Нитиноловый тепловой двигатель бенкса. Эффекты

Некоторые эффекты и законы памяти

Эффект Зейгарник

Заключается в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

Эффект Смирнова

В своих исследованиях А. А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Эффект края

При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции

Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Эффекты Рибо

Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, выявил две закономерности:

Память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Динамика забывания

Динамика забывания не носит прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней.

Эффект мотивированного забывания

Фрейд открыл закономерность, согласно которой человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Связь между точностью припоминания и уверенностью в этой точности

Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Человек помнит больше, чем способен припомнить

Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

Процессы запоминания и воспроизведения информации несовместимы и противоположно направлены

Можно утверждать, что обширный поток новой информации препятствует припоминанию, в то время, как воспроизведение даже большого объема сведений значительно меньше влияет на процесс восприятия. Так, в состоянии информационного вакуума человек ощущает некоторое прояснение памяти, да и ума в целом.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.Может быть произвольным и не произвольным .

Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.

1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). Эббингауз В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

2 Прочность запоминания во многом зависитот повторения . Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н.Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное

Режим рационального повторения

Если есть два дня

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;

третье повторение - через 8 часов после второго;

четвертое повторение - через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго

первое повторение - сразу после запоминания;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через 1 день после второго;

четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;

пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения

3 Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация .

Мнемо́ника (греч.- искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.

Метод связанных ассоциаций Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.

5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучшеЭббингаузу;

6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)

Техника эффективного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, - Желание .

- Осознание . Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

- Установление связей . Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.

- Яркие впечатления . информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

- Хорошее внимание . 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.

В эффектах отражаются закономерности работы , которые становятся очевидными при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих закономерностей позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс более качественным.

Эффект сворачивания ассоциативных цепочек. Наблюдается при . Если в процессе припоминания обучающегося отвлекается, он вспомнит то место, где воспоминание прервалось, и вынужден возвращаться к началу цепочки. Иногда можно наблюдать быстрое мелькание образов перед глазами в момент отвлечения внимания. Цепочка образов, прокрутившись, останавливается на последнем образе.

При отсроченном припоминании через один-два месяца (если человеку не ставилась задача сознательного ) при напоминании первого слова ранее запоминавшейся цепочки припоминаются первые два-три слова, а затем сразу одно-два последних. Остальные образы цепочки не вспоминаются даже при напоминании (подсказке).

Этот эффект описан в психологической литературе как «Эффект края» Г.Эббингауза и его значение, на наш взгляд, значительно большее, чем принято думать.

С одной стороны, этот эффект мешает сознательному запоминанию, так как происходит стирание запомненных в образах сведений. Стирающее влияние этого эффекта легко нейтрализуется. Достаточно не запоминать длинные цепочки образов, а разбивать запоминаемые сведения на маленькие последовательности - не более 7-10 образов в каждой. Короткие последовательности образов собираются в блоки и запоминаются дополнительно, например, методом Цицерона.

С другой стороны, мозг жертвует информацией не просто так. Мы считаем, что данный эффект - один из механизмов, благодаря которому мозг автоматически формирует свернутые программы (по типу «Если…, то…»). Промежуточные звенья между «Если» и «то» уничтожаются ради ускорения ответной реакции. С помощью этого механизма мозг формирует конструкты (теория личностных конструктов Дж.Келли). Они организуются в сложные иерархические системы и, по существу, являются глобальной программой реагирования, по которой человек строит свое (сознательно и неосознанно).

Основная работа по сворачиванию ассоциативных цепочек (а значит, стирание информации) осуществляется мозгом во время . При этом сжатие происходит отдельно по анализаторным системам (хорошо известно, что во время речевой и зрительный анализаторы разобщаются и функционируют изолированно друг от друга (мысли начинают путаться при засыпании). Результат работы по сжатию информации мозг показывает в виде . Значит, сновидение - это процесс записи в мозг «заархивированной» информации.

Распространенное мнение о чрезмерной нагрузке на ум школьников, по-видимому, одно из многих заблуждений, относящихся к нашим знаниям о мозге. Учитывая множество механизмов мозга, направленных на стирание запомнившихся сведений, мы приходим к выводу, что мозг чрезвычайно трудно перегрузить информацией. Наш мозг «интересует» исключительно адаптивная память, т.е. информация, связанная с регулярной повседневной деятельностью. Все остальное безжалостно уничтожается. Защитные , охраняющие адаптивную (биологически важную) память, в мнемотехнике называются стабилизирующими факторами. К ним относятся и эффект стирания ассоциаций, и эффект сворачивания ассоциативных цепочек. Есть и другие факторы, напрямую не относящиеся к теме запоминания. Среди них - ложные пробуждения, замена образов в сновидениях, луцидные (контролируемые) сны и даже хорошо известные в парапсихологии внетелесные переживания (ВТП).

Эффект первого образа. При припоминании упражнений часто возникают сомнения в правильности припоминаемого образа. Верным бывает обычно тот образ, который первым «выскочил» из памяти, даже если вы уверены в том, что этот образ неверный.

Эффект непосредственного припоминания. Первоначально информация «захватывается» памятью в виде зрительных представлений. В дальнейшем, если вы примените метод активного повторения, запомнившиеся сведения будут припоминаться сразу в том виде, в каком вы их воспринимали. Особенно важно добиваться эффекта непосредственного припоминания при запоминании иностранных слов и знаковых систем изучаемых вами языков.

Эффект ассоциативного припоминания. Заключается в том, что один воспринимаемый образ мгновенно вызывает из памяти «дополнительную» информацию по ранее установленным взаимосвязям.

    Эффект памяти, в металловедении восстановление исходной формы деформир. металлич. изделий в результате нагрева. Наблюдается в сплавах никель титан (нитинол), медь алюминий никель, медь цинк алюминий и др. Связан с образованием мартенсита в… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    эффект Раншбурга - частный случай интерференции в памяти (см. гипотеза интерференции запоминания), исследованный венгерским психологом П. Раншбургом. Характерен затруднениями запоминания, возрастающими по мере увеличения сходства заучиваемого материала с материалом …

    эффект действия незавершенного - (эффект Зейгарник) явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения запоминаются… … Большая психологическая энциклопедия

    Эффект Ресторфф называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Описание Работа фон Ресторфф (1906−1962) была проведена в ряду других… … Википедия

    Закономерность, выявленная Б.В. Зейгарник, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что… … Психологический словарь

    эффект Зейгарник - Этимология. Происходит от лат. effectus действие, результат. Автор. Б.В.Зейгарник. Категория. Феномен памяти. Специфика. В соответствии с ним эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается… … Большая психологическая энциклопедия

Особенности применения личностных опросников.

Мнемотехнические эффекты

В эффектах отражаются закономерности работы памяти, которые становятся очевидными при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих закономерностей позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс запоминания более качественным.

Эффект стирания ассоциации

Он проявляется в двух формах.

Первая. Когда образованная ассоциация не активизируется - она самопроизвольно разрушается (стирается). Так, однократно созданные связи начинают разрушаться примерно через час. Этот эффект позволяет выполнять большое количество тренировочных упражнений. Все запомненные сведения (связи) будут автоматически уничтожены.

Вторая. С одним образом может быть образована только одна связт. Если на 60 опорных образов вы запомните 60 случайных чисел и на следующий день на эти же опорные образы запомните другие 60 чисел. Предыдущие не вспомнятся.

Если вы хотите более подробно разобраться с этим интересным эффектом, то вам следует внимательно изучить схему образования электрической связи. Дело в том, что предыдущие связи не уничтожаются. Они просто становятся недоступны для припоминания. На самом деле один образ может быть связан с десятками других образов. Но для того, чтобы считать эти связи, необходимо применять специальную технику запоминания и припоминания. Для считывания множественных связей одного образа с другими, специально разработаны: техника образования ассоциации с выделением основы ассоциации (основной способ запоминания в данной системе) и техника запоминания "Матрица". Но даже в этом случае эффект самопроизвольного разрушения связей остается в силе. И запомненные сведения требуют закрепления в памяти.

Информация в мозге стирается самопроизвольно, а также под воздействием другой информации. Эффект хорошо наблюдается при запоминании 30-ти и более единиц информации. Эффект используется в данной методике обучения мнемотехнике. Так, благодаря этому эффекту, в упражнениях можно запоминать новые сведения, связывая их с одними и теми же опорными образами. Предыдущая информация стирается. При долговременном запоминании всегда нужно иметь ввиду этот эффект и не использовать повторно уже занятые опорные образы.

Эффект сворачивания ассоциативных цепочек

Наблюдается при припоминании. Если в процессе припоминания внимание обучающегося отвлекается, он уже не может вспомнить то место, где воспоминание прервалось и вынужден возвращаться к началу последовательности. Иногда можно наблюдать быстрое мелькание образов в воображении в момент отвлечения внимания. Цепочка образов, прокрутившись, останавливается на последнем образе.



При отсроченном припоминании через один - два месяца (если человеку не ставилась задача сознательного повторения), при напоминании первого слова ранее запоминавшейся цепочки припоминаются первые два - три слова, а затем сразу одно - два последних. Остальные образы цепочки не вспоминаются даже при напоминании (подсказке). Хотя после запоминания учащийся мог свободно воспроизводить весь ряд (60 - 100 образов).

Этот эффект чем-то похож на описанный в психологической литературе "Эффект края" Г.Эббингауза. Только в данном случае он наблюдается при отсроченном припоминании. Значение этого эффекта, на мой взгляд, значительно большее, чем принято думать.

С одной стороны, этот эффект мешает сознательному запоминанию, так как происходит стирание запомненных в образах сведений. Стирающее влияние этого эффекта легко нейтрализуется. Достаточно не запоминать длинных последовательностей образов, а разбивать запоминаемые сведения на маленькие последовательности - не более 5-ти образов в каждой. В системе запоминания "Джордано" запоминание длинных последовательностей практически не используется вообще. Основной способ запоминания - это образование ассоциаций. В ассоциациях любая последовательность ограничивается всего двумя образами.

Мозг жертвует информацией не просто так. Я считаю, что данный эффект является одним из механизмов, благодаря которому мозг автоматически формирует свернутые программы реагирования (по типу "Если..., то..."). промежуточные звенья между "Если" и "то" - уничтожаются ради ускорения ответной реакции. С помощью этого механизма мозг может формировать конструкты (теория личностных конструктов Дж.Келли), которые организуются в сложные иерархические системы конструктов и, по существу, являются глобальной программой реагирования, по которой человек строит свое поведение (сознательно и неосознанно).

Я также думаю, что основная работа по сворачиванию ассоциативных цепочек осуществляется мозгом во время сна. При этом, сжатие происходит отдельно по анализаторным системам (хорошо известно, что во время сна речевой и зрительный анализаторы разобщаются и функционируют изолированно друг от друга - мысли начинают путаться при засыпании). Результат работы по сжатию информации мозг показывает в виде сновидения. Одной из функций сновидения может быть процесс записи в мозг "заархивированной" информации.

Эффект первого образа

При припоминании упражнений часто возникают сомнения в правильности припоминаемого образа. Верным бывает обычно тот образ, который первым "выскочил" из памяти, даже, если вы уверены в том, что этот образ неверный.

Эффект непосредственного припоминания

Первоначально информация захватывается памятью в виде комбинаций зрительных образов. В дальнейшем, если вы примените метод активного повторения, запомнившиеся сведения будут припоминаться сразу в том виде, в каком вы их воспринимали при запоминании. Особенно важно добиваться эффекта непосредственного припоминания при запоминании иностранных слов и знаковых систем изучаемых вами иностранных языков.

Эффект ассоциативного припоминания

Хорошо наблюдается всеми и заключается в том, что один воспринимаемый образ мгновенно вызывает из памяти "дополнительную" информацию по ранее установленным взаимосвязям.

К этому эффекту следует отнести и возможность припоминания всех информационных сообщений содержащих стимулирующий элемент, например, число 35.

Мнемотехника наглядно демонстрирует, что память человека работает по единственному принципу: "Стимул - реакция". Реакцией на стимул может быть отдельный образ, целая ассоциация, небольшая программа - последовательность реакций, например фраза.