Электрические тела такие как алмаз сапфир сера. От гильберта до изобретения источника тока. Какой драгоценный камень дороже и как отличить подделку

С древних пор существовало одно непонятное заблуждение - люди отождествляли янтарь и магнит. Казалось бы, что общего между куском окаменевшей смолы доисторических деревьев, горючей и прозрачной, материалом для украшений, и совершенно не похожим на него магнитом?
Причиной этого служила их общая способность притягивать предметы. Свойство янтаря притягивать мелкие и легкие предметы впервые было описано знаменитым греческим философом Фалесом из города Милета. Дочь философа заметила, что к ее янтарному веретенцу так и липнут всякие мелкие ниточки и легкие частички мусора. Причем, если их, счищая, отбрасывать, то они снова стремительно летят к янтарю.
Вероятно, каждый из нас тоже наблюдал, как морозной зимой в хорошо отапливаемой квартире, когда воздух особенно сух, волоски, нитки и другой легкий мусор просто невозможно очистить от одежды. Но стоит выйти на улицу - и прилипшие частички тут же отпадают сами. Сейчас все знают, что это притяжение вызвано статическим электричеством, тем самым, которое накапливается и в янтаре, натертом шерстью. Поэтому принято считать, что первые наблюдения электрических явлений стали достоянием человечества с появлением трудов Фалеса Милетского. Но и до работ Фалеса многим народам было известно свойство натертого янтаря притягивать к себе предметы. Это следует хотя бы из названия янтаря: ведь «электрон» - «янтарь» по-гречески - означает «притягивающий к себе, увлекающий»; «кавуба» - то же по-персидски и т. д. Справедливости ради заметим, что греческое «электрон» означает также «блестящий металл», например, золото, которое, конечно же, и притягивает к себе, и увлекает. Сейчас выпускают даже сплав с названием «электрон» на основе металла магния, и не надо его путать ни с янтарем, ни с электроном-частицей. Из греческого названия янтаря и происходит слово «электричество». Английский ученый Вильям Гильберт (1544-1603), отец магнетизма, как его называли, был тем человеком, который впервые установил электрическую природу притяжения янтарем. Он же ввел в науку и само слово «электрика».
В. Гильберт всеми силами боролся с теми, кто считал янтарь и магнит близкими друг к другу; он решительно утверждал, что притяжение магнита и натертого янтаря - совершенно разные явления. Ученый ставил множество опытов, натирая самые различные материалы и испытывая их свойство притягивать. Прежде всего было установлено, что одни вещества обладают этим свойством, другие нет. Первые из них Гильберт назвал электриками. К ним он отнес: янтарь, гагат (плотный и блестящий каменный уголь), алмаз, сапфир, карбункул, разновидности кварца, аметист, опал, берилл, камедь, стекло, серу, сургуч и несколько других веществ, действие которых слабее. А ко вторым, названия которым он не дал, причислил: жемчуг, агат, яшму, халцедон, коралл и, главное, все металлы.
При этом было обнаружено, что натертые электрики притягивают все без исключения предметы, как твердые, так и жидкие, - металлы, дерево, камни, землю, воду и растительное масло, а не только сухую мякину и соломинки (как это считалось раньше). А ведь считалось, что янтарь, например, совершенно не притягивает листьев растения базилика, и это Гильберт сурово осудил как «лживые и постыдные россказни».
Кроме того, совершенно не вязалось с магнетизмом, что янтарь не только притягивает предметы, но в некоторых случаях и отталкивает их по непонятным причинам.
Особенно ценно то, что Гильберт отнес к электрикам и стекло. Этот практичный и дешевый материал был в дальнейшем широко использован для постройки электростатических машин, которые сейчас имеются в каждой школе.
Автор часто проделывал в детстве увлекательнейший опыт по электризации стекла, который вычитал из старого, дореволюционного учебника по физике Ф. Цингера 1905 г. издания. На книги толщиной 3 - 4 см кладут стекло, а под него на стол насыпают мелкие кусочки бумаги. Иной раз эти кусочки вырезают в форме прыгунов, балерин, зверей. Стекло энергично растирают сухим кулаком или куском замши, и, если воздух в комнате достаточно сух, через пару минут бумажки-прыгуны под стеклом начинают подлетать вверх, прилипать к стеклу, падать, снова подскакивать и так до тех пор, пока натирают стекло (рис. 300). Тот, кто проведет этот опыт самостоятельно, получит большое удовольствие!

Рис. 300. Электрический «театр» бумажных
прыгунов
Но тут выяснилось, что «противоречия» имеются не только между янтарем и магнитом, но и между электриками тоже. Французский ботаник Шарль Дюфе, как и древние ученые, заметил, что некоторые предметы притягивались к натертому янтарю, но одновременно отталкивались от натертой, т. е. наэлектризованной, стеклянной палочки. Самое удивительное было то, что одни и те же тела могли отталкиваться от янтаря и притягиваться к стеклу! Не в состоянии никак объяснить это явление, Дюфе предположил, что существуют два вида электричества. Один из них, возникающий при натирании янтаря (застывшей смолы) Дюфе назвал «смоляным», а другой, связанный с натиранием стекла, - «стеклянным». Ученые повторили опыты Дюфе и вынуждены были согласиться с ним, хотя и не поняли, как это одни и те же явления вызываются разными видами электричества.
И вот знаменитый американский физик (он же известный политический деятель США - его портрет вы можете видеть на 100- долларовой банкноте) Бенджамин Франклин (1706-1790) ставит свой опыт, позволивший решить этот запутанный вопрос. Опыт состоял в следующем.

Ь. Франклин (1706-1790)
Два человека, находящиеся друг напротив друга, изолировались от пола не проводящими ток восковыми пластинками. Затем один из них получал заряд электричества, натирая стеклянную трубку, а потом эту трубку брал другой человек и снимал с нее заряд на себя. При этом оказывалось, что оба участника опыта наэлектризовались разными видами электричества, хотя стекло могло производить лишь один его вид. При прикосновении друг к другу участников между ними пробегала искра, и заряд исчезал совсем.
Франклин объяснил это явление так. Тело, содержащее «стеклянное» электричество, заряжено избытком некоторой материи (или, по определению Б. Франклина, флюида), а телу, содержащему «смоляное» электричество, этого флюида не хватает. Человек, натирая стеклянную трубку, отдавал свой флюид, а снимавший заряд - получал его. Поэтому при соприкосновении тел флюид перетекает в виде искры от одного тела к другому, выравнивая количество флюида в них.
Объяснение это было в принципе верным, только «флюид» сейчас называют электронами, избыток которых, кстати, оказался в «смоляном» электричестве, а недостаток - в «стеклянном». Перетекания электрического заряда с одного тела на другое - это переход электронов от одного тела к другому. Когда их переходит мало - это маленькая искорка, когда много - грозная молния. Недаром электричество в старину называли грозовой материей.

Еще по теме Янтарь против стекла?:

  1. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Раздел I ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
  2. Раздел II ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
  3. Раздел III ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ

Электрические свойства. Алмаз относится к изоляторам: его удельное электрическое сопротивление очень велико. Некоторые кристаллы, однако, имеют низкое удельное сопротивление и обладают свойствами полупроводников. Удельное электрическое сопротивление алмазов (полупроводниковые) составляет 1 - 10 Ом/см, других алмазы - до 1010 Ом/см.

Прочие свойства

Прочие свойства. Алмаз - минерал весьма устойчивый. Он не поддается воздействию самых сильных кислот и их смесей (соляной, серной, азотной, плавиковой, «царской водки»), даже доведённых до температуры кипения. Не реагирует он и со щелочами.

Однако алмаз легко окисляется и сгорает в смеси соды с расплавленной натриевой или калиевой селитрой. В порошке он сгорает на платиновой проволочке с образованием двуокиси углерода (СО 2).

Расплавленные карбонаты щелочей при 1000-1200?С также окисляют алмаз. При нагревании до 800?С в присутствии железа или сплавов на его основе алмаз растворяется, поэтому алмазные резцы не применяются при обработке стали и чугуна.

Диагностика алмаза

Диагностика алмаза. Для того, чтобы отличить настоящий алмаз от его имитации, используется специальный «алмазный щуп», измеряющий теплопроводность исследуемого камня. Алмаз имеет намного более высокое значение теплопроводности, чем его заменители. Кроме того, используется хорошая смачиваемость алмаза жиром: фломастер, заправленный специальными чернилами, оставляет на поверхности алмаза сплошную черту, тогда как на поверхности имитации она рассыпается на отдельные капельки. алмаз кимберлит лампроит порода

«Я на самом деле считаю, что американские джентльмены - лучшие из всех, потому что когда тебе целуют руку, ты можешь почувствовать что-то очень-очень хорошее, но в отличие от поцелуев бриллианты и сапфировые браслеты вечны».

Анита Лус, «Джентльмены предпочитают блондинок»,1925

Что делает камень драгоценным? Специалисты выделяют целый ряд критериев, внешних и внутренних признаков, в их числе красота, редкость (единичность), износостойкость (прочность, твердость) . В мире моды говорят, что талантливая модель не должна быть идеально красивой, ее красота как раз в «уродстве» - необычности и непохожести на других. Точно также дело обстоит и с драгоценными камнями: в природе редко можно встретить бездефектные и безупречной чистоты драгоценные камни, поэтому, если попадаются такие образцы, они достигают очень высокой стоимости на рынке . Синтетические камни, в свою очередь, обладают лучшими качественными характеристиками, однако стоят в ряды дешевле.

Внутренние особенности камней (включения, зональность или распределение окраски, микроструктуры роста) также помогают установить, натуральный камень или искусственно выращенный. Для более обстоятельного наблюдения рекомендуется использовать лупу или микроскоп.

Приведу несколько наиболее часто встречающихся в ювелирной промышленности драгоценных камней и некоторые способы их идентификации (бриллиант, рубин, сапфир, аквамарин, изумруд, гранат) .

Бриллиант (алмаз)

П редположительно натуральный, если :

В нем имеются видимые включения минералов;

Практически весь свет, попадающий на поверхность камня, отражается, как от тысяч зеркал, от его нижних граней. Следовательно, если посмотреть на свет через бриллиант можно увидеть только светящуюся точку, а если надеть кольцо с бриллиантом, то камень не будет просвечивать (увидеть палец через бриллиант невозможно);

Соляной кислотой его не напугать;

В силу своих физических свойств оставляет царапины на полированных поверхностях других камней и на стекле, которые не исчезают, даже если протереть их влажной салфеткой. Поэтому для тестов выбирайте поверхности, которых не жалко;

В йодистом метилене или однобромистом монофтлене (растворы с показателем преломления близким к шпинели и сапфиру) камень не исчезает, а ярко блестит. Соответственно, заменители бриллианта в виде шпинели и сапфира не будут видны в растворе. Подобный (чуть менее отчетливый) результат имеет погружение камней в водный раствор глицерина;

Использовать старинный метод контрабандистов. Бриллиант опускают в воду, если он природный, его не будет видно в чистой воде;

Камень синтетический, если:

В нем имеются включения металлов (железа, никеля, марганца);

Характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции (свечение вещества, возникающее в результате его освещения и быстро затухающее после прекращения ) в ультрафиолетовом свете. Нередко наблюдаются крестообразные фигуры УФ-флюоресценции. Для приведенного способа проверки нужен специальный прибор.

В качестве имитации бриллианта используют стразы, хрустальное стекло, пластик, бесцветный циркон, титанит стронция; синтетические рутик, бесцветную шпинель, бесцветный сапфир, проч. Некоторые подделки легко отличить на глаз:

Они не обладают такой яркостью и свечением, как натуральный и даже синтетический алмаз;

Стареют от времени (стираются грани, блеск становится тусклям).

Для сложных случаев определения происхождения алмазов используются следующие методы: цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и инфракрасной области, люминесцентная спектроскопия, пр.

Корунд (рубин, сапфир)

Рубин скорее природного происхождения, если :

Он не очень крупный. В природе редко встречаются рубины большого размера;

Имеются внутренние дефекты;

Если и присутствуют во внутренней структуре камня пузырьки, то зачастую они такого же цвета, что и камень;

При увеличении просматриваются иглообразные включения;

Камень обладает высокой прочностью (второй после алмаза), оставляет царапины на поверхностях с более низким показателем прочности;

Отсутствует спайность, его практически невозможно разбить;

При ярком свете цвет рубина становится темнее;

На нем могут быть трещины зигзагообразной формы, без сияния.

Имеет соответствующий сертификат и неприлично дорогой.

Рубин синтетический, если:

Имеет ярко выраженную идеальную форму;

Наблюдается криволинейная зональность;

Встречаются включения газовых пузырьков;

Характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция, если на камень направить УФ свет, синтетический рубин станет оранжевого цвета;

При подробном рассмотрении с лупой или микроскопом в камнях, выращенных гидротермальным или флюсовым методом, имеются вкрапления тигля (платины, золота, меди) или флюса;

Имеются неправильные микроструктуры роста (при гидротермальном синтезе);

На нем имеется трещина правильной (прямой) формы, с сиянием.

Сапфир

Предположительно натуральный, если:

Представлен в разных цветах и оттенках (бесцветный, черный, желтый, оранжевый, фиолетовый и т.д., самый ценный – синий), на камне прослеживается эффект молочного тумана – белые блики (у кашмирского сапфира особенно);

Кашмирский сапфир не меняет цвет при искусственном освещении, считается эталонным сапфиром;

Свойственна зональная окраска;

Имеются включения из рутила (иглообразные волокна, при пересечении образующие угол 60 градусов), которые видны под увеличительным стеклом;

Имеются включения из циркона (особенность камней цейлонского происхождения);

При свете электрической лампы камень приобретает пурпурный оттенок. Это говорит о наличии в составе хрома и опять таки указывает на цейлонское происхождение;

При искусственном свете могут показаться черными (австралийские сапфиры);

Имеется сероватый металлический блеск (это говорит об американском происхождении камня);

Присутствуют внутренние дефекты;

- камень обладает высокой прочностью, оставляет царапины на поверхностях с более низким показателем прочности;

Имеет сертификат качества и очень дорого стоит.

Облагораживание корунда выдают «огненные знаки» от термообработки, контрастная зональная окраска и прочие указатели.

Танзанит (видимый красноватый оттенок), шпинель, аквамарин (видимый зеленоватый оттенок), индиголит могут показаться сапфирозаменителями, но их легко идентифицировать при помощи рефрактометра (устройство для измерения преломления света), а также в некоторых случаях на глаз.

Сапфир синтетический, если:

На вид более красивые, чем природные, отсутствуют природные включения, примеси, пузырьки газа, искривленные линии окраски;

Под ультрафиолетовыми лучами камень приобретает зеленый оттенок (говорит о наличии титана);

Имеются примеси золота, меди, платины.

Имитации сапфира изготавливают из пластика, страз (стекла), проч. Если с перечисленными материалами все понятно – их происхождение обычно определяется на глаз, то композитивные камни могут доставлять трудности. Композитивный камень (дублет, триплет) состоит из нескольких частей. В верхней зачастую размещают натуральный камень, к которому приклеивают схожую по цвету имитацию. В закрытой оправе достаточно сложно идентифицировать подделку, даже с применением рефрактометра, а вот если рассмотреть камешек в профиль, под увеличением и при ярком освещении, то спайку композитивного камня можно четко выявить. Кроме того, обычно натуральная вставка и имитация отличаются по цвету.

Берилл (аквамарин, изумруд)

Аквамарин природного происхождения, если при прикосновении к нему кончиком языка ощущается холод. Все имитации данного камня на ощупь кажутся более теплыми. Синтетический аквамарин пока не выращивают, все подделки под аквамарин - это или шпинель, или стекло.

Изумруд скорее натуральный, если:

- он прозрачен и имеет равномерно распределенный насыщенный цвет от желто-зеленого до сине-зеленого;

- почти всегда на камне есть расколы и трещины;

- к нему прилагается соответствующий документ и установлена высокая цена.

Камень синтетический, если:

- имеет насыщенный голубовато-зеленый цвет;

- при увеличении наблюдаются перекрученные вуали;

- имеются включения (трубчатые, коричневатые – оксиды Fe);

Казнь на электрическом стуле еще недавно считалась одним из самых гуманных способов умерщвления преступников. Однако за годы применения выяснилось, что такой вид казни отнюдь не является полностью безболезненным, а напротив, может причинить осужденному ужасные мучения. Что же может произойти с человеком, попавшим на электрический стул?

История электрического стула

Преступников стали казнить на электрическом стуле в конце XIX столетия, когда сторонники «прогрессивного» общества решили, что ранее существующие виды казней, такие, как сожжение на костре, повешение и обезглавливание, негуманны. С их точки зрения, преступник не должен дополнительно страдать в процессе казни: ведь у него и так отнимают самое дорогое – жизнь.

Считается, что первая модель электрического стула была изобретена в 1888 году Гарольдом Брауном, работавшим в компании Томаса Эдисона. По другим данным, изобретателем электрического стула стал стоматолог Альберт Саутвик.

Суть экзекуции такова. Осужденному выбривают наголо макушку и заднюю часть голени ноги. Затем туловище и руки накрепко привязывают ремнями к креслу, изготовленному из диэлектрика, с высокой спинкой и подлокотниками. Ноги крепят при помощи специальных зажимов. Вначале преступникам завязывали глаза, затем стали надевать на голову капюшон, а в последнее время – специальную маску. Один электрод прикрепляют к голове, на которую надевают шлем, другой – к ноге. Палач включает кнопку рубильника, который пропускает через тело переменный ток силой до 5 ампер и напряжением от 1700 до 2400 вольт. Обычно казнь занимает около двух минут. Подаются два разряда, каждый включается на одну минуту, перерыв между ними составляет 10 секунд. Смерть, которая должна наступить от остановки сердца, в обязательном порядке фиксирует врач.

Впервые данный метод казни был применен 6 августа 1890 года в Обернской тюрьме американского штата Нью-Йорк к Уильяму Кеммлеру, осужденному за убийство своей любовницы Тилли Зайглер.

Вплоть до настоящего времени в США были казнены таким образом более 4 тысяч человек. Также подобный вид казни применялся на Филиппинах. На электрическом стуле окончили свою жизнь и супруги-коммунисты Юлиус и Этель Розенберг, работавшие на советскую разведку.

«Лжегуманная» процедура

Предполагалось, что при пропускании через тело электрического тока человек умрет сразу. Но это случалось не всегда. Нередко очевидцам приходилось наблюдать, как люди, посаженные на электрический стул, бились в конвульсиях, прокусывали себе язык, изо рта у них шли пена, кровь, глаза вылезали из глазниц, происходило непроизвольное опорожнение кишечника и мочевого пузыря. Некоторые во время казни издавали пронзительные крики… Практически всегда после подачи разряда от кожи и волос осужденного начинал идти легкий дымок. Также были зафиксированы случаи, когда у человека, сидящего на электрическом стуле, загоралась и взрывалась голова. Довольно часто обгоревшая кожа «приклеивалась» к ремням и сиденью. Тела казненных оказывались, как правило, такими горячими, что к ним было невозможно притронуться, а в помещении потом еще долго витал «аромат» жженой человеческой плоти.

В одном из протоколов описан эпизод, когда на протяжении 15 секунд на осужденного воздействовали разрядом в 2450 вольт, однако через четверть часа после процедуры тот был все еще жив. В результате экзекуцию пришлось повторить еще трижды, пока преступник наконец не умер. В последний раз у него даже расплавились глазные яблоки.

В 1985 году в штате Индиана Уильяма Вэндивера аж пять раз подвергали ударам током. Чтобы убить его, понадобилось целых 17 минут.

По словам специалистов, при воздействии такого высокого напряжения человеческое тело, включая мозг и другие внутренние органы, буквально поджаривается заживо. Даже если смерть наступает достаточно быстро, то как минимум человек ощущает во всем теле сильнейший мышечный спазм, а также острую боль в местах соприкосновения с кожей электродов. После этого обычно происходит потеря сознания. Вот воспоминания одного из выживших: «Во рту был вкус холодного арахисового масла. Я почувствовал, как горят мои голова и левая нога, так что из всех сил старался вырваться из пут». 17-летний Вилли Фрэнсис, севший на электрический стул в 1947 году, кричал: «Выключите! Дайте мне дышать!»

Неоднократно казнь становилась мучительной в результате различных сбоев и неполадок. Так, 4 мая 1990 года, когда казнили преступника Джессе Д. Таферо, произошло возгорание синтетической прокладки под шлемом, и осужденный получил ожоги третьей-четвертой степени. Аналогичное приключилось и 25 марта 1997 года с Педро Мединой. В обоих случаях пришлось включать ток несколько раз. В общей сложности процедура казни заняла 6-7 минут, так что ее никак нельзя было назвать быстрой и безболезненной.

Большой резонанс вызвала история с убийцей целой семьи Алленом Ли Дэвисом, которому перед казнью заклеили кожаной лентой не только рот (вместо кляпа), но и нос. В итоге он задохнулся.

Стул или укол?

Со временем стало понятно, что «гуманная» казнь на самом деле зачастую представляет собой мучительную пытку, и ее применение ограничили. Правда, кое-кто считает, что дело тут вовсе не в гуманности, а в дороговизне процедуры.

В настоящее время казнь на электрическом стуле применяется только в шести американских штатах - Алабаме, Флориде, Южной Каролине, Кентукки, Теннесси и Виргинии. Причем осужденному предлагают на выбор – электрический стул или смертельная инъекция. В последний раз вышеупомянутая мера была применена 16 января 2013 года в Виргинии к Роберту Глисону, который специально убил двух своих сокамерников, чтобы пожизненное заключение ему заменили смертным приговором.

Кроме того, в США действует закон: если после третьего разряда приговоренный выживает, то он получает помилование: мол, значит, такова воля Божья…

Из всех известных драгоценных камней алмаз самый простой по своему химическому составу: он состоит только из одного элемента - углерода. Можно сказать, что природа превзошла самое себя, когда создала из одного и того же элемента два, столь разные вещества, как твердый, блестящий и прозрачный алмаз и мягкий, жирный на ощупь, непрозрачный графит. Сравнительная характеристика свойств алмаза и графита приведена в табл. 1.

Природа алмаза долгое время оставалась загадочной. Вначале его приравнивали по составу к горному хрусталю (чистому кварцу), и только в XVII в. была открыта принадлежность алмаза к горючим телам. В 1649 г. флорентийские академики в своем знаменитом опыте по сжиганию алмаза в солнечных лучах, сфокусированных с помощью линзы, установили, что алмазы исчезают при сильном нагревании, но при этом они дали неверное толкование наблюдаемому явлению, полагая, что алмаз испаряется. Позднее было установлено, что алмазы попросту сгорают.

После открытия М. В. Ломоносовым в 1748 г. закона сохранения вещества, который затем 40 лет спустя был подтвержден французским химиком Лавуазье, бесследное исчезновение алмазов при нагревании потребовало другого объяснения, которое бы не противоречило этому всеобщему закону. Вот почему сам Лавуазье занялся опытами с алмазами. Им было установлено, что алмаз при сильном нагревании и свободном доступе воздуха не испаряется, а сгорает с образованием углекислоты. Своими опытами Лавуазье впервые доказал, что алмаз состоит из чистого углерода. Такое известие вызвало сенсацию, настолько невероятным было сопоставление драгоценного камня с углеродом, который до этого был известен в форме таких малоценных материалов, как графит, сажа, уголь.

Алмаз и графит представляют собой две полиморфные модификации углерода (рис. 1). Кроме углерода в кристалле алмаза всегда присутствует некоторое количество примесей, составляющих не более десятых долей процента, но иногда доходящих (в виде включений посторонних минералов) до 5 %. Основные химические элементы-примеси в алмазе - азот, кислород, водород, железо, титан, марганец, кремний, алюминий, реже встречаются и некоторые другие. Азот является одной из характерных примесей, оказывающих существенное влияние на ряд свойств алмаза, в частности на его люминесценцию (свечение). Железистые загрязнения придают алмазу оранжево-желтые оттенки.

Алмаз весьма устойчивый минерал. Он стоек к кислотам и щелочам. Растворимость алмаза во всех кислотах, даже концентрированных, практически равна нулю. Даже фтористоводородная кислота и царская водка (смесь в определенной пропорции азотной и соляной кислот) не действуют на алмаз. Поэтому, образовавшись при высоких давлениях и температурах в глубинах Земли, алмаз практически не подвергается химическим превращениям в условиях земной поверхности и сохраняется без изменения в течение многих сотен миллионов лет.

Вместе с тем алмаз может быть легко разрушен (окисляется и сгорает) в смеси соды с расплавленной натриевой или калиевой селитрой. Расплавленные карбонаты щелочей при 1000-1200 °С также превращают алмаз в окись углерода. Установлено, что сера слабо реагирует с алмазом при нагревании выше 600 °С. При нагревании до 800 °С в присутствии железа или сплавов на его основе алмаз растворяется. Именно поэтому алмазные резцы не получили применения при обработке стали и чугуна.

Алмаз с чистой поверхностью не смачивается водой (гидрофобен), но обладает способностью прилипать к некоторым жировым смесям. Гидрофобностью алмаза объясняются его проникновение ниже слоев смоченных водой гравийно-песчаных отложений и осаждение в природных и искусственных условиях вместе с минералами, имеющими значительно большую, чем у алмаза, плотность (например, гранаты, ильмениты и др.). Эти минералы являются, таким образом, спутниками алмаза в речных отложениях и помогают геологам при поисках алмазных месторождений: их присутствие служит поисковым признаком на алмазы.