Ребенок ничего не что делать. Ребенок ничего не хочет: советы психологов

В предыдущей статье мы говорили об этапах формирования самостоятельности . Если у вас еще все впереди и ваш ребенок совсем маленький, то из нее вы можете сделать выводы, как нужно действовать, чтобы развить в ребенке умение действовать независимо, отдельно от других. А сейчас сосредоточимся на тех ошибках, которые часто допускают родители при формировании самостоятельного поведения у детей. И на том, как действовать родителям, чьи дети уже подросли, а самостоятельными так и не стали.

В этом случае действует поговорка: «Лучше поздно, чем никогда». И первое, что надо сделать, это задать себе вопрос, а где и в чем мой ребенок может быть самостоятельным и ценно ли это для него. Известно, что излишне опекаемые дети не могут научиться быть независимыми по определению, им просто негде приобрести такой опыт.

Найти место и время для проявления самостоятельности.

Если ваш ребенок хочет сделать что-то сам (помочь по дому, испечь пирог, обуть сапоги), позвольте ему и постарайтесь не критиковать результат, каким бы он ни был. Даже если трехлетний карапуз выйдет на прогулку в сандалиях не на ту ногу - ничего страшного, а лужи на полу после помывки полов подростком можно незаметно протереть, если шансов, что они высохнут в ближайшие сутки, немного.

Если то, что хочет делать самостоятельно ваш ребенок, невозможно из соображений безопасности, найдите альтернативу. Например, печь блины на газовой плите для шестилетки - может быть слишком рискованно. Но малыш вполне справится с задачей замесить под вашим чутким руководством тесто, а может, и наливать его на сковороду, которая находится у вас в руках.

Вполне может быть и так, что уже никакой инициативы от своего ребенка вы дождаться не можете. Поговорите с ним, сформулируйте свои ожидания и желания. Постарайтесь, чтобы это не выглядело как нотация или претензия. Расскажите своему чаду о том, что вы нуждаетесь в его помощи, объясните, какую пользу принесет его труд вашей семье и какие новые возможности откроются, если он будет больше помогать вам. Только вы знаете, что может замотивировать вашего ребенка на маленькие бытовые подвиги.

Кто-то согласится на ежедневную помывку посуды после ужина в обмен на обязательную семейную вечернюю партию в Уно, а кто-то готов разделить тяготы субботней уборки квартиры в обмен на право провести воскресенье по своему усмотрению, а кому-то вполне достаточно часто слышать и знать, что его вклад в домашний уют очень ценен.

Идя по пути назначения обязанностей для ребенка, не забывайте узнавать его мнение. Вы хотите, чтобы ваш ребенок самостоятельно выносил мусор, а это последнее, что ему хотелось бы делать. Но, может быть, он с радостью будет поливать цветы. Обсудите с ребенком какую помощь он готов вам оказывать и сформируйте его обязанности по дому.

Присвоить ответственность.

Важная роль в формировании автономности - отдавать ребенку ответственность за его поступки. Если уж вы доверили (или, тем более, если ваш отпрыск сам выбрал) мыть посуду перед приходом мамы, не стоит делать эту работу за него. Лучше всего, если он увидит, что происходит при невыполнении обязательств. Вы, например, можете просто отказаться готовить ужин, если раковина заставлена грязной посудой, так как вам негде вымыть овощи.

Часто родители говорят о том, что они не могут допустить тех последствий, которые ведет за собой невыполнение договоренностей. Так в последнем примере сложно оставить всех домашних голодными из-за нежелательного поступка ребенка. А в случае, когда речь идет о возможных последствиях для здоровья, выбор между «позволить столкнуться с проблемой» или «уберечь» от нее становится еще сложнее. Так не высушенные и не приведенные вовремя в порядок ботинки могут быть обуты ребенком на другой день и привести к простуде.

Отсутствие логичных, связанных с нашими действиями последствий, никак не помогает сделать нужные выводы и изменить поведение. И тут именно вы должны расставить приоритеты. Чего вы хотите больше: комфорта домашних, отсутствия каких-либо рисков, вашего душевного спокойствия или же понимания и принятия ребенком ответственности?

В некоторых ситуациях, кстати, можно предусмотреть и альтернативные варианты. Так в примере с ботинками можно иметь запасную пару обуви, желательно такую, которая бы сильно проигрывала в привлекательности основной, и которую приходилось бы носить в вышеописанных случаях.

Казнить или помиловать.

Еще одной формой присвоения ответственности за невыполненные решения могут быть определенные санкции: лишение компьютера, телевизора, приятных поездок и так далее. Но только помните, что если вы выбираете путь логичных и естественных последствий от невыполненных действий, то вы прививаете ответственность, и учите видеть к чему ведет нежелательное поведения. А если вы выбираете идти по пути применения санкций, не связанных напрямую с невыполненными обязанностями, то вы скорее формируете умение подчиняться и выполнять, то есть больше формируете послушание.

В любом случае, если вы хотите добиться хоть каких-то результатов, вы должны быть последовательны в предъявлении своих требований. Однажды установив правило, не стоит мириться с его нарушением и отменять оговоренные с ребенком санкции. Так вы только создаете у своего чада ощущение, что ваши указания выполнять совсем не обязательно. Не можете отследить выполнение вашего требования, лучше вообще его отмените, чем создавать прецедент, когда у ребенка есть возможность убедиться в вашей педагогической несостоятельности.

Конечно, есть такие моменты, когда отменить требование невозможно. Как, например, можно отменить чистку зубов по утрам, посещение школы, подготовку домашних заданий и т.д. И что делать, если любое из обязательных действий делается только под жестким и неусыпным контролем?

Двигаться не спеша

Вы упустили время, пропустили тот период, когда научить ребенка самообслуживанию, помощи по дому, самостоятельной подготовки уроков (нужное подчеркнуть, недостающее добавить) можно было гораздо легче. Поэтому сейчас не стоит ждать, что у вас все получится легко и просто.

Начните с наименьшего действия. Если вы хотите самостоятельности в выполнении обыденных вещей: чистке зубов, раскладывания по местам одежды, уборки со стола своей посуды и так далее, то выберете что-то одно из всего списка и постарайтесь добиться выполнения именно этого правила.

Обговорите с ребенком, что с сегодняшнего дня он будет делать какое-то действие сам, расскажите, чем это поможет вам и какие даст бонусы ребенку. Например: «Если мне не придется постоянно напоминать тебе, что нужно с утра умыться и одеться, у тебя появиться возможность перед выходом в сад посмотреть мультик (для дошколенка), а я смогу спокойно собраться и ничего не забыть. И у нас у обоих будет с утра хорошее настроение».

Отработайте схему ответственности за невыполнение. В вышеупомянутом случае придумывать ничего не надо, ребенок просто не будет успевать посмотреть желанный мультфильм и уже этого будет достаточно.

Найдите свои рычаги воздействия, создайте свой позитивный опыт приучения ребенка к самостоятельности пусть и даже на самом незначительном моменте. Дальше будет проще, так как и у вас, и у вашего чада уже будет позитивный опыт. Двигайтесь постепенно и в соответствии с возможностями ребенка.

Терпение, понимание, последовательность…

Это, наверное, основные слова в воспитании ребенка, и в том числе и в формирование ответственности.

Выше мы уже говорили о том, как много на самом деле могут наши дети. Но не стоит забывать и об индивидуальной истории. Иногда отчаявшиеся родители, готовы просто все бросить на самотек: перестать контролировать уроки, убирать вещи, чистить за ребенка его обувь и т.д. То есть просто отдать ему всю ту долю ответственности и самостоятельности, которую они хотели вы в нем видеть, но которой никак не удается добиться. Вдруг все-таки дите одумается и начнет действовать по-другому. Но, увы, так происходит крайне редко.

Чтобы решить проблему важно:

  • ставить реальные цели;
  • быть готовым принимать тот результат, который может показать ребенок, а не тот, который хотите вы;
  • быть последовательным в выдвижении требований и контролем над их выполнением;
  • учить видеть связь между своим нежелательным поведением и получившимся результатом.

И помните, что для любого изменения нужно не только усилия, но и время, не стоит пытаться за неделю сделать то, на что нужны годы труда быть родителем.

Совет врача таков: не заставлять есть насильно, а выяснить, что же случилось с малышом. Однако родители иногда видят болезнь там, где ее нет. Таким образом, самое элементарное объяснение плохого аппетита, который, попросту говоря, нужно «нагулять», подменяется заботливыми мамами и папами поиском несуществующих причин.

Классические ошибки в питании ребенка

Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий от родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у дитя аппетита. И пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив дитя "любой ценой", и апеллируют к нормам.

Поиск болезней

Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, длительно текущих и опасных болезнях. И снижение аппетита при этом лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, - совершенно нереальна. Тем не менее осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен "ненормальностями" системы воспитания очень сложно - это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой… Вместо просмотра очередной мелодрамы, прогуляться перед сном... Провести выходной не на диване, а на природе… Это очень непросто. Этим и заниматься не очень хочется. Это не с нами что-то не так, это с ним беда. К врачу! Возможен такой диалог: - Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвало. - Так может он не голодный? - Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит никогда. Он наверняка болен. Очень болен! Ситуация состоит в том, что:

  1. не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником родителей в процессе поиска болезней;
  2. указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее, приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;
  3. при отсутствии реальных жалоб, вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой болезни - очень мала;
  4. всегда могут помочь анализы и обследования.

Это вылечится сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, - элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой - позволяющие расставить точки над "i", обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори. Проще всего сдать анализ кала - в нем обитает множество бактерий, количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей нормы, и тогда станет ясно, что у дитя "страшный дисбактериоз" (нарушение баланса микроорганизмов, заселяющих кишечник). Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк - чем не болезнь! Если произвести ультразвуковое исследование печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся, вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей (нарушение функции желчевыводящих путей, отвечающей за поступление желчи в желудочно-кишечный тракт)… Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей. А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно - аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т.д. и т.п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей - сколько угодно. Да и как им не быть: малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

Кормление "любой ценой"

Кормление "любой ценой" - самый распространенный способ решения проблем с пониженным аппетитом, родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача - сломить сопротивление не желающего кушать ребенка, а тактические приемы - весьма и весьма разнообразны. Превратить процесс еды в процесс игры: ложка - автомобиль, а рот - гараж, у-у-у - поехали…. Отвлечь: чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки. Пообещать награду за пустую тарелку: прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк. Пригрозить: вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь и т.д. во множестве вариантов. Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит - это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник - вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно - значительная часть без аппетита съеденного, толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг - система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита.

Нормальный аппетит у ребенка

Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия "нормы". Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. "Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться 5 раз в сутки, а у нас 4 с трудом получается…". "На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал". И все перечисленное - реальные поводы для переживаний и суеты. Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья очевидны - физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да, да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка. Еще один аспект - народные представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочки и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса - вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы: "какой он у вас худенький" или "вы что, его не кормите?!" - способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию "несчастного" младенца.

Избирательный аппетит у детей

Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты - их он ест с аппетитом, от других - отказывается. На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные, - такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток непременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест. Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия. Ребенок может не захотеть обедать, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается… Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют - дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет… Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надумана, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Если вы, именно вы, решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение - не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное "лекарство", в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, - это чувство голода. Важно только, чтобы через 2-3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Сложность этого лечения - состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом, после двух подряд отказов от супа, кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку. Еще одна проблема - когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки - только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь. Частный случай избирательного аппетита - еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать сладкое (конфетки, печенье, шоколадки и т.п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой - в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т.д.). Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.

Что делать, если ребенок плохо ест?

Отказ ребенка от еды, ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать, как трагедию. Не волнуйтесь - человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней. Это взрослые превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед ужин… И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным. Главный закон - количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона - аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней. Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить тему еды в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть. Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом - это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным его потребностям. И это будет хорошо.

Ситуация когда ребенок просто отказывается учиться, не желает строить планы на будущее и целыми днями сидит в интернете - знакома, наверное, почти каждой семье. Как справиться с ней, на какие «рычаги» можно нажимать, а какие лучше обходить - советуют эксперты.

Нынешнее поколение старшеклассников практически поголовно отличается нежеланием планировать свою жизнь, хотя бы на ближайшие пару лет. Подростки предпочитают сидеть в своих комнатах, самозабвенно погрузившись в виртуальный мир. Насколько нормальна такая ситуация и когда она требует немедленного вмешательства?

Прежде всего, нужно всегда помнить о том, что наши дети - не мы. У них другой мир и иное мировоззрение. И это необходимо учитывать, прежде чем запихивать своего ребенка - подростка в прокрустово ложе своего опыта. Конечно, можно вспомнить свое взросление и укорять сына-дочь: «вот я в твои годы...». Конечно, у нашего в поколения в его годы все было просто, четко и ясно: государство направляло, вокруг нас было относительно небольшое количество моральных лидеров, таких как пионеры-герои, Юрий Гагарин, пожарные, «дяди-степы» из милиции и прочие положительные и немногочисленные (в сравнении с нынешними) авторитеты. Вспомните, разве кто-то, чье взросление пришлось на тот период, мечтали стать политиками, депутатами, не говоря уже о других влиятельных и, что важно, богатых людях? Да и такой специальности как «айтишник» тоже не было. Но они вытеснили подвиг Гагарина и его место в головах сегодняшних подростков занято программированием, бюджетными деньгами, открывающими пут к полной свободе и тем же Илоном Маском.

Поэтому, уважаемые родители, старайтесь никогда не сравнивать себя вчерашних и ваших детей - сегодняшних. Только запутаетесь сами и сделаете хуже.

В этом разделе:
Новости партнеров

Если говорить о менее глобальных вещах, то нежелание ребенка строить планы, его пассивность во многих сторонах жизни могут быть просто усталостью. Физической и моральной. Тем более, что современное образование довольно изматывающее. Добавьте сюда нагрузки в виде дополнительных занятий, секций, недосыпаний и физическое опустошение станет явной картиной. Но молодой организм, если подросток здоров, довольно быстро восстанавливается.

Если же такое его состояние длится долгий период, нужно разобраться в причинах. Чаще всего это могут быть депрессии, связанные с заниженной самооценкой и отсутствием мотивации. В этом случае налицо будут следующие симптомы: неряшливость; полное игнорирование собственного внешнего вида; длительное время «диванного периода», когда подросток лежит на кровати, но не спит, а проводит время с гаджетами при этом ни с кем не общаясь; не общается «в реале» с друзьями и одноклассниками; ему не интересны люди и события; злоупотребляет лекарствами и успокоительными; может рассуждать о самоубийстве, даже не применительно к собственной личности; считает, что он сам не может влиять на свою жизнь; маниакально одержим чем-то одним, начиная от подсчета калорий, внешним видом и т.д.

Другими словами, внимательный родитель может обрисовать поведение своего взрослого ребенка коротко «у него нет интереса к жизни».

Как преодолеть

Для начала родителям стоит немного успокоиться. Как заверяет психолог Делани Растон часть мозга, ответственная за планирование, принятие решений и управление импульсами (префронтальная кора), растет медленно и развивается только к 20 годам. Поэтому ответ на вопрос «кем ты хочешь быть, работать в будущем?» и ответ «не знаю» - не должен мгновенно ввергать в панику. Ребенок действительно не знает, а не «не хочет» знать. Сложнее, если он даже не перебирает варианты, не мечтает или фантазирует. Помогите ему в этом. Если у вас сложились доверительные отношения с подростком, вам будет проще - его можно просто «вытянуть» на разговор и тихонько «направлять» в нужное русло. Пусть он думает, что сам пришел к тем или иным выводам. Это очень важно для него.

Возможно, выяснится, что желанные изменения, которых жаждет ребенок, и которые могли бы, по его мнению, «наладить жизнь» вполне конкретны. Это может быть та же работа, свободные деньги, новые друзья. И вот «тогда-то уже точно все будет хорошо». Не нужно это опровергать. Наоборот. Согласитесь с подростком, но отмечайте, что для обладания всем вышеперечисленным нужны навыки, мотивация, желание. А они появятся лишь при условии если делать подготовительные шаги - то есть, учиться. Пусть академически, пусть практически, но учиться.

И от родителя потребуется терпение, понимание и очень важное умение «не сорваться», а промолчать, когда следует. И свой пример. Это работает даже с подростками, а не только с малышами. Хотите, чтобы ребенок больше читал? Тоже берите книгу и договаривайтесь, что сейчас, «минут 30-40» или столько-то страниц вы всей семьей посвятите чтению. Или читайте одну книгу вслух по очереди. Затем можно обсудить прочитанное. Хотите, чтобы ребенок похудел, если он набрал вес? Находите время на совместные пробежки или занятия спортом. Хотите, чтобы ребенок помогал по дому? Вместе с ним отправьтесь к пожилым родственникам и помогите им с уборкой в их доме.

Быть партнерами гораздо выгоднее, чем превращать совместную жизнь в бесконечные скандалы. Если же вы будете постоянно наставлять ребенка, учить его жизни, а сами тем временем жить совершенно иначе, маловероятно, что так удастся вдохновить сына или дочь на изменения. Даже если они и ищут помощи, то вряд ли станут обращаться со своими проблемами к взрослым, которые только и делают, что судят и критикуют.

Показатели в учебе детей никогда не остаются без внимания со стороны родителей. Пожалуй, каждый задавал себе вопрос, почему детвора по-разному относится к обучению, неодинаково усваивает материал, не всегда проявляет стремление и желание к учебе. Привить малышу стремление учиться нелегко. Особенно в тех ситуациях, когда у него уже появились нелюбимые уроки, требовательные преподаватели, не слишком высокие показатели успеваемости. И в школе приходится сидеть за партой, и еще на дом задания задают… Создается ситуация, когда ребенок ничего не хочет делать. Ребенок семи лет не хочет учиться, чем мотивировать – извечная проблема.

Причина почему ребенок ленится и ничего не хочет делать

Если вдуматься, то на детскую успеваемость оказывает влияние большое количество факторов. К ним можно в первую очередь отнести физиологические особенности, педагогические, социальные и даже психологические.
Бывает и такое, что причина понижения интереса к учебному процессу находится вне школьных стен, и ее следует вскрыть, оставаясь при этом тактичным и деликатным. Не стоит приставать с расспросами – дождитесь, пока малыш сам не начнет невеселый рассказ. Тем более, что снижение показателей в учебе наверняка касается определенных предметов. Выясните, почему именно эти уроки ребенку нравятся меньше всего.

Ребенок не хочет учиться и спорит что делать

В такой период родители испытывают затруднения. Ведь если начать школьника наказывать и постоянно требовать хороших показателей в учебе, то радости от этого малыш никакой не получит. Он начнет спорить, воспринимая ваши требования в качестве приговора. Но и свободы действий в таких ситуациях предоставлять не рекомендуется – в учебе начнется полный кавардак, школа явно отодвинется на задний план.
Советуем искать хитрые варианты, как победить внутреннее сопротивление малыша, помочь ему если не полюбить, то проявить увлечение к школьным занятиям.

Всем известно, что в современной школе главным мотивом обучения считаются оценки. Ребенок может стремиться получать хорошие и отличные отметки по той причине, что ему нравятся похвалы, призовые места, награды, внимание одноклассников, обращающихся за помощью. Прочувствовав вкус успеха, малыш сам будет стремиться к этому в дальнейшем. В этом случае рекомендуется ненавязчиво рассказать ребенку, как хорошо, когда тебя всегда хвалят и ставят в пример остальным.

  • Следует объяснить школьнику, для чего нужна учеба в школе. Ведь будет сложно требовать успехов, если он не будет осознавать своей выгоды и всей необходимости учебного процесса. Здесь можно привести в пример себя, как учились вы и чего достигли сейчас.
  • В таком случае ребенок начнет брать с вас пример, стараться во всем подражать. Если внушить ребенку, что на знаниях построен весь мир – есть реальный шанс к успеху. Что малыш сам будет стремиться узнать как можно больше из школьных уроков.
  • Главное – запастись терпением. Со временем закончится гормональное строение, пройдет импульсивность, агрессивность и раздражительность, учиться станет несколько полегче. И если вдруг малыш проявляет неуважение – старайтесь его тут же остановить, не превращаясь в покорную жертву, не пуская все на самотек.
  • Не переставайте относиться к малышу с любовью, даже если ведет он себя не совсем примерно. Внушайте ему, что вы не отвернулись, продолжаете верить, что и он способен на хорошие поступки. Знайте, что малышу в этот период может быть даже труднее, чем вам.
  • Чаще говорите по душам, не проявляя угроз и не предъявляя обвинений. Даже если вы не согласны с малышом – все равно послушайте его мнение до конца. При этом сохраняйте спокойствие.
  • Учите ребенка правильно понимать трудные ситуации, стараться их преодолевать самостоятельно. Не ругайтесь из-за плохих отметок, если ребенок сам выглядит растерянным и даже напуганным. Лучше оказать своеобразную поддержку, выразить мнение, что в следующий раз все будет гораздо лучше. В этот момент важно заявить, что в жизни иной раз бывают и неудачи, делающие вас сильнее.
  • Случается, что ребенок неспособен сосредоточиться из-за сильного перевозбуждения или информационной перегрузки. Понизьте активность малыша, разрешите ему поиграть в подвижные игры.
  • Придерживайтесь установленного распорядка дня, чтобы организм ребенка сам знал, когда ему работать, а когда отдыхать.

Но если вы обратили внимание, что успеваемость малыша падает, настроение подавленное – изучите его внутреннее мировоззрение. Возможно, что появились проблемы с ровесниками или педагогами, внутренние страхи, кризисные ситуации. В таких случаях рекомендуется обратиться к психологу, чтобы специалист оказал профессиональную поддержку.

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Как правило, зависимостями страдают люди, у которых другие ресурсы и стороны жизни не находятся в развитии. Психологи говорят, что ресурс прокачивается, идет развитие, когда человек живет полной жизнью, получает от нее удовольствие.

Можно много поработать, устать, но при этом получить энергию от этой работы, хотеть работать снова. Мы все знаем, что когда что-то начинает получаться, в труде или еще в чем-то, человек испытывает подъем – это знакомо каждому школьнику.

Например, при виде квадратного уравнения школьнику становится плохо, а как он только научится его решать, то сразу предлагает: «А давайте я еще решу, дайте я еще попробую». Так происходит и с физическим трудом, и вообще с любым видом деятельности. Человек изучает математику, иностранный язык, да что угодно, и когда что-то начинает получаться, когда у него пошел драйв – идет развитие.

Или как с физическими тренировками. Как ни старается человек играть в футбол, у него не получается. И вдруг: здорово, пошло, он понимает, как это делается, с каждым днем у него новые успехи, и он ждет-не дождется, чтобы выйти играть. Хотя и сильно устает от всего этого.

Как только процесс развития разных сторон личности прекращается, как только человек прекращает осваивать с удовольствием и драйвом какие-то виды деятельности, прекращает постигать новое, у него возникает застой, желание отдохнуть, расслабиться тем или иным способом, сбежать от жизни. Бег от жизни и приводит к возникновению зависимостей.

Произойти это может с любым человеком. И с первоклассником, у которого личностные ресурсы не развиты. И со взрослым, весьма и весьма развитым человеком. Здесь важно не то, что ты уже наработал в жизни, а именно динамика.

Когда ты застрял в чем-то, не важно на каком уровне: ты был великим богословом, математиком, юристом, строителем, а потом перестал в этом деле развиваться. Для тебя это сначала становиться обыденностью, рутиной. Почему почтальоны никогда не станут чемпионами мира по ходьбе, хотя проходят ежедневно большие расстояния? Почтальон каждый день проходит 20 километров, в принципе, он здоровый человек, но он не развивается как спортсмен. Он не увеличивает скорость ходьбы, не увеличивает дальность ходьбы, не изменяет ее качество и технику. Он просто ходит и ходит. А это – рутина.

Зависимость – как раз неправильное развитие, неправильное движение.

“Я просто отдыхаю и в любой момент перестану”

Человек устал, и у него еще возникает желание отдохнуть пассивно. И здесь кроются определенные опасности. Особенно если ресурсы еще не очень развиты, как это бывает у школьников, у молодых людей, у которых нет внятных целей и понятных способов проживания жизни. И вот пассивный отдых неожиданно дает подобие драйва – от компьютерной игры, от химических наркотиков, от алкоголя.

Поэтому и выход из зависимости – чтобы человек научился жить и развиваться.

Интересный пример – Шерлок Холмс. Он был наркоманом. При этом основное время он находился в ремиссии. Но, когда он проваливался, когда он начинал употреблять наркотики? Когда ему было скучно, когда он говорил, что у него сейчас нет ни одного интересного дела, кроме как стрелять в стенку из пистолета и употреблять что-нибудь наркотическое. То есть нет того самого интереса к жизни. Поскольку Холмс – сильная, многогранно развитая личность, как только возникал тот самый интерес, он тут же выходил из этого состояния.

А в реальной жизни человек, особенно слабый, особенно молодой, юный, имеет очень мало шансов самостоятельно избавиться от любого вида зависимости. Каким бы сильным он сам себя не считал. Кстати, большинство зависимых людей живет в таком самообмане: если захочу – в любой момент перестану. Я сильный. Просто не хочу. Но это именно самообман. И поэтому путь лечения обычно и начинается с признания того, что ты слаб и не можешь.

Нужно заставлять заниматься и преодолевать “не хочу”

Что делать? Порой заставлять: ходить в школу, делать уроки, втягивать в различные виды деятельности, что-то предлагать. И есть надежда, что на каком-то этапе он драйв от учебы, от работы, еще от чего-нибудь сможет поймать.

Я летом это хорошо вижу на примере собственных детей. Вот сидит, допустим, мой сын и ему скучно. И попробуй его заставь хоть чем-нибудь мне помочь, скажем, дрова попилить. Он говорит: «Нет, я не могу, не хочу, не буду». Предлагаю: «Если пилить скучно, давай уже напиленные поколем». А потом напиленные кончаются, колоть нечего. «Давай, я пилить буду», – предлагает сын. Вроде всего полчаса прошло, а он уже вошел в раж, уже включился, ему уже интересен сам процесс работы.

То же самое касается даже игр. Говорю: «Давай сейчас в бадминтон поиграем». В ответ слышу: «Скучно, не хочу». Первые пять минут играем скучно, он отбивает еле-еле, нехотя, без интереса. Потом смотришь: раз, уже начал получать удовольствие, уже просит: «Пап, давай играть дальше».

Этот момент вовлечения через преодоление собственного «не хочу» очень важен.

Так что если есть хоть малейшая опасность зависимости, первым делом надо двигаться вперед, развиваться. Проще всего поддается развитию физическая сторона. С ней проще всего. Поэтому – спортзал, бассейн, велосипед или лыжи. Лучше всего именно целенаправленное занятие физкультурой. Не просто вышел побегать, хотя для начала и это тоже здорово. А дальше профессиональный рост: учеба, занятие радиотехникой, да что угодно! Общение – конструктивное, интересное тоже здесь играет свою роль.

Именно с ребенком потому чуть-чуть проще, что его надо на каком-то этапе заставлять заниматься тем, что ему со временем может понравиться. Понятно, что если у него нет способностей, то этим делом заниматься не стоит, нужно искать дальше. Скажем, не получается с музыкой, а с шахматами получается отлично или с хоккеем.

И с учебой то же самое. Я же не случайно говорил про квадратные уравнения. Да, школа и родители – мы заставляем детей учиться. Но, сначала заставляя, стараясь организовывать процесс так, чтобы ребенок мог получать удовольствие от того, что делает. А потом он начнет и получать удовольствие.

Так же и с книгами. В подростковом возрасте мне всегда казалось, что почему-то все книжки долго начинаются, и первые 20 страниц – ничего интересного. Но если ты прорвался через первые 20 страниц, то дальше ты уже оторваться не можешь, а потом жалеешь, что так быстро книга кончилась. Поэтому, да, нужно заставлять читать и заниматься спортом, и учиться. Заставлять развиваться.

Иногда слова бесполезны

Для того, чтобы бороться с зависимостью подростка, молодого человека, нужна помощь специалистов и – последовательное и целенаправленное движение семьи. Вот на него иногда нет ни сил, ни желания, ни умения, и в этом случае – шансов очень мало.

Со взрослыми людьми все совсем не просто, потому что реальный способ взрослому избавиться от зависимости – чтобы он захотел этого сам. Когда мы видим взрослого, который находится в такой зависимости – это говорит именно о неразвитии, об инфантильности личности.

Вывести его из этого состояния можно только очень жестким способом. И очень рискованным, чтобы человек понял, что если он сейчас не изменится, не возьмет ответственность за свою жизнь в свои руки, его выгонят из дома, ему нечего будет есть, и так далее. Эти все способы очень негуманные, и на них отважится не каждый из близких страдающего зависимостью.

Но слова здесь бесполезны.

Надо перестать помогать человеку в его способе жизни. Тогда появляется большой шанс, что он себя сможет увидеть, увидеть свою проблему, и с помощью специалистов, близких, начать с ней бороться.

Нужно понимать, что любой другой человек, кроме тебя самого, живет собственной жизнью и делает свой выбор. И два сына Адама, Каин и Авель, – это постоянное нам напоминание. Чтобы ты ни делал (вот Адам – с Богом беседовал), все равно твой ребенок может выбрать какой-то другой путь. И, к сожалению, если мы говорим про серьезные, в том числе химические зависимости, то статистика показывает, что излечиваются далеко не все.

Планшет нужно выдавать и забирать

Самые распространённые зависимости сегодня – наркотическая, алкогольная и компьютерная. Понятно, что наркотиков не должно быть в жизни человека. Ни за что и никогда.

А вот гаджеты и алкоголь в разумных «дозах» присутствуют в жизни почти любого взрослого человека. Когда стоит разрешать их ребенку?

Ограничения с алкоголем понятны – они связаны с физическим возрастом и законодательством. Тем не менее в семье нужно формировать культуру употребления алкогольных напитков.

Если в семье есть алкоголик или алкоголики, особенно находящиеся в состоянии «завязывания», то понятное дело, алкоголь на столе в такой семье не появляется. Раз в семье есть уже алкоголик, значит, может быть определенная склонность к зависимости. Распространены случаи, когда алкоголиками становятся с очень незначительных доз и нечастого употребления. Есть некоторые люди, которым просто нельзя – это обусловлено генетически. Поэтому необходимо знать историю своей семьи в плане зависимостей.

Компьютер, планшет появляется чаще в младшем школьном возрасте. И здесь нужно просто жестко лимитировать.

Гаджет должен выдаваться и забираться, если мы говорим о детях. Если ребенку дают планшет, и он остается один на один с “Плеймаркетом” и “Ютубом”, он может закачать там любую игру, может посмотреть любой ролик, даже если родители поставили возрастные ограничения, и ничего опасного не произойдет равно этот бесконтрольный поиск не полезен.

Когда человек находится в свободном плавании: от ролика к ролику, от игрушки к игрушке, и это никак не определяется временем, то человек просто уходит в этот виртуальный мир и оттуда не так просто вытаскивать его. Вот этого лучше не позволять.