтобы он улыбался мне во время фотосъемки и мотивировал раскрепоститься тоже, давал обратную связь — как я выгляжу, что и где надо поправить, чтобы мое изображение на снимке получилось более гармоничным.

Он даже начала танцевать, чтобы меня улыбнуть, придумывать разные приколы, чтобы я улыбалась, когда он меня снимал…

Результаты превзошли все мои ожидания — если обычно раньше из 10 фото я браковала практичеки все, максимум, на 1 можно было смотреть хоть и без умиления, но и без слез…

То после того, как мой фотограф начал быть активно заинтересованным в результате на выходе, начал деятельно принимать участие в том, чтобы сформировать хорошее настроение у «модели», сам начал во время съемки улыбаться и прикалываться, то из 10 фото получилось 5 штук!

Вот на этом фото я фотогенична — т.е. нравлюсь самой себе. Другие фото на этой волне тоже получились классными, но не пригодными к публикации (одна деталь одежды съехала в сторону, так что…)

Как называется — почувствуй разницу.

Действительно, если человек — будь то профессиональный фотограф или твой парень — делает снимок без любви, без вкладывания в него крупицы своей души, то и на выходе получаем никакой результат.

Если же в качестве фото заинтересован и позирующий человек, и тот, кто снимает, то и результат порадует обязательно.

Важно, чтобы фотограф был заинтересован в человеке, которого он фотографирует. Чтобы он в принципе любил людей и жизнь — тогда ему будет легче заметить красоту этого конкретного человека, уловить его тонкие особенности и запечатлеть их, передать с помощью фото.

Так что не все от фотогеничности человека зависит — думаю, большой процент успеха, половина, а может и более, зависят от отношения фотографа к модели.

Так что если хотите хорошо получаться на фото — тщательно выбирайте фотографа, либо заинтересовывайте его в результате, объясняйте, чего от него ждете — участия в процессе, улыбок, позитивного настроения, чтобы давал хорошую связь, советовал, как лучше встать, поправить прическу, одежду, какой фон выбрать…

С распространением социальных сетей интернет буквально заполонили личные снимки пользователей. А одним из главных жанров массовой любительской фотографии стал жанр селфи - такой автопортрет хотя бы раз делал, кажется, каждый пользователь Сети. Для наиболее удачных кадров покупаются «селфи-палки» и специальные объективы, фотографии пропускаются через фильтры инстаграма и фотошопа. Однако все эти ухищрения далеко не всегда являются панацеей. Можно тщательно выбирать позу и ракурс, а потом всё равно разочароваться в результате. И наоборот: некоторые умудряются хорошо получиться на каждом из случайно сделанных снимков.

The Village выяснил у экспертов, существует ли фотогеничность и от чего она может зависеть.

Алёна Лозовская

фотограф и фоторедактор

Фотогеничность, безусловно, существует. Ведь не зря есть фотомодели - девушки или юноши, работающие не на подиумах, а именно на съёмках. У них пластичные черты лица, они хорошо получаются на фотографиях и могут меняться от образа к образу.

Для меня фотогеничность - это совокупность факторов, от которых зависит результат съёмки. В первую очередь это всё-таки черты лица человека. Во-вторых - самоощущение модели, уверенность в себе. Ещё немаловажен свет: для некоторых лиц нужно определённое освещение под определённым углом. Кроме того, большую помощь может оказать макияж. Он подчёркивает то, что нужно подчеркнуть, и скрывает мелкие недостатки. И, конечно, большую роль играет работа самого фотографа, атмосфера доверия, которую он выстраивает во время съёмки.

Фотогеничное лицо чаще всего обладает резкими выразительными чертами. На такие лица хорошо падает свет, и цвет удачно ложится градиентом. Как правило, это хорошо очерченные скулы, большие глаза, выразительные губы. Состояние кожи тоже важно, но его при необходимости можно подправить с помощью макияжа и фотошопа. Что касается типа внешности, то не могу сказать, что брюнетки фотогеничнее блондинок или наоборот. Всё-таки черты лица - это главное.

Олег Воеводин

физиогномист, куратор сайта «Лицечтение»

У каждого человека свой характер, свои потребности и взгляды на внешность людей. Недавно мы проводили психологический тест: показывали одного и того же человека разным людям и спрашивали, фотогеничен он или нет. И все, конечно, отвечали по-разному. То есть у каждого из опрошенных оказался свой критерий фотогеничности.

Наш глаз - это механизм, фиксирующий мельчайшие детали того, на что мы смотрим. Глаз фиксирует даже то, что не способен увидеть фотоаппарат. Поэтому, когда мы видим человека вживую, может сформироваться более негативное мнение о его внешности, чем по фотографии. Например, у этого человека искривлён нос, маленький подбородок или большие уши. А фотоаппарат, в отличие от человеческого глаза, может что-то и не зафиксировать.

При этом объективной фотогеничности всё-таки не существует. Как не существует понятия объективной красоты. Но человечество до сих пор пытается сотворить некое универсальное лицо. Давайте обратимся к художникам: деление лица у них симметрично. И когда мы получаем портрет на руки, нам нравится то, что на нём изображено. Всё симметрично, ровно, одинаково - значит, это очень красиво. Но симметрии как таковой в природе не существует. Хотя, конечно, такой универсальный портрет нам будет нравиться гораздо больше, чем реальное лицо со всеми его мелкими недостатками. Например, школа парадного портрета, какие заказывали царские особы в России, тоже предполагала изображение некой усреднённости, несмотря на порой шероховатую красоту, присущую людям.

Анастасия Булгакова

психолог

Сегодня, в эпоху селфи, личная фотогеничность волнует многих. Она зависит от нескольких факторов. Первое - это, конечно, скульптура лица, а второе - освещение. Свет очень важен. Он может осветить ваше лицо, и тогда оно засияет, или приглушить, и в этом случае получится сумрачный мистический образ.

Многие ошибочно считают, что добрый человек всегда хорошо получается на фотографии, так же как злого или замкнутого человека якобы всегда видно на снимке. Это большое заблуждение. Психология личности к фотографии не имеет никакого отношения.

Для хорошего фото важен грим, который выровняет цвет лица, и тени, с помощью которых можно прорисовать правильные черты и скрыть недостатки. Но важно понимать, что фотография - это отображение души модели. Недаром говорят, что глаза - зеркало души. Взгляд может быть пустым или глубоким, добрым или трагичным.

Как же добиться наполненности и глубины взгляда? Здесь пригодятся психология и школа Станиславского. Нужно читать, развивать себя, наполнять себя смыслом, хорошей музыкой, знаниями. И в момент съёмки можно подумать о своём любимом человеке - тогда взгляд наполнится теплотой. Начнёте размышлять над каким-нибудь печальным событием - и в глазах появятся грусть и, возможно, даже слёзы. Подумаете о чём-то пикантном - и вот уже во взгляде игривость и азарт.

Даже если фотография будет красивая, а взгляд пустой, это никак не тронет душу смотрящего.

иллюстрация: Оля Волк