Презентация и конспект мероприятия «Социализация: совместная деятельность детей и родителей «Моя Семья. Конспекты сюжетно-ролевых игр с учётом гендерной социализации для детей средней группы детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 40 г.Сургута
Конспект занятия по социализации
«Добро в семью»
подготовила
социальный педагог
Сафиуллина Галина Николаевна
Г. Сургут
2012
Направление: социализация.
Возраст: 6-7 лет
Цель:
Формировать представление о мире семьи;
Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;
Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Оборудование: дерево, листочки, цветы, кленовый лист с загадками, фланелеграф.
Ход занятия.
Воспитатель:
— Здравствуйте ребята! Вчера я читала сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил был мальчик, который был один – одинешенек на белом свете. И никого-то у него не было – только он…». Но потом, я остановилась на этом месте и подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»
— Как вы считаете? (Дети: «Нет»)
— А у вас есть кто-нибудь родной? (Дети: «Да», «мама, «папа»)
— Как мы называем одним словом родных людей? (Дети: «Семья»
— Что такое семья? (Дети: «родители», «бабушки, дедушки», «люди которые живут вместе», «где все любят друг друга», «родители и дети»)
— У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»)
— А как родители относятся к своим детям? (Дети: «Они любят их», «заботятся о детях», «следят, чтобы с детьми ничего не случилось»)
— А как дети должны относиться к своим родителям? Я вам помогу…
— Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок (крепится на фланелеграф).
— Чтобы семечко, а то есть ребенок рос, что необходимо, как вы думаете? (Дети: «Поливать»)
— Правильно. А точнее, необходима забота.
А какая забота? (тепло, помощь, нежность, ласка родителей).
Они вам это дают? (дети: «Да!»)
— И вот семечко, а то есть ребенок, да еще его родители с заботой и теплом – получается семья, которое мы изобразим в виде чего? (крепится ствол с ветками)
— В виде дерева. Дереву, как и семье нужна забота.
— Мне кажется, дереву чего-то не хватает. Чего? (листиков). Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям.
Как можно выразить свою любовь к родителям? (Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать я тебя люблю» ..).
— К примеру, я вчера помогла маме вымыть окна, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева).
— Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей?
— Как вы выразили свою любовь?
— вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди (развеселили, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).
— Что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым, не грубить, жалеть)
Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным оно стало.
— Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду?
Вечером я сказала своей маме, что люблю ее – и вот на дереве у нас появляется цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек это ласковое и нежное слово для наших родителей.
— А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву).
Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: «красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, папа сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный»
— Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.
— Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу.
— Но, скажите, пожалуйста, неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, или чем — то обидели родителей. Так бывает? (да)
— Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (пока дети называют 2-3 варианта, с дерева снимаю листики и цветочки).
— Ой, посмотрите, что происходит с деревом? (Оно становится грустным, скучным, слабым) Это ведь волшебное дерево.
— Нет, нам нельзя обижать родителей (возвращаю листики на место), не будем говорить плохих слов маме и папе (возвращаю цветы на дерево). Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево.
— Будем возвращать листики и цветочки на дерево? (да)
Теперь вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, а не только от папы и мамы, и тогда ваша семья будет такой же красивой, как и наше дерево.
Физминутка:
Давайте поиграем. Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой «семечко».
Воспитатель произносит слова, а дети производят действия.
— «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. — Гладим по голове и телу наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);
— Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается);
— У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх);
— Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка);
— Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»);
— «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал.
Дети меняются ролями. Действия повторяются.
По окончанию дети садятся на ковер.
Воспитатель:
— Посмотрите, к нам в окошко залетел листочек. (С окна снимается кленовый лист с загадками).
— Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают)
Много их на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Кто с улыбкой утром рано
Нас разбудит? Это …. (мама)
2. Он не терпит безделья и скуки,
У него умелые, сильные руки.
Как дела? Снимая шляпу
Спросит вечером нас … (папа).
3. Вера ходит в детский сад
Веру в садик водит … (брат).
4. Дружу я с ней давным — давно
Мы с ней в затеях за одно,
Всем нам печет оладушки
Люблю я свою … (бабушку)
5. Он с бабушкой рядышком
Живет уж много лет,
Хочу таким быть умным
Как мой любимый …(дед)
— Молодцы, быстро разгадали загадки.
— Ребята, помогите мне выбрать нужную пословицу из двух. Подумайте и скажите, какая из них больше всего подходит к нашему занятию.
«Старый друг, лучше новых двух»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
— Правильно, вторая пословица подходит больше к нашему занятию. Потому что там говорится о семье.
— А, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей обобщаются «Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно).
Молодцы.
Заключение:
А сейчас, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите своему воспитателю, получилось у вас это сделать или нет.
Задание на дом :
— Напишите вместе с папами в своих альбомах, где выполняете свои домашние задания после наших занятий, все ласковые слова, которые вы часто говорите своей маме. До свидания!
Список использованной литературы
1. Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2002
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль «Академия развития»1996.
Конспект занятия по социализации
для детей 6-7 лет
«Добро в семью»
Направление: социализация.
Возраст: 6-7 лет
Цель:
Формировать представление о мире семьи;
Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений ;
Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Оборудование: дерево, листочки, цветы, кленовый лист с загадками, фланелеграф.
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Вчера я читала сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил был мальчик, который был один – одинешенек на белом свете. И никого-то у него не было – только он…». Но потом, я остановилась на этом месте и подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»
Как вы считаете? (Дети: «Нет»)
А у вас есть кто-нибудь родной? (Дети: «Да», «мама, «папа»)
Как мы называем одним словом родных людей? (Дети: «Семья»
Что такое семья? (Дети: «родители», «бабушки, дедушки», «люди которые живут вместе», «где все любят друг друга», «родители и дети»)
У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»)
А как родители относятся к своим детям? (Дети: «Они любят их», «заботятся о детях», «следят, чтобы с детьми ничего не случилось»)
А как дети должны относиться к своим родителям? Я вам помогу…
Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок (крепится на фланелеграф).
Чтобы семечко, а то есть ребенок рос, что необходимо, как вы думаете? (Дети: «Поливать»)
Правильно. А точнее, необходима забота.
А какая забота? (тепло, помощь, нежность, ласка родителей).
Они вам это дают? (дети: «Да!»)
И вот семечко, а то есть ребенок, да еще его родители с заботой и теплом – получается семья, которое мы изобразим в виде чего? (крепится ствол с ветками)
В виде дерева. Дереву, как и семье нужна забота.
Мне кажется, дереву чего-то не хватает. Чего? (листиков). Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям.
Как можно выразить свою любовь к родителям? (Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать я тебя люблю» ..).
К примеру, я вчера помогла маме вымыть окна, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева).
Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей?
Как вы выразили свою любовь?
Вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди (развеселили, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).
Что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым , не грубить, жалеть)
Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным оно стало.
Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду?
Вечером я сказала своей маме, что люблю ее – и вот на дереве у нас появляется цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек это ласковое и нежное слово для наших родителей.
А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву).
Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: «красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, папа сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный»
Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.
Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу.
Но, скажите, пожалуйста, неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, или чем - то обидели родителей. Так бывает? (да)
Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (пока дети называют 2-3 варианта, с дерева снимаю листики и цветочки).
Ой, посмотрите, что происходит с деревом? (Оно становится грустным, скучным, слабым) Это ведь волшебное дерево.
Нет, нам нельзя обижать родителей (возвращаю листики на место), не будем говорить плохих слов маме и папе (возвращаю цветы на дерево). Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево.
Будем возвращать листики и цветочки на дерево? (да)
Теперь вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, а не только от папы и мамы, и тогда ваша семья будет такой же красивой, как и наше дерево.
Физминутка:
Давайте поиграем. Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой «семечко».
Воспитатель произносит слова, а дети производят действия.
- «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. - Гладим по голове и телу наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);
Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается);
У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх);
Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка);
Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»);
- «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал.
Дети меняются ролями. Действия повторяются.
По окончанию дети садятся на ковер.
Воспитатель:
Посмотрите, к нам в окошко залетел листочек. (С окна снимается кленовый лист с загадками).
Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают)
1. Много их на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Кто с улыбкой утром рано
Нас разбудит? Это …. (мама)
2. Он не терпит безделья и скуки,
У него умелые, сильные руки.
Как дела? Снимая шляпу
Спросит вечером нас … (папа).
3. Вера ходит в детский сад
Веру в садик водит … (брат).
4. Дружу я с ней давным - давно
Мы с ней в затеях за одно,
Всем нам печет оладушки
Люблю я свою … (бабушку)
5. Он с бабушкой рядышком
Живет уж много лет,
Хочу таким быть умным
Как мой любимый …(дед)
Молодцы, быстро разгадали загадки.
Ребята, помогите мне выбрать нужную пословицу из двух. Подумайте и скажите, какая из них больше всего подходит к нашему занятию.
«Старый друг, лучше новых двух»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Правильно, вторая пословица подходит больше к нашему занятию. Потому что там говорится о семье.
А, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей обобщаются «Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно).
Заключение:
А сейчас, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите своему воспитателю, получилось у вас это сделать или нет.
Задание на дом :
Напишите вместе с папами в своих альбомах, где выполняете свои домашние задания после наших занятий, все ласковые слова, которые вы часто говорите своей маме. До свидания!
Список использованной литературы
1. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2002
2. , «Учим детей общению», Ярославль «Академия развития»1996.
Анна Федонова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста (социализация)
КОНСПЕКТ занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Жить здорово!»
Составила : воспитатель Федонова А. Д.
Цель : укрепление психического здоровья дошкольников в процессе позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование :
демонстрационный материал : «волшебная палочка» , три ладошки - красного , жёлтого и синего цветов; лист ватмана к игровому заданию "теневой портрет"; демонстрационный набор из 6 пиктограмм; наклейки-стикеры для игры «Найди пару» , маркеры.
Ход занятия
Введение.
Игра "Ласковое имя" Цель игры : развивать фантазию, помочь ребёнку осмыслить ценность каждого из членов коллектива.
Здравствуйте, ребята!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Давайте поиграем в игру "Ласковое имя". Сейчас будем называть ваши имена. Как? А вот так! (игроки придумывают новое имя каждому ребёнку, используя первую букву его настоящего имени. Например : Саша – светлый, Аня – аккуратная, Вика – весёлая, Имран – интересный. Педагоги помогают детям, затрудняющимся выполнять задания и создают ситуацию успеха)
А теперь, вспомните и назовите, как вас ласково называет ваша мама. А мы запоминаем.
Ласково мама вас называет, когда у неё какое настроение? (хорошее, весёлое, грустное)
"Азбука настроения"
(с использованием пиктограм)
А в стихотворении "Азбука настроения" мы узнаем, каким вообще бывает настроение.
Стихотворение "Азбука настроения"
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Посмотрите на меня. Как вы думаете, какое сейчас у меня настроение?
А теперь вспомним, какая пиктограмма подходит к такому настроению.
Правильно?
Изобразите такое же выражение лица.
Основная часть.
Появляется грустный клоун - Неумейка
Кто пришёл к нам, грустный и унылый?
Клоун здоровается с детьми , не проявляя ни каких эмоций.
А куда я попал? - говорит клоун (в детский сад)
Как у вас здесь хорошо, красиво. Вы, наверное, любите это место? - говорит клоун. (да)
А давайте расскажем клоуну стихотворение про детский сад и познакомимся с ним. Для начала пусть назовёт своё имя, а мы придумаем, что оно может означать (игра «Ласковое имя» Неумейка – нарядный, нежный, нужный)
Динамическая пауза "Девочки и мальчики"
(с использованием опорных символов : "кричалки" - красная ладонь, "шепталки" - жёлтая, "молчалки" - синяя)
Я люблю свой детский сад
В нём полным полно :
Мышат? – Нет
Цыплят? - Нет!
Утят? - Нет!
Бельчат? - Нет!
Ребят? - Да!
Хорошо, когда мы вместе
Девочки (произносят девочки)
Мальчики (произносят мальчики)
Чтение стихотворения сопровождается соответствующими движениями. Перед произнесением каждого ответа детей и последних двух строк, психолог демонстрирует красную, жёлтую или синюю ладошку . Детские ответы звучат в соответствии с показанной ладошкой - громко , тихо или показывается жестом, молча. Затем игра продолжается. В конце игры психолог показывает красную ладонь. Дети вместе с воспитателем произносят фразу : «Здесь нам жить весело и здорово!» .
Игровое задание "Кто я" Цель : помочь детям осмыслить собственные чувства и переживания, развивать умение концентрироваться и анализировать. Дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе.
Дети по очереди дают ответы на вопрос клоуна : «Кто ты?» . Каждое предложение начинается местоимением «я» . Например : «я – девочка, я занимаюсь танцами, очень люблю рисовать» и т. д.
Уважаемый клоун, у наших детей много достоинств. Они могут рассказать о себе, радоваться, веселиться.
Игровое музыкальное задание «Найди пару» . Цель : развивать быстроту реакции и внимание, умение взаимодействовать друг с другом.
Под лёгкую музыку педагог наклеивает детям на ладошки стикеры разных цветов. Ребёнок должен найти себе пару по цвету. Затем пары танцуют под весёлую музыку.
Дети с одинаковыми стикерами могут быть партнёрами по играм в течение всего дня. Клоун принимает участие в игре.
Игровое задание «Отвечаем пальцами» . Цель : развивать умение детей использовать жесты для выражения эмоций.
Все вы умеете говорить, когда вам весело, грустно. Сейчас мы будем учиться разговаривать и выражать свои эмоции жестами. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать очень быстро с помощью больших пальцев рук. Ответ «да» обозначает большой палец, «смотрящий» вверх. Ответом «нет» является большой палец, «смотрящий» вниз.
Примерные вопросы :
Любите ли вы смотреть мультфильмы?
Нравится ли вам кататься на аттракционах?
Любите ли вы кататься на санках?
На берёзах растут розы?
Рыбы по небу летают?
Собака умеет мурлыкать?
Кошка ходит в сапожках?
Клоун принимает участие в игре.
Динамическая пауза.
Вам весело? А настроение у вас какое? (веселое)
Как и в игре "Как живёшь?"
Как живёшь? - Вот так!
А плывёшь?
А бежишь?
Вдаль глядишь
Ждёшь обед
Машешь вслед
Утром спишь
А шалишь
(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)
Игра «Волшебная палочка» Цель игры : упражнять в умении приветствовать партнёра по игре приветливой доброй улыбкой. Под песню «Улыбка» ведущий начинает передавать «волшебную палочку» с доброй, открытой улыбкой.
Волшебная палочка по кругу идёт
Добрую улыбку всем передаёт.
Клоун тебе понравилась игра? Чему ты научился у наших ребят?
Мне понравилось улыбаться, играть, я теперь обязательно найду себе друзей. Спасибо, вы мне очень помогли.
Клоун читает стихотворение :
Я не грустный и не злой
Я теперь совсем другой
Весельчак я озорной
Поиграйте все со мной!
Игровое задание «Теневой портрет» Цель : вызвать эмоциональный отклик на игру, создать радостную, таинственную атмосферу.
Клоун решил подарить детям подарок, нарисовать портреты детей необычным способом.
Каждый ребёнок подходит к стене так, чтобы его тень падала на бумагу. Клоун обводит контур каждого ребёнка на плакате.
Я нарисовал каждого из вас, но свои лица вы дорисуете сами, хорошенько рассмотрев себя в зеркале. Не забудьте нарисовать то, что сближает нас и помогает иметь друзей. Что это? (улыбка)
Как мы интересно, весело поиграли. Давайте поможем нашему Клоуну вспомнить что мы делали, во что играли.
Дети припоминают ход занятия , рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты. Рассказывают, какие игры им понравились.
Всё это происходит сидя на ковре, передавая по кругу «волшебную палочку» .
Помните, в начале занятия , каждый сказал, как его ласково зовёт мама. Давайте, прощаясь, назовём друг друга ласково.
Каждый ребенок прощается с остальными ребятами, называя их ласково по имени.
Плакат дети забирают в группу, и там каждый, дорисовывает свой протрет. Общую картину можно украсить. Готовый коллаж «Жить здорово среди друзей!» воспитатель вешает на стене в группе.
Список литературы :
Детская практическая психология : Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.
Соколова Ю. А.
Игры и задания на готовность к школе ребенка 6 - 7 лет. - м.: Эксмо. 2009. - 64с.
Куражева Н. Ю., Вараева Н. В.
Психологические занятия с дошкольниками "Цветик - семицветик". - СПб.: Речь, 2004. - 96с. Катаева. Л. И.
Работа психолога с застенчивыми детьми . - М.: Книголюб, 2005. - 56 с. Ткаченко Т. А.
Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2010. - 64 с. Салмина Н. Г.
Учимся думать. Пособие для детей старшего дошкольного возраста . - М.: Вента - Граф, 2005. - 80 с.
Учимся мыслить; Пособие для психологов и педагогов. - Ирина Коваль Книжный клуб Харьков, 2007г.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития - в детстве - она имеет особое значение.
Игра - продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Игра ребенка выполняет следующие функции:
1.Функция социализации. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
2.Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей - «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
3.Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.
4.Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
5.Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
6.Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
7.Функция коррекции - предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
8.Развлекательная - направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.
Выполняя эти функции, игра имеет большое значение для процесса социализации личности ребенка.