Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры "осень"

Пальчиковые игры "Осень"

«Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцем.)

«Осень»


Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
«Осень, осень к нам пришла...»

Осень, осень к нам пришла.

Дождь и ветер принесла. (Дети стучат пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят. (Трут ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны. (Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки
Льют дожди и нет просвета, затерялось где-то лето.
Но не будем мы скучать, будем с пальчиками играть

Пальчиковая игра
(движения по тексту)

Вышли пальчики гулять, стали листья собирать,
Красный листик, жёлтый листик,
А потом давай считать 1, 2, 3, 4, 5!
Сколько листиков собрали – 5!

«По грибы»
(движения по тексту, поочередно загибаем каждый пальчик)

Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик всё – всё съел,
От того и потолстел!

Подвижная игра: «Дождик»
(движения по тексту)

К нам на длинной, тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке
В лужицах- смотри, смотри, он пускает пузыри!
Стали мокрыми кусты, стали мокрыми цветы
Серый мокрый воробей, чистит пёрышки скорей!

Пальчиковая игра
(движения по тексту, разтирать, массировать пальчики поочерёдно)

Вот грибок какой!
Вот грибок большой!
Вот грибочек маленький,
Сидит как на завалинке.
Шляпкою качает,
С ребятками играет!

Осенние листья

Сколько листьев расписных,

Красных, желтых, золотых!
Листик для Сони,
Листик для Саши… (раздаем листочки, перечисляем всех детей)
Листиком помашем,
С листиком попляшем.
Красный, желтый, золотой,
Вьется листик надо мной (2 раза)
Вот листочки высоко, вот листочки низко,
Вот листочки далеко, вот листочки близко! (2 раза)
Мы – листочки, мы – листочки, (бежим по кругу с листочками)
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели (садимся на корточки)
Ветер дунул – полетели. (дуем)
Мы летали, мы летали,
Так устали, так устали!
Перестал дуть ветерок…
Лист на землю тихо лег...
Ветер снова вдруг подул (дуем)
И листочки с веток сдул. (бежим по кругу)
Все листочки полетели
И на землю снова сели. (Делаем движения по тексту)

Куча листьев здесь лежит,
Кто-то листьями шуршит.
Из-под листьев – черный нос.
Кто иголками оброс?
Вы, конечно, догадались,
С кем мы с вами повстречались?
С ежиком!
Топ-топ-топ – сюда, топ-топ-топ – туда.

«Ёжик»
По лесу гуляет, подарки собирает.
(Пальцы левой руки растопыриваем как иголки у ежика, правой рукой делаем колечки пальчиками и "надеваем" на иголочки)
Если ягодку найдет – на иголочку наткнет.
Если яблочко найдет – на иголочку наткнет.
Если листочек найдет – на иголочку наткнет.
Если грибочек найдет – на иголочку наткнет.

Вдруг выходит Страшный волк,
Страшный волк, зубами щелк!
-Не боюсь я волка! Вот мои иголки!
Испугался волк, убежал.

Маленький ежик, четверо ножек,
По лесу идет, подарочки несет.

Ежик в норку подарки принес,
Достал яблочко и стал делить.
Стал он яблочко делить,
Стал он детушек кормить:
Дольку Соне, дольку Саше,…
Ну и долечку себе.
Ах, какое яблочко вкусное!
Съел ежик дольку, «спасибо» сказал, и спать улегся.
«Хр-пси, хр-пси!»
Не будем ему мешать.

«Осень»
Ветер северный подул: «С-с-сс», все листья сдул…(пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились и на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу или ладошке.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперёд-назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

«Ёжик»
Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Малыш сжимает одной рукой каждый палец другой руки.
«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает.
Зайке беленькому (сжимаем мизинчик),
Волчку серенькому (сжимаем безымянный палец)
Рыжей лисичке (сжимаем средний палец),
Белочке-сестричке (сжимаем указательный палец),
А медведю-мишке ежик дарит шишки (сжимаем большой палец).

Осень спросим
Благинина Елена
В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем Осень и Дождик… Дождик куда-нибудь пока прячется, а Осень выходит в середину круга.
Мы начинаем медленно ходить и петь:
– Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?

– Принесла я вам муки! – отвечает Осень.
– Значит, будут пирожки! – кричим мы хором.
– Принесла вам гречки! – говорит Осень.
– Каша будет в печке! – радуемся мы.
– Принесла вам овощей! – говорит Осень.
– И для каши и для щей! – кричим мы.
– Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень.
– Мы их впрок насушим! – отвечаем мы.
– А уж яблоки – что мед! – говорит Осень.
– На варенье, на компот! – радуемся мы.
– Принесла и мёду! – говорит Осень.
– Полную колоду! – удивляемся мы.
После этого опять кружимся и поём:
– Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
– Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень.
– Не хотим, не надо! – кричим мы и бросаемся врассыпную.
Но Дождик тут как тут – он гоняется за нами, звонко приговаривая:
– Кто под дождик попадёт,
Тот сейчас водить пойдёт.
Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не поймает. Тот, кого он поймает,
становится Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся и выберем.

Дождик
Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай
(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),
Будет хлеба каравай
(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).
Будут булки
(перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке),
Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки.

«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца.)
Вышел дождик погулять.
(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке,
(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
(Ритмично ударяют то ладонями, кулачками по столу.)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
(Часто и ритмично бьют в ладоши.)
- Ох! (Один хлопок.)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)
Газон засох.

«Дождик»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

«Дождик»
Дождик, дождик, веселей! каждым пальчиком правой
руки стучат по левой ладошке
Капай, капай, не жалей! каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке
Только нас не замочи! изображать пальчиками «брызги»
Зря в окошко не стучи! правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки
Брызни в поле гуще: изображать пальчиками «брызги»
Станет травка гуще! скрестить ладоши - пальцы растопырены

Игра «Массаж спины»
(на слова песни «Дождик» Е. Попляновой)
(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)
Дождик бегает по крыше Похлопывают ладонями по спинкам друг друга.
Бом! Бом! Бом!
По весёлой, звонкой крыше Постукивают пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите, Поколачивают кулачками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, Растирают рёбрами ладоней.
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте, Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.
Бом! Бом! Бом!
Я уйду – тогда играйте. Поглаживают ладонями.
Бом! Бом! Бом!

Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.

«Дождик»

Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Была тишина - тссс, тишина - тссс, тишина - тссс. (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите „тссс”.)
Вдруг силою ветра сменилась она - шшш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „шшш”.)
И вот уже дождик тихонько, ты слышишь (указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности),
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)
Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

Биева Елена

Цели:

Продолжать работу по воспитанию у детей интереса к занятиям, видам музыкальной деятельности, стремления участвовать в коллективных песнях, плясках, упражнениях;

Воспитывать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в звучание песен и инструментальных пьес, сосредотачиваться во время звучания, дослушивать до конца;

Учить начинать движение одновременно с началом музыки, ориентироваться на вступление, в соответствии с изменением характера и сменой частей пьесы изменять характер движения;

Совершенствовать пространственную ориентировку;

Развивать логическое мышление; фонематический слух;

Развивать речевое дыхание и мелкую моторику.

Предварительная работа:

1. Разучивание пальчиковой игры «Дождик»; игры «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой); двигательного упражнения «Прогулка», игры с палочками «Лягушата».

2. Разучивание песни – оркестра «Дождик» («Летний дождь», музыка Г. Вихпревой; песни – упражнения «Звонкие капельки», Л. Гусевой.

3. Беседа о времени года Весна, её приметах.

Материал: аудиокассеты – фонограмма «шум дождя», «Подснежник», П. И. Чайковского, «Аэробика для малышей», Е. Железновой – «Лягушата»; палочки для логоритмики;2 тучки (голубого цвета – мажор, серого – минор); карточки - тучки с изображением «мажора» и «минора» (на каждого ребенка 2 тучки); музыкально дидактическая игра «Весело – грустно»; фланелеграф; маска сома; альбомный лист с изображением тучки (для каждого ребёнка, капельки из голубой бумаги, клей карандаш; ведёрко с наклеенными капельками для угощения.

Литература:

1. «Волшебный мир звуков и слов», Е. А. Пожиленко М. : «Владос», 1999 г.

2. Журнал «Колокольчик», №9, 1998 г.

3. Журнал «Колокольчик» № 36, 2006 г.

4. Журнал «Музыкальная палитра №3, 2008 г.

5. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет», Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова С-Пб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005 г.

6. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», М. Ю. Картушина, М. : «ТЦ Сфера», 2006 г.

7. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М. Ю. Катрушина, М. : «ТЦ Сфера», 2008 г.

8. «Логоритмика» (игры и упражнения для дошкольников, О. А. Новиковская С-Пб, КОРОНА принт, 2005 г.

9. «Пальчиковая гимнастика», Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова С-Пб, КОРОНА Принт, 2006 г.

Музыкальный руководитель (далее М. р.). У нас сегодня необычное занятие – мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретить воду? Вы знаете, где вода бывает, где путешествует (Ответы детей.) Правильно, ребята, вода может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинами или горячим паром. Вот какая она разная, волшебница вода.

Звучит фонограмма «Шум дождя».

М. р. Слышите? Что это, ребята? (Ответы детей.) Правильно, это к нам в гости торопится весенний дождик. Давайте, позовём его, чтобы он не заблудился, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Дождик».

Дождик, дождик, веселей! каждым пальчиком правой

руки стучат по левой ладошке

Капай, капай, не жалей! каждым пальчиком левой

руки стучат по правой ладошке

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи! правый кулачок стучит 2 раза

по левому, затем меняем руки

Брызни в поле гуще: изображать пальчиками «брызги»

Станет травка гуще! скрестить ладоши - пальцы растопырены

Воспитатель вносит в зал тучку – дождик (мягкую игрушку).

М. р. А вот и дождик к нам пожаловал. Посмотрите, у него для нас письмо от Волшебницы Воды.

(читает) «Вы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

В озере меня найдёте,

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда

Ваша спутница – вода!

Ребята, предлагаю вам попутешествовать вместе с моим Дождиком и его капельками». Ну что, ребята, отправимся путешествовать вместе с Дождиком?

Двигательное упражнение «Прогулка».

Мы отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём Ходят «змейкой» между «кочками»

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали Бегут на носочках

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешагивая

через «кочки»

На кочки мы не наступаем.

Топ, топ, топ, топ, Маршируют.

А теперь все вместе: «Стоп!» Остановиться на слово «стоп»

М. р. Вот мы с вами и оказались на весенней лесной полянке. Становитесь в хоровод, споём песенку.

Хоровод «Веснянка», музыка М. Картушиной («Колокольчик» № 36, стр17).

М. р. Присаживайтесь на стульчики-пенёчки, немножко отдохнём. (Дети садятся на стульчики.) Среди детских музыкальных инструментов есть инструменты, звук которых похож на звук дождика. Назовите, что это за инструменты? (Металлофон,треугольник, колокольчики.) Предлагаю вам сейчас сыграть в оркестре песенку про «Дождик».

Ребёнок. По опушке шла весна,

Ведра с дождиком несла.

Опиралась на пригорке –

Опрокинулись ведёрки.

Оркестр «Дождик», музыка Г. Вихаревой (Музыкальная палитра 3/08, стр. 24).

(М. р. показывает 2 тучки: голубого цвета – мажор, серого – минор.)

М. р. Какие странные тучки приготовил для нас дождик. Что же дождик хочет нам сказать? (ответ детей.) Да ребята, это мажор и минор – два музыкальных лада. В каждом музыкальном произведении звуки связаны между собой, сплетены, т. е. живут в ладу друг с другом. Отсюда и происходит слово «лад». Бодрые, жизнерадостные, светлые, весёлые мелодии – это мажорный лад. Печальным и грустным мелодиям соответствует минорный лад. А дождик хочет проверить, сможете ли вы различить мажорный и минорный лад?

Музыкально – дидактическая игра «Весело – грустно»

М. р. играет несколько музыкальных фрагментов, дети должны определить, какой лад у каждого фрагмента и показать соответствующую карточку – тучку.

М. р. Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Ребята, а мы ведь дождя не боимся! Давайте поможем дождику весело играть.

Песня – упражнение «Звонкие капельки», музыка Л. Гусевой («Колокольчик» №9, стр. 5) :

М. р. Разыгрался весёлый дождик, застучал дождевым молоточком по деревьям, по траве, цветочкам и по нашим спинкам!

Игра «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой):

(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)

Дождик бегает по крыше Похлопывают ладонями

по спинкам друг друга.

Бом! Бом! Бом!

По весёлой, звонкой крыше Постукивают пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите, - Поколачивают кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, - Растирают рёбрами ладоней.

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте, - Кладут ладони на плечи и большими

пальцами растирают плечи круговыми движениями.

Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда играйте. Поглаживают ладонями.

Бом! Бом! Бом!

Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.

Упражнение «Ручеёк, река, озеро»

М. р. Ребята, посмотрите, после дождика капельки собрались вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Давайте и мы с вами превратимся в ручеёк. Возьмитесь за руки. Побежали!

(Дети, взявшись за руки, «бегут» как ручеёк «змейкой» через весь зал.)

Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Идут под музыку через центр зала.)

Текла – текла река, и попала в большое озеро. (Образуют круг, останавливаются.)

После дождика лягушки

Веселились на опушке.

Что за прелесть, ква-ква-ква!

Всюду мокрая трава!

Игра с палочками «Лягушки»:

(дети садятся на ковер на коленки)

Сели дружно на лугу стучать палочками одновременно 2 раза

справа и 2 раза слева по полу

Зелёные лягушки.

Купались весело в пруду перекладывать палочки на полу –

«плывут»

Забавные квакушки

о пол 4 раза

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква,

Зелёные лягушки. стучать основаниями палочек друг о друга

Ква-ква-ква, стучать палочками друг о друга накрест П I

Ква-ква-ква,

Забавные квакушки. стучат двумя палочками одновременно

о пол 4 раза

М. р. А четверо маленьких лягушат очень любят веселиться, прыгать и нырять.

Логоритмическое упражнение «Четверо лягушат», музыка Е. Железновой

М. р. Вам понравилось нырять вместе с лягушатами? А вы знаете, что лягушки – маленькие помощницы, они очищают воду. Вот и в нашем озере водичка чистая, прозрачная и живет здесь очень много рыбок. А на самом дне лежит хитрый сом! (М. р. одевает одному из детей маску сома)

Все ребята покружитесь

И в рыбёшек превратитесь!

Игра «Усатый сом»:

Посмотрите взрослый сом

Не ударит в грязь лицом!

Он лежит себе на дне

Самостоятельный вполне!

Рыбки, рыбки, не зевайте!

Поскорее уплывайте!

Сом усами шевелит,

Прячьтесь быстро, он не спит!

Дети "плавают" под музыку,как рыбки, по всему залу,поют. С окончанием слов выплывает «сом», ловит рыбок, рыбки убегают на места.

М. р. Много интересного мы увидели вместе с дождиком. Ребята, не забывайте, что надо бережно относиться к природе, воде. Посмотрите, какую странную картинку приготовил для нас дождик. На ней есть тучка, лужицы, а чего не хватает? (Капелек)

Под музыку П. И. Чайковского «Подснежник» дети выполняют коллективную работу

(Дети наклеивают капельки дождя. Затем рассматривают работы, обсуждают результаты.)

М. р. Дождику очень понравилось с вами путешествовать, понравилась ваши работы. Для вас он приготовил сюрприз – это небольшое ведёрко, наверное, с дождевой водой? Давайте посмотрим.

(В ведёрке конфеты). Дети прощаются, уходят в группу.


Пальчиковая гимнастика «Капельки»

Дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям:

пальцами обеих рук,

большими пальцами,

указательными,

средними,

безымянными,

мизинцами.

Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.

Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

Том – том – том – том!

Тим – тим – тим – тим!

Тик – тик – тик – тик!

Тип – тип – тип – тип!

Пальчиковая гимнастика «Дары осени»

Солнце, солнце, веселей,

Посвети, ещё погрей!

Сжать пальцы в кулак, разжать

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай:

Хлопки

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях.

Свёклу, редьку и картошку.

И, конечно же, морковку.

При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой

Чтоб когда придет зима,

Были полны закрома.

Сжать пальцы в кулак

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Плавные волнообразные движения ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на стол

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.

Вышел дождик погулять.

Беспорядочные удару по столу пальчиками обеих рук.

Шёл неспешно, по привычке,

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Один хлопок.

Ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

Игра «Подбери слова»

Предложите ребенку подобрать к глаголам имена существительные.

моросит… (дождь);

созревают… (овощи, фрукты);

вянет… (трава);

улетают… (птицы);

желтеют… (листья);

выкапывают… (луковицы);

опадают… (листья);

квасят… (капусту);

льет… (дождь);

солят… (огурцы);

мокнет… (земля);

собирают… (семена; овощи).

Игра «Слова-антонимы»

Объяснить ребенку, что антонимы – это слова с противоположным смысловым значением, например: хороший – плохой; большой – маленький; быстро – медленно; идти – бежать.

Куст старый – … (молодой);

орех большой – … (маленький);

звери сытые – … (голодные);

камешки чистые – … (грязные);

ветка длинная – … (короткая);

корзина тяжелая – корзинка … (легкая),

гриб слева – гриб … (справа);

летом теплее, осенью – … (холоднее).

Игра «Измени слово»

П редложить ребенку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное:

«Я вижу белку – я вижу… (белок).

Я чищу гриб – я чищу… (грибы).

Я иду за яблоком – я иду за… (яблоками ).

Я мою грушу – я мою… (груши).

Я сорвал кленовый лист – я сорвал кленовые… (листья).

Я кормлю зайца – я кормлю… (зайцев)».

Игра «Слова»

Предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, правильно изменяя слово «осенний».

«Куртка какая?» (Осенняя.)

«Дождь какой?» (Осенний .)

«Погода какая?» (Осенняя. )

«Настроение какое?» (Осеннее .)

Массаж кисти рук «Здравствуй, осень»

В такт чтению стихотворения перекатить по столу карандаш (вперёд – назад).

Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим -

Что в подарок принесла?

Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения с помощью слога «та»:

Та – та, та – та, та -та, та – та,

Та – та – та, та – та, та – та,

Та – та – та – та, та – та, та – та -

Та – та – та – та, та – та – та

Пальчиковая игра «Дождик»

В такт чтению стихотворения постукивайте указательным пальчиком правой руки по ладони левой, а затем сделайте зонтик из переплетённых пальцев рук, поднимите руки над головой.

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Физкультминутка «Осень»

Наступила – чудо-осень

Поднять руки вверх и через стороны опустить.

Листья жёлтые висят.

Поднять руки вверх и опустить кисти рук.

Ну, а если кто-то спросит,

Скажем – праздник у ребят.

Вытянуть правую руку вперёд и, согнув в локте, прикоснуться к груди.

Ветерок легко подует,

Руки вытянуть вверх и размахивать вправо – влево.

Лист сорвётся, улетит,

Руки поднять вверх и размахивать вперёд – назад.

Землю золотом укроет

И немножко пошуршит.

Скользящие движения ногами по полу.

Чистоговорки

ца-ца-ца – осень у крыльца

цо-цо-цо – ветер дул в лицо

ца-ца-ца – закачались деревца

ошка-ошка-ошка – собирается картошка

жу-жу-жу – я про осень расскажу

ши-ши-ши-ши-месяцы мне повтори

Щи-щи-щи-из капусты варим щи

чу-щу-чу-щу – овощи я поищу.

чо-чо-чо-чо – дождик капал на плечо

чи-чи-чи-чи – зонтик лучше поищи

Да-да-да, да-да-да – не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду – Все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди-Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да-Ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де-Вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды – Только слышно из воды.

Массаж (или самомассаж)

Дети выполняют массажные движения на спине друг друга, не затрагивая область позвоночника

Кап-кап дождик, кап-кап дождик-

Капает с утра.

(Похлопывание по спине ладошками)

Всюду лужи, всюду лужи-

Рада детвора.

(Растирание спины круговыми движениями )

Разбегайтесь, разбегайтесь,

Сыплет с неба град.

(Пальчиковый «душ» по спине)

Вы на лужи поглядите-

Льдинки там лежат!

(Поглаживание спины ладошками круговыми движениями)

Массаж (или самомассаж)

Зонт из сумки достаем,

Поглаживание кисти руки от кончиков пальцев к запястью.

Чтоб не мокнуть под дождем.

«Пальчиковый душ» по ладошке, затем сжать кулачок.

Только он раскрылся – вдруг

Разжимать пальчики из кулачка по одному, начиная с мизинца.

Ветер вырвал зонт из рук

Нажимать на подушечки пальцев левой руки, начиная с мизинца, затем совершать легкие колебательные движения пальцами, поднимая руку вверх, – «полет».

Самомассаж лица

Туча в небе появилась,

Поглаживание лба пальцами обеих рук от середины к вискам.

Тень на землю опустилась.

Поглаживание вокруг глаз указательными пальцами – «очки».

Разбегаться надо нам

Поглаживание от носа по щекам по направлению к ушам.

Очень быстро по домам.

Поглаживание от крыльев носа по носогубным складкам к углам губ.

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)

Жизнь ребенка — это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика - это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Уже с первых недель жизни, общаясь с ребенком, нужно разговаривать с ним, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций.

С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.

Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.

1.Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3.Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

4.Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.У малыша развивается воображение и фантазия.

7.Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». И.В.Нищева

Вышел дождик на прогулку. «Шагаем* по столу указательным и
средним пальцами рук.
Он бежит по переулку. Загибаем по одному пальцу на руках
Барабанит по окошку, на каждую строку.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Встряхиваем ладонями так, как буд-
то отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Загибаем пальчики, по одному, на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Снова загибаем пальчики.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяем кулачок об кулачок и хлопаем в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас».

Попеременно ударяем по столу и хлопаем в ладоши.

На каждое название обуви загибаем пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю».

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Подвижное упражнение «Дождик».

Пальчиковая гимнастика «За малиной».

Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Пальчиковая гимнастика «Лошадка»