Дети стремятся к самостоятельности. Ребенок – исследователь: как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре. Проект «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания»

Главным направлением по профилактике капризов следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. А также поощрять их стремление к самостоятельности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что у детей очень рано возникает стремление к самостоятельности. Уже в начале второго года жизни появляются первые попытки самостоятельно выполнить какое-либо действие. По мере накопления практического опыта это стремление может послужить основой для развития самостоятельности - важнейшего свойства личности, проявляющегося в способности действовать без посторонней помощи.

Однако без руководства со стороны взрослых оно не возникает.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. «Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности»,- пишет известный психолог профессор А. А. Люблинская.

Самостоятельность, как и другие качества личности, проявляется и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития.

Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определенную свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.

Принимать независимые, свободные решения хотят многие, но не у всех это получается в силу разных причин. Легко принимать решения, если знаешь, что в любом случае хуже не будет. Если же человек понимает, что, принимая самостоятельные решения, он берет на себя и ответственность за них, он начинает относиться к ним более обдуманно. Все эти проблемы особенно актуальны в наше время, которое требует активных, инициативных и грамотных людей. Ведь очень часто происходит так, что ребенок трактует это понятие так, как ему удобно: он занимает очень удобную для себя позицию, действуя, как ему нравится, но при этом считая, что за его поступки будут нести ответственность взрослые. Действительно, тогда не нужно заранее размышлять о том, насколько правилен выбор, -- и так помогут, поддержат в трудную минуту, исправят ошибки, все простят.

Поэтому самостоятельности взрослые должны учиться вместе с детьми. Конечно, если взрослые учат ребенка самого нести ответственность за принятое решение, за собственные поступки, это не значит, что они перестают о нем заботиться или бросают его, что называется, в «свободное плавание». Нет, просто они начинают относиться к нему как к человеку, который способен принять самостоятельное решение, но тем не менее он всегда может попросить взрослых о помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и это решение -- попросить помощь -- он примет тоже самостоятельно.

Давайте попробуем выяснить, как зарождаются эти качества в ребенке.

Развитие ребенка в период трех лет специалисты считают очень важным этапом в его жизни. Трехлетний возраст считается серединой на пути «психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста». И к трем годам ребенок хочет все делать сам. Однако пропасть между тем, что ребенок хочет и что он в действительности может, настолько велика, что родители взрослые просто боятся доверить ребенку выполнение какого-либо дела. Он может с энтузиазмом приняться за работу, но уже через минуту будет вести себя как маленький капризный ребенок. Он может в безупречном порядке сложить игрушки в ящик, но упасть со стула только потому, что взрослые за ним недосмотрели.

Ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины. Он не хочет надевать свитер? Может быть, он ему не нравится, а может быть, свитер «кусается». Ребенок не хочет есть самостоятельно? Вероятно, он устал и не в состоянии сделать это самостоятельно, а может, ему просто хочется вашего внимания.

Приучая ребенка к самостоятельности, взрослые должны учитывать все «подводные камни» на этом пути. Путь к самостоятельности малыша труден: еще несовершенна общая и мелкая моторика, недостаточно скоординированы движения. Если малыш умывается или моет посуду, будьте уверены -- он будет мокрым с головы до ног, если он накрывает на стол, наверняка будет разбита чашка или тарелка, если поливает цветы -- опрокинет горшок. Следует подавлять свой гнев, придерживать раздражение, вселить надежду.

Нужно давать ребенку небольшие поручения - распоряжения для выполнения какого-либо задания. Такие задания очень помогают формированию самостоятельности и ответственности у ребенка. И чем больше у него возможностей для этого, тем лучше. Конечно же без сложностей не обойтись, но это научит его самостоятельно справляться с ними. А от взрослых потребуются помощь и терпение, терпение и еще раз терпение.

Приучение ребенка к самостоятельности -- это долгий процесс, требующий терпения.

Непростая задача вырастить здорового и счастливого ребенка стоит перед всеми родителями, и в этом деле очень важно дошкольное воспитание детей. В этом возрасте дети, подобно губкам, впитывают знания и умения, а родители должны задать им нужное и правильное направление в жизни. Воспитание ребенка дошкольного возраста можно сравнить с заделкой фундамента. Именно с этого начинается дальнейшее развитие личности ребенка, поэтому очень важно начинать подготавливать его к будущей жизни психологически и умственно как можно раньше, знакомя его с навыками общения, правилами поведениями и другими важными жизненными аспектами.

Воспитания ребенка дошкольного возраста: от 3 до 6 лет

Принято считать, что дошкольный возраст начинается в 3 года, с наступлением кризиса трех лет. Это один из самых ярких кризисных периодов в жизни человека. Для него характерны всплески повышенной самостоятельности, когда психологически у ребенка развивается потребность все делать самому, а физические возможности еще этого не позволяют. В этом время повышаются и требования к ребенку со стороны взрослых. Чтобы благополучно разрешить этот кризис, взрослым нужно раскрыть перед ребенком больше новых видов деятельности, в которых ему будет представлена свобода самовыражения, и таким образом, он сможет проявить инициативу и самостоятельность.

В возрасте от 4 до 6 лет наступает относительно спокойный период: дети послушны, хорошо едят и спят, им не нужна постоянная опека. Главная особенность ребенка в этом возрасте – чрезвычайное любопытство и стремление к познанию мира. Это время бесчисленных вопросов, которые дети задают родителям. Для гармоничного умственного воспитания ребенка дошкольного возраста родителям нужно набраться терпения и отвечать на все вопросы, поощряя его познавательный интерес, что, в свою очередь, поможет при дальнейшей подготовке малыша к школе.

В данном возрасте важно также трудовое воспитание ребенка дошкольника, которое заключается в приобщении к самообслуживанию и труду. Дети стараются все делать сами, и пусть это получается еще неловко, взрослые не должны подавлять эти стремления. Разумеется, мама быстрее и лучше оденет, причешет и накормит малыша, но очень важно проявлять терпение и создавать условия для проявления ребенком самостоятельности. Когда у него получится справиться с непослушными застежками, шнурками и столовыми приборами, он искренне обрадуется, и будет стараться в следующий раз сделать еще лучше. Задача родителей – подбодрить и похвалить.

Кроме того, с 3 лет дошкольника нужно приобщать к домашним делам. Дети в этом возрасте с радостью помогают взрослым поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать вещи и т.п. Родителям нужно поощрять малышей, давая им посильные задания.

Особенности воспитания ребенка в 6 лет

Когда ребенок достиг 6 лет, его развитие и воспитание подразумевает наличие у родителей огромного терпения и умения договариваться. Дети в этом возрасте имеют круг общения со сверстниками, который может оказаться не слишком доброжелательным, поэтому родителям нужно подготовить ребенка к возникновению ссор, конфликтов и трений.

Кроме того, в 6-летнем возрасте воспитание ребенка дошкольника должно включать специальные обучающие программы, которые помогут подготовить его к школе. Хорошо, если ребенок проявляет желание учиться, ему хочется узнавать новое, он с радостью в игре изображает школьника. Родителям нужно всячески поддерживать ребенка в этом стремлении.

В современной педагогике существуют различные методики и программы воспитания ребенка дошкольника. Каждый детский сад самостоятельно выбирает развивающую программу, по которой работает 5 лет. Любая программа имеет свои плюсы и минусы, обычно в каждой из них сделан упор на определенное направление: развитие речи, математику, художественно-эстетическое воспитание или другое.

Детские психологи сходятся на том, что оптимальный вариант воспитания ребенка дошкольного возраста предполагает индивидуальный подход. Разумеется, родителям стоит ознакомиться с различными программами воспитания ребенка дошкольника и выбрать для своего малыша лучшее. Можно делать тематические недели. Например, одну неделю посвятите диким животным: расскажите о них ребенку, посмотрите картинки с их изображениями, нарисуйте, раскрасьте, слепите их фигурки, почитайте стихи и сказки, спойте песни о них, а в завершение подберите подвижные игры по этой тематике. Так ребенок легко и с удовольствием запомнит информацию.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Известно, что моральные основы человеческой личности закладываются в раннем детстве, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя откладывать. Именно в этом возрасте ребенок активно усваивает нравственные нормы поведения. Все детские психологи единодушно сходятся во мнении, что наиболее действенным способом привить ребенку морально-этические нормы является подражание. Дети копируют мам и пап во всем: внешнем виде, поведении и эталонах оценки окружающих, поэтому они должен видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие положительные нравственные качества. Важно хвалить и поощрять малыша, когда он их проявляет, чтобы они продолжали развиваться в его характере. Кроме того, процесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен научить его ставить себя на место другого человека.

При этом родителям нужно помнить, что воспитание детей должно всегда сочетаться с уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность не должна вымещать любовь. Нужно учитывать индивидуальные черты характера ребенка, его возможности и особенности. Формирование основ нравственного поведения малыша не должно подавлять его инициативу и нивелировать индивидуальность.

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше - и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям - 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст - когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».
Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность - это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, - дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия - ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого - приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться «отпускать» своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.

2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.

3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

«1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и...»

Советы педагога-психолога

Памятка родителям первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша

искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах,

серьезное отношение к его первым достижениям и возможным

трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его

нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился

в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.



8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

"Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти" Плутарх.

У вас Событие - ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.

Это естественно, поскольку каждый маленький человек - неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами - так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Воспитание в младшем школьном возрасте С первого школьного дня главным занятием в жизни ребенка на долгие годы становится учеба. Требования на данный момент к младшим школьникам довольно велики, и с каждым днем планку поднимают все выше и выше.

Наряду с повысившимися требованиями к выдержке и дисциплине ребенка важно также развитие уже имеющихся знаний, прилежания и желания учится. Правила, существующие в современных школах, таковы, что их может выполнить любой нормальный ребенок. Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять какие-то поручения по дому. Аргументы родителей, освобождающих его от выполнения домашних дел, потому что малыш перегружен в школе, несостоятельны.

При всей необходимости привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя освобождать их от обязанностей по дому. Отказ от поручения ребенку выполнения этих обязанностей может не только усилить уже существующие у него проблемы привыкания к школе, но и создать новые! Если, например, ребенок дома не привык соблюдать порядок и дисциплину, то ему будет гораздо труднее привыкать к этому в школе.

Большое значение для сохранения той радости, которая бывает у детей, когда они только начинают свою учебу, имеет атмосфера, царящая в семье.

Хорошие отношения между всеми членами семьи положительно влияют на сохранение желания учиться у детей. Наряду со всеми другими стимулами для них очень важна радость матери, отца или похвала учительницы по поводу того, что он правильно выполнил то или иное задание. По чаще говорите своему ребенку, что вы его любите, это дает ему силы и желание стремиться и добиваться хороших результатов в учебе.

Имейте веру в вашего ребенка Иметь веру в детей не означает, что вы должны верить, что они всегда будут поступать правильно. Это означает принимать детей такими, какие они есть. Это значит, что они будут действовать соответственно своему возрасту в большинстве случаев - то есть что не всегда они будут готовить еду и стричь лужайку, как обещали. Вместо того чтобы расстраиваться по этому поводу и действовать неуважительно по отношению к ним, мы можем предвидеть это и использовать для мотиваций более приемлемые методы.

Вера в детей не означает, что они готовы к самостоятельности.

Им все еще необходимы ваша любовь, поддержка и помощь в обучении жизненным навыкам. Если мы верим, нам не нужно контролировать и наказывать их. Это дает нам терпение воспитывать их, применяя методы доверия, такие, как совместное решение проблемы, доведение дела до конца, семейные советы.

Задавая им вопросы “что, как и почему?”, мы помогаем детям учиться на своих ошибках. Наличие веры включает в себя прогнозирование предстоящей перспективы и знание того, что дети очень сильно меняются, что они не собираются остаться такими навсегда.

Вспомните все ошибки, которые вы совершили, будучи ребенком, включая те, о которых вы не хотели, чтобы узнали ваши родители. Разве вы не изменились к лучшему? Разве вы сейчас не ответственный и серьезный человек? Вера в детей означает, что с вашей любовью, поддержкой и жизненным опытом, который вы им передаете, они тоже вырастут ответственными людьми.

Особое время вместе

–  –  –

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

а) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.

б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо.

Пожалуйста, помните об этом.

Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 35 минут каждый, со второго полугодия – 4 урока по 35 минут.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

Родителям первоклассников: как помочь ребенку учиться "Помогать или помогать? Сидеть рядом или не сидеть?" - такие вопросы непременно задают учителю на родительских собраниях. В самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, усваивает необходимые навыки поведения, овладевает учебными умениями, он особенно нуждается в пристальном внимании, поддержке, ободрении, присутствии и контроле близких людей.

Чуть-чуть о самостоятельности Ни для кого не секрет - дети должны быть самостоятельными. Но, к сожалению, не все понимают, что такое самостоятельность. Конечно, это не бесцельное и бесконтрольное бегание по улицам, это не подготовка уроков, напрочь лишенная присмотра и заинтересованности взрослых.

А ведь в некоторых семьях обычным явлением бывает самоустранение родителей. "Проверяя" уроки, они молча берут протянутую ребенком тетрадь, молча просматривая написанное, словно не замечая старания или неаккуратности, ошибок и поправок, молча возвращают тетрадь обратно, не выразив ни ободрения, ни недовольства. А раз родители ничего не говорят, у ребенка создается впечатление благополучия, удовлетворенности взрослых его успехами.

Вдумчивое же и серьезное отношение родителей к школьным делам своего ребенка обязательно окупит себя. Взрослые быстро начинают распознавать, когда ребенок действительно может сам готовить уроки, когда он точно понимает задание и твердо знает, чего от него хотят.

Неизменной проверки требует на первых порах также и все, сделанное в группе продленного дня.

Если сравнив, вы увидели, что сын или дочь в школе занимается лучше, чем дома, знайте - это сигнал опасности - усердия ребенка хватит только на младшие классы. Насколько бы самостоятельным он ни был, как только осознает, что его работа никого не интересует, а достижения оставляют домочадцев равнодушными, он станет равнодушным и сам - так спокойнее.

Безусловно, в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, он особенно нуждается в пристальном внимании, ободрении, присутствии и контроле близких людей.

Возможные варианты Обычно любящие родители стараются приурочить к началу учебного года отпуск. Мама берет его в сентябре, папа - в октябре, глядишь и четверть закончилась, а там можно подумать и о продленке.

Иной раз в доме к этому моменту появляется братик или сестренка. Считается, что так мама сможет больше времени уделять своему первокласснику. Тоже вариант. Но он таит в себе много неожиданностей, сложностей, неизбежных волнений и хлопот. Сумеет ли женщина справиться? Не почувствует ли первенец себя одиноким, отверженным и забытым.

Всякая семья поступает по-своему. Главное - принять верное решение и действовать разумно, чтобы не оставить ребенка без внимания, но и избежать мелочной опеки.

Утро вечера мудренее Каждое утро пестрые вереницы детей стекаются к дверям школы. Среди этого говорливого потока особенно выделяются пары: большой и маленький. Чаще всего взрослые провожают учеников начальных классов. Замечательный обычай, доставляющий огромное удовольствие детям. Не отказывайтесь от него даже в том случае, если не надо переходить улицу. Несколько минут рядом с отцом или матерью - и ребенок чувствует значительность события, которое произошло в его жизни: он стал школьником. Вскоре ребенок поймет, что эта дорога не прогулка, а начало трудового дня.

Стремитесь максимально использовать утреннее время для полезного взаимного общения. Пусть оно станет для ребенка желанным. Поднимите настроение малыша, если он "встал не с той ноги", ободрите, если чем-то недоволен. Многое можно успеть по пути: повторить уроки, прочесть выученное вчера наизусть стихотворение, определить главную цель дня.

Если подсчитать, сколько драгоценных минут родители ежедневно тратят на нотации, указания, то окажется, что это ощутимая, если не основная, часть их соприкосновения с ребенком. На содержательные беседы, истинное общение времени не остается. А детская душа жадно требует именно этого.

Встреча встрече рознь Вспомните слова, которые произносятся чаще всего родители, когда их сын или дочь возвращается из школы. Конечно, вы угадали: "Какие сегодня оценки?" А вы попробуйте иначе. Встретив малыша в школьном вестибюле и направляясь к дому, спросите его: "Что сегодня на уроках было интересного?

Что тебе понравилось, а что огорчило?" Какой необъятный внутренний мир, неизведанный пласт жизни собственного ребенка вы обнаружите. Как трепетно и доверчиво раскроется перед вами его сердце.

Это дорогого стоит.

Дети любят похвалу, всегда стараются доставить радость родителям, но они должны быть уверены: их дела волнуют взрослых, заставляют близких беспокоиться и переживать. Вот и найдите повод похвалить ребенка. Пусть он почувствует удовлетворение от учебы, восторг от ощущения успеха.

Таким образом, конкретная помощь первокласснику складывается из нескольких вещей:

Непосредственного присутствия рядом с ними родителей;

Заинтересованности взрослых в учебном труде ребенка;

Постоянного контроля за его деятельностью.

От контроля к ответственности и самостоятельности В первые школьные дни лучше всего сесть за уроки вместе с ребенком, рядом, так, чтобы при необходимости, быстро остановить его руку: "Подожди, давай вместе подумаем!" Но проходит время, и взрослый отодвигается подальше.

Он все еще следит за каждым действием малыша, стараясь направлять и поправлять его, но уже не протягивает руку, а останавливает словом:

"Подожди, подумай".

Через пару недель, если все идет благополучно, взрослый отодвигается еще дальше, в другой конец комнаты, и "занимается своим делом" (читает книжку, вяжет, шьет), однако неуклонно продолжает наблюдать за поступками ребенка, давая точные задания и, проверяя результаты его работы через определенные промежутки времени. Для этого бывает достаточно произнести фразу: "Мне нужно прочитать статью, а ты пока напиши строчку и позови меня, я посмотрю". Или: "Реши четыре примера и дай проверить". Контроль чуточку отстранен, но ребенок настроен на добросовестную работу и знает, что должен ответить за ее качество. И если задание будет выполнено прилежно и аккуратно, это лучшее свидетельство появившихся у него новых качеств: старательности и ответственности.

Вы можете предложить ребенку написать половину упражнения или вычислить все примеры и внезапно выйти из комнаты, предоставить его самому себе. Ваше неожиданное отсутствие усилит степень ответственности школьника. Возможно, результаты подчас даже ухудшатся, не смущайтесь и не огорчайтесь. Если подобное и случится, беда невелика, просто придется на время вернуться к предыдущему этапу. Постепенно ребенок обязательно привыкнет к самостоятельной работе, и ваше присутствие вообще перестанет быть необходимым.

Однако следует иметь в виду, что слишком часто желания детей расходятся с их реальными возможностями и умениями. Поэтому поначалу родителям понадобится ежедневно все проверять, следить за записями в дневнике, мгновенно откликаясь на замечания, если конечно, таковые будут. И, безусловно, неуклонно стремиться к тому, чтобы подготовка к школе стала обязательной составной частью режима дня.

Помимо этого, желательна помощь родителей при организации рабочего места, планировании действий, продумывании их порядка и содержания.

Действенная помощь Ну вот, наконец, дети усвоили основные навыки поведения в школе, привыкли к новому образу жизни, приобрели первые знания и умения. Деятельность ребенка постоянно усложняется, а вместе с тем приходит необходимость предпринять очередной шаг в формировании мотивов учения. Теперь уже нельзя ограничиться контролем и поощрением, требуется действенная помощь родителей.

Помощь эта надобна первокласснику прежде всего для того, чтобы научиться работать именно так, как рекомендует учитель или учебник.

Посудите сами. Например, в учебнике ребенок прочитал такое весьма распространенное указание:

"Списать текст, вставить пропущенные слова и подчеркнуть мягкие согласные". На первый взгляд, обозначены три действия: списать, вставить, подчеркнуть. Если же присмотреться внимательнее, то увидишь, что за тремя названными действиями стоят и неназванные.

В действительности школьнику понадобиться проделать следующее:

2 - правильно устно разместить пропущенные слова;

3 - переписать упражнение, вставляя эти слова в текст;

4 - вспомнить, какие согласные называются мягкими;

5 - найти их в каждом слове;

6 - подчеркнуть.

Фактически ребенку предстоит распределить свое внимание между шестью разными действиями и правильно наметить их последовательность. Если эта очередность не ясна ему с самого начала, появляются ошибки, придется возвращаться назад, а то и переделывать задание. Время, затраченное на выполнение работы, существенно увеличится, в тетради появятся помарки, накопиться усталость, настроение испортиться.

Как помочь первокласснику?

Если вы замечаете, что ему трудно удержать в поле внимания все компоненты задания, действия ребенка нужно разбить на этапы.

Сначала спросите: "Подумай, с чего начнешь?" И пусть ребенок выполняет основную часть инструкции: переписывает текст, вставляя пропущенные слова.

Затем перейдите ко второму этапу, подсказав, что и здесь есть несколько шагов: надо вспомнить, какие согласные называются мягкими, найти слова, в которых они имеются, и подчеркнуть их.

Дайте ребенку возможность самостоятельно определить нужную последовательность действий и попытайтесь обосновать ее целесообразность. Позвольте ему самому решить, как удобнее: сначала найти слова с мягкими согласными, а затем подчеркнуть их или же находить и сразу подчеркивать.

На первых порах следите, чтобы ученик в процессе работы обязательно сопоставлял выполненные пункты с требованиями задания, а, закончив упражнение, еще раз проверил себя. Впоследствии такая очередность в действиях станет для него привычным делом.

Очень скоро вы с удовольствием убедитесь в благотворности подобной работы. Она не только скажется на самостоятельности и правильности подготовки уроков, поможет ребенку избежать обидных промахов, но и продвинет его в умственном развитии. Прибавьте к этому удовлетворение и гордость первоклассника, который сам спланировал необходимые действия, и сам проконтролировал их.

Как видите, без помощи взрослых первокласснику не обойтись.

Терпение, такт, выдержка и мудрость родителей помогут начинающему школьнику поверить в свои возможности, почувствовать радость первых завоеванных трудом успехов.

Похожие работы:

«Заика Виктор Михайлович ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Монография Краснодар УДК 37.037 ББК 74.4 З 17 Рецензенты Бисалиев Р.В., д-р мед. наук, Астраханский государственный технический университет Бекузарова Н.В., канд. пед. наук, Сибирский федеральный университет Заика Виктор Михайлович Технология формирования соревновательной надежности З 17 в процессе психолого-педагогической подготовки / В.М. Заика – Краснодар, 2014. – 174 с....»

«Отечественный и зарубежный опыт Деловые люди «третьего сектора», или как привлекают средства некоммерческие организации Опыт показывает, что существенные положительные сдвиги в социальной сфере чаще всего происходят благодаря инициативам «снизу», исходящим либо от людей, нуждающихся в поддержке, либо от специалистов, которые имеют желание и профессиональную подготовку для оказания адекватной помощи. Проводниками подобных инициатив не только на Западе, но с 90-х гг. прошлого столетия и в России...»

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ Е.И. Рогов, И.Г. Антипова, С.В, Жолудева, М.В, Науменко, И.А, Панкратова, Е.Е, Рогова, Н.Е. Скрынник, А.М, Шевелева Современная парадигма исследования профессиональных представлений Ростов-на-Дону Фонд науки и образования ББК Ю94я432 УДК 152.9 Р – 46 Научный редактор Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Рогов Е.И. Рогов, И.Г. Антипова, С.В, Жолудева, М.В, Науменко, И.А. Панкратова, Е.Е, Рогова, Н.Е. Скрынник, А.М,...»

«399 УДК -313.2.091’06 Л. Б. Лавринович (Луцк, Украина) ВРЕМЯ В АНТИУТОПИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале украинской и русской прозы конца ХХ – начала ХХІ веков) В статье речь идет о художественном времени русской и украинской антиутопии конца ХХ – начала ХХІ веков. На примере романов В. Лобова «Дом, который сумасшедший», Д. Глуховского «Будущее», Т. Антиповича «Хронос», Т. Толстой «Кысь» М. и С. Дяченко «Армагед-дом», А. Ирванца «Ривнэ / Ровно / Стена. Якобы роман» и В....»

«Микляева А.В.ПСИХОЛОГИЯ МЕЖВОЗРАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СПб, 2014 УДК 159.9 ББК 88.5 М 59 Монография рекомендована к печати кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Рецензенты: Коржова Е.Ю., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Посохова С.Т., доктор психологических наук, профессор, первый проректор, проректор по научной...»

«ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ Джамалудинова Зульфия 3к 2гр ФПП ДГПУ г.Махачкала Ибрагимова Л.А., к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии ДГПУ STUDY OF FEATURES OF SPIRITUAL VALUES IN TEENAGERS Dzhamaludinova Zulfiyya rd 3 year student, 2 group, DGPU Makhachkala Ibragimova L.A., PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General and educational psychology DSPU Говоря о подростковом возрасте, В.А. Сухомлинский отмечает характерные для него...»

«УДД 372.4 ББК 74.100.54 Чекашова Анастасия Андреевна соискатель кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Chekashova Anastasia Andreevna Applicant for a Degree Chair of Childhood Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Особенности мышления детей 3–4 лет с учетом индивидуальноличностного аспекта оздоровления средствами физического воспитания 3-4-Year-Old Children’s Thinking Specific Features...»

« Т. В. ГАЛКИНА (ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РАН, МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) Статья посвящена осмыслению новых и крайне актуальных проблем современного об щества, связанных с безопасностью психологического здоровья. Выделяются и описыва ются характерные особенности психологического здоровья человека и его связь с пове денческими...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.