Методы развития кругозора у дошколят. Методы познавательного развития дошкольников

Детей 5-6 лет пора начинать готовить к переходу в первоклассники. Залог успешной учебы в школе закладывается в указанном возрасте. Развивающие занятия помогут осуществить качественную подготовку ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке.

С 5-ти летнего возраста дети обучаются с удовольствием

Занятия с детьми позволят повысить интерес к процессу обучения и школе, если будут организованы интересно и качественно. Учителями начальной школы отмечается, что дети 5-6 лет, при обучении которых применялись развивающие методики, отличаются повышенной работоспособностью, позитивным настроем, аккуратностью и организованностью.

Особенности развития малышей в 5,6 лет

Занятия, нацеленные на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые. В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет анализировать ситуации, дает объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям. У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается ответственность.


В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться

Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в творчестве.

Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми.

В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят посредством игр и общения. Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой результата.

Что должны знать родители

В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.

Игра на развитие произношения

За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:

  • поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
  • общение с окружающими людьми;
  • какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
  • насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.

Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. , помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.

Целевая направленность занятий

Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно, перевести игровые формы в обучающие. Такой переход осуществляется без напряжения и без проблем.


Развивающая игра для детей 5-6 лет

Задания представлены в виде разгадывания загадок, раскрашивания картинок. Затем ребенком осваиваются прописи. Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.

В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

  • развивать познавательный интерес;
  • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
  • задания должны способствовать положительному отношению к будущему школьному обучению.
Игра на тренировку памяти

В программе для указанной возрастной группы должны быть задания:

  • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную базу при обучении чтению, русскому языку, развивают речь детей.
  • математического направления - начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
  • по формированию интереса к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по экологии.
  • по исследованию физической составляющей простейших бытовых явлений и астрономических знаний.

Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами до двух часов – они не устанут. Причем концентрация внимания в течение этого времени не снижается. Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.

Что нужно учитывать при организации занятий

Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

Интеллект ребенка определен такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.

Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.


Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

Данная направленность действий предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться любые задания, причем независимо от того интересно оно или нет.

Особенности восприятия информации в 5-6 лет

Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:

  • проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
  • умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
  • распределение внимания на два и более объекта.

Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям, ускорение мыслительных процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства прекрасно развиваются в процессе выполнения развивающих упражнений.


Игра на понимание ситуации

Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.

Какие формы занятий наиболее подходящие

Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, . В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.


Художественное творчество - великолепный способ развития способностей

Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.

Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.

Похожие материалы

Введение.

“Берегите здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Вызвать у ребенка интерес к собственному здоровью, желание его укреплять помогают познавательные занятия из цикла “Познай себя”. На таких занятиях дети в доступной игровой форме получают первичные знания о своем организме. Любимые герои из сказок дают советы о том, как нужно заботиться о своем организме, чтобы расти здоровыми. Предлагаемое занятие относится к данному циклу.

Познавательное занятие “Давайте расти здоровыми!”

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цели и задачи:

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, пребывании на свежем воздухе, соблюдении гигиены, о значении активных физических упражнений и труда, положительного эмоционального состояния. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы оздоровления, прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Оборудование:

Чемоданчик Айболита, в котором фрукты, готовый напиток из плодов шиповника, луковицы для посадки; “Чудесный мешочек” с туалетным мылом, расческой, зубной пастой и зубной щеткой.

Ход занятия

В группу входит Айболит.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Когда мы встречаем знакомого человека мы говорим ему “здравствуй”. А что это означает? (Мы приветствуем человека и желаем ему крепкого здоровья).

Ребята, кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда все получается)

Айболит осматривает детей: отмечает, кто бледный, а у кого румяные щечки, трогает мышцы рук и ног, выясняет крепкие они или слабые. Спрашивает у детей, часто ли они болеют.

А знаете, ли вы, ребята, как можно укрепить свое здоровье? Что для этого нужно делать? Часто люди сами виноваты в том, что болеют, т.к. они не заботятся о своем здоровье – одеваются слишком тепло, боятся выходить на улицу в плохую погоду. А ведь солнце, воздух и вода – лучшие помощники и друзья не только животных и растений, но и человека. С ними необходимо подружиться. А еще нужно закаляться и заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать правила гигиены. Это нужно делать каждый день. Давайте начнем с самого утра.

Пальчиковая гимнастика “Утречко”.

Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей.
Вставай, большак! Вставай, указка!
Вставай, середка! Вставай, сиротка
И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

Все проснулись, потянулись, а теперь поспешим на веселую зарядку.

Солнце глянуло в кроватку,

Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении.

Ребята, мой друг Мойдодыр передал вам вот этот чудесный мешочек. Как вы думаете, что в нем? А хотите посмотреть, что там лежит?

В чудесном мешочке туалетное мыло, расческа, зубная паста, зубная щетка. Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет.

Какой молодец Мойдодыр! Скажем ему спасибо за столь необходимые предметы. Ведь чистота – залог здоровья. Кроме того, умывание – прекрасная закаливающая процедура. А еще, нужно загорать, купаться в речке, бегать босиком по траве. Но ведь не всегда есть такая возможность. Ребята, а как еще можно закаляться? Что вы для этого делаете в группе? (Воздушные ванны, солевые дорожки, ребристые коврики, самомассаж, дыхательная гимнастика)

Дети читают стихотворения и поговорки.

Все, кто хочет быть здоров,
Закаляйтесь вы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий,
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.

Поговорки:“Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение”.

“Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйся постепенно”.

Ребята, а как вы питаетесь? Какие полезные продукты вам дают в детском саду? (Салаты из овощей, запеканки, молочные каши, компоты, соки и т.д.) Вот сколько полезных продуктов получаем мы в детском саду. И основной продукт, который делает нас сильными, помогает расти и развиваться и без которого любое блюдо кажется невкусным, - это… (хлеб). Есть очень хорошая пословица о хлебе: “Хлебушек – от земли, а силушка – от хлеба”. Дети, а что еще необходимо нашему организму для здоровья и роста? Очень важно принимать витамины. Это такие вещества, которые нужны организму для повышения работоспособности, сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Они способствуют росту нашего тела. Больше всего витаминов содержат овощи и фрукты. В какое время года больше витаминов поступает в наш организм? (летом и осенью) А зимой и весной витамины покупают в аптеке.

Айболит достает луковицы лука и советует ребятам посадить их, чтобы выросла зелень, которая очень полезна для здоровья, т.к. в ней много витаминов. В заключении Айболит угощает ребят фруктами, витаминным напитком из шиповника.

Ребята, сегодня вы много узнали о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. А угрюмый, злой человек может принести нам здоровье?

(Нет, конечно же, нет).

Давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение. Доброго вам всем здоровья!

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в космос и т.д.).

В основной части происходит решение поставленной задачи, Может быть организовано «пошаговое» решение, т.е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач в русле познавательно-игровой ситуации. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

Например: чтобы помочь собачке построить домик, необходимо сначала сделать чертеж домика с учетом заданной формы, пространственных и размерных соотношений, затем подобрать строительные детали нужного размера, формы, цвета и в необходимом количестве (если нужной детали нет, то сделать ее из подходящего материала) и, наконец, построить домик по чертежу. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.

Рассмотрим специфику использования игровых приемов и игрового в ходе познавательного занятия.

Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской фирмы «Лего» и его российские аналоги. Это яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, удары, цифры, буквы, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми учатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами и буквами, логическими закономерностями работы с ними; осваивают сенсорные эталоны -- цвет, форму, величину, расположение в пространстве Лего-детали дают ребенку возможность самому построить смысловой, сериационный и числовой ряд, найти отрезок, точку, линии пересечения. Лего-детали с цифрами и буквами, используемые вместо традиционной кассы цифр, помогут малышу в игровой форме освоить начала математики: последовательность чисел, понятие смежных чисел, использование знаков «больше»-- «меньше» и многое другое. Главное -- заразил, ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться: считать, строить геометрические фигуры и даже читать схемы и чертежи.

Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша». Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные); цветом (красные, желтые, синие); размером (большие и маленькие); толщиной (толстые и тонкие).

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами и, или, частицей не и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления, сенсорных и математических представлений. Дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач, -- выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

С блоками Дьенеша можно организовать интересные, многовариативные игры на занятиях, в совместной со взрослым и самостоятельной познавательной деятельности детей. Разрабатывая многовариативную игру, воспитатель обеспечивает длительный интерес ребенка к познавательной задаче и возможность дифференцированного подхода к детям в соответствии с уровнем их познавательного развития.

Игры на умение классифицировать по одному или нескольким признака.

Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера. С математической точки зрения палочки -- это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3,.. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.

Игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости.

Как вариант включения ребенка в проблемно-игровую ситуацию на занятии можно организовать моделирование.

Моделирование -- наглядно-практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности. Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений -- отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения -- план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления* Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие.

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.

В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель представляется полностью, объясняется се структура, содержание.

Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности. Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае -- обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.

Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям-мастерам предлагается помочь фес Времени, используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание. обосновывают выбор материала и конструкции.

Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.

Проблема -- вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Игровая проблемная ситуация -- теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.

Варианты проблем:

  • -- связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникают вопросы: что это такое? Почему так происходит? (Разные игрушки прыгают в воду: металлический солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и пластмассовая уточка плавают.);
  • - после освоения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (если «гости» с тремя углами -- семья треугольников, то как называется семья «гостей», у которых четыре угла);
  • -- для осознания факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений (Незнайка и Кнопочка измеряли один и тот же стол разными мерками. Почему получились разные показатели?);
  • - Игровые логические задачи и задания включаются в познавательные занятия в старших группах для формирования у детей компонентов логического мышления. В ходе них ребенок учится выстраивать логические цепочки. Существуют несколько видов логических задач и заданий» которым можно придать соответствующий игровой характер (дидактическая игра, игровое упражнение).

Классификация -- объединение объектов и явлений на основе их сходства. Сходство бывает по форме, цвету, размеру, назначению (посуда, обувь, игрушки)* понятийному признаку (многоугольники, числа, геометрические фигуры, растения, животные) и т.д. Классификация различается по степени сложности процедуры: по одному признаку (все квадратные); по 2--3 признакам (синие большие треугольники); на основе отсутствия (исключения) признака (не красные, не круглые).

Игровые ситуации: посели ЖИЛЬЦОВ в домики, разложи предметы по полкам (шкафам), помоги кукле устранить беспорядок, возьми в поход (на огород, в лес, шкоду и ТЛ) нужные вещи и т.п.

  • 2. Сериация -- составление сериационных рядов по различным признакам:
    • -- цвет (от самого бледного до самого яркого);
    • -- размер (от самого узкого до самого широкого);
    • -- форма (от самого многоугольного до самого малоугольного);
    • -- фактура (от самого шершавого до самого гладкого);
    • -- количество (от карточки с наименьшим количеством кружков до карточки с наибольшим количеством).

Сериация также различается по степени сложности процедуры: по одному признаку, по двум признакам (от самого низкого и тонкого до самого высокого и толстого), потрем признакам.

Игровые варианты: построй лесенку для петушка, помоги встать матрешкам по порядку, помоги Машеньке спуститься с горы и ТА

3. Выводы и умозаключения

А. На основе классификации, сериации, моделирования, экспериментирования и т.д.

Света выше Любы, а Люба выше Наташи, что можно сказать про Свету и Наташу?

Может ли Незнайка положить в группу красных многоугольников красный круг, синий квадрат, красный треугольник? Почему?

При делении предмета на равные части: что больше -- две четверти апельсина или половина? Почему? Можно ли составить целый круг из трех половин? При каких условиях?

Б. На основе системы рассуждений.

От причины к следствию: «Посмотрите, в сказочной стране прошел снег, он падает на дома, деревья, землю. Что изменится?», «Медвежонок говорит, что наступила осень, поэтому...».

От следствия к причине: «Белочка проснулась утром и увидела, что все кругом белое. Как вы думаете, что случилось ночью?». «Птички вьют гнезда потому что...».

4. Ассоциации

Можно использовать «метод ассоциаций», предложенный Я. Буш. Отталкиваясь от исходного слова, дети с помощью педагога составляют цепочку слов (с опорой на предметные картинки). Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а последнему слову.

Например, к картинке с изображением подбираются другие карточки, которые вставляются в окошки «поезда».

Воспитатель. Что сюда подходит: цыплята или медведь?

Дети. Цыплята.

Воспитатель. Что сюда подходит: галоши или солнце?

Дети. Солнце.

Воспитатель. Что сюда подходит: блин или чемодан?

Дети. Блин.

Воспитатель. Что сюда подходит: хлеб или песок?

Дети. Хлеб.

Воспитатель. Что сюда подходит: плита или кровать?

Дети. Плита

Воспитатель. Что сюда подходит: туалет или кухня?

Дети. Кухня.

Затем детей просят посмотреть на «пассажиров» паровоза и запомнить их. После этого воспитатель заменяет какую-нибудь карточку на символ и просит угадать, кто или что спряталось в этом вагончике. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

Познавательная деятельность – это процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим – дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.

Основы познавательного развития

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Познавательное развитие включает:

  • формирование мотивации к познанию;
  • организацию познавательных действий;
  • развитие творческой фантазии и деятельности;
  • становление самосознания;
  • формирование начальных представлений о себе и других людях.

Методы познавательного развития дошкольников

Чтобы дети дошкольного возраста полноценно развивались, образовательный процесс должен включать различные познавательные занятия и упражнения, как совместные, так и самостоятельные.

Организация познавательных занятий

Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.

Структура занятия:

  1. Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.
  2. Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.
  3. Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.

Организация совместных занятий

Совместные занятия проходят в форме сюжетно-дидактических игр. Педагог или воспитатель вовлекает детей в игру, показывая собственную заинтересованность и увлеченность. Кроме того, воспитатель может включиться в уже созданную детьми игру, направляя ее ход изнутри, в качестве компаньона.

Организация самостоятельных занятий детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать с другими детьми — кооперироваться и соревноваться.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников являются:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • поисковая и исследовательская работа;
  • проектная работа;
  • игровые технологии.

Проектная работа

Проект – это определенный комплекс действий, организованный педагогом или воспитателем и выполняемый детьми. Воспитатель создает условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя практический опыт путем поиска и экспериментов. Проектная деятельность предполагает совместную работу всех участников.

Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

Младшие дошкольники активно интересуются всем, что происходит вокруг. Каждый день они открывают новые для себя предметы и явления, устанавливают взаимосвязи между ними, их сходства и различия. Именно этот возрастной период характеризуется наблюдательностью, достаточно устойчивым вниманием, развитием аналитических способностей и готовностью к совместным занятиям. Метод проекта предполагает использование различных технологий исследовательской работы и прекрасно подходит для совместных занятий педагога с детьми.

Одной из важнейших задач воспитателя при организации проектной работы является поддержание инициативы ребенка, которая всегда содержит познавательный компонент.

Проектный метод может применяться в занятиях с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Однако задачи и цели исследовательской деятельности различаются и зависят от возраста.

Для малышей в возрасте от 3,5 до 5-ти лет лучше подходит подражательно-исполнительский метод взаимодействия, когда они принимают участие в проекте, выполняя указания взрослого или подражая ему. Такой метод хорошо подходит для маленьких детей, так как у них все еще сохранена потребность в подражании взрослым.

Для детей в возрасте 5-6-ти лет больше подойдет развивающая деятельность. В таком возрасте дети уже умеют взаимодействовать, согласовывать действия и помогать друг другу, реже просят взрослых о помощи. Дети могут самостоятельно понять задачу и выбрать наиболее подходящие способы ее решения.

Творческая деятельность наиболее типична для детей 6-7-ми лет. Задача взрослых в данном случае развивать и поощрять творческую активность детей. Также очень важно создать необходимые условия для самостоятельного поиска задачи или проблемы, содержания деятельности, поиска наилучших способов для работы.

Не менее важной для дошкольников являются такие виды деятельности, как эксперимент и исследование. Здесь дошкольники могут удовлетворить характерную для них любознательность, попрактиковаться в определении причинно-следственных связей, расширить кругозор, а соответственно, достичь высокого интеллектуального развития.

Экспериментирование

Это форма исследовательской деятельности, целью которой является преобразование вещей и процессов. Экспериментирование можно рассматривать как один из наилучших методов познавательной деятельности дошкольников. Эксперименты – это увлекательные занятия, которые развивают любознательность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность.

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

Исследование

Цель исследования — освоение ребенком различных способов воплощения познавательных инициатив. Определение и решение задачи дети осуществляют путем поиска.

Исследовательская активность является естественной для ребенка – он стремится к познанию, совершает действия и смотрит на результат, экспериментирует с предметами, изучает причины явлений. Поисковая и исследовательская активность – это основной источник информации для ребенка об окружающих его объектах, поэтому основной задачей родителей, воспитателей и педагогов является помощь в проведении таких исследований. Очень важно помочь детям правильно выбрать объект для исследования и способы его изучения, а также оказать помощь в сборе данных и представлении результатов.

Одним из видов экспериментальной деятельности являются опыты – их можно проводить вместе с руководителем или самостоятельно. Проведение опытов проходит в несколько этапов:

  1. Определение цели.
  2. Выбор средств решения задачи.
  3. Проведение опыта.
  4. Фиксирование наблюдений.
  5. Формулирование выводов.

Опыты формируют способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учатся делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

Игровые технологии

В стимулировании познавательного интереса у дошкольников неоценимое значение имеют игровые технологии. Игра – эмоциональная деятельность, которая способна даже очень скучную информацию сделать яркой и запоминающейся. Она активизирует множество психических процессов – интерес, внимание, мышление, восприятие и запоминание, способствует развитию самостоятельности и инициативности. В процессе игры дети испытывают интерес, радость и чувство удовольствия, что в свою очередь облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации. Игры являются ведущим методом развития познавательной активности детей, поэтому образовательная программа дошкольников должна быть построена с учетом этой особенности.

Информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса дошкольников младшего и старшего возраста. Программа развития детей может включать многообразные обучающие компьютерные игры и мультфильмы, программы-тренажеры, логические и математические игры.

Компьютерные игры учат ребенка планировать ход игры и прогнозировать результат действий. Это является началом развития теоретического мышления, владение которым необходимо для подготовки дошколят к обучению в школе.

Компьютерные математические игры способствуют развитию наглядно-действенного и логического мышления, усидчивости и концентрации внимания, учат ребенка анализировать, сравнивать и обобщать.

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми дошкольного возраста способствуют:

  • легкому усвоению понятий величины предмета, его формы и цвета;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию наглядно-образного, а также теоретического мышления;
  • развитию творческих способностей, фантазии, воображения;
  • повышению концентрации внимания, усидчивости и целеустремленности.

Дети быстрее овладевают навыками чтения и письма, проще усваивают понятия числа и множества, развиваются способности ориентирования в пространстве и на плоскости.

Ребенок познает окружающий его мир через собственные ощущения, переживания и опыт взаимодействия с разными людьми, явлениями и предметами. Очень важно формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему, так как положительные эмоции способствуют высокой познавательной активности.

Цель занятия: развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, произвольного слухового внимания и памяти.

Коррекционно-развивающие:

1. развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления);

2. увеличение объема произвольного слухового внимания и памяти;

3. совершенствование графомоторных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитание способности адекватно оценивать результат своей и чужой деятельности;

2. формирование умения участвовать в соревновании;

3. развитие способности действовать по правилам.

Здоровьесберегающие технологии:

1. профилактика нарушений зрения;

2. профилактика нарушений и осанки;

3. релаксация напряженных мышц шейного отдела позвоночника.

Материалы и оборудование: картинки-образцы с контурными изображениями цветов (тюльпан, роза, ромашка, гроздь сирени), цветные карандаши, фишки для награждения.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Педагог-психолог: - Ребята, я рада новой встрече с вами и как всегда, давайте поздороваемся друг с другом пальчиками.

Упражнение на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

«Здравствуй солнце золотое…» (прямой и обратный порядок)

Кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

2. Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Педагог-психолог: - Давайте поиграем с вами в игру «Соберем букет».

Инструкция. Я называю цветок, второй ребёнок повторяет и добавляет свой, третий повторяет названия этих двух цветов и тоже добавляет в «букет» свой цветок и т. д. Не останавливайтесь, пожалуйста. Теперь попробуйте по памяти перечислить все цветы в нашем букете. Кто сможет «собрать» самый большой букет? (Тот, чей букет получился наиболее полным, - победитель.)

3. Дыхательное упражнение «Бабочка».

Педагог-психолог: - Ребята, а хотите почувствовать себя легкими и грациозными бабочками?

Инструкция. Исходное положение: сидя на корточках, склонив голову, обняв себя за плечи. Сделайте медленный вдох, вставая, руки через стороны поднимите вверх, выдохните. Задержите дыхание. Снова сделайте медленный вдох, прямые руки опустите через стороны до уровня плеч. Задержите дыхание. Снова сделайте медленный глубокий выдох, руки при этом совершают в такт с выдохом плавные махи («крылышки бабочки»).

4. Упражнение на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов «Цепочка».

Педагог-психолог: - Мы немного отдохнули, а теперь пора дать поиграть нашим пальчикам.

Большой и указательный пальцы правой и левой руки в кольце. Попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки через колечки левой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

5. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Педагог-психолог: - Вот и наступил самый интересный момент. Мы будем с вам рисовать совершенно необычным способом. Мы будем рисовать двумя руками одновременно.

Инструкция . Рассмотрите картинку-образец. Достаньте свои альбомы, возьмите по простому карандашу в каждую руку, нарисуйте обеими руками одновременно цветы по образцу по нашему выбору.

6. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Педагог-психолог: - Это было не простое, но очень увлекательное упражнение, а теперь нам надо дать отдохнуть нашим глазкам.

Инструкция. Сядьте удобно, голова неподвижна. «Нарисуйте» глазами цветок с пятью лепестками сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.

7. Упражнение на релаксацию мышц шейного отдела.

Педагог-психолог: - Глазки отдохнули, теперь дадим возможность расслабиться шее.

Инструкция. Исходное положение: сидя. Будем выполнять повороты головы с сопротивлением. Основание большого пальца правой руки приставьте к правой скуловой кости. На вдохе поворачивайте голову вправо до ощущения напряжения (5-7 секунд), на выдохе - поворот головы влево с растяжением мышц (10-15 секунд). Повторите 2 раза. Аналогичное упражнение выполняется в левую сторону.

8. Упражнение на запоминание.

Педагог-психолог: - Мы рисовали, отдыхали, расслаблялись, а теперь пришла пора вспомнить названия цветов из нашего букета.

Инструкция. Вспомните, пожалуйста, названия всех цветов в нашем букете. По количеству фишек можно определить, больше или меньше цветов вы «собрали» на этот раз.

9. Упражнение на развитие саморегуляции.

Игра «Улитка».

Инструкция. Встаньте на исходную позицию и по сигналу начинайте двигаться к выходу. Победителем будет тот, кто двигается медленнее всех. Помните: останавливаться нельзя! Остановившийся возвращается к начальной точке движения.