Проведение слр детям разного возраста. Искусственное дыхание методом «рот в рот» ребенку до года. Как понять, что произошло нарушение кровообращения

Нечасто, но бывают такие случаи: шел человек по улице, ровно, уверенно и вдруг упал, перестал дышать, синеет. В таких случаях обычно окружающие вызывают «Скорую» и долго ждут. Через пять минут прибытие специалистов уже не нужно - человек умер. И исключительно редко рядом оказывается человек, знающий алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации и способный применить свои действия на деле.

Причины остановки сердца

В принципе любая болезнь может вызвать остановку сердца. Поэтому перечислять все те сотни заболеваний, которые известны специалистам, бессмысленно да и незачем. Однако наиболее часто к остановке сердца приводят:

  • сердечные заболевания;
  • травмы;
  • утопления;
  • удары электрическим током;
  • интоксикации;
  • инфекции;
  • остановка дыхания в случае аспирации (вдыхания) инородного тела - эта причина чаще всего возникает у детей.

Впрочем, независимо от причины, алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации всегда остается одинаковым.

В фильмах очень часто показывают попытки героев реанимировать умирающего человека. Обычно это выглядит так - к неподвижно лежащему пострадавшему подбегает положительный персонаж, падает рядом с ним на колени и начинает интенсивно давить ему на грудь. Всем своим артистизмом он показывает драматичность момента: подпрыгивает над человеком, дрожит, плачет или кричит. Если дело происходит в больнице, врачи обязательно сообщают, что «он уходит, мы его теряем». Если по замыслу сценариста пострадавший должен жить - он выживет. Однако шансов на спасение в реальной жизни у такого человека нет, так как «реаниматор» все сделал неправильно.

В 1984 году австрийский анестезиолог Петер Сафар предложил систему АВС. Этот комплекс лег в основу современных рекомендаций по сердечно-легочной реанимации и уже более 30 лет этим правилом пользуются все без исключения врачи. В 2015 году Американская ассоциация кардиологов выпустила обновленное руководство для практических специалистов, в котором детально освещены все нюансы алгоритма.

Алгоритм АВС - это последовательность действий, дающих максимальный шанс пострадавшему на выживание. Суть его заключена в самом его названии:

  • Airway – дыхательные пути: выявление их закупорки и ее устранение, чтобы обеспечить проходимость гортани, трахеи, бронхов;
  • Breathing – дыхание: проведение искусственного дыхания по специальной методике с определенной частотой;
  • Circulation – обеспечение кровообращения при остановке сердца путем его наружного (непрямого массажа).

Сердечно-легочная реанимация по алгоритму АВС может проводиться любым человеком, даже не обладающим медицинским образованием. Это - те базовые знания, которыми должен владеть каждый.

Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков

В первую очередь вам следует обеспечить безопасность пострадавшего, не забывая и о себе. Если вы извлекли человека из попавшей в аварию машины, немедленно оттащите его подальше от нее. Если рядом бушует пожар - сделайте то же самое. Переместите пострадавшего в любое ближайшее безопасное место и приступайте к следующему этапу.

Сейчас нужно убедиться, что человек действительно нуждается в СЛР. Для этого спросите его «Как вас зовут?» Именно этот вопрос лучше всего привлечет внимание пострадавшего, если он находится в сознании, пусть даже помутненном.

Если он не отвечает, потормошите его: слегка ущипните за щеку, похлопайте по плечу. Не перемещайте пострадавшего без лишней необходимости, так как вы не можете быть уверены в отсутствии травм, если обнаружили его уже в бессознательном состоянии.

При отсутствии сознания убедитесь в наличии или отсутствии дыхания. Для этого приложите ухо ко рту пострадавшего. Здесь действует правило «Видеть. Слышать. Осязать»:

  • вы видите движения грудной клетки;
  • вы слышите звук выдыхаемого воздуха;
  • вы осязаете щекой движение воздуха.

В кино часто для этого прикладывают ухо к груди. Этот метод сравнительно действенен, только если грудная клетка больного полностью обнажена. Даже один слой одежды исказит звук и вы ничего не поймете.

Одновременно с проверкой дыхания вы можете выяснить наличие пульса. Не ищите его на запястье: лучший способ выявления пульса - пальпация сонной артерии. Для этого поместите указательный и безымянный палец на верхушку «адамова яблока» и сместите их в сторону задней части шеи, пока пальцы не упрутся в мышцу, проходящую сверху вниз. Если пульсация отсутствует, значит сердечная деятельность остановилась и необходимо приступать к спасению жизни.

Внимание! На проверку наличия пульса и дыхания у вас есть 10 секунд!

Следующий этап - убедитесь, что во рту у пострадавшего нет никаких инородных тел. Ни в коем случае ищите их наощупь: у человека могут начаться судороги и ваши пальцы попросту откусят либо вы можете случайно сорвать искусственную коронку зуба или мост, которые попадут в дыхательные пути и вызовут асфиксию. Удалять можно только те инородные тела, которые видны снаружи и находятся близко к губам.

Теперь привлеките внимание окружающих, попросите их вызвать «Скорую», а если вы одни - сделайте это сами (звонок в тревожные службы - бесплатный), после чего начинайте проводить сердечно-легочную реанимацию.

Положите человека на спину на твердой поверхности - земля, асфальт, стол, пол. Запрокиньте его голову, выдвиньте нижнюю челюсть вперед и приоткройте рот пострадавшего - это предотвратит западение языка и позволит эффективно проводить искусственное дыхание (тройной маневр Сафара ).

При подозрении на травму шеи или если человек был обнаружен уже без сознания, ограничьтесь только выдвижением нижней челюсти и приоткрыванием рта (двойной маневр Сафара ). Иногда этого оказывается достаточным, чтобы человек начал дышать.

Внимание! Наличие дыхания практически стопроцентно свидетельствует о том, что сердце человека работает. Если пострадавший дышит, его следует повернуть набок и оставить в таком положении до прибытия врачей. Наблюдайте за пострадавшим,каждую минуту проверяя наличие пульса и дыхания.

При отсутствии пульса начинайте наружный массаж сердца. Для этого, если вы правша, то поместите основание правой ладони на нижнюю треть грудины (2-3 см ниже условной линии, проходящей через соски). Наложите на него основание левой ладони и переплетите пальцы, как показано на рисунке.

Руки должны быть прямыми! Нажимайте всем телом на грудную клетку пострадавшего с частотой 100-120 нажатий в минуту. Глубина нажатия - 5-6 см. Не делайте больших перерывов - отдыхать можно не более 10 секунд. Давайте грудной клетке полностью расправиться после нажатия, но не отрывайте рук от нее.

Наиболее эффективный метод искусственного дыхания - «изо рта в рот». Для его проведения после тройного или двойного маневра Сафара накройте рот пострадавшего своим ртом, зажмите его нос пальцами одной руки и произведите энергичный выдох длительностью 1 секунда. Дайте больному выдохнуть.

Эффективность искусственного дыхания определяется движениями грудной клетки, которая должна подниматься и опускаться при вдохе-выдохе. Если этого нет, значит у человека закупорены дыхательные пути. Проверьте еще раз ротовую полость - возможно, вы увидите инородное тело, которое можно извлечь. В любом случае не прерывайте сердечно-легочную реанимацию.

ВНИМАНИЕ! По рекомендациям Американской ассоциации кардиологов вы можете отказаться от проведения искусственного дыхания, так как компрессии грудной клетки обеспечивают организму необходимый минимум воздуха. Однако искусственное дыхание повышает на несколько процентов вероятность положительного эффекта от СЛР. Поэтому по возможности его все-таки следует проводить, помня о том, что человек может быть болен инфекционным заболеванием типа гепатита или ВИЧ-инфекции.

Один человек не способен одновременно и нажимать на грудную клетку и проводить искусственное дыхание, поэтому действия следует чередовать: после каждых 30 нажатий должны производиться 2 дыхательных движения.

Каждые две минуты следует останавливаться и проверять наличие пульса. Если он появится - нажатия на грудную клетку следует прекратить.

Подробный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации взрослым и подросткам представлен в видео-обзоре:

Когда прекращать сердечно-легочную реанимацию

Прекращение сердечно-легочной реанимации производится :

  • при появлении самостоятельного дыхания и пульса;
  • при появлении признаков биологической смерти;
  • спустя 30 минут после начала реанимационных мероприятий;
  • если реаниматор полностью истощен физически и не способен дальше производить СЛР.

Многочисленные исследования показывают, что проведение сердечно-легочной реанимации более 30 минут может привести к появлению сердечного ритма. Однако за это время кора головного мозга погибает и человек не способен прийти в себя. Именно поэтому установлен получасовой интервал, в течение которого у пострадавшего есть шанс на выздоровление.

В детском возрасте более частой причиной клинической смерти является асфиксия. Поэтому этой категории пациентов особенно важно проводить весь комплекс реанимационных мер - и наружный массаж сердца, и искусственное дыхание.

Обратите внимание: если взрослого человека допускается оставить на очень короткое время для того, чтобы позвать на помощь, то ребенку сначала надо в течение двух минут проводить СЛР, и лишь после этого можно отлучиться на несколько секунд.

Проводить нажатия грудной клетки у ребенка следует с той же частотой и амплитудой, что и у взрослых. В зависимости от его возраста нажимать можно двумя или одной рукой. У грудничков эффективен метод, при котором грудную клетку малыша обхватывают обеими ладонями, помещая большие пальцы на середину грудины, а остальные плотно прижимают к бокам и спинке. Нажатия производят большими пальцами.

Соотношение нажатий и дыхательных движений у детей может быть либо 30:2, либо если реаниматоров двое - 15:2. У новорожденных соотношение составляет 3 нажатия на одно дыхательное движение.


Остановка сердца - не такое редкое явление, как кажется, и своевременно оказанная помощь может дать человеку неплохой шанс на дальнейшую жизнь. Обучиться алгоритму действий в экстренных ситуациях может каждый. Для этого даже не нужно поступать в медицинский институт. Достаточно просмотра качественных обучающих видео по сердечно-легочной реанимации, нескольких уроков с инструктором и периодического обновления знаний - и вы сможете стать пусть непрофессиональным, но спасателем. И кто знает, может быть, когда-нибудь вы дадите кому-то шанс на жизнь.

Бозбей Геннадий Андреевич, врач скорой медицинской помощи

Манипуляция - Техника искусственной вентиляции легких у детей.

Искусственное дыхание методом «рот в рот» ребенку до года.

Показание: отсутствие у ребенка дыхания, ребенку до года.
Противопоказания: нет.
Обязательное условие:
Когда вы дышите за младенца, соблюдайте три условия:
а) вдувайте воздух в рот и в нос одновременно
б) не забудьте, что у «грудничка» шея короче, толще и более хрупкая - будьте осторожны запрокидывая его голову
в) вдувайте не полный свой объем воздуха в дыхательные пути младенца, так как возможен разрыв альвеол.
Проведение манипуляции:
2. Под плечи положить валик.
3. Осторожно запрокинуть голову ребенка назад, приподнять подбородок.
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи и однородных тел.
5. На рот и нос малышу положить салфетку.
6. Сделать вдох и расположить свой рот над носом и ртом ребенка, образовав плотное соединение.
7. Вдохнуть воздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась.
Примечание:
Чем меньше ребенок, тем меньший объем воздуха необходимо вдыхать ему в легкие.
8. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша.
9. Повторить пункты 6-8 до появления самостоятельного дыхания или приезда «Скорой помощи», или до появления трупных пятен.

Проведение искусственного дыхания ребенку старше года.

1. Уложите ребенка спиной на ровную твердую поверхность.
2. Под плечи положить валик.
3. Запрокинуть голову младенца назад, приподняв подбородок.
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел.
5. Наложить салфетку на рот ребенка.
6. Зажать ребенку нос.
7. Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение.
8. Вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в количестве, достаточном для того, чтобы грудная
клетка осторожно поднялась.
9. сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша.
10. Повторять пункты 7-9 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи».
3. Проведение искусственного дыхания мешком Амбу.
Проведение И.В.Л. облегчается при использовании ручных респираторов и осуществляется через ротоносовую маску мешком "Амбу". Это эластичный самонаполняющийся мешок присоединяющийся к дыхательной маске. Вдох осуществляется при сжатии мешка, выдох пассивный.
Во время выдоха мешок расправляется и в него поступает новая порция воздуха.

Последовательность трех важнейших приемов сердечно-легочной реанимации сформулирована P. Safar (1984) в виде правила «АВС»:

  1. Aire way ореп («открой дорогу воздуху») обозначает необходимость освободить дыхательные пути от препятствий: западания корня языка, скопления слизи, крови, рвотных масс и других инородных тел;
  2. Breath for victim («дыхание для пострадавшего») обозначает ИВЛ;
  3. Circulation his blood («циркуляция его крови») обозначает проведение непрямого или прямого массажа сердца.

Мероприятия, направленные на восстановление проходимости дыхательных путей, проводят в такой последовательности:

  • пострадавшего укладывают на жесткое основание навзничь (вверх лицом), а если возможно - в положение Тренделенбурга;
  • разгибают голову в шейном отделе, выводят вперед нижнюю челюсть и одновременно открывают рот у пострадавшего (тройной прием Р. Сафара);
  • освобождают рот больного от различных инородных тел, слизи, рвотных масс, сгустков крови с помощью пальца, обвернутого платком, отсоса.

Обеспечив проходимость дыхательных путей, немедленно приступают к ИВЛ. Существует несколько основных ее методов:

  • непрямые, ручные методы;
  • методы непосредственного вдувания воздуха, выдыхаемого реаниматором, в дыхательные пути пострадавшего;
  • аппаратные методы.

Первые имеют в основном историческое значение и в современных руководствах по сердечно-легочной реанимации вообще не рассматриваются. Вместе с тем не следует пренебрегать ручными приемами ИВЛ в трудных ситуациях, когда нет возможности оказать пострадавшему помощь другими способами. В частности, можно применить ритмические сжатия (одновременно обеими руками) нижних ребер грудной клетки пострадавшего, синхронизированные с его выдохом. Этот прием может оказаться полезным во время транспортировки больного с тяжелым астматическим статусом (пациент лежит или полусидит с запрокинутой головой, врач стоит спереди или сбоку и ритмично сдавливает его грудную клетку с боков во время выдоха). Прием не показан при переломах ребер или выраженной обструкции дыхательных путей.

Преимущество методов прямого раздувания легких у пострадавшего состоит в том, что с одним вдохом вводится много воздуха (1-1,5 л), при активном растягивании легких (рефлекс Геринга-Брейера) и введении воздушной смеси, содержащей повышенное количество углекислого газа (карбоген), стимулируется дыхательный центр больного. Используются методы «изо рта в рот», «изо рта в нос», «изо рта в нос и рот»; последний способ обычно применяется при реанимации детей раннего возраста.

Спасатель стоит на коленях сбоку от пострадавшего. Удерживая его голову в разогнутом положении и зажав двумя пальцами нос, он плотно охватывает губами рот пострадавшего и делает подряд 2-4 энергичных, не быстрых (в течение 1-1,5 с) выдоха (должна быть заметной экскурсия грудной клетки больного). Взрослому обычно обеспечивают до 16 дыхательных циклов за минуту, ребенку - до 40 (с учетом возраста).

Аппараты ИВЛ различаются по сложности конструкции. На догоспитальном этапе можно использовать дыхательные саморасправляющиеся мешки типа «Амбу», простые механические аппараты типа «Пневмат» или прерыватели постоянного воздушного потока, например по методу Эйра (через тройник - пальцем). В стационарах применяют сложные электромеханические устройства, обеспечивающие ИВЛ В течение длительного срока (недели, месяцы, годы). Кратковременная принудительная ИВЛ обеспечивается через носоротовую маску, длительная - через интубационную или трахеотомическую трубку.

Обычно ИВЛ сочетают с наружным, непрямым массажем сердца, достигаемым с помощью компрессии - сжатия грудной клетки в поперечном направлении: от грудины к позвоночнику. У детей старшего возраста и у взрослых это граница между нижней и средней третью грудины, у детей раннего возраста - условная линия, проходящая на один поперечный палец выше сосков. Частота сжатий грудной клетки у взрослых составляет 60-80, у младенцев - 100-120, у новорожденных - 120-140 в минуту.

У младенцев один вдох приходится на 3-4 сжатия грудной клетки, у детей старшего возраста и взрослых это соотношение составляет 1:5.

Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствуют уменьшение цианоза губ, ушных раковин и кожи, сужение зрачков и появление фотореакции, повышение АД, появление у больного отдельных дыхательных движений.

Вследствие неправильного расположения рук реаниматора и при чрезмерных усилиях возможны осложнения сердечно-легочной реанимации: переломы ребер и грудины, повреждение внутренних органов. Прямой массаж сердца делается при тампонаде сердца, множественных переломах ребер.

Специализированная сердечно-легочная реанимация включает более адекватные приемы ИВЛ, а также внутривенное или внутритрахеальное введение медикаментов. При внутритрахеальном введении доза препаратов должна быть у взрослых в 2 раза, а у младенцев в 5 раз выше, чем при внутривенном введении. Внутрисердечное введение препаратов в настоящее время не практикуется.

Условие успеха сердечно-легочной реанимации у детей - это освобождение дыхательных путей, ИВЛ и подача кислорода. Самая частая причина остановки кровообращения у детей - гипоксемия. Поэтому во время СЛР подается 100 % кислород через маску или интубационную трубку. В. А. Михельсон и соавт. (2001) дополнили правило «АВС» Р. Сафара еше 3 буквами: D (Drag) - лекарства, Е (ECG) - электрокардиографический контроль, F (Fibrillation) - дефибрилляция как метод лечения нарушений сердечного ритма. Современная сердечно-легочная реанимация у детей немыслима без этих компонентов, однако алгоритм их применения зависит от варианта нарушения сердечной деятельности.

При асистолии используется внутривенное или внутритрахеальное введение следующих препаратов:

  • адреналин (0,1 % раствор); 1-я доза - 0,01 мл/кг, следующие - 0,1 мл/кг (черезкаждые 3-5 миндо получения эффекта). При внутритрахеальном введении дозу увеличивают;
  • атропин (при асистолии малоэффективен) вводится обычно после адреналина и обеспечения адекватной вентиляции (0,02 мл/кг 0,1 % раствора); повторяют не более 2 раз в той же дозе через 10 мин;
  • бикарбонат натрия вводят только в условиях продолжительной сердечно-легочной реанимации, а также если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне декомпенсированного метаболического ацидоза. Обычная доза 1 мл 8,4 % раствора. Повторять введение препарата можно только под контролем КОС;
  • допамин (дофамин, допмин) применяется после восстановления сердечной деятельности на фоне нестабильной гемодинамики в дозе 5-20 мкг/(кг мин), для улучшения диуреза 1-2мкг/(кг-мин) длительно;
  • лидокаин вводят после восстановления сердечной деятельности на фоне постреанимационной желудочковой тахиаритмии болюсно в дозе 1,0- 1,5 мг/кг с последующей инфузией в дозе 1-3 мг/кг-ч), или 20-50 мкг/(кг-мин).

Дефибрилляцию проводят на фоне фибрилляции желудочков или желудочковой тахикардии при отсутствии пульса на сонной или плечевой артерии. Мощность 1-го разряда 2 Дж/кг, последующих - 4 Дж/кг; первые 3 разряда можно делать подряд, не контролируя ЭКГ-монитором. Если на приборе другая шкала (вольтметр), 1-й разряд у детей грудного возраста должен быть в пределах 500-700 В, повторные - в 2 раза больше. У взрослых соответственно 2 и 4тыс. В (максимально 7 тыс. В). Эффективность дефибрилляции повышается путем повторного введения всего комплекса средств медикаментозной терапии (включая поляризующую смесь, а иногда сернокислую магнезию, эуфиллин);

При ЭМД у детей с отсутствием пульса на сонной и плечевой артериях используются следующие методы интенсивной терапии:

  • адреналин внутривенно, внутритрахеально (при невозможности катетеризации с 3 попыток или в течение 90 с); 1-я доза 0,01 мг/кг, последующие - 0,1 мг/кг. Введение препарата повторяют через каждые 3-5 мин до получения эффекта (восстановление гемодинамики, пульса), далее - в виде йнфузий в дозе 0,1-1,0мкг/(кгмин);
  • жидкость для восполнения ОЦП; лучше применять 5 % раствор альбумина или стабизол, можно реополиглюкин в дозе 5-7 мл/кг быстро, капельно;
  • атропин в дозе 0,02-0,03 мг/кг; возможно повторное введение через 5-10 мин;
  • бикарбонат натрия - обычно 1 раз 1 мл 8,4 % раствора внутривенно медленно; эффективность его введения сомнительна;
  • при неэффективности перечисленных средств терапии - элекгрокардиостимуляция (наружная, чреспищеводная, эндокардиальная) безотлагательно.

Если у взрослых желудочковая тахикардия или фибрилляция желудочков - основные формы прекращения кровообращения, то у детей раннего возраста они наблюдаются исключительно редко, поэтому дефибрилляция у них почти не используется.

В случаях, когда поражение головного мозга настолько глубоко и обширно, что становится невозможным восстановление его функций, в том числе стволовых, диагностируется смерть мозга. Последняя приравнивается к смерти организма в целом.

В настоящее время не существует законных оснований для прекращения начатой и активно проводимой интенсивной терапии у детей до естественной остановки кровообращения. Реанимация не начинается и не проводится при наличии хронического заболевания и патологии, несовместимой с жизнью, что заранее определено консилиумом врачей, а также при наличии объективных признаков биологической смерти (трупные пятна, трупное окоченение). Во всех остальных случаях сердечно-легочная реанимация у детей должна начинаться при любой внезапной остановке сердца и проводиться по всем правилам, описанным выше.

Продолжительность стандартной реанимации при отсутствии эффекта должна быть не меньше 30 мин после остановки кровообращения.

При успешном проведении сердечно-легочной реанимации у детей удается восстановить сердечную, иногда одновременно и дыхательную функции (первичное оживление) по меньшей мере у половины пострадавших, однако в дальнейшем сохранение жизни у пациентов наблюдается значительно реже. Причиной тому служит постреанимационная болезнь.

Исход оживления во многом предопределяют условия кровоснабжения мозга в раннем постреанимационном периоде. В первые 15 мин кровоток может превышать исходный в 2-3 раза, через 3-4 ч происходит его падение на 30-50 % в сочетании с возрастанием сосудистого сопротивления в 4 раза. Повторное ухудшение мозгового кровообращения может наступить спустя 2-4 дня или 2-3 нед после СЛР на фоне почти полного восстановления функции ЦНС - синдром отсроченной постгипоксической энцефалопатии. К концу 1-х-в начале 2-х суток после СЛР может наблюдаться повторное снижение оксигенации крови, связанное с неспецифическим поражением легких - респираторным дистресс-синдромом (РДС) и развитием шунтодиффузионной дыхательной недостаточности.

Осложнения постреанимационной болезни:

  • в первые 2-3 дня после СЛР - отек мозга, легких, повышенная кровоточивость тканей;
  • через 3-5 сут после СЛР - нарушение функций паренхиматозных органов, развитие манифестной полиорганной недостаточности (ПОН);
  • в более поздние сроки - воспалительные и нагноительные процессы. В раннем постреанимационном периоде (1-2 нед) интенсивная терапия
  • проводится на фоне нарушенного сознания (сомноленция, сопор, кома) ИВЛ. Основные ее задачи в этом периоде - стабилизация гемодинамики и защита мозга от агрессии.

Восстановление ОЦП и реологических свойств крови осуществляется гемодилютантами (альбумин, протеин, сухая и нативная плазма, реополиглюкин, солевые растворы, реже поляризующая смесь с введением инсулина из расчета 1 ЕД на 2-5 г сухой глюкозы). Концентрация белка в плазме должна быть не ниже 65 г/л. Улучшение газообмена достигается восстановлением кислородной емкости крови (переливание эритроцитной массы), ИВЛ (с концентрацией кислорода в воздушной смеси желательно менее 50%). При надежном восстановлении спонтанного дыхания и стабилизации гемодинамики возможно проведение ГБО, на курс 5-10 процедур ежедневно по 0,5 АТИ (1,5 АТА) и плато 30-40 мин под прикрытием антиоксидантной терапии (токоферол, аскорбиновая кислота и др.). Поддержание кровообращения обеспечивается малыми дозами допамина (1-3 мкг/кг в минуту длительно), проведением поддерживающей кардиотрофной терапии (поляризующая смесь, панангин). Нормализация микроциркуляции обеспечивается эффективным обезболиванием при травмах, нейровегетативной блокадой, введением антиагрегантов (курантил 2-Змг/кг, гепарин до 300 ЕД/кг в сутки) и вазодилататоров (кавинтон до 2 мл капельно или трентал 2-5мг/кг в сутки капельно, сермион, эуфиллин, никотиновая кислота, компламин и др.).

Проводится антигипоксическая (реланиум 0,2-0,5мг/кг, барбитураты в дозе насыщения до 15 мг/кг за 1-е сутки, в последующие - до 5 мг/кг, ГОМК 70-150 мг/кг через 4-6 ч, энкефалины, опиоиды) и антиоксидантная (витамин Е - 50 % масляный раствор в дозе 20-30 мг/кг строго внутримышечно ежедневно, на курс 15-20 инъекций) терапия. Для стабилизации мембран, нормализации кровообращения назначают внутривенно большие дозы преднизолона, метипреда (до 10- 30 мг/кг) болюсно или дробно в течение 1-х суток.

Профилактика постгипоксического отека мозга: краниальная гипотермия, введение мочегонных средств, дексазона (0,5-1,5 мг/кг в сутки), 5-10% раствора альбумина.

Проводится коррекция ВЭО, КОС и энергетического обмена. Осуществляется дезинтоксикационная терапия (инфузионная терапия, гемосорбция, плазмаферез по показаниям) для профилактики токсической энцефалопатии и вторичного токсического (аутотоксического) поражения органов. Деконтаминация кишечника аминогликозидами. Своевременная и эффективная противосудорожная и жаропонижающая терапия у детей раннего возраста предупреждает развитие пост- гипоксической энцефалопатии.

Необходимы предупреждение и лечение пролежней (обработка камфорным маслом, куриозином мест с нарушением микроциркуляции), госпитальной инфекции (асептика).

В случае быстрого выхода больного из критического состояния (за 1- 2 ч) комплекс терапии и ее продолжительность должны корригироваться в зависимости от клинических проявлений и наличия постреанимационной болезни.

Лечение в позднем постреанимационном периоде

Терапия в позднем (подостром) постреанимационном периоде проводится длительно - месяцы и годы. Основное ее направление - восстановление функции мозга. Лечение проводится совместно с невропатологами.

  • Сокращается введение препаратов, снижающих метаболические процессы в мозге.
  • Назначают препараты, стимулирующие метаболизм: цитохром С 0,25 % (10-50 мл/сут 0,25 % раствора в 4-6 приемов в зависимости от возраста), актовегин, солкосерил (0,4-2,Ог внутривенно капельно на 5% растворе глюкозы в течение 6 ч), пирацетам (10-50 мл/сут), церебролизин (до 5-15 мл/сут) для детей старшего возраста внутривенно днем. В последующем назначают энцефабол, ацефен, ноотропил внутрь длительно.
  • Через 2-3 нед после СЛР показано проведение (первичного или повторного) курса ГБО-терапии.
  • Продолжают введение антиоксидантов, дезагрегантов.
  • Витамины группы В, С, поливитамины.
  • Противогрибковые препараты (дифлюкан, анкотил, кандизол), биопрепараты. Прекращение антибактериальной терапии по показаниям.
  • Мембраностабилизаторы, физиотерапия, лечебная физкультура (ЛФК) и массаж по показаниям.
  • Общеукрепляющая терапия: витамины, АТФ, креатинфосфат, биостимуляторы, адаптогены длительно курсами.

Основные отличия сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых

Состояния, предшествующие остановке кровообращения

Брадикардия у ребенка с дыхательными нарушениями - признак остановки кровообращения. У новорожденных, младенцев и детей раннего возраста в ответ на гипоксию развивается брадикардия, в то время как у детей более старшего возраста - вначале возникает тахикардия. У новорожденных и детей с частотой сердечных сокращений менее 60 в минуту и признаками низкой органной перфузии при отсутствии улучшения после начала искусственного дыхания необходимо проводить закрытый массаж сердца.

После адекватной оксигенации и вентиляции препаратом выбора является адреналин.

АД необходимо измерять правильно подобранной по размеру манжеткой, измерение инвазивного АД показано только при крайней степени тяжести ребенка.

Так как показатель АД зависит от возраста, то легко запомнить нижнюю границу нормы следующим образом: меньше 1 мес - 60 мм рт. ст.; 1 мес - 1 год - 70 мм рт. ст.; больше 1 года - 70 + 2 х возраст в годах. Важно отметить, что дети способны долго поддерживать давление благодаря мощным компенсаторным механизмам (увеличению частоты сердечных сокращений и периферического сосудистого сопротивления). Однако следом за гипотензией очень быстро возникает остановка сердца и дыхания. Поэтому еще до наступления гипотензии все усилия должны быть направлены на лечение шока (проявлениями которого являются увеличение частоты сердечных сокращений, холодные конечности, капиллярное наполнение более 2 с, слабый периферический пульс).

Оборудование и внешние условия

Размер оборудования, дозировка леарственных препаратов и параметры сердечно-легочной реанимации зависят от возраста и массы тела. При выборе доз возраст ребенка нужно округлять в меньшую сторону, например, в возрасте 2 лет назначается доза для возраста 2 года.

У новорожденных и детей теплоотдача повышена из-за большей поверхности тела относительно массы тела и небольшого количества подкожножировой клетчатки. Температура окружающей среды во время и после сердечно-легочной реанимации должна быть постоянной в пределах от 36,5 "С у новорожденных до 35 "С у детей. При базальной температуре тела ниже 35 "С СЛР становится проблематичной (в отличие от благоприятного действия гипотермии в постреанимационном периоде).

Дыхательные пути

У детей имеются особенности строения верхних дыхательных путей. Размер языка относительно полости рта непропорционально велик. Гортань расположена выше и больше отклонена вперед. Надгортанник длинный. Самая узкая часть трахеи расположена ниже голосовых связок на уровне перстневидного хряща, что делает возможным использовать трубки без манжетки. Прямой клинок ларингоскопа позволяет лучше визуализировать голосовую щель, так как гортань располагается более вентрально и надгортанник очень подвижный.

Нарушения ритма

При асистолии не используется атропин и искусственное навязывание ритма.

ФЖ и ЖТ с нестабильной гемодинамикой встречается в 15-20 % случаев остановки кровообращения. Вазопрессин не назначается. При использовании кардиоверсии сила разряда должна быть 2-4 Дж/кг для монофазного дефибриллятора. Рекомендуется начинать с 2 Дж/кг и по мере необходимости увеличивать максимально до 4 Дж/кг при третьем разряде.

Как показывает статистика, сердечно-легочная реанимация у детей позволяет вернуть к полноценной жизни не менее 1% больных или пострадавших от несчастных случаев.

Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) - это устройства обеспечивающие периодическое поступление дыхательных газов в легкие больного для обеспечения или поддержания вентиляции легких. Принципы работы респираторов могут быть различными, но в практической медицине преимущественно используются аппараты искусственной вентиляции легких действующие по принципу вдувания. Источниками энергии для них могут быть сжатый газ, электричество или мышечная сила.

Аппараты для ручной вентиляции легких

Вентиляция легких мешком Амбу

Для ручной вентиляции легких в интенсивной терапии обычно используют саморасправляющиеся дыхательные мешки Наиболее известными производителями этих устройств являются фирмы "Ambu" (Дания), "Penlon" (Великобритания), "Laerdal" (Норвегия). Мешок имеет клапанную систему, регулирующую направление газового потока, стандартный коннектор для присоединения к лицевой маске или интубационной трубке и штуцер для подключения к источнику кислорода. При сжатии мешка рукой газовая смесь поступает в дыхательные пути больного, выдох происходит в атмосферу. Параметры вентиляции зависят от частоты и интенсивности сжатий мешка. Для того, чтобы предотвратить возможность развития баротравмы, большинство саморасправляющихся мешков имеют "клапан безопасности", обеспечивающий сброс в атмосферу избыточного давления, возникающего при чрезмерно энергичном сжатии.

Самораспрвляющиеся дыхательные мешки обычно используются для непродолжительной искусственной вентиляции легких при проведении реанимационных мероприятий и при транспортировке больного.

При проведении анестезии ручная вентиляция легких обычно осуществляется с помощью дыхательного мешка или меха наркозного аппарата.

Аппараты для автоматической вентиляции легких

Автоматические респираторы применяются главным образом для продолжительной вентиляции легких в отделениях интенсивной терапии и при проведении анестезии. В настоящее время в мире производится большое количество различных аппаратов для искусственной вентиляции легких, которые по своим техническим и функциональным характеристикам подразделяются на несколько групп. Тем не менее, можно попытаться сформулировать общие требования, предъявляемые к современным респираторам.

Аппарат предоставлять возможность проводить вентиляцию легких в контролируемом и одном или нескольких вспомогательных режимах, позволять в широком диапазоне регулировать частоту вентиляции, дыхательный объем, соотношение фаз дыхательного цикла, давление и скорость газового потока на вдохе и положительное давление в конце выдоха, концентрацию кислорода, температуру и влажность дыхательной смеси. Кроме того, аппарат должен иметь встроенный мониторный блок контролирующий, как минимум, возникновение критических ситуаций (разгерметизацию дыхательного контура, падение дыхательного объема, снижение концентрации кислорода). Некоторые современные аппараты искусственной вентиляции легких имеют столь разветвленную мониторную систему (включающую газоанализаторы и регистраторы механики дыхания), что позволяют четко контролировать вентиляцию и газообмен практически не прибегая к помощи лабораторных служб.

Поскольку многие показатели вентиляции жестко взаимосвязаны, то принципиально невозможно создать респиратор с абсолютно независимой регулировкой всех установочных параметров. Поэтому на практике традиционно принято классифицировать аппараты искусственной вентиляции легких по принципу смены фаз дыхательного цикла или вернее точнее по тому, какой из установленных параметров является гарантированным и не может изменяться ни при каких условиях. В соответствии с этим респираторы могут быть контролируемыми по объему (гарантируется дыхательный объем), по давлению (гарантируется установленное давление вдоха) и по времени (гарантируется неизменность продолжительности фаз дыхательного цикла).

В педиатрической практике для традиционной (конвенционной) вентиляции чаще всего используют такие аппараты, как тайм-циклические респираторы ("Sechrist", США; "Bear", США; "Babylog", Германия) и объемные респираторы ("Evita", Германия; "Puritan-Bennet", США).

При вентиляции легких у новорожденных и детей младшего возраста предпочтение отдается тайм-циклическим респираторам с постоянной циркуляцией газа в дыхательном контуре. Преимущества и недостатки аппаратов этого типа представлены в таблице.

Аппарат искусственной вентиляции легких у детей

В таблицах представлены аппараты, которыми проводится искусственная вентиляция легких у маленьких детей:

Таблица. Респираторы тайм-циклические

У детей с массой тела более 10-15 кг дыхательный объем в гораздо меньшей степени, по сравнению с новорожденными, зависит от изменения аэродинамического сопротивления дыхательных путей и растяжимости легких. Поэтому при вентиляции детей старше 2-3 лет предпочтение обычно отдается объемным респираторам (таблица).

Таблица. Объемные респираторы

В последнее время определенное распространение получил один из методов нетрадиционной искусственной вентиляции легких - высокочастотная осциллаторная вентиляция. При такой вентиляции легких аппаратом генерируются колебания от 6 до 15 Гц (360-900 дыханий в 1 мин.). При осциллаторной вентиляции дыхательный объем меньше объема анатомического мертвого пространства и газообмен в легких осуществляется преимущественно за счет диффузии.

Аппараты для осциллаторной ИВЛ подразделяются на "истинные" осциллаторы ("Sensormedics", США) и прерыватели потока, ("SLE", Великобритания). Кроме того, есть так называемые гибридные осциллаторы, сочетающие в себе особенности прерывателей потока и осциллаторных вентиляторов ("Infrasonic Infant Star", США). Последний аппарат позволяет также сочетать традиционную конвективную вентиляцию с осциллаторной. Некоторые особенности, отмеченные при проведении осциллаторной вентиляции отмечены в таблице.

Таблица. Осциллаторные вентиляторы

Проведение искусственной вентиляции легких

Для вентиляции легких используют экспираторные (т.е. воздухом, выдыхаемым оживляющим) методы искусственной вентиляции легких – изо рта в рот или изо рта в нос.

У детей младшего возраста искусственная вентиляция легких делается следующим образом: объем воздуха должен быть достаточным для обеспечения у малыша адекватной экскурсии грудной клетки. При этом продолжительность вдоха сокращается до 1 – 1,4 с. С целью ИВЛ у ребенка в возрасте до 1 года одновременно охватывают нос и рот, а у детей более старшего возраста выполняют искусственную вентиляцию легких методом изо рта в рот.

Искусственная вентиляция легких рот в рот

Проведение искусственной вентиляции легких у детей изо рта в нос необходимо, если:

  • судорожное сжатие челюстей у пациента;
  • возникновение затруднения в обеспечении герметизации при проведении ИВЛ изо рта в рот;
  • ранение губ, языка, нижней челюсти.

Вначале оживляющий выполняет 1 – 2 пробных вдоха. Если экскурсия грудной клетки отсутствует, надлежит повторно выполнить мероприятие по восстановлению проходимости дыхательных путей. Если и после этого экскурсия грудной клетки во время пробных вдохов отсутствует, следовательно, имеет место обтурация дыхательных путей инородным телом. В таких случаях необходимо прибегнуть к методам его удаления.

Если при правильно выполненных пробных вдохах у ребенка наблюдается экскурсия грудной клетки, то дыхательные пути проходимы. В таких случаях следующим шагом должно стать определение сохранности деятельности сердца. Такую оценку выполняют регистрацией пульса на крупных магистральных сосудах: сонной или плечевой артериях.

Прощупывание пульса у детей

Пульс на плечевой артерии обычно определяют у детей младше 1 года, поскольку у них короткая округлая шея создает затруднения для регистрации пульса на сонной артерии. Плечевую артерию пальпируют по внутренней поверхности верхней части плеча между локтевым и плечевым суставами.

Пульс на бедренной артерии можно определять у детей любой возрастной группы. Чаще всего это выполняет подготовленный персонал. Бедренную артерию пальпируют в паховой области ниже паховой связки, приблизительно на середине расстояния между лобковым сочленением и передней остью подвздошной кости.

Пульс на сонной артерии обычно исследуют у ребенка старше 1 года. Для этого запрокидывают голову ребенка, пальпаторно определяют щитовидный хрящ, а затем пальцы опускают в пространство между трахеей и грудино-ключично-сосцевидной мышцей. Артерию пальпируют аккуратно, стараясь не пережать ее полностью.

Если деятельность сердца сохранена, то помощь ограничивается выполнением мероприятий А и Б: поддерживается проходимость дыхательных путей и проводится искусственная вентиляция легких. При этом ИВЛ выполняют с частотой надавливания на грудину 20 раз в 1 мин (длительность всего дыхательного цикла составляет 3 с). Особое внимание уделяется поддержанию проходимости дыхательных путей во время выдоха.

Искусственная вентиляция легких осложнения

Это осложнения, возникающие при разрыве альвеол и накоплении воздуха в окружающих пространствах и тканях. Эти осложнения могут развиться у новорожденных спонтанно (вне связи с терапевтическими процедурами), но чаще возникают при искусственной или вспомогательной вентиляции легких, а также при использовании методики ППД.

Синдром утечки воздуха - осложнение после искусственной вентиляции легких

Патогенез этих осложнений искусственной вентиляции легких достаточно хорошо изучен. Введение или задержка в легких избыточных объемов воздуха приводит к повышению внутриальвеолярного давления и разрыву основания альвеол. Воздух просачивается через ячейки капиллярной сети и распространяется по периваскулярным пространствам по направлению к корню легкого. И хотя периваскулярные пространства могут в значительной степени растягиваться, накапливающийся воздух неизбежно сдавливает окружающие сосуды, создавая предпосылки для гипоперфузии легких.

Далее воздух может проникнуть в средостение (пневмомедиастинум), плевральную полость (пневмоторакс), а иногда и в перикардиальное пространство (пневмоперикардиум). В редких случаях воздух из средостения распространяется вниз через отверстия в диафрагме и скапливается в ретроперитонеальном пространстве, а оттуда прорывается в брюшную полость (пневмоперитонеум).

Интерстициальная эмфизема легких - осложнение после искусственной вентиляции легких

Скопление воздуха в интерстициальном пространстве может не иметь никаких клинических проявлений. Однако, если выраженная интерстициальная эмфизема развивается у детей, находящихся на ИВЛ, то как правило, отмечается увеличение потребности в кислороде, а также тенденция к повышению PaCO2. Таким образом, на первый план выступают вентиляционные расстройства, в то время как критических нарушений, связанных со сдавлением сосудов обычно не наблюдается. Прогрессирование интерстициальной эмфиземы примерно в 50% случаев приводит к развитию пневмоторакса.

Интерстициальная эмфизема может быть диагностирована только при рентгенологическом исследовании. Типичными признаками при этом являются кистообразные и линейные просветления. Линейные просветления значительно варьируют по ширине, выглядят достаточно грубыми и не разветвляются. Они хорошо просматриваются как в центре, так и по периферии легочных полей, поэтому их легко отличить от воздушных бронхограмм, которые имеют более ровные очертания, ветвящуюся структуру и не просматриваются на периферии легких. Скопления мелких кистообразных просветвлений придает легкому характерный губчатый вид. Процесс, как правило, захватывает оба легких, хотя в редких случаях может быть поражено одно легкое, или даже одна доля.

К сожалению, радикальных способов лечения интерстициальной эмфиземы не существует. Терапевтические мероприятия должны быть направлены на то, чтобы максимально снизить пиковое давление вдоха, уменьшить время вдоха и положительное давление в конце выдоха. В тяжелых случаях хороший эффект может быть получен при использовании высокочастотной искусственной вентиляции легких.

Пневматоракс у детей - осложнение после искусственной вентиляции легких

Спонтанный асимптоматический пневмоторакс наблюдается у 1-2% новорожденных. Наиболее вероятной причиной его развития считаюся высокие отрицательные значения внутриплеврального давления, возникающие при первых вдохах ребенка. Предрасполагающими факторами являются ранний гестационный возраст и респираторный дистресс-синдром. Известно, что у недоношенных детей с РДС пневмоторакс наблюдается в 3,5-4 раза чаще, чем при любой другой патологии.

Только в 10-20% случаев спонтанный пневмоторакс имеет клинические проявления в виде тахипноэ и цианоза. При этом абсолютное большинство детей требует лишь повышения концентрации кислорода в дыхательной смеси и не нуждается в пункции или дренировании плевральной полости.

Гораздо чаще тяжелый пневмоторакс возникает у новорожденных, получающих респираторную поддержку. По данным различных исследователей, у новорожденных с РДС, находящихся на ИВЛ, пневмоторакс наблюдается в 35-50% случаев. Как правило, это тяжелый напряженный пневмоторакс, требующий немедленной диагностики и неотложной терапии.

Диагностика напряженного пневмоторакса обычно не представляет больших трудностей. Состояние ребенка внезапно резко ухудшается, появляется генерализованный цианоз. Нередко можно отметить явное выпячивание пораженной половины грудной клетки, вздутие живота. Ценным диагностическим признаком является смещение верхушечного толчка в противоположную сторону. При аускультации отмечается резкое ослабление дыхательных шумов, глухость тонов сердца, тахикардия. Ранним диагностическим признаком является уменьшение на кардиомониторе вольтажа комплекса QRS примерно в 2 раза. Определенную помощь в диагностике может оказать просвечивание грудной клетки волоконно-оптическим световодом (метод трансиллюминации). Отмечается яркое свечение пораженной области. Диагноз подтверждается при рентгенологическом исследовании. На снимке видно скопление воздуха в плевральной полости, спавшееся легкое и смещение средостения в здоровую сторону.

Практика показывает, что при напряженном пневмотораксе всегда требуется дренирование плевральной полости, поэтому пункция допустима только в абсолютно неотложных ситуациях.

Кожа в области постановки дренажа (4-5 межреберье по передне- или среднеподмышечной, или 3 межреберье по среднеключичной линии) обрабатывается дезинфицирующим раствором и проводится местная анестезия 0,5-1,0% раствором новокаина. По верхнему краю ребра производится разрез кожи длиной 1 см, затем тупо разделяются межреберные мышцы. Дренажная трубка диаметром 2,5-3,5 мм с помощью троакара вводится в плевральную полость по направлению вверх и вперед на глубину 2-3 см. После фиксации дренаж подключается к системе постоянного отсасывания с разрежением - 10 см вод. ст. Затем выполняют контрольное рентгенологическое исследование. Если дренаж проходим, а легкое полностью не расправляется, то может быть введена еще одна дренажная трубка.

Пневмоперикард у детей - осложнение после искусственной вентиляции легких

Пневмоперикард является гораздо более редким осложнением, чем пневмоторакс или интерстициальная эмфизема. Он часто сочетается с интерстициальной эмфиземой правого легкого, но может также встречаться при пневмомедиастинуме и/или пневмотораксе. Тяжесть клинических проявлений пневмоперикарда широко варьирует. Нередко он диагносцируется случайно при контрольной рентгенографии по характерному темному ободку воздуха, скопившегося в перикардиальном пространстве и окружающем сердце. Однако напряженный пневмоперикард приводит к тампонаде сердца и поэтому требует неотложного лечения. Развитие этого осложнения можно заподозрить при внезапном резком ухудшении состояния больного, усилении цианоза. Сердечные тоны при аускультации резко приглушены или совсем не выслушиваются.

Для эвакуации воздуха необходимо выполнить пункцию перикарда. Канюля на игле размером G21 присоединяется через 3-х ходовой кран к 10 мл шприцу. Пункция проводится под реберной дугой слева от мечевидного отростка. Игла направляется вверх под углом 45о к горизонтальной плоскости и 45о к средней линии. При введении иглы потягивают поршень шприца, создавая небольшое разряжение. На глубине примерно в 1 см игла достигает перикардиального пространства и воздух начинает поступать в шприц. После пункции примерно в 50% случаев отмечается повторное накопление воздуха. В этом случае канюлю оставляют в перикардиальном пространстве, подключив ее к водному клапану.

Спонтанный пневмомедиастинум наблюдается примерно у 0,25% всех новорожденных. Его генез такой же, как и у спонтанного пневмоторакса. Несколько чаще это осложнение встречается после вентиляции мешком "Амбу" в родильном зале, а также у детей с РДС и синдромом аспирации мекония. Клинически пневмомедиастинум после искусственной вентиляции легких обычно проявляется тахипноэ, глухостью сердечных тонов, а иногда и цианозом. Диагноз ставится при рентгенологическом исследовании. Наиболее информативна боковая проекция, на которой отчетливо видна зона просветления, располагающаяся за грудиной или в верхней части средостения, если ребенок находится в вертикальном положении. На прямой рентгенограмме иногда скопившийся в средостении воздух отделяет тень сердца от вилочковой железы. Этот рентгенологический признак носит название "крыла бабочки" или "паруса".

Воздух из средостения обычно рассасывается спонтанно и никаких дополнительных терапевтических мероприятий не требуется.

Дыхательная недостаточность - неспособность системы дыхательная обеспечить нормальный газовый состав артериальной крови.

У детей дыхательная недостаточность развивается достаточно быстро и является основной причиной остановки сердечной деятельности. Задачей первостепенной важности при оказания неотложной и реанимационной помощи у детей является поддержание проходимости дыхательных путей и проведение адекватной вентиляции.

Нарушение проходимости дыхательных путей на уровне ротоглотки, требующее немедленного вмешательства у детей с декомпенсацией витальных функций, наиболее часто вызывают следующие причины:

Скопление слизи и рвотных масс в ротовой полости,

Обтурация входа в гортань «запавшим» языком у больных с нарушением сознанием,

Регургитация и аспирация желудочного содержимого,

Острый отек слизистой оболочки глотки и гортани аллергического, инфекционного или травматического происхождения.

Срочная первая помощь ребенка необходима, если у него выявлены такие симптомы, как резкое затруднение вдоха, стридорозное дыхание и инспираторная одышка с участием вспомогательной дыхательной мускулатуры в сочетании с цианозом. Для восстановления и поддержания свободной проходимости дыхательных путей ребенку следует провести туалет полости рта, предупредить «западение» корня языка и обтурацию входа в гортань, при необходимости ввести воздуховод, санировать трахеобранхиальное дерево.

Туалет полости рта показан как первичные мероприятия при любом остро развившимся расстройстве дыхания во время реанимации, для профилактики дыхательных нарушений у больных в коме при утрате глотательного и рефлекса кашлевого. Методика туалета затруднено, если у больного судорожно сжаты челюсти. В этих случаях ему первоначально раскрывают рот: вставляет в углу рта коренными зубами плоской поверхностью шпатель, обернутый влажным бинтом, продвигают его под моляры и разворачивают на ребро. В приоткрывшуюся щель между зубами водят роторасширитель, который позволяет полностью раздвигать челюсть и удержать рот ребенка раскрытым. Полости рта, заполненную рвотными массами или кусками пищи, очищают механический пальцем с влажной салфеткой. Скопившуюся слюну или слизь удаляют с помощью вакуум-отсоса. Приветствие сознания у пострадавшего его мышечный тонус снижен, язык может вызвать обструкцию гортани. Для предупреждения западения корня языка и обтурации входа в гортань нужно применить тройной прием Питера Сафара. Реанимирующий кладет руку на лоб ребенка и мягким давлением назад приводит его голову в положение Джексона. Не следует чрезмерно переразгибать голову, особенно у детей до одного года, так как это может вызвать закупорку дыхательных путей за счет перегиба трахеи. Затем выдвигает нижнюю челюсть вперед. После освобождения дыхательных путей оказывающий помощь должен снова проверить, дышит ли пациент эффективно. Ухо прикладывают ко рту и носу пациента и наблюдает за движением его грудной клетки и живота.

Воздуховод используют у детей в коме второй степени любой этиологии, при условии адекватного самостоятельного дыхания ребенка. Воздуховод удерживает корень языка от западения кзади, его применяют для кратковременной ИВЛ маской и для длительного поддержания свободной проходимости дыхательных путей.

Воздуховод подбирают соответственно возрасту ребенка и вводят в ротовую полость изогнутая стороной к языку.

Когда он достигает задней стенке глотки, его разворачивает на 180 градусов, тем самым прижимаю корень языка и надгортанник, и создавая свободно проходимость дыхательных путей.

Необходимо следить за положением воздуховода, так как его смещение может привести к асфиксии, а при восстановлении глоточных рефлексов тире ларингоспазму, рвоте и аспирации.

Искусственная вентиляция легких способами "изо рта в рот" и "изо рта в рот и нос" показано как мероприятия первой помощи при всех терминальных состояниях. После предварительной очистки полости рта и глотки больному выдвигают нижнюю челюсть, запрокидывают голову кзади, устранение западения языка. Затем, у детей до 1 года оказывающий помощь своим ртом плотные герметично захватывает рот и нос ребенка. У старших детей двумя пальцами он зажимает нос и своим ртом покрывает рот пациента. Когда тем или иным способом обеспечены герметичность вдоха, оказывающий помощь выполняет 2 медленных дыхательных движений по 1-1,5 секунды каждый, с паузой между ними так, чтобы иметь возможность самому тоже дышать. Реанимирующий выдыхает в ребёнка начальную часть своего дыхательного объема, которая должна быть тем меньше чем младший ребёнок.

Показателем адекватности выбранного объема является движение грудной клетки больного, соответствующее глубокому в духу. После этого следует отвести народ от лица больного, Чтобы дать ему пассивно выдохнуть. Соотношение продолжительности вдоха и выдоха должно быть 1:2. Зрительная определяется, что грудная клетка сократилась, то есть легкие пострадавшего освободились от вздутого воздуха. Процедуру повторяют с частотой, соответствующей возрастной частоте дыхания реанимируемого. Обувь фиктивности искусственного дыхания свидетельствует уменьшение проявления гипоксии.