Развитие речи у ребёнка 2 лет. Примеры проговаривания ситуаций. Как правильно формировать речь

Каждый родитель, у которого появился чудесный малыш, в определенный момент задумается над вопросом правильного развития ребенка. На сегодняшний день существует большое количество информации по развитию детей и в электронной форме и в литературе, множество каналов транслируют передачи для молодых родителей. Одним из важнейших элементов жизни ребенка, является речь и ее развитие . Когда ваш ребенок начинает произносить первые звуки, следует постоянно поддерживать с ним разговор. Речь ребенка 2 лет вам, как родителям, хоть и понятна, однако все равно слышатся неправильное произношение, проглатывание букв, и именно в этом случае взрослым необходимо помогать малышу, правильно произносить слова и фразы. Ни в коем случае нельзя постоянно «сюсюкаться» с вашим крохой, особенно если вы желаете ему донести новое слово, либо озвучить название предмета.

Ребенок в 2 года уже в некоторой мере понимает интонацию голоса, ему можно показывать игрушку и озвучивать голосом зверюшек, так ребенок не только будет запоминать грубые и писклявые голоса животных, но и пытаться повторять их самостоятельно. В этом возрасте ребенок понимает смысл всех слов своих родителей, однако в среднем выговаривает около 200 либо 300 слов , малыш пытается связывать по 2-3 слова вместе, например: «мама пришла!», «машина поехала», «яблоко упало». Речь ребенка 2 лет имеет такие особенности: кроха говорит как бы от третьего лица, либо называет себя по имени. Двухлетние детишки довольно хорошо понимают суть короткого рассказа о каких-либо действиях, событиях, которые с ним происходили, отвечает на некоторые вопросы.

Ребенок способен выполнять несколько поручений и просьб взрослых, умеет жалеть, благодарить. Имеет способность дополнять короткие и знакомые стихотворения либо песенки. Неплохо справляется с описанием лица человека, картинки либо другого предмета. У малыша хорошо получается давать оценку самому себе и своим действиям. Малыш отлично знает, что нужно сказать при встрече и прощаясь с детками и взрослыми.

Как развивать речь ребенка 2 лет.

В двухлетнем возрасте большая часть детишек умеет излагать свои мысли, они называют названия предметов, состояния окружающего мира, свои собственные ощущения. Однако именно в этот период родители должны решить одну из главных задач изъяснять грамматические правильные фразы, пополнять запас слов. Чтобы развить речь ребенка 2 лет применяют полезные упражнения.

  1. Во-первых, необходимо научить малыша воспринимать себя в первом лице, чтобы он понимал что он - это «Я», а так же запомнил такие местоимения как «ты» и «мы».
  2. Во-вторых, ребенок должен уметь правильно склонять глаголы. Для этого можно поиграть с ним в игру, взять например слово «бегать» и чтобы малыш попробовал сам склонить глаголы по лицам: «я бегаю», «ты бегаешь», «мы бегаем».
  3. У многих деток есть проблемы с произношением таких букв как «м», «б», «р». Чтобы научить ребенка произносить их, необязательно обращаться к логопеду, можно и самим попробовать избавиться от этой проблемы. Например, придумать выражения, в которых эти буквы будут иметь важное место: «у дедушки доска», «маленький мячик» и т.д.
  4. Также можно научить вашего малыша общаться с другими детишками. Для этого необходимо немного поиграть с ним и попытаться завести знакомство, будто вы такой же ребенок, при этом лучше начинайте разговор первыми и задавайте ему наводящие вопросы, что бы он смог на них ответить. Например: «Привет, меня зовут Оля, давай поиграем?, «Как тебя зовут?», «Ты покажешь мне свои игрушки?» и т.д.

Развитию речи в 2 года помогает и совместная деятельность (игры) ребенка с родителями, можно построить ребенку из конструктора машину или дом, при этом каждое свое действие желательно описывать, время кормления тоже можно не тратить даром, а задавать ребенку вопросы, что он кушает, название продуктов, вкусовые качества и другое, в процессе одевания так же есть возможность научить ребенка называть вещи правильно, своими именами. Можно сказать, что речь можно развивать при каждом удобном случае!

Каждый родитель знает, что развитие речи у мальчишек и девчонок несколько отличается. Девочки намного раньше развиваются, у них быстрее пополняется словарный запас. Мальчики же довольно часть излагают свои мысли на своем языке.

Что делать если ребенок в 2 года не разговаривает?

Прежде всего, необходимо не впадать в панику и не накручивать себе дурные мысли. Если ваш ребенок физически хорошо развивается, не страдает неврологическими заболеваниями, тогда у вас нет причин для волнения. В случае же если ваш малыш перенес тяжелое заболевание, отстает в развитии, не желает повторять за вами слова и буквы, не выполняет ваши просьбы и просто игнорирует их, следует обратиться к специалисту.

Каждый родитель должен уделять больше времени своему маленькому человечку, выходя с ребенком на прогулку нужно рассказывать ему о том, что происходит вокруг, что дует ветер, светит ярко солнышко, моросит дождик и т.д. Чтение стихов, книжек только поможет развить память ребенка, однако при приобретении литературы следует обращать внимание на: иллюстрации, они должны быть яркими, красочными и большими, страницы книги должны быть плотными, чтобы малышу было удобно их перелистывать, в целом содержание книги должно соответствовать возрасту ребенка, быть ему интересным. Не нужно заменять свое общение с детьми на просмотр мультфильмов и других программ с телевизора либо компьютера. В случае же если ваш ребенок проводит более 5 часов в день у экрана телевизора, как результат этого - обеспеченная задержка речи.

Советуем все достижения вашего маленького чуда записывать и фиксировать, ведь это по настоящему чудесные превращения и открытия, появлению которых вы способствовали и приложили массу усилий. Помимо этого, будучи взрослым, ваш сын или дочка наверняка захотят вспомнить свои детские годы!

Учитывая все наши советы, вы с маленького возраста воспитаете грамотного, умного, смышленого ребенка. Эти знания и навыки, которые вы заложите в этот период жизни, помогут ребенку в его дальнейшем жизненном пути, при поступлении в детский сад, либо в школу. Поэтому не ленитесь и больше уделяйте внимания своим прекрасным малышам!

Как же греют сердца родителей первые слова любимых деток! Им так много слов нужно узнать, повторить, а потом правильно воспроизвести, что без нашей помощи просто не обойтись. Специалисты рекомендуют начинать разговаривать с малышом, распевать ему песни, читать сказки ещё на третьем триместре беременности (так он скорее привыкнет к вашему голосу и после его рождения он вас быстро узнаёт) и не прекращать после его появления на свет.

Первые «лепетные» слова начинает малыш произносить примерно в 5–6 месяцев «тя-тя, бу-бу, па-па, ба-ба, ма-ма». Многие считают что это слова, но, на самом деле, всего лишь звуки, которые малыш пытается повторить за нами. Осознанное «мама, папа» и т. д . ребёнок произносит ближе к году. А к его двухлетию он уж знает определённое количество слов, которого достаточно для изъяснения со взрослыми.

Особенности развития речи у детей в 2–3 года

Задачи развития речи в 2 года

Определённо скажем, что чётких нормативов нет, каждый малыш индивидуален. Ваш ребёнок может (НЕ ДОЛЖЕН!!!) к двум годам достичь определённых навыков в речи, и это:

  • В словарном запасе использовать около 300 слов.
  • Общаясь употреблять интонацию.
  • Составлять предложения из 2–3 слов.
  • Употреблять при общении союзы, местоимения и предлоги.
  • При общении применять мимику и жесты.

И всё же, если ваш малыш не начал разговаривать к двум годам, то первоначально желательно установить причину задержки развития речи.

Основные причины задержки развития речи у детей

  • Наследственность. Возможно, в семье есть родные, у которых период «говорения» затягивался.
  • Родители уделяют мало внимания ребёнку.
  • Глухота.
  • Заболевания центральной нервной системы.

Что предпринять, если малыш к 2 годам не заговорил?

Как развивать речь у детей 2–3 лет?

Занимайтесь с малышом над чётким и ясным произношением слов и звуков, при этом голос должен быть спокойным. Нельзя повторять за ребёнком неправильное произношение слов, чтобы оно не закрепилось. Помогайте ему накапливать словарный запас при помощи чтения сказок, стихотворений, песен. Для всестороннего развития малышу необходимо хорошо понимать и разбираться в цветах, размерах, фигурах и количествах предметов. Лучше всего эти знания закрепятся в игровой форме: занятия с пирамидками, разноцветным конструктором, различных размеров кубики и фигуры геометрических форм. Играя, вместе со взрослым, малыш постепенно запоминает качества предметов и развивает мелкую моторику.

Для расширения словарного запаса очень полезно вместе с малышом детально разбирать картинки, останавливая своё внимание на конкретных действиях персонажей, изображённых на них. Рассматривайте и рассказывайте ребёнку о бытовых предметах, например, «шкаф - хранят штанишки, юбочки».

Чтобы освоить связную речь, помогайте правильному суждению: трава зелёная и листик зелёный. Обязательно необходимо обращать внимание на произношение слов. Получается у ребёнка ещё мало , но нужно его поправлять и стараться правильно ставить звуки и произносить слова.

Занятия для речевого развития детей 2–3 лет

Как улучшить развитие речи детей 2–3 лет

Необходимо чаще общаться с ребёнком, при этом произносить речь чётко, спокойно и короткими, понятными предложениями. Стимулируйте его к разговору: задавайте вопросы и спрашивайте его мнение. Важно чётко проговаривать свои действия: «Беру книгу, сажусь читать». На улице заострять внимание на всяких деталях, давая им характеристики, это поможет значительно пополнить словарный запас карапуза.

Очень часто малыши глотают звуки, для устранения этого речевого недостатка, нужно заниматься с ними. Звук «а» ребёнок научится произносить, если ему продемонстрировать, как плачет ляля: «ааааааа». При этом он тоже должен показать вам, как же плачет ляля? Для отработки названий предметов с труднопроизносимыми звуками, показывайте малышу картинки с изображением этих предметов и проговаривайте их название медленно и чётко, повторяя несколько раз. Ещё одно хорошее занятие для отработки звуков: поставьте перед малышом игрушки разных животных и подходите к ним знакомиться, только разговор должен быть на их языке.

Чтобы научить ребёнка правильно формулировать и высказывать сложные предложения, нужно заниматься над его правильным дыханием и развивать артикуляционный аппарат (здесь большую пользу принесут скороговорки). Речевому развитию детей хорошо способствуют стишки со считалками, а также загадки, которые нужно загадать, а потом вместе с малышом отгадать. Загадки хорошо развивают воображение, творческое мышление и дети становятся более наблюдательными. Такие занятия позволят ребёнку запомнить несколько загадок и применять их в игре с детьми.

Малыш будет воспринимать информацию , услышанную на слух, а не только наглядную (по картинкам), если с ним заниматься над расширением речевого навыка:

Помните, если малыша в 2 года не разговаривает , то не стоит паниковать. Обязательно нужно обследоваться у специалистов, если ребёнок в 3 года совсем молчит. Любите своих детей, проводите с ними занятия, развивайте память, мышление и речь, а современные методики вам в этом помогут. Удачи.

Развитие каждого ребенка уникально, и идет по своим законам. Поэтому, становление речи у двухлеток тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от исполнения двух лет до третьего дня рождения дети сильно меняются. Однако, имеются общие закономерности в речевом развитии.

Замечено, что девочки овладевают речью немного ранее мальчиков, но это не обязательный факт. Дети могут говорить отдельные слова, постепенно переходя к предложениям, а могут сразу начать говорить короткие фразы. Развитие речи зависит от пассивного и активного словарного запаса детей двух лет, в который входят около 200-300 слов. Дети активно пользуются простыми словами, облегченными их вариантами и короткими предложениями «дай лялю», «папа пришел» и тд.
В целом, сколько слов говорит ребенок в 2 года, напрямую зависит от того, насколько активно с ребенком говорят, стимулируют его физическое, умственное и речевое развитие. В целом, речь малыша вполне понятна родителям, которые говорят с ним ежедневно, но он глотает буквы и слоги, произносит слова неправильно. Ваша задача, поправлять ребенка и произносить слова отчетливо и правильно. Неверным будет общение с ребенком на его языке с сюсюканьем и коверканьем слов. Говорите с ребенком правильно, чтобы он изо дня в день слышал и усваивал правильную речь. Если имеются затруднения в слове, повторите с малышом его несколько раз.
Но что должен говорить ребенок в 2 года, чтобы стояние его речевой функции соответствовало норме? Малыш должен говорить о себе «я», называть свое собственное имя, как зовут родителей, близких родных. Он должен называть предметы в доме, названия животных и как они говорят, прощаться и здороваться. Также малыши должны говорить короткие предложения из двух-трех облегченных слов, а также учиться говорить прилагательные - «большой», «мягкий» и тд.

Задержка речевого развития у детей 2 лет

Часто мамы и папы жалуются врачам, что ребенок в 2 года мало говорит. Обычно это происходит потому, что они сравнивают своего малыша с соседским двухлеткой, который может говорить четче, больше и активнее. При этом часто забывается, что речь - это индивидуальный навык, который может различаться даже у детей, которые имеют разницу в два-три месяца рождения. Естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года. Зачастую, если родители хорошо понимают потребности и предугадывают их, тогда ребенок в 2 года просто ленится разговаривать. Тогда стоит стимулировать малыша к речи, делая вид, что вы не понимаете, что вам показывает кроха. Просите его объяснить словами, стимулируйте его на повторение слов за вами.
Зачастую причинами того, почему ребенок в 2 года плохо говорит, могут стать общее отставание в физическом и нервно-психическом здоровье, длительные болезни, эмоциональные стрессы, недоношенность. Тогда по мере того, как малыш окрепнет и догонит сверстников в развитии, нормализуется его речь. Однако, если вы обеспокоены, что малыш мало общается, стоит обратиться к врачу и выяснить причины задержки речи у ребенка 2 лет. Обычно это бывают индивидуальные особенности крохи, к концу второго года подавляющее большинство детей начинает активно говорить. О задержке речи у ребенка 2 лет можно говорить тогда, если ребенок не говорит практически никаких слов, только звуки, не понимает обращенной к нему речи, мало эмоционален и отстает в развитии по другим показателям. В этих случаях требуется помощь невролога, который проведет подробное обследование и назначит терапию. Это могут быть как медикаментозные, так и физиотерапевтические методы, массаж и активные развивающие занятия.

Для развития речи у детей возраст от 1 до 3 лет идеален – если не упустить момент, можно научить малыша говорить не просто внятно, но и правильно, используя достаточно сложные речевые обороты. Малыши впитывают все подобно губке, и если с ними не сюсюкать, коверкая слова, уже к 2,5 годам можно будет учить первые стихи, чтобы тренировать память. Ниже вы получите полную характеристику речевого развития ребенка 1-3 лет.

Нормы речевого развития у детей 1-3 лет

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.

Центральное звено всего аппарата речи - кора головного мозга, у правшей - преимущественно левого полушария, а у левшей - правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.

В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»

Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.

Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.

Речевое развитие детей 1-2 лет совершенствуется, большинство малышей в этом возрасте начинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, слова «дай», «нельзя».

На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования - назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.

Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.

Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300-400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я - Катя», «Ем сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.

Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.

Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.

Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.

Взрослые, подстраиваясь под неумелый детский лепет, дают ребенку «хороший» пример, как надо неправильно разговаривать.

Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».

Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.

В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».

Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака - пес, мишка - медвежонок и т. д.).

В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту - логопеду. Главное, сделать это вовремя.

В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:

Возраст

Достижения

12-14 месяцев

Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь

14-18 месяцев

Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках

18-20 месяцев

Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов

В речи малыша появляются наречия и глаго­лы, слова уже складываются в небольшие предложения

2 года 4 месяца

Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе»

2 года 6 месяцев

В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказы­вает любимые стихи, но не более 4-х строчек

Как развивать речь ребенка в 1,2 и 3 года: занятия для речевого развития

Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:

  • развивать различные подражательные движения («Как собачка бегает?», «Как зайка прыгает?»);
  • приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению;
  • научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
  • В процессе того как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года, нужно обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии 2-го года жизни - закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.). Сюжетная игра на 2-м году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия водителя, продавца и т. д.);
  • развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собирать всю пирамидку);
  • использовать занятия с предметами при выполнении упражнений для развития речи у детей 1-3 лет (называть предметы, их свойства, действия с ними).

Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.

Все действия - купание, переодевание, кормление - сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».

Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка - такую речь малыш воспримет с удовольствием.

Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.

В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты - строение челюстей, языка, неба и т. д.

Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.

Статья прочитана 7 416 раз(a).

Речь необходима для полноценной жизни ребенка. Начинать ее развивать важно с младенчества, помогая крохе познавать многообразие родного языка.

О чем нужно подумать заранее

Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.

Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей .
Заблуждение считать, что он “разговорится”. Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.

Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.

Выделим 4 этапа обучения:

1 возрастной период: от рождения до полугода

3 возрастной период: 1-1,5 года

В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.

Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте , постепенно расширяя лексикон.

Например : кубик – кубик красный – кубик квадратный – кубик лежит – кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.

4 возрастной период: 1,5-3 года

Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.

Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.

Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом .

Для минимизации этого важно

Начинайте развивать через игры мелкую моторику у ребенка и спрячьте подальше пустышку
  • не пользоваться пустышкой, которая создает затруднения с артикуляцией;
  • чтение малышу улучшает его произношение;
  • развивать мелкую моторику. В этом помогут пазлы, мозаика, застегивание пуговиц, рисование, удержание ручки и ложки. Разрешайте крохе рисовать мукой, переливать воду, откручивать крышечки, лепить из теста.
  • скороговорки в интересной, шутливой форме помогают детям постичь родной язык. Они способствуют устранению большинства дефектов речи. Хорошо сопровождать разучивание картинками, обсуждать смысл произносимого.

10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам

  1. Повторы . Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
  2. Повторение за ребенком . Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
  3. Развивайте мелкую моторику . Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.
  4. Избегайте объяснения жестами , когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
  5. Активно используйте звукоподражание животным.
  6. Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.
  7. Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
  8. Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно “забывайте” фразы – дети продолжат их.
  9. Слушайте вопросы малыша внимательно. Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.
  10. Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.

8 полезных советов по установлению эмоционального контакта с ребенком

Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:

  1. Улыбайтесь, пойте, говорите с переменными интонациями, четко и правильно.
  2. Рассказывая ребенку обо всем, делайте паузу – на его ответ.
  3. Целенаправленно рассказывайте малышу про различные предметы.
  4. Учите чадо читать целыми словами. Сначала показывайте карточки с ними, затем вместе читайте, используйте в помощь интерактивные пособия.
  5. Дополняйте слова малыша.
  6. Выберете несколько различных предметов, объединенных одним признаком – цветом, формой, размером. Покажите их и объясните, что у них общего, постепенно расширяя комментарии.
  7. Рассказывайте стихи и пойте песенки, многократно повторяя их. Дайте возможность крохе самому закончить строчки.
  8. Используйте специальные стихи-игры: ладушки-ладушки, гуси-гуси и т.п. Не забывайте считалочки, прибаутки.
Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком
  • Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
  • Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
  • Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
  • Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
  • Проводите инсценировки. Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
  • Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
  • Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь. Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
  • Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Эти правила подходят фактически любым детишкам.

  1. Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
  2. Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
  3. Дошкольникам надобно игровое обучение.
  4. Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
  5. С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
  6. Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
  7. Читая книжки, обсуждайте их героев.
  8. С двух лет любимой игрой детей становится “что это?”. В нее особенно интересно играть на улице.

Подведем итоги

Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет . Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.

Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.

Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.

Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.