Основные домашние обязанности детей в семье. Почему у ребёнка должны быть обязанности по дому

Домашние обязанности ребенок должен иметь с первых лет жизни. Конечно, двухлетний малыш не сможет почистить картошку, но справиться с уборкой своих игрушек он вполне в состоянии.

Дети обязательно должны помогать родителям по дому, и если вы не хотите вырастить трутня, не приспособленного к самостоятельной жизни, малыша обязательно нужно приучать к домашней работе.

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей. Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» - кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому. Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек - от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье . Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем . Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность . Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Как можно приучить ребенка помогать по дому

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье (с картинками)

Какие обязанности ребенок выполняет в семье, как он может помочь родителям? Ребенок может делать практически все! Чтобы вам было легче ориентироваться, можно составить списки дел, которые можно делать без ребенка, рядом с ребенком и вместе с ним, то есть при его активном участии. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей.

Домашние дела и ребенок:

Без ребенка

Рядом с ребенком

Вместе с ребенком

Постарайтесь вписать в первую колонку как можно меньше дел: время «Без ребенка» можно и нужно тратить на что-то более приятное, полезное и интересное, чем уборка. А ведь для многих современных мам именно время сна ребенка является временем для выполнения домашних дел. Маме тоже нужно отдыхать и набираться физических и моральных сил!

«Рядом с ребенком» и «Вместе с ним» можно выполнять практически все домашние хлопоты, главное в это время хорошенько его занять. Если мама занялась рукоделием, то ребенок может быть рядом и развивать мелкую моторику, перебирая пуговицы и лоскуты ткани. Если мама решила навести порядок в книгах и документах, у ребенка есть прекрасная возможность сделать аппликацию из ненужной бумаги или нарисовать портрет всей семьи на гарантийных талонах с закончившимся сроком действия. Если мама «расхламляет» гардероб, то малыш может представить себя моделью и дизайнером и примерить на себя различные образы.

Дети не обязательно должны заниматься тем же, чем заняты вы. Они могут действительно просто находиться рядом или хотя бы в одной комнате с вами. Если малыш занят строительством железной дороги и города вокруг нее, то вам можно смело снимать шторы или гладить белье, поддерживая игру, задавая наводящие и уточняющие вопросы: «А в твоем городе есть почта?», «А как же без кафе! Надо же жителям городка где-то подкрепляться», «Куда отправляется твой поезд?» и т.д. Чем дольше вам удастся подогревать интерес к игре, тем больше у вас будет времени на ваши дела.

Даже самый маленький ребенок может выполнять посильные дела по дому - пусть и с вашей небольшой помощью. Вам стоит подумать и составить свои списки того, что ваш ребенок может делать, реально помогая вам. Чем старше ребенок, тем больше помощи он вам может оказывать.

Прежде чем составить такой список, нужно отключить предубеждения.

Предлагайте ребенку больше, чем, по вашему мнению, он способен сделать. Лучше попробовать на практике и убедиться, что это ему пока недоступно, чем переждать и получить ребенка, который скажет: «Нет, ты сама почисть».

Подумайте, какую реальную помощь может оказать ребенок и что для этого нужно подготовить.

Для удобства можно использовать таблицу.

Чем мне может помочь ребенок?

Помимо того что ребенок может быть активным участником ваших домашних дел, он может вам просто не мешать. Это тоже хорошее подспорье, особенно если другой помощи у вас нет.

Как это сделать? Нарисуйте схематично план своей квартиры и пропишите все дела, которые вы выполняете в той или иной комнате, а напротив этих дел напишите то, чем в это время может заняться ваш ребенок. Добавляйте и меняйте занятия для ребенка в зависимости от его возраста и изменяющихся интересов.

А что должен делать ребенок по дому, если он уже находится в старшем дошкольном возрасте?

Такие дети вполне могут:

  • пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи;
  • следить за состоянием своей обуви;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами;
  • заботиться о домашнем питомце;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель.

Предложите малышу посмотреть на обязанности ребенка в семье в картинках – наверняка много из этого он уже может делать самостоятельно:

Помощниками не рождаются, воспитание в ребенке готовности и желания помогать - это долгий и кропотливый процесс, который вы сможете осуществить легче, если будете разрешать ребенку участвовать в домашних делах и «нагружать» его посильными обязанностями по дому.

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.

Уборка:

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Вынести мусор в мусоропровод
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

  • Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
  • Почистить яйца
  • Размешать салат или некрутое тесто
  • Подавать ложки, чашки, тарелки
  • Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
  • Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
  • Накрывать на стол
  • Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
  • Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее - с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
  • Украшать пирожные и торты
  • Вырезать печенье формочками, лепить пироги
  • Стирать со стола крошки
  • Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.

Статья прочитана 99 748 раз(a).

В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво . Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Как научить ребенка самостоятельности?

Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу , когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».

Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.

Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.

Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.

В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.

Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.

Психолог Гранкина Дарья пишет:

«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.

Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.

Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.

Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».

Чего ждать от трудолюбивых детей?

Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.

Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе . Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.

К примеру, 3-4-летние дети способны:

  • складывать за собой куклы и машинки;
  • помогать в сервировке стола;
  • одеваться с маминой помощью,
  • умываться и чистить зубы;
  • вытирать пыль в детской комнате.

Дошкольник в возрасте 5-6 лет может :

  • убирать одежду на место;
  • наводить порядок в детской;
  • расстилать и застилать постель;
  • ненадолго приглядывать за младшим братом или сестренкой;
  • ухаживать за домашним животным (кормить и вычесывать);
  • раскладывать покупки.

Младшему школьнику в 7-9 лет можно поручить:

  • мыть посуду за собой и домочадцами;
  • готовить несложные блюда (бутерброд, мюсли с молоком);
  • пылесосить;
  • помогать родителям и бабушке в огороде и на даче;
  • выгуливать собаку, если она не очень крупной породы;
  • собираться под маминым контролем в школу.

Не огорчайтесь, если у вас не получилось привить любовь к чистоте трехлетнему ребенку. Сделать это можно и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте.

Прежде всего, приучать ребенка к хозяйственным заботам следует постепенно, причем ругать и наказывать, если у него что-то неважно получается, нельзя ни в коем случае. После вашей критики и из-за страха допустить новую ошибку малыш вообще может отказаться от любого поручения.

О чем еще стоит помнить родителям?

1. Делайте вместе

Постарайтесь не отмахиваться от детей, которые предлагают свою помощь. Занимайтесь хозяйственными хлопотами вместе. Не прогоняйте малыша из кухни, пусть он примет посильное участие в замешивании теста, нарежет салат, накроет стол к обеду. Неподалеку от взрослой гладильной доски разместите игрушечную, и пусть ваша дочка «гладит» рядом с вами.

2. Хлопочите по дому и общайтесь с детьми

Эти два занятия не обязательно разделять. К примеру, приучая ребенка убираться в комнате, рассказывайте волшебную историю о куклах или плюшевом медвежонке, которые огорчены тем, что не могут найти свою коробку, в которую ложатся спать после игры. Пусть ваше чадо поможет любимой игрушке добраться до своего местообитания.

3. Не забывайте хвалить

Есть замечательная фраза, которая буквально окрыляет как взрослых, так и маленьких детей. Она звучит следующим образом: «Эту важную работу я могу поручить только тебе». Малыш, услышав, какой он необходимый и уникальный, станет еще тщательнее подметать пол, вытирать пыль или пылесосить в комнате.


Источник фото: nerealopez.es

4. Не забывайте учитывать детские желания

В важном деле приучения ребенка к труду обязательно следует обращать внимание на его предпочтения какого-то конкретного вида деятельности. Так, одни дети любят мыть посуду, другие предпочитают ходить с мамой в магазин, третьи - работать на даче.

Чтобы малыш почувствовал себя совсем взрослым, составьте список поручений, которые соответствуют его возрасту и навыкам, и разрешите ему выбрать, чем он хотел бы заниматься.

5. Превратите уборку в развлечение

Не секрет, что даже скучные повседневные хлопоты предприимчивая мама может превратить в забавное занятие. Предложите крохе побыть бульдозеристом, убирающим мусор, или таксистом, который развозит кукол и медвежат по домам.

Совсем маленький ребенок сможет превратиться в курочку, «клюющую» разбросанные по ковру кусочки мозаики. Кстати, а вы замечали, что пылесос похож на голодного слоника, а ботинки напоминают уставших лошадок, которых необходимо помыть и почистить?


Источник фото: neuroinfantilgranada.com

6. Позвольте ошибаться

Поначалу не следует ожидать высокой производительности труда. Малыши не смогут с первого раза выполнить все ваши поручения должным образом. Вас ждут разбитые тарелки, грязный пол после генеральной уборки, однако ругать детей за подобную небрежность не стоит. Просто будьте готовы переделывать за своим маленьким помощником и объяснять, как можно исправить допущенные ошибки.

7. Будьте терпеливы

Да, вы сможете выполнить задание намного качественнее и быстрее. Однако не следует подгонять, корить за медлительность, особенно если в семье подрастает меланхолик или флегматик. Разрешите ребенку работать в собственном темпе и следите, чтобы он старался доводить начатое дело до логического завершения. Иначе есть высокая вероятность того, что малыш с раннего детства будет думать, что можно не заканчивать поручение, бросать задание на полпути.

8. Никогда не наказывайте трудом

Если вы будете наказывать малыша хозяйственными делами, он станет воспринимать любое ваше поручение как неизбежное зло, от которого он начнет отлынивать любыми способами.


Источник фото: thessalikesepiloges.gr

9. Не платите за выполненную работу

Относитесь с осторожностью к денежным вознаграждениям за учебу и помощь семье, иначе вы рискуете воспитать эгоиста, не способного на бескорыстную поддержку. Если дети хорошо постарались и вы хотите их поощрить, лучше сходите вместе в кинотеатр, цирк, парк аттракционов.

Домашние обязанности - не предмет торга, а точно такая же естественная сторона детской и подростковой жизни, как общение со сверстниками и игры.

10. Учите на собственном примере

Родителям не стоит ждать, что их ребенок станет трудолюбивым, чистоплотным и аккуратным, если они сами не моют тарелки после обеда, разбрасывают свои вещи по комнате. Приучая к порядку, забудьте о двойных стандартах. Хотите, чтобы дети убирали за собой? Демонстрируйте правильный образец поведения!

Приучить ребенка помогать по дому и выполнять ваши поручения не так хлопотно и сложно, как кажется на первый взгляд. Кроме того, сами родители должны стать достойным примером и подойти к этому вопросу с должным вниманием и любовью. Ведь маленьким детям нравится, когда любимые мамочки проводят с ними много времени. А значит, даже домашнюю работу можно превратить в увлекательную и интересную игру.

Анастасия: Расскажите, пожалуйста, какие у вашего ребенка

есть постоянные обязанности по дому и с какого возраста?

Мэри Поппинс : Никаких постоянных обязанностей нет.

Посильная помощь по дому по маминой-папиной просьбе.

В обязанность не вменяется. Выполняется не постоянно.

SeVeRina10 : Дети часто подражают взрослым, видя, что папа и мама наводят порядок, убирают за собой вещи, они и сами, как мне кажется, не станут оставлять посуду на столе, раскидывать свои вещи и т.д. просто потому, что они видят модель поведения родителей и следуют ей. У ребенка должны быть обязанности. Меня удивляют некоторые высказывания о том, что проще сделать самой, чем тратить нервы, боязнь вызвать неприязнь к уборке, часто дети в таких семьях вообще не знают что такое уборка, не могут сами себя обслужить, дети растут ленивые, особенно это касается мальчиков. Детей нужно обязательно приучать к домашнему труду, самообслуживанию и уважению чужого труда.

ValenTina : У нас пока еще не дошкольник, но обязанности уже некие есть.

1. Убирать игрушки (где-то с 1,5-1,8 лет)

2. складывать свою одежду (примерно с 2 лет)

И есть обязанности которые он с большим удовольствием выполняет по собственной инициативе: помогает в разных взрослых делах (когда что-то ремонтируем; после стирки помогает подает белье чтобы я его развесила; когда приходят гости помогает накрывать на стол, а потом помогает убрать грязную посуду на мойку; подает что-либо (излюбленное это принести чистые штанишки когда нужно поменять Маше и потом грязные относит стирать). И всегда помогает нести сумки из магазина.

Многое из этого начал выполнять лет с трех. Выполняет постоянно.

Таисия : Именно обязанности, да еще и постоянные у нас стали появляться только сейчас, с 4-4,5 лет, двигаясь к 5 годам. До 4 лет единственная обязательная процедура была совместная элементарная уборка игрушек и других детских вещей. Сейчас постепенно расширяем круг, вовлекая в разные дела по дому. Например, убрать за собой со стола посуду - старший брат убирает тарелки, а Тим собирает ложки и вместе несут в посудомойку. Элементарная помощь при уборке - перед мытьем полов передвигаем мебель, Тимур переставляет свои игрушки. Из магазина каждый раз что-то несет (не тяжелое, конечно) в рюкзачке. Т.е. нет пока больших конкретных обязанностей, но есть постоянное участие в какой-то работе.

За ребенком-школьником уже закреплен четкий круг обязанностей: вынос мусора, поход в магазин, уборка в комнате, уход за аквариумом. Недавно начал проявлять инициативу на кухне - теперь за ним еще субботний завтрак.

Ивановна : у дочки появилась своя отдельная комната когда ей было 8 лет, все что было связано с уборкой, мытьем полов, мытье окон, в ее комнате, все стало плавно ее обязанностью, aga-aga уборка на кухне каждый обязательно убирал за собой, ничего грязного не оставлять, если общая трапеза, это обычно ужин, кто то со стола убирает, кто то посуду моет, но как то время не совпадало часто совместного ужина aga-aga как то не помню чтоб было именно обязанностью помощь по дому, это было само собой разумеещееся, если любишь порядок, то хочется чтоб он был везде, и делаешь это не что бы помогать, а просто хочется чтоб было чисто и порядок.

ТЕМА : Чего-то меня напрягает в самой формулировке "обязанности", а что - сама не пойму. Точно скажу: строго закрепленной "общественной деятельности" у нас нет. Как-то у нас в семье отношения во многом на равных, с учетом, конечно, физических возможностей и авторитета родителей. То есть все по мере сил за собой убирают вещи, игрушки, посуду, постель. Но это не то, чтобы обязаны, а - само собой: это ж мои вещи, мне и убирать. Если почему-то кто-то не может, просит другого. Обычно - без проблем. А что касается мытья пола, посуды и т. п. - делает тот, кто: менее загружен; меньше устал; давненько ничего не делал, причем сам обычно это знает. В общем, живем вместе, мусорим вместе, значит, и убираться может любой, а не в виде одолжения \ принуждения \ наказания.

Шумилка : Мои (7 лет и 4 года) делают много чего: прибираются, пылесосят, загружают и разгружают посудомойку, стирают свои вещи и развешивают, нянчат сестренку, делают покупки, пока я стою на улице с коляской. Много чего готовят (горячие бутерброды, овощные и фруктовые салаты, пирожки из слоеного теста). Я их активно прошлым летом приучала, т.к. роды приближались и няня уволилась. В принципе, каждый из детей тратит на хоз-во не более 40 минут в день. Ненапряжно это.

Paulinka : Обязанности дочери:

2) вешать одежду на крючок, ставить обувь на полку

3) складывать одежду аккуратно в комод

4) убирать за собой игрушки после игры

5) умываться и чистить зубы после пробуждения и перед сном

6) приносить младшему горшок по первому его требованию (он у ней с этим вопросом обращается) aga-aga

7) рассказывать мне о том, чем занимается младший, если я с ними ни в одной комнате.

мамашк@-ромашк@ : Наверное я какая-то "направильная мама", а скорее у нас "неправильный папа". Сейчас (почти в 6 лет) сын моет посуду, подметает и моет пол, конечно не всегда, но периодически. Приучает к этому в основном папа. Сынуля убирает свою постель (даже без вопросов на протяжении года), накрывает на стол, убирает со стола, ходит в магазин (у нас в доме) всегда с большим удовольствием. Таким образом и папу в детстве приучали к труду. Зато сейчас я не нарадуюсь. А вот меня не сильно приучали, точнее, всегда говорили не так моешь, не так вытираешь, не так гладишь... После чего желание что-либо делать по дому пропадало окончательно. Думаю, что инициативу ребенка надо поддерживать, хвалить (если что-то не так можно и переделать), зато у малыша не пропадет желание помогать родителям, он осознает, что сам что-то может и очень гордится этим. Ведь все дети хотят скорее стать большими, и, делая взрослую работу, они сами становятся чуть-чуть взрослее в своих глазах. Самое интересное, что у сына достаточно времени и поиграть, и погулять, и почитать, и мультики посмотреть. Он не лишен каких-либо детских радостей! Может не в тему, но мне кажется, что это способствует и развитию ребенка. Иногда смотришь, детям лет в 8-9 за каждым разом говорят "ты еще маленький", а потом удивляются откуда такой инфантилизм и мучаются вопросом как приучить ребенка к самостоятельности?

Подборку сделала Topolek

Многие отдают своих детей в музыкальные школы, спортивные секции, создают все условия для того, чтобы их ребёнок всесторонне развивался. Но некоторые мамы и папы ограждают своих чад от работы по дому. Возможно, они считают, что это не столь важно, а может, не хотят спорить с ребёнком, который наотрез отказывается помыть посуду или прибраться в комнате.

Сегодня мы поговорим о том, почему это очень важно для ребёнка - делать работу по дому.

В ходе исследования, которое проводилось компанией Braun Research осенью прошлого года, был опрошен 1 001 человек (в выборку попало только взрослое население). Результаты опроса оказались следующими: 82% респондентов отметили, что в детстве они регулярно выполняли работу по дому, и только 28% людей сообщили, что у их собственных детей есть домашние обязанности.

Сегодня родители хотят, чтобы их дети тратили время на то, что будет способствовать их успеху в будущем. Но по иронии судьбы многие родители перестали ставить детям в обязанность работу по дому, хотя её польза была доказана неоднократно.

Ричард Ренд, психолог

Десятилетия исследований показали, что наличие списка обязательных дел по дому благотворно сказывается на учёбе детей, их психике, а также в будущем это пойдёт на пользу их карьере.

Согласно исследованию Марти Россмана, почётного профессора Миннесотского университета, если вы с раннего возраста приучите своего ребёнка выполнять работу по дому, то он будет чувствовать себя самостоятельным, ответственным и уверенным в себе человеком.

Суть исследования такова: было выбрано 84 ребёнка, исследование проводилось на протяжении трёх периодов жизни этих людей. Первое исследование было проведено в дошкольном возрасте, второе - когда детям было 10–15 лет, а третье - когда им исполнилось 20–25 лет. Результаты исследования показали, что у детей, которые начали выполнять работу по дому с трёх-четырёх лет, сложились более тёплые отношения с семьёй и друзьями, они были более успешными в школе и университете. Они также начали продвигаться по карьерной лестнице гораздо быстрее по сравнению с теми, у кого не было домашних обязанностей, и с теми, у кого обязанности по дому появились лишь в подростковом возрасте.

Обязанности по дому учат детей быть чуткими, отзывчивыми и заботиться о других, отмечает Ричард Вейсборд, психолог Гарвардской школы бизнеса. В процессе исследования , результаты которого были опубликованы в прошлом году, он и его команда опросили 10 000 школьников и студентов. Ребятам необходимо было определить, что из перечисленного они ценят больше: достижения, счастье или заботу о других.

Почти 80% респондентов предпочли достижения и счастье заботе о других. Однако результаты исследования также показали, что со счастьем люди чаще ассоциируют не крупные достижения, а крепкие и доверительные отношения с другими людьми. Ричард Вейсборд считает, что сегодня наблюдается дисбаланс ценностей и оптимальный путь вернуться в нужное русло - это с детства учить детей доброте, а также формировать у них ответственность и желание помогать другим, вменяя им обязанности по дому.

В следующий раз, когда ваш ребёнок будет отнекиваться от дел по дому под предлогом того, что ему нужно делать домашнее задание, не поддавайтесь искушению согласиться на уговоры дитя и освободить его от работы по дому. Когда школьные задания конкурируют с домашними обязанностями и вы делаете выбор в пользу первого, вы отправляете ребёнку следующий посыл: оценки и личные достижения важнее, чем забота о других. Возможно, сейчас это кажется вам несущественным, но с течением времени вы поймёте, что такое поведение было неправильным.

Мадлен Левин, психолог, автор книги «Учите своих детей правильно»

Вот несколько советов, которые помогут вам мотивировать детей выполнять работу по дому:

Следите за тем, что говорите. По результатам исследования , проведённого в прошлом году, было выявлено, что если вы будете благодарить ребёнка за то, что он был хорошим помощником, а не просто говорить ему «спасибо за помощь», то его желание заниматься работой по дому значительно возрастёт. Тем самым вы повышаете самооценку ребёнка, он чувствует себя человеком, который полезен и важен другим.

Составьте расписание дел по дому. Включите дела по дому в расписание вашего ребёнка наряду с занятиями музыкой или спортивными тренировками. Так ваше чадо сможет планировать своё время и приучится к порядку.

Превратите это в игру. Все дети любят игры. Сделайте из домашних обязанностей игру, придумайте различные уровни дел по дому, которых вашему ребёнку предстоит достичь. Например, для начала он может раскладывать вещи, а через некоторое время получит право пользоваться стиральной машинкой.

Не давайте ребёнку деньги за то, что он помогает вам по дому. Психологи считают, что денежная награда может привести к снижению мотивации ребёнка, так как альтруистический порыв в таком случае превращается в бизнес-сделку.

Помните, что характер заданий по дому имеет значение. Если вы не хотите вырастить эгоиста, то задания по дому, которые вы даёте ребёнку, должны быть такими, чтобы они приносили благо всей семье. Правильно: «Нужно вытереть пыль в гостиной и помыть посуду после ужина». Неправильно: «Приберись в своей комнате и постирай свои носки».

Забудьте фразу «делай работу по дому». Помните, что вы не должны приказывать. Вместо того чтобы сказать: «Делай работу по дому», - скажите: «Давай расправимся с нашей работой по дому». Таким образом вы сделаете акцент на том, что домашние обязанности - это не только рутинный долг, но и способ позаботиться о всех членах семьи.

Не ассоциируйте работу по дому с негативом. Не следует применять работу по дому в качестве наказания за провинность. Когда вы обсуждаете с ребёнком домашние обязанности, в том числе и те, которые делаете самостоятельно, старайтесь говорить о них в позитивном или по крайней мере нейтральном ключе. Если вы постоянно жалуетесь на то, что вам приходится мыть посуду, поверьте, чадо последует вашему примеру и тоже начнёт роптать.

А у вашего ребёнка есть обязанности по дому?