Суккот: когда и как отмечается, почему имеет такое название. Что за праздник суккот - обычаи и традиции еврейского праздника

Праздник установлен в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную и длится семь дней.

Что за праздник

Суккот — один из трех самых основных праздников в году, который евреи по закону Торы должны широко отмечать, собравшись в Иерусалиме. Израильтяне в эти дни совершали паломничество в Иерусалим и праздновали сбор урожая.

В Торе заповедь сидения в шалаше — "суке", выделяется особо, поэтому и праздник называется "Суккот", что переводе с иврита означает "шатры", "шалаши". Заповедь пребывать в сукке — временных постройках, в которых обычно живут кочевники в пустыне, объяснялась по-разному.

Одно толкование гласит, что, устанавливая шалаш около дома, евреи присоединяются к тем, кто 33 века назад сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал ее и радовался плодам, которые она дарила. По другой — смысл в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

Одним из поводов для веселья является и тот факт, что празднику предшествовал Йом-Кипур или Судный день (в 2017 году отмечали 30 сентября), во время которого, по традиции, прощаются все грехи еврейского народа.

Мудрецы считают, что праздник в более глубоком понимании воспитывает, так как указывает на необходимость сознавания людьми слабости отдельного человека и важности сохранения веры в божественную сущность, покровительствующую и оберегающую от всех невзгод.

© photo: Sputnik / Христофоров

Во время празднования Суккот принято не столько радоваться, сколько благоговейно благодарить Бога за удачно выращенные и собранные овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие дары природы.

Традиции

Суккот продолжается семь дней, которые принято жить в шалашах — в сукке едят и пьют, устраивают веселые праздничные трапезы, встречают гостей, танцуют и даже спят. Поэтому праздничные шалаши можно увидеть почти везде — во дворах, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках и так далее.

Сукка строится по определенным правилам - у нее должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом, а не внутри дома, под навесом или под деревом.

Основным ее элементом является крыша, которая традиционно делалась из веток или тростника. В настоящее время используются и более современные материалы.

Покров сукки должен защищать от палящих лучей солнца, но не должен быть слишком плотным, чтобы через него были видны звезды и, чтобы в шалаш попадал дождь, напоминая верующим, что их жизнь в руках Бога. Если идет сильный дождь и шалаш заливает, его разрешается покинуть.

Эта традиция должна напоминать евреям о странствиях и жизни израильтян в Синайской пустыне, а также о том, что представители этого народа могут добиться многого, если будут держаться вместе.

От выполнения заповеди пребывания во временном жилище освобождаются больные, путешественники и женщины.

Ритуальные жилища украшаются изнутри букетами из цитрона, пальмовой ветви, мирта и речной ивы. Эти четыре растения символизируют единство еврейского народа.

© photo: Sputnik / Христофоров

По традиции, в праздник Суккот также определяется количество дождей, которые выпадут в следующем году.

Одной из важных традиций является чтение Моисеевых Законов. В первый и последний дни Суккот запрещается работать, существует заповедь угощать бедных студентов, изучающих Тору.

В преддверие праздника Суккот в магазинах и торговых сетях Израиля проводится множество акций и скидок на различные товары, в том числе на готовые кошерные сукки или материалы для их сооружения.

Праздничные акции предлагают в эти дни и гостиницы Израиля всем желающим, присоединиться к важному празднику для всего еврейского народа.

Накануне праздника в городах Израиле проводятся специальные ярмарки, где можно купить все необходимое для сооружения шалаша собственными руками.

Особый ритуал

Одно из красочных действий праздника Суккот — "вознесение лулава", особый ритуал, во время которого принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений.

Для исполнения заповеди четырех растений в Суккот нужны этрог (цитрон), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы), каждое из которых соответствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации.

Этрог, обладающий и вкусом, и запахом — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, делающий плод сладким, но без запаха — верующие, знающие Тору, но не совершающие добрых дел.

Мирт — растение ароматное, но несъедобное — это евреи, не слишком начитанные в Торе, но от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха — это евреи, которые не знают Тору и не совершают добрых дел. Все вместе, эти растения выступают своеобразным символом многообразия еврейского народа, собранного Богом в единый букет.

По другому толкованию, каждое из растений соответствует определенной части человеческого тела. Этрог — сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

Во время "вознесения лулава" следует взмахнуть им поочередно в направлении каждой из четырех сторон света, а также вверх и вниз. Это действие — символ: единство евреев, провозглашаемое "четырьмя видами", распространяется на весь мир, и, кроме того, на весь мир распространяется власть Бога и связь с Ним. Этот обряд совершается в каждый из семи дней Суккот (кроме субботы).

Трапеза

Суккот, как и другие праздники, начинается перед заходом солнца, поэтому в канун первого дня, по обычаю, зажигают праздничные свечи, а перед тем как зажечь произносят благодарственное благословение.

После праздничной вечерней службы (маарив) в синагоге возвращаются домой, и как в субботу и другие праздники, глава семьи совершает "кидуш" (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина). При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь — находиться в сукке.

Суккот, как и большая часть других торжественных событий, не проходит без пышной трапезы, которую в первый вечер праздника начинают с благословения на хлеб (в данном случае на столе — две халы). Но перед этим проводят обряд — нетилат ядаим (омовения рук). Это не мытье рук — руки перед этим обрядом должны быть уже чистыми.

© photo: Sputnik / Маршани

Главными яствами, с которых непременно начинают вкушение всего многообразия подаваемых блюд, считаются хала, вино и мед. Такое сочетание выбрано неспроста.

Многие обмакивают кусочек халы не в соль, как это делается в течение всего года, а в мед — как в Рош Ха-Шана. Плетеная хала с медом символизирует достаток, благополучие и сладкую жизнь в будущем году, а выпивая вино, благословляют Бога, "заповедавшего жить в сукке и давшего возможность дожить до настоящего дня".

Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему — произносят (биркат а-мазон) — благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни.

Суккот — праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что он благословил свой народ изобилием.

Шмини Ацерет

Череду осенних еврейских праздников завершает Шмини Ацерет — Тора особо выделяет восьмой день от начала празднования Суккот. Он назван днем Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.

Мудрецы постановили, что в этот день евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент — Симхат Тора, то есть праздник завершения цикла чтения Торы. Симхат Тора в переводе означает — Радость Торы.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Иудейский праздник Суккот или "Праздник кущей" начинается на 15-й день нового года по еврейскому календарю и длится семь дней. В 2018 году праздник выпадает на 23 сентября, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.

Праздник установлен в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную. Все эти годы они жили в "сукках", что переводится с иврита как "кущи" или "шалаш", которые можно было быстро разобрать и перенести на новое место.

Тора трижды называет Суккот "временем радости". Дополнительной причиной веселья является тот факт, что праздник наступает через пять дней после Йом Кипура (Судный день), во время которого, по традиции, стираются и прощаются все грехи еврейского народа.

Это один из трех самых основных праздников в году, на который евреи по закону Торы должны собраться в Иерусалиме и широко отмечать этот день. Израильтяне в эти дни совершали паломничество в Иерусалим и праздновали сбор урожая.

Суть

Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал ее и радовался плодам, которые она дарила.

Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

Таким образом, в более глубоком понимании праздник воспитывает, указывая на необходимость сознавания людьми слабости отдельного человека и важности сохранения веры в, оберегающую от всех невзгод и покровительствующую, божественную сущность.

Такое же отношение касается и ликования по поводу собранного урожая. Во время празднования Суккот принято не столько радоваться, сколько благоговейно благодарить Бога за удачно выращенные и собранные овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие дары природы.

Традиции

По традиции в период празднования Суккот следует покидать свой дом и жить в шалаше. Все семь дней праздника следует проводить в шалаше как можно больше времени, по крайней мере, посещать ее два раза в день.

Праздничные шалаши можно увидеть почти везде: во дворах, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ритуальные жилища украшаются изнутри букетами из цитрона, пальмовой ветви, мирта и речной ивы. Эти четыре растения символизируют единство еврейского народа.

Накануне праздника в городах Израиле проводятся специальные базары, где можно купить все необходимое для сооружения шалаша. Сукка строится по определенным правилам, основным ее элементом является крыша, которая традиционно делалась из веток или тростника. В настоящее время используются и более современные материалы.

© photo: Sputnik / Христофоров

Покров сукки должен защищать от палящих лучей солнца, но не должен быть слишком плотным, чтобы через него были видны звезды и, чтобы в шалаш попадал дождь, напоминая верующим, что их жизнь в руках Бога.

Эта традиция должна напоминать евреям о блуждании по Синайской пустыне. И о том, что представители этого народа могут добиться многого, если будут держаться вместе.

По традиции, в праздник Суккот также определяется количество дождей, которые выпадут в следующем году.

Одной из важных традиций является чтение Моисеевых Законов. В первый и последний дни Суккот запрещается работать, существует заповедь угощать бедных студентов, изучающих Тору.

Вознесение лулава

В Суккот выполняют особый ритуал — "вознесение лулава", во время которого принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений.

Для исполнения заповеди четырех растений в Суккот нужны этрог (цитрон), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы), каждое из которых соответствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации.

Этрог, обладающий и вкусом, и запахом — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, делающий плод сладким, но без запаха — верующие, знающие Тору, но не совершающие добрых дел.

Мирт — растение ароматное, но несъедобное — это евреи, не слишком начитанные в Торе, но от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха — это евреи, которые не знают Тору и не совершают добрых дел. Все вместе, эти растения выступают своеобразным символом многообразия еврейского народа, собранного Богом в единый букет.

Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

Трапеза

Суккот, как и другие праздники, начинается перед заходом солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив).

Возвращаясь домой, как в субботу и другие праздники, делают кидуш — освящение дня — над бокалом вина. При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь — находиться в сукке.

Как и большая часть других торжественных событий, Суккот не проходит без пышной трапезы, которую в первый вечер праздника начинают с благословения на хлеб (в данном случае на столе — две халы). Но перед этим проводят обряд — нетилат ядаим (омовения рук). Это не мытье рук — руки перед этим обрядом должны быть уже чистыми.

Главными яствами, с которых непременно начинают вкушение всего многообразия подаваемых блюд, считаются хала, вино и мед. Такое сочетание выбрано неспроста.

Многие обмакивают кусочек халы не в соль, как это делается в течение всего года, а в мед — как в Рош а-Шана. Плетеная хала с медом символизирует достаток, благополучие и сладкую жизнь в будущем году, а выпивая вино, благословляют Бога, "заповедавшего жить в сукке и давшего возможность дожить до настоящего дня".

Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему — произносят (биркат а-мазон) — благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни.

Суккот — праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.

© photo: Sputnik / Маршани

Череду осенних еврейских праздников завершает Шмини Ацерет — Тора особо выделяет восьмой день от начала празднования Суккот. Он назван днем Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.

Мудрецы постановили, что в этот день евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент — Симхат Тора, тоесть праздник завершения цикла чтения Торы. Симхат Тора в переводе означает — Радость Торы.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Суккот- радостный и важный праздник для всех евреев! На самом деле, Суккот так тесно связан с положительными эмоциями, что традиционные источники часто называют его З"ман Симхатейну , что переводится с иврита как "Сезон нашей радости". В течение семи дней Суккота евреи должны праздновать роль Бога в своей жизни и радоваться удачам прошлого года. Суккот должен быть счастливым временем, проведенным с друзьями и семьей, так что, готовясь к празднику, будьте готовы отпустить все негативные мысли и чувства. Стремитесь быть оптимистичными, положительными и (самое главное) благодарными Богу в течение целой недели.

Постройте Сукку. Как отмечалось выше, одним из самых запоминающихся и ярких традиций Суккота является строительство "сукки"- специальной хижины или палатки. Эта палатка может быть построена из самых разных материалов (даже из брезента или другой ткани), главное, чтобы она "могла выдержать ветер". Крыша Сукки традиционно изготавливается из листьев, веток и других растений. Внутри Сукка, как правило, украшена рисунками и религиозными символами. Для получения дополнительной информации о построении Сукки, смотрите соответствующий раздел ниже.

  • В книге Левит сказано, что евреи должны "жить" в Сукке в течение всех семи дней праздника Суккот. В современном контексте это означает, что семья должна проводить в Сукке все торжественные мероприятия, связанные с Суккотом и устраивать там трапезы, хотя некоторые набожные евреи даже спят в шалаше.
  • Следует избегать работы в течение первых двух дней праздника Суккот. Хотя праздник Суккот длится около 7 дней, первые два дня праздника являются особенно благословенными. В эти дни, так же, как в субботу, следует избегать большинства видов работ, демонстрируя тем самым почтение к Богу. В частности, все виды работ, запрещенных в Шаббат, также запрещены в первые два дня праздника Суккот, за исключением приготовления пищи, выпечки, передавания огня и переноски вещей. В течение этого времени, людям, соблюдающим праздник рекомендуется проводить время в молитве и праздновании со своими семьями.

    Ежедневно во время Суккота нужно произносить молитвы "Халлель". Во время праздника Суккот к обычным утренним, вечерним и дневным молитвам добавляют специальные части в честь праздника. Что именно нужно произносить во время молитвы зависит от того, какой сегодня день; для первых двух специальных дней и для следующих пяти промежуточных дней существуют свои собственные молитвы. Тем не менее, традиционная молитва на каждый день во время Суккота, произносимая после утренней молитвы - это полный текст молитвы "Халлель". Эта молитва по сути дословный текст псалмов 113-118.

    В Суккот принято трясти и размахивать лулавом и этрогом. Кроме строительства шалаша, это самая важная праздничная традиция в Суккот. В первый день Суккота соблюдающие праздник евреи в качестве ритуала трясут в разные стороны ветками (так называемый "лулав") и фруктами (так называемый "этрог"). Лулав делают из цельных пальмовых листьев, двух ветвей ивы и трех веток мирты, скрепленных переплетенными листьями. Этрог- это цитрон, лимонный фрукт, выращиваемый в Израиле. Чтобы провести ритуал, нужно взять лулав в правую руку, а этрог в левую, произнести над ними благословение "Браха", а потом помахать ими в шести направлениях: на север, юг, восток, запад, вверх и вниз, что символизирует Божье присутствие повсюду.

    Суккот – это праздник, который в Библии называется Праздником кущей и считается одним из важнейших событий всего еврейского народа. Именно это событие входит в число трех мероприятий, которые очень массово отмечались в паломническом Иерусалиме, пока Второй Храм не был разрушен римлянами. Это событие имеет несколько поводов для проведения. Конечно, основным посвящением этого события является исход из египетских земель, но помимо этого, этот праздник относится к числу аграрных мероприятий, то есть к празднованиям урожая.

    Аграрный характер это событие заслужило за счет того, что проводится оно в период сбора второго урожая, а именно плодов осени и зерновых культур. Праздник кущей имеет массу особенностей, во-первых, стоит отметить, что приближение мероприятия можно распознать по тому, что на частных участках и в жилых дворах начинают появляться кущи, идентичные тем, в которых евреи жили в пустыне. С этим праздником связанно очень много заповедей и ритуалов, которых иудеи стараются строго придерживаться.

    Интересно! В период празднования Суккот большая часть религиозных евреев принимает пищу в оборудованных шалашах. Более того, некоторые из них и вовсе поселяются во временные жилища на период торжеств .

    Когда отмечается и сколько длится событие

    Мольба евреев у Западной стены во время еврейского праздника Суккот

    В самом Израиле Суккот отмечается один день, при этом еврейская диаспора отмечает это событие на протяжении двух дней. В эти дни во всех синагогах проходят чтения благословений и соответствующих молитв. Но, несмотря на то, что сам праздник приходится на один день, его сменяет неделя празднований, в этот период не функционируют учебные заведения, большая часть учреждений и предприятий. В течение этой недели большая часть иудеев предпочитает путешествовать или проводить время в кругу семьи.

    На восьмой день праздничной недели проходит Симхат Тора, это мероприятие посвящается завершению годичного цикла чтения в синагогах мира Пятикнижия Моисеева. Праздник кущей у иудеев приходится на 8 октября, соответственно, посетив Израиль в этот период времени, можно увидеть много национальных обрядов и интересных мероприятий.

    Особенности названия события

    Как уже было отмечено, Суккот также известен по всему миру как праздник кущей. Такое название событие получило благодаря своим особенностям. Дело в том, что в переводе с иврита суккот обозначает кущи или более привычные для нас — шалаши. Как уже было отмечено, именно в таких шалашах в период отмечания мероприятия проживает и принимает пищу большинство религиозных иудеев. Это событие имеет огромную важность для всего еврейского народа, а все потому, что оно является напоминанием о том, как евреи блуждали по Синайской пустыне на протяжении очень долгого времени.

    Интересно! Большинство иудеев воспринимают это событие как доказательство того, что еврейский народ может справиться с любыми трудностями и в любой, даже самой сложной ситуации, оставаться сплоченным .

    Особенности празднования события

    Традиционный рынок перед праздником Суккот

    Праздник Суккот отмечается с большим размахом, накануне этого знаменательного события в Израиле проводятся многочисленные базары. Такие базары организовываются для того, чтобы все желающие могли приобрести все необходимые материалы для строительства шалашей. То есть на таких рынках можно найти товары, которые могут пригодиться в процессе возведения кущей. Как уже было отмечено, в период празднования этого события шалаши или как их принято называть кущи, можно встретить практически в любом дворе. Более того, религиозные иудеи даже выстраивают такие сооружения на верандах, балконах и даже автомобильных стоянках.

    Но тут важно понимать, что приуроченные к этому мероприятию шалаши должны быть правильно построенные и что самое главное, благоустроены, согласно существующим правилам и традициям. Просмотрев информацию о Суккот в Википедии, можно узнать, что в каждом сооруженном шалаше обязательно должны присутствовать традиционные растения:

    • этрог – это плод, побег или отросток особого растения цитрусового типа, который обладает сладковатым вкусом;
    • арава – это ветви простой ивы или речной вербы;
    • лулав – это пальмовая ветвь, которая должна быть самой крупной в пучке трав;
    • хадас — представляет собой ветви широколистных деревьев.

    После того как букеты были собраны, они должны размещаться внутри построенных времянок. Эти букеты являются традиционными для любого временного жилья, а все потому, что вышеперечисленные растения являются символами единства всего еврейского народа. Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что основное действие любого иудея в канун Суккот 2016 — построить временный шалаш и правильно его оформить.

    После того как все подготовительные процессы были завершены, вечером в первый день празднования Суккот иудеи отправляются в синагогу, в которой также сооружается большой шалаш. В синагоге происходит праздничная церемония, которая состоит из нескольких этапов:

    1. Взять в руки, собранные предварительно букеты из четырех вышеперечисленных растений.
    2. Совершить обход храма.
    3. Спеть.
    4. Зачитать отрывки из Торы.

    Это обязательный обряд для всех религиозных иудеев, после посещения синагоги они могут отправляться в собственноручно построенные кущи. Вечерняя трапеза проходит во временном жилье, при этом правильным решением для религиозного еврея будет пригласить на ужин студентов, которые изучают Тору.

    Интересно! Суккот особенно любят еврейские дети, так как для них интересно принимать пищу, а иногда и проживать во временном жилье. То есть для молодых иудеев период празднований превращается в увлекательное приключение .

    Суккот в иудаизме имеет еще одну интересную традицию – это чтение молитвы о дожде. Дело в том, что, по мнению иудеев, в период празднований этого мероприятия определяется количество дождей на весь грядущий год. Поскольку количество осадков имеет чрезвычайно важное значение для будущего урожая, во всех храмах Иерусалима читаются молитвы о дожде, происходит это событие на восьмой день Суккота и носит название оно Шмини Ацерет.