Необыкновенная история головных уборов. Какие бывают шляпы и шапки «Дело в шляпе». Рассказ с картинками

ДАМСКАЯ ШЛЯПА

История современного головного убора началась почти 100 лет назад.
Были времена фантастической роскоши дамских головных уборов, когда великолепная шляпа позднего модерна представляла собой сложное сооружение из шёлка, прозрачного газа, кружев, лент и драгоценного шитья. Диаметр самых больших шляп той эпохи достигал полутора метров. При этом дамы в этих головных уборах выглядели легко и воздушно.

В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью образа, она свидетельствовала о принадлежности к дворянскому сословью и о том, что девушка или дама имеет соответствующее образование и знает правила светского этикета.

На смену им пришли шляпки лаконичных форм со скромным декором.

Со временем эти модели «обрастали» защипами, складками, а поля увеличивались. В элементах декора появляется мех и бижутерия - броши, пуговицы, пряжки в виде геометрических фигур, зигзагов молний, скрещивающихся линий и т.д.

Наиболее типичные модели обрели свои названия:

- шутэ (женский цилиндр, предназначенный прежде всего для верховой езды)
- токи – «таблетки»
- боярки
- кепи-восьмиклинки
- чалмы

- на западе – ковбойские шляпы
- береты, кубанки, папахи
- канотье
- тюрбаны (головные уборы восточного происхождения XVIII века, их надевали на балы, в театры и званые вечера)
- дамские шляпы мужского стиля.

«Мода на шляпки более всего капризна и непостоянна; ничего не меняется так быстро, как фасон шляп. Один фасон следует за другим и прежний фасон, так недавно восхищавший нас, остается забытым, а на первый план выдвигается всё новое и новое, иногда, правда, и не совсем удачное, но привлекающее и чарующее своей новизной и неожиданностью».

«Журнал для хозяек», рубеж XIX – XX веков

Сменяя друг друга, появляются:

Конфедератки
- шляпы типа «ток» и «рондо»
- сомбреро и эспаньёрки (пилотки)
- цилиндры и полуцилиндры
- капоры для детей
- чепчики для пожилых дам.

За время революции 1917 года шляпа была исключена из женского гардероба, а её место заняла кумачёвая косынка.

Только после 1924 года, с приходом НЭПа, шляпы вернулись в моду.

Особенно популярной в 1920-е годы стала шляпа-клош. Название произошло от французского слова cloche - колокольчик. Создательницей шляпки-клош была французская модистка и дизайнер одежды Каролин Ребо (1837-1927).

В конце 40-х годов в России открывалось много шляпных ателье.


«Среди женщин шляпа на голове – признак хорошего заработка. Менее обеспеченные носят шали или платочки, завязанные узлом за головой», – писали модные журналы.


Отличительной и очень важной чертой, с точки зрения дальнейшего развития шляпной моды в России, является высокая, в основном, округлая тулья. Таким образом, шляпка не только украшает даму, но и согревает, что немаловажно для холодного российского климата. И уже не диковинка – увидеть зимой даму в шляпке.

МУЖСКАЯ ШЛЯПА

Раньше о социальном положении мужчины судили, в том числе, по его шляпе.
Мужские шляпы на Руси появились в 1630-е годы. Их закупали для царского двора и офицеров регулярных полков.
В 1703 году царь Петр I издал Указ «О делании шляп из бобрового пуха и из заячьего».

В России в XVIII веке были популярны шляпы «грешневики » (гречники, черепники), формой напоминавшие цилиндры. Их валяли из овечьей шерсти, как и валенки, а формовали на горшках, в которых варили гречневую кашу, откуда и появилось название этого головного убора.

Известны также такие головные уборы того времени, как «валёнка » или ермолка (фетровая шляпа) и «малахай » (прообраз шапки-ушанки).

Грешневик Валёнка

В это же время в Европе появился цилиндр из шёлкового плюша. Его прообразом была круглая шляпа XV века с высокой тульей. В начале XIX века цилиндр был исключительно аристократической принадлежностью, воспринимавшийся как символ респектабельности.

Было несколько разновидностей цилиндра:

«Шапокляк » - складной цилиндр.
«Боливар » - цилиндр с широкими полями (1800 г.)
«Ловлас » или «ловелас» (a’la Lovelas) – мужская шляпа с весьма низкой тульей и широкими полями.

В 1860-х годах был изобретен знаменитый котелок - элемент мужской моды Викторианской эпохи, изначально предназначенный для носки лакеями и клерками, но затем стремительно вознёсшийся до самых верхних слоев общества.

До 60-х годов XIX века в мужском костюме были популярны восточные мотивы. В домашней обстановке, принимая близких друзей, светские молодые люди нередко носили феску – небольшую, чуть сужающуюся кверху, шляпу без полей, обычно украшенную кистью из золотых нитей.

В 1885г. появились студенческие фуражки. Чиновники низших рангов носили их даже зимой.
«Их фуражки с кокардой в зимнее время были на вате и даже с ушами», - писал современник.
Разновидность фуражки - картуз . Картуз носили чиновники в отставке, деревенские помещики и их управляющие.

На американском континенте в это время были популярны ковбойские шляпы.

В начале XX века шляпа ещё была неотъемлемым атрибутом мужского гардероба. Существовали особые ритуалы ношения головного убора.

«При поклоне на улице мужчина приподнимает шляпу над головой, протягивает плавным движением руку по направлению той особы, к которой обращается с поклоном».

«Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», 1911

В 40-х годах признаком благополучия и избранности считались костюм-тройка и мягкая фетровая шляпа.

Развитию российской моды на шляпы способствовал Никита Хрущев. Шляпа была «визитной карточкой» для Берии и Молотова.


На юге России есть народности, у которых мужчинам принято носить шляпы, а женщинам – платки.

Мода на мужскую шляпу консервативна. Многие модели популярны не один десяток лет. То спрос на мужские шляпы падает, то они опять востребованы. Но абсолютно точно скажем: «Вы можете их не любить, не носить, но обязательно в гардеробе одну иметь, чтобы в нужное время и в нужном месте …..» Надеемся, что Вы с нами согласитесь.

НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД

С началом перестройки в России молниеносно, с точки зрения исторического периода, произошли грандиозные изменения в процессе производства шляп:

1) прекратили существования научно-производственные объединения, которые разрабатывали и производили оборудование для фетрового производства.
2) закрылись учебные заведения, готовившие кадры для предприятий и ателье индивидуального пошива головных уборов.
3) закрылись или были перепрофилированы фабрики, производившие «основу» шляпного производства – колпаки и капелины:

Воскресенская фетровая фабрика – производство полуфабрикатов из пуха животных
- Щелковская фетровая фабрика – производство полуфабрикатов из шерсти овцы.

4) канули в лету крупные производства головных уборов – фабрики «Восход», «Ладога» и др., за ними последовали ателье индивидуального пошива.

Время и условия диктовали новые «правила игры». Появившийся вакуум предложений дамской шляпки был быстро заполнен. Новые частные производственные образования, ориентированные на поточное производство, в основном, дамских шляп, решили вопрос. Гибкие и мобильные, они могли за очень короткий период времени разрабатывать и производить шляпки, молниеносно реагировать на появляющиеся новые тенденции в моде.

С мужской шляпой сложнее. Качественная мужская шляпа производится с помощью прессов зарубежного производства. Для небольших производств пресс – дорогая машина. Поэтому доля высококачественных мужских шляп зарубежного производства на российском рынке значительно выше, чем дамских.

К слову сказать, в современной шляпе, шляпке, производимой в России, 99% импортных материалов. Российский – только труд и, может быть, нитки.

Весной шляпка становится не просто головным убором, она вполне может стать акцентом образа. И не стоит о ней забывать, вспомните историю – шляпкам всегда уделялось много внимания.

Стилист-имиджмейкер, эксперт в сфере self-brand Мария Пион специально для журнала Интерсити рассказала увлекательные факты из истории возникновения шляп.

Еще до появления шляп дамы накрывали голову капюшонами, шалями или вуалями. Основная функция таких головных уборов была – укрыться от палящего солнца или согреться в холод.

История возникновения шапок уходит корнями в Древний Египт . В те времена головной убор был символом могущества и власти. Большой платок из полосатой ткани был привилегией фараона, его он надевал под свою корону. Фараонов даже хоронили в этих головных уборах, считая, что они осуществляют связь с потусторонним миром. Все остальные люди в те времена должны были защищать голову, сооружая себе подобие париков из растений.

В греко-римскую эпоху появились тюрбаны и короны , которыми украшала себя знать.

Во Времена средневековья шляпы стали предметом роскоши и особой гордости обладательниц самых пышных и массивных экземпляров. В тот период головные уборы украшали лентами, мехом, перьями и драгоценными камнями.

В 1395 году Изабелла Баварская ввела в моду генины (высокие конусообразные уборы), которые позже приобрели двуугольную форму или форму полумесяца. Чем выше была башня на голове у женщины, тем более высокое положение она занимала (у принцесс высота генина достигала 1 метра, а у придворных дам – 60 см). Из-за такой моды в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы.

В XVI веке в моду вошли широкополые шляпы из фетра . Историки моды предполагают, что это произошло из-за антисанитарии – в те времена нечистоты могли выливать практически на головы прохожим.

В это же время знатные дамы в Европе носили персидские тюрбаны – веяние Востока.

Чуть позже в моду вошли огромные парики , которые надевались на обритую женскую голову. Поэтому необходимость в шляпках отпала. Их шили, но носили подмышкой. Они были просто элементом декора.

Мария-Антуанетта

Во времена правления французской королевы Марии-Антуанетты прически стали сложными, использовались накладные волосы и специальные валики.Прически были такими огромными, что дамы передвигались в каретах, сидя на полу.

Дамские шляпки тоже выросли в размерах (некоторые модели того времени в диаметре достигали одного метра). Головные уборы украшали макетами парусников, замками, лебедями, мельницами, в них «встраивали» вазы с водой, куда ставили живые цветы. В шляпы монтировались небольшие механизмы, которые двигали фигурки птиц или бабочек.

Более приближенный к современному виду шляпка стала во времена Французской революции. Ее носили все сословия и в любом возрасте. Красивая шляпа становилась изюминкой гардероба.

В конце XVIII века в моду вошел чепец . Чепец изначально использовался как атрибут для принятия водных процедур, но позже его стали надевать под основные головные уборы или носить в дневное время. Ими пользовались исключительно замужние дамы.

Берет вошел в моду в середине XV годов , хотя был известен еще до н.э. Но если раньше его носили крестьяне и охотники, то позже ему нашли применение художники, актеры, музыканты и другие представители интеллигенции. Но в начале XIX века дамы стали шить береты из дорогих материалов (бархат, парча, шелк), украшали их вышивкой или драгоценными камнями. В историю вошел малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу.

Существовали также капоры, цилиндры, шляпы из фетра, шапокляк (складные цилиндры), канотье, шляпки из соломки и др.

В начале ХIХ века мода на шляпки менялась стремительно. Модницам приходилось постоянно следить за новинками и регулярно обновлять гардероб. Длительное время женские шляпки были на шелковых или кружевных завязочках (мантоньерках) . У мантоньерок была не только функция удержать шляпку на голове, их завязывали особыми бантами, придавая образу миловидность и некоторую кокетливость.

К середине 19 века фасонов головных уборов была настолько много, что можно было выбирать основываясь исключительно на свой вкус, а не на веяния моды.

Научно-технический прогресс в начале ХХ века коснулся и головных уборов. Новые технологии позволили упростить процесс изготовления шляп, они стали более доступными.

До середины ХХ века в соответствии с церковной доктриной женщины в течение всего дня должны были носить головной убор и быть с покрытой головой . В это время носили большие платки, а более обеспеченные дамы – палантины и широкие вуали.

В 30-е годы ХХ столетия громоздкие головные уборы полностью вышли из моды. На смену им пришли миниатюрные шляпки с вуалью или украшением из бисера.

Чуть позже в моду вошли вязанные и плетеные шляпы, плотно облегающие голову. Появились шляпки-таблетки, головные уборы под названием «десертная тарелка», «наседка на гнезде» и другие с не менее занимательными названиями.

В те времена моду на головные уборы диктовали Полин Адам, Коко Шанель и Эльза Скиапарелли.

После появления автомобилей шляпки стали выходить из обязательного обихода. В 80-х года возродила к ним былой интерес принцесса Диана.

Но поскольку погода бывает разной, то жизнь без шляпы представить сложно. Сейчас мода дает возможность выбора. Главное — отдать предпочтение головному убору, который вам подходит.

Последней, завершающей точкой, придающей очарование костюму, являются головные уборы. Они всегда завершают ансамбль одежды. Сто лет назад женщина без шляпы была немыслима.

Венки, сплетенные из цветов и листьев различных растений, были основными украшениями головы у греков. Их носили все сословия. Их надевали на волосы, поверх шерстяной повязки.

Головные уборы в виде широкополой шляпы с низкой широкой тульей («петас») и яйцевидные шапки моряков и рабочих («пилей») носили лишь в непогоду. Их делали из войлока, соломки, кожи. Головными уборами воинов служили петас и бронзовые шлемы, декорированные высоким гребнем из конской гривы, перьев. Женщины Древнего Египта, кроме царицы, головные уборы не носили. Их заменяли парики, украшенные большими диадемами, лентами, венками из цветов, золотыми цепочками, подвесками из самоцветов, стеклянных и керамических глазурованных шариков.

Головной убор царицы представлял собой ястреба, распластавшего крылья (символ богини Исиды), и изготовлялся из золота. Во время официальных церемоний она привязывала плетеную бородку Озириса. Нефертити в период царствования фараона-отступника носила цилиндрический головной убор.

Широко распространенным головным убором всех слоев общества в древней Месопотамии были колпаки-конусы и налобные ленты. Высшие сословия изготовляли их из дорогих материалов и ярко раскрашивали. Царский головной убор состоял из высокого конусообразного колпака, на который надевалась диадема с двумя спускающимися на спину длинными пурпурными вышитыми лентами. Царь-жрец носил цилиндрический, гладкий или украшенный головной убор с накладными сдвоенными рогами по бокам.

Придворные мужчины носили широкий шарф с косичками или вышитую, шириной в ладонь, полоску, украшенную по нижнему краю рядом толстых нитей. Шарф свисал на плечо и лежал наискосок, а другой конец на-брасывался на голову. Придворные надевали и тюрбаны. Солдаты и офицеры носили конусовидные и шаровидные бронзовые шлемы, войлочные шапки.


Более пяти веков (ХI-ХVI вв.) головными уборами мужчин были суконные или войлочные колпаки различной формы, с невысокой полукруглой, конусовидной или, наоборот, с высокой яйцеподобной тульей, украшенные мехом, металлическими накладками, орнаментальными вставками.

В допетровский период мужскими головными уборами были тафья (домашняя круглая шапочка), мурмолка (колпак с меховой оторочкой или отворотами), горлатые шапки (цилиндрический меховой головной убор, расширяющийся кверху). Женщины носили кокошники, чепцы-повойники, высокую кику с подзатыльником. На повойник и кику надевали убрус и крепили его под подбородком. В зимнее время одевали отороченные мехом колпаки, каптуры.

Высота головных уборов в период господства стиля рококо (начало XVII в.) доходила до полутора метров. Они состояли из каркаса, покрытого полосками муслина, лентами, цветами в сочетании с локонами собственных и поддельных волос.

В эпоху ампира носят чепцы и шляпы самых разных форм. Постепенно шляпа вытесняет чепец. Шляпы напоминают мужской головной убор в виде цилиндра, берета, а также становятся популярными вечерние тюрбаны, шлемовидные шляпы.


Модными головными уборами в эпоху бидермейера и романтизма становится мягкая фетровая шляпа (1820 – 1840 г.г.). Однако цилиндр, как классический головной убор, остается в моде.

Появляется также складной цилиндр, который носят скорее как символ – под мышкой. В женской моде соперничали традиционный чепец и шляпа. Победила шляпа, ибо она, даже близкая к чепцу, должна была сохранять сложную прическу. Шляпа сплошь покрыта цветами, лентами, воланами. К вечернему туалету полагался традиционный тюрбан без всяких украшений.

Девичьи головные уборы в России XIX в. имели форму обруча, украшенного бисером, бусами, золотым шитьем.

Во многих местностях носили платок из фабричной ткани, свернутый по диагонали жгутом и завязанный концами на затылке. Его дополняли лентами и цветами.


Во все времена, вплоть до наших дней, головные уборы были связаны с сословными различиями. К примеру, двойная шапка египетского фараона была символом власти. Белая войлочная шапка с черными полями – привилегия ханов в Средней Азии. Цвет и конструкция ее ассоциировались с белыми заснеженными горами и черной землей долин, подвластным ханам. Шляпы французских дворян венчались перьями: у князей и герцогов их было семь, у графов – пять, у баронов – три, у остальных – одно. У церковных служителей также существовали различия в головных уборах: у аббата – черная шляпа с тремя кистями, у епископа – с шестью, а на зеленой шапке архиепископа было десять кистей.

Таким образом, происхождение головных уборов восходит к очень давним временам, когда люди «убирали» свои головы. Обратимся к изображениям богов и увидим, что Юпитер был увенчан дубовым венком, Плутон – кипарисовым, богиня ремесел, искусств и государственной мудрости Минерва – оливковым, бог Бахус – венком из винограда и хмеля. И у простых смертных венки тоже были разные. Осужденные «награждались» венками из колючего терновника, обманщики и доносчики – из растения «медвежья лапа», а за особые заслуги на голову надевали лавровый венок.

Нынешняя мода дает простор творческому подходу к выбору головных уборов. Шапочки и шляпы, береты и жокейки, платки и шарфы можно подобрать если не в магазине, то в ателье на любой вкус. Выбор материалов для них широк и разнообразен: фетр и войлокообразные материалы, ткани – репс, велюр, пике, бархат; трикотаж; натуральные и искусственные меха и кожи; химические мононити, древесная стружка, ленты, искусственные цветы, перо, шнур, пленочные материалы. Их сшивают из выкроенных деталей тканей, трикотажа, отформовывают из войлочных материалов или тканей путем влажно-тепловой обработки на прессформе, вяжут из пряжи и нитей, плетут из соломки, шнура, склеивают из полимерных материалов. Об истории отдельных видов головных уборов см. соответствующие статьи.

Берет и котелок, канотье и панама - все эти разные шляпы женщины с легкостью переняли у мужчин. А потом они пошли дальше и стали создавать собственные шляпки, призванные...

Берет и котелок, канотье и панама - все эти разные шляпы женщины с легкостью переняли у мужчин. А потом они пошли дальше и стали создавать собственные шляпки, призванные кокетливо украсить женские головки. Как появились первые женские шляпы и чем женщины покрывали голову на протяжении истории.

Божественная шляпа: начало

Мы не знаем, когда появилась самая первая шляпа, но есть предположение, что у шляпы поистине божественное начало. В Древней Греции считалось, что заботливый бог Гермес, дабы уберечь работников от солнечных лучей, подарил им шляпу. Она состояла из тульи и широких полей, а все последующие головные уборы, которые когда-либо появлялись, были с ней схожи.

Одна из мексиканских легенд гласит, что богиня Сикомеайя в один момент сошла на землю с множеством шляп в руках. Один из видов шляп предназначался для тех, ктоработает под солнцем, другой Шляп этих было три вида: одни для людей, работающих под солнцем, вторые для кокеток, а третьи для, кто был бунтарем, непокорным, и только гневил небеса.

Так или иначе, но шляпы с давних времен присутствовали в жизни людей и приносили утилитарную пользу: спасали от солнечных ударов тех, кто трудился в поле.

Средние века: на большой высоте

Безусловно, женские шляпы долгое время напоминали мужские своими очертаниями, но с наступлением XIV века положение стало другим. Есть версия, что французская королева Изабелла Баваская в 1395 году придумала геннин - первую исключительно женскую шляпу Средневековья. Основа шляпы в форме конуса была из бумаги и очень тщательно накрахмаленной ткани, а уже потом ее оборачивали дорогим материалом и дополняли вуалью для украшения.

Первоначальный вид шляпы «геннин»

Все знали, что если на даме высокая шляпа-геннин, то ее происхождение благородно и она из знатного рода. Известно, что некоторые шляпы достигали высоты около метра. Такие головные уборы носили преимущественно принцессы. Из-за такой высоты приходилось искусственно увеличивать проемы в дверях, чтоб принцессу могли свободно передвигаться по замку.

Некоторые шляпы достигали в высоту около метра
Со временем геннин изменил свою форму и эта шляпа приобрела 2 конца, и стала напоминать рожки на голове. Постепенно форма геннина трансформировалась и появилась шляпа с двумя концами, которая чем-то напоминала рожки на голове.

Новая форма геннина

Шляпа как защита от солнца и не только

В XV веке в Германии и Франции стали модными соломенные шляпы. Изредка их сочетали и вуалью и дополняли разного рода украшениями. Век спустя стали популярны шляпы из фетра с широкими полями, которые женщины позаимствовали из мужского гардероба, и украсили их мехом, драгоценностями, лентами.

А касаемо широких полей существует интересная версия: в тот время города Европы страдали от антисанитарии, поскольку горожане выливали отходы из своих окон на улицу, и прохожие могла пострадать от этого. Широкие поля шляпы могли защитить ее обладателя от опасности быть облитым из помойного ведра - в те времена в европейских городах царила антисанитария, и любой прохожий мог оказаться жертвой этого, ведь помои горожане выливали из окон прямо на улицу.

А огромные поля могли спасти физиономию незадачливого гуляки от риска быть облитым из помойного ведра.

Появление чепца

Как раз в этот период европейские женщины вводят в свой гардероб тюрбаны разных расцветок, украшенные перьями и камнями. И тогда же появляются чепцы, которые впоследствии станут основой для самых разных шляп. Но сначала их использовали как защиту волос во время сна и купания. Потом появятся береты, токи и мать цилиндра - высокая цилиндрическая шляпа.

Клумбы на голове

В XVII-XVIII вв.еках обильно украшенные шляпы все еще были в моде. В Милане появляется профессия модистки, и затем еще несколько веков женщины этой профессии будут сопровождать других дам. Начало XVIII века: благодаря королю Людовику XIII в моду входит кружевной чепец, затем благодаря этому же правителю этот головной убор исчезает, а на смену ему приходят простые прически с украшениями.

Женский чепец

А во второй половине XVIII века шляпы стали особенно искусными и обильно украшенными: на их полях красовались целые «клумбы» цветов и драгоценных камней. Часто там присутствовали бабочек, которые не двигались при помощи специального механизма. Вскоре было решено отказаться от таких громоздких конструкций.

Берет и котелок, канотье и панама — все эти разные шляпы женщины с легкостью переняли у мужчин. А потом они пошли дальше и стали создавать собственные шляпки, призванные кокетливо украсить женские головки. Как появились первые женские шляпы и чем женщины покрывали голову на протяжении истории, расскажет Diletant.ru.

Первая шляпа от бога

Дату появления первой шляпы установить невозможно. Но, как это часто бывает, поговаривают, что здесь не обошлось без божественного вмешательства. Древние греки считали, что первую шляпу людям преподнес бог Гермес, чтобы уберечь работников от палящего солнца. Это была простая шляпа из тульи и широких полей, от которой, по легенде, произошли все остальные головные уборы. В Мексике бытует легенда, что однажды с небес на землю сошла богиня Сикомеайя с ворохом шляп в руках. Шляп этих было три вида: одни для людей, работающих под солнцем, вторые для кокетливых женщин, а третьи для непокорных и бунтовщиков, которых небеса грозились покарать. Как бы то ни было, шляпы издавна сопутствовали жизни людей и сперва имели весьма практичное предназначение: спасти голову работающего в поле человека от перегрева.

В Мексике есть легенда, что на землю сошла богиня Сикомеайя с ворохом шляп в руках

Средние века: экстремальная высота

Долгое время женские шляпы повторяли формы мужских, но в XIV ситуация изменилась. Считается, что в 1395 году королева Франции Изабелла Баварская придумала первую исключительно женскую шляпу — так называемый средневековый геннин. Каркас для этой конусообразной шляпы создавали обычно из бумаги и жестко накрахмаленной ткани, а затем обертывали каким-нибудь дорогим материалом и украшали вуалью. Чем выше был геннин, тем более знатной считалась дама. Шляпы некоторых принцесс достигали в высоту до 1 метра, из-за чего в домах даже пришлось увеличивать дверные проемы. Постепенно форма геннина трансформировалась и появилась шляпа с двумя концами, которая чем-то напоминала рожки на голове.

Шляпа геннин

Шляпа от солнца и кое-чего похуже

К XVI у дам приобретают популярность широкополые шляпы из фетра

В XV веке в Германии и Франции вошли в моду соломенные шляпы. Такие шляпки иногда перемежались с вуалью и различными украшениями. К XVI у дам приобретают популярность широкополые шляпы из фетра, которые женщины переняли из мужского гардероба, но старались всячески украшать плюмажем, лентами, драгоценностями и мехом. Есть версия, что такие широкополые шляпы вошли в моду не случайно — в те времена в европейских городах царила антисанитария, и любой прохожий мог оказаться жертвой этого, ведь помои горожане выливали из окон прямо на улицу. А огромные поля могли спасти физиономию незадачливого гуляки от риска быть облитым из помойного ведра.

Рождение чепца

Примерно в это же время женщины в Европе начинают носить персидские тюрбаны всевозможных расцветок и украшенные всеми видами перьев и камней, какие только можно было достать. Тогда же появляются и чепцы, на основе которых затем будет создано множество самых разнообразных видов шляп. Но в XVI веке их в основном использовали для защиты волос во время купания и сна. Следом за чепцом появляются береты, шляпа ток и высокая шляпа цилиндрической формы, которая и стала матерью цилиндра.


Шляпка-ток конца XIX века

Клумбы на голове

В XVII—XVIII вв. еках сохраняется мода на максимально украшенные шляпы. В Милане впервые появляется профессия «модистка», которая стала спутницей женщин на несколько веков. В начале XVIII века во Франции ненадолго вошел в моду фронтаж — изысканный чепец из кружева. Его «породил и убил» Людовик XIII, который сначала ввел фронтаж в моду, а несколько лет спустя отказался от него в пользу простых причесок с украшениями. А во второй половине XVIII некоторые дамские шляпки напоминали настоящие произведения искусства: на огромных шляпах были «высажены» целые клумбы цветов и драгоценностей. Сверху нередко насаживали бабочек, которые с помощью особого механизма могли двигаться. По счастью, от таких громоздких конструкций скоро отказались.


Шляпка-фронтаж

Английский капор

XIX век пестрил разнообразием фасонов женских шляп, мода на которые постоянно менялась

К XIX веку в Англии в моду входит капор. Делали такую шляпу из дешевого прессованного картона, которому придавали полукруглую форму, а затем его обтягивали тканью и украшали лентами. Мода становилась все более демократичной. Со временем капор становился все меньше, и из-под него начинали выглядывать уложенные локонами волосы. Постепенно они стали такими маленькими, что скорее напоминали просто небольшое украшение, которое удерживалось с помощью завязанных на подбородке лент. Вообще XIX век пестрил разнообразием фасонов женских шляп, мода на которые постоянно менялась.


По поводу размеров полей капора много шутили и создавали карикатуры

Во второй половине XIX века «шляпная мода» стала по-настоящему безумной. Например, какое-то время были популярны шляпы, украшенные настоящими лягушками или птицами! В то же время женщины снова взялись за освоение мужского гардероба, откуда смело позаимствовали цилиндры, канотье и ковбойский шляпы, не забыв, конечно, обтянуть их шелком и украсить лентами.

XX век: вечные формы

Мода на шляпки в XX веке была неразрывно связана с двумя войнами. Во время и после Первой мировой войны женщины носили небольшие простые шляпки, например, в моду вошел силуэт клош, который отлично подходил под короткую стрижку эмансипированных девиц.


Шляпка клош

Вторая мировая война заставила женщин и вовсе отказаться от шляп в пользу платков, но ненадолго. Наступили годы модной реакции, и женщины снова хотели быть привлекательными. В ходу были шляпки-таблетки, за что спасибо Жаклин Кеннеди. Многие копировали стиль Одри Хепберн. Затем интерес к шляпкам снова возродился благодаря принцессе Диане.