Конспект открытого занятия волшебная вода. «Волшебница вода». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Конспект занятия для детей подготовительной

КОНСПЕКТ НОД

« СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИЦЫ ВОДЫ»

Цель:

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные

Материалы и оборудование: - глобус, 2 веревки, стаканы с водой и молоком, чайные ложечки, сахар, кофе, салфетки, листы бумаги с нарисованными каплями воды, мольберт,проэктор, для рефлексии цветы: василек, мак.

Ход НОД:

1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам надо узнать что мы там будем исследовать. И первая подсказку для вас я держу в руках. (Воспитатель крутит глобус в руках.)

Воспитатель: Что у меня в руках? (Глобус.)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (Синий, желтый, зеленый, коричневый.)

А какого цвета больше?

А как вы думаете, что изображено на глобусе синим?

Воспитатель: Молодцы, все справились. Вот для вас новая подсказка – загадки.

По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут она и пропадёт.
(Волна)

ЗВУКИ ВОЛНЫ ПОКАЗ КАРТИНКИ

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет

(Дождь.)

ЗВУКИ ДОЖДЯ ПОКАЗ КАРТИНКИ

Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.

(Река.)

ЗВУКИ РЕКИ ПОКАЗ КАРТИНКИ

Воспитатель: Как одним словом можно сказать о чем загадки? (о воде). Сегодня мы продолжим с вами разговор о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, тему нашего лабораторного исследования, и я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?

2. Основная часть.

Напомнить правила поведения в лаборатории:

Быть аккуратными;

Не спешить;

Внимательно слушать;

Не толкаться;

Воспитатель: Итак, теперь мы готовы раскрывать секреты воды.

Ребята, а вы знаете, почему вода течёт, почему у неё не
бывает формы? Идите на коврик, я вам покажу. Встаньте врассыпную и походите по ковру. Получается? Легко двигаться? А обнять, взять вас всех на руки вот так, врассыпную, я могу? Нет. Так устроен воздух: частички
двигаются, никто никого не держит и взять в руки трудно. Теперь тесно обнимите друг друга. Могла бы я сейчас взять вас всех вместе, если бы была силачом? А вам легко двигаться? Может кто-нибудь выйти из круга,

поменять позу, если все его крепко держат? - это твёрдое тело, А сейчас возьмитесь за руки. Попробуйте пройтись вот сюда, Встать в круг, на этот квадратный коврик, а на треугольный… получается? Вот и вода может принимать любую форму: в какую посуду нальёте, такой и будет .

Воспитатель: Приступим к опытам.

Опыт №1 Вода не имеет цвета (прозрачная).

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящий за бутылкой предмет (колокольчик) и через бутылку с молоком.

Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо.

Опыт №2 Вода не имеет вкуса.

Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).

Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды.

Опыт №3 Вода может быть растворителем.

Воспитатель: У вас на столах в стаканах находятся разные вещества сахар,кофе.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

В стакан с водой насыпать сахар, кофе.

Вывод: вода может растворять различные вещества.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

Сахар растворяется в воде, вода остается прозрачной;

Кофе тоже растворяется, но вода становится коричневой

Давайте поиграем. Я буду мамой тучкой, а вы маленькими капельками.

Начался дождь, и капельки полетели на землю (дети медленно бегают). Скучно стало капелькам по одиночке, и они стали собираться в маленькие ручейки (дети объединяются по двое, трое). Ручейки стекали по камушкам и стали одной большой рекой (все дети стали в одну цепочку). Текла река меж скалистых берегов и впала в море (дети встали в круг). Плавали они там, но тут пригрело солнышко и напомнило капелькам. Что пора возвращаться домой к маме-тучке. Стали они легкими, потянулись они вверх, испарились под лучами солнца и вернулись домой на тучку.

Такое путешествие воды называется круговорот воды в природе.

Посмотрите, пока мы с вами путешествовали, капельки оставили для нас подарок. Они оставили свой след. Они хотят, чтобы вы их оживили, и превратили во что ни будь. Во что могут превратиться капельки? (В листик, ежика, кита, мышку.)

А теперь станьте волшебниками и оживите капельки воды.

Дети рисуют.

3.Рефлексивная деятельность: Ребята вы сегодня были настоящими учеными, кому сегодня было очень интересно проводить исследования, возьмите в подарок - красный мак, а кто немного затруднялся или показалось, что это очень трудное дело - возьмите синий василек.

Почему взяли красный мак? А почему ты взял - синий василёк?

(дети аргументируют свои ответы).

Самоанализ интегрированной НОД « Секреты волшебницы воды».

Провела Тарасенко Елена Владимировна.

Тема: « Секреты волшебницы воды»

Краткая характеристика группы. Общее количество детей в группе 8. Дети 5-6 лет, старшей группы.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить и упорядочить знания детей о свойствах воды;

Экспериментальным путём познакомить со свойствами;

Продолжать учить технике безопасности при проведении опытов;

Развивающие: - развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы, самостоятельно искать решение предложенной задачи;

Воспитательные : -воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность.

Мотивация: проблемная ситуация, игра, ИКТ.

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Материалы, оборудование: глобус, 2 веревки, стаканы с водой и молоком, чайные ложечки, сахар, кофе, салфетки, листы бумаги с нарисованными каплями воды, мольберт, проектор, для рефлексии цветы: василек, мак.

Актуальность представленного мною вида деятельностия вижу в том,что в настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В ходе всей НОД совершенствовала грамматический строй речи, развивала связную речь. Добивалась ответа полными предложениями.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята опытным путём определяли свойства воды, дорисовывали элементы похожих предметов,учились отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам.

Форма организации обучения характеризуется как совместная, индивидуальная и фронтальная.

Методы:

Практические : опыт, экспериментирование, моделирование;

Наглядные: демонстрация наглядных пособий;

словесные : рассказ педагога,беседа, использование художественной литературы;

Игровые: воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Обучение в диалоге со взрослым;

Технология развивающего обучения;

Здоровьесберегающие технологии.

Экспериментально - поисковая.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС). Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.


Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко»

на тему «Волшебница - вода»

Цели и задачи:

ü закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);

ü развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;

ü развивать навыки проведения опытов;

ü воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа :

v Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

v Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».

v Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.

v Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».

Оборудование:

глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; кружочки синие, фиолетовые, голубые; проектор.

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.

Вводная беседа

Воспитатель показывает глобус.

Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода) . Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».

А как человек использует воду? (таблица).

Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день? Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи.

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».

Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)

Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман) . А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).

Загадки:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку.

Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

Проведение опытов

Что на глобусе обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода?

Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).

Найдите воду на картинках. Кто узнал её? (находят воду в видоизмененном состоянии).

Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, ото дождей, а течение уносит соль в море.

А как реки знают, как им нужно течь в море? Проведем опыт.

Опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).

А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).

А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада).

Подвижная игра «Ручеёк».

Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы).

Опыт 1.

Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: ЧИСТАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ.

Опыт 2.

А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие, третьи – овальной формы. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же? (ответы детей). Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Перельем воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Сделаем вывод, что в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

Опыт 3.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

Что может делать вода? (капает, журчит, льется, течет, булькает, высыхает, замерзает, растекается, смывает…).

Игровое упражнение «Волны»

А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз) , подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).

Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так?

Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели) .

Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)

Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Игра «Капля к капле – будет озеро».

Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет), а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)

Подведение итогов.

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?

Почему нельзя прожить без воды?

Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?

Список используемой литературы:

1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

Скачать материал можно в

Любовь Анисимова
Конспект занятия «Волшебница вода»

Цель : закрепить знания воспитанников о основных свойствах воды.

Программные задачи :

Обучающие : уточнить знания детей о свойствах воды, о назначении воды в нашей жизни. Активизировать и обогащать словарь; стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Развивающие : развивать познавательную активность в процессе эсперементирования, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе.

Оборудование : карточки в виде капелек воды с загадками, ведёрко, костюм волшебницы воды , аудиозапись «Шум воды» , стакан с молоком, чайная ложка, соломинки для коктейля, резиновая перчатка, коробочка с соком, голубая гуашь, зубные щётки, презентация «Волшебница Вода » , листы белой бумаги, обручи по количеству детей.

Методы и приемы : сюрпризный момент, игра, загадки, худ. слово, вопросы поискового характера, беседа, практическое экспериментирование, рисование, анализ, физкультминутка, поощрение.

Словарная работа : фильтр, состояние, свойства.

Предварительная работа : беседы о воде, экспериментирование с целью выявление свойств воды, чтение худ. Литературы, наблюдения за водой в разных состояниях.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы свами будем говорить о волшебной воде . Почему волшебной ? Да потому, что вода бывает очень разной и может превращаться из одного состояния в другое, может менять свой цвет. Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная!

(Звучит шум воды, появляется Волшебница вода )

Воспитатель : Слышите? Это идет к нам в гости сама волшебница вода .

Волшебница Вода : Вы обо мне? А вот и я!

Узнали вы меня, друзья?

Здравствуйте, ребята.

Я – волшебница вода .

Я на свете всех важней.

Я прелестней всех на свете.

Я на свете всех нужней.

Ну, наконец – то, я добралась к вам… Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Вы рады меня видеть?

Дети : Да.

Волшебница вода : Я пришла к вам в гости не с пустыми руками. У меня есть волшебное ведерко , в нём капельки с загадками. Отгадав загадки, вы узнаете, где можно встретиться с капелькой воды в разное время года. (по очереди достает из ведерка капельки с загадками)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмёшь - вода в руке ? (Снежинки) Слайд 2.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Чуть солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька) Слайд 3.

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман) Слайд 4.

Капли влаги на листочках –

На траве и на листочках.

Это что за чудеса?

По утрам блестит … (Роса) Слайд 5.

Что за чудо покрывало?

Ночью всё вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (Снег) Слайд 6.

Прозрачный как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед) Слайд 7.

Пушистая вата плывёт куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако) Слайд 8.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка) Слайд 9.

Волшебница вода : Ой, какие молодцы! Отгадали все загадки. Дети, теперь вы сами убедились, что капелька воды может превращаться в капельку тумана или росы, в град или иголочку инея, в морозный узор на окне или прозрачную сосульку.

Воспитатель : Воду можно встретить во многих местах : в виде пара, (Слайд 11) в туче, (Слайд 12) озере, (Слайд 13) море (Слайд 14) ручье (Слайд 15) океане.

(Слайд 16) Даже организм человека на 70% состоит из воды. (Слайд 17) Воду мы можем встретить в трех состояниях : газообразном, твердом и жидком. (Слайд 18)

Вода – одно из самых удивительных вещей на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, знакомились с некоторыми её свойствами, наблюдали, проводили опыты. А сейчас покажем нашей гостье – волшебнице воде , что мы о ней знаем. (Слайд 19)

Первое свойство воды – вода не имеет запаха . (Дети нюхают воду в стаканчике.) Чем она пахнет? Вода совсем не пахнет . А теперь понюхайте одеколон. Он имеет запах.

Значит, вода не имеет запаха .

Второе свойство воды – вода не имеет цвета , она прозрачная. Посмотрите на стакан с водой, какого вода цвета . А теперь скажите, вот стакан с молоком, какого молоко цвета. Молоко белое, а вода прозрачная .

Третье свойство воды - вода не имеет вкуса . Попробуйте через соломинку воду. Если у неё вкус? Когда человек хочет сильно пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит : «Какая вкусная вода Хотя, на самом деле, её вкуса не чувствует. А теперь попробуйте сок. Какой у него вкус. Верно, сок яблочный. А вода не имеет вкуса .

Четвертое свойство воды – вода не имеет формы , она принимает форму того предмета, в который её помещают. Вот я наливаю воду в широкую баночку, вода приняла форму банки , теперь я налью в узкий сосуд, вода приняла форму сосуда, а теперь я налью воду в перчатку, вода приняла форму перчатки. Значит, вода не имеет своей формы.

Вот с такими свойствами воды мы с вами знакомы, существует ещё много свойств воды, но вы сними познакомитесь немного позже на уроках физики в школе. А теперь давайте немного разомнёмся. Поиграем в игру «Капельки и тучки» .

Физкультминутка

На полу разложены обручи (на дин меньше, чем детей) . Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, «капельки» свободно перемещаются по залу. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую тучку . «Капелька» , которой не хватило «тучки» - испарилась.

Волшебница вода : А теперь я хочу поиграть с вами в игру «Скажи наоборот» . Я начну, а вы продолжайте, но не забудьте, как называется игра – скажи наоборот.

Из одного крана течёт горячая вода , а из другого…

Река глубокая, а ручеёк…

Река может бежать быстро, а может и …

В океане волны большие, а в реке…

В ручейке вода бежит , а в пруду…

Из чайника мы пьём чистую воду, а в луже вода…

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, много ли на земле воды?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает…

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком иней…

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

1-й ребенок : Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить!

Путешествует всегда

Наша спутница вода !

Воспитатель : Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

2-й ребенок : Вода – это радость земли !

Вода – это счастье земли !

Вода – это чудо земли !

Воду ты всегда береги.

(Слайд 20)

Воспитатель : Ребята, вода бывает соленая и пресная. Соленая вода где ? (В морях, океанах) . А пресная вода - это та вода , которую мы пьём после очистки. Посмотрите, на нашей земле 97% соленой воды и всего лишь 3% пресной, много пресной воды? Верно, нет. Поэтому, нужно беречь воду. (Слайд 21) Ведь без воды мы не сможем ни умыться, ни попить, ни приготовить пищу. Растения без воды засохнут, животные погибнут. Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды – всего три дня.

- Вода – это , что всем жизнь нам даёт,

Что силы и бодрости нам придаёт.

Кристально чиста или очень грязна

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть

Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.

(Слайд 22)

Волшебница вода : Человек, запомни навсегда :

Символ жизни на земле - вода .

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Мне пора, у меня много работы. До свидания! До новых встреч!

(Слайд 23)

Воспитатель : Ребята, чтобы нам ещё долго помнить свою гостью, давайте с вами нарисуем воду. Обычно воду мы привыкли изображать голубым цветом. Рисовать мы будем не кисточками, а зубными щётками.

Я рисую воду, голубые дали.

Вы такой воды просто не видали!

У меня такая краска голубая, что вода любая , просто как живая!

Дети, вода – это бесценный дар ! Чистую воду надо беречь и разумно использовать, не тратить зря! Пусть на земле всегда будет чистая вода .

Тема: «Путешествие капельки» (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование представления детей о круговороте воды в природе.

Задачи:

Образовательные:

— создать целостное представление о воде как о природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека;

— познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, не имеет своей формы);

— расширить и закрепить знания детей о состояниях воды;

— познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Развивающие:

— развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, внимательность;

— обогащать и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

— воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща;

— формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры;

— воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе (за облаками, снегом, льдом); беседы о воде; рассматривание картинок о явлениях природы (снег, дождь, град, радуга); чтение художественных произведений о воде; опыты со снегом и льдом; разгадывание загадок о природных явлениях; подвижные и дидактические игры.

Методы и приёмы:

игровой, наглядный, практическая деятельность детей, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Журчание ручейка», инвентарь для опытов: стаканы с водой, стакан с молоком, сосуды различной формы, картинки с изображением воды в природе, рисунок-схема «Круговорот воды в природе»; раздаточный материал на каждого ребенка: одноразовые стаканы с водой и без воды.

Ход образовательной деятельности:

Орг. момент.

Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуйте!

Наше солнышко проснулось

И ребяткам улыбнулось.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (дети садятся на стулья)

Звучит аудиозапись журчания ручейка.

Восп.: Ребята! Послушайте, а что это за звуки?

Дети: Это звуки воды.

Восп.: Действительно. Это журчит ручей.

Мотивация на предстоящую деятельность

Восп.:Сегодня ручей не просто так журчит. К нам приплыла гостья. А кто это вы узнаете из загадки:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять. (Капелька)

И сегодня речь пойдет о воде. Мы с вами совершим путешествие в Царство Воды. А путешествовать с нами будет наша гостья – капелька по имени Капитошка. (Показывает нарисованную капельку воды)

Эта капелька путешествует по всему свету.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Так ли это? Как вы думаете?

Дети отвечают.

Восп.: Ребята, скажите, а откуда взялась капелька, где она может быть?

Дети отвечают.

Восп.: Ребята, посмотрите, а у нас в группе есть вода, где она находится?

Дети: в кране, лейке, чайнике, стаканчиках.

Восп.: А для чего нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Восп.: Капелька говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. А теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дети: Нужно стать такими же, как капелька, — маленькими.

Восп.: Давайте вспомним считалочку-превращение.

Воспитатель вместе с детьми произносят считалочку-превращение.

Без меня не будет моря, океана и реки,

Даже лужицы, в которой бултыхаются щенки.

Раз, два, три …. Стали капельками мы.

Восп.: Теперь мы все капельки. А Капитошка приготовила для нас карту. (Подводит детей к карте) Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек как Капитошка.

Восп.: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:

1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;

2) поддерживать порядок на рабочем месте;

3) не шуметь;

4) внимательно следить за результатом опыта.

Восп.: У нас на столах стаканчики с водой.

Опыт 1. Исследовать воду на вкус.

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А если добавим в стаканчик с водой немного сахара. Что изменится? (Вода станет сладкой). Мы можем изменить вкус воды.

Вывод : у воды нет вкуса.

Опыт 2. Исследовать воду на прозрачность.

Восп.: Перед вами стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему?

В стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет.

Вывод: вода бесцветная, прозрачная, а молоко — нет.

Опыт 3.Исследовать воду на запах.

Тонкий аромат издают цветы,

Аппетитно пахнут пирожки,

По-особенному пахнет лимон

А понюхайте воду, чем она пахнет?

Дети: У воды нет запаха.

Вывод : вода не имеет запаха.

Опыт 4. Исследовать воду на текучесть.

Восп.: Ребята, у вас два стаканчика — один с водой, другой – пустой. Берём стакан с водой и аккуратно переливаем в другой стакан. Льется вода? Почему? (ответы детей) Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода жидкая, может течь.

Опыт 5. Узнать, имеет ли вода форму.

Восп.: Перед вами разные сосуды (кружка, тарелка, поднос). Аккуратно перелейте воду из стакана в разные сосуды. Что происходит? (ответы детей) Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

Восп.: Наше путешествие продолжается. Сейчас мы немного развлечемся, попробуем изобразить капельку с подружками.

Музыкальная игра «Капельки» .

Восп.: Вот так и Капитошка с другими капельками играла, резвилась, но солнце светит ярко, пригревает, и капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше.

(Воспитатель показывает на картине) Что происходит с капельками? Во что они превращаются? (ответы детей)

Восп.: Как видим, солнце пригревает и вода превращается в пар. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются … Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовила нам загадку.

1. Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Облака соединяются вместе и образуется то, что в следующей загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажите поскорей! (Туча)

Восп.: А кто знает, о чем эти загадки? (О воде)

Восп.: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки. Это летняя картина, а как же зимой? Зимой вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите сестричек – снежинок Капитошки? Давайте вспомним стихотворение про снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Восп.: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ей грустно с вами расставаться, но её ждут сестрички — капельки. А теперь дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? (ответы детей: капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой )

Восп.: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды . Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.

Давайте вместе назовем наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? (ответы детей)

Восп.: Дети, Капитошка оставила нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, чайник с водой, леечки для поливки цветов) . Воспитатель обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.

Восп.: Ребята! Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы были капельками. И дружно прошли путешествие. Теперь нам снова пора стать ребятами.

Чики-чики- чикалочка,

Помоги мне, волшебная палочка!

Вокруг себя повернитесь,

В ребят снова превратитесь!

Рефлексия.

— Ребята, а сейчас прошу вас пройти на ковер и сделать большой круг.

Подводятся итоги занятия, беседа по вопросам:

— Понравилось вам наше занятие-путешествие?

— Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Вода какая?

— В каком виде можно встретить воду?

— Как называется путешествие капельки в природе?

Восп.: Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Кстати, завтра, 22 марта, отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей, беречь воду и водные ресурсы. Ребята, а закончим наше сегодняшнее занятие следующими словами:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить .

Наше занятие окончено. Молодцы!

Казаченко Любовь Федоровна

МБДОУ Тацинский детский сад "Колокольчик"

Ст. Тацинская, Ростовская область

Воспитатель

Конспект занятия "Волшебница вода"

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в средней группе (с использованием ИКТ)

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Расширить знания детей о свойствах воды;

Закреплять умения детей проводить опыты с водой, определяя ее свойства;

Закреплять умения детей делать самостоятельно вывод по опытно - экспериментальной деятельности.

Речевое развитие:

Закреплять навыки детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями; - учить детей рассуждать;

Обогащать словарный запас: прилагательные - жидкая, прозрачная, твердая; существительные - жидкость, цвет, запах, пар.

Художественно - эстетическое развитие:

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

Материал: Ткань, фломастеры, ложечки, коктейльные трубочки, стаканы с водой, стеклянный стакан со стеклянной крышкой, миска со льдом, горячая вода в чайничке, варенье, розетки для варенья, шприцы, салфетки, белые халаты.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы с вами не одни. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Сейчас мы вами станем исследователями. Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию и оденьте халаты. (Дети одевают белые халаты.) Для чего мы одеваем халаты? (Для безопасности, для того, чтобы защитить нашу одежду.)

Дети садятся за столы.

Воспитатель (загадывает загадку):

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять! (Вода)

Воспитатель: Правильно дети, это вода. Посмотрите, перед вами стоят стаканчики, с чем они? (С водой) Кто уже догадался, что мы будем сегодня исследовать? (Воду) Может кто - то из вас уже знает, что такое вода? (Жидкость) А почему вы думаете, что это жидкость? Как вы думаете, для чего нужна вода? (Ответы детей)

Просмотр презентации о воде «Вода - источник жизни на Земле» (1 - 11 слайд).

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Вода необходима всему живому).

Воспитатель: Ну, а теперь давайте исследуем воду. Я покажу вам знак, а вы мне скажете, как мы будем ее исследовать.

Показ слайда № 12 (знак - глаз)

Воспитатель: Так что же мы видим? (Вода жидкая, прозрачная)

Дети опускают коктейльную трубочку в стакан с водой и проверяют, действительно ли вода прозрачная.

Воспитатель: А я сейчас опущу трубочку в стакан с молоком, что можно сказать? (Трубочку не видно, молоко непрозрачное, белое)

Какая бывает вода? (Холодная, теплая)

Наливаю из чайничка в стеклянный стакан горячую воду: какую я налила воду? Как вы догадались? (Идет пар, стакан запотел) Значит, в каком виде еще бывает вода? (В виде пара)

Накрываю стакан стеклянной крышкой, снизу на крышке появляются капли воды. Дети убеждаются, что пар - это вода.

Воспитатель: А что происходит с водой зимой? (Вода замерзает, превращается в лед). Значит, в каком состоянии бывает вода? (В твердом состоянии) Проверяют.

Сделайте вывод: Вода может быть в жидком, твердом состоянии, и в виде пара.

Следующий знак (нос - показ слайда № 13)

Воспитатель: Как теперь мы будем исследовать воду? Сделайте вывод… Она не имеет запаха?

Следующий знак (рот - показ слайда № 14).

Воспитатель: Как мы будем исследовать? Попробуйте. Какого вкуса вода? Правильно у воды нет вкуса.

Воспитатель: Если мы добавим в воду сахар, то какая станет вода? (Сладкая) Если добавим соль, то какая будет вода? (Соленая) А если мы выжмем в воду сок от лимона, то какая будет вода? (Кислая) А, что нужно сделать, чтобы у воды одновременно появился вкус и цвет? (положите ложку варенья в стакан с водой и перемешайте).

Что произошло с водой? Давайте сделаем вывод… (Вода — это жидкость, не имеющая цвета, запаха, но может менять свой цвет и вкус).

Вывод - показ слайдов № 15-16

Воспитатель: Наши исследования подошли к концу. (Дети снимают халаты) Мы выходим на разминку.

Проводится музыкальная физминутка «Капелька».

Воспитатель: Теперь мы с вами переходим в творческую лабораторию.

Воспитатель: Ребята, а вы любите рисовать? А на чем вы обычно рисуете? Сегодня я предлагаю вам нарисовать необычные рисунки на ткани. Для этого вы должны отгадать загадку:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Воспитатель: Что мы будем рисовать? Нам для этого понадобиться: ткань, фломастеры и вода. Фломастерами вы рисуете свою капельку, располагая ее по середине ткани, и с помощью шприца вы капаете на рисунок, и наблюдаете за волшебством.

Прежде, чем вы начнете рисовать, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Вот помощники мои»

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели,

И работать захотели!

Дети выполняют работу.

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань.

Воспитатель: Посмотрите, какие волшебные капельки у вас получились. Ребята, вам понравилось занятие? Что мы делали сегодня на занятии? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Вы все молодцы. Давайте покажем гостям наши необычные капельки.