Составить рассказ как я однажды. Сочинение "как я однажды помогала маме" для детей школьного возраста. Как я однажды маме помогал

Приступая к анализу образа Петра Гринева, главного действующего лица семейной хроники, следует прежде всего обратить внимание на особое место Гринева в произведении. Это не только одно из главных действующих лиц, но и «автор» записок, повествователь. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX в.), «просвечивает» и лицо подлинного автора «записок) — Пушкина. В какой-то степени в суждениях о жизни, в отношениях рассказчика к событиям нет-нет и проявится чисто пушкинское восприятие действительности.

Трудно, да и не имеет смысла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор, но отдавать себе отчет в сложности образа Гринева следует. Одинаково ошибочным было бы и отождествлять взгляды Гринева с мировоззрением Пушкина (оно неизмеримо серьезнее, прогрессивнее, глубже; Гринев очень прост и ограничен), и полностью игнорировать в гриневском мировосприятии какие-то элементы пушкинских взглядов на жизнь (например, в суждениях Гринева о людях, с которыми он сталкивается, в некоторых суждениях о Пугачеве, в оценках им правительственного лагеря борющихся сил).

Заметим еще, что в композиции образа Гринева с самого начала повествования взята установка на ясность и простоту. Постой рассказ-повествование об интересных и не совсем обыкновенных приключениях молодости. Много событий, мало размышлений. Психология передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Эта простота, безыскусственность, впрочем, свойственна прозе Пушкина вообще. При анализе образа Гринева надо все это учитывать. И не упускать из вида различие двух точек зрения на изображаемые события: точки зрения рассказчика и точки зрения Пушкина. При меры будут указаны ниже.

Раскрытие героя в последовательно развивающихся событиях жизни, в поступках, в отношениях к окружающим людям, приводит нас к плану анализа :

1) детство и юность, среда, воспитавшая героя;

2) проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь;

3) отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости;

4) история любви к Марье Ивановне и

5) история отношений с Пугачевым (характер развивается и проявляется в полной мере и определяются взгляды на жизнь);

6) заключительное обобщение: основные черты личности героя, типичность образа, место его в композиции романа.

Говоря о детстве и юности Гринева, следует обратить внимание на различные влияния, воздействовавшие на него и формировавшие его личность. Отец — премьер-майор в отставке, ограниченный и властный помещик и глава семьи, в то же время отличается строгим отношением к вопросам морали, внушает сыну высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении, офицерскую службу считает не средством для устройства карьеры, а долгом дворянина перед государством.

Его рассуждения о Петербурге, о продвижении по службе бывших его товарищей отдают духом некоей оппозиции к порядкам, установившимся в сферах, близких к правительству и двору. Все это оказывает свое воздействие на сына. О матери Петра Гринева сказано немного, но облик любящей и заботливой женщины, кроткой и нежной, возникает и из того немногого, что мы о ней узнаем. Ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра Гринева.

Француз Бопре «в отечестве своем был парикмахером», его «выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Фигура колоритная и вполне типичная, затрагивающая хорошо знакомую учащимся по «Недорослю», «Горю от ума» и «Евгению Онегину» тему.

Большое место в воспитании Петра Гринева занимал, очевидно, крепостной дядька Савельич, честный, умный и грамотный человек, но, однако, весьма ограниченный. В его образе отражено вековое рабское положение дворовых слуг. Таковы люди, окружавшие Петра Гринева. Образ жизни Петра Гринева в родительском доме типичен для дворянского недоросля: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни», — говорит отец. Первые шаги самостоятельной жизни (эпизод с 3уриным) выявляют черты формирующейся личности. Учащиеся без труда в них разберутся, вспомнив поведение Гринева. Здесь и легкомыслие, и грубость помещичьего сынка по отношению к старому преданному слуге («Я твой господин, а ты мой слуга»): в то же время в стремлении отдать деньги, долг, казалось бы, не очень серьезный — проигрыш в биллиардной игре — мы видим определенное представление о необходимости держать слово, о честности. Вслед за этим — сердечный разговор и мировая с Савельичем, раскрывающая в Гриневе сердечность и доброту.

Что дает для развития образа Гринева рассказ о его мирной жизни в Белогорской крепости? Отметим, что семья Мироновых как нельзя лучше пришлась ему по душе: простота, добродушие, скромность и непритязательность, сердечность и искренность отношений — все это не может не действовать на Гринева. Его умственные запросы невелики, отношение к службе идет по формуле «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» .

Гринева мало беспокоит, что «в богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов и что единственная пушка забита камушками и сором. Но в подтексте читатель чувствует отношение автора романа к описываемому: плохо поставлено дело охраны окраин огромной империи. Это — один из примеров наличия двух углов зрения в изображении действительности. От нечего делать Гринев читает французские книги, взятые у Швабрина (оказывается, и Бопре кое на что пригодился).

Зарождающаяся любовь к Маше Мироновой вызывает стремление к поэтическим занятиям. «Опыты мои для тогдашнего времени были изрядны»,- повествует рассказчик, и при водит образец: Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть … и т. д. Стихи плохие. Пушкин взял их из сборника, изданного ни. Новиковым: «Новое и полное собрание российских песен» , 1 780 — 1 781 гг., несколько изменив отдельные строчки. Один из исследователей замечает: «Стихотворение относится к тем, которые Пушкин в «Истории села Горюхина» охарактеризовал как сочиняемые «солдатами, писарями и боярскими слугами». Как видим, заурядность героя неоднократно отмечается в ходе повествования. Он не поражает нас ни блестящим умом, ни необыкновенными, стремлениями, ни сильными страстями. Его привлекательность не в этом.

Ссора, а затем и дуэль с Швабриным говорит о благородстве Гринева: он вступился за честь девушки, о любви которой к себе еще и не знает. Его возмутила пошлость Швабрина. В любви Гринева к Маше Мироновой раскрывается то ценное, что заложено в его натуре, а перипетии его борьбы за счастье помогают проявиться и окрепнуть этим ценным чертам. Не будем останавливаться на эпизодах истории любви Гринева, раскрывающих положительные стороны его характера, благодаря которым он привлекает симпатии читателя. Искренность и прямота, способность к глубокому и нежному чувству, мужество, верность в любви — таковы эти черты.

Перед началом испытаний, предстоящих двум любящим сердцам, в романе отмечено, какое значение для Гринева имело его чувство. К Белогорской крепости подошли войска Пугачева. Наступают опасные дни. Машу Миронову решено отправить в Оренбург. После нежного прощания перед разлукой рассказчик говорит о своем душевном состоянии в то время: «Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия». О душевном состоянии в долгие дни разлуки с любимой рассказчик замечает: «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила». Когда в осажденном Оренбурге наконец получено письмо с известиями о Марье Ивановне, рассказчик говорит: «Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел». Трогательно рассказано о соединении любящих: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца. Все было забыто».

В истории любви Гринева и Маши Мироновой значительное участие принимает Савельич. Перед читателем постепенно проясняется сущность этого образа: крепостной слуга, преданный любимому им господину, впитавший в себя с молоком матери психологию, в которой есть нечто рабское, низкое, Савельич в то же время не лишен чувства человеческого достоинства, которое звучит и в его письме отцу Гринева, и во всем его поведении. Нравственное холопство в нем преодолевается природным умом, человечностью чувств. Между ним и Петром Андреевичем Гриневым развиваются и крепнут связи, отнюдь не покрываемые отношением слуги и барина. «Друг ты мой, Архип Савельич, — сказал я ему. — Не откажи, будь мне благодетелем … не буду спокоен, если Марья Ивановна поедет в дорогу без тебя … Я надеюсь на тебя. Батюшка и матушка тебе верят: ты будешь за нас ходатаем, не так ли?» Образа Савельича неоднозначен, сложен.

Полезно вспомнить старую няню Егоровну из «Дубровского» — в Савельиче много общего с ее характером. Марья Ивановна отправлена с Савельичем к родителям Гринева. Теперь он вспоминает о своих обязанностях офицера: « Я … чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гринев остается в отряде Зурина. Затем — арест и суд, и Гринев понимает, какое обвинение ему может быть предъявлено: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга» и «приятельские сношения мои с Пугачевым». Но он не чувствует себя серьезно виноватым, и если не оправдывается. то только потому. что не хочет «впутать имя (Марьи Ивановны) между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку». Таков Гринев в романе Пушкина.

Несмотря на промахи героя романа, о которых говорилось выше, перед читателем возникает образ честного, доброго и отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и — в конечном итоге — своему долгу, но в то же время легкомысленного по молодости и ограниченного в своих взглядах и в понимании истинного значения тех больших событий, участником которых он был.

К. Лахостский

Характеристика Гринёва

4.7 (93.33%) 12 votes

Пётр Гринёв – герой повести «Капитанская дочка», от имени, которого ведётся повествование. Образ Гринёва – продолжение темы рядового человека, «ничтожного героя», начатой в 1830 году «Домиком в Коломне» и «повестями Белкина». Сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своём имении, Пётр Андреевич Гринёв рос и воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Окрашенные иронией картины его детства, образования, воспитания стоят порой на грани карикатуры и несколько напоминают знаменитую комедию Фонвизина. Да и сам герой признаётся, что рос «недорослем».
Существенно и то, что отец героя, Андрей Петрович, этот опальный аристократ, служивший в своё время при графе Минихе и, видимо, принуждённый выйти в отставку после переворота 1762 года, - деталь, имевшая для Пушкина родственно-личный смысл. Судьба Гринёва - старшего «дворянина в мещанстве», типична, по мысли Пушкина, для времени, когда старинное дворянство утрачивает свою значимость, беднеет, превращается в «род третьего состояния» и тем самым – в потенциально мятежную силу.
Лучшие черты Гринёва, обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутьё ярко проявляются в минуты испытаний, решающих поворотов судьбы и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного – преданного дядьки Савельича, он сразу же сумел оценить чистоту души нравственную цельность Маши Мироновой, твёрдо решив женится на ней, он быстро разглядел натуру Швабрина. В порыве благодарности он без раздумий дарит заячий тулупчик встречному «вожатому», а главное – умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачёве незаурядную личность, отдать должное его справедливости и великодушию. Наконец, ему удаётся сохранить человечность, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной междоусобной войны. Для Гринёва равно неприемлемы стихия «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и формализм, бездушная холодность официального, бюрократического мира, особенно отчётливо проявившееся в сценах военного совета и суда.
Более того, оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним. С другой стороны, во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, справедливо опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядно смелый, отчаянный поступок. Ведь предпринятая им самовольная поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но ставил на карту карьеру, благополучие, доброе имя, честь. Акция Гринёва, вынужденная безответственностью и пассивностью командования, равнодушием к судьбе дочери героически погибшего капитана Миронова, представляла прямой вызов официальным кругам.
Именно в этом герое Пушкин отразил свои взгляды на пугачёвщину…

Образ Гринева в повести «Капитанская дочка» (2 вариант)

Гринев Петр Андреевич - главный герой последнего крупного произведения А.С. Пушкина, повести «Капитанская дочка». Гринев - провинциальный русский дворянин, офицер екатерининской армии, от его имени Пушкин ведет повествование.

Петр Андреевич Гринев - сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении. Воспитывался он в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. На дорогу жизни Гринев ступает еще неопытным юнцом 17-ти лет, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство. Лучшие черты Гринева обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляется в минуты испытаний, что помогает ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного - преданного дядьки Савельича, Гринев сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, он быстро разгадал низменную натуру Швабрина.

С самых ранних лет родители очень сильно влияли на то, как формировался характер и взгляды ребенка. Они были честными и порядочными людьми, которые много повидали в своей жизни. Благодаря родителям Петруша (так его называли родные) с детства полюбил Россию, знал что такое верность долгу и слову, которое ты дал. Младший Гринев с уважением относился к старшим людям, был смелым и стремился к справедливости. Отец, когда отправлял сына для службы в армии, прежде всего хочет, чтобы Петр вырос в настоящего солдата, а не стал беспутным шалопаем, повесой и транжирой. Гринев старший считает, что его сын может стать отважным и благородным человеком.

Отец помогает обозначить Петру ориентиры в этой жизни говоря ему, чтобы он служил верно, кому присягнул. Сказал слушаться начальников, но за лаской не гонятся и на службу не напрашиваться. Петруше не стоит отговариваться от службы, а главное платье нужно беречь, пока она новое и честь, пока ты молодой. Те уроки, которые получил Петр Гринев не прошли для него даром. Когда он жил в Белогорской крепости он показал себя храбрым офицером и очень хорошим человеком и товарищем, который ценит честь выше всего.

Гринев рискует своей жизнью со шпагой в руке, когда отстаивает честь Маши Мироновой. Ее оклеветал лицемерный и малодушным Швабрин. Мы открываем для себя с новой стороны влюбленного Петра Гринева. Он готов пожертвовать своей жизнью ради того, что бы любимая была счастлива. Гринев пылкий и очень нежный поклонник. Петр Гринев показывает насколько он силен духом, свою порядочность и мужество. Судьба не сломала его, он не отрекся от своих взглядов. Характер Гринева все более закаленный. Пушкинский герой открыл для себя настоящие жизненные ценности.

Отец, что бы научить его чему-нибудь стоящему, отправляет его на службу с наказом «Береги честь смолоду». И Пётр, несмотря ни на что, выполнил этот наказ. На глазах читателей Петр Гринев вырастает из неопытного юноши в сильного и мужественного молодого человека, который может стать примером для подражания, потому, что в нём есть все качества, которые ценятся в человеке.

Образ Гринева в повести «Капитанская дочка» (3 вариант)

Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.
Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести. Пожалуй, Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. "Построил" характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович. Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и "выпрашивать" чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку.
Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет. Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: "Береги платье снову, а честь смолоду". Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь.
В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка. Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная.
Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгрнанная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки. Итог дуэли - Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлось и бесчувственность этого человека.
Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен. Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.

Главный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - военный Петр Андреевич Гринев или просто Петруша.
На первый взгляд, это образ простого военнообязанного человека, приехавшего по распределению в Белогорскую крепость для прохождения службы в неспокойные для России XVIII века времена.
В романе часть сравниваются отец и сын Гриневы. Как представляется, Андрей Гринев – человек старой военной закалки, он имеет собственное мировоззрение. Его сын Петр еще слишком молод, он только начинает свой служебный путь и не имеет жизненного опыта. Однако автор выбирает своим главным героем именно молодого, еще не бывавшего в трудных ситуациях человека. Не случайно, как предисловие к произведению, Пушкиным приведены слова известной поговорки: «Береги честь смолоду». То есть читателю сразу понятно, что герой повествования – молодой, незаурядный и честный человек.
Как и всякий молодой человек шестнадцати лет, Петруша Гринев сначала представляется чрезвычайно веселым и беспечным. На нем сказывается дворянское воспитание – он немного напоминает фонвизинского недоросля Митрофанушку. Эти наклонности он проявляет, например, в эпизоде встречи с офицером Зуриным в Симбирске. Или еще пример проявления барчуковской доверчивости и простоты – в главе «Вожатый», когда он легко и весело решает подарить заячий тулуп первому встречному несмотря на ворчание своего камердинера. Однако этот эпизод может также характеризовать юношу как человека доброго, милосердного. Данные качества характера Петра в дальнейшем повествовании будут играть чуть ли не определяющую роль в формировании его образа и в развитии всего действия.
То, что Гринев очень добр и рассудителен, подтверждают его доверительные отношения со слугой Савельичем. Он осознает преданность крепостного крестьянина, понимает, что не прав, когда кричит на него. И, вопреки барской привычке взаимоотношений господина и слуги, просит у Савельича прощения.
Кроме того, Петруша свято чтит семейные традиции, почитает родителей – он с благоговением отнесся к словам напутствия отца. И в ответ он искренне желает честно и хорошо служить на благо Отечества.
Образ Гринева постепенно раскрывается по мере развития действия романа. Едва познакомившись с Пугачевым, он первый проявил свое милосердие в указанном выше эпизоде с заячьим тулупчиком. Здесь он по сути впервые проявляет самостоятельность в своих суждениях – настаивает на своем, когда Савельич с недоверием относится к первому встречному. Дело в том, что по своей душевной простоте он хорошо относится практически ко всем людям, которые делают ему добро.
Особенно бурно проявляется широта открытой души Гринева при его встрече с Машей Мироновой, капитанской дочкой. За нее он готов биться с самыми злейшими врагами, спасать ее из лап диких зверей и разбойников. Он не отказывается от своей любви даже тогда, когда капитан крепости не дает однозначного ответа на пылкость чувств молодого человека в отношении его дочери. Словом, влюбившись, он ведет себя, как рыцарь и настоящий мужчина.
Когда Пушкин описывает события осады Белогорской крепости, он акцентирует то, что его герой проявляет все те качества, которые воспитал в нем его отец – бесстрашие, верность чести и воинскому долгу. Так, молодой человек выполняет отцовские заветы и данное обещание беречь честь смолоду.
Так, напоминающий недалекого увальня в начале романа, а на этапе кульминации действия превращающийся в справедливого и честного юношу, Петр становится образцовым высоконравственным героем реалистического романа.
Тем самым Пушкин выдвигает идею о том, что кажущиеся преувеличенно идеальными образы Петра, Маши, коменданта крепости, на самом деле таковыми и являются, подобных им людей было в русской истории довольно много.
Однако Петр Гринев не может быть идеальным для всех. Согласно кодексу верности своему дворянскому роду он не может поддержать пугачевское восстание, хотя с пониманием отнесся к его идеологу – Емельяну Пугачеву. Он приемлет, что необходимы перемены в жизни страны, но в силу обстоятельств действует так, как диктует ему военная присяга.
Четкое деление героев на положительных и отрицательных в повести – также характерная пушкинская черта: так оставляется их сравнительная характеристика. Когда один персонаж оттеняет другого, то легче вникнуть в смысл авторской идеи и получить реальное представление об описываемой эпохе.
Историзм романа – вот еще одна черта, которая отличает его от подобных произведений того времени. Неслучайно Пушкин активно изучал исторические документы в архивах. Их материалы – это основа произведения. Автор в художественной форме преподнес читателю один из эпизодов в российской истории.

Ведется от имени Петра Андреевича Гринева. Это – молодой человек, 17-18 лет. Он сын дворянина, живущего в Симбирской губернии, отставного премьер-майора. У его отца – Андрея Петровича Гринева глубоко развито чувство дворянской чести и долга перед государством. Своего сына отставной майор записал в Семеновский полк, еще не зная, кто родится у него. Он воспитывал в сыне качества, которыми должен обладать настоящий дворянин – честь, бесстрашие, великодушие.

Петр Андреевич получил домашнее воспитание. Сначала его «образованием» занимался стремяный, крепостной Гриневых, . Наверняка, он научил Петра разбираться не только в собаках. Русской грамоте обучил Петра Савельич. Проводя с ребенком много времени, он наверняка рассказывал ему военные истории, сказки, оставившие свой след в душе мальчика. Когда мальчику исполнилось 12 лет, ему выписали из Москвы гувернера, не очень утруждавшего себя занятиями с дворянским отроком. Однако восприимчивый ум мальчика получил необходимые знания в области французского, что позволило ему заниматься переводами.

Однажды отец вошел в комнату и увидел, как его чадо «изучает» географию. Превращение географической карты в летающего змея при спящем учителе разгневало старого майора, и гувернер был вытолкан взашей из имения.

Когда Петру Андреевичу исполнилось 17 лет, отец позвал к себе сына и объявил, что отправляет его на службу отечеству. Но вопреки ожиданиям Петруши, его отправили не в столицу, а в дальний Оренбург, граничащий с киргизскими степями. Такая перспектива не очень обрадовала молодого человека.

«– Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.»

В этих словах Андрея Петровича выражается характер офицера старой закалки – человека решительного, волевого и ответственного, но более того – выражается отношение отца к сыну. Ведь ни для кого не секрет, что все родители стремятся пристроить любимых чад туда, где комфортно, и нужно меньше трудиться. А Андрей Петрович хотел воспитать из сына настоящего мужчину и офицера.

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

Во время пути Петр Андреевич познакомился с Иваном Ивановичем Зуриным, который воспользовался неопытностью Гринева, впервые выпорхнувшего из отчего дома. Он подпоил молодого человека и обыграл его.

Нельзя сказать, что Петр Андреевич был ветреным и бесшабашным. Просто он еще был молод. И на мир смотрел по-детски невинными глазами. Этот вечер и знакомство с Зуриным послужили для Гринева хорошим уроком. Он больше никогда не увлекался играми и спиртным.

В эпизоде с заячьим тулупом Гринев проявил душевную доброту и великодушие, впоследствии, спасшие ему жизнь.

В Белогорской крепости, куда оренбургский генерал направил его служить, Гринев быстро поладил с обитателями крепости. В отличие от , которого здесь многие не уважали, Гринев стал своим человеком в семействе Мироновых. Служба его не утомляла, и он в свободное от занятий время увлекся литературным творчеством.

В истории с он проявил если не храбрость (в данном случае это слово просто неуместно), то решимость, стремление постоять за честь девушки, которая ему нравилась.

Свою храбрость он покажет позднее, когда под страхом смерти откажется присягать самозванцу, целовать ему руку. оказался тем самым спутником, который помог Гриневу добраться до постоялого двора, и которому Гринев подарил свой заячий тулуп.

Чувство чести и долга перед государством и императрицей, которой принес присягу, честность до конца перед Пугачевым, и не только перед ним, возвышают молодого человека в глазах читателя. Гринев проявит мужество и тогда, когда поедет в Белогорскую вызволять из рук Швабрина. В его пользу говорит и тот факт, что Гринев готов идти на каторгу, чтобы только не вовлекать в разбирательство Машу – дочь капитана Миронова, которую он успел полюбить.

За год, что прослужит Гринев в Оренбургской губернии, год, насыщенный событиями, которые не раз ставили его перед нравственным выбором. А за то время, что он проведет в заключении, он получит нравственную закалку. Этот год сделал из мальчика мужчину.