Как побороть эгоизм в себе. Можно ли избавиться от эгоизма. Как определить у себя признаки смирения или гордости

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V–VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17–19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу – последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5–7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях – это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, – это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23) – это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм – это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие – это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе – это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

Характер

02.09.2017

Снежана Иванова

Эгоизм является частью личности и существования человека. Собственное благополучие является центром мыслей и чувств личности.

Эгоизм является частью личности и существования человека. Вполне естественно сначала думать о себе, а потом об окружающих. Собственное благополучие является центром мыслей и чувств личности. Однако если человек переходит всяческие границы и излишне концентрируется на своих потребностях и желаниях, ему приписывают эгоизм. Эгоизм на самом деле мешает полноценно развиваться и радоваться жизни, отнимает много сил. Личность, сосредоточенная лишь на своих потребностях, часто не замечает страданий других людей. Это мешает ему самому, создает невидимую преграду для взаимодействия с окружающими.

Прежде всего, нужно обязательно поменять способ мышления. Только так можно добиться хоть сколько-нибудь удовлетворительных результатов. Рассмотрим подробнее те важные шаги, которые необходимо сделать.


Поиск причин

Для развития эгоизма всегда имеются свои основания. Необходимо постараться приложить определенные усилия для того, чтобы отыскать их. Эгоизм нередко формируется под влиянием некоторых провоцирующих факторов: недостаток или переизбыток внимания, неуверенность в себе, приобретение негативного опыта при взаимодействии с коллективом. Поиск причин поможет определиться с дальнейшими шагами, выявить, в чем заключается недостаток конкретно взятой личности.

Развитие эмпатии

Это важная составляющая, помогающая избавиться от эгоизма. Необходимо научиться понимать, что чувствуют другие люди, находясь в тех или иных жизненных обстоятельствах. Иногда нужно заставлять себя вырабатывать альтернативное поведение. Если постоянно поступать так, к чему привыкло сознание, можно так никогда и не сдвинуться с места. Развитие эмпатии начинается с того, чтобы научиться слушать своего собеседника. Не нужно критиковать его, дайте высказаться, почувствовать себя действительно значимым. Задумываясь над тем, как избавиться от эгоистичности, следует приложить значительные старания к тому, чтобы выстроить другую модель поведения, которая будет не похожа на привычные поступки и действия.

Привычка благодарить

Как часто мы живем, подсознательно полагая, что окружающие нам что-то должны. Мы выстраиваем свои ожидания в соответствии с тем, какие образы имеются в голове. Часто представления о том, как все устроено и портят отношения с близкими людьми. Чтобы побороть эгоизм, нужно развить в себе привычку внимательно относиться к людям. Это необходимо, чтобы проблема перестала отравлять жизнь. Развитый эгоизм мешает выстраивать теплые отношения, препятствует формированию истинного понимания между людьми.

Привычка благодарить – невероятно ценное приобретение, которое позволит решить вопрос эгоизма. Вместе с благодарностью люди посылают друг другу положительную энергию, которая обязательно трансформируется во что-то светлое и прекрасное. Отношения, таким образом, укрепляются, формируется доверие к людям, положительное отношение к самому себе. Собственная личность начинает восприниматься как неотъемлемая составляющая целого.

Общение с животными

Человек так устроен, что ему порой просто необходимо как-то участвовать в судьбе тех живых существ, которые находятся рядом. Общение с животными прекрасно влияет на наше внутреннее состояние, помогает восстанавливать эмоциональный фон. Когда в доме живет собака или кошка, для эгоизма уже не остается места. Тогда становится понятно, что эгоизм – это удел тех людей, которым нечем себя занять. Взаимодействие с домашним питомцем способно подарить много радости и вдохновения, сделать его жизнь яркой, наполненной и целостной. Таким образом, реализуется потребность отдавать свое тепло и заботиться о маленьком друге. Не нужно бояться, что животное займет все ваше время. Если правильно расставлять приоритеты, этого не произойдет.

Забота о других

Сильно развитый эгоизм заставляет заботиться лишь о собственной персоне. Такая личность не станет проникаться обстоятельствами окружающих и почти никогда не считается с мнением остальных. Забота о других позволяет изменить ситуацию. Когда человек отдает свою любовь кому-то еще, то перестает растворяться в собственном эгоизме. Постоянные проявления заботы и поддержки по отношению к тем, кто находится рядом, позволяет проработать собственные недостатки.

Забота о близких людях позволяет личности избежать такого неприятного явления как одиночество. К нему непременно приводит эгоизм, поскольку человек привыкает сосредоточиваться лишь на собственных нуждах. Задумавшись над тем, как избавиться от эгоизма, следует понимать, что необходимо выработать полезную привычку, а сделать это порой бывает не так просто, как кажется. Дело в том, что отказ от собственных амбиций в ряде случаев сопровождается неприятными эмоциями. Требуется какое-то время для того, чтобы утвердиться в такой позиции и действительно начать излучать радость и счастье. Эгоизм мешает в полной мере ощущать радость жизни.

Чтение качественной литературы

Этот совет поможет преодолеть эгоизм, а также избавиться от любых негативных эмоций. Погружение в мир литературы поможет расширить сознание, глубже взглянуть на повседневную реальность нашей жизни. Когда человек привыкает систематически читать, у него вырабатывается вкус к хорошей книге. Он начинает понимать, что чувствуют другие, оказавшись в той или иной ситуации. Привычка заботиться только о себе постепенно уйдет, сформируется новое, более чуткое и восприимчивое сознание. Чтение качественной литературы часто открывает перед личностью дверь в совершенно новый мир.

Начинать постепенно

Не следует торопить себя в попытке преодолеть проблему как можно скорее. Нет необходимости загонять себя в жесткие рамки, и принимать кардинальные решения. Лучше все делать постепенно, со временем формируя у себя новое мышление. Люди, которые всегда и всюду торопятся, как правило, очень многое не успевают в жизни. Им постоянно представляется, что они должны быть идеальными и якобы только тогда смогут стать по-настоящему счастливыми.

Знакомство с новыми людьми

Если вы привыкли удовлетворять любую свою потребность и желание, то будет нелишним обратить внимание на нужды окружающих. Знакомство с новыми людьми позволит обрести другое видение ситуации, которое может в корне отличаться от вашего собственного. Когда в жизни становится много общения, действительно некогда зацикливаться на себе, своих ощущениях и воззрениях. Нужно всегда помнить о том, что каждый человек, который встречается на нашем пути, несет какую-то информацию. Мы все можем научиться друг от друга очень и очень многому. Если бы люди научились проявлять внимание и заботу к окружающим людям, мир поистине сделался бы добрее и светлее, обрел новые краски.

Таким образом, преодолеть собственный эгоизм возможно. Для этого нужно не замыкаться в себе, а постоянно работать над своим характером, заниматься самосовершенствованием. Приложенные усилия обязательно увенчаются успехом.

Даже идеальные поначалу отношения эгоизм может превратить из утопии в апокалипсис. О том, как избавиться от эгоизма в отношениях, лучше узнать заранее, пока он еще не помешал вашему счастью.

Эгоизм в отношениях

Наиболее простая форм эгоизма — это врожденный эгоизм. Люди живут с ним всю жизнь, но когда встречают свою любовь, часто меняются в лучшую сторону. Эти люди могут стать самыми заботливыми в мире, и даже если они не могут поменять себя, то все равно видят свой эгоизм со стороны и не развивают это качество. У второй половинки есть время, чтобы увидеть, разглядеть это в своем родном человеке и понять, сможет ли он или она мириться с этим.

Есть второй вариант развития событий, когда человек приобрел это качество, уже находясь в отношениях. Это может разрушить любовь, доверие или дружбу в одночасье. Дело в том, что эгоизм — злейший враг любви, ее прямая противоположность. Эгоизм опасен тем, что человек начинает делать что-то не для двоих, а для себя, меняя свои приоритеты и поведение. Например, эгоистичный партнер может пытаться поменять любимого человека или что-то ему запретить. Но такой подход в корне не верен, ведь он делает отношения дисгармоничными.

Как бороться с эгоизмом

Борьба с эгоизмом должна быть подкреплена желанием этого человека измениться. Вдвоем всегда легче избавиться от проблем, так что доверьтесь и своей второй половинке. Начинается борьба с осознания существования проблемы . Пока человек не поймет, что он делает что-то не так, он не вылечится. Необходимо донести до партнера логические аргументы, показывающие, что он заботится только о себе, в то время как вам приходится думать за двоих. Иногда ваша вторая половинка может поступать так даже не нарочно, пребывая в искренно уверенности, что все в порядке. Так что прежде чем вскипать от недовольства, постарайтесь все же донести, в чем суть проблемы. Ну а если эгоист в паре именно вы, задумайтесь, ведь ваши слабости могут в итоге разрушить счастливую совместную жизнь.

Второй пункт — это желание бороться с эгоизмом . Каждый день необходимо отслеживать любые проявления эгоизма. Для этого можно и нужно пользоваться помощью любимого человека. Важно помнить о самоконтроле и пресекать проявления эгоистического подхода, когда все решения принимаются только в пользу кого-то из двоих. Это трудно, но под силу каждому. Если эгоист вы, то само желание измениться покажет вашей второй половинке, что вы думаете о будущем и хотите только лучшего для вас обоих. А если ваша жизнь связана с эгоистом, убедитесь, что он и впрямь хочет измениться, и работайте над проблемой сообща.

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Название эгоизм произошло от слова «эго», означающее местоимение «Я». Он присущ для каждого человека в разумных пределах. Однако в случае, если эгоизм берет верх над другими чувствами, это может мешать общению с людьми, поэтому следует задуматься, как избавиться от эгоизма, чтобы наладить отношения с окружающими и личную жизнь.

Проявление эгоизма

Эгоизм – это вполне адекватная модель поведения человека, при которой его действия направлены на получение выгоды для себя. Собственные интересы всегда выше чужих для любого человека. Долгое время считалось, что противоположностью эгоизма является альтруизм, хотя сейчас это определение используется редко.

Альтруизм – это проявление самоотверженности, бескорыстное стремление к тому, чтоб другие люди имели самое лучшее. Альтруисты встречаются среди обычных людей достаточно редко.

Философия эгоизма

Многие философы придерживаются того мнения, что действия, направленные на благо других людей – это ни что другое, как обычный китч. Такое поведение вызвано определенными стремлениями, основанные на простом эгоизме. Эгоизм берет свое начало из тех времен, когда жизнь человека была подчинена животным инстинктам. Эгоизм – это опора жизненных стремлений к лучшему.

Рождаясь, человек требователен к своим родителям с целью получения внимания и ласки. В последствие возникают иные стремления и цели – заслужить любовь близких и друзей, получить хорошее образование и хорошую работу, завести семью и детей, чтоб было, кому любить и о ком заботиться. Все это человек делает исключительно для себя любимого.

Прежде чем мы расскажем о том, как избавиться от эгоизма, отметим, что он бывает двух видов – рациональный эгоизм и гедонизм.

Рациональный эгоизм – это проявление собственной индивидуальности. Это тот вид эгоизма, который проявляется без ущерба для других людей с целью защиты собственных интересов.

Геодонизм – это чрезмерный эгоизм, бесцельный, не эффективный, приносящий вред другим людям. Именно этот вид эгоизма требует задуматься о том, как побороть в себе эгоизм. Однако люди считающие, что все средства имеют смысл в достижении желаемого, ни когда не задумаются над тем, как избавиться от этой черты характера.

Важно для человека делать различия между стремлениями не только своими, но и чужими. Это поможет в дальнейшем не причинить вред другим людям, быть гуманным по отношению к ним. Однако не следует забывать, что собственные интересы – это не менее важно, нежели интересы других людей. Поэтому во всем необходимо придерживаться «золотой середины».

С раннего детства нам внушают, что эгоизм – это плохо. И это действительно так. Дети не умеют обращать внимание на нужды других людей. Пока они маленькие, такое поведение оправдано. Лишь когда дети вырастают, чрезмерный эгоизм мешает существовать в социуме. Именно поэтому необходимо понимать ту грань, когда он возможен или нет.

У каждого человека должна быть модель отрицательного и положительного поведения. Поэтому последствия эгоистического поведения уже необходимо учитывать. Если проявление эгоизма несет людям пользу, то в нем нет ни чего плохого. От эгоистичных желаний следует отказаться, если это может привести к негативным последствиям.

Прежде чем думать, как избавляться от эгоизма, необходимо поразмышлять над тем, как именно отнесутся окружающие к определенному поступку и хотелось бы вам, чтоб в отношении вас поступили так же.

У жены хорошее настроение, она рада и хочет сделать хорошее своим близким. Это приводит жену к мысли приготовить вкусный ужин. Она руководствуется собственными желаниями, однако делает приятное и другим. В таком эгоизме нет ни чего плохого.

Жена хочет купить себе дорогую вещь, в то время, как деньги нужны для осуществления необходимой покупки одному из членов семьи. Поступок жены может навредить ее близким людям. Его не следует делать даже при большом желании получить вещь. Думая не только о себе, но и о своих близких, можно легко избавиться от чувства эгоизма.

Учитывайте интересы других, принимая решения, сознательно заставляйте себя делать подарки людям, тратить ежемесячно какую-то сумму на других людей, занимайтесь волонтерством - так вы привыкните к тому, что вы - не единственный человек в этом мире и способны порадовать, а то и осчастливить окружающих, и вам не придется размышлять, как избавиться от эгоизма - вы просто забудете о нем.

Преодоление эгоизма

Как избавиться от эго? Вопрос подтверждения собственной индивидуальности очень волнителен и прямолинеен, который характеризует стремление реализации своего эго. Однако довольно большая часть людей стремится найти решение по поводу того, как избавиться от эго, ведь они ошибочно полагают, что оно сильно мешает им жить и не дает плодов в стремлениях и начинаниях.

В психологии человека эго решает очень важные вопросы, являясь основным средством для отожествления себя с определенными предметами, явлениями и качествами. При этом за счет него реализуется основная часть самосознания, без которой не имеется возможности существование личности и индивида в целом.

Такое ошибочное стремление как избавиться от эго заставляет человека полностью существовать только за счет собственной интеллектуальной жизни, не имея возможности радоваться свершениям. Это значит, что из свободного творческого индивида он превращается в слугу. Примеров таких людей в истории не имеется, так как ни один из срамившихся не смог не отожествлять себя с определенными объектами или явлениями нашего мира.

Сумев избавиться от эгоизма, потеряв эго человек не лишается индивидуальности, но не сможет найти себя среди общества, так как не определит собственную принадлежность к какой-либо его категории. По сути, он не поймет и то, что конкретно значит социум для всех людей, станет ценить индивидуальность и забросит общение, отодвинув его на самый из всех задних планов.

Объективно говоря, отметая амбиции, ради которых он должен стараться, потерявший эго не является членом общества по сути, так как не осознает свою значимость в нем. При этом многие принимают за истину, что потерять эго значит отойти от обыденных канонов взаимодействия людей, соответственно которым подразумевается желание получить пользу для себя от конкретного случая и ситуации. Ранее это принимало вид отшельничества, тогда как сегодня это не является распространенным явлением, так как большая часть людей хочет оставить после себя значимое свершение или действие.

Желание остаться в истории – это то, что помогает индивиду реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал для получения собственной выгоды. При этом также нельзя утверждать, что знаменитые альтруисты и меценаты были людьми, которые успешно нейтрализовали свое эго.

Это не является таковым, потому как иначе о них ничего известно не было бы. Потому эго – это неотъемлемая часть уровней сознания человека, которая дана ему природой и развита собственным стремлением. Из-за этого эго и нельзя нейтрализовать, нельзя ограничить, нельзя уничтожить – оно всегда будет давать знать о своем существовании.