Перенос навыка. Теодор еске-хоинский - последние римляне
Взаимодействие навыков
Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.
Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научившись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков используется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выполнять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык анализа литературного текста переносится на другие учебные тексты,
Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.
Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на навык начертания букв стандартным чертежным шрифтом (рис. 6).
Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается различно. По-русски это тридцать два (30+2) , по-немецки dreibig (2+30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски на уроках математики. Вместо 32 они считывают 23, переставляя цифры в числе.
Навык беглого чтения мешает учителю русского языка видеть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.
Явление интерференции навыков связано с иррадиацией возбуждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нервной системе.
Зная, что при выработке новых навыков происходит их перенос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: “А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная”. Так учащиеся упражняются в сознательном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учитель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.
Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигательных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определенным образом на становление и проявление нового умения или навыка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть односторонне направленными и обоюдными,положительными и отрицательными,прямыми и косвенными .
Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обучения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому другой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной рукой, то другая рука тоже овладеет этим навыком без упражнения. Данное благоприятное явление установлено для переноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (неведущую, чаще левую). Но как быть в случае с переносом навыка с неведущей (левой) руки на ведущую (правую)? Касается ли процесс переноса навыка не только рук, но и ног, и других частей тела? Эти вопросы, пожалуй, впервые отчетливо сформулировал В.В.Белинович еще в 1949 г. в своей капитальной монографии «Обучение физическим упражнениям» (М.: ФиС, М. –Л., С. 25–29) – вопросы, на которые еще до сих пор не найдены окончательные ответы.
Второй тип переноса навыков – когда обучение одному навыку влияет на обучение другому навыку. Такое влияние может быть положительным, отрицательным и нейтральным. Во всех отраслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стараются максимально использовать «положительный перенос». Например, навыки метания камней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, гранаты).
Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при котором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становлению других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигательных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при котором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкурируют с ними, тем самым затрудняют процесс изучения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция). Например, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не рекомендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях педалирования на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур циклических навыков.
Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навыков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совершенствование координационных и двигательных структур.
Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной координационной и двигательной структурой.
Косвенный (опосредованный) перенос навыков – результат формирования навыка вначале не обнаруживается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи - например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.
Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содержания и структуры двигательных действий, а так же от стадии и условий их формирования. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смысловой основы и главных звеньев техники двигательных действий. Исходя из этого, учебный материал необходимо группировать и последовательно распределять в зависимости от степени существенной общности двигательных действий - по смысловой основе, по структуре, чтобы по возможности максимально использовать положительный перенос умений, навыков, и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.
Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
· при разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подготовки;
· при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или серии занятий;
· при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подготовки.
На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упрочения двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двигательных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный перенос навыка может быть, по мере его упрочения, исключен и в дальнейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновременном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются отрицательные взаимовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не вступают в отрицательные взаимодействия.
Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения двигательным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положительного переноса двигательных умений и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и превратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом закономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного порядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.
Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине может замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.
Перенос навыка может иметь различный характер:
Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.
Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.
Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.
Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить равновесие.
Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела,
когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.
Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
При классификации физических упражнений;
При разработке программ по физическому воспитанию;
При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;
При подборе систем подводящих упражнений.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Общие основы теории и методики физической культуры введение в теорию и методику физической культуры. Основные понятия теории и методики физической культуры
Общие основы теории и методики.. Физической культуры.. ВВедение в теорию и методику физической культуры..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
Какнаучная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования
Методы исследования в теории и методике физической культуры
Некоторые студенты и специалисты в области физической культуры считают, что научно-исследовательская работа им не по силам. Такие сомнения безосновательны. Каждый человек, обучающийся в вузе, а те
Физическая культура как вид культуры
2.1. Определение понятия "культура".
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зар
Структура физической культуры
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того и
Функции физической культуры
Специальные функции того или иного явления - это способ его бытия, способность удовлетворять потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности. Не выяснив функции физической к
Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
В теории физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации анализ системы принципов и их унификация по праву занимает одно из ведущих мест, поскольку он тесно связан с оптимиза
Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности
Физическая культура, как отмечалось ранее, структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты материального и духовного труда в сфере физической
Физкультурное образование как педагогический процесс
Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенаправленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой
Высшее физкультурное образование
Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф
Общие принципы формирования физической культуры человека
Принципы формирования физической культуры человека - это исходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. В своей
Принцип гармонического развития личности
Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура в жизни человека должна занимать место соразмерное, с одной стороны, - с потребностями общества, а с другой, - с интересами самой л
Принцип связи с жизнедеятельностью
Высвечивает прикладную функцию физической культуры в обществе, - подготавливать членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходимости, - к участию в военно-боевых действиях.
Принцип оздоровительной направленности
Отражает гуманистическую направленность физической культуры в обществе. Смысл данного принципа состоит в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья.
Требо
Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство -это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совер
Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается це
Естественные силы природы и гигиенические факторы
Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формиро
Понятие о технике физических упражнений
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. В
Пространственные характеристики
Включают: положение тела, траекторию (путь) движения.
Положение тела. Какое бы двигательное действие не совершал человек, он должен придать своему телу определе
Силовые характеристики
В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием сила движения.
Сила движения - это мера физического воздействия движущейся части тела (или вс
Ритмическая характеристика
Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Ритм явля
Методы формирования физической культуры личности
Рис. 5.7. Пример соотношений между категориями "методический подход", "методическое направление", "метод", "методический прием" при совершенствовании быст
Методы, направленные на приобретение знаний
Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепле
Принципы сознательности и активности
Эти принципы предусматривают определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в
Принцип наглядности
Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа
Принципы доступности и индивидуализации
Предусматривают определение стимулирующей меры трудности педагогического задания в процессе физического воспитания, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленнос
Принцип непрерывности
Является одним из важнейших принципов построения занятий фи-зическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению дост
Принцип прогрессирования воздействий
Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объёма и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного прин
Принцип цикличности
Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, м
Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенств
Обучение двигательным действиям
Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педагога и ученика. Деятельность педагога называет
Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в прос
U знания
Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебного пособия, практической деятельности. Их сочетание обеспечивае
Структура процесса обучения двигательным действиям
Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидакт
Управление процессом обучения
Эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям требует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий; определенной системы контроля (проверки),
Предупреждение и исправление ошибок
На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могу
Общая характеристика физических способностей
8.1 Понятие о физических способностях, основные формы их проявления.
В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных
Движения - ведущий фактор развития физических способностей
В формировании способностей большое значение имеют и врожденные и сре-довые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических способностей играет двигательная активность, нап
Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима её выполнения. Под режимом подразумевается точно установленный порядок черед
Этапность развития физических способностей
В динамике развития физических способностей при многократном, длительном выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выде-лить три относительно самостоятельных этапа:
Лекция 8 О
Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
Неравномерность развития означает, что степень прироста показателей физических способностей на одних этапах может быть более значительной, чем на других. Это справедливо как для небольших периодо
Перенос физических способностей
Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровн
Принципы развития физических способностей
Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиня-110
Лекция 8 Общая характеристика физических способностей
ются разным закономерностям, несмотря на то
Принцип регулярности педагогических воздействий
Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку последние развиваются и совершенствуются прежде всего в
Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
Данный принцип базируется на закономерностях этапности и неравномерности развития физических способностей. Согласно этому принципу, необходимо сочетать в процессе совершенствования физических спос
Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри отдельно
Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий
В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигательной деятельности. Полезность адаптивных изменений
Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза. Конечно,
Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
Суть его состоит в том, что используемые педагогические воздействия (средства, методы и формы) должны соответствовать степени развития этих способностей у индивида. Но это соответствие не должно
Принцип соразмерности в развитии способностей
Предполагает соблюдение оптимального соотношения (пропорциональности) в уровне развития способностей у человека на каждом этапе возрастного развития. Лучшая соразмерность в развитии тех или иных сп
Силовые способности и методика их развития
9.1 Понятие о силовых способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей.
Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела челове
Средства развития силовых способностей
При развитии силовых способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением - силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:
Методы развития силовых способностей
Направленное развитие силовых способностей происходит лишьтогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы
Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей
Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин "быстрота". Учитывая множественность фо
Методика развития быстроты двигательных реакций
Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.
Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно по
Реакции выбора
Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0.18-1.00 сек. Латентный период этой реакции больше, чем простой и мо
Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений
Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копь
Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей
Во многих двигательных действиях рассмотренные выше разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании. Комплексное проявление скоростных способностей определяется содержанием основной двиг
Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей
В качестве исходного пункта при определении понятия "координационные способности" может служить термин "координация". Слово "координация" латинского происхождения. Он
Методика развития координационных способностей
При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления
Времени
Лекция II Координационные способности и методика их развития
Большое значение при формировании "чувства времени" в последнее время придается использованию в физическом во
Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости
ВЫНОСЛИВОСТЬ - способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
Так как длительность работы ограничивается в конечном итоге насту
Специальная
Общая выносливость - это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное в
Методика развития выносливости
Развитие скоростной выносливости.О скоростной выносливости принято говорить применительно к упражнениям циклического характера (бег, ходьба, плавание, гребля, ходьба н
Компоненты нагрузки
I | ч Вариант Цель « | | ^
° метода применения | а 5 I i I
® Ss5^e=5x?5
s »ь 11 I: g 1111 i
&po
Задачи, средства и методы развития гибкости
В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их "разболтанности"
Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
14.1 Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств.
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраже
Патриотическое и нравственное воспитание
Эти два вида воспитания целесообразно рассмотреть в едином контексте. Любовь к своему Отечеству; готовность встать на его защиту, не жалея жизни; высокие патриотические чувства сопровождаем
Правовое воспитание
Содержанием правового воспитания является система воспитательных воздействий на сознание, чувства и волю воспитуемого, с целью передачи значимого комплекта сведений о правовых нормах, упрочения п
Эстетическое воспитание в сфере физической культуры
Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом разностороннего гармонического развития современного человека, способного овладевать культурными ценностями, строить жизнь по законам крас
Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству
Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава соответствующих специалистов, уровня их професси
Общая характеристика форм построения занятий
Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно
Общая характеристика занятий неурочного типа
В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные формы организации занятий:
утренняя гимнастика;
вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);
Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету
Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаютс
Документы контроля и учета
Основными документами контроля, учета и отчетности являются: журнал учета учебной работы группы, медицинская карточка, журнал учета травм, журнал учета наличия и состояния оборудования, книга учета
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
17.1 Социально-педагогическое значение физического воспитания. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физич
Особенности методики занятий физическими упражнениями
1. Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоническое физическое развитие детей. Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровен
Формы занятий физическими упражнениями
В детских садах получили распространение следующие достаточно разнообразные формы физкультурных занятий с детьми:
1. Занятия физическими упражнениями в форме урока.
2. Зан
Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования, этот возрастной период подразделяетс
К совершенствованию
рассчитана, по существу, на формирование отдельных двигательных умений и навыков. В практике же, особенно в сфере общего физического воспитания, занятия носят преимущественно (в наибольшей мере в
Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте
Заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или разнообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях
Особенности развития координационных способностей
Определяются в первую очередь их значительной ролью в современной двигательной практике школьников. Их планомерному развитию должно уделяться пристальное внимание на протяжении всего школьного пе
Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей
В школьном возрасте, особенно о 8-9 до 13-14 лет, усиленно прогрессируют под влиянием естественных факторов развития все проявления скоростных способностей. К ним примыкают и скоростно-силовые спо
Особенности развития собственно-силовых способностей
У мальчиков выделяют два периода интенсивного прироста мышечной силы - с 9 до 12, и от 14 до 17 лет. У девочек же сила мышц интенсивно растете 8-9 до 13-14 лет. Большой прирост силы у юношей старше
Особенности развития выносливости
Развитие выносливости обязательно, начиная с младшего школьного возраста. Больше всего необходимо уделять внимание повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах двигательной деятельно
Годовой план прохождения программного материала
Составляется для каждой параллели классов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следующую подготовительную работу. Вначале следует наметить количество часов, которое буде
Четвертной план
Представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана прохождения программного материала с учетом реального хода учеб
Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие)
На следующем этапе работы требуется правильно распределить частные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти. Эффективность этой операции будет зависеть от умения педагога точно
Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры
В каждом уроке обычно решаются 3-4 плановых учебно-воспитательных задачи и, помимо этого, постоянно действующие задачи гармонического развития, укрепления здоровья и нравственного воспитания школь
Конспект урока
Общие задачи ур
ока
Дата
Система проверки успеваемости
Проверка успеваемости осуществляется планомерно, в определенной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процесса, но и его улучшение. На уроках физической ку
Учет учебной работы
Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются в классный журнал, который является основным документом учета учебной работы. Помимо успеваемости в нем отмечаются посещаемость каждого ур
Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Физическая культура в средних специальных учебных заведениях по своей структуре и функционированию во многом сходна с системой физического воспитания в общеобразовательной школе. Вместе с тем, име
Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий
Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являю
Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых
В категорию взрослого населения включаются все люди от достижения совершеннолетия до их глубокой старости. Существуют различные подходы к взрослой периодизации людей. Все они носят более или менее
Неспециальное физкультурное образование взрослых
Предполагает формирование каждым человеком своего собственного представления об уровне своего физического развития, о степени владения двигательными навыками, знание методики своего физического со
Физическая рекреация
Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) - использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укреп
Двигательная реабилитация
Двигательная реабилитация (реабилитация - восстановление) удовлетворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, психических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. Многолетний
Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах
Система физической подготовки войск строится и приводится в действие в соответствие с определенной концепцией - комплексом взглядов на сущность процесса физического совершенствования военнослужащ
Учебные занятия по физической подготовке
Они занимают важное место в общей системе боевой подготовки военнослужащих. Они направлены на развитие и постоянное совершенствование физических способностей, формирование и совершенствование воен
Утренняя физическая зарядка
Является обязательным элементом распорядка дня. Она проводится в целях:
систематической тренировки военнослужащих и направлена на быстрое приведение организма после сна в активное состо
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Позволяет использовать время, отводимое на служебную деятельность и боевую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, связывает физическую подготовку с конкретными зада
Спортивно-массовая работа
Занимает важное место в системе физического совершенствования военнослужащих. Она характеризуется следующими особенностями:
сочетание обязательности занятий спортом с добровольностью в
Возникновение и состояние современного спорта
Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе.
В рабовладельческом обществе максимального разви
Ами деятельности
Рис. 23.1. Общая сфера спорта (по С. В. Брянкину)
В широком понимании спорт включает в себя собственно соревнов
Общество -как социальная система
рис. 23. 2. Место спорта в обществе 300
Лекция 23 Спорт в системе физической культуры
В настоящее
Религиозные факторы
Рис. 23.3. Факторы, влияющие на формирование спорта, как социальной подсистемы общества
Зрелищная
Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс
Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов как средства, методы, условия с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спорт
Заключение
Заканчивая изложение курса лекций, целесообразно подвести итоги современному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы её развития. Теория и методика физичес
Объемные требования по теории и методике физической культуры
1. Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина.
2. Сравнительная характеристика понятий "физическая культура", "физическое воспитание", "с
Перенос навыка
Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ракеткой, что помогает быстрее обучаться сходным играм, таким как сквош или бадминтон.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .
Смотреть что такое "Перенос навыка" в других словарях:
Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не … Большая психологическая энциклопедия
ПЕРЕНОС - (навыка)влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении… …
ПЕРЕНОС - ПЕРЕНОС. 1. Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Перенос - – 1. общее значение – процесс, посредством которого опыт решения одной задачи оказывает некое влияние (позитивное либо негативное) на решение другой, отличной от первой задачи. Часто используют уточняющие слова, чтобы обозначить тип переноса; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении человеком (не … Педагогический словарь
Тренинг социальных навыков (social skills training) - Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря традиционным социализирующим общественным… … Психологическая энциклопедия
Might and Magic IX: Writ of Fate - Разработчик New World Computing Издатель The 3DO Company Создатели Геймдизайнер Timothy Lang … Википедия
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ - 1) закон эффекта: для развития навыка необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить; 2) закон изменения скорости усвоения навыка: быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыка … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
НАУЧЕНИЕ - изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе … Энциклопедия Кольера
И ревностный христианин понял, что он взялся за трудную задачу. Как запереть храмы в городе, который, без сомнения, будет защищать свои святыни с яростью отчаяния? Прежде чем Крест победит окончательно, еще много придется потрудиться.
Воевода сумрачно глядел кругом, как будто чувствовал сожаление к этим людям за их неразумное, грешное, по его мнению, упорство. Зачем вы слепы для света истинной веры, зачем вы своими же руками запираете перед собою врата Царства Небесного? – спрашивали его глаза.
В то время как он так размышлял, улица вдруг сразу стихла. Живая волна расступилась на две половины, теснясь к тротуарам, хотя ничто не принуждало ее к этому. Мужчины снимали с головы полы тог и плащей, которыми они закрылись от дождя, женщины кланялись так низко, что лицом почти касались мостовой.
Не успел воевода оглядеться, как несколько человек бросились к его лошадям и, схватив их под уздцы, оттащили колесницу в сторону.
Винфрид Фабриций хотел крикнуть своим солдатам, но вдруг побледнел и дернул коней с такой силой, что они поднялись на дыбы.
Мимо него медленно и торжественно проследовали носилки, а в них лежала Фауста Авзония. Ей предшествовал ликтор и многочисленная свита, состоящая из молодежи обоего пола, сенаторского и всаднического звания.
С затаенным дыханием, весь подавшись вперед, воевода впился взором в весталку, как птица, очарованная взглядом змеи. Вся в белом, с опущенной головой Фауста Авзония казалась статуей из каррарского мрамора.
Один из молодых патрициев обратил ее внимание на воеводу. Фабрицию показалось, что в глазах весталки мелькнул блеск радости. Но, должно быть, ему так показалось, ибо через несколько секунд эти большие черные глаза смотрели на него так холодно, как будто видели его в первый раз.
Он низко опустил голову, а когда поднял ее, то от весталки его отделяла тесная стена народа. И снова он вспомнил предостережения Кая Юлия. Теперь и он верил, что римский народ жестоко отомстил бы тому дерзновенному, который бы осмелился оскорбить весталку своей любовью. Ее жреческое достоинство так высоко ставило ее над людскими желаниями, что даже тот, кто полюбил бы ее, не мог бы открыть ей свое чувство.
По мере того как он приближался к Целийскому холму, движение рабочего дня заметно утихало. Лавки и ремесленные заведения во многих местах были заперты, люди, одетые по-праздничному, направлялись к Целимонтанским воротам, откуда улица вела к Латеранскому дворцу.
Во дворце этом некогда обитал знаменитый патрицианский род, который был помехой для императоров, как и многие другие. Нерон умертвил знаменитого своими гражданскими доблестями Плавтия Латерана, а у наследников его отобрал все имущество покойного. С тех пор роскошный дворец переходил из рук в руки до тех пор, пока Константин Великий не предназначил его для резиденции римских епископов.
Около Латеранского дворца возвышался храм, построенный в форме базилики. Перед ним расстилался квадратный открытый двор, окруженный со всех сторон портиком. Посредине двора находилась мраморная цистерна, наполненная святой водой.
Воевода остановил лошадей перед храмом, отдал меч одному из легионеров, вошел во двор и умыл руки и лицо водой из цистерны.
В христианскую святыню вели трое дверей, из которых средние были самыми большими. У каждой двери стояло по два привратника.
В преддверии, отделенном от главной части церкви высокой стеной, несколько десятков рук с мольбой протянулись к воеводе.
– Помолись за нас! – просили согрешившие, приговоренные епископом к публичному покаянию.
– Да простит вас милосердный Бог, – ответил Фабриций, быстро проходя мимо кающихся.
Едва он переступил порог главной части церкви, как опустился на колени и трижды припал лбом к каменному полу.
– Освети ее душу светом истинной веры, Господи! – шептал он, прижимая руки к груди. – А мое сердце услади ее любовью. Услышь меня, и я буду служить Тебе каждым словом и делом. Услышь меня, услышь! – повторял он с каждым разом все горячее и страстнее.
Как раз в то время в главном притворе, отделенном от боковых гигантскими колоннами, дьякон кончал чтение Евангелия от Матфея. Стоя перед аналоем, он медленно и громко читал по большой книге, объясняя кучке оглашенных наиболее трудные места.
Воевода не слыхал Божьего слова. Согбенный, оторванный от всего окружающего, он весь ушел в себя.
– Не о грешном счастье я прошу Тебя, – молился он, – Твое милосердие поставило рядом с мужем жену, чтобы она делила с ним труд жизни и была бы ему верным товарищем в счастии и несчастии. Твоя благость, о Господи, зажгла в сердце человека пламень любви, ясный светоч среди земного мрака. Ты можешь склонить ее сердце ко мне, ибо без Твоего ведения и воли не расцветает ни одно чувство. Услышь меня, Господи! Без тревоги и замедления я буду закрывать храмы язычников, неумолимый для всех, кто не восхваляет Твоего имени.
Теперь он поднял голову и слушал.
– Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и возненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете вы? Не так же ли поступают и язычники? И так будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Воевода слушал это повеление с широко раскрытыми глазами, тупым выражением на лице, как тот, которому говорят что-нибудь на чуждом для него языке.
Он должен любить своих врагов, он, солдат, орудие смерти? Он, вождь, для которого поражение врагов было наивысшей похвалой?
Эти слова, которые он слышал столько раз, но над значением которых никогда не задумывался, очевидно, относились не к нему.
Ему, солдату, какое дело до несогласия Божьего слова с жизнью? Это дело священников. Пусть они углубляются в сущность священных книг. Ему совершенно достаточно веры в истинного Бога…
– Господи, я буду служить Тебе с усердием божественного Феодосия, – говорил он, – но согрей душу Фаусты теплом Твоей правды и обрати ее мысли ко мне.
И снова он прикасался головой к холодному каменному полу и повторял горячо и страстно:
– Услышь меня, услышь, услышь!..
Дьякон кончил чтение Евангелия. Оглашенные толпились у входа; в литургии верных могли принимать участие только христиане, прошедшие все подготовительные ступени.
Когда оглашенные покинули церковь, воевода поднялся с колен и осмотрелся кругом.
Вдоль колонн чернелись то тут, то там на фоне старых камней кучки верных – мужчины по правую, а женщины по левую сторону. Все, сосредоточившись, ожидали начала литургии. Этих крещеных христиан было так немного, что они терялись в громадном здании. Холодом катакомб веяло в самом обширном римском храме, в котором собирались большей частью молящиеся из высших классов.
Храм действительно своей суровой простотой напоминал подземные кладбища. Его колонны не были украшены богатыми приношениями и венками, его стен не покрывали фрески и восточные ковры. Тут не было статуй и даров, присланных богам столицы наместниками покоренных областей, не было даже изображений людей, послуживших новой вере.
Все украшение Латеранской базилики составлял скромный алтарь из белого мрамора, огороженный решеткой. Тут, в глубине среднего придела, в святая святых, на том самом месте, где в языческих храмах стояло священное кресло консула или претора, сидел пожилой человек. Его окружали пресвитеры, дьяконы, поддьяконы, чтецы, свещеносцы, одетые так же, как и он, в обычные платья, которые носят в Риме свободные граждане. У пожилого человека не было ни тиары на голове, ни жезла в руке.
И снова удивление охватило воеводу. Направляясь в кафедральный собор, он думал найти там толпы последователей, принадлежащих к высшим классам. Ведь говорили же ему в Виенне, что закрытия языческих храмов домогаются сенаторы. Правда, в древней столице государства кроме Латеранской базилики существовало еще сорок церквей, но Фабриций знал, что в этих второразрядных церквах молятся больше верные из простого класса.
Значит, истинный Бог не был в городе Ромула Богом просвещенных и сильных? Значит, как и в первые три века христианской эры, Ему поклонялись исключительно только малые?..
У алтаря началась литургия. Один из старших священников совершал таинство евхаристии.
Его молитвам не вторили трубы, флейты и цитры, их не дополняло пение хоров, обученных в знаменитых александрийских школах.
Вместо фимиама и благоуханий к алтарю возносились молитвы верных, которые с доверчивостью детей приносили Богу свои заботы и печали. Живая вера первых христиан пренебрегала внешним побуждением. Для нее было достаточно тихой, сердечной мольбы, идущей из самых скрытых тайников души.
Когда священник кончил таинство, один из дьяконов взял из его рук хлеб и вино и начал оделять ими присутствовавших. Все подходили к Господнему алтарю: прежде всех епископ, потом духовенство и светские.