Кружок тестопластика в подготовительной группе детского сада. План работы кружка по тестопластике "мукосолька". Ожидаемые результаты обучения

План работы кружка по тестопластике для детей среднего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть. Но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Поэтому именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала солёное тесто.
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той
местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Преимущества солёного теста:
· можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
· легко отмывается и не оставляет следов;
· безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
· если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
· можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
· краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
· поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
· с готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть. Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая ребенка тем, что сделана его руками.
Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.
Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поэтому ребенок может спокойно заниматься лепкой.
Основными инструментами в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми.
Самое важное и ценное заключается в том, что лепка из солёного теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Тесто легко отмывается и не оставляет следов.
Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми.
Изделия, выполненные детьми, можно будет представить на различных творческих выставках. Рецепт соленого теста:
2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия не будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Актуальность . Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия тестопластикикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность . Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Синхронизирует работу обеих рук;
Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.


ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА :
Цели:
обучение детей навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста,
воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.

Задачи:

1. В игровой форме познакомить с пластическими свойствами теста, фактурой, повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций).
2. При организации работы объединять игру, труд и обучение.
3. Формировать у детей целостное представление о мире.
4. Создать условия для развития конструктивного и пространственного мышления, развития фантазии, творческих способностей.
5. Развивать общую умелость и мелкую моторику, трудовые навыки.
6. Установить атмосферу дружбы и доверия.
7. Обогатить практический опыт, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
8. Активизировать навыки самостоятельности.
9. Развивать речь.
10. развивать творческие способности, фантазию, воображение.

11. воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность

Принципы:


1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения.
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
-беседа, рассказ.
-объяснение, пояснение
-вопросы
-словесная инструкция
3.Наглядный:
-рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия)
-показ выполнения работы (частичный, полностью)

Инструменты и материалы:
Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Формы: подгрупповые

Программа рассчитана на год (62 занятия) . Занятия проводятся 2 раз в неделю по 20 минут для среднего возраста.

Программа рассчитана на год (62 занятия) . Занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 минут для старшего возраста.

Литература:

Гильмутдинова О. А. Занятия лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (программа).

Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - «Карапуз – дидактика».

Сентябрь

1 неделя

Первое занятие

Цели: Знакомство детей с формой шара; учить определять внешние признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам.

Обучение формообразующему движению – скатыванию округлых форм.

Практическая работа: Обследование предметов округлой формы различных размеров и фактур.

Лепка шаров различных размеров из теста; расплющивание шаров в круги.

Второе занятие

Учить рисовать окружность.

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре.

Учить работать кончиком кисти, для проведения тонких линий.

Обследование с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы.

Раскрашивание кругов и шариков слепленных на предыдущем занятии.

2 неделя

Тема

«Солнышко в круглой стране»

Первое занятие

Знакомство детей с формами круга и шара, учить находить между ними различия.

Обучение формообразующему движению – скатывание жгутиков.

Лепка солнышка из теста.

Дорисовывание окружностей различного диаметра.

Раскрашивание солнышка.

Составление различных образов, которые вписываются в форму круга.

Второе занятие

Развитие образного мышления, воображения.

Учить дорисовывать окружности.

Раскрашивание солнышка;

Составление различных образов,которые вписываются в форму круга.

3 неделя

Тема

«В гости в» Круглую страну» прикатился Колобок»

Первое занятие

Учить скатывать шары различных размеров.

Лепка Колобка на полянке.

Второе занятие

Учить детей смешивать на палитре новые цвета.

Раскрашивание Колобка.

4 неделя

Тема

«Жительница «Круглой страны» - Неваляшка»

Первое занятие

Учить скатывать шары различных размеров;

Учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ.

Лепка Неваляшки.

Второе занятие

Учить смешивать нужный для передачи характера цвет.

Раскрашивание Неваляшки.

1 неделя

Первое занятие

Цели:

Практическая работа: Лепка миски с апельсинами.

Второе занятие

2 неделя

Тема

«Гусеничка Соня»

Первое занятие

Лепка гусенички.

Лепка листика из цветного теста.

Лепка гусенички.

Второе занятие

Раскрашивание гусенички.

Раскрашивание гусенички.

3 неделя

Тема

«Кисть рябинки».

Первое занятие

Учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ.

Лепка из цветного теста фона.

Второе занятие

Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера.

Раскрашивание рябины.

4 неделя

Тема

«Рыбки в аквариуме».

Первое занятие

Вырабатываем навыки лепки фона на картонной основе.

Лепка фона из цветного теста.

Второе занятие

Развиваем композиционные умения при расположении рыб на картонной основе.

Раскрашивание рыб в различные цветовые гаммы.

Ноябрь.

Тема

«Ежик»

1 неделя

Первое занятие

Цели: Учим формообразующему движению - скатывание капельки. Развиваем умение при расплющивании капельки создать форму листика, вырабатываем умение лепить мелкие детали.

Практическая работа: Лепка листика из цветного теста.

Второе занятие

Продолжаем развивать композиционные умения располагая ежика на листе.

Лепка ежика с туловищем из шишки с яблочком на спине.

2 неделя

Тема

«Семья улиток»

Первое занятие

Учим раскатывать жгутик и скатывать его в спираль.

Лепка дорожки и улиток.

Второе занятие

Учим смешивать краски на палитре.

Раскрашивание изделия.

3 неделя

Тема

«Уточка на воде»

Первое занятие

Учим детей лепить уточку, используя способы, с которыми их знакомили на предыдущих занятиях.

Лепка маленького озера и уточки на нем.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре голубой и серые цвета.

Раскрашивание изделия.

4 неделя

Тема

«Черепашка»

Первое занятие

Вырабатываем умение работы с шарообразной формы.

Лепка черепашки из теста.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре различные желто – коричневые цвета.

Раскрашивание черепашки.

Декабрь

1неделя

Тема

«Рамочка для фотографии »

Первое занятие

Цели: Закрепляем все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях.

Лепка фона рамочки из цветного теста. Лепка сюжетных деталей рамочки.

Второе занятие

Развиваем чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамочки.

Разукрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Снеговик»

Первое занятие

Развиваем у детей передавать в лепке его форму и строение.

Рамочка для снеговика.

Лепим снеговика.

Второе занятие

Вырабатываем у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание и т. д.

Разукрашиваем снеговика.

3 неделя

Тема

«Новогодняя игрушка»

Первое занятие

Учим самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы.

Лепка звездочки из цветного теста.

Второе занятие

Учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

Украшение изделия.

4 неделя

Тема

«Новогодние игрушки»

Первое занятие

Учим детей лепить елку.

Лепка новогодней елочки.

Второе занятие

Учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре цветовую гамму зеленого цвета.

Разукрашивание изделия.

Январь

3неделя

Тема

«Веселый и грустный клоуны»

Первое занятие

Цели:

Лепка веселого клоуна из цветного теста.

Второе занятие

Закрепляем умения и навыки различных способов лепки.

Лепка грустного клоуна.

4неделя

Тема

«Зима. Веревочные деревья.»

Первое занятие

Вырабатываем умение на картонной основе при помощи цветного теста, сделать фон.

Лепка фона из голубого и белого теста.

Второе занятие

Учим выкладывать ветви на силуэте дерева.

Выкладывание изображения дерева из ниток при помощи приклеивания их к фону.

Тема

«Миска с мандаринами»

5неделя

Первое занятие

Цели: Учить лепить широкую невысокую посуды в определенной последовательности (скатать шар, расплющить его в диск, загнуть края).

Практическая работа: Лепка миски с мандаринами.

Второе занятие

Учить смешивать на палитре оранжевый цвет.

Раскрашивание миски и апельсинов.

Февраль

1неделя

Тема

«Три поросенка»

Первое занятие

Цели: Вырабатываем у детей умение применять в работе знакомые способы лепки.

Лепка поросят.

Второе занятие

Разукрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Сердечки ко дню святого Валентина»

Первое занятие

Учим формировать сердечки из скатанных капелек.

Лепка сердечка.

Второе занятие

Вырабатываем работы с мелкими деталями при украшении сердечек.

Разукрашивание сердечек.

3 неделя

Тема

«Мышка»

Первое занятие

Вырабатываем умение определять целое и части.

Лепка мышки.

Второе занятие

Вырабатываем умение смешивать необходимые цвета на палитре.

Раскрашивание мышки.

4 неделя

Тема

«Осьминожка»

Первое занятие

Лепка осьминога.

Второе занятие

Учим находить и получать новые оттенки при работе с красками на палитре.

Раскрашивание изделия.

Март

1неделя

Тема

«Цветочек для мамы»

Первое занятие

Вырабатываем у детей умение заполнить прямоугольный формат, закомпановав на нем цветок.

Лепка прямоугольного фона и цветка на нем.

Второе занятие

Изучаем светлую цветовую гамму.

Раскрашивание цветка.

2неделя

Тема

«Цветок для бабушки»

Первое занятие

Вырабатываем у детей умение на картонной основе при помощи цветного теста делать фон.

Лепка фона из цветного теста.

Второе занятие

Вырабатываем у детей умение заполнить круглый формат, закомпановав на нем цветок.

Лепка ландыша в круглой форме.

3 неделя

Тема

«Тарелка с фруктами»

Первое занятие

Учим передавать в лепке различия по форме и величине фруктов.

Лепка различных фруктов.

Второе занятие

Раскрашивание изделие.

4 неделя

Тема

«Жираф»

Первое занятие

Учим детей лепить жирафа и передавать характерный образ животного.

Лепка изделия.

Второе занятие

Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета.

Раскрашивание изделия.

Апрель

1неделя

Тема

« Заяц»

Первое занятие

Учим создавать характерный образ при помощи деталей.

Лепка зайца.

Второе занятие

Вырабатываем навыки смешивания необходимого цвета на палитре.

Раскрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Рыбка»

Первое занятие

Учим делению на целое и части.

Лепка различных по характеру рыбок.

Второе занятие

Знакомим с понятиями «теплая» и «холодная» цветовые гаммы.

Раскрашивание рыбок используя различные цветовые гаммы.

3 неделя

Тема

«Бабочка»

Первое занятие

Вырабатываем навыки лепки симметричных деталей.

Лепка бабочки.

Второе занятие

Закрепляем умение работы с теплыми и холодными цветами.

Закрепляем умение работы с теплыми и холодными цветами.л

4 неделя

Тема

«Лягушка – квакушка»

Первое занятие

Знакомим с характерными деталями лягушки.

Лепка лягушки.

Второе занятие

Учим смешивать различные оттенки зеленого цвета.

Раскрашивание лягушки подбирая различные оттенки зеленого цвета.

Май

1неделя

Тема

«Бабочка – коробочка»

Первое занятие

Продолжаем развивать композиционное мышление.

Лепка листика и бабочки – коробочки.

Второе занятие

Даем понятие цветовой контраст.

Раскрашивание изделие.

2неделя

Тема

«Облака – барашки»

Первое занятие

Вырабатываем умение скатывание жгутиков, и сворачивать их спиралями различными способами.

Лепка барашка.

Второе занятие

Раскрашивание изделия.

3 неделя

Тема

«Кот»

Первое занятие

Вырабатываем навыки работы по скатыванию яйцевидной формы.

Лепка кота.

Второе занятие

Учить смешивать на палитре различные цветовые гаммы.

Раскрашивание изделия.

4 неделя

Тема

«Птичка»

Первое занятие

Закрепляем знания о фигурах округлой формы.

Лепим птичку.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре различные цветовые гаммы.

Раскрашивание изделия.

Конспект занятия по тестопластике. Тема: «Чудо дерево»

Задачи :
Изобразительная:
Учить детей лепить разнообразные виды одежды конструктивным способом из двух-трёх частей (рукава у курточки, пальто; помпон у шапочки; штанишки). Учить изображать предметы в их взаимосвязи для создания пространственной композиции.
Техническая:
Закреплять технические приёмы работы с пластичным материалом - солёным тестом: раскатывание шара и сплющивать в диск (использование способов прищипывания, оттягивает и сгибания для придания диску определенной формы одежды: варежки, шапочки, колпачки); раскатывание цилиндра (столбика) и сплющивать его в ленту, опредмечивание - шарфик (использование способа сгибания ленты для получения определенной формы одежды: туфельки, сапожки). Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность и аккуратность.
Творческая:
Вынести на самостоятельной выбор ребёнка предмета одежды или обуви, изготавливаемого в технике тестопластики. Предоставить детям возможность выбора цвета и элементов украшения (бусины, бисер). Развивать фантазию, воображение.

Предварительная работа :
Беседа об одежде, обуви, рассматривают предметов одежды, обуви и их деталей в свободной деятельности и во время режимных моментов. Рассматривают динамических картин, альбомов «Одежда», «Обувь». Сюжетно-ролевые игры с куклами, одевание их на прогулку. Дидактические игры: «Угадай, чего не стало?», «Назови правильно», «Угадай по описанию». Рассматривают деревьев на участке детского сада.

Материалы, инструменты, оборудование :
Солёное тесто разного цвета в контейнерах на каждый стол, доски для лепки на каждого ребёнка, палочки-стеки, салфетки, бусины, бисер. Панно: «Дерево», выполненное в технике - лепка из солёного теста.

Ход занятия

(Дети сидят на ковре или диване, воспитатель обращает внимание на книгу и предлагает послушать стихотворения К.И. Чуковского «Чудо - дерево».)
Воспитатель : В этой книге, которую написал К.И. Чуковский, есть стихотворения с необычным название «Чудо - дерево», хотите я вам его прочитаю?
(Воспитатель читает).
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? А почему автор назвал дерево чудесным? Почему оно необычное, не такое, как на улице? Что на нём выросло?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы хотите, чтобы в нашей группе тоже появилось «Чудо - дерево»?
Ответы детей.
(Воспитатель выносит панно, на котором изображено дерево «голое» без листочков).
Воспитатель: Ребята! А что может расти на «Чудо - дереве»?
Ответы детей.
Воспитатель: Автор стихотворения придумал такое «Чудо - дерево», на котором росли чулки, башмаки, ботинки.
Воспитатель: А мы можем придумать совсем другое «Чудо - дерево». Ведь скоро зима и всем ребятам понадобится тёплая, зимняя одежда. Давайте вспомним, а что мы носим зимой? Какую одежду, обувь?
Дети: пальто, тёплые штаны и шапки, сапоги, шарфы и варежки.
Воспитатель: Давайте попробуем сделать из цветного, солёного теста все эти предметы зимней одежды, которые вы назвали! А потом мы сможем украсить ими наше «Чудо - дерево». (Воспитатель предлагает выбрать понравившийся цвет теста и слепить шапочку или пальто, тёплые куртку пуховик).
Воспитатель: Чтобы сделать пальто или курточку понадобятся 3 шарика из теса: один побольше, а два поменьше. Чтобы сделать шапочку с помпончиками понадобится 2 шарика из теста: один побольше, а другой поменьше. Чтобы сделать пальто надо немного оттянуть краешки ту каждой из трёх деталей и прикрепить две меньшие детали к большей по краям. Принимаем крепко, но аккуратно. Получается пальто с рукавами. Если вы задумали сделать шапочку, то возьмите большую лепёшечку и прижмите её у пальчики, чтобы она выгнулась, а затем прикрепите сверху маленькую лепёшечку, это - помпон. Из лепёшечки легко можно сделать варежку, если сбоку немного оттянуть кусочек теста, у варежки это место для пальчика. Так же можно сделать шапочку-колпачок. Если вы хотите сделать шарфик, то скатайте колбаску из теста(цилиндр). Потом её надо сплющить пальчиками и получится как будто ленточка. Это и есть шарфик. Если раскатать две толстые колбаски, расплатиться их и потом аккуратно прижать друг к другу, то получаются штанишки. Из двух колбасок потоньше можно сделать сапожки. Надо также расплющить колбаски и загнуть с одного края.
(Дети начинают лепить задуманное, воспитатель подходит и помогает с выбором поделки и способом выполнения).
(Когда воспитатель видит необходимость, он проводит пальчиковую игру).
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они продолжат
И лепить, и украшать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и развиваются кулаки. Упражнение можно повторить несколько раз)
Воспитатель: Я вижу, вы быстро справились и теперь можно украсить предметы одежды, выполненные из теста. Для этого я дам вам бусинки, бисер. Можно украсить поделку по краям, можно сделать пуговки или просто украсить бусинами, как горошками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто что сделал! Несите досочки со своими работами сюда.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы)
Воспитатель: Вы все молодцы, но сейчас мы не можем повесить одежду и обувь на дерево. Тесто ещё мягкое(сырое), поделки надо высушить. Завтра мы ещё раз поговорим о нашем «Чудо - дереве» и нарядим его

Утверждено

приказом № _____ от _______

заведующий Центр развития –

Детский сад «Родничок» № 18

Л.Г. Ясакова

Программа

по дополнительному образованию

лепка из соленого теста «Тестопластика»

на 2013 - 2014 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Актуальность . Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Цель программы : создание воспитательной среды для развития творческой личности через занятия тестопластикой.

Задачи программы :

  • Воспитать личность способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;
  • Создать условия для личностного развития ребёнка через приобщение его к творчеству тестопластики;
  • Способствовать овладению основными приёмами и технологиями тестопластики.

Программа рассчитана на год и поделена на II этапа

I этап – общая подготовка. Ребёнок, прошедший её может иметь полное представление об историческом развитии искусства тестопластики, не в полной мере владеет техникой выполнения и ещё не готов для самостоятельного выполнения предметов утилитарного назначения.

II этап. Ребёнок занимается совершенствованием и усложнением изучаемых приёмов, с историей тестопластики.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Программа предусматривает 34часов в год.

Принципы:

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  • Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  • Принцип обогащения сенсорного опыта.
  • Последовательности и систематичности.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.

Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

Формы:

  • Индивидуальные
  • подгрупповые
  • групповые

Средства:

  • соленое тесто
  • стеки
  • доски
  • кисти
  • краска гуашь
  • шаблоны

Преимущества соленого теста:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4.Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6.Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепт соленого теста : 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки . Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка . Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка . Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
  • Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
  • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая моторика рук.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Средний уровень:

  • Умение раскатывать тесто прямыми и круговыми движениями
  • Умение раскатывать тесто в тонкий жгут.
  • Внимателен, выполняет инструкции взрослого.
  • Активен, заинтересован.
  • Знает начальные принципы композиции.

Высокий уровень:

  • В совершенстве владеет навыками работы с тестом.
  • Заинтересован, увлечен.
  • Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью теста.
  • Старается вносить в работу элементы творчества.
  • Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.
  • Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
  • Изготавливать различные тематические аппликации.
  • Составлять орнаменты и лепить посуду.

Средства диагностики:

  • Анализ анкет учащихся.
  • Отзывы родителей.
  • Тестирование (моторика ребёнка).

Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в окружных и городских выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.

Используемая литература:

  1. Коньшева К. П. «Лепка в начальных классах».
  2. Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.
  3. Журнал «Школа» №1, №2 2004г.
  4. Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г.
  5. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».
  6. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста.
  7. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”.
  8. ЛежневаС.C., И.И. Булатова “Сказка своими руками” Минск 1994.
  9. Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2006.
  10. Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие. Вводное занятие по технике безопасности. Из истории тестопластики.

сентябрь

Технология изготовления солёного теста. Осенние листья.

сентябрь

Различные рецепты изготовления теста. Роспись композиции «Осенние листья».

октябрь

Лепка композиции «Корзинка с фруктами»

октябрь

Раскрашивание композиции «Корзинка с фруктами»

ноябрь

Медальон (Из цветного теста)

ноябрь

Раскрашивание композиции «Моей единственной маме»

ноябрь

Ваза (объёмная лепка)

декабрь

Раскрашивание вазы

декабрь

Новогодний серпантин (Цветное тесто)

декабрь

Новогодние подарки (фоторамка «ночь»)

декабрь

Подсвечник «Восточная сказка»

январь

Карандашница (объёмная)

январь

Аквариум

январь

Раскрашивание композиции «Аквариум»

февраль

Выполнение цветов на (плоскости).

февраль

Составление общей композиции из цветов

февраль

март

март

Пасхальное яйцо

март

Подставка под пасхальное яйцо

апрель

Изготовление композиции «Весна - красна»

апрель

Раскрашивание композиции «Весна - красна»

апрель

Любимые герои из сказок (предметная картинка)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 37"

Перспективный план работы кружка по тестопластике "Мастерилка"

на 2016 - 2017 учебный год

Руководитель: воспитатель Щучкина М.Л.

Количество детей: 12 человек

Задачи:

1. Закрепить разнообразные знания, умения, навыки, полученные на занятиях по лепке в других видах деятельности.

2.Продолжать знакомить детей с разнообразными предметами окружающего мира, их свойствами.

3. Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий, организовывать с детьми выставки детских работ.

4. Развивать фантазию, воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

5. Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

сентябрь

Организационный месяц. Подготовка условий. Адаптационный период для детей.

"Осенний натюрморт"

Подготовка солёного или заварного теста

Учить детей создавать натюрморты из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику(самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки). Развивать композиционные умения - размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию.

1. Чтение стихотворения У.Рашид

2.Знакомство с понятием "натюрморт".

3. Объяснение задачи занятия детям.

4. Работа детей группами над натюрмортом.

5. Обсуждение и рассматривание натюрмортов.

6. Чтение стихотворения В.Набокова "Кто выйдет по утру?"

Солёное тесто, тарелки пластиковые или керамические для составления композиций.

Выставка детских работ

"Осенний натюрморт" для родителей.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Мы на луг ходили, мы лужок лепили"

(коллективная композиция)

Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций, изображающие весенний и летний луг; рассматривание изображений луговых растений; беседа о луговых насекомых и растениях, о том, что делают на лугу взрослые люди или могут заниматься дети. Подготовка основы для лепной панорамы "Мы на луг ходили".

Учить детей лепить по выбору луговые растения и насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски. Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

1. Чтение стихотворения Г.Галиной "Весёлый бал".

2. Беседа о луговых растениях, насекомых.

3. Демонстрация незавершённой панорамы "Наш лужок", предложение её закончить.

4. Работа по выбору материала, лепка.

5.Оформление работ на панораме "Мы на луг ходили"

6. Чтение стихотворения И. Бунина

Цветное солёное тесто, стеки, дощечки, салфетки, бисер и мелкие пуговицы (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых - глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктельные трубочки, палочки(для устойчивых и гибких стебельков)

Лепная панорама "Мы на луг ходили".

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Звонкие колокольчики".

Рассматривание колокольчиков, обследование и описание формы, поиск аналогий по форме и названию; совершенствование техники скульптурной лепки; беседа о предстоящем празднике, подготовка эскиза и плана оформления помещения к праздничным утренникам; выкладывание узоров из разных элементов.

Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок. Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, проекций; воспитывать аккуратность.

1. Обсуждение способа лепки, показ техники и комментарий производимых действий.

2. Самостоятельная лепка детьми колокольчиков.

3. Украшение работ.

4 Выставка колокольчиков из солёного теста.

5. Загадывание и отгадывание загадок на зимнюю тему.

Солёное тесто, стеки, колпачки фломастеров или авторучек для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10 - 15 см или ленточки.

Лепные колокольчики для украшения интерьера или ёлки.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Кружка для папы"

Беседа о дне защитников Отечества, о папах, дедушках "Защитников" семьи. Рассматривание разных кружек фабричного производства с рисунками и вензелями.

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструированным способом, точно передавая форму, величину в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

1. Чтение рассказа

Г.Р. Лагздынь "Дедушкина кружка"

2. Беседа о прочитанном.

3. Обсуждение способов лепки кружки, показ.

4. Украшение и лепка работы.

5. Составление красивых, ласковых поздравлений для пап и дедушек.

Солёное тесто, клеенки, стеки, салфетки. Разные кружки фабричного производства с "мужскими" элементами декора и вензелями. Азбука с письменными и печатными буквами для вензелей.

Подарок для папы или дедушки - кружка.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Ваза для мамочки"

Беседа о мамах и о том, как мы можем их поздравить с женским праздником 8 Марта. Рассматривание разных предметов посуды.

Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные предметы в подарок близким людям. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия за счёт изменения длины исходных деталей - "колбасок". Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

2. Объяснение нового способа лепки полых сосудов из колец.

3. Украшение вылепленных предметов плоским или рельефным орнаментом(растительным, зооморфным, геометрическим или смешанным)

4. Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь "В мамин праздник"

Солёное тесто, скалка, салфетка, клеенка, красивые бусины, пуговицы, бисер и узкая тесьма для оформления ваз

Вручение подарков мамам.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Листья танцуют и превращаются в деревья"

Подготовка пластины - основы для рельефных композиций

Вызвать у детей желание делать лепные картинки. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.

1. Рассматривание изображений листьев, предложение слепить их.

2. Повторное рассматривание изображений.

3. Рассказ воспитателем последовательности работы и приемов.

4. Лепка детьми листочков и превращение их в деревья.

5. Любование лепными картинками друг друга

Солёное тесто, картонные или керамические для будущих лепных композиций, стеки, салфетки. Календари, художественные открытки с изображением весенних деревьев и листьев.

Лепные картины "Танцующие деревья"

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Муравьишки в муравейнике"

Беседа о своеобразии коллективной жизни муравьёв. Освоение техники папье - маше на воздушных шариках и плоских формах. Занятие по ознакомлению с техникой изготовления бумаги.

Познакомить детей с новой техникой создания объёмных образов папье - маше (лепка из бумажной массы). Учить лепить мелких животных (насекомых), передавая характерные особенности строения и окраски. Воспитывать интерес к природе. Развивать согласованность в работе глаз и рук.

1. Изготовление "бумажного теста".

2. Беседа о своеобразии внешнего вида муравьёв и муравейника.

3. Обсуждение способов лепки,.

4. Лепка муравейника и муравьёв из "бумажного теста".

5. Установка муравейника на лепную панораму "Наш луг"

Мягкая рыхлая бумага, пригодная для утилизации, пластиковые ванночки, коробочки для смешивания бумажной массы, баночки с водой, клейстер (из муки или крахмала), дощечки, салфетки, бисер, пуговицы, зубочистки, столовые ложки.

Муравейник с муравьями на лепной панораме"Наш луг"

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Бабочки красавицы"

Наблюдение за бабочками в летнее время. Рассматривание изображений бабочек в научно - популярных иллюстрированных изданиях для детей. Раскрашивание в книжках и альбомах - раскрасках. Чтение стихотворений

В. Набокова "Бабочка", "Ночные бабочки"

Учить детей лепить красивые предметы в подарок. Закрепить умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение пластическими и аппликативными умениями, способность к интеграции - раскрытию одного способа разными средствами.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой "Портрет бабочки".

2. Постановка задачи перед детьми.

Выбор детьми материалов и создание портретов бабочек.

4. Экспресс - выставка "Бабочка красавица"

Для лепки - цветной картон или плотная цветная бумага А4, солёное цветное тесто, стеки, колпачки фломастеров, пуговицы, бисер, мягкая проволока. Для аппликации - цветная бумага разного формата на выбор детям, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки.

Открытки с изображением бабочки.

Ирина Кульга
Программа кружковой работы по тестопластике в старшей разновозрастной группе 5–7 лет «Азбука соленого теста»

Комочек соленого теста –

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Пояснительная записка

Лепка из соленого теста – древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней.

Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамы - что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста - доступное занятие для взрослых и детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души: активизируется работа пальцев рук, мозга, идет полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Направленность программы: по доминирующей деятельности программа творческая, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Цель программы.

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности, помощь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации.

Задачи программы.

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Принципы построения программы:

1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что-либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? как? Что бы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному - важное условие при обучении лепке.

4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.

5. Принцип цикличности. Построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

6. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того, дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаем ребенка не только тому,что он сможет усвоить без труда, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполнит эту работу с помощью взрослого, а завтра это сможет сделать сам.

Методы и приемы

1. Последовательное знакомство с различными способами лепки:

Конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей.

Скульптурный – изделия выполняют из целого куска.

Комбинированный – этот способ лепки включает в себя как конструктивный, так и скульптурный. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2. Словесные методы:

Беседа, рассказ;

Объяснение, пояснение;

Вопросы;

Словесная инструкция.

3. Наглядные методы:

Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

Показ выполнения работы (частичный, полный);

Работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами непосредственной образовательной деятельности детей:

Формированием элементарных математических представлений

Развитием речи

Художественной литературой

Физической культурой.

Ожидаемые результаты обучения.

должны знать:

Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

Условия проведения кружка по тестопластике.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, во вторую половину дня. Длительность занятий в зависимости от возраста.

При организации занятий кружка, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку, творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого доступного задания, постепенно усложняя его.

5. Поощрять инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновлять детей на новые достижения в творчестве - главное руководство в работе кружка.

(1–й год обучения)

Сентябрь 1 «Король Соленое Тесто приглашает друзей». Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

2 «Вкусное печенье». Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

Октябрь 3 Угощение для кукол «Плюшки-завитушки». Показать приемы лепки различных продуктов. Развивать умение лепить из теста, приучать воспитанников к аккуратной работе за столом. Формировать положительное отношение к труду пекаря, воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

4 Раскрашивание угощений для кукол «Плюшки-завитушки». Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Учить детей доводить начатое дело до конца, изготавливать атрибуты для предметно-развивающей среды группы и сюжетно-ролевых игр.

Ноябрь 5 «Гроздь рябины». Продолжать учить воспитанников особенностям лепки из теста. Формировать умения лепить мелкие детали и создавать заданную композицию.

6 Раскрашивание «Грозди рябины». Учить раскрашивать изделие после просушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы, умение содержать свое рабочее место в порядке. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Декабрь 7 Новогодняя поделка в подарок родителям «Сапожок». Учить детей замешивать тесто самостоятельно. Развивать мелкую моторику рук при замешивании теста. Формировать умения изготавливать снежинки из тонких колбасок. Развивать самостоятельность и фантазию.

8 Раскрашивание и завершение новогодней поделки «Сапожок». Учить доводить начатое дело до окончательного его завершения. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Учить радоваться результатам своего труда.

Январь 9 «Нарядная ёлочка». Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения - шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

10 Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка». Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.

Февраль 11 «Кружка для папы». Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

12 Раскрашивание красками «Кружки для папы». Продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Март 13 «Букет в вазочке» (подарок мамам и бабушкам). Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

14 «Подковка на счастье». Учить лепить из цветного соленого теста, раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Апрель 15 «Мышонок на сыре» (цветное тесто). Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

16 «Звездное небо». Уточнить представления о космосе, Вселенной. Развивать познавательную деятельность. Учить детей создавать красивую композицию.

Май 17 «Бабочка-красавица в рамочке». Закреплять знания о строении бабочки. Развивать зрительную память, воображение, внимание, художественный вкус, мелкую моторику рук, связную речь. Учить лепить бабочку из соленого теста и рамочку для оформления готового изделия. Учить детей обмазывать рамку из толстого картона соленым тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой.

18 Раскрашивание «Бабочки-красавицы в рамочке». Учить детей раскрашивать готовое изделие из соленого теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда.

Планирование работы кружка «Азбука соленого теста»

(2–й год обучения)

Сентябрь 1 Овощи и фрукты. Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т. д.

2 Раскрашивание вылепленных овощей и фруктов. Учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять детей в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Октябрь 3 Гусеница на осенних листочках. Закреплять умения и навыки в лепке из соленого теста. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, внимание и наблюдательность.

4 Раскрашивание «Гусеница на осенних листочках». Закреплять умения воспроизводить последовательность всех действий при составлении композиции. Учить раскрашивать готовое изделие в соответствии с цветом, передавать характерные особенности с помощью красок.

Ноябрь 5 Ежик. Формировать навыки раскатывания соленого теста с помощью скалки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. Научить детей делать иголки ежику с помощью ножниц. Дополнить работу грибочками и яблочками.

6 Сказочное дерево (коллективная лепка из цветного соленого теста). Продолжать учить замешивать цветное соленое тесто, катать колбаски из нескольких цветов. Учить детей использовать в работе скалку, стеку, чеснокодавилку. Развивать чувство коллективизма.

Декабрь 7 «Снеговик». Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

8 Раскрашивание красками «Снеговик». Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Январь 9 Снежинка. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

10 Раскрашивание «Снежинки». Учить детей раскрашивать готовую снежинку техникой набрызг, после чего прорисовывать тонкой кистью детали (глаза, нос, щеки).

Февраль 11 «Сердечко» на День святого Валентина. Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону из цветного соленого теста, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Воспитывать интерес к творчеству. Учить украшать сердечко розами и листочками, декоративными украшениями.

12 «Брелок» в подарок папе на 23 февраля. Продолжать учить детей приемам лепки из цветного теста катать колбаску, далее из колбаски формировать букву на шаблоне из картона. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира (вдавливать различные предметы в тесто: гвоздики, шурупчики, болтики, скрепки, кнопки и т. д.).

Март 13 «Бусы» в подарок маме. Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

14 Панно-пособие «Часы-солнышко» (коллективная работа из цветного теста). Продолжать обучать детей приемам изготовления поделок с использованием цветного соленого теста. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, чувство формы. Развивать композиционные и эстетические чувства, чувство красоты. Формировать представление о единицах измерения времени, навык планирования своей деятельности, умение работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы.

Апрель 15 «Весёлые человечки». Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Учить работать коллективно.

16 Раскрашивание красками «Весёлых человечков». Формировать навыки аккуратности при работе с красками. Научить видеть конечный результат задуманной работы. Дополнять работу, украшая одежду своих человечков.

Май 17 Подсолнухи. Развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус, мелкую моторику рук. формировать навыки ручного труда.

18 Раскрашивание «Подсолнухов». Способствовать развитию чувства композиции. Продолжать учить детей раскрашивать изделие после просушки, подбирать краски, характерные для раскраски подсолнухов. Воспитывать аккуратность, желание сделать приятное близкому человеку.

В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.

I этап (начальный)

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.

На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т. д., при этом они проявляют элементы творчества.

Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

II этап (промежуточный)

Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т. д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

III этап (завершающий)

Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной, вариантностью, гибкостью, подвижностью.

Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводится как по заданию, так и по замыслу детей.

В работе с дошкольниками используются такие формы организации художественно-творческой деятельности, как: создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т. д.

Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.