Рисование с чего начинается родина подготовительная группа. "с чего начинается родина". Конспект НОД в подготовительной группе на тему


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:

«С чего начинается Родина»

Подготовила:
воспитатель Ульянова Ирина Николаевна

Цель:
способствовать воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному городу, гордости за свою Родину.
Задачи:
 Уточнить и расширить знания детей о понятиях Родина, малая Родина;  Познакомить с историей Острогожска, с символикой герба города;  Продолжать учить детей находить прекрасное в работах великих русских художников;  Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность.
Образовательная область:
художественное творчество (рисование)
Интеграция с образовательными областями:
коммуникация, познание, музыка, физическая культура, социализация.
Предварительная

работа:
рассматривание открыток с изображением памятных мест города Острогожска; посещение различных выставок музея им. Крамского; беседы о Родине, родном крае; знакомство с картой России.
Оборудование:
карта России; гербы разных городов Воронежской области; репродукции картин русских художников: А. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Поленов «Заросший пруд»; К. Ф. Юон «Купола и ласточки» и др.; открытки с изображением памятных мест г. Острогожска; музыкальная композиция «С чего начинается Родина» (исполнитель: Марк Бернес, слова М. Матусовский, музыка В. Баснер); листы бумаги, загрунтованные для техники «Граттаж», зубочистки на каждого ребёнка; проектор; ноутбук; презентация на тему «История города Острогожска».
Ход НОД:

(Воспитатель и дети стоят около доски полукругом).

В:
На этой карте не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь. И даже улицы родной Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём Свою страну – наш общий дом! (В. Степанов)
В:
Ребята, что висит у нас на доске?
Д:
У нас на доске висит карта.
В:
Какая карта? Карта чего?
Д:
Карта страны, карта России.
В:
Какие интересные ответы я услышала. Да, это карта нашей страны. Как называется страна, в которой мы живем?
Д:
Страна, в которой мы живем - называется Россия.
В:
Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней?
Д:
На карте я вижу Россию, реки, точки.
В:
Карта может многое рассказать о нашей стране. Россия – это большое и сильное государство. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия.
(Дети садятся на стульчики)

В:
А теперь потихоньку садитесь на свои места. Послушайте стихотворение «Необъятная страна». Если долго - долго – долго В самолёте нам лететь, Если долго - долго – долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (В. Степанов) Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?
Д:
Слово Родина означает страна, в которой мы живём.
В:
Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна. Давайте нарисуем круг такой же, как наша Россия. Какой круг у нас получился?
(рисует большой круг)

Д:
У нас получился круглый, большой, красивый круг.
В:
Правильно - большой, значит и Россия это наша большая Родина.
В:
Но, у каждого есть и своя малая Родина. А как вы понимаете, что же такое малая Родина?
Д:
Я думаю, что малая Родина это дом, в котором я живу, это мои родители, деревня, город. Это тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом.
В:
Ребята, а где ваша малая Родина?
Д:
Моя малая Родина здесь, в Острогожске.
В:
Большинство из вас родились здесь, значит это ваша малая Родина. Наш родной город Острогожск. Как вы думаете, какой надо нарисовать круг, чтобы изобразить наш город на карте России?
Д:
Нам надо нарисовать маленький круг.
В:
Правильно мы должны нарисовать маленький кружок, точнее поставить точку
. (Рисует маленький кружочек)
Мы с вами сделали макет нашей Родины, где видно, что малая Родина это маленькая часть от нашей большой Родины – России.

В:
У каждого человека есть малая Родина, город или село где он родился и вырос. А как называют жителей нашего города Острогожска?
Д:
Острогожцы
В:
Давайте поиграем: я буду называть город, а вы как называют людей, живущих в нем. Моим помощником в игре будет мяч.
(Дети встают в круг)

В:
Приготовились! Как можно одним словом назвать жителей города  Москва – москвичи;  Воронежа – воронежцы;  Белгорода - белгорОдцы;  Волгограда – волгоградцы;  Новгорода – новгорОдцы;  Сочи – сочинцы.
(Дети садятся на стульчики)

В:
Ребята, а хотите узнать, почему наш город называется Острогожск и как он появился? Тогда садитесь поудобней слушайте и смотрите.
(Презентация)

«История города Острогожска»

Было это давным-давно: по указанию царя на берегу реки Тихая

Сосна был построен Острог – деревянная крепость, чтобы

обороняться от врагов (слайд).

А река, которая протекала в городе, называлась Острогоща (слайд)

Отсюда и получил своё название наш город.

Главным занятием жителей крепости было земледелие, что

отразилось на гербЕ нашего города. Он представляет собой зелёный


щит, в центре которого золой сноп. Он является символом богатства

нашей земли (слайд).

Трудная и героическая доля выпала нашему городу в годы Великой

Отечественной войны. Очень долго он находился в немецкой

оккупации. Многие здания были разрушены (слайд). Среди жителей

нашего города, было очень много героев, в память о которых сейчас

зажгли вечный огонь и создали аллею героев в городском парке (слайд).

Сейчас в нашем городе строится очень много новых, современных

зданий бассейн «Жемчужина», Физкультурно-оздоровительный

комплекс и др.

В разное время в нашем городе жили такие знаменитые люди как:

известный во всем мире художник И. Н. Крамской (слайд); Детский

писатель С. Я. Маршак (слайд); великий космонавт А. В. Филипченко

(слайд) и многие другие.

В:
Ребята, есть такая пословица «Что ни город, то норов». Вы знаете, что она означает?
(Ответы детей)

В:
Да, действительно, нет двух совершенно одинаковых городов, каждый чем-то отличается от других. В каждом городе есть свои герои, свои достопримечательности. И у каждого города есть свой отличительный знак – герб. А что изображено на гербЕ нашего города?
Д:
Герб города Острогожска представляет собой зелёный щит, в центре которого изображён жёлтый сноп. Он является символом богатства нашей земли.
В:
Давайте поиграем.
Д/и «Узнай наш герб».

(Воспитатель снимает с доски карту под ней висят в ряд гербЫ

разных городов)

В:
Ребята, назовите, какой по счёту герб Острогожска?

Д:
Герб Острогожска 3-й по счёту...
В:
Закрываем глаза (меняет)
3 раза

В:
Наш город очень красивый, в нем много интересных, памятных мест - достопримечательностей. Вы их знаете, ребята? Сейчас проверим. Я приглашаю вас на экскурсию по нашему родному городу. Садитесь в автобус.
Д/и «Экскурсия по родному городу»

(Дети встают, становятся парами, впереди «шофёр» держат в руках

руль)

Д: (бегут по кругу, поют)
Все мы – пассажиры Едем не в машине Нас везёт автобус, Дружно смотрим вдаль. Вместе нам не тесно, Всё так интересно. Гражданин-водитель, Жмите на педаль! (сл. и музыка Ю. А. Агеевой)
В: (показывает красный кружок )
Стоп! Машинам красный свет Дальше вам дороги нет!
(показывает Ворота городского сада)
Посмотрите-ка в окошки, И подумайте немножко: Что это перед вами? Куда мы приехали?
Д:
Это ворота на входе в городской парк.
В:
Правильно, молодцы!
(показывает зелёный кружок)


Свет зелёный зажигаю и вас дальше пропускаю
Д: (бегут по кругу под музыку)
...
Памятник А. С. Пушкину; вечный огонь, последняя остановка музей им. Крамского.
В:
Выходим из автобуса, заходим в музей, там сегодня выставка картин русских художников.
(«заходим в музей» встаём возле картин)

В:
Все люди любят и всю жизнь помнят свою малую Родину. Люди выражают восхищение красотой своего родного края в стихах, в песнях, а как ещё можно это сделать? Правильно, ещё можно нарисовать. Посмотрите как художники рисовали свой родной город или село
(рассматривание картин)
 Здесь художники передали красоту улиц родного города;  на этой картине художник К. Юон показал красоту города с высоты птичьего полёта, если бы мы были птицами, то увидели бы наш город именно таким: крыши – крупным планом, а людей, деревья очень маленькими;  а это любимое место отдыха художника Поленова - Заросший пруд;  а здесь художник показал красоту ночного города.
В:
А вы, ребята, любите свой город? А давайте, мы тоже выразим нашу любовь к родному городу с помощью рисунка. Только я предлагаю вам нарисовать красоту ночного города Острогожска. Ночью город может быть красивым? Чем? А сделаем мы это в необычной технике рисования, которая называется «граттаж» или «цап-царапки». Мы уже рисовали, помните что? А что нам для этого нужно?
Ответы детей.

В:
Тогда проходите за столы и начинайте рисовать. Можно нарисовать улицу, на которой вы живёте, своё любимое место в городе: парк и т. д.
Показать примеры.

(дети под музыку рисуют 10 мин)


Воспитатель вывешивает работы на доске, дети любуются.

В:
Посмотрите какой красивый вид города у нас получился. Ребята, о чём мы сегодня разговаривали? (о малой родине - Острогожске). Что нового вы узнали? (о том, почему город так называется...); Что вам понравилось больше всего? На этом всё, спасибо!

Конспект НОД в подготовительной группе по рисованию «Моя малая Родина»

Задачи:
- Создать условия для отражения в рисунке представления о городе Гай, как об одном из уголков своей Родины.
- Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору).
- Развивать творческое воображение, способности к композиции.
- Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.
Предварительная работа: беседа о Родине, о родном городе; рассматривание фотографий и открыток с видами города ГАЙ; оформление обложки для коллективного альбома « Моя малая Родина».
Материалы, инструменты, оборудование: альбомные листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков; простые карандаши, фломастеры, ластики.

Ход занятия

Звучит песня «С чего начинается родина? » (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского) .
Воспитатель читает детям стихотворение Татьяны Боковой «Родина»
Родной мой край-просторы голубые.
Родной мой край- деревни вдоль.
Меня растили зори золотые,
Водой святой поили родники.

Проснусь, как прежде, раннею зарею
И с песней встречу утренний рассвет.
Умоюсь бодрой, свежею росою.
Мой край родной,милее тебя нет!

Иду я лесом, подпеваю птицам,
Иду я полем, кланяюсь траве.
У родника напьюсь живой водицы,
И помолюсь я небу в тишине.

В своих мечтах взлетаю словно птица,
Таю любовь в душевной глубине.
Горжусь я тем, что довелось родиться
В святой российской славной стороне.

Воспитатель: Ребята. что значит Родина для автора этого стихотворения?
Дети: Мама, папа…
Воспитатель: А что значит Родина для вас?
Дети: дом, родители, детский садик…
Воспитатель: Родина – это место, где ты родился, вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.
Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Да, наша Родина – Россия.
Воспитатель: А как называется главный город в нашей стране?
Дети: Москва
Воспитатель: Мы с вами живем в великой стране России, и всех нас объединяет одна Родина. Но у каждого из нас есть своя малая родина, это то место где ты родился, живешь. В каком городе мы с вами живем?
Дети: в городе ГАЙ.
Воспитатель: Правильно, наша малая родина – это город ГАЙ
Ребята, я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему родному городу, пройти по наиболее любимым местам и рассказать о них. А помогут нам в этом фотографии
Воспитатель: : Что изображено на этой фотографии?


Дети: Дворец культуры.
Воспитатель: Да. Это «Дворец культуры. Ребята, ДК является культурным учреждением города, центром культурного досуга горожан. Как вы думаете, что происходит в этом здании, а кто из вас там был, а что вы там делали? В этом здании проходят различные концерты, спектакли, театры, праздники. Работает детская студия по хореографии, бальные и эстрадные танцы и многое другое.
Воспитатель: Еще одно любимое место отдыха горожан – Центральный городской парк с аттракционами и зелеными аллеями, с памятником воинам- защитникам.
Воспитатель: Дети, а это место вам знакомо?

Дети: Да, это Дворец спорта. Воспитатель: Правильно. Здесь проходят спортивные состязания. Это - универсальный спортивно комплекс, основной деятельностью которого является организация и проведение спортивных, культурных, зрелищных и развлекательных мероприятий.

Воспитатель: А это храм «Храм Божий Святого Праведного Иоанна Кронштадтского» Люди туда ходят, чтобы помолиться, поставить свечку, а кто-то может послушать службу, купить церковную книгу и свечи.
Воспитатель: - Мы с вами совершили небольшое путешествие по городу ГАЙ. Это лишь малая часть нашего родного города
Физминутка.
Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,
Нам размяться захотелось. Рывками менять руки.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, Повороты корпусом.
А потом наоборот.
Приседания начинаем, Приседания.
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. Дети садятся.
А теперь я предлагаю нарисовать, все, что вы увидели. Каждый из вас отобразит в своем рисунке самое любимое место нашего города.
Самостоятельная работа детей.
Дети выбирают материалы для рисования по желанию и под песню «С чего начинается родина? » (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского) .приступают к выполнению задания.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием, у вас получились замечательные картины. Мы устроим выставку ваших работ и в дальнейшем составим альбом из ваших рисунков « Моя малая Родина», и будем любоваться видами нашего города. Наш город - это Родина, самое родное место на земле. Мы с вами его жители и именно от нас зависит, каким будет наш город в будущем. Давайте будем его любить и заботиться о том, чтобы он становился с каждым годом все лучше. .

ЛЮДИ СТРОИЛИ ГРАД
Средь простора степей
Люди строили град.
Среди кос – ковылей,
Да на новый всё лад,

А назвали они
Град любимый свой – Гай
Был началом ему –
месяц май.

И живут в граде том,
Люди сильные.
Богатыри –
Не былинные.

Называются –
Все шахтёрами.
Небо выткали,
Да капёрами.

Где росла трава,
Да ковыльная,
В глубину идёт –
Шахта длинная.

И растёт Гай теперь
Во все стороны,
А живут в нём –
Люди добрые!

Формирование отношения к стране и государству, Родине начинается с детства. Поэтому одной из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого - с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую Родину - место, где они родились и живут.

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома окружающие их, которые они видят повседневно.

Реализовывая задачу по патриотическому воспитанию, в работе с детьми педагогический коллектив использует целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном крае. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Так в нашем ДОУ в январе 2016 года прошли ряд мероприятий:

  1. Воспитатели ДОУ провели открытые занятия. Воспитатель средней группы Дындыс Л.В. показала НОД по социальному миру «Жизнь дана на добрые дела». Воспитатель старшей группы провела НОД в форме игры - викторины «Что, где, когда» на тему «Народные промыслы Тульского края». Агафонова Л.Н., воспитатель подготовительной группы, провела занятие «Моя малая родина - поселок Дубовка». Музыкальный руководитель Шабанова О.А. с детьми подготовительной группы провела занятие в форме путешествия «Родина - моя Тула». На занятии дети познакомились с знаменитым земляком - оружейником Иваном Сизовым - создателем тульской гармони, послушали её звучание; прослушали гимн Тульской области, играли на ложках и инсценировали мелодию «Во кузнеце» и многое другое.
  2. С воспитанниками подготовительной группы зам.зав. ВиМР Логачева Н.В.совершила интересное и увлекательное путешествие «Узловая - моя Родина», в процессе которой дети знакомились с прошлым и настоящим нашегородного города.
  3. Среди педагогов ДОУ прошел конкурс профессионального мастерства на «Лучший мини - музей группы». Все мы знаем, что музейная педагогика дает возможность ребенку осознать себя гражданином и патриотом. Посредством музейной педагогики у дошкольников появляется возможность «погружения» в информативную, новую предметную среду. В детской душе прорастают семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. В группах нашего ДОУ оформлены мини - музеи тематической направленности: «Музей хлеба», мини - музей «Мамины руки», «Музей Дерева». В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, поиграет с нею.
  4. Был проведен конкурс детских рисунков «Край родной - нет тебя красивей», в котором приняли участие воспитанники старшей и подготовительной группы. Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. В своих рисунках дети не просто переносили на бумагу что-то из окружающего мира, они жили в этом мире, вошли в него, как творцы красоты, наслаждались этой красотой. Наиболее яркие рисунки Ксении Р. «Мой любимый детский сад», Романа Б. «Чудо радуга», Насти Б. «У Свиридовского пруда».
  5. Среди воспитанников средней, старшей и подготовительных групп был проведен конкурс чтецов «Край родной». Дети читали стихи узловских поэтов, стихи о малой родине. Победителями этого конкурса стали Давид Р. со стихотворением «У вечного огня», Андрей Е. «За мир, за детей», Настя Д. «Узловая - мой город».

Таким образом, педагоги нашего ДОУ считают, что воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Необходимо всем взрослым всегда помнить слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».

Урок изобразительного искус c тва.

Тема урока: С чего начинается Родина?

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Осуществление контроля степени усвоения материала в объёме обязательного минимума содержания материала.

Развивать познавательный интерес учащихся, чувство любви к малой Родине, ее природе средствами изобразительного искусства.

Совершенствовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля учащихся.

Задачи урока.

Создание на уроке необходимого поиска обучающихся дополнительной информации по данной теме.

Формирование навыка более осознанной работы с цветовой гаммой при выполнении пейзажа.

Этапы урока.

Тема. Цели. Задачи.

Формирование новых знаний.

Практическая работа.

Итог урока.

Ход урока:

    Организационный момент.

Встаньте ребята правильно около своих парт и внимательно посмотрите все ли готово к работе на уроке.

Садитесь, внимательно слушайте и старайтесь все запомнить, чтобы потом повторить.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: - Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?

Ребенок: - Россия

Учитель: - (учитель на доске вывешивает название, заранее написанное на листке.)

Учитель: - Это наша большая Родина. Необъятные просторы её раскинулись с севера на юг, с запада на восток. Есть прекрасные строки поэтессы Натальи Львовны Забила «Моя страна», я вам хочу их зачитать.

«Моя страна»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

И то едва домчится….

Учитель: - Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.

Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?

Ребенок: - Москва. (учитель вешает на доске карточку где написано название – Москва.)

Учитель: - Москва ребята - это столица нашей Родины.

Назовите тот город, в котором мы живем, где находится наша с вами школа, музей знаменитого писателя Шолохова, берега нашего города омывает великая русская река Волга? Ребенок: - Николаевск. (учитель вешает на доске карточку с надписью – Николаевск.)

Учитель: - Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем городе Николаевске, стоящем на берегу великой русской реки Волги?

Ребенок: -Это наша малая Родина.

Учитель: - Послушайте песню в исполнении М. Бернеса, и ответе мне на такой вопрос: - С чего же начинается наша Родина?

(звучит песня в исполнении М.Бернеса «С чего начинается Родина?»)

Учитель: - С чего же начинается Родина? (дети отвечают на поставленный вопрос)

Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: - С чего начинается Родина?

(учитель открывает тему, заранее отпечатанную на бумаге и закрытую на доске небольшими плакатами.)

Учитель: - Какие поговорки о Родине вы знаете?

Дети: - Родина мать – умей за нее постоять.

Дети: - Родная сторона – мать, чужая- мачеха.

Дети: - Родной куст и зайцу дорог.

Дети: - С родной сторонки и собачка мила.

Дети: - Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

Учитель: - Наша Родина начинается и с природы родного края. На прошлом уроке мы с вами начинали изображать природу родного края в карандаше. Давали полный анализ репродукциям картин, которые здесь представлены.

Все эти картины изображались художниками в красках, давайте поговорим подробнее о красках на картинах.

Посмотрите на этот лист и скажите: - Какие цвета считаются теплыми?

Дети: (красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)

Учитель: - Какие цвета считаются холодными?

Дети: (синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)

Учитель: - Сегодня я вам открою тайну: белый, черный и их производные- это цвета которые не относятся ни к холодным ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая.

Учитель: - Посмотрите на эту картину. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной.

Учитель: - Посмотрите на эту картину.

Учитель: - Ребята, посмотрите теперь на доску. (на доске вывешены картины известных русских живописцев.)

Учитель: - Посмотрите на картину известного русского живописца, И.И. Шишкина «Березовая роща».

Какое время года изобразил художник на этой картине?

Дети: - Лето.

Учитель: - Какие цвета теплые или холодные взял художник для написания картины?

Дети: - Холодные.

Учитель: - Что же нам помогает увидеть то, что картина теплая и на улице прекрасное время года, лето?

Дети: - Пробиваются сквозь деревья лучи солнца.

Учитель: - Какое настроение передает эта картина?

Дети: - Яркие лучи солнца согревают всю картину, настроение теплое, радостное хотя краски и холодные, очень много холодного зеленого цвета.

Учитель: - Давайте посмотрим на картину известного русского живописца Д.Я.Александрова «Зимняя сказка»

Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Зима.

Учитель: - Какие цвета взял художник для написания этой картины?

Дети: - Много светло-голубого, эти цвета относятся к холодным цветам.

Учитель: - Что же делает эту картину теплее?

Дети: - На деревьях показано, что светит солнце и вся картина согрета его лучами.

Учитель: - Какое настроение передается в этой картине?

Дети: - У художника было спокойное состояние души, а настроение не совсем весёлое, немного тревожное.

Учитель: - давайте теперь посмотрим на картину известного русского живописца, И.Э.Грабарь «Золотая осень».

Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Осень.

Учитель: - Какие цвета холодные или теплые взял художник для написания этой картины?

Дети: - Все цвета теплые, веселые.

Учитель: - На картине буйство красок, кажется нет ни одного оттенка теплого цвета который бы не тронул художник своей кистью. Но посмотрите есть и холодные цвета.

Какое настроение передается на этой картине?

Дети: - Веселое.

Учитель: - А ведь на ней осень прощается с теплым летом. Но вы, можете услышать в шуме этих листьев не грусть, а наоборот веселье и счастье.

Учитель: - Можем ли мы сказать, что выбор цвета при написании картины зависит от нашего настроения?

Дети: - Да!

Учитель: - Ребята, я сейчас зачитаю вам стихи, а вы постарайтесь угадать к какому времени года относится эти стихотворения и покажите мне цифрами.

(Около каждой картины поставлены номерки.) (У каждого ребенка на парте лежат цифры.)

Учитель: (не называя названия стихотворения, зачитывает его.)

«Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Учитель: - К какому пейзажу относится эта стихотворение?

(дети показывают номерок с цифрой)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора,

Весь день, как бы хрустальны и лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял

И падал колос, простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Покажите номерками, как вы думаете?

Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.

Поет она – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Стозвоном сосняка.

Кругом с таской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Зреет рож над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Учитель: - Ребята, природа нашей Родины разнообразна, но мы с вами не должны забывать о том, что если мы не будем ее оберегать и охранять. То никогда наше будущее поколение не увидеть больше этой красоты.

(дети отвечают на вопрос, рассказывая правила поведения на природе)

Дети: - На отдыхе необходимо убирать за собой пакеты, банки, листки бумаги. Не разбрасывать фантики от конфет, не ломать ветки деревьев, подсаживать молодые насаждения.

Учитель: - Мы ребята устали, давайте с вами отдохнем. Встаньте из - за парт.

Физическая минутка.

(под музыку, под руководством учителя дети совершают небольшие физкультурные упражнения.)

Учитель: - Вы ребята, сегодня маленькие художники и любая кисть в ваших руках безликий рисунок превратит в красивый пейзаж. Возьмите в дорогу улыбку и попробуйте пройти этот отрезок времени в хорошем настроении, передав его красками.

Вспомните ребята, наша кисточка, всегда после работы должна, находится в своем домике. Покажите пальчиком, где ее домик? Нельзя шатать парту во время работы, что бы не разлить воду.

Учитель: - Приступите к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа детей.

(Во время самостоятельной работы учитель подходит и помогает детям в раскрашивании детских пейзажей.)

    Итог.

Учитель: - Что нового вы узнали на этом уроке?

- Для чего нам необходимо знать теплые и холодные цвета красок?

- Где вы можете применить полученные на этом уроке знания?

Среди мрачных мыслей и черных предчувствий, оккупирующих голову и душу при знакомстве с детскими рисунками, собранными активистами «Сути времени», есть все-таки одно светлое пятно, луч надежды на то, что еще не вечер. Это рисунки на тему «Моя страна». Все же дети, особенно маленькие, не смотрят новости по телевизору, а также другие «познавательные передачи» типа «Дежурная часть». И поэтому не подвергаются еще массированной пропагандистской обработке, которой подвергаются взрослые, уже 20 лет как подсевшие на бесконечный сериал «Где найдешь страну на свете гаже родины моей?».

Конечно, это еще впереди - они вырастут, повзрослеют и, возможно, тоже станут смотреть этот сериал - если к тому времени у врагов России не отпадет необходимость его показывать - в результате отсутствия самой России. Но сейчас они свободны от вражеского воздействия хотя бы в этой сфере - формирования образа своей страны и, следовательно, формирования собственной идентичности.

И образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей и необычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Очень интересно наблюдать, как с возрастом (или взрослением) расширяются границы картины мира детей - это очень хорошо видно по их рисункам.

Совсем маленькие дети чаще всего воспринимают «страну» как свой дом, свою семью, своих друзей. «Моя страна - все люди, которых я знаю», - написано на одном из рисунков.

Потом границы мира расширяются: свой дом оказывается вписан в пейзаж - деревенский или городской. Потом начинают рисовать уже не свой дом, а свою деревню, свой город - и это теперь «моя страна». И затем появляются очень показательные «просто пейзажи» - характерные черты окружающего ландшафта и природы становятся для детей основой идентичности, образа «своего», образа Родины. Поразительно, но во многих рисунках детей видны прямо-таки левитановские сюжеты и мотивы! - как будто бы все они насмотрелись на картины великого русского пейзажиста. А ведь нет! - просто дети и Левитан - соотечественники, у них общая Родина.

Потом к образам, непосредственным впечатлениям прибавляется еще и образование - границы снова раздвигаются - и дети начинают рисовать карты России и виды страны из космоса - на шарике Земли.

А затем наступает время символического освоения понятия «моя страна»: Кремль (у нас 227 рисунков с Кремлем, включая 2 смоленских и 1 нижегородский), церкви как символ России, государственная символика (характерно, что флаг встречается довольно часто, а вот герб - практически отсутствует), и - березы. Огромное количество берез, которые дети сознательно используют как символ нашей страны: они рисуют березы не только в пейзажах, но и в сюжетах, которые совсем их не предполагают.

И только потом - и это очень редко - появляются рисунки, связанные с властью: Путин, просто Президент, какое-то заседание, где выступает Президент...

Общее распределение сюжетов рисунков на тему «Моя страна» выглядит следующим образом:

Главная тема %

Города и села 25%

Пейзажи 17%

Дома и дворы, детские площадки 11%

Земной шар или глобус 8%

Сюжетные рисунки 4%

Флаг и герб 4%

Семья и друзья 2%

Президент 0,3%

Основа представления %

Место жительства 36%

Символ 23%

Пейзажи 17%

Географическое представление 15%

Национальные достижения 5%

Фантазия 4%

Помните песню из фильма «Щит и меч»? Разглядывая детские рисунки, понимаешь, как точно Михаил Матусовский отразил в своих стихах формирование российской идентичности.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

Что же касается клятвы... Хотелось бы, чтобы она была принесена.

Пока же, хоть рисунки страны внушают много больше оптимизма, чем рисунки героев и будущего, все же надо признать, что это - результат своего рода идеализации образа страны в детском сознании, которую, к сожалению, очень легко подорвать и разрушить. Глядя правде в глаза, надо сказать, что эти же дети - авторы собранных рисунков - всего через несколько лет с большой вероятностью растеряют весь свой идеализм, превратятся в фанатов каких-нибудь зарубежных поп-групп, будут поглощены потребительством, жадностью, завистью, несвободой, станут мечтать о том, чтобы уехать из «рашки»…

Но пока... они еще дети. И любят свою страну бескорыстно, радостно и вполне самостоятельно. И всеми силами стараются эту любовь «оправдать». (Что демонстрирует, что и до них докатываются волны ведущейся против народа России информационно-психологической войны. Конечно, основная цель этой войны - взрослые: 25 лет уже идет непрерывная пропагандистской кампании по дискредитации СССР, направленная на обесценивание утраты великой страны и углубление кризиса национальной идентичности, вызванного этой утратой. Но дети пока активно не хотят этого всего знать.) Россия в рисунках детей предстает в исключительно позитивном, жизнеутверждающем свете.

Поразительно, но только в 3 рисунках из более чем 2000 присутствует хоть какое-то негативное содержание: это нападение на страну паука в рисунке 5-летней девочки, арест террориста с гранатой около Кремля в рисунке 9-летнего мальчика и подготовка к войне с Францией. Все остальные рисунки либо формальны, либо очевидно позитивны и даже идеализированы. Детское сознание не может примириться с навязываемыми оценками убогости и отсталости своей страны так же, как до определенного возраста ни один ребенок не признает, что его мать не самая красивая на свете.

Из какого же материала дети строят свои позитивные образы России (дети, а не взрослые, рожденные в СССР)? Из используемых «строительных материалов» в современной России произведены только спортивные достижения, изображенные на двух рисунках, трое Путиных и одни выборы! Весь остальной «позитив» не имеет совсем никакого отношения к сегодняшней России и делится на 4 группы:

1) природа (грибы, рыбалка, животные), семья, друзья;

2) советское наследие - космос, Победа, лозунги («Мир во всем мире!», «Миру мир!»), кремлевские звезды, братство народов (как оно изображалось в садово-парковой скульптуре: негр, китаец и русский), памятник Ленину;

3) фантастическое будущее (небывалые города с летающими домами, новым транспортом и летающими тарелками);

4) национальная история и культура: национальный костюм, памятники архитектуры (Кремли и православные храмы).

Очень интересно, что православная тематика оказалась очень тесно связанной с советской. В группе детей, которые в рисунках страны рисовали храмы, в рисунках героя гораздо чаще, чем у других детей, встречаются космонавты (именно СССР), а в рисунках будущего гораздо чаще изображаются фантастические города и космические путешествия.

Скажем больше. Во многих современных социологических исследованиях (с глубоким удовлетворением) подчеркивается, что роль советских ценностей и стереотипов в ощущении себя русским и гражданином России носит остаточный, рудиментарный характер и проявляется главным образом у старших поколений. Но по нашим данным этот вывод не подтверждается даже для детей младшего школьного возраста, рожденных через 10-15 лет после распада СССР: роль советских образов и символов очень значима для них, что проявляется как в рисунках страны, так и в рисунках героев и будущего.

Главные советские достижения национальной истории - Победа, Атом и Космос - являются важнейшими и неустранимыми слагаемыми национального самосознания, актуальность и роль которых будет только возрастать в связи усилением напряженности вокруг грядущей войны «за русское наследство».

Что же касается роли современной России, то можно сделать очень важный и вполне обоснованный собранным материалом вывод: вклад современной, постсоветской эпохи в формирование национальной и гражданской идентичности наших детей близок к нулю. То есть за почти уже четверть века не было создано ничего, что могло бы служить основанием для построения образа страны - даже для очень маленьких детей.

У этой «медали» (которой вполне по праву может быть награждена современная Россия), как и у любой, две стороны. Хорошо, что ложные, пустые и лживые «месседжи» нашей действительности и пропаганды не воспринимаются нашими детьми. Плохо, что формируемая в этом духовном вакууме национальная идентичность - свято место пусто не бывает! -- слаба, неустойчива и потенциально легко подвержена враждебным воздействиям. И если не произойдет резкого изменения национальной политики, то и это поколение граждан, пока еще светло и открыто любящих Родину, будет потеряно для России.

Не хотелось бы заканчивать наше краткое описание исследования рисунков детей, проведенного Движением «Суть времени», на это пессимистической ноте. Поэтому давайте обратим внимание на еще один, чрезвычайно важный вывод. Под толщью нашей «нормальной» жизни: потреблятства, поддельной политики, пропаганды, бесконечного забалтывания всего и вся, есть другой, тихий (и часто внесознательный) уровень существования - повседневной семейной жизни, работы, ежедневных забот... И на этом уровне Россия сохраняется (и охраняется), она жива. И никакие штормы «на поверхности жизни», какими бы громкими и страшными они ни были, пока не смогли с этим ничего сделать. А раз страна жива - не все еще потеряно!

Юлия Крижанская