Работы в технике аппликация. Нетрадиционные техники аппликации И ее влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Воспитатель: Полетаева Е. А. Методическая разработка на тему

Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами


«Зимнее дерево»
Аппликация из скрученных салфеток

7. Используемая литература
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук, Сфера, 2008.
2. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000.
3. Жукова О. Дошкольный возраст: о ручной умелости. - Дошкольное воспитание, 2008, № 8.
4. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2007.
7. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004.Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка 5-6 лет

Организация: МБДОУ Детский сад №21 «Росинка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Выкса

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность , мне близок такой вид деятельности, как аппликация. Потому что аппликация помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «накладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В своей работе я использую самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
При обучении аппликации решаю следующие задачи:

  1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
  2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания; использование различных нетрадиционных материалов (крупа, засушенные растения, салфетки и т.д.).
    4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
    5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Свою работу с детьми выстраиваю с использованием следующих форм :

  1. Регламентированная образовательная деятельность.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Самостоятельная деятельность.

В работе использую различные нетрадиционные техники работы аппликации. Коротко остановлюсь на наиболее, применяемых мной.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Коллаж

Коллаж - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Я использую главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами.

Орига́ми-древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

В своей практике использую аппликации из всякой всячины, к которым относятся такие аппликации как:

аппликация из салфеток, потому что салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия.

Аппликация из ткани.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу. Работы получаются выразительные, оригинальные.

Аппликация из крупы

Разные поделки с малышами можно создавать, используя, различную крупу (манку, рис, пшено, гречу, чечевицу и др.). Для большей выразительности можно раскрасить крупу в различные цвета.

Аппликация из засушенных растений.

С детьми своей группы мы часто изготавливаем работы из цветов, травы, листьев, семян.

Работа с природным материалом вполне доступна детям. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в аппликации имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста.

Усиливается интерес ребёнка к творчеству. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность и оригинальность.

Рационально используют уже имеющийся опыт.

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов - это "кладовая" для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка (З.А. Богатеевой, М.А. Гусаковой, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, И.В. Новикова, Р.М. Чумичева и др.).

Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;

создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут "подсказывать" детям оригинальные сюжеты;

многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование (И.А. Лыкова);

простота некоторых техник облегает получение результата.

Технология рассматривается, как совокупность предметов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Изобразительные техники понимаются, как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобразительными средствами.

Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты - макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; "необычные" способы обработки материалов.

Анализ литературы показал (Казакова Р.Г., Белобрыкина О.А., Кожохина С.К., Комарова Т.С., Петухова Г.В., Шклярова М.С.), что общепринятого определения термина "нетрадиционные изобразительные техники" на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадиционные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:

  • а) для создания образа используются не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов;
  • б) применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);
  • в) используются приёмы, инструменты создания изображения.

В разработках И.В. Новиковой, Л.В. Базулиной, Н.В. Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнообразию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в игре. В занятиях предлагают использовать следующий материал: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое.

В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации - аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции можно создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазывают клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша. Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.

Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные изобразительные техники: техника "коллаж" - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения (возможные тематики: " Птица-Осень", "Небосвод", "Зимняя сказка"); техника "обрывная аппликация" (возможная тематика: "Мой любимый Снеговик", "Мишка косолапый"); техника "скатывание бумаги" (тематика: "Ягнёнок", "Барашек"); техника "аппликация из листьев" (тематика: "Рыбки в аквариуме", "Бабочки", "Листопад"); техника "аппликация из ниток" (тематика: "Морские волны", "Мой любимый зайка", "На дне морском"); техника "аппликация из скорлупы яиц" (возможная тематика: "Снеговик", "Цыпленок", "Мишка"); техника "аппликация из макарон" (тематика: "Цветы на лугу", "Бабочка прилетела", "Радуга-дуга"); техника "аппликация из крупы" (тематика: "Волшебный цветок", "Медведь", "Мышка-норушка").

Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми; использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игровые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами; коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение; использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:

накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

обогащение изобразительного, эстетического опыта;

развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

экспериментированию с различными материалами;

развитию воображения, творчества ребенка;

развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

Анализ исследований, методических разработок, общеобразовательной программы "Детство" позволяют говорить о сочетаемости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста.

  • 1. Нетрадиционная изобразительная техника - сродни экспериментированию с материалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к аппликации.
  • 2. Варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию задач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного)
  • 3. Нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования.
  • 4. Использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освоению средств выразительности.
  • 5. Нетрадиционные техники в младшем дошкольном возрасте благоприятно влияют, на развитие мелкой моторики, что является актуальным на данном этапе развития, т.к. это взаимосвязано с развитием речи и является сенситивным периодом для детей 3 лет.

Диагностика направленная на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста об использовании нетрадиционных материалов в аппликации.

Стимульный материал: на столе лежат различные материалы: салфетки, бумага, вата, крупа, картон, фасоль, макароны, поднос, клеенка, половинка формата А4, поднос.

Инструкция: педагог работает индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать те предметы, которые ему знакомы. Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Что из различных материалов тебе нравится больше всего? Почему?

Можно ли использовать фасоль, крупу, макароны, вату для создания аппликации?

Попробуешь поиграть с этим материалом и наклеить его на картон?

2. "Угадай-ка"

Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста о нетрадиционных материалах, использующихся в аппликации.

Материал: образцы барашков

Инструкция: ребенку предлагается подойти к столу, на котором лежат картинки, перевернутые сюжетом вниз. Педагог говорит: "Давай с тобой поиграем в одну игру. Видишь, у меня лежат картинки. Но они необычные, а с секретом. Я буду показывать тебе по одной картинке. Ты будешь внимательно смотреть на них, а потом ты будешь называть мне то, что там изображено. А еще ты мне скажешь, из чего это сделано, из какого материала. Если все правильно назовешь, значит, ты выиграл". Педагог предлагает ребенку серию картинок "Барашек", выполненную из разных материалов.

Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: "Какой барашек тебе больше понравился? Почему? Как ты думаешь, из какого материала он сделан? Ты хотел бы поиграть с ним и сделать для него угощение?"

3. Наблюдение

Цель: выявить особенности интереса к нетрадиционным изобразительным материалам у детей младшего дошкольного возраста.

Материал: в среду помещается разнообразный материал

Инструкция: педагог в течение недели наблюдает за проявлениями интереса к различным нетрадиционным техникам и фиксирует результаты наблюдения.

Анализ диагностики осуществлялся по следующим критериям:

принятие задачи;

ее реализация;

самостоятельность и интерес к деятельности;

практические действия и комментарии;

заинтересованность;

характер обращения к предметам, материалам в самостоятельной и совместной деятельности;

наличие технических умений;

эмоциональные проявления.

На основании данных критериев были разработаны уровни освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

  • 1 уровень - ребенок испытывает затруднения в принятии задачи; необходимо поэтапное объяснение действий, "подсказка" способа выполнения; создаваемые изображения схематичные, неоригинальные (может не принимать возможность создания образа с использованием нетрадиционных материалов); отказывается от выполнения задания; действия не комментируются; не заинтересован в выполнении задания; не обращается в работе к незнакомым материалам; не может найти применения к предложенным предметам; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.
  • 2 уровень - испытывает затруднения в принятии задачи; создает неоригинальные, схематичные изображения; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; практические действия не комментируются; не заинтересован в выполнении работы, отвлекается; обращается к незнакомым материалам, но не знает, как их применить; затрудняется во включении в деятельность в заданиях с нетрадиционными материалами; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.
  • 3 уровень - принимает задачу и включается в выполнение заданий; активно создает изображения, использует некоторые детали для украшения; проявляет относительную самостоятельность; точно отвечает на вопросы, комментирует свою работу; проявляет интерес к деятельности; часто обращается к незнакомым предметам, пытается их применить для создания образа; с интересом включается в аппликацию с использованием нетрадиционных техник; проявляет выразительные эмоции при выполнении заданий.
  • 4 уровень - принимает замысел, активно включается в выполнение заданий; создает свои оригинальные изображения (интересные образы), использует разнообразные средства выразительности; проявляет активность и самостоятельность в деятельности; активно поясняет свои действия и изображения; очень заинтересован в выполнении задания; постоянно обращается к нетрадиционным материалам для создания аппликации; неплохо сформированы технические умения и навыки (крепления материалов, обработка); умеет использовать разнообразный материал; проявляет яркие эмоции при выполнении задания.

Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник

В разработке годового тематического планирования мы исходили из следующих положений :

необходимость последовательной и системной работы по использованию нетрадиционных техник в освоении аппликации младшими дошкольниками;

расширение опыта использования различных нетрадиционных техник у детей младшего дошкольного возраста в аппликации и развитие интереса к изобразительной деятельности;

организация обследования и творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами;

поощрение самостоятельности в использовании нетрадиционных техник в аппликации младшими дошкольниками с целью создания выразительного образа;

использование различных форм организации педагогического процесса в данном направлении: интегрированных занятий, занятий построенных на игровом моменте; совместной творческой деятельности педагога и детей, самостоятельной художественной деятельности детей; и применение коллективных и индивидуальных форм организации детей на занятиях;

активизация интереса детей к творчеству, изобразительной деятельности, и в частности, к аппликации;

использование созданных детьми изображений для оформления ДОУ, подготовки атрибутов игр и спектаклей, организация выставок и конкурсов аппликационных работ и т.д.

Обоснование идеи: для развития творческого самовыражения каждого ребенка необходимо обогащение предметно-развивающей среды, включающей различные мини-центры.

  • 1 направление: развитие интереса к аппликации и освоение нетрадиционных техник аппликации детьми младшего дошкольного возраста.
  • 2 направление: с целью создания педагогических условий для использования нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста предусматривается обогащение предметно-развивающей среды.

Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с элементами нетрадиционных техник

Материалы

"Знакомство с волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской"

Знакомство детей с игровым персонажем Волшебным мышонком Джимми, различными инструментами материалами, для апплицирования;

рассматривание изображений, выполненных в разных техниках;

создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Кисточки, клей, ножницы; салфетка, вата, горох, фасоль, пшено, греча, макароны, сухие листья, семечки.

"Поиграем с волшебным мышонком Джимми"

Экспериментирование с материалами;

знакомство со способами крепления различного материала;

формирование интереса к данной деятельности.

Клей, вата, бумага, бархатная бумага, крупа, салфетка, макароны.

"Сделаем ковёр из листьев"

Знакомство детей с обрывной техникой в аппликации;

учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки;

учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения;

поддерживать, поощрять умения детей в аппликации.

Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка.

"Моё чудо дерево"

Продолжать осваивать технику обрывной аппликации;

учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева);

продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем.

Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага.

"Жёлтый птенчик"

Знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена);

учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения;

продолжать учить правильно держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения;

Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка.

"Бурый мишка"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча);

продолжать учить брать небольшую щипотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения;

продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.

Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка.

"Первый снег"

Знакомство детей с аппликацией из ваты;

учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги;

учить правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки)

Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки.

"Здравствуй, Дедушка Мороз!"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты;

учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода);

создавать эмоционально благоприятный фон.

Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки.

"Ёлочка нарядная"

Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки;

учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики;

продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки.

"Снеговик"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона;

учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика;

обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем.

Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон), клей, кисточки.

"Весёлый барашек"

Познакомить детей с аппликацией из макарон;

учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами;

учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались.

Изображение барашка, макароны, клей, кисточки.

"Деревянный домик в лесу"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон;

продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек;

создавать эмоционально положительную атмосферу для детей.

Изображение домика, прямые макароны, клей, кисточки.

"Подарим маме веточку мимозы"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки;

учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик;

продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками.

Шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.

"Веточка вербы"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки;

продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место;

обращать внимание на аккуратность при работе с клеем.

Силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки.

"Бабочки на полянке"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур;

учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур;

обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения.

Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточки.

"Одуванчики расцвели на лугу"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки и папирусной (цветочной) бумаги;

учить детей определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек;

поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания.

Изображение летнего луга, салфетка, папирусная бумага, клей, кисточки.

"Наш аквариум" 1ч.

Коллективная работа

Познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы;

учить правильно, аккуратно приклеивать материалы, создавая дно аквариума;

учить детей работать в подгруппах, помогать друг другу.

Изображение пустого аквариума на ватмане; ракушки, фасоль, нитки, скорлупа;

Клей, кисточки.

"Наш аквариум" 2ч.

Коллективная работа

Познакомить детей с элементами оригами;

учить детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газета, цветная, фантики);

обращать внимание на правильность и аккуратность складывания и приклеивания рыбки.

Изображение аквариума на ватмане, различная бумага для оригами, клей, кисточки.


Аппликация в переводе с латинского обозначает прикладывание. Это один из видов изобразительной деятельности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Усваивается целый ряд графических и живописных умений и навыков. Формируется умение анализировать предметы и явления окружающего мира. Изо деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.


Изобразительная деятельность имеет большое значение для решения задач: Умственного воспитания. Расширяется запас знаний о предметах окружающего мира, величинах, многообразии оттенков цветов, формируются мыслительные операции, сравнение, обобщение. Развивается речь, обогащается словарный запас, формируется связная образная речь. Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность. Сенсорного воспитания. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.


Нравственного воспитания. Изо деятельность (аппликация) воспитывает нравственно-волевые качества: доведение начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. Трудового воспитания. В данном виде деятельности сочетаются умственная и физическая активность, умение обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем, подготовка рабочего места, все это требует физических сил и трудовых навыков. Эстетического воспитания. Чувство цвета возникает от восприятия красивых цветосочетаний, чувство ритма возникает от ритмичного расположения частей предметов. Чувство пропорции возникает при конструктивной целостности изображения, постепенно у детей развивается художественный вкус.


Аппликация может быть: Предметной, состоящей из отдельных изображений. Лучше всего, когда это предмет большой формы. Сюжетной, отображающей те или иные события. Детали располагаются не в ряд, что ближе выглядит больше, что меньше – дальше. Декоративной, включающей орнаменты, узоры. Для нее характерны ленточная и центрально-лучевая композиция


Воспитатели детских садов склоняются к таким техникам обучения детей аппликации: Узоры из различных геометрических форм и растительных деталей, вырезанных из цветной бумаги, располагая их в определенном ритме. Составлять изображение предмета из цветной бумаги отдельными частями изображать сюжет. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезание, обрывание, плетение. Составлять изображение предмета используя технику оригами.































Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами дает возможность детям проявлять терпение, упрямство, фантазию и вкус. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

наталья свиридова

«Нетрадиционные виды аппликации

как средство развития

творчества дошкольников »

Воспитатель : Свиридова. Н. И.

МАДОУ №14 «Алёнушка» .

Цель мастер-класса : Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации , показать приемы и этапы выполнения аппликации , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование : крупа, картон, кисточки, клей ПВА, ножницы, альбомная бумага, салфетки, цветная бумага, листья деревьев, семена.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

Вступление

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы : бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования . В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста , на развитие творчества дошкольников .

Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение , сделанное своими руками.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная.

Аппликация из салфетки

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества . Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов :

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Нетрадиционные техники рисования , лепки, аппликации помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Любая творческая деятельность , в частности аппликация , имеет большое значение для умственного развития детей , расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 3-4 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов , травы, листьев - так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста . Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество , мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками , видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Аппликация из крупы . Отлично развивает мелкую моторику пальцев рук. Занимаясь аппликацией , дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы) . Все эти действия способствуют умственному развитию детей .

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается , лучше говорит и думает, а затем и учится в школе, Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, пальчиковые упражнения, а также нетрадиционные техники рисования , лепки и аппликации .