Как работает память человека — просто о сложном. Плохая память, причины. Как улучшить память? Что такое память как память работает

Память - это сложноустроенная сеть, которая тянется от органов чувств до самых сложных участков мозга. Она находит проявление во всем: от простых движений до тяжелых задач, и в конечном итоге делает нас теми, кто мы есть. В соответствии с тремя неврологическими процессами память может быть сенсорной, кратковременной или долговременной.

Функционируя автоматически, мозг создает сенсорные воспоминания бессознательно. Таким образом, сенсорная память - тип пассивного восприятия. Для ее работы не требуется внимание, а воспоминания хранятся в течение кратчайшего промежутка времени, возможно, секунды. Сенсорная память имеет разновидности в соответствии с основными чувствами человека. Иконическая (зрение), эхоическая (слух) и тактильная (осязание) наиболее тщательно исследованы.

Иконическая память включает в себя как задерживающую способность глаз, так и данные, которые фиксируются зрением, а после обрабатываются мозгом. Соответствующие воспоминания начинают формирование с фоторецепторов на сетчатке, которые передают информацию в ганглиозные клетки, затем в первичную зрительную кору в затылочной доле и, наконец, в височную верхнюю борозду.

Аналог эхоической памяти - накопительный резервуар, в котором сохранятся звуки таким образом, что их можно разобрать спустя некоторое время после воспроизведения. Одним из распространенных примеров работы эхоической памяти можно назваться ситуацию, когда человек переспрашивает у собеседника последний заданный вопрос и отвечает на него прежде, чем тот его повторяет. Деятельность этой разновидности памяти протекает в нескольких областях мозга, в том числе в первичной слуховой коре, в левых частях префронтальной, премоторной и теменной коры, в верхней височной и нижней височной извилине.

Тактильная память основывается на мимолетных ощущениях, таких как зуд и боль. Она распространяется, начиная с нервов, по всему организму: через спинной мозг к постцентральной извилине теменной доли. Ощущения, описывающие текстуру и плотность объектов, воспринимаются в теменной покрышке, а их расположение активизирует правую верхнюю теменную и височно-теменную доли.

Хотя сохранение воспоминаний в кратковременной памяти происходит в течение гораздо более длительного времени, чем в сенсорной, ее длительность составляет лишь 20-30 секунд. Так как по своей природе она опирается на менее сложные структуры (и, следовательно, гораздо меньшее количество нейронов), чем долговременная память, емкость кратковременной памяти ограничена; в зависимости от человека (и языка) ее вместительность составляет всего около 7 единиц информации. Хотя это кажется смехотворно малым количеством, попробуйте быстро посмотреть, а затем вспомнить случайный набор из 10 цифр или слов. Это магическое число 7 может быть увеличено несколькими способами, но все они связаны с процессом фрагментирования. Номер чьего-то мобильного телефона представляет собой набор из одиннадцати цифр, но его легко запомнить, потому что память воспринимает эту информацию «порциями». Префронтальная кора играет ключевую роль в работе кратковременной памяти. Здесь мозг обрабатывает как визуальную информацию, так и фонологическую. Примечательно, что кратковременная память, как полагают, в первую очередь является фонологической. Например, носители китайского языка, большинство слов в котором состоят из одного слога, могут помнить 10 цифр по сравнению с нашими семью. Кратковременные воспоминания легко забываются, когда нервные импульсы перестают нести актуальную информацию, переключаясь на другую.

Процесс образования долгосрочной памяти начинается с кратковременной, которая с рядом операций позволяет информации сохраниться. Когда кратковременные воспоминания перемещаются на длительное хранение, гиппокамп производит новые белки. Они изменяют выбранную группу нейронов, а те отправляют электрохимические сообщения, создавая нервные пути. Пациенты с болезнью Альцгеймера могут восстановить воспоминания из детства, но забывают актуальную информацию, потому что поврежденный гиппокамп больше не в состоянии производить новые белки, и, следовательно, новые воспоминания, но сильные нервные пути, проделанные в молодости, позволяют хранить старую информацию. Долговременные воспоминания сложнее забыть. Для этого они должны не использоваться в течение длительного времени, либо на них должны «налечь» новые.

Человеческая память - это одна из самых интереснейших загадок. Почему с годами она слабеет, и как сохранить в старости свой разум. Как работает память человека? Этот вопрос интересует, наверное, многих людей. Первые воспоминания человека начинаются примерно с трехлетнего возраста. Так многие не запоминают того, что происходило с ними до трех лет. Некоторые не помнят, что было в их раннем детстве и до четырех лет.

В 10-12 месяцев ребенок уже что-то запоминает. В два года он уже может удерживать целые эпизоды в памяти. Ребенок не сможет ничего запомнить, пока не научится рассказывать о своих впечатлениях.

Мимолетное впечатление во время сна становится воспоминанием.

Проведенные исследования показали, что для того чтобы у человека сформировались воспоминания, ему необходим полный цикл сна. Поэтому, если на вас в течение дня что-то произвело сильное впечатление, то во время отдыха, ночью вы все равно будете продолжать думать об этом впечатлении. За ночь восприятие только усилиться. Долговременная память угасает потому, что мы просто иногда не можем вспомнить деталь, которая бы воскресила наше воспоминание. Многие исследователи считают, что информация, которая отложена в долговременной памяти, там остается навсегда. Однако мы не можем вспомнить какие-то события просто потому, что потеряли одно из звеньев ассоциативного ряда.

Что делать, чтобы вспомнить, что нужно сделать на следующий день. Например, завтра вам нужно зайти на почту за письмом, а вы, то забудете, то вам некогда. Как же сделать, чтобы не забыть этого? Оказывается лучше всего будущая память работает на предметных связях. Поэтому дорога мимо почты и извещение на столе будут намного эффективнее, чем планы, выстроенные в голове.

Почему слабеет память? Причиной этому может быть не только возраст. Стресс, обезвоживание, инфекционные заболевания - это всего несколько причин, кроме этого испортить память могут и алкоголь, определенные лекарства, депрессия, питание, волнение, проблемы с щитовидной железой.

Потеря памяти - это естественный и неизбежный процесс?

Нет, с возрастом не все люди теряют память. Память работает лучше у тех, кто ведет наиболее активный интеллектуальный и физический образ жизни, чем у тех, кто не занимается умственной деятельностью и ведет сидячий образ жизни. Если вы не будете вести замкнутый образ жизни, то у вас больше шансов в старости сохранить интеллектуальное здоровье.

Кроме всего повышенное давление может стать причиной потери памяти. Так повышенное давление влияет на сосуды, питающие мозг кровью. По этой причине вы можете потерять память. Но исследования показывают, что память можно исправить с помощью аэробных нагрузок.

Былую скорость памяти может вернуть и пожилой человек. Для этого нужно как можно чаще заставлять себя думать, например, играть в настольные игры, решать кроссворды. Кроме того, очень хорошо помогает быстрая ходьба (спорт).

Человеку с годами бывает трудно удержать в памяти сразу несколько событий. Например, вечером вы припарковали машину, а на утро не можете вспомнить в каком месте. Но это еще не означат, что у вас имеются проблемы с памятью. Просто когда вы парковали машину, вас могли просто отвлечь звонком или разговором. Для того чтобы справиться с сложностями такого рода, вам нужно получше сконцентрироваться, когда вы паркуете машину или когда кладете ключи, на несколько секунд дольше посмотрите на место куда вы их кладете. Проблемы с памятью, конечно, являются первым признаком будущей болезни Альцгеймера. Но не у всех людей, которые страдают подобным расстройством, в итоге развивается болезнь Альцгеймера. Если вы не сможете вдруг сориентироваться в знакомом месте, это будет серьезным признаком данной болезни. А также серьезный повод обратиться за помощью к врачу.

Заразно ли слабоумие?

Если один супруг страдает слабоумием, то и у другого супруга слабоумие тоже возможно. Недавно провели исследование, которое подтвердило, что супруга страдает расстройством памяти, то риск ее мужа возрастает в 12 раз. Женщины оказались крепче: если у супруга плохо с памятью, риски жены вырастают в 4 раза. Однако разум многих участников исследования остался незамутненным, несмотря на то, что рядом слабоумный супруг или супруга. Но напряжение, которое связанно с депрессией, тяжелым уходом, а также общее слабое здоровье могут принести свои плоды.

Есть обидное выражение «память как у рыбки». Учёные, правда, давно развеяли миф о трёхсекундной памяти рыб, но выражение осталось. Память человека чуть побольше - и это с одной стороны хорошо, ведь некоторые вещи хочется поскорее забыть. Но с другой стороны, это плохо, потому что в мире есть вещи, которые хочется запомнить, причём навсегда. Рассказываем, как это сделать с помощью игровых тренажёров для мозга «Викиум» .

Ошибки памяти

В этом году американские исследователи сделали удивительное даже для себя открытие. Они обнаружили, что память человека записывает события дважды. Одна запись делается, грубо говоря, для сиюминутного использования, вторая — на всю жизнь.

Прежняя теория гласила, что для запоминания кратковременных событий используется гиппокамп - участок головного мозга, который, как считалось, записывал события, а они уже впоследствии передавались в кору головного мозга для длительного хранения. Исследователи из центра по изучению генетики нейронных цепей Riken-MIT провели опыт, который опровергнул эту теорию и изумил самих учёных. Правда, эксперимент провели на мышах. Но авторы уверяют, что результаты применимы и к людям.

Как запомнить всё

Изучить человеческий мозг гораздо сложнее, формирование воспоминаний и в принципе памяти до сих пор является для людей загадкой. Одним из видных учёных, исследовавших работу памяти, был Герман Эббингауз. Ему принадлежит термин «Кривая забывания».

Основой этого термина стал эксперимент, который Эббингауз проводил на самом себе. Он сделал для себя карточки с абсолютно бессмысленными слогами, не вызывающими никаких ассоциаций. И показывал их себе, стараясь запомнить написанное.

В итоге исследователь понял, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов они очень быстро забываются. Уже в течение первого часа до 60 процентов пропадает. Через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35 процентов от изученного. Далее процесс забывания замедляется. Через шесть дней в памяти остаётся около 20 процентов заученной информации. Столько же остаётся через месяц.

На основе его исследований психологами был разработан так называемый режим рационального повторения. Он пригодится людям, которым необходимо запоминать большие объёмы информации.

Если вам нужно что-то хорошо запомнить, но на короткое время , надо делать следующие повторения:

первое повторение - сразу после чтения;

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;

третье повторение - через восемь часов после второго;

четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.

Если информацию нужно запомнить надолго или вообще навсегда , можно попробовать использовать такой метод, который, правда, займёт много времени:

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через один день после второго;

четвёртое повторение - через две-три недели после третьего;

пятое повторение - через два-три месяца после четвёртого повторения.

Как прокачать память

Человеческий мозг условно можно сравнить с компьютером. Есть оперативная память для сиюминутных задач, и есть жёсткий диск, на котором хранится информация. Вероятно, человек может запомнить даже больше компьютера. Считается, что в голове помещается петабайт информации. Это примерно вся информация, которая на сегодняшний день имеется в интернете.

Но как вовремя извлекать эту информацию из головы — пока большой вопрос. В первой статье с «Викиум» мы уже выяснили, что мозги практически как в спортзале, если подходить к этому делу ответственно.

Существует не менее хакерский способ для того, чтобы прокачать память. У «Викиум» есть целый тренажёрный зал с упражнениями для развития памяти, который нужен каждому, кто хочет лучше ориентироваться в окружающем мире, помнить, где припаркована машина или когда поздравлять бабушку с днем рождения.

Будьте готовы, что прокачка памяти — это занятие, в котором не помогут стероиды. Придётся тренироваться каждый день. Впрочем, «Викиум» не даст вам забыть о тренировке. Сервис присылает уведомления о том, что пора уделить 10 минут своей голове.

10 минут кажутся небольшим временем, но за этот перерыв, даже если вы сидите на работе, можно пройти курс эффективных упражнений.

Например, этот тренажёр будет способствовать развитию навыков, особенно важных для тех, чья профессиональная деятельность связана со зрительными образами: инженеров, дизайнеров, художников, писателей, режиссёров, актёров. А этот прокачает способности программиста, конструктора, химика, прикладного информатика и многих других - всех, кто хранит и воспроизводит большой объём значимой информации.

Каждый из тренажёров имеет под собой серьёзную научную основу. Их разрабатывали с помощью зарубежных методик исследования познавательных процессов. В работе с мозгом в этом тренажёрном зале для нейронов применяются диагностические инструменты: таблицы Шульте, эффект Струпа, тест Корси и другие.

Но несмотря на мудрёные термины, онлайн-тренажёры не заставляют сильно напрягаться. Дело в том, что они сделаны в игровой форме, то есть больше похожи на компьютерную игру, чем на какую-то сложную задачку.

На «Викиум» можно наглядно увидеть, насколько улучшилась ваша память. Для этого предусмотрен соревновательный момент. Можно потягаться с другими участниками, которых уже больше миллиона человек.

Между прочим, среди соперников в ближайшее время могут попасться и депутаты Госдумы. Качалку для мозга недавно оценил спикер парламента Вячеслав Володин.

Впрочем, даже если вы не метите в депутаты, хорошая память не помешает. Она пригодится для запоминания телефонных номеров, пин-кодов, стихотворений, в конце концов. Ну и просто стать эрудитом за 10 минут упражнений в день - это, как говорил Альберт Эйнштейн, дорогого стоит.

Cпешите, чтобы натренировать память к Новому году: «Викиум» проводит праздничную распродажу и премиум-доступ можно купить ну очень выгодно!

На этом сайте есть огромное количество статей и интерактивных схем, выпускаемых под пристальным вниманием редакторов-ведущих мировых учёных в области нейронаук. А ещё там есть раздел «Спроси эксперта» , где специалисты отвечают на вопросы простых смертных. Мы выбрали три вопроса о работе памяти и перевели их для вас.

Существует ли фотографическая память?

Ларри Сквайр,

профессор психиатрии, нейробиологии и психологии в Калифорнийском университете Сан-Диего. Исследует организацию и неврологические основы памяти.

Говоря о фотографической памяти, обычно имеют в виду способность человека очень подробно запоминать визуальную информацию. Предполагается, что такие люди словно делают мысленные снимки так же, как фотоаппарат создаёт статичные изображения, а потом могут вспоминать их без ошибок. Однако фотографической памяти в этом смысле не существует.

Это легко продемонстрировать, попросив людей, которые считают, что обладают фотографической памятью, прочитать две-три строки текста, а затем воспроизвести текст по памяти в обратном порядке. Если бы память работала как фотография, у них бы это получилось, но в жизни такого не происходит.

Память больше похожа на кусочки головоломки , чем на фотографию. Чтобы вспомнить событие прошлого, мы собираем вместе самые запоминающиеся элементы и обычно забываем то, что творилось на фоне, цвет стен, картину на заднем плане, точные формулировки. Пропуская детали, мы формулируем основное содержание. Мы хорошо помним суть случившегося и плохо - частные элементы. Это выгодно, потому что содержание события важнее, чем детали.

Конечно, у разных людей способность к запоминанию отличается. То, насколько хорошо мы запоминаем вещи, зависит от того, насколько сильно мы обращали на них внимание. Кроме того, на способность запоминать влияет то, как мы воспроизводим материал в сознании и соотносим его с уже известным.

Некоторые люди с хорошей памятью используют специальные техники для её развития. Другие могут без усилий вспомнить большое количество автобиографической информации из разных сфер жизни. Исследователи узнают больше о памяти и её механизмах, изучая таких людей, а также тех, кто страдает нарушениями памяти из-за болезни или травм.

Как помочь ученикам лучше запоминать информацию?

Томас Кэрью,

профессор нейронаук в Нью-Йоркском университете. Изучает, как мозг получает информацию, где её хранит и как использует.

Всякий, кто когда-либо готовился к экзаменам, однажды задавал себе вопрос - как поместить в мозг побольше информации и подольше её сохранить? Вот два практических способа, основанных на экспериментальных данных.

Около 130 лет назад немецкий психолог Германн Эббингаус провёл значимую серию исследований по изучению памяти человека. Результаты показали, что отдых перед новым обращением к материалу даёт преимущества. Это наблюдение теперь известно как эффект интервального повторения.

С момента открытия Эббингауса сотни исследований подтвердили: занятия, которые разнесены во времени, приносят больше пользы в плане запоминаемости материала, чем то же количество занятий, следующих друг за другом впритык.

Мы всё ещё изучаем, как именно работает интервальный механизм. Чтобы сформировать долговременную память, синапсические связи укрепляются, а это требует производства клеточных белков. Есть основания предполагать, что разнесённое обучение улучшает производство этих белков.

Таким образом, для более успешных результатов требуется делать перерывы во время занятий и, когда это возможно, дробить уроки на части.

Кажется логичным, что всё главное, что связано с запоминанием материала, случается, когда мы учимся чему-то впервые, а последующие контрольные и тесты нужны только для измерения и оценки. Однако проверка знаний имеет бо льшее значение, чем кажется на первый взгляд.

Работы исследователей памяти выявили важность обучения с расширенным тестированием. Главный вывод заключается в том, что регулярная проверка может значительно улучшить способность вызывать материал в памяти. Интересно, что повторное изучение материала не принесло таких результатов. Это указывает на то, что при формировании долговременных воспоминаний восстановление информации в памяти может играть более значимую роль, чем запоминание.

Неврологическая основа этого явления неясна. Однако популярная гипотеза предполагает, что припоминание уже известного активизирует процесс укрепления нейронных связей.

Используйте больше викторин и тестов, как на уроках, так и в домашней работе, чтобы помочь ученикам вспоминать материал почаще.

Откуда берётся дежавю?

Говард Айхенбаум,

директор Центра памяти и мозга, Лаборатории когнитивной нейробиологии и Центра нейронауки в Бостонском университете.

Дежавю - это странное чувство, когда нам кажется, что с нами уже происходило то, что мы вообще-то совершенно точно переживаем в первый раз. Изучать дежавю в лабораторных условиях трудно, ведь явление это редкое и трудно воспроизводимое.

Тем не менее, есть нечто общее между дежавю и более распространенной ситуацией, при которой кто-то кажется знакомым, хотя вы не помните имени этого человека и обстоятельств знакомства. В отличие от дежавю, учёные могут воспроизвести такое ощущение узнавания в лаборатории. Один из способов сделать это - попросить участников исследования оценить лица и места, как виденные ранее, так и нет.

Такие исследования помогли учёным понять, что узнавание и воспоминание - это две разные формы памяти, которые работают вместе. Чувство смутного узнавания люди испытывают легко, а вот конкретное воспоминание, требующее установления ассоциаций и критического подхода, занимает больше времени. Например, если какой-то человек кажется вам знакомым, вы сможете разобраться, кто он такой, поговорив с ним и достроив картину.

Функциональные исследования с помощью МРТ показали, что в распознавании знакомых изображений участвуют перирхинальная кора и прилегающая область, называемая корой парафтопампала. Оба этих отдела отправляют информацию в гиппокамп, который также участвует в работе памяти. Полный опыт воспоминания может представлять собой объединение сходящихся сигналов от перирхинальной и парафтопампальной области.