Ребенок не хочет даже садится на горшок. Что делать, если ребенок боится садиться на горшок

Ребенок не хочет садится на горшок, что делать? Как приучить ребенка к горшку? Дорогие мамочки, сегодня стала свидетелем душераздирающей горшочной истории. Десятимесячный малыш, несмотря на все усилия заботливых родителей, никак не желает ходить на горшок, видя в нем лишь емкость для своих драгоценных сосок, мячиков, бутылочек и прочей атрибутикой детства.

— Как же так? — искренне возмущалась мамочка малыша – соседский Вася на месяц младше, а уже давно сам просится на горшок! Что же это получается — мой сынуля отстает в развитии? Необходимо срочно наверстать упущенное!

С одной стороны это хорошо, — подумала я, — налицо большая любовь и забота о малыше. Разве будет так беспокоиться какой-нибудь черствый родитель о сухости своего малютки? И, что самое главное, освоение горшка в раннем возрасте — это подтверждение того, что малыш умный и развит не по годам! Разве сможет смолчать и не похвастаться такими яркими достижениями своего любимца любящий родитель? Конечно, нет. Нам постоянно нужны доказательства того, что наше сокровище если уж не лучше, то точно не хуже других.

Но с другой стороны, мне стало искренне жаль малыша, как только представила себе такую картину: мама десятимесячного крохи, решив, что уже пора осваивать новшества и становиться взрослым, каждые 30–40 минут высаживает малыша на горшочек, умоляя сходить по маленькому и мучая тем самым себя и сынулю! А сынуля и рад бы помочь и порадовать мамочку, да вот понять не может — чего от него хотят! И все это плавно превращается в слезы, крики, расстройства и недоуменные вопросы мамы на форуме для родителей. А вот понять, что соседскому Васе просто повезло (сделал дело в нужный момент) — она не может, как и принять то, что всему свое время и никто еще не видел здорового ребенка, идущего в первый класс в подгузнике!

Так вот, юные мамочки, призываю вас не мучить себя и своих детишек, а вместе разобраться в столь щепетильном вопросе, как приучение ребенка к горшку!

Для начала давайте забудем раз и навсегда о сравнении своих детишек с соседскими отпрысками или с детьми друзей. Это наши крохи и именно они самые лучшие, смышленые и разумные на всей планете Земля. Отказавшись от подобных сопоставлений, вы враз избавитесь от многих проблем и лишней головной боли. Гораздо лучше сравнивать достижения своего чада с существующими и общепринятыми мерками развития детей во всем мире, а именно — что должен понимать, уметь и мочь делать, например, годовалый малыш. Сколько раз спать, есть, гулять, держать ложечку и т.д. Конечно, вы можете принять участие в обсуждении успехов других малышей — но только для того, чтоб порадовать себя в душе и потешить свое самолюбие!

Далее – только вам решать, когда начнется этот тяжелый и тернистый путь освоения горшка. Имеется в виду, что ваша готовность к частым высаживаниям и стиркам оплошностей в штанишки должна быть на 100 процентов. Не говоря о готовности малютки, как физиологической, так и психологической. Конечно, если ваш бюджет не позволяет тратиться на подгузники, у вас излишек свободного времени, нервов и сил, а также нравоучения и опыт бабушек подталкивают к ранней дружбе с горшком – дерзайте, выбор ваш. Но приготовьтесь к разочарованиям – природу не обмануть и физиологию тоже. Конечно, можно выдрессировать пи-пиканьем на ушко малютки и мочеиспускание, но это не будет срабатывать осознанно и в последовательности существующих рефлексов в организме человека. Следовательно, погрешности, мокрые дела и трусики будут все равно продолжаться, как бы рано вы не начали уроки дрессировки.

Так уж задумано природой, что естественное формирование пикантных процессов происходит к 2–3 годам жизни малютки. Поэтому делаем вывод: не получается – ждем своего времени! Кроха сам покажет, когда готов осваивать новые и неопознанные, цветные и такие красивые объекты, куда, оказывается, надо делать «а–а».

Запомните: естественное контролирование выделений у деток начинается с годика и заканчивается к двум – трем годам. А стойкость в этих рефлексах достигается вообще к трем годам.

Вот нехитрые подсказки родителям о готовности малыша к дружбе с «ночной вазой»:

— стремление самостоятельно раздеваться и одеваться;

— перерыв между дефекацией составляет 1,5 – 2 часа;

— понимание слов «пописал» и «покакал»;

— знание частей тела;

— негодование в сторону мокрого подгузника, желание его сменить, снять;

— способность как–то донести до родителей желание сходить на горшочек;

— после дневного сна подгузник сух или почти сух;

— требует смены подгузника сразу после того, как в него сделает мокрые делишки;

— интересуется выбором горшка;

— хочет как мама или папа носить трусики.

Несколько слов о выборе горшка. Не стоит гнаться за экзотикой — музыкальный горшок конечно оригинален, но все-таки самое важное качество горшка – это его форма и качество. Выберите горшок со спинкой, чтоб кроха правильно сидел и не искривлял осанку — малютке должно быть комфортно и удобно. И запомните – никогда нельзя заставлять сидеть кроху на горшке больше 15 минут!

Итак – половина дела сделана. Горшок куплен. И вы с торжественным видом отправляетесь в ванную, для водных антимикробных процедур. Разрешите крошке поучаствовать в процессе, потрогать, поиграть с водичкой и горшком. Пусть он познакомится с ним и воспримет как нечто позитивное и доброе. Что бы у него сформировались ассоциации «друга», который совсем не посягает на его территорию и свободу.

После первого тактильного знакомства, после первой куклы, так долго сидящей на горшке, наступило время первого знакомства, как говорится, по назначению предмета. Выбирайте самые подходящие периоды для высаживания — до и после сна, до и после обеда, до и после прогулки. В это время вероятность успеха максимальна. Если получилось – очень–очень сильно хвалим кроху и радуемся! После бурных аплодисментов отправляемся обязательно вместе опустошать и мыть горшок!

Фиксируем внимание ребенка на всевозможных манипуляциях с «другом»: где найти, как достать, как сесть, как снять крышку и т.п. Лучше, если он будет находиться постоянно на видном и доступном месте в комнате, где больше всего находится ребенок, а не где-нибудь в дальнем углу ванной комнаты.

Все это позволит превратить процесс в игру, что расположит малыша к процессу освоения горшка. Никогда не заставляйте сидеть кроху больше, чем он сможет высидеть на «вазе». Не кричите и не ругайтесь, тем более не наказывайте за оплошности. Малыш сам поймет и придет к горшку или унитазу (некоторые детки не воспринимают горшочек, зато на унитаз ходят с удовольствием, копируя тем самым маму или папу). Ваша задача познакомить, помочь и поддержать малютку в его начинаниях!

Параллельно с приучением к горшку следует постепенно отказываться от подгузников. Идеальным сезоном для освоения горшка является лето, когда про подгузники можно забыть почти сразу, и это не повлечет за собой никаких последствий. В другие времена отказываемся на дневной сон, на время препровождения в помещении. На улицу, в гости и на ночь – попка подстрахована памперсом.

Если малыш все чаще просыпается сухим после дневного сна – это знак отказа от ночного подгузника. Аварии не исключены, но через месяц другой – малютка будет проситься на горшочек даже ночью!

Подобные несложные манипуляции, хороший и позитивный настрой позволят превратить такой трудоемкий процесс знакомства и освоения горшка в веселую и забавную игру, принесет удовольствие вам и малышу. Поверьте, вы и не заметите, как кроха все чаще и чаще будет оставаться сухим, чтобы порадовать маму и увидеть в ее глазах гордость за очередную порцию в горшке! Не огорчайтесь возможным неудачам – цените каждое мгновение, даже мокрое! Знакомьтесь, учитесь и дружите с горшком!

Зачастую родители ожидают, что ребенок, если не сразу, то после пары-тройки неудач, точно поймет, что нужно писать и какать в горшочек. Если этого не происходит лет до двух, то мама с папой сохраняют относительное спокойствие и самообладание. Но если это не случается после двух лет, то родители начинают паниковать: ведь во многих журналах про детей и на специализированных сайтах в Интернете пишут, что самым подходящим возрастом для . Ну, ладно, 2,5. Но три года — это уже критический возраст.

Но на самом деле не стоит огорчаться и, тем более, впадать в панику. Специалисты считают, что каждый ребенок уникален, и он не обязательно должен соответствовать общепринятым схемам. Кстати, вполне может случиться, что ребенку просто не подходят выбранные методы приучения и надо попробовать что-нибудь другое.

Последние эффективные методы приучения к горшку, когда все остальные уже перепробованы

Первый совет , естественно, в том, чтобы не заставлять ребенка, не ругать его, не кричать, не пугать. Такие действия способны надолго отбить у малыша любой порыв «сходить», куда положено. Если подобные «методы» уже имели место, то необходимо как можно скорее их сменить на ласку и терпение. Если необходимо, нужно прекратить попытки приучения, и продолжить их через некоторое время.

Самые лучшие способы в любом обучении ребенка — игровые . Главное, не превратить сам горшок в игрушку! Если это уже произошло, необходимо заменить горшок на другой, отличающийся по цвету, форме и т. п.
Также нужно исключить психические, физиологические причины отказа от горшка.

Есть несколько игровых форм приучения.

  1. «Горшочек хочет, чтобы его покормили». Можно придумать сказку, в которой главный персонаж — горшочек, и рассказать ребенку, что горшочек нужно «кормить» и «поить». Да, да, и объяснить ребенку, ЧЕМ питается горшочек. И что без ЭТОГО горшочек будет голодать.
  2. Ролевые игры с игрушкой. Речь идет не только о том, чтобы просто высаживать игрушку на другой горшочек рядом с ребенком. Нужно продемонстрировать всю процедуру: снять штанишки, трусишки, посадить, может, для наглядности налить воду в горшок, потом вылить ее в унитаз. Также продемонстрировать, что будет, если не «сходить» вовремя на горшок. Кукла может намочить штанишки, а это очень неприятно, особенно, если вокруг есть люди. Нужно помыть куклу, надеть ей сухие штаны, и в следующий раз пусть она «пописает» в горшочек.
  3. «Награда нашла своего героя». Это элементарный, но очень эффективный метод. Малыша просто награждают за каждый удачный «поход». Наградой могут быть мелкие недорогие игрушки, наклейки, картинки. Главное здесь — вовремя прекратить выдачу «призов», а то ребенок начнет отказываться делать свои дела даром.
  4. «Игра на меткость». Здесь все понятно: малышу предлагается метко попасть в горшок. Такая игра больше нравится (и подходит) мальчикам. Можно даже нарисовать на дне горшка мишень.
  5. «Игра во взрослого». После того, как малыш сделает свое «мокрое дело», нужно вместе с ним взять горшок, вылить содержимое в унитаз, помыть горшочек. Если ребенок ничего не сделал, можно незаметно для него подлить водичку в горшочек (например, шприцем без иглы) и повторить описанную выше процедуру.
    Можно самим придумать какую-нибудь игру, которая понравится именно вашему малышу.

Причины отказа от горшка

Причин, почему ребенок не может научиться (или не хочет) справлять нужду в горшок, может быть несколько.

Психологические

К таким причинам можно отнести:

  • пережитый (или переживаемый) стресс (проблемы в семье, внешние раздражители);
  • боязнь горшка. Ребенок может бояться предложенного ему горшка: слишком яркий, шумный, холодный, малыш приучался ранее к ;
  • кризис 3-4 лет. В этом возрасте ребенок переживает кризис, может упрямиться, отказываться выполнять просьбы, проявлять агрессию.

Физиологические

  • перенесенное недавно заболевание также может негативно отразиться на попытках приучить ребенка к горшку;
  • горшок может быть просто неудобным для ребенка;
  • приучение к горшку раньше, чем ребенок дорос до этого.

Помощь психолога

Итак, при возникновении проблем с приучением к горшку стоит выявить и по возможности исключить описанные выше причины.
Если же ребенок все равно отказывается делать «дела» в горшок, есть смысл обратиться к специалисту. Ведь при этом могут присутствовать некоторые другие признаки психологических проблем: общая нервозность, отклонения от обычного поведения, подавленность.

В случае, если малыш ведет себя как обычно, бодр и весел, причин для паники нет.

И самый простой и главный совет — будьте терпеливы с вашим любимым ребенком, и все у вас и у него получится .


Приветствую вас, уважаемые читатели! В недавней публикации я рассказывала вам . Сегодня я поделюсь с вами методами, которые можно применять, если малыш не хочет сидеть на горшке.

Существует несколько хитрых трюков, которые помогут хоть ненадолго усадить маленького протестанта. Сразу замечу, что кроха не обязан с первого раза пописать или покакать на горшок. Дайте ему время привыкнуть к новому способу справлять нужду.

Иногда он не хочет садиться на новый «туалет», потому что ему скучно тратить время, просиживая его без дела. Чаще это относится к детям, которые чрезмерно активны с самого рождения, поэтому даже 30 секунд сидения на месте для них неприемлемы.

Методы и трюки для удержания малыша на горшке

Если кроха отказывается садиться на горшок, то на помощь придут игрушки, заранее подготовленные для столь важного дела. Пускай это будут игрушки, которые он не использует для своих ежедневных игр. А также, эти игрушки должны подходить для сидячей игры, так что машинка или мяч для этого случая не подойдут, активный малыш тут же подскочит и использует их по назначению.

Для следующего трюка необходимо взять книжку с яркими картинками и интересными историями. Пока чадо сидит и справляет нужду, рассказывайте ему сказки и показывайте иллюстрации, старайтесь делать это достаточно эмоционально и с выражением, а как только ребенок встанет раньше времени, сразу прекращайте рассказ и закрывайте книжку.

Чтобы малыш соглашался сидеть на горшке, предложите ему поиграть в пальчиковые игры, заранее заучив несколько подходящих вариантов.

Кому-то на помощь приходит музыкальный горшочек. После того, как ребенок сделает свое дело, начинает играть музыка, детям это приносит особое удовольствие, и появляется желание повторить процесс.

Некоторые малыши изначально хотят справлять нужду по-взрослому на унитаз. Не стоит запрещать крохе, лучше приобретите приспособления для того, чтобы он мог ходить на унитаз сам.

На заметку родителям

Бывает такое, что любимое чадо не хочет садиться на новый «туалет», если его слишком рано начали приучать к нему, причем делали это достаточно настойчиво. У каждого ребенка умение не писать в штанишки приходит в разное время. Способность к приучению к горшку обычно появляется после года, но у некоторых детей гораздо позже.

В любом случае это нормально, если до трех лет малыш временами пачкает или мочит штанишки. Не стоит его за это стыдить и тем более ругать, необходимо сохранять спокойствие. Слишком резкая негативная реакция родителя может привести к тому, что ребенок все чаще и чаще будет писать в штаны, и это не имеет ничего общего с упрямством, это связано с детской психикой, которая достаточно ранима в этом возрасте.

Ребёнок не хочет садиться на горшок – эта проблема волнует всех родителей, равно как и возможность разрешения такой ситуации. Почему чадо отказывается справлять малую и большую нужду на горшок? В каком возрасте ребёнок должен перейти от памперсов к сознательному походу в туалет? Что делать, если малыш и после года активно сопротивляется, устраивает истерики со слезами и криком? В любом случае, нужно быть терпеливым и сохранять спокойствие. Поэтому попробуем разобраться спокойно.

Возраст

Чем взрослее становится ребёнок, тем чаще родители предлагают ему присесть на горшок, чтобы пописать или покакать. Когда можно считать, что малыш готов таким образом приобщиться к миру взрослых?

По поводу возраста – это вещь сугубо индивидуальная. Кто-то, может быть, и до года приучится какать на горшке, а другие могут и в полтора года противиться введению такого новшества либо просто сидеть на нём, а потом делать свои дела в памперсы. Но попытка не пытка, и родители могут начинать усаживать ребёнка на горшок, когда он уже хорошо и уверенно сидит.

Но прежде чем приступить к этому ответственному мероприятию, нужно постараться оценить ситуацию объективно. Само собой разумеется, что для каждой мамы и каждого папы его дитя – самое лучшее, самое умное и самое понятливое. При этом иногда здравый смысл может просто молчать и закрывать глаза на самую обычную физиологию.

А у малышей физиологические особенности таковы, что до полутора лет маленькие детки не могут контролировать такую вещь как наполненность кишечника и мочевого пузыря. Проще говоря, до этого возраста ребёнок будет писать и какать не тогда, когда его посадили на горшок, а тогда, когда ему захотелось пописать или покакать. Где вдохновение застанет, там всё и произойдёт. Если родители успели снять с него одежду и усадить на горшок – это замечательно, но в случае с совсем маленьким ребёнком такие случайные удачи погоду не сделают: у малыша пока отсутствует чёткая причинно-следственная связь, и он не понимает, при чём здесь вот эта штука, на которой он сидит. Поэтому единственная польза в таком случае – сэкономили на памперсе или на стирке запачканной детской одежды.

Но ситуация кардинально меняется после достижения ребёнком возраста двух лет. В два года у крохи уже развиваются некоторые навыки и способности, которые дают повод с оптимизмом смотреть на привыкание к туалету на горшке. Ребёнок может:

  • уверенно ходить;
  • наклоняться, не теряя равновесия;
  • приседать, а потом вставать без посторонней помощи;
  • наклоняясь, поднимать с пола игрушки и другие предметы, а потом класть их на место;
  • понимать, о чём говорят взрослые (хотя личный словарный запас ребёнка в два года может быть не так уж велик);
  • понимать, чего от него просят, мотивацию поступков родителей – пусть на самом примитивном уровне;
  • не писать и не какать во время дневного сна;
  • оставаться сухим на протяжении дня в течение двух часов кряду;
  • испытывать дискомфорт от записанной или закаканной одежды, причём выражать это мимикой, движениями, какими-то звуками или словами;
  • каким-либо образом давать знать взрослым, что он хочет в туалет – у каждого ребёнка на этот случай своя «сигнальная система»: жесты, звуки, действия;
  • выработать свой «распорядок дня» и ходить по малой и большой нужде в определённые часы – после еды, сразу после сна и т.д.

Последнее, пожалуй, самое главное, так как в деле приучения к горшку главное – это осмысление процесса и назначения этой вещи. Малыш может писать и какать на горшок и до года, но только в том случае, если родители вовремя уловят признаки приближающегося действия. Сам же ребёнок не сделает никаких осознанных движений в этом направлении: горшок для него будет одной из окружающих его вещей, он может его разглядывать, даже играться с ним – но только в два года он будет подходить к этому предмету именно с целью присесть и сделать свои дела.

Поэтому до двух лет не стоит делать трагедию по поводу отсутствия таких навыков: ребёнок не то чтобы не хочет на горшок – он просто не понимает, что это такое и почему он должен какать и писать не в памперс или штанишки, а в него.

Как оценить готовность ребёнка

Хотя возраст два года и является определённым рубиконом, но вряд ли в один прекрасный день (точнее, утро) ребёнок вдруг потребует усадить его на горшок, которого он раньше совершенно не воспринимал в качестве альтернативы памперсу. Просто в этом возрасте он быстрее поймёт, чего от него хотят, а позже и сам оценить всю прелесть нововведений, и будет сам снимать штанишки и с удовольствием какать и писать куда следует.

Но вполне возможно, что поначалу малыш не поймёт, чего от него хотят. И тогда родителям нужно будет проявить максимум терпения, быть спокойными и сдержанными. Категорически нельзя:

  • силой удерживать малыша на горшке, если он не справил нужду, но хочет встать;
  • начинать повышать голос, кричать;
  • выказывать своё недовольство;
  • ругать и наказывать кроху, если он, встав с горшка, тут же стал писать и какать в бельё или памперс.

Чтобы ребёнок стал ходить на горшок осознанно, нужно, чтобы он делал это с удовольствием. Для выработки положительного результата может понадобиться не одна неделя, а то и месяц, но делать это нужно. И считается, что два года оптимальный возраст для начала такого обучения, так как ребёнок и физиологически, и психологически уже созрел для того, чтобы ходить на горшок.

Причины негативного отношения

Если ребёнку уже есть два года, а он упорно не хочет ходить на горшок, хотя родители его стараются приучить, нужно искать причину, физиологическую либо психологическую.

Это может быть:

  • склонность к запорам: у малыша закрепляется на уровне подсознания связь между дефекацией и болезненными ощущениями;
  • неправильно подобранный горшок;
  • нетерпеливость и раздражительность родителей.

Всё это приводит к тому, что горшок становится для ребёнка сильным отрицательным раздражителем, а попытки применить физическое насилие только вызовут ответную протестную реакцию, и малыш будет уже намеренно какать и писать в штанишки.

Если говорить о запорах, то при этом явлении ребёнок не просто не хочет какать на горшок – он старается вообще сдерживаться до последнего, когда держаться будет уже невозможно. Просто родители могут этого не замечать, если малыш в памперсах. Хотя каловые массы при запорах твёрдые, именно это становится причиной болезненности дефекации. Могут возникать микротрещинки в области заднего прохода, что ещё больше усилит болезненность и страх перед дефекацией.

В таких случаях нужно поменять рацион ребёнка, проследить за тем, чтобы он получал больше жидкости, как в чистом виде, так и в блюдах. Лучше перевести его на протёртые супы, мягкую пищу, пока стул не нормализуется.

Нетерпеливость родителей, какими бы благими целями они не руководствовались, играет с ними плохую шутку: дети могут надолго «зажаться», горшок может вызывать у них испуг и слёзы. Поэтому – терпение, терпение и только терпение.

Если ребёнок сел на горшок, но никакого результата не дождались – ничего страшного. Нельзя выказывать ребёнку своё негативное отношение, у него может развиться ещё и неосознанное чувство вины.

Если же всё получилось, нужно похвалить его, погладить по голове и всячески выказать своё одобрение.

В таком возрасте все уже знают досконально своих детей, и несложно уже ловить те моменты, когда им захочется писать или какать, тем более, что в двухлетнем возрасте это происходит всё же реже, чем до года. Одни будут тужиться, другие просто замирать, у третьих появляется определённое выражение лица, характерная поза – словом, понаблюдайте за ребёнком, он сам вам подскажет, когда его нужно усадить на горшок. Но делать это нужно ненавязчиво. Горшок должен находиться под рукой в прямом смысле слова. В противном случае родители, заметив, что ребёнок собрался писать или какать, лихорадочно бросаются в другую комнату или в туалет за горшком, что может перепугать ребёнка – и тогда этот предмет может уже и не пригодиться.

Как выбрать

Чтобы малыш хотел ходить на горшок, нужно выбирать его тщательно, учитывая многие особенности. И речь не о цвете предмета. Нужно учитывать:

  • размер,
  • форму,
  • материал,
  • особенности конструкции.

Горшок не должен быть слишком большим или маловатым: ребёнку должно быть удобно сидеть на нём. Он не должен врезаться в ягодицы, но и малыш не должен «проваливаться» в него.

Девочкам нужен горшок круглый, а мальчикам – овальный. Это продиктовано анатомическими особенностями: мальчики поначалу писают сидя, и форма горшка должна быть такой, чтобы не было луж на полу.

Лучший материал для этой вещи – пластмасса. Она лёгкая, травмобезопасная, быстро нагревается до температуры тела. В этом плане нежелательно приобретать металлические или керамические изделия: присев на холодный материал, ребёнок может перехотеть ходить на горшок. А керамический, кроме всего прочего, ещё и может разбиться.

Что касается конструкционных особенностей, то очень важно, чтобы он был устойчивым. Если ребёнок покачнётся и перевернётся вместе с «посудой», то приятного в этом будет мало, и ходить на горшок, он может перехотеть надолго, поскольку падать больно, а если горшок при этом уже был наполнен – и вовсе плохо.

Такая особенность как горшок со спинкой очень удобна: малыш может откидываться, не боясь перевернуться. Есть модели со съёмными крышками, их желательно приобретать для поездок с детьми.

Что не следует делать

Желая как можно быстрее приучить ребёнка ходить на горшок, родители, а также бабушки и дедушки готовы делать всё ради того, чтобы малыш стал какать «по взрослому», а не в памперсы. Однако не стоит превращать поход в туалет в цирковое представление: это будет только отвлекать внимание ребёнка от главной цели.

Это же касается и непосредственно изделия: оно должно быть максимально простым и удобным. Всяческие «навороты» вроде цветомузыки и прочих дополнительных эффектов приведут к тому же результаты: для малыша это будет всего лишь очередная игрушка, а её функциональное назначение останется тайной за семью печатями.

Также не стоит вручать малышу, сажая его покакать, книжки с рисунками. Родители делают это из благих намерений, чтобы ребёнок подольше посидел на своём «унитазе». Но у него может выработаться рефлекс, да и вообще, засмотревшись, он будет сидеть дольше, чем это нужно для справления нужды. Это может привести к нарушениям дефекации.

Что говорят специалисты

Если малыш не хочет на горшок, не нужно терзаться и считать, что ваше чадо в чём-то хуже других – тем более, что нельзя принимать на веру рассказы мам о чрезвычайных способностях их детей: родители иногда любят приукрасить реальное положение дел. Всему своё время.

Специалисты утверждают, что дети, которые идут в детский сад, быстрее приучаются на примере сверстников: он гораздо более нагляден, чем посаженные на горшок дома куклы и медвежата.

Что касается памперсов, то учёные не выявили какой-либо зависимости желания детей ходить на горшок от ношения этой принадлежности.

Приучение к горшку становится очередной важной вехой на пути взросления ребенка. В один прекрасный день, часто под действием разговоров с другими родителями, мама решает, что пора переводить ребенка на «взрослый» способ мочеиспускания и дефекации. Причем принять это решение и начать на нем настаивать могут родители как 8-9-месячного, так и 3-4-летнего малыша. И, несмотря на такой серьезный возрастной шаг, поведение и отношение родителей к ребенку, который «никак не поймет» или «никак не хочет» делать то, что от него ожидают, будут похожими. Когда попытки уговорить, показать на игрушках, возможно, увлечь собственным примером не дают результата, родители могут начать раздражаться, ругать ребенка, даже наказывать его.

На это давление чаще всего ребенок реагирует отказом подчиняться родителям. При этом ребенок может настаивать на старом привычном способе мочеиспускания, например, в памперс, или «делать свои дела» в штанишки, рядом с горшком, но только не в горшок.

Например:

И смех, и грех - мой ребенок (1 год 5 месяцев) взял за правило писать и какать на ковер. Сегодня вообще вынул вещи из комода, выдвинул полку и пописал туда. Что с ним делать - ума не приложу! Говорили с ним и по-доброму, и ругали, и даже шлепали - он только смеется в ответ. На горшок он ходить отказывается: сидит на нем подолгу в штанах, кряхтит, но потом встает и писает в штаны. Купили ему детское сиденье на унитаз - он один раз пописал, сидя на нем, мимо - теперь тоже залезает только, чтобы «поиграть в ка-ка» и покряхтеть. Мокрые штанишки ему, правда, не нравятся - сам снимает и относит в стирку. А если покакает в штанишки - еще одна проблема: пачкает в какашках ручку и показывает мне или бабушке! Ну что с ним делать? Ольга

В самом худшем случае ребенок вообще отказывается писать или какать. У него начинаются запоры, справиться с которыми помогает только клизма, да и то не всегда. Приучение ребенка к горшку становится серьезной проблемой. Причем чем больше усилий предпринимают родители, чтобы добиться ее решения, тем хуже и хуже становится результат.

Моему сыну 2 года 6 месяцев. Отучать от памперсов начали в два года. По-маленькому ходит без проблем в туалет, на травку, - везде. А вот по-большому - проблема. Он ходит в д/с, и там говорят, что он какает на горшок, но не похоже, т. к. ребенок мучается и дома согласен ходить только в памперс и какать стоя. Пытаемся приучить его к горшку или туалету, но это вызывает только отрицательную реакцию и запор! Как вести себя в этой ситуации? Анна

Как правило, сопротивление ребенка является сюрпризом для родителей. Они совершено не понимают его природы. Им кажется, что ребенок специально, нарочно не подчиняется. Они считают, что он может сделать это, что от него хотят, но «из вредности» поступает по-своему. Именно поэтому чаще всего родители и прибегают к наказаниям, чувствуя при этом свою беспомощность, оттого что не могут справиться с малышом.

Почему же ребенок сопротивляется?

* Во-первых, он просто может быть недостаточно взрослым, чтобы сознательно контролировать свои органы мочеиспускания и дефекации. Ведь использование горшка требует от ребенка довольно высокой степени самоконтроля.
* Во-вторых, помимо физиологических, есть и психологические причины. Проще говоря, ребенок должен и мочь, и хотеть пользоваться горшком. Ведь то, что раньше происходило само и без каких-либо усилий с его стороны, должно подвергнуться полной перестройке. Малыш должен научиться управлять сложным внутренним процессом.

Если разложить этот процесс на составляющие, то получится, что ребенок должен научиться:

1. распознавать сигнал к мочеиспусканию, то есть понимать, чего именно ему хочется;
2. сдерживать первичный импульс;
3. осознанно и добровольно искать «подходящие» для этого условия;
4. сознательно «приступать к делу», оказавшись в нужных условиях.

Определить, в каком точно возрасте ребенок становится способен на это, довольно сложно. Здесь могут быть значительные индивидуальные различия. Ясно, что к этому моменту ребенок должен уже достаточно хорошо уметь ходить и управлять своим телом. Чтобы хоть как-то обозначить возрастные рамки, будем считать, что это происходит ближе к двум годам.

Есть примеры, когда мамам удается приучить детей к горшку и в более раннем возрасте*. Но чаще всего это происходит благодаря усилиям мамы, когда она распознает желание ребенка пописать или покакать и вовремя подставляет ему горшок. Ловкость мамы в подобных случаях, конечно, похвальна, но это еще не означает, что ребенок освоил горшок и умеет самостоятельно им пользоваться. Маме еще предстоит «передать ему ответственность» за отправление своих естественных потребностей и, быть может, также столкнуться при этом с некоторыми трудностями.

Таким образом, мы видим, что перед ребенком стоит довольно сложная задача, требующая от него высокой концентрации внимания и сил. При этом, прежде чем научиться пользоваться горшком, ребенку скорее всего придется пережить опыт неудачи. Он, например, может или не распознать призыв к мочеиспусканию, или не успеть добежать до горшка вовремя, даже если будет сильно стараться сделать все «как надо». Его разочарование в себе и своих способностях в этом случае грозит отказом от приобретения нового навыка, это психологически для него проще, чем испытывать по этому поводу сильные негативные эмоции.

А теперь представим, что ко всем этим переживаниям добавляется критика родителей, а то и наказания. И неизвестно, что «бьет» его больнее. Иногда ребенку гораздо проще выдержать шлепки по попе, чем видеть, как расстроены мама и папа его неуспехами. И тогда в лучшем случае он начнет писать не туда или не тогда, когда это требуется. В худшем решит, что с ним, когда он писает или какает, что-то не в порядке и что его все равно будут ругать и стыдить. Чтобы избежать этого, он не станет это делать вообще, во всяком случае, на глазах родителей. Он либо сделает дело втихаря и потом опять же «получит» за это от родителей (а значит, убедится в том, что его опасения были не напрасны), либо будет терпеть до последнего. А это - запор, слабительные, иногда попытки мамы помочь ребенку надавливанием на животик и т. п. Вся эта суета вокруг горшка еще больше пугает и нервирует ребенка.

Таким образом, чаще всего (если ребенку исполнилось 2 года и больше) проблема с приучением к горшку возникает не на уровне физиологии, а на уровне психологии. Ребенок вполне в состоянии распознавать и сдерживать первичный импульс, но вот дальше наступает сбой. Негативные эмоции «убивают» само стремление освоить этот непростой процесс.

Родители должны понимать, что главное - не заставить ребенка пользоваться горшком, чем быстрее, тем лучше, а стимулировать его заинтересованность в результате, добиться его добровольного сотрудничества в этом процессе.

Для этого необходимо:

* забыть про критику, действовать только похвалой, неудачи не замечать;
* создавать мотивацию у ребенка, поощрять его похвалой и даже «призами», причем не только за результат, но и за любую попытку достичь его;
* можно разбить процесс на несколько этапов: первое - научить ребенка предупреждать о своих намерениях (пусть при этом он писает туда, куда ему удобно); второе - научить делать это в одном специальном месте; и только третье - использовать для этого горшок или туалет.

Важно, чтобы начало приучения было наиболее комфортным для ребенка. Не обязательно добиваться использования исключительно горшка. Кто-то из детей сразу отдаст предпочтение туалету (например, с мягким удобным сиденьем), кому-то подойдет тазик или даже коврик в ванной (с которого легко убрать), в крайнем случае памперс (если надевать его на ребенка по его просьбе непосредственно перед мочеиспусканием или дефекацией).

Часто родители считают такой промежуточный этап в процессе приучения ребенка к горшку не своим достижением, а ненужной «уступкой» ребенку. Это ошибочная позиция. Ребенку легче научиться управлять собой постепенно. Каждый маленький успех будет стимулировать его на дальнейшее учение, подталкивать к освоению более сложных «ступеней мастерства». Тем самым нервная система ребенка и его родителей будет защищена от серьезных потрясений, а процесс приучения к горшку будет идти максимально быстро.
Несколько полезных советов-комментариев

* Приучать ребенка к горшку/туалету стоит днем, когда он в сознании и силах. И не приучать, если ребенок болен или возбужден, испытывает какой-то стресс.
* Хорошо, если ребенок играет с горшком, сажает туда игрушки, хотя и не пользуется им сам. Это говорит о том, что он находится в процессе освоения горшка (а вовсе не о том, что он «издевается над родителями»).
* Если ребенок использует горшок/туалет только по какой-то одной надобности - или писает туда, или какает, - это не повод для беспокойства. Надо продолжать поощрять его попытки и спокойно ждать, пока он решится на большее.
* Не огорчайтесь, если ребенок, научившись пользоваться горшком в течение дня, продолжает писаться по ночам в постель. Ночью детям сложнее контролировать свои позывы. Иногда сон столь глубок, что у малыша просто не получается проснуться, чтобы пописать. И эту ситуацию стоит отличать от энуреза и энкопреза - заболеваний, о которых речь пойдет ниже.

Бывает так, что ребенок, освоив «правильные навыки», вдруг теряет их, «разучивается». Это уже неблагоприятный симптом, который свидетельствует о том, что в психике ребенка происходят какие-то изменения, мешающие ему нормально контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Однако это еще не свидетельствует о наличии болезни. Когда же родителям стоит начинать беспокоиться?

Существует несколько определений энуреза. Наиболее простым и понятным можно считать следующее: энурез - ненамеренное мочеиспускание днем и/или ночью ребенком в возрасте шести (!) лет и старше, при отсутствии врожденных или приобретенных дефектов нервной системы или мочевого тракта, происходящее на систематической основе.

Если не брать в расчет чисто медицинские факторы (такие, как заболевания центральной нервной и мочевыводящей систем, а также тяжелые инфекции), то на появление энуреза оказывают влияние следующие неблагоприятные психологические факторы:

Психотравма

Травму чаще всего наносят ссоры и конфликты в семье, которые происходят на глазах ребенка. Болезненно переживаются также изменение состава семьи (например, рождение ее нового члена или смерть близкого родственника), резкое изменение условий жизни ребенка (период адаптации в детском саду или школе, переезд на новое место жительства, длительная разлука с родителями, вызванная, например, тем, что ребенку пришлось лечь в больницу).

Наказания за мокрую постель и другие ошибки родительского поведения

Страх перед наказанием не только не способствует избавлению от недержания мочи, а, как правило, ухудшает ситуацию. Страх сам по себе становится фактором, способствующим появлению и развитию болезни. Педиатры и невропатологи, не говоря уже о детских психологах, подчеркивают, что непроизвольное мочеиспускание в постель является наказанием для ребенка просто по факту случившегося. Чтобы добиться избавления от этого заболевания, важно внушить ребенку, что его дефект носит временный характер и вскоре пройдет.

Примерно те же факторы могут сыграть свою негативную роль и в появлении у ребенка энкопреза - непроизвольной дефекации.

В детской психологии существуют различные методики немедикаментозного лечения энуреза и энкопреза, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Например, методы игровой терапии и арттерапии. Рисуя и играя в игры на тему своих переживаний, ребенок избавляется от внутреннего напряжения, интуитивно ищет пути разрешения своих трудностей.

При этом самый важный компонент лечения - создание для ребенка благоприятных внешних условий. Опыт показывает, что после хорошего отдыха, если нет новых стрессов, энурез и энкопрез (когда нет медицинских осложнений) проходят бесследно.
Ошибки родителей

* Типичная ошибка, которую обычно совершают родители, - стремление к соблюдению жестких временных норм при приучении ребенка к горшку. Причины: нормативы, оставшиеся от старой советской медицинской школы.
* Плохие советчики: врачи «старой закалки» и родственники, воспитывавшие своих детей по их предписаниям; их неготовность пересмотреть свои взгляды.
* Неблагоприятные внешние условия, толкающие маму к совершению ошибок: ощущение, что ее ребенок «отстает» от детей знакомых.

Ошибочные действия: высаживание ребенка на горшок, невзирая на его нежелание, давление на ребенка, обвинения и наказания его за неправильное использование горшка, за грязные штанишки.

Последствия: запоры, страх ребенка перед мочеиспусканием, дефекацией, переживание ребенком своей несостоятельности, неполноценности (особенно если мама ставит ему в пример знакомого ему «хорошего» ребенка, который уже делает то, что у него не получается); испытываемый стресс может влиять на аппетит, сон, давать агрессивные проявления или, наоборот, способствовать замкнутости ребенка.

Правильные действия:

* принцип добровольности: ребенку предоставляется выбор - использовать горшок или нет;
* спокойное отношение к проблеме использования горшка: поощрение за попытки пользования горшком (похвала, призы) при полном отсутствии критики за «неправильные» действия;
* длительный срок приучения к горшку: каждый ребенок индивидуален, у каждого собственная «скорость» и степень готовности к контролю за своими испражнениями (условием успеха является физиологическая и психологическая готовность ребенка к контролю за процессами отправления своих потребностей).

Из книги

Чего не стоит делать родителям

Эти советы проверены на собственном опыте. Вы знаете, помогло! Нужно только терпение и ещё раз терпение!
Удачи и вам в этом нелегком деле!!!