Формы работы классного руководителя с семьями. Формы работы с семьёй

Эффективные формы сотрудничества

семьи и школы

Воспитывает всё: люди, вещи, явления.

Но прежде всего люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

С введением Федерального государственного стандарта начального общего образования большое внимание уделяется работе с родителями.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Формы работы с родителями достаточно многообразны.

К традиционным формам работы классного руководителя с семьей относятся: посещение семьи ученика, проведение родительских собраний, переписка с родителями, создание классных и школьных родительских комитетов.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.

Родительское собрание остается основной формой совместной работы педагога и родителей, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в школе и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические , посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

Помимо традиционных форм работы современная школа ищет новые, более эффективные формы взаимодействия классного руководителя с родителями ребенка.

Важным направлением работы классного руководителя является оказание консультативной помощи родителям. Одной из форм работы являются

Индивидуальные консультации . Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.

Существуют и «заочные» консультации. Одной из форм такой работы является «Почта доверия». Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей, куда родители могут помещать свои вопросы анонимно. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

Досуговые мероприятия остаются значимым вектором совместной работы с родителями. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные 8 марта, 23 февраля, День матери, и концерты художественной самодеятельности и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки. В своих классах я ежегодно в 4 четверти провожу Родительскую неделю, где на разных уроках и занятиях кружка родители делятся своими умениями с детьми, проводя мастер-классы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Например, проведение 1 раз в год вечера-встречи «Мы ищем таланты», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

«Дни открытых дверей» существовали давно. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить школу; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в школе, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

Общение в соцсетях в наше время стало очень популярно. Создаётся закрытая группа «В Контакте» и там выкладываются: фотоотчеты о пройденном дне, объявления, ссылки по проблемам воспитания и развития ребенка. Родители приобретают возможность быть в курсе событий. Это может способствовать сплочению родительского коллектива.

Условие оптимизации взаимодействия педагогов и семьи
Кроме поэтапной работы педагогов с родителями, опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений с семьей также требует соблюдения следующих условий:
1.Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:
- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;
- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;
2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Этому будут способствовать:
- замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;
- оборудование уголка в классе для родителей, в котором есть небольшая библиотечка, программы воспитания, образцы детских работ, фотографии детей;

3.Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.

4.Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты.

5.Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.

3. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.

4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

5. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Список литературы

Введение

Серьезные изменения, происходящие сегодня в обществе, во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего, в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами. Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство. Одно из направлений работы каждого учителя - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту нагрузку дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности детей, учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса. отношение педагог учащийся семья

Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Формы работы классного руководителя с семьями

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание.

Эффективность воспитания учащегося значительно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей, субботники и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Формы работы:

1) Посещение семьи -- эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

2) Переписка с родителями -- письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки -- доброжелательный тон, радость общения.

3) Педагогический лекторий.

Преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

4) Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

5) Родительское собрание -- форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

6) Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы.

7) Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете класса. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Список литературы

2. Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л. М. Николаевой. - М., 1981г.

3. Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 280 с. - (Воспитание и доп. образование детей).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности педагогического общения классного руководителя. Функции, задачи, формы и принципы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Родительское собрание как форма педагогического общения учителя и родителей.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Основы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Содержание, методы совместной работы (деятельности и общения). Принципы организации родительского собрания. Коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Диагностика в работе классного руководителя с семьей. Формы психолого-педагогического просвещения родителей. Формы вовлечения их в учебно-воспитательный процесс. Деятельность школьного родительского комитета. Подготовка сценария и проведение собрания.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

    Роль классного руководителя в системе школьного образования. Формы и методы работы с ученическим коллективом, с семьями учащихся. Практические материалы оформления планов и нормативная документация, регламентирующая деятельность классного руководителя.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2015

    Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. Методы изучения семьи ученика. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей. Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка. Оказание помощи детям из неблагополучных семей.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2008

    Особенности взаимодействия школы и семьи. Характеристика традиционных и инновационных форм работы классного руководителя с родителями. Организация учебно-воспитательного процесса в классе. Развитие вариативной системы социально-образовательных услуг.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2016

    Рассмотрение процесса деятельности классного руководителя. Формирование индивидуальности ребенка в семье и формы работы классного руководителя с родителями учащегося. Стратегия и тактика взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2009

    Исследование истории становления классного руководства. Характеристика воспитательных задач, содержания и форм работы классного руководителя. Взаимосвязь работы классного руководителя с учащимися. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.

    презентация , добавлен 22.04.2010

    Воспитательная работа классного руководителя. Типы классного руководства. Цель и задачи деятельности классного руководителя. Функции воспитательной работы классного руководителя. Изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса.

Темпы развития современного общества ставят перед родителями все новые и новые проблемы, решить которые в одиночку зачастую бывает очень непросто. Большую помощь в решении возникающих проблем оказывают службы, работающие в школе и на школу.

В своей работе с родителями Светлане Николаевне приходилось привлекать социальных педагогов, психологов, административный совет, инспекцию по делам несовершеннолетних, центры профориентации и центры занятости, молодежные организации и другие службы. Но решение любого вопроса всегда начинала с обсуждения на родительском комитете или на родительском собрании. Был составлен план работы классного руководителя с семьями учащихся, предоставлен в приложение И.

Классный руководитель Шоба Светлана Николаевна начала свою деятельность в начале классного руководства с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.

В ее опыте работы с родителями применяются коллективные и групповые формы.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры и металлолома и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Формы психолого-педагогического просвещений родителей: работа с родителями взаимосвязана и представляет единую стойкую систему (родительское собрание, лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

Ролевые игры -- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий (« ЗОЖ против табака и алкоголя»).

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы («Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми»).

Встреча с администрацией, учителями класса проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Посещение семьи -- эффективная форма индивидуальной работы классного руководителя с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Классный руководитель беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность - это также одна из функций работы.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, конкурсы “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни (семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

* Родительские вечера

* Индивидуальные консультации

* Групповые консультации

* Тематические консультации

* Ведение тетрадей общения

* Тренинги

* Тематические круглые столы, проводимые родителями.

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Воспитательная работа класса не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащемуся, учета их индивидуальных способностей.

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающих в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развивать, целостность личности.

Работа классного руководителя с семьей учитель МОУ «СШ №53 г.Макеевки» Грозян Ю.С.


« Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега» Лев Кассиль


  • Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
  • Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

  • Т олько вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
  • В.А.Сухомлинский

Правила взаимодействия установления контактов с семьей

  • Первое правило . В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
  • Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
  • Третье правило . Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи
  • Четвертое правило . Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности

Практикум

  • Оцените свою связь с классом
  • Упражнение «Ассоциации»
  • Если ваш класс – это постройка, то она…
  • Если ваш класс – это музыка, то она…
  • Если ваш класс – это цвет, то он…
  • Если ваш класс – это геометрическая фигура, то она…
  • Если ваш класс – это название фильма, то он…
  • Если ваш класс – это песня, то она…
  • Если ваш класс – это настроение, то оно…

  • Инструкция: Нарисуйте на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур.

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. 1. . Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас выше или ниже? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему? 2. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему? 3. Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? какой? 4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько – фигуры, изображающие родителей; почему?


Сообщение негативной информации о ребенке

  • В разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы , это поможет сделать общение более эффективным. Можно использовать такие выражения, как:
  • «давайте подумаем, как можно заинтересовать, переключить в подобной ситуации, помочь отвлечься или помочь сосредоточиться» и т.п. главное предложить родителю, совместно заняться решением проблемы, (– давайте попробуем так поступить или так), т.е. предлагаем родителям сотрудничество, помощь

  • негативную информацию о ребенке передать в позитивном ключе , давая возможность родителю самому понять (озвучить) что происходит… – «Ваня сегодня на занятии по окружающему миру в течение 5 минут очень внимательно слушал…»

Так же для рассказа родителям о поведении ребенка можно использовать «принцип сэндвича» :

  • хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение проходит опять на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорить только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не «навешивает ярлыки». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы, (можно поговорить о сильных сторонах ребенка используя первый прием).

Упражнение «Как бы это сказать»

  • Инструкция: «учитель» сообщает «родителю» о возникшей проблеме с ребенком используя технику «сэндвич». «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции (да, угу, кто?, как это произошло? и т.п. – нерефлексивное слушание).
  • Через 3-5 минут «родитель дает обратную связь «педагогу», информируя его о том, как он себя чувствовал в момент беседы, и что на его взгляд можно было сказать по-другому. Затем участники меняются ролями и желательно парами.

Ситуации:

  • ваш ребенок получил «2»,
  • ребенок опаздывает систематически на уроки,
  • сбегает с уроков.

«Классный» руководитель

К – качество;

Л – личность;

А – активность;

С – сердечность;

С – сотрудничество»;

Н – инновации;

ЫЙ – окончание, которого (в работе) нет!

Силина Мария Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Гжатская СОШ

Формы работы классного руководителя с родителями

Казалось бы, о роли семьи в воспитании личности сказано многое. Но, будучи классным руководителем, приходится порой ощущать недостаток знаний педагогики. Современная семья не похожа на семью двадцатилетней давности и, даже, десятилетней давности. Меняется общество и вместе с ней меняется семья.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности .

Форма работы с родителями делится на три группы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Индивидуальные:

    посещение на дому;

    приглашение в школу;

    индивидуальные консультации педагога;

    переписка;

Групповые:

    родительский лекторий;

    тематические консультации;

    классные детские мероприятия;

    родительские вечера.

Коллективные:

    классные родительские собрания;

    общешкольные родительские собрания;

    дни открытых дверей;

    концерты;

    выставки учебных работ;

    творческие отчеты.

Индивидуальные формы

    1. Посещение семьи на дому

    Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению. Родители заранее предупреждаются о приходе.

    2. Приглашение в школу

    Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога

    Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

    Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка

    В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Групповые формы

    Родительские лектории

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д. Такая планомерная и целенаправленная работа дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.

2. Тематические консультации

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог психолог,представитель правоохранительных органов и т.д.

3. Родительские вечера

Родительский вечер – это праздник общения родителей. Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

4. Классные детские мероприятия

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.). Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.


Коллективные формы

1. Научно – практическая родительская конференция форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.

2. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание . Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

    Уважайте!

    Помогайте!

    Объясняйте!

    Доверяйте!

    Учитесь!

6 . Спрашивайте!

7. Благодарите!

3. Родительские дни

День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей .

4. Концерты

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня. Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

    Творческие отчеты

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

    Выставки работ

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПРИЛАГАЕТСЯ)