Развитие воображения у детей. Как естественно развивать воображение у ребенка? Заблуждения и правда о детском воображении

   Воображение - это способность создавать новые образы на основе пережитого, используя воспоминания о разных ощущениях и чувствах. Оно тесно связано с восприятием мира , эмоциями и памятью, поэтому развитие воображения имеет очень важное значение для правильного развития ребёнка в целом.

   Ребёнок начинает ориентироваться в мире благодаря своим ощущениям (изначально зрению и осязанию). В памяти малыша сохраняются разные образы, которые сочетаются с определёнными ощущениями и эмоциями, - сначала расплывчатые (ощущение спокойствия и тепла рядом с мамой или боль и страх при неожиданном падении).

   После эти воспоминания возникают у крохи в различной комбинации, поначалу неосознанно, но постепенно малыш научится произвольно их сочетать, чтобы вызвать те или иные ощущения, или использует их как символы.

   Приблизительно к возрасту 2-х лет воображение у детей начинает активно развиваться. Прежде всего становится более сложной игра ребёнка: кроха уже не просто носит с собой мягкую собачку, а укладывает её спать, кормит - то есть воспроизводит знакомые действия, в которых каждый день сам принимает участие, но уже представляя себя на месте взрослого - того, кто кормит и укладывает.

   Примерно до возраста 3-х лет воображение ребёнка будет ограничиваться знакомыми ему ситуациями.

   После трёхлетнего возраста, хотя игровые ситуации могут вполне напоминать бытовые, ребёнок начинает замещать игровые предметы. Крохе уже не нужна настоящая ложечка, чтобы покормить любимую игрушку - достаточно будет и палочки, которую ребёнок нашёл.

   В играх начинают появляться фантазированные сюжеты, которые не имеют никакой прямой связи с опытом ребёнка плавание на корабле, полёты на другую планету и прочее).

   В возрасте 3-5-ти лет ребёнок не проводит грани между фантазией и реальностью, он по-настоящему летает к другим планетам, сражается с неизведанными противниками. Довольно часто ребёнок настолько погружается в мир собственного воображения, что оно начинает влиять на реальность. Родители ничего не потеряют, если поддержат эту игру.

   Чем больше ребёнок приобретает опыта, тем сложнее и разнообразнее становятся сюжеты игр, рассказов и рисунков. Кроха использует знакомые элементы в различных вариантах, придумывает новых героев для своих приключений. В таком возрасте ребёнок всё ещё проговаривает вслух все свои мысли или разыгрывает их.

   В возрасте около 5-6-ти лет фантазии ребёнка постепенно уходят вовнутрь, ребёнок способен уже очень многое вообразить "про себя". И это является очень важным этапом на пути подготовки малыша к обучению в школе, ведь в школе нужно будет произвольно использовать воображение.

   Со временем детское воображение начнёт работать более конструктивно, мечты ребёнка станут более реальными.

   С возрастом ребёнок с хорошо развитым воображением имеет все шансы стать человеком, который умеет:

    1) Гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны.

    2) Находить несколько решений для одной задачи.

    3) Ставить цели, визуализировать их, планировать пути к их достижению.

    4) Предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски.

    5) Быстро ориентироваться в сложной ситуации, найти необходимое решение, проявить смекалку.

Как развить воображение у ребёнка?

   Для того чтобы стимулировать развитие воображения у ребёнка , необходимо следующее:

    1. Получать впечатления:

    - разнообразить тактильные ощущения (выбирать игрушки из разлнообразных материалов, играть в игры, которые способствуют развитиютактильных ощущений);

    - пробовать новые вкусы и ароматы;

    - путешествовать;

    - ходить на концерты, спектакли, в музеи;

    - разглядывать лес, небо, водяную гладь, угадывать, на что похожи те или иные предметы;

    - играть на подручных музыкальных инструментах - кастрюлях, ложках, разделочных досках;

    2) Рисовать.

   Когда ребёнок рисует, то он строит свой собственный мир, он может рассказать о персонажах целую историю, которую обдумывал сам, пока водил карандашом по листу бумаги.

   Для рисования стоит использовать не только фломастеры (они не дают возможности передавать оттенки), но и карандаши, различные виды красок, мелки.

   Слушая чтение взрослого, а также уже читая самостоятельно, ребёнок быстро представляет себе все сюжеты и переживает за книжных героев.

   Книжки с картинками помогают малышу быстрее настроиться на восприятие речи. Очень важным является не только сюжет, но и образы. Именно поэтому многие детишки постарше любят книжки в жанре фентези.

    4) Рассказывать сказки.

    5) Отгадывать загадки.

    6) Сочинять различные интересные истории.

   Родителям на заметку

    1. Детям просто необходимо время, когда они могут просто погулять по скверу, послушать музыку, поваляться с книжкой на кровати или без неё, когда родители их не контролируют.

    2. Настоящий порыв фантазии возможен только в том случае, если малыш чувствует себя в полной безопасности, уверен в том, что его не будут осуждать или над ним смеяться.

Рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Воображение развивается до 15 лет, но все же основные «зерна» прорастают именно в младшем возрасте. Его можно разделить на три вида:

  • творческое. С его помощью у детей появляются фантазии на основе уже пережитого опыта.
  • воссоздающее. Оно дает возможность воспроизводить образы из литературы, чертежей, нот.
  • неуправляемое. Это и есть бурные хаотичные фантазии, которые иногда возникают в мыслях человека.

Акцент нужно делать на развитие творческого воображения.

КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ

СКАЗКИ

Чаще читайте детям сказки. Пока вы выговариваете слова, в голове малыш рисует образы персонажей и действия - создает «видеоряд» к книге. Чем необычнее герои в сказках, тем лучше работает воображение. К примеру, собак и котов ребенок видел в жизни, а вот фею и эльфа - нет. Поэтому ему придется рисовать образ этих персонажей самому. Иногда не дочитывайте сказку до конца. Остановитесь перед финалом и предложите малышу самому додумать конец истории, расписывая его как можно подробнее. Если у крохи пока не получается, помогайте: задавайте наводящие вопросы, фантазируйте вместе с ним.

ЛЮДИ

Пока вы стоите в очереди, не теряйте время впустую. Рядом прошла девушка с собакой? Предложите ребенку придумать их историю: как зовут девочку, сколько ей лет, чем она занимается. Это может быть волшебная история: например, девочка - фея, а собака - ее помощница. Деткам постарше предложите рассказать не просто историю, а придумать ее, основываясь на том, как девочка выглядит, в чем она одета. Такое упражнение поможет развить наблюдательность и лучше разбираться в людях.

ИСКУССТВО

Наверняка вы не раз следили, как . Такие иллюстрации могут многое рассказать об отношениях между родными. важны не только в психологии. Они также развивают фантазию. Когда кроха рисует или лепит из пластилина, спросите, кого или что он хочет изобразить. Начинайте рисунок и предложите малышу его закончить. Так вы и разовьете фантазию, и весело проведете время. Также посещайте с ребенком в картинные галереи и выставки. Новое и неизведанное всегда привлекает внимание и заставляет фантазию работать. Если ребенок будет спрашивать, о чем та или иная картина, ответьте и затем спросите, что увидел на ней малыш.

ПРИРОДА

Природа - неиссякаемый источник информации. Чем больше у ребенка знаний, тем больше возможностей развивать воображение. Рассказывайте ему о свойствах песка, о том, как устроена Солнечная система. Проводите . Они покажут ребенку, как «работает» тот или иной материал, и дадут почву для размышлений.

Дети - те еще воображули. Вам даже не придется специально что-то придумывать - в их голове всегда много идей и фантазий. Так что зачастую задача родителей - просто поддерживать воображение малышей и не мешать им.

Чтобы определиться со словом “воображение”, давайте начнем с творчества. Что это такое? Любое творчество — это создание новых образов. Это не повторение старого, не воспроизведение того, что с нами уже случалось. Наш мозг может создавать новое, используя уже знакомые элементы и уже произошедшие с нами истории. К счастью, наша жизнь не ограничивается только воспроизведением прошлого, иначе мы не могли бы фантазировать о будущем и изменять настоящее. И вот это самое творческое, настоящее, которое создает наш мозг, называется воображением. Воображением называется то, чего нет в реальности. И это, между прочим, основа любого творчества, искусства, науки.

«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Психолог Л. С. Выготский писал: «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений».
А психолог С. Л. Рубинштейн писал, что воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое.

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «Воображение ребёнка беднее, слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека». Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм на развитие воображение, тем больше развивается умение фантазировать.

Воображение начинает развиваться ближе к двум годам. Первые фантазии можно разглядеть в играх. Например, малыш, который научился укачивать куклу, может начать укачивать ложку, если куклы не оказалось под рукой. Это и есть “воображаемое укачивание”. У детей до трех лет воображение еще развито слабо.В играх обычно повторяются несложные действия — умывание, кормление, покупка продуктов, лечение. То есть, это те действия, которые ребёнок неоднократно видел дома.

Малышу до трех лет еще сложно добавить в игру вымышленный предмет. Например, при отсутствии градусника, померить кукле температуру карандашом. Фантазия начинает активно развиваться после трех лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется его круг действий. Ребёнок после трех лет в своих играх уже не только воспроизводит действия родителей, но и сочиняет новые (полёт на луну). Например, во время игры в магазин дошкольник может заменить кассовый аппарат коробкой из под конфет.

Малыш трех-четырех лет иногда путает воображаемое с действительным — то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится более творческим — сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок меняет рассказы, придумывает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но, в отличие, от школьника, ему еще трудно фантазировать “про себя”, не действую при этом. То есть, малышу 4-5 лет нужно строить, рассказывать или рисовать, чтобы воображать.

А вот после пяти лет ребёнок уже может фантазировать “внутри” — придумывать далёкие континенты, новые миры, странные происшествия, фантастических животных.

Развитие воображения в дошкольном возрасте — очень важный элемент подготовки к школе. Потому что ученик не сможет быть успешен в школе, если у него плохо развито воображение. Он просто не сможет наглядно себе представлять то, о чем говорит учитель.

Как развивать воображение?

Советы психолога, доктора педагогических наук, профессора А.В. Запорожца:

1. Рисуйте с ребёнком то, что происходило на прогулке. Играйте в то, что было детском саду.
Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло за день
2. Рисуйте и читайте как можно больше. Это лучшие виды деятельности для развития воображения.
3. Читайте сказки и художественные рассказы
4. Ходите на спектакли
5. Ходите в музеи и галереи. Рассматривайте вместе картины и скульптуры. Так ребёнок будет учиться представлять себе то, что изображено на картине.

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения:воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение у ребенка. Вам станут известны возрастные особенности маленьких детей. Вы узнаете, какие методы могут применяться. Рассмотрим игры, а также игрушки, позволяющие развивать мышление и воображение.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной — три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Игры

Мы развиваем мышление и воображение ребенка при помощи игровых методик. Причем играть с малышом можно не только дома, но и на улице.

  1. На листке бумаги пишется легкое слово, состоящее из трех букв, например, «кот». Мама предлагает ребенку составить три новых слова, используя буквы, входящие в состав данного. То есть новые слова должны начинаться с букв «к», «о», «т». Когда малыш справится со своей задачей, ему нужно дать новое задание, а именно сочинить маленький рассказ или стих, используя эти четыре слова.
  2. Придумайте фантастический вопрос. Например, можно спросить малыша: «что произойдет, если к нам в гости придет добрый и веселый динозавр?» Пусть ребенок расскажет, как бы вы его встретили, во что с ним играли. Важно, чтоб карапуз принимал активное участие в создании этого рассказа.
  3. Если Ваш ребенок уже учится в школе, можно с ним проводить творческую работу над ошибками. Например, на уроке русского языка учитель исправил ошибку в упражнении, обратите внимание малыша на это слово, предложите придумать историю, связанную с ним.
  4. Создайте новый вариант сказки. У Вашего ребеночка наверняка есть любимая сказка, возьмите из нее пять основных слов, например, «бабушка», «внучка», «лес», «волк», «охотник». А теперь добавьте еще одно слово, никак не связанное с событиями, происходящими в классическом варианте сказки. Предложите ребенку, используя все шесть слов, составить другой вариант хорошо известной ему истории.
  5. Наблюдение за миром вокруг. Отправляясь на прогулку, обращайте внимание ребенка на то, что вас окружает. Например, можно увидеть необычный цветок, предложить малышу придумать название или рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы приключиться с этим цветочком. Также можно обращать внимание на подручные предметы, которые находятся у вас дома. Например, взяв мамину расческу, пусть малыш придумает, как еще ее можно использовать. Например, карапуз может ответить, что расческа могла бы стать микрофоном.
  6. Ролевые игры. Отлично развивает воображение проигрывание различных ситуаций из жизни. Например, вы можете поиграть в больницу или в школу, в парикмахерскую. Ребенок может быть в роли врача, учителя, парикмахера.
  7. Творческие занятия. Позвольте ребенку рисовать, лепить из пластилина, творить из цветной бумаги. Можно спрашивать малыша, что именно он сейчас делает, почему использует те или иные цвета. Попросите малыша, чтоб он нарисовал на заданную тему или слепил что-то новое. Также можно предлагать изобразить несуществующих персонажей, чтобы малыш мог подумать, как бы выглядел, например, инопланетянин, сколько бы у него было рук, глаз, ног.
  8. Сочинение сказок. Наилучшим способом, позволяющим развить детское воображение, является сочинительство собственных сказок. Этот процесс может в себя включать ряд этапов:
  • измените сюжет известной сказки, продумайте, как иначе могла бы закончиться история;
  • попробуйте соединить две известные сказки между собой;
  • представьте, что будет, если положительный персонаж сказки окажется отрицательным;
  • оглянитесь вокруг — вас окружает множество предметов интерьера, попробуйте их оживить, сочиняя с малышом сказки про столы, стулья;
  • создайте образ персонажа, необязательно это будет животное или человек. Продумайте образ до деталей. Главное, чтоб ребенок получал удовольствие от процесса сочинительства.

Игрушки

Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.

  1. Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки.
  2. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку. Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него.
  3. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию. Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию.
  4. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте.
  5. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.

Я со своим сыном основательно занималась развитием воображения. Мы вместе сочиняли сказки, много рисовали, лепили и делали всевозможные поделки, играли конструктором и кубиками. Ребенку нравились такие игры. Когда ему было года три, он особенно любил кукольный театр, с удовольствием смотрел создаваемые мной представления. Когда повзрослел, сам начал придумывать сказки, демонстрируя их при помощи игрушек.

Упражнения

  1. Мама может нарисовать на листке бумаги несколько геометрических фигур и предложить малышу соединить их или дорисовать детали так, чтоб вышел какой-то рисунок.
  2. На листке можно изобразить множество точек, хаотично располагающихся. Предложите ребенку, чтобы он их соединил в определенной последовательности так, чтоб получилось какое-то изображение.
  3. Можно на бумагу капнуть краской, дать малышу кисточку, предложить из этой кляксы создать определенный образ.

Теперь Вы знаете, как развить воображение малышу. Помните о том, что заниматься с ребенком нужно с самого раннего детства. Не стоит забывать, что развитое воображение крайне важно для психического развития малыша, благодаря ему формируется мышление карапуза.