Когда ребенок начинает говорить понятно. Переизбыток эмоций или недостаток внимания. Когда пора волноваться

Здравствуйте, дорогие читатели!

А Вы знаете, когда ребенок должен начать говорить? Как развивается его речь? Как мама может помочь крохе быстрее заговорить, и каких случаях малышу необходима помощь специалиста? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Становление и развитие речи – неотъемлемые этапы развития крохи. Нам так хочется, чтобы малыш побыстрее заговорил! И это понятно – так с ним проще общаться, становится понятнее, чего он хочет и что его беспокоит. Он становится спокойнее, и обладает достаточным количеством инструментов, чтобы объяснить свои потребности и желания.

Но речь не включается просто нажатием кнопки, и не «запускается» сама собой в каком-то определенном возрасте. То есть, вот исполнится крохе год и два месяца – и он начнет декламировать стихи. Резко и без подготовки. Но так если и бывает, то очень нечасто. Ведь речь ребенка тоже формируется постепенно. Вначале накапливается пассивный словарный запас, а затем уже включается активный. И у детей этот момент может наступать в разное время.

Конечно, существуют сроки появления в лексиконе малыша определенных звуков и слов. Но они все же являются примерными, и необходимы для ознакомления, а не точного сопоставления и нарастающей паники из-за несоответствия. Давайте и мы рассмотрим периодизацию речи.

Формирование речи: что за чем идет?

Предлагаю сейчас познакомиться с речевыми этапами, которые проходит ребенок в своем развитии. Для удобства они сгруппированы по возрастам.

Малыш до года

Все родители с нетерпением ждут от крохи первого «агу». Ведь оно обозначает начало важного этапа развития речи малыша – гуления. Карапуз начинает агукать, выдавать веселые рулады преимущественно из гласных звуков. К ним добавляются согласные к, г, н. Все это начинается примерно в возрасте двух-четырех месяцев. Где-то в полгода может появиться первый слог – «ма» или «ба». Малыш уже начинает потихоньку понимать речь: он прислушивается к голосу мамы, узнает знакомый голос.

На смену гулению приходит лепет. На этом этапе кроха повторяет одинаковые слоги: «па-па», «да-да», «ба-ба» и т.п. он использует в речи звуки: м, б, п, к, г, а, э. Такая «речь» появляется в возрасте около семи-восьми месяцев. А уже к десяти месяцам карапуз практикует минимум 1-2 «слова» – «баба», «ляля».

В возрасте 1 года лепетных слов в запасе крохи уже около 3-4. Он понимает значение отдельных слов и умеет их соотносить с предметами. Он даже может понимать самые простые инструкции, сопровождаемые жестами, типа «дай ручку», «поцелуй маму», и всеми любимое «нельзя».

Где-то к первому юбилею кроху ждут первые осмысленные слова. Это долгожданные «мама», «баба», «папа», а также «дай». Появляются и звукоподражания типа «ко-ко», «ту-ту», «мяу».

Малыш от года до двух

В этот период ребенок обычно начинает стремительно увеличивать свой словарный запас. Так, он выдает слова в большом количестве, преимущественно глаголы и существительные.

Где-то к полуторагодовалому возрасту кроха имеет словарный запас около 6-20 слов, он может показать на картинке знакомые слова. А к двум годам может использовать простые предложения типа «Ляля, дай!» или «Мама, ди!». Словарный запас в районе 50 слов. Карапуз умеет показывать пять частей тела, он понимает и выполняет верно двойную инструкцию типа «иди в кухню и принеси ложку», умеет правильно использовать местоимения я, мне, ты. Также он усваивает новые звуки: ф, т, в, н, х. Свистящие и шипящие звуки кроха обычно пропускает, или заменяет их уже освоенными.

Малыш от двух до трех лет

В это время кроха начинает использовать в речи предложения из трех-четырех слов. У него уже появляются прилагательные и наречия, а также вопросительные слова.

В два с половиной года малыш уже может понимать действия в различных ситуациях – «кто сидит, а кто лежит, покажи», и значение предлогов в стандартной ситуации – «на чем ты сидишь?». Ребенок уже умеет правильно произносить звуки: з, с, л, знает понятие «один». Также он может наизусть заучивать простые стишки и рассказывать легкие истории.

Малыш от трех до четырех лет

В данном возрасте словарный запас малыша составляет около 250-700 слов. Он умеет говорить предложениями из нескольких слов, приблизительно пяти-восьми. Он пользуется множественным числом слов, выполняет инструкции с простыми предлогами типа «положи ложку на тарелку». Кроха может назвать свое имя, возраст и пол. Он также использует в речи союзы если, потому что, когда. Сейчас ребенок уже понимает значение коротких сказок и рассказов.

Малыш от четырех до пяти лет

Словарный запас карапуза составляет в этом возрасте около 1500-2000 слов. Ребенок уже может использовать в речи сложные предложения, а также слова до, по, после, вместо, куда, что, сколько. Чадо умеет правильно произносить шипящие: ж, ш, ч, щ, и звук ц. Пропадает смягченное произношение согласных звуков.

Малыш от пяти до шести лет

Словарный запас ребенка – около 2500-3000 слов. Он уже не переставляет слоги и звуки, не пропускает их в словах. При построении предложений использует все части речи.

Кроха знает все звуки родного языка и может их правильно использовать в речи. Также он использует обобщающие слова.

Малыш от шести до семи лет

Словарный запас ребенка – около 3500 слов. Дитя активно собирает образные слова и выражения, может использовать устойчивые словосочетания. Развивается речевое и языковое внимание, логическое мышление, память, а все это очень важно для успешного обучения в школе.

Ребенок способен усваивать правила грамматики, пытается активно объяснять значение слов.

Когда ребенок должен заговорить?

Думаю, теперь, когда Вы уже знаете основные этапы развития речи ребенка, что во сколько должно появиться, Вам уже будет проще понимать, что и где необходимо «подтянуть». К тому же, можно спокойно наблюдать прогресс в развитии крохи, поочередное приобретение новых навыков и умений. Ведь малыш не перепрыгнет на следующую ступеньку развития, пропустив предыдущую. А, значит, если в чем-то и вышла небольшая заминка, но прогресс есть, то Вы с карапузом идете в правильном направлении.

Конечно же, развитию речи ребенка уделять внимание просто необходимо. Но не стоит делать трагедию, если он говорит не три положенных в этом возрасте слова, а два. Говорите с ним, занимайтесь пальчиковой гимнастикой, развивайте мелкую моторику, используйте специальные упражнения для развития речи.

Другое дело, если малыш вообще молчит, не реагирует на речь взрослых, отказывается понимать и принимать инструкции, его речь не развивается. В таких случаях необходимо обратиться к специалисту. И, бесспорно, Вы можете просто сходить с ребенком на консультацию к логопеду в любом возрасте, чтобы просто убедиться, что все у вас идет своим чередом.

Существует мнение, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчишки. Последние считаются более «ленивыми» в плане развития речи. Действительно, такую тенденцию мы наблюдаем достаточно часто. Но в большинстве своем к школе дети уже говорят одинаково хорошо.

Желаю Вам чудесного материнства и ярких бесед с любимым крохой!

Вопросом о том, когда ребенок начинает говорить, задаются все родители без исключения. Многие также переживают по поводу того, что малыш долго не начинает разговаривать, причем даже те, чьи дети не отстают в речевом развитии. Просто дети все развиваются индивидуально, и разговаривать тоже начинают в разные сроки. Поэтому мамы должны понять, что считается нормальными сроками для начала болтливости их деток, а что служит поводом для обращения за помощью к специалисту.

Когда ребенок должен начать говорить

Прежде чем ребенок начнет произносить нормальные слова, по мнению взрослых, он должен к этому подготовиться. Мальчики и девочки прежде всего начинают разговаривать по-своему, а их первое слово мы можем услышать уже около 2 месяцев. Это слово «агу». Услышав его, мамы и папы должны приложить максимум усилий, чтобы развить у своего чада способности к разговорам. Просить его повторять за вами не стоит, нужно лишь как можно больше разговаривать с ним, рассказывать об окружающей обстановке, о том, что вы делаете и т.д.

Уже в полгода можно будет услышать от крохи и первые слоги, которые пока еще не несут смысловой нагрузки. Некоторые детки с 8 месяцев уже вполне осознанно начинают произносить звуки, типа ня-ня, которыми они доносят до взрослых о своем желании перекусить или предлагают что-то взять. Но это лишь в том случае, если вы ежедневно употребляете в речи такие слова, как ням-ням или на-на. Это же относится и к желанному слову «мама», которое ждут все родители без исключения. Свое первое «ма-ма» малыш может сказать уже в 7-8 месяцев, но это не у всех происходить осознанно. Хотя сегодня большинство деток огорчают своих мам и первым таким добрым словечком балуют папу или бабушку. Если же вы все-таки хотите услышать «ма-ма» как можно скорее, то не забывайте чаще повторять его сами. Показывайте ему свои фото и вместе смотритесь в зеркало, всегда акцентируйте свои действия на себе – мам даст ня-ням, мама поиграет и т.д. И не расстраивайтесь если в два года ваш кроха так и не произнес важное для вас слово, зато в 2,5 года он уже сможет сказать не просто мама, а мамочка.

Считается, что мальчики начинают разговаривать в более позднем возрасте. Связано это и с мнением о том, что мальчики развиваются медленнее девочек. На самом деле это заблуждение.

На самом деле о том, когда должен ребенок начать говорить, существует масса мнений. Но большинство из них ошибочны. Потому что дети начинают разговаривать тогда, когда будут к этому готовы. Некоторые малыши начинают лепетать с года, ну а некоторые могут молчать вплоть до 5 лет. И если вы спросите своего врача о сроках, то однозначного ответа он вам не даст, сославшись на среднестатистические значения. Таким образом можно говорить о приблизительных сроках того, когда дети начинают говорить. Здоровые во всех отношениях девочки и мальчики должны заговорить в возрасте от года до 3 лет. Если малыш и в 3 года не может вымолвить не слова, то паниковать также не стоит, хотя можно и обратиться за консультацией к специалисту. Скорее всего ваш кроха просто играет с вами в игру под названием «молчанка».

Часто можно услышать разговоры мамочек на детских площадках и в очереди к врачу, которые сводятся к выяснению того возраста, когда их ребенок начал говорить. Но ровняться на других не стоит. Ведь всем известно, что малыш, начавший разговаривать в год, в пять лет плохо выговаривает большинство слов. А вот малыш, который молчал до трех лет, сразу начал разговаривать вполне внятно и целыми предложениями. Поэтому мамам стоит узнать больше информации не о сроках начала разговоров своего крохи, а о том, как научить его говорить.

Учим ребенка разговаривать

Первое, что вам предстоит сделать, так это запастись терпением. Не ругайте кроху и не расстраивайтесь. Помните об индивидуальности своего ребенка. Возможно вы со своим малышом, который в 2 года еще молчит, находитесь в числе счастливчиков, и в 2,5 года ваш кроха не просто начнет внятно разговаривать, но даже сможет без проблем , с которой не дружит большинство малышей, начавших говорить в годик. Также не стоит и ждать от своего «молчуна», что он внезапно начнет излагать свои мысли целыми предложениями.

Еще одним правилом можно считать и совет логопедов не давить на ребенка. Не нужно подгонять его под какие-то рамки, сравнивать с другими детьми и стыдить. Ошибочно и заставлять малыша повторять за вами все, что приходит вам на ум. Такими действиями можно начисто отбить у ребенка желание что-либо говорить вообще. Ведь малыши не любят, когда ими управляют и насильно заставляют делать то, что им не по душе.

Несмотря на то, что сроки начала произношения слов различные, все-таки оптимально будет обучить кроху речи до трех лет. Дело в том, что после этого возраста многие дети не могут правильно строить предложения, если еще не напрактиковались говорить отдельными словами. Кстати, уровень развития речи у детей после трех лет можно проверить с помощью специальных тестов, которые может провести логопед. Обратившись к нему за консультацией, вы сможете выяснить, почему ваш малыш молчит, и что с этим делать.

А пока ваш малыш еще только появился на свет, начинайте с ним вести беседы. Чем больше слов он услышит с первых дней своей жизни, тем быстрее он заговорит и тем обширнее будет его словарный запас. Известно, что в семьях, где с малышом не общаются, ребенок может начать разговаривать достаточно рано, но будет произносить лишь минимальный набор слов, либо будет говорить так, как считает нужным. Ведь он не получил достаточно информации от взрослых, и не может правильно ассоциировать тот или иной предмет или действие. В таких случаях у ребенка может сложиться даже неправильное представление об окружающем мире. Например, все птички будут у него «ко-ко», все четвероногие животные «мяу-мяу» и т.д.

Почему дети начинают поздно разговаривать

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что точных сроков не существует. Поэтому в большинстве случаев поводы для волнения выдумывают родители себе сами. Но если после трех лет ваш ребенок так и не начал говорить, то можно уже и задуматься над данной проблемой. Выяснить, является ли это индивидуальной особенностью вашего малыша, или патологией, можно при помощи специалиста. Однако уже сейчас можно говорить о возможных причинах молчания крохи. Причем это не только проблемы со слухом, задержкой в развитии нервной системы и пр. Существует ряд факторов, о которых и пойдет речь ниже.

  1. Плохо развитая моторика. Часть головного мозга каждого человека напрямую связана с руками, а точнее с пальцами рук. Поэтому недостаточность развития моторики прямым образом сказывается и на развитии речи у ребенка. Ввиду этого родители должны знать, что развивать моторику нужно с первых дней жизни. Сначала можно просто массировать пальчики и перебирать их своими руками, а потом и занимать руки крохи лепкой, рисованием и пр. В независимости от того, мальчик у вас или девочка, можно предложить ребенку занятия с крупными бусинами и бисером, которые благотворно влияют на развитие моторики малыша в раннем возрасте.
  2. Нехватка внимания. Как было сказано чуть выше, малыш должен иметь возможность для достаточного общения с другими людьми. Ведь если он целый день проводит с немногословной няней или мамой, то и повторять ему нечего и не за кем.
  3. Семьи, состоящие из представителей разных национальностей. Как бы странно это не звучало, а если каждый член семьи периодически говорит на своем языке, ребенок просто не может понять, на каком языке нужно говорить ему. В итоге начинается путаница в словах и определениях, а разговор предложениями становится просто невозможным. Поэтому вам стоит договориться с родственниками и вести беседы только на одном языке.
  4. Избыток внимания. Ситуация, когда мамы пытаются угодить своему чаду только он покажет пальчиком, знакома многим. А ведь это является одной из самых грубых ошибок родителей. Не стоит исполнять каждое желание малыша, по его первому жесту. Ведь наши дети иногда бывают слишком ленивы и через чур хитры. Зачем ему нужно что-то начинать говорить, когда мама сама все за него знает?
  5. Стрессы. Если в семье постоянные ссоры и конфликты, это может негативно сказаться и на умении малыша разговаривать. Ребенок может замкнуться в себе, испугаться и закрыться от окружающего мира. Иногда можно наблюдать даже такую ситуацию, когда при взрослых кроха молчит, но оставшись наедине с самим собой или своими игрушками, разговаривает. Такая ситуация может даже потребовать вмешательства психолога.

Чтобы ваш кроха радовал вас и ваших близких своим детским лепетом, вам нужно приложить некоторые усилия. Начать общение со своим малышом с пеленок гораздо легче, чем учить его говорить после трех лет. Поэтому не забывайте, что новорожденный человечек это уже член общества и личность, и он ежечасно нуждается в общении с вами и в вашей заботе.

С появлением в семье ребенка у новоиспеченных мамочек и папочек появляется не только огромное количество поводов для радости, но и множество вопросов. Особенно сложными оказываются вопросы, касающиеся тех или иных норм.

Существует огромное количество таблиц, в которых приводятся сроки, когда ребенок должен уметь выполнять те или иные действия. Но если с умением держать головку, сидеть или ходить, как правило, все тревоги, вызванные отставанием от среднестатистических норм, проходят через месяц-другой, то ожидание, когда кроха заговорит, может растянуться на месяцы, а иногда и годы.

Так все-таки, когда ребенок должен начать говорить? Однозначный ответ в данном случае дать сложно, ведь все дети разные. Однако есть усредненные показатели.

7-10 месяцев

В этом возрасте кроха должен уже, как минимум, пытаться лепетать , то есть издавать нечто наподобие «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

Кроме того, малыш должен реагировать на речь взрослых и пытаться выполнять те или иные действия, слыша определенные слова, например, хлопать, услышав про ладушки или махать в ответ на «пока-пока».

12 месяцев

К этому возрасту ребенок вполне способен заговорить. В среднем, годовалые дети произносят от трех до пятнадцати слов . Причем, учитываются не только полноценные слова, но и «мя», которое обозначает кошку, «ава», которым называют собаку, «купи», произносимое перед купанием и прочие детские словечки.

Впрочем, бывают и молчуны, которые не желают произносить ничего. Стоит обратить в этом возрасте внимание на пассивный речевой запас . Даже если малыш молчит, он должен понимать уже не менее, пятидесяти, а лучше ста слов. При этом кто-то знает, что такое кубик, а кто-то - что такое трактор, кто-то понимает фразу «идем кушать», а кто-то упорно ее игнорирует, но раздевается, услышав слова «пойдем купаться».

24 месяца

К этому моменту нормой считается не менее пятидесяти слов и уметь строить из них простейшие предложения, вида «мама, дай», «баба, на», «кидай мячик», «дай пить». Впрочем, это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован огромный пассивный запас слов.

30 месяцев

В этом возрасте ребенок использует в речи не менее двух сотен слов , причем, если раньше это были в основном существительные, глаголы и местоимения, то теперь к ним добавляются прилагательные. Малыш должен знать всех родственников, произносить имена, знать собственное имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

36 месяцев

В норме трехлетки уже должны говорить так, чтобы незнакомый человек смог понять большую часть сказанного крохой. Предложения уже должны быть связанными и сложными. В этом возрасте ежедневно малыш произносит множество новых слов.

Почему ребенок долго не говорит?

Стоит помнить, что все дети индивидуальны . И если один в одиннадцать месяцев читает стихи, а другой знает только два слова, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие.

Но не стоит впадать и в другую крайность, полагая, что если в два года ребенок не говорит ничего, а лишь лепечет, то это просто особенность развития. Да, это может быть и нормой, но лучше на всякий случай проконсультироваться со специалистами .

От средних норм дети могут отставать на три-пять месяцев в зависимости от здоровья, темперамента, социальных и прочих факторов, поэтому если в два года ребенок не знает положенных ему пяти десятков слов, стоит немного обождать. Но если к двум с половиной годам он по-прежнему не может произнести больше двадцати, хотя бы, простейших слов, это повод посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Отставать в речевом развитии ребенок может из-за болезней, нарушения кровоснабжения головного мозга, задержки в общем развитии, проблем со слухом или речевым аппаратом, аутизмом и прочими отклонениями.

Впрочем, такие диагнозы встречаются редко. Чаще всего дети не говорят не из-за отклонений в развитии, а вследствие того образа жизни, который ведут они и родители.

Раньше начинают говорить малыши, которым много читают. Причем, начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот частое сидение перед телевизором способно замедлить развитие речи .

Чем больше с малышом общаются, тем скорее он заговорит. Увы, многие родители допускают ошибку, считая, что совсем маленький ребенок ничего не понимает, значит разговаривать с ним бессмысленно. Но это не так. Во-первых, когда взрослые разговаривают с ребенком, у него формируется пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, что крайне важно для развития речевого аппарата.

Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком . Если это отставание становится сильным, стоит уздечку подрезать.

Слишком активные дети могут начать говорить позже . У них эмоции бьют через край, и дети просто не успевают выражать все словами. Также и излишне тихие и спокойные малыши могут начать говорить позже сверстников. Их все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.

Для молодых родителей в первые годы жизни малыша становится актуальным вопрос, во сколько дети начинают разговаривать. Нередко родители не разбираются в тонкостях физиологического и психического развития детей, поэтому начинают бить во все колокола, когда малыш не спешит разговаривать. Важно отметить, что все детки развиваются индивидуально: кто-то начинает рано ходить, у кого-то раньше обычного вылезают зубки, а кто-то поздно начинает разговаривать. Равнять всех детей под одну гребенку не нужно и уж тем более не надо переживать, если соседская девочка что-то делает лучше, чем ваш ребенок.

Говорящий малыш — радость для родителей. Врачи и психологи выделяют определенные периоды, когда ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, достаточно просто проконсультироваться с врачом и держать на контроле этот вопрос. Рассмотрим подробно мнения специалистов по поводу того, в каком возрасте дети должны произносить первые слова и с чем может быть связана задержка речи.

Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка.

Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».

Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.

Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных. К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.

В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.

Если родители постоянно разговаривают с малышом, то вероятность того, что малыш раньше начнет говорить, в разы возрастает. Врачи и психологи советуют постоянно разговаривать со своими детками, независимо от их возраста. Мама может рассказывать малышу, что она делает, что происходит вокруг, что она видит. Несмотря на то что мамина речь будет напоминать выражение — что вижу, то и пою. С первых месяцев ребенок должен слышать речь, сначала он будет только слушать, вскоре начнет подражать взрослым.

Некоторые родители пытаются заменить свой разговор с ребенком монологом телевизора. В таком случае не нужно ждать положительного эффекта, так как с живым общением это несравнимо.

Также родителям рекомендуется уделять должное внимание развитию мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование движений рук и пальчиков напрямую связано с развитием участка мозга, который отвечает за активность речи. Мама может предлагать малышу нанизывать бусы, рисовать пальчиками (рассказывая, какого цвета краски), перебирать крупу или делать ему массаж ручек. Это и занимательно, и полезно.

Желательно часто читать ребенку рифмованные стишки или же стишки, окончание которых, должен сказать сам малыш. Мама должна постоянно побуждать ребенка называть предметы, которые его окружают, четко произносить звуки. Многие родители любят «сюсюкаться» с малышом и сами не замечают, как неправильно называют те или иные вещи. Нужно контролировать свою речь и учить ребенка правильному произношению.

Все негативные эмоции и переживания мама с папой должны оставлять за дверью. Время, которое родители проводят вместе с малышом, должно быть непринужденным и спокойным. Общаться друг с другом нужно без крика, ругательных слов. Ребенок чувствует тревогу и негатив родителей, поэтому может замкнуться в себе.

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.

Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Причины нарушения речи в дошкольном возрасте

Со скольки месяцев или лет ребенок начнет говорить, зависит от того, как часто мама разговаривала с малышом в раннем детстве. Когда ребенок начинает произносить первые звуки, родители должны сделать все возможное, чтобы малыш хорошо натренировал мышцы речевого аппарата. Чем чаще ребенок будет агукать и гулить, тем быстрее его мышцы приготовятся к более сложным произношениям. Научно доказано, что детки, которые находились на грудном вскармливании, очень редко имеют проблемы с речевым аппаратом, нежели детки-искусственники.

Нарушения речи могут спровоцировать врожденные или приобретенные травмы. К врожденным относятся патологии ЦНС, головного мозга, дефекты в полости рта. К приобретенным травмам можно отнести психические нарушения: особо чувствительные малыши могут испугаться чего-то и начать заикаться или долго не разговаривать. Когда дети начинают разговаривать, глупо и опасно специально пугать их и т.д.

Часто задержка речи может произойти, если мама переучивает ребенка-левшу все делать правой рукой. Этого нельзя делать, ребенку нужно давать полную свободу действий, со временем он и сам научится все делать обеими руками.

Сегодня в роддомах уже не пеленают деток. Это правильный подход, так как излишнее ограничение движений ручек и ножек может тормозить как двигательные навыки, так и речевые.

Если родители уделяют должное внимание своему ребенку и у малыша нет патологий, то чадо начнет радовать маму и папу своими смешными словечками очень рано. Если в семье царит спокойная, уравновешенная и теплая атмосфера, к малышу относятся с любовью, то такие условия только ускоряют процесс развития речевого аппарата. Все интересующие вопросы мама должна задавать врачу при плановом осмотре. Можно консультироваться с несколькими специалистами, многий опыт вреден не бывает.

Все без исключения родители ждут момента, когда ребёнок начинает говорить мама и папа. Многие думают, что детская речь начинает своё развитие в тот день, когда малыш произносит первое слово. На самом деле, чтобы это случилось, нужна длительная подготовка органов артикуляции, их слаженная работа, способность к переключению, подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Невозможно произнести именно те звуки, из которых складываются первые слова, если ребёнок не умеет их отличать от фонем, сходных по звучанию, например, такие слова как кот-кит, горка-корка и другие.

Если точнее, то речь человека закладывается ещё во время внутриутробного периода, когда формируются органы слуха, артикуляции и структуры головного мозга. На эти процессы влияет наследственность, перенесённые матерью заболевания, наличие или отсутствие у неё вредных привычек, образ жизни родителей малыша. Течение родов и состояние здоровья грудничка – немаловажные факторы его успешного дебюта в качестве человека говорящего и мыслящего.

Расскажем во сколько лет дети начинают говорить первые звуки, от чего это зависит, со скольки лет дети начинают говорить предложениями и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

Речь в первые недели и месяцы жизни

Сразу после рождения начинается интенсивное развитие структур головного мозга, устанавливаются новые связи между нейронами. Одновременно развиваются органы слуха и артикуляции, формируется физический и фонематический слух. Без полноценного слуха детям невозможно овладеть речью, так как искажение или отсутствие поступающих в мозг звуковых сигналов делает невозможным формирование речевых умений.

В первые недели и месяцы жизни именно речь окружающих стимулирует начальный этап речевого развития. Малыш прислушивается к речи близких людей, он на время затихает, когда слышит материнский голос, импульсивные движения ручек и ножек ненадолго останавливаются. Спустя ещё некоторое время он начинает поворачивать голову к источнику звука.

Не все мамы и папы разговаривают с новорождёнными и грудными детьми первых месяцев жизни. Им кажется это излишним, потому что малыш ещё ничего не понимает. Такие односторонние «беседы» родителей с детьми, сопровождающие их купание и бодрствование, развивают слуховое сосредоточение, желание отозваться. Внимательные родители могут заметить, как ребёнок пытается шевелить губами, как будто хочет что-то сказать. Ещё лучше, если родители часто называют малыша по имени, показывают ему игрушки, зовут ребёнка, ненамного отходя от кроватки.

Вот в каком возрасте ребёнок начинает говорить гласные и согласные. До 3 месяцев ребёнок произносит следующие звуки:

  • гласные – А, У, Э;
  • согласные – М, К, Х, П, Б, Г.

Эти фонемы пока звучат нечётко и произносятся непроизвольно. Такими умениями обозначается первый этап речевого развития – гуление. Кроме этого, крик малыша 1–3 месяцев достаточно выразителен. По интонации мама может определить, скучает малыш, хочет есть, или пришла пора сменить мокрые пелёнки, то есть он начал овладение интонацией.

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Как стимулировать лепет

С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

На видео ниже представлены конкретные советы для родителей годовалого малыша:

Когда появляются первые слова и фразы

Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

  • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
  • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

Развитие речи малыша напрямую зависит от того, будет ли она развиваться спонтанно, или родители примут непосредственное участие в её развитии. От этого зависит во сколько лет дети начинают говорить звуки/слова/предложения. Положительные условия для формирования детской речи:

  • Не нужно форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
  • Не надо сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
  • Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания. Например, я вижу домы, да, ты видишь дома.
  • Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), а особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи - ложь, ртов - ротов, красивая кошка - красивыя кошка), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
  • Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте внимание на яркие обороты речи.

Очень полезно ежемесячно записывать и прослушивать речь малыша – гуление, лепет, первые фразы, чтение стихов. Такой архив когда-то станет отличным подарком для повзрослевшего ребёнка и ваших внуков.

Сегодня мы ответили на вопрос когда ребёнок должен начать говорить и во сколько месяцев появляются первые звуки. Если вы подозреваете задержку речевого развития у малыша - проконсультируйтесь у нас. Мы развеем тревогу, а если она объективна, расскажем как разговорить или просто научить малыша речи. Мы знаем не один десяток примеров того, как родители сидят и ждут когда ребёнок заговорит в 3, 4 и даже 5 лет, хотя уже отчётливо видно развитие больших проблем. Спросите нас, мы этим всю жизнь занимаемся!