Как проходит первый день в садике. Как сделать первый день в детском саду идеальным

Важность первого дня

Первый день ребенка в садике – важнейшее испытание для родителей и самого ребенка. От него зависит дальнейшая любовь к садику и отсутствие капризов. Поэтому важно, чтобы этот первый день прошел идеально. Ребенку должно понравиться в садике, а как сделать это, расскажет данная статья.

В первый день родителей вместе с ребёнком знакомят с планировкой группы, объясняют, как проходит режим дня, рассказывают про бытовые моменты и прочие важные вещи. Первый день мамам и папам разрешают побыть с ребёнком, чтобы он адаптировался к другим условиям с наименьшим стрессом. После ознакомления ребёнка на пару часов оставляют поиграть с другими детьми. От того, как проходит первый день в садике, и зависит будущая любовь или нелюбовь ребёнка к нему. Постарайтесь сделать всё, чтобы дитё ощущала себя в комфорте, для этого важно подготовить ребёнка к садику дома.

Психологическая подготовка ребёнка

Если ребёнка без предварительной подготовки отправить в садик, ему там, конечно, не понравится, так как с первых дней ему будет сложно справляться с той нагрузкой, которая ляжет на его маленькие плечики. Для того, чтобы правильнее подготовить ребёнка, представим картину мира его глазами.

Любимые мама и папа отводят в незнакомое место к мало незнакомым нянечкам, которые постоянно что-то спрашивают, интересуются. Вокруг много других незнакомых детей, которые громко разговаривают, плачут, копошатся и нервничают.

Естественно, ребёнку будет страшно. Он будет плакать и возможно из послушного «превратиться» в . Для того что бы первый день в детском саду прошел менее напряженно важен этап предварительной подготовки:

Проводите с ребенком беседы о детском саде, даже в столь малом возрасте дети подвергаются воздействию разговора. При беседе сохраняйте дружелюбный оптимистичный тон, чтобы ребёнок вам поверил и сам захотел идти в садик.

Сделайте его более самостоятельным. Оставляйте его одного, естественно, под присмотром, но дайте ему свободу действий. Научите его чисто кушать, не пачкать одежду, вовремя ходить в туалет и другим бытовым мелочам. Это облегчит работу воспитателям и снизит стресс ребёнку, ведь он будет знать, что надо делать.

Психологическая самоподготовка

Кроме психологической подготовки ребёнка вы должны подготовить сами себя к первому дню в садике. Настроение родителей, эмоции и чувства передаются ребёнку. И если вы будете выглядеть расстроено, дитё это заметит и начнёт нервничать. Поэтому для снижения стресса у ребенка перед разлукой, родителям важно не показывать нервозность и переживания. Важно эмоционально поддерживать ребенка и заряжать хорошим настроением.

А теперь давайте подробно разберём, как и что делать при подготовке к садику и что делать после того как вы пришли из него.

Вечер до первого дня в садике

То, как вы и ваш ребёнок проведёте этот вечер, существенно отразиться на завтрашнем дне. Постарайтесь настраивать ребёнка, но незаметно, чтобы он не замечал давления. Естественно, лучше лечь пораньше. Ребёнку, да и родителям, потребуются силы. Вещи, которые надо будет надеть ребёнку, соберите с вечера – утром будет меньше нервотрёпки. Чтобы ребёночку было спокойнее, возьмите с собой его любимую игрушку.

Самый ответственный день

Мягко разбудите ребёнка. Он должен проснуться легко, иначе будет капризничать. После этого умойте ребёнка и оденьте его

Детей в садике обычно в первый день кормят, чтобы они свыклись с тем, что будут питаться в компании других детей. Но если ваш ребёнок просит кушать, ничего страшного в том, чтобы дать ему бутербродик, нет.

После одевайте ребёнка. Всё время с ним разговаривайте оптимистичным тоном, чтобы у него складывалось ощущение праздника. Не прилагайте излишних усилий, делайте всё мягко и нежно.

Во время пути в садик также будьте радостными. Если ваш ребёнок всё же начал капризничать, показывать желание не идти в садик. Ни в коем случае не потакайте его желанию, иначе в будущем он будет терроризировать вас при каждом пути в садик. В такой ситуации мягко объясните ребёнку, что в садик идти необходимо, ведь вам нужно работать. Но действуйте именно как можно мягче, нежным тоном. Иначе ребёнок воспримет поход в садик как пытку.

Первый день в детском садике и что важно для безопасности ребёнка

  1. Обменяться номерами с воспитателями и нянечками;
  2. Рассказать про все болезни и аллергии ребёнка;
  3. Узнать насчёт горшка (в некоторых садиках он нужен, в других нет);
  4. Рассказать другие пожелания на счёт дитя.

После обычно проходит знакомство с детской группой, где кормят завтраком, показывают планировку и распорядок дня. Желательно запомнить все необходимые, по вашему мнению, моменты.

Приход домой после садика также важный этап освоения ребёнка. Он пережил сильный стресс в первый день в садике, и дома нужны тишина и спокойствие, чтобы дитё не нервничало. Старайтесь говорить спокойно и негромко, мягким голосом.

Если первый день принесёт ему удовольствие, то впоследствии он будет с радостью ходить туда. В противном случае он будет постоянно капризничать по пути в него, кроме того постоянные расстройства могут способствовать частым болезням ребенка. Поэтому постарайтесь сделать этот день счастливым.

Анна Белая

Прошло несколько дней со дня выпуска детей подготовительной группы в школу и вот уже малыши от 1,5 до 3 лет делают первые шаги в нашем детском саду . Вот и пролетел первый месяц в нашей новой группе –группе раннего возраста. В первый день мамы с детьми приходят в группу детского сада . Мы доброжелательно встречаем малыша. Мама должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Если ребенок не хочет проходить в группу, мама присаживается с ним, наблюдая за другими детьми.

Малыш осматривается в новых условиях, привыкает к незнакомой обстановке. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Мы не торопим его и не тормошим. Пусть привыкает. В следующий раз по вместе с детьми подходим к игровому уголку, чтобы лучше рассмотреть все игрушки. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему; «Как мне здесь нравится!» , «Какие забавные зверушки сидят за столом!» и т. п. Каждый визит в детский сад длится не более двух часов. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослые со своей стороны тоже одобрительно улыбаются, и ребенок начинает как бы играть : то приблизится к воспитателю, то прибежит назад к маме.


Все чаще задерживается он возле меня, чтобы еще и еще раз утвердиться в добром его отношении к себе. Интересно отметить, что в это время малыш не замечает сверстников. Ему сейчас трудно распылять свое внимание. К тому же в силу своего возраста сверстники не могут так ярко продемонстрировать свое положительное отношение к нему. Уровень их игровых умений не настолько высок, чтобы привлечь его внимание. Носителем нового, интересного, увлекательного видится ребенку (с помощью мамы) только воспитатель. На этом фоне мимолетные контакты его со мной закрепляются, упрочиваются.

Мы, как воспитатели, знаем, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь ребенка. Я то называю малыша ласковым именем, как зовут его дома родные, то ласково обнимаю, приглашаю участвовать в игре. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к маме. Теперь она на некоторое время может выйти из группы. Если малыш спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется, И действительно, ожидание ребенка непродолжительно, поводов для волнения нет. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности.

В заключительный этап адаптационного периода ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Дома родители, в детском саду мы , воспитатели, внимательно следим за самочувствием, отмечаем характер сна, аппетита. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь - сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.

Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, воспитатель пытаться предложить ему остаться в детском саду после обеда . Я обращаюсь к малышу : «У нас вечером будет праздник, собачки будут плясать. Не уходи домой, а то ничего не увидишь. Полежи в постели, пока дети спят. Ты глаза не закрывай, так полежи, а я посижу с тобой рядом!» Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца.

Подготовила Белая А. Б. воспитатель 2 группы раннего возраста.

Публикации по теме:

Первые занятия и первые уроки, или Что нужно знать родителям об адаптации ребенка «Первые занятия и первые уроки или что нужно знать родителям о адаптации ребенка». Адаптация – это приспособление, привыкание к новым условия.

Детско-родительский проект «Радужные дни в детском саду» МКДОУ д/с №10 «Солнышко» г. Приволжска Краткосрочный творческий проект «Радужные дни» (старший дошкольный возраст)

В связи с месячником по «Организации здорового образа жизни» в Федеральном Государственном Бюджетном Дошкольном Образовательном Учреждении.

В недавней своей публикации "Мультстудия в детском саду", я рассказывала о посещении семинара, который проходил 14 марта в ГАОУ ДПОСО.

Образовательная деятельность по сюжетному рисованию в средней группе «Первые проталинки, первые ручьи» Цель: формировать умение детей замечать изменения в природе с приходом весны, передавать в рисунке характерные особенности весенней природы;.

Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке, стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам приходится с этим смириться. В 3 года ребенок обычно становится социально активным и может посещать детский коллектив. Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить ребенка к детскому саду?

Стресс - главный враг малыша

Любой ребенок при поступлении в детский сад непременно переживает стресс, связанный с адаптацией. Способности к адаптации у детей младшего возраста очень и очень невелики, из-за чего резкий переход малыша в абсолютно новую для него социальную среду никогда не проходит безболезненно, даже если внешние признаки этого не так очевидны. Затяжной стресс может нанести вред здоровью ребенка и затормозить его физическое и психоэмоциональное развитие.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо знать, как подготовить ребенка к детскому саду грамотно, все продумать и действовать максимально эффективно в интересах крохи.

Что же делать родителям?

Саму идею посещения детского сада взрослому требуется обыграть в зависимости от личности ребенка. Кому-то поможет подчеркивание его нового социального статуса - ты теперь большой и идешь в детский сад, как взрослый. Ребенку, который любит общаться, лучше всего рассказать, что дети в детском саду весело играют.

Перед первым расставанием постарайтесь определить для себя, какое время ребенок может прожить без вас. Можно постепенно оставлять его с отцом, бабушкой, хорошо знакомой соседкой или вашей подругой, которой можно доверять. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мама уходит ненадолго и всегда обязательно возвращается.

Как говорить с малышом?

О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах - описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и "своего человека". Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.

В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.

Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в "воспитание детей в детском саду" - например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.

Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.

Общение - основа успеха

Дети в детском саду должны уметь общаться. Водите ребенка в парк, на детскую площадку, организуйте совместное катание на качелях или возню в песочнице. Если у вас есть родственники или знакомые с детьми, старайтесь посещать эти семьи и приглашать к себе. Если нет - гуляйте там, где собирается много мам с детьми. Общение со сверстниками - один из важнейших социальных навыков.

Отучайте малыша подолгу возиться с едой. На обед в садике отводится около получаса, и всегда оказываться среди отстающих ему будет неприятно.

Поможем воспитателю

Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) - это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь - подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.

Но главное - приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).

Если ребенок не ест самостоятельно

Прием пищи - особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два - или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.

Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал - ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома - пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.

Адаптируемся постепенно

Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.

Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.

Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.

Ребенок плачет в детском саду

Приготовьтесь к тому, что при первом расставании ребенок обязательно заплачет. Это нормально. Вам придется проявить твердость и уйти, чтобы не дать жалости захлестнуть себя и малыша.

Если есть возможность, пусть первые дни в садик ребенка водит другой человек: папа, бабушка или няня. Но вечером забирайте его обязательно сами - в первые дни это необходимо.

Если уже прошло две недели, но ребенок все время плачет при расставании, требуется посоветоваться с воспитательницей. Возможно, малыш просто-напросто не готов к тому, чтобы на весь день расстаться с мамой. Тогда вам придется рассмотреть вопрос о переносе начала посещения детского сада на следующий год или позже.

Адаптация для мамы

Бывает так, что сама мать еще не готова отдать ребенка в детский сад. Своим поведением она вольно или невольно демонстрирует тревожность, чем заряжает и ребенка. Разумеется, адаптации это никак не поможет. Самым разумным в такой ситуации будет передача на время полномочий отцу или другим родственникам, которые смогут отводить малыша без излишних эмоций.

С детским садом необходимо поддерживать тесную связь. Разговаривайте с воспитательницей, будьте в курсе всего, что происходит с вашим малышом. Когда он не у вас на глазах, ребенок может вести себя совершенно иначе, чем дома. Разговор с воспитательницей способен на многое открыть вам глаза, а вы, со своей стороны, поможете ей лучше понять вашего ребенка.

Трудности привыкания

Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.

Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.

Самое главное - быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание - основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.

  • Оставьте на пару недель няню и бабушку
  • Планируйте только одну важную перемену за раз
  • Обзаведитесь агентом-провокатором
  • Подберите индивидуальное время прихода
  • Отправьте ребенка в садик с папой
  • Разрешите ребенку грустить
  • Покажите, как новые дела малыша важны для вас
  • Отнесите в сад поделку или рисунок ребенка

Первые дни в детском саду зачастую становится испытанием и для малышей, и для мам и пап. Конечно, можно скрепя сердце оставить малыша в группе и твердым шагом удалиться в безоблачную даль, и через пару дней (недель, месяцев, лет…) ребенок непременно привыкнет к детсаду. Но хочется-то, чтобы все было спокойно, весело, радостно!

Мы собрали несколько советов, которые помогут вам в этом.

Оставьте на пару недель няню и бабушку

Если до детского сада ребенком занимались мама или бабушка, не спешите отказываться от их услуг. Пока в первые дни ребенок ходит в детсад всего на несколько часов, важно, чтобы оставшееся время он проводил привычным образом и в привычном окружении.

Если же вы занимались ребенком сами, то не спешите устраиваться на работу. По крайней мере, пару недель после детсада должно быть все, как раньше!

Планируйте только одну важную перемену за раз

Легко отсрочить «отставку» няни на пару недель, если вам предложили место в детском саду. Но бывают ситуации, когда отложить придется именно детский сад. В частности, очень негативно ребенок воспримет садик, если отправить его туда вскоре после рождения младшего братика или сестрички. Как вы понимаете, трактовка может быть самой неблагоприятной: «От меня избавились, а малыш занял мое место!»

Вообще любые перемены плохо сочетаются с первыми днями в детском саду, и неважно, радостные они (переезд в новый дом) или печальные (например, развод). Дайте малышу время приспособиться к ним рядом с вами!

Обзаведитесь агентом-провокатором

Давно замечено: проще всего идут в детский сад те малыши, у кого туда ходит (или недавно ходил) старший брат или сестра. Если один из ваших малышей уже ходит в садик, заручитесь его поддержкой. Пусть рассказывает об этом в самых радужных тонах.

Если же в детский сад пойдет ваш первенец, всегда можно найти подругу или соседей, у которых ребенок уже ходит туда. Придумайте, куда вам нужно утром, и составьте им компанию по дороге в дошкольное учреждение. Если по пути они поиграют, побегают, повеселятся - отлично.

Подберите индивидуальное время прихода

Если в группе много новеньких, то они могут провоцировать массовую истерику. Вот один ребенок зарыдал «хочу к маме!», и этот незатейливый лозунг тут же подхватывает ваш малыш, который только что с довольной улыбкой махал вам ручкой. Если же плачут двое - пиши пропало…

К счастью, в ясельных группах воспитатели и сами стараются вводить новичков в группы постепенно - в разные дни и часы, чтобы в первый момент каждому уделить максимум внимания.

Расспросите педагога, в какой момент приводят самых эмоциональных малышей, и в первые недели старайтесь приходить на полчаса позже.

Отправьте ребенка в садик с папой

Малыши обычно больше привязаны к мамам, поэтому труднее отпускают их от себя. Если папа (бабушка, брат-подросток) готов принять участие в адаптационном периоде, то подключить его к походу в детский сад - не самая плохая идея! С вами малыш попрощается дома, в привычной спокойной обстановке (особенно если он уже неоднократно делал так, отправляясь на прогулку с отцом или бабушкой), а в садике папы обычно ведут себя спокойнее и увереннее мам.

Только не забудьте проинструктировать супруга, как вести себя в детском саду и, разумеется, вручить ему пакет с запасными трусиками-маечками-колготками! А то папы - такие папы…

Разрешите ребенку грустить

Порой родители, стремясь подготовить малыша к детсаду, описывают его в самых радужных тонах. Получается смесь бразильского карнавала и новогодней елки: все танцуют, поют и окружают вашего ребенка любовью и вниманием.

Гораздо полезнее честно сказать малышу, что в первое время чувствовать себя расстроенным и смущенным - нормально, что скучать без мамы - естественно, но в детском саду много интересных занятий, и время там пролетит быстро и незаметно.

Покажите, как новые дела малыша важны для вас

Когда ребенок идет в детский сад, у него впервые появляется собственная, независимая от вас жизнь. Если вы будете подробно и с искренним интересом его расспрашивать, как и чем он занимался в детском саду, что ел, где гулял, в какие игры играл, он и сам уверится, что провел день необыкновенно ярко и интересно.

Попросите домашних немного подыграть малышу: перескажите его повествование папе или бабушке, пусть они тоже продемонстрируют радость и удивление насыщенности первого дня в детском саду.

Отнесите в сад поделку или рисунок ребенка

Многие советуют прихватить в детский сад любимую игрушку ребенка - мол, пусть напоминает ему о доме. Мы же рекомендуем захватить в один из первых дней рисунок или поделку. Ребенок в новом окружении чувствует себя неуютно. Он не понимает, кем приходятся ему все эти люди, и кто он им.

Если воспитатель внимательно рассмотрит рисунок малыша, похвалит, а еще лучше - покажет другим детям и поставит на видное место (об этом лучше договориться заранее), это усилит уверенность ребенка в себе.

Теперь он знает (хотя, конечно, и не может сформулировать) что его таланты не остались незамеченными, его оценили по достоинству, и он занял законное место в новом коллективе.

Предвидим комментарии вроде: «Что за ерунда, наш малыш рыдал, когда его отвел в детский сад папа! И не можем же мы отложить переезд из-за садика! И не будет трехлетка беседовать с другими детьми про детский сад!» Конечно, универсальных рецептов не существует, но все эти советы основаны на опыте мам, которые благополучно справились с адаптацией к детскому саду. Попробуйте, и не один, так другой обязательно сработает!

Счастливого вам первого дня в детском саду!

Подготовила Анна Первушина