Такие разные и похожие виды вышивки – обзор известных и редких техник. Виды вышивки. Вышивка крестом, гладью, бисером и лентами Менее известные виды вышивки

Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины

на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету…


Ажурная вышивка (ришелье)
Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».


Ассизи (от ит. assisi)
В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто — ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки — ассизи.

Багет
Гладкая или профилированная планка, предназначенная для изготовления рам к вышитым картинам и др. Иногда так называют уже готовые рамки и другую фурнитуру для оформления картин.


Бискорню (от фр. biscornu - изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).


Блэкворк (от англ. blackwork — чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна — «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.


Бэкстич (от англ. backstitch — шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.

Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими — черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.


Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок - из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний - в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.


Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.

Гладь.
Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью — тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок

Гладь вприкреп.
Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.

Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Гладьевой валик.
Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.

Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы — картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.

Гольбейн.
Двойной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют — гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.

Иглы для вышивания.
Иглы для вышивания делятся на два типа: с острым и тупым концом. Для вышивания на плотной ткани используется первый тип игл. Для вышивки по канве или ткани равномерного плетения, в которых не нужно прокалывать дырочки, используют иглы с тупым концом. Для того чтобы было удобно продевать нитки мулине, вышивальные иглы делаются с длинным ушком. Игла по диаметру должна соотноситься с толщиной дырочек в канве.

Канва.
Сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания.

Канитель (от фр. cannetille).
Тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить в виде винтовой спирали. В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги, например люрекс. Сюда же можно отнести и понятие Металлик.
Металлизированные нитки для вышивания и рукоделия, придают вышивке особую красоту и выразительность.

Карта цветов мулине.
Таблица в которой нитки мулине представлены названием, цветовой картинкой и определённым номером. Существуют сводные таблицы мулине, в которых сведены номера, закреплённые за каждым цветом разными производителями.

Каунт (от англ. count — номер).
Цифры после названия канвы, показывающие количество «квадратиков» или нитей на один дюйм (2.54 см). Чтобы понять, сколько «квадратиков» или нитей будет в 10 см, нужно номер канвы разделить на 2.54 и умножить на 10. Чем больше номер канвы, тем мельче клеточки, и тем плотнее сам материал.

Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.

Лонгстич (от англ. longstitch — длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) — стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич — это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.

Меланж.
Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.

Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.

Мулине (от фр. moulinet).
Появились они благодаря компании DMC, которая в конце XIX века запатентовала новый вид хлопковых, не линяющих ниток для вышивания, дав им название мулине. Позднее и другие компании стали называть нити для вышивания именно этим термином.

Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.

Пасма.
Пучок из шести ниточек мулине. Пасма однако может быть и из ниток Ириса или шерстяная.

Паспарту (фр. passe-partout).
Изначально кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют вышивку.

Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.

Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.

Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.

Полукрест.
Техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.

Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».

Пяльцы.
Инструмент для рукоделия в форме рамы или на подставке, на который туго натянута ткань для вышивания.

Страмин.
Наиболее крупная (27 клеток на 10 см), сетчатая, жесткая канва которую используют для вышивания гобеленов, ковров, подушек и т.п.

Схема для вышивания.
Разбитое на цветные или символьные квадратики изображение, по которому выполняется вышивка. Обычно в наборы для вышивания входит цветная или черно-белая схема, отдельно печатается схема со стежками бэкстич. Иногда схема может наноситься сразу на канву. Схемы входят в наборы для вышивания, а также могут продаваться отдельно.

Счётный крест.
Вышивка по канве или ткани равномерного переплетения без нанесённого рисунка.

Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.

Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.

Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.

Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) - современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер — ткань для вышивания. см. Hardanger.

Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.

Aida.
Самый распространённый тип канвы, который был изобретён известной фирмой Zweigart в начале ХХ века. Благодаря своей специальной технике переплетения 4 на 4 нити эта ткань образует четкие квадраты, что очень удобно при вышивке крестом. Обычно канва Aida маркируется цифрами: 8, 11, 14, 16, 18, 20. Эти цифры (каунты) означают количество клеток на 1 дюйм (2,54 см).

Davosa 18
100% хлопоковая канва с 18 нитями на дюйм или 71 клеткой на 10 см. Это мягкая ткань высокого качества с особым плетением — пересекающиеся нити не жестко переплетены между собой. Игла без усилия проходит через промежутки между нитями. Ее чаще всего используют для вышивки скатертей, салфеток, дорожек.

Evenweave (от англ. weave — переплетение нитей в ткани, even — однородный, равномерный).
Ткани равномерного переплетения, используемые в качестве основы для вышивания. К ним относятся Linda (100% хлопок), Lugana (52% хлопок и 48% вискоза). В отличие от канвы Aida Gamma K04, ткани равномерного переплетения не имеют четко выраженных «квадратиков», из-за чего вышивать на них труднее, приходится в процессе работы отсчитывать нити. Но результат вышивания получается гораздо лучше, так как незаполненная крестиками часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. На ткани равномерного переплетения крестиком обычно вышивают через 2 нити (для одного крестика отсчитывают 2 нити по горизонтали и 2 по вертикали), в этом случае количество крестиков будет в два раза меньше, чем количество нитей. Например, для канвы Linda 27 количество крестиков в 10 см будет 53.

Hardanger.
Хлопковое плотное на ощупь полотно с переплетением 2х2 нити, плотностью 87 клеток на 10 см. Между собой нити не переплетаются, поэтому нет четко выраженных квадратов, поэтому вышивать крестиком не очень удобно, рекомендуется использовать для вышивки счетной гладью, техникой блэкворк (blackwork), и т.д.

Linda 27
100% хлопоковая канва с 27 нитями на дюйм. Легкая ткань с равномерным переплетением нитей. Используется для шитья одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, так как у неё легко обрабатываются края, она хорошо драпируется. Но в отличие от канвы Aida, где квадратик не делим, Linda позволяет выполнять вместо одного крестика два узких крестика в горизонтальном или вертикальном направлении.

Lugana 25
Смешанная хлопковая ткань (52% хлопок и 48% искусственный шелк) 25 нитей на дюйм. Одна из самых популярных тканей от Zweigart. Изящная ткань для скатертей подушек и других декоративных изделий. Отлично подходит для вышивки крестом.


В этой статье мы расскажем, какие бывают виды вышивки. В центре нашего внимания - виды машинной вышивки, однако мы коснёмся и ручного труда. Расскажем про виды вышивки нитками, а также про вышивку лентами, бисером и пайетками. Сложные и простые виды вышивки, исторические и современные - постараемся коротко охватить всё!

Мы занимаемся машинной вышивкой нитками и пайетками с 2007 года. Нам доступны разные виды вышивок на одежде - гладью и крестом, нитками, пайетками, лентой и шнуром. Ниже мы расскажем, какие виды вышивок в каких случаях востребованы, чем они отличаются.

Среди наших клиентов - модельеры и бизнесмены, спортсмены и журналисты, байкеры и военные, а также многочисленные частные лица. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которая ему нужна. Обращайтесь , рады вышить для вас!

Современные виды вышивки нитками

Вышивка пайетками буквы "М"

Виды ручной вышивки

В самом общем виде ручную вышивку нитками обычно делят на свободную и счётную. Счётная нам всем привычна - это та самая, на канве, по клеточкам. Свободная, соответственно, не требует считать клеточки, при таком способе рисунок наносится свободно.

Эти виды ручной вышивки просто связать с двумя самыми популярными техниками вышивания. Конечно, счётная – это вышивка крестиком, а свободная – вышивка гладью . Хотя бывалые мастерицы могут и оспорить это утверждение, но всё же такое разделение вполне оправдано. Никто не спорит, бывает счётная гладь, но она не очень распространена.

Виды стежков и швы в глади

Плоская гладь. Двусторонний стежок равномерно заполняет рисунок.

Гладь вприкреп. Длинный стежок прикрепляется более коротким: используется при больших площадях.

Верхошов. Односторонняя гладь, стежки слегка расходятся «веером».

Узкий гладьевый валик. Мелкие стежки оформляют контур или край.

Стебельчатый шов. Мелкие стежки перекрывают друг друга, как в шнурке.

Петельный шов. Стежки образуют «петельки»: удобно вышивать округлые элементы.

Гладь с настилом. Сначала вышивается подложка – по ней рисунок.

Цепочка. Каждая новая петля закрепляет предыдущую: похоже на вязание на плоскости.

Виды стежков крестиком

Простой крестик. Выполняется в два стежка, один ложится поверх другого накрест. Для красоты рисунка нужно, чтобы верхние стежки смотрели в одну сторону.

Полукрест, или гобеленовский шов. Как видно из названия: выполняется только один стежок.

Двойной крест. Выполняется из четырёх стежков: два косых – и два прямых. Похоже на восьмиконечную звезду.

Двусторонний тамбовский крест. Обычный крест обводится квадратом из четырёх стежков, соединяющих концы крестика.

Наиболее известны вышивки цветной гладью из Китая и Японии - мастерицы этих стран издавна достигали баснословных успехов в тонкостях этого вида рукоделия. Однако и в других странах рукодельницы не обошли вниманием этот вид вышивки. Яркие узоры южных европейских стран и нежные переливистые - северных, причем самых разных эпох вплоть до сегодняшнего дня, тоже завоевывают сердца любителей как традиционной культуры, так и оригинальных техник.

Вышивку художественной гладью порой называют живописью на ткани с помощью цветных ниток. Гладьевые стежки являются заполняющими, то есть они целиком заполняют определенный участок мотива. Полностью вышитая разноцветными нитками основа напоминает живописное полотно. А ведь на самом деле это самые простые прямые стежки,которые выполняются в определенном направлении и плотно прилегают, а порой перекрывают друг друга. Красоту этой вышивки зачастую составляет игра света, переливы ниток, стежки которыми выполнены в разных направлениях.

Нитки для вышивания гладью берут самые разные - от люрекса и шелка до мулине и ковровой шерсти. И получают самый разный результат, например, вышивка шерстью дает возможность придать вышивке рельефность и объем. Однако лучшим выбором для глади считаются нитки с шелковистым блеском - именно они создают наиболее впечатляющий эффект. Гладь используют также для заполнения самых разных форм, в том числе монограмм.

Существует много вариантов гладьевых стежков. Здесь мы покажем лишь некоторые из них, но, овладев только ими, вы сможете выполнять сложные узоры.

Главные правила вышивки художественной гладью

  • Для того, чтобы вышивка гладью были выполнена аккуратно, натяните ткань на пяльцы.
  • Стежки должны полностью покрывать ткань.
  • Стежки должны размещаться один за другим.
  • Края мотива должны быть ровными.
  • Начинайте работу с самого узкого места элемента.
  • До начала работы вычертите на ткани контурные линии мотивов.

Техника выполнения стежков


Плоская гладь

Шаг 1

Начните работу в точке А, проведите иглу через точку В к точке С. Осторожно протяните нитку через ткань.

Шаг 2

Размещайте стежки вплотную друг к другу, проведите иглу через точку D к точке Е. Следите за тем, чтобы края мотива оставались ровными.

Шаг 3

Продолжайте заполнять участок мотива стежками, ровно натягивайте нити, чтобы поверхность вышивки была гладкой.

  • При вышивании гладью следите за тем, чтобы стежки ложились параллельно друг другу. Только тогда поверхность вышивки будет гладкой, ровной и шелковистой.
  • Если вы торопитесь, возьмите более толстые нитки или возьмите нитки в 3−4-5−6 сложений.
  • Избегайте длинных стежков. Они делают вышивку рыхлой и неаккуратной. Лучше разделить большой мотив на несколько участков и вышить его по отдельности, либо стежками в разных направлениях, либо нитками близких оттенков. Для заполнения больших участков идеально подходит художественная гладь.
  • Вдоль краев мотивов, чтобы их подчеркнуть, можно проложить контурные линии стебельчатыми или строчными стежками.

Художественная гладь

Эта техника наиболее популярна среди опытных вышивальщиц, и используется ими обычно для передачи тонких оттеночных переходов. Художественная гладь состоит из одного ряда стежков разной длины, которые частично покрываются рядами более длинных стежков.
Художественная гладь наиболее часто используется для заполнения участков неправильной формы.

Первый ряд этого вида глади состоит из длинных и коротких как правило вертикальных, реже горизонтальных стежков. Стежки последующих рядов длинные, тоже вертикальные (или горизонтальные). При художественной глади обычно применяются нитки разных оттенков одного цвета, чтобы добиться мягких оттеночных переходов.

Шаг 1

Начните работу в точке, А и введите иглу в точке В. Затем из точки С проведите иглу к точке D. Продолжайте чередовать длинные и короткие стежки по вертикали слева направо. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Повторяйте, выполняя по вертикали только длинные стежки и заполняя участок мотива. Последний ряд должен состоять из нескольких коротких стежков.


Теневая гладь

Это ряд стежков разной длины, в разной степени перекрывающих друг друга для создания передачи тонких цветовых нюансов. Очень часто теневую гладь считают одним из вариантов художественной глади (см. выше). Однако в теневой глади выполняются горизонтальные ряды стежков одинаковой длины, равномерно, при этом в каждом нижнем ряду для создания тонкого оттеночного перехода стежки чуть захватывают ряд верхних стежков.

Шаг 1

Работайте справа налево. Начните в точке, А и проведите иглу к точке В (край мотива). Затем через точку С проведите иглу к точке D. Продолжайте работать в первом ряду, пока не закончите его.

Шаг 2

Для выполнения следующего ряда стежков введите иголку между и немного выше нижних точек двух совмещенных стежков предыдущего ряда. Постарайтесь делать стежки как можно более ровными.

Гладь с настилом, или выпуклая гладь

Этот вид вышивки гладью применяется, когда нужно подчеркнуть рельефность и объем вышивки. В художественной (теневой) выпуклой глади сначала выполняется настил одним цветом, а поверх него вышиваются перекрывающие друг друга стежки нитками близких или контрастных оттенков.

Шаг 1

Прямыми стежками простой гладью проложите сначала настил. Для этого начните работу в точке А, введите иглу в точке В, проведите ее через точку С к точке D. Продолжайте заполнять мотив простой гладью. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Теперь работайте по настилу, прокладывая стежки в противоположном направлении. Из точки W проведите иглу к точке Х, затем из точки Y к точке Z. Продолжайте до тех пор, пока полностью не будут закрыты стежки настила.


Фото: PR, Свен Хедстром, burdastyle.

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

А образовательная
программа

II квалификационной

Мамадыш, 2012

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Малокирменская основная общеобразовательная школа»

II квалификационной

Мамадыш, 2012

Печатается по решению « Информационно-методического центра» Мамадышского муниципального района РТ.

Квалификационной категории Закирова Фирдавса Рахимшовна.

Рецензент: Старший преподаватель кафедры Дизайна ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» Н.П. Андреева

Данная авторская программа составлена учителем технологии Малокирменской ООШ Закировой Ф.Р. Программа предназначена для учителей технологии общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования (кружков рукоделия). В этом пособии представлен материал по разделу « Декоративно-прикладное искусство» на тему « Методика проведения занятий по вышивке». А так же предлагаются разработки уроков по вышивке и календарно-тематическое планирование для 5-8 классов. Материал носит рекомендательный характер и может быть творчески использован учителями технологии.

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………….…4-5

Тематический план ………………………………………………………………...6-8

Календарно-тематическое планирование занятий курса « Ручная художественная вышивка» ……………………………………………………………………………..8-11

Разделы программы :

Ручная вышивка, как один из видов рукоделия применяемых

на уроках технологии …..............................................................................................11-19

к проведению занятий по вышивке …………………………………………………19-20

Заключение …………………………………………………………………………. ..20

Разработки уроков по вышивке:

Тема: « Приёмы украшающих швов на основе простейших»………………………21-22

Тема: «Вышивка крестом» ……………………………………………………………22-26

Тема: « Художественная вышивка как средство оформления швейных изделий.

История вышивки. Тамбурный шов …………………………………………………26-28

Фотографии из школьной выставки « Волшебная вышивка» ……………………...29-30

Тематический план для 5-8 классов …………………………………………………30-32

Литература …………………………………………………………………………….33

Приложение:

Рецензия

CD -R -диск

Пояснительная записка.

Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Программа курса “Ручная художественная вышивка” предназначена для учащихся 5–8-х классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки,необходимые при вышивании.

Программа курса рассчитана на 36 часов.

Цель программы:

    углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,

    систематизация знаний о различных приемах вышивки.

    развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

    создание иллюстративного материала “История и виды вышивки”,

    освоение приемов вышивки крестом.

    выполнение творческого проекта.

Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.

Формы проведения занятий:

    Демонстрация изделий.

    Занятия с элементами лекций.

    Практические занятия.

    Самостоятельная работа с литературой.

    Работа над проектом.

Наглядность:

    Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.

    Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

    Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.

Учащиеся должны уметь:

    Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

    Уметь вышивать на пяльцах и без них.

    Начинать и заканчивать работу без узлов.

    Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

    Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

    Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.

    Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.

    Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

    Виды ручной вышивки.

    Историю и традиции вышивки.

    Способы нанесения рисунка на ткань.

    Способы закрепления нитей.

    Способы выдергивания нитей.

    Способы зашивок.

    Применение мережек, креста, свободных швов.

Способы оценивания результативности учащихся:

    Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

    Выполнение заданий.

    Защита проекта.

Программа способствует

    повышению интереса к культурным традициям родного края;

    развитию познавательной и творческой активности детей;

    формированию нравственных ценностей;

    расширению политехнических знаний, повышению культуры общения детей;

    укреплению веры детей в свои способности.

Прогнозируемые результаты

На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края и облегчит социальную адаптацию при вхождении во взрослую самостоятельную жизнь. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Тематический план курса


п\п

Тема

Часы

Теория

Практика

Понятие декоративно – прикладного искусства.

Приспособления материалы, инструменты для рукоделия.

Гобеленовый шов

Другие виды вышивок, их использование.

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

Защита проекта

Всего:

2 8

1. Вводное занятие

    Понятие декоративно-прикладного искусства.

    Из истории русской вышивки.

    Знакомство с одеждой татарского народа. Вышивка в одежде.

2. Инструменты и приспособления для вышивания:

    Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.

3. Технология выполнения свободных швов

    Шов “вперед иголку”.

    Шов “строчка”.

    Шов “за иголку”.

    Стебельчатый” шов.

    Тамбурный шов” и его варианты.

4. Технология выполнения счетных швов

    Шов “роспись”.

    Шов “козлик”.

    Шов “косичка”.

    Счетная гладь.

    Зигзаг (словацкий шов)гобеленовый шов.

    Крест с вертикальными стежками на изнанке.

    Крест простой – редкий.

    Кресты в два ряда.

    Крест двусторонний.

    Двойной или болгарский крест.

    Стоячий крест.

    Двусторонний “тамбовский” крест.

5. Гобеленовый шов

6. Другие виды вышивок, их использование

    Белая гладь.

    Цветная гладь.

    Вышивка ришелье.

7. Композиция, цветовой круг, орнамент

    Составление композиции.

    Орнамент, цветовой круг.

    Колорит.

8. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

9. Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

    Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков.

    Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.

    Вертикальный ряд.

    Выполнение крестиков в 1 прием.

    Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

    Диагональное расположение крестов.

    Обводка вышитых мотивов.

    Закрепление нитки.

    Оформление края изделия.

    Стирка и глажение вышитых изделий.

    Оформление вышивки в рамку.

    Изготовление декоративной рамки.

10. Защита проекта

Календарно-тематическое планирование занятий курса
Ручная художественная вышивка”


п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Теория

Практика

1.

Понятие декоративно – прикладного искусства

Знакомство с видами творчества и его направлениями.

Из истории русской вышивки.

Из истории западноевропейской вышивки.

Знакомство с одеждой русского и татарского народов.

1

1

1

1

2.

Инструменты и приспособления для вышивания

Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.

Увеличение и уменьшение рисунка

1

1

3.

Технология выполнения свободных швов

1

Шов "вперед иголку"

1

Шов "строчка"

1

Шов "за иголку"

1

"Стебельчатый" шов

1

– “Тамбурный шов” и его варианты

1

4.

Технология выполнения счетных швов

1

Шов "роспись". Шов "козлик"

1

Шов "косичка"Счетная гладь

1

Крест с горизонтальными стежками на изнанке.

Крест с вертикальными стежками на изнанке

1

Кресты в наклонном ряду

Кресты в два ряда

1

Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест

1

5.

Гобеленовый шов

Технология выполнения гобеленового шва

1

1

6.

Другие виды вышивок, их использование

- Белая гладь. Цветная гладь.

Вышивка ришелье.

1

1

7.

Композиция, цветовой круг, орнамент

Составление композиции

Орнамент, цветовой круг

Колорит

1

1

1

1

8.

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом

Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.

1

1

9.

Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

1

Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков

Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх

1

Вертикальный ряд

Выполнение крестиков в 1 прием

Выполнение горизонтального ряда крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

1

Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.

Диагональное расположение крестов

Обводка вышитых мотивов

1

Закрепление нитки

Оформление края изделия

Стирка и глажение вышитых изделий

1

Оформление вышивки в рамку

Изготовление декоративной рамки

1

10

Защита проекта

Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.

1

1

Итого: 36

8

28

Материальное обеспечение:

    нитки мулине, шерстяные;

    иглы № 24, 25, 27;

    наперсток;

    линейка;

    ножницы;

    ткань для вышивки;

    канва для вышивки крестом АИДА;

    пяльцы, клей ПВА;

    дополнительные аксессуары.

I . Ручная вышивка, как один из видов рукоделия, применяемых на уроках технологии.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Вавилон уже в древности был известен своими вышивками и, по предположению, там и был изобретен способ вышивать ткани нитями разных цветов. На Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. Археологи при раскопках славянских курганов и поселений находят обрывки тканей со следами вышивки.

На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Древнерусская вышивка различалась лицевым и орнаментальным шитьём. Лицевое шитьё перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Лицевое шитьё с изображением святых или сюжетами на религиозные темы служило украшением стен храмов на равне с иконами и фресками.

Вышивка выполнялась шёлком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. В качестве фона служили привозные восточные и западные ткани- тафта, камка, атлас.

Лики и открытые части тела вышивались светлым шёлком, одежду и остальные детали композиции- разноцветными шелками и металлическими золотыми и серебрянными нитями. Шёлком вышивали сквозь ткань - "на проём". Металлическими нитями вышивали "в прикреп"- нитки накладывали параллельными плотными рядами и прикрепляли к фону тонкой нитью в цвет золота или серебра. Вышивание сложной композиции было коллективным трудом. Художник - знаменщик "знаменил" рисунок - наносил контуры изображения на ткань, а образец выкраски отмечал на бумаге. Текст, сопровождающий композицию вышивки прорисовывал на ткани словописец. Орнаментальные мотивы наносил "травщик" в 18 в . существовали мастерские, где можно было купить готовые вышитые изделия или заказать их по своему вкусу. В эти же мастерские определяли молодых девушек для обучения вышивальному мастерству.

Вышивались мужские кафтаны, чепраки, петлицы, косынки, носовые платки, полотенца и др.- золотом и серебром, цветными шелковыми нитками, белыми нитями тамбурным швом, «в настил», _«филеями», гладью. Шитье подобного рода было модным женским рукоделием. Однако с изменением моды вышивка утратила ведущее место в украшении одежды и осталась жить в убранстве быта. Стали появляться вышитые в самой разнообразной технике кафтаны, ковры, экраны для каминов. Вышивкой украшались и модные различные аксессуары: сумочки, кошельки, бумажники, записные книжки и другие. Получает развитие вышивка бисером. Но особенно популярной в 19 в. становится вышивка крестом по канве цветными нитками и гладью с теневыми переходами. Тамбурное и филейное шитье применялось только в украшении одежды и белья. Золотое шитье становится привилегией форменной одежды и придворных нарядов.

Во второй половине 19 в. вышивка использовалась и в верхней одежде: накидках, мантильях, пелеринах. На бархате или сукне узор выполнялся накладным шнуром, аппликацией, стразами.

Вышивка делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 15 годам должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которая должна свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Самой распространенной, истинно русской была вышивка по счету нитей по утку и основе: шов «роспись», простой крест, счетная гладь, которые выполнялись льняными, хлопчатобумажными, шелковыми или шерстяными нитями. Другим распространенным видом часть нитей вышивки было шитье по нарушенной ткани. Для этой цели нитей выдергивали, разреженную ткань перевивали в сетку и по ней настилали узор- вышивка «перевить», строчевая.

Многие швы, а также вышивка гладью пришли в Россию из европейских стран- Италии, Франции, Германий.

В прошлом в каждом уголке нашей необъятной страны существовали свои типы вышивки с определенными цветовыми сочетаниями и расположением узоров. Например, в северных областях России вышивали крестом и только красными нитями. Там были распространены крупные декоративные узоры с изображением фигур птиц, барсов, коней, львов и мотивов цветущих деревьев. Их выполняли в основном на полотенцах и подзорах.

Отдельные области, а иногда и районы имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Глубокие корни имеет вышивка и в декоративно-прикладном искусстве и в одежде народов Узбекистана. Наиболее популярны золотое шитье и вышивка тамбуром.

Письменные источники сообщают о золотом шитье уже в 14 в., а узоры и краски настенных росписей 6-7 вв. нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К 19 в. золотошвейное производство срсредоточилось в столице Бухарского эмирата - Бухаре. Основным заказчиком золотого шитья был эмирский двор, что привело к возникновению дворцовых мастерских. На искусстве золотого шитья сказалось влияние архитектуры Бухары с четкими членением объемов, полукружиями арок и пышным декоративным убранством.

Шитая золотом мужская одежда- халаты, камзолы, мундиры, шаровары, обувь, пояса, головные уборы- «салля» (чалма) и «кулях» (остроконечная шапочка под чалму), а также полоны для лошадей изготовлялись только для эмира и по его заказу или по заказу его приближенных для подношения ему по случаю семейных торжеств и праздников. Никто даже из сановников государства не мог заказать для себя ни одного из упомянутых выше предметов -- всю шитую золотом одежду они получали в виде- подарков от самого эмира.

Шитая золотом женская одежда бытовала только среди зажиточных слоев населения. Одевали ее в основном по семейным торжествам и на праздники.

Излюбленными цветами считались: красный, фиолетовый, зеленый и синий. Для женской и детской одежды использовались гладкие (без выработки) бархаты, в основном красного (всех оттенков) и фиолетового цветов.

Наиболее характерным изделием национального искусства являются настенные декоративные вышивки, выполненные тамбурным швом. Вышивки, составлявшие девичье приданое давно уже утратили свое изначальное применение и стали традиционными формами общего убранства комнат.

В современной машинной вышивке применяют как простейшие виды швов, так и сложные. Самая изящная и очаровательная вышивка- белая гладь, а также прорезная и ее разновидность- «ришелье». Последняя получила свое название по имени известного французского государственного деятеля, который проводил свободное время за вышиванием в этой технике. С незначительными изменениями такая вышивка была известна ранее как венецианская или «ренессанс». Это очень красивая, изящная и вместе с тем несложная вышивка.

Мережка относится к строчевым вышивкам, то есть к ажурным, и является одним из древнейших видов рукоделия- в античные времена ею украшали в основном ритуальные костюмы. Позднее она стала использоваться для отделки бытовых и национальных костюмов народами Югославии, Венгрии, Словакии, Дании, Германии, Италии и др. У нас в России мережка широко использовалась и не забывалась, ею украшали рубашки, различные головные уборы, платки, передники и т.д. Особенно ценились те работы, которые вышивались "разноцветным тончайшим шелком, серебром и золотом. Мережка является предшественницей игольного кружева, которое стало широко распространяться в 15 в., однако совсем не вытеснило ее. В настоящее время этот вид ажурной вышивки не забыт и пользуется большим успехом у наших современниц. Мережкой отделывают одежду, постельное и столовое белье и т.д., при этом она применяется не только как самостоятельный вид рукоделия, но может использоваться в сочетании с различными видами вышивок. Хотя техника выполнения мережки остается неизменной, все-таки она отличается большим разнообразием рисунков, которые при желании можно придумывать самим. Этот вид рукоделия красив, доступен каждому, практичен и не требует больших затрат материала и времени.

Основы цветоведения

В качестве основы при определении цветовых тонов и правильного сочетания берется цветовой спектр, который можно получить, пропустив луч солнца через стеклянную призму. В природе часто можно наблюдать сочетание красок в радуге, в капле росы, при прохождении луча солнца через каплю воды.

Спектр состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Основными цветами спектра являются красный, желтый, синий. Остальные можно получить при смешении двух основных цветов. Можно смешивать не только основные цвета, но и цвета, расположенные один против другого в цветовом круге радуги.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески хрома- «цвет», ахрома- «отрицание цвета»). К группе ахроматических цветов относятся черный, серый, белый, которые определяются только светлотой, то есть относительной близостью данного цвета к белому. К группе хроматических цветов относятся цвета спектра и все их промежуточные цвета, которые характеризуются основными тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка холодного или тейлого цвета. Теплые тона привлекают болльшее внимание и создают впечатление близости предмета, холодные- его отдаленности.

Пользуясь этими свойствами цветов, вышивальщица может усилить рельефность деталей вышивки, сделать узор более четким, передать объемность форм.

В вышивке должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета, то есть должна присутствовать цветовая гармония.

Технологические сведения

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметр, пяльцы; кроме того, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага. Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счетных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Для сметывания изделий удобно пользоваться иглами №1 и №3.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают наперсток на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.

Ножницы для работы хорошо иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие - для разрезания тканей и мотков ниток.

Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой.

Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счетных.

Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань. Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Ручные швы . Швы бывают разные в зависимости от назначения и техники выполнения: соединительные - для соединения вместе частей тканей; закрепляющие - ими обметывают срезы ткани для предохранения от высыпания; украшающие - для соединения и закрепления частей ткани с одновременным украшением работы.

Шов «вперед иголку» (рис.1) применяют при наметке при обведении контура рисунка.

Представляет собой ряд одинаковых стежков, выполненных на одинаковом расстоянии друг от друга. Работа ведется справа налево. Иголку с ниткой пропускают в ткань через 4-5 нитей все время вперед.

Шов «за иголку» (рис.2) применяется при шитье более плотных тканей. Выполняется с пропусками ткани между стежками. Первый прокол иглы остается впереди второго прокола.

Работа ведется справа налево. Шов применяется в белой глади и для выполнения контура свободных вышивок.

Шов «строчкой» является разновидностью шва «за иголку».

Петельный шов применяется для обметывания петель, края ткани. Все стежки располагаются перпендикулярно краю ткани. Край ткани ложится на указательный палец левой руки и придерживается большим. В начале работы делается прокол с изнанки на лицо, а все последующие проколы стежков делаются с лица на изнанку.

Стебелъчатый шов называется так потому, что им в основном вышивают стебли цветов.

Используют этот шов и при прошивании контура рисунка.

Шов представляет собой ряд плотных косых стежков. Работа может выполняться слева на право и «от себя». Сделав первый стежок, иглу выводят у его середины и выполняют второй стежок, затем иглу снова выводят наверх, но уже у середины второго стежка.

Шов « козлик» применяется при заделывании краев в верхней одежде. Шов «козлик» с лицевой стороны представляет собой ряд перекрещивающихся стежков, а с изнанки - два параллельных ряда коротких стежков. Работа ведется слева направо. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.

Свободные вышивки.

Существуют самые разнообразные виды свободных вышивок. К свободным вышивкам относятся гладь, тамбур, «ришелье».

Гладь. Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях. Распространены белая гладь, гладь с настилом, теневая гладь, прорезная.

«Пышечка» - контур узора прошивается швом «вперед иголку» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к другу. «Пышечка» может быть вышита с настилом.

«Листик» контур прошивается стежками «вперед иголку». Листик может быть вышит прямыми или косыми стежками. Если листик выполняется с настилом, то стежки настила прокладываются вдоль листика.

Гладь» в раскол». Узор прошивают по контуру швом «вперед иголку», в том месте, где предполагается раскол узора, прошивают две параллельные строчки. Внутреннюю часть узора заполняют настилом. Стежки настила должны ложиться в направлении, противоположном предполагаемой вышивки гладьевыми стежками. Сначала вышивают целую часть мотива и, дойдя до места раскола, гладьевыми стежками заполняют одну сторону. Иглу вкалывают по внешнему краю за строчку и внутри между параллельными строчками. Вышив одну сторону, приступают ко второй.

Тамбур.

Основа тамбурной вышивки - шов «цепочкой» представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то

закрепление нитки на ткани может служить первой петлёй тамбурного шва.

На тканях с не очень плотной структурой вышивку можно выполнить крючком. Предварительно намечают точки по линии контура или работают «на глаз», делая одинаковые петли. Преимущество этой техники в том, что рабочая нитка закрепляется в самом начале, чуть в стороне от первой петли, а потом всё время подаётся снизу с катушки или с мотка. Работа идёт снизу вверх, всё время «от себя» (а)

Тамбурный шов с разной величиной петель (б) выполняется как обычный, только крупные петли чередуются с более мелкими. Работа ведётся сверху вниз «на себя».

Тамбурный шов можно выполнить в виде зигзагообразной полосы (б). Стежки в этом случае располагаются попеременно то вправо, то влево от средней линии шва.

Так же проходят зигзагообразной линией на изнанке.

Шов цепочкой с раскрытыми петлями (б) выполняется сверху вниз, работа идёт «на себя», только начало и конец петли находятся на расстоянии друг от друга, а не в одной точке, как в классическом тамбурном шве. Направление иглы всё время справа налево по диагонали вниз. Стежки по изнанке также расположены по диагонали.

Шов цепочкой с незаконченными раскрытыми петлями выполняется

сверху вниз слева направо, движение работы-«на себя». " Рабочая нитка закрепляется на изнанке и выводится на лицо, выкладывается петлёй, конец которой располагается ниже начала. С левой стороны всё петли закрытые, с правой стороны шва открытые.

Шов с перекрученными петлями (в) . Работа ведётся справа налево « на себя». Если вести работу сверху вниз, то на всех левых петлях её нужно поворачивать по часовой стрелке. Нитку закрепляют, выводят на лицо, огибают петлёй и вкалывают иглу в ткань выше и левее начала. Затем иглу с рабочей ниткой выводят в середине

первой петли, нитку огибают петлёй вправо и иглу вкалывают в ткань выше и правее начала второй петли. Петли, которые направлены влево, огибаются с левой стороны; все петли, направленные вправо, огибаются с правой стороны.

При расположении петель в прикреп по кругу можно вышить цветочки в растительном орнаменте. Цветочки выполняются петлёй в прикреп с одним стежком или двумя стежками.

СЧЕТНЫЕ ВЫШИВКИ

Счетные вышивки относятся к наиболее древним и распространенным. Называются так потому,что узор выполняется по счету нитей ткани. На тканях полотняного переплетения лучше видна структура, и на них легче выполнять счетные вышивки, такие как крест,двойной крест, полукрест или роспись, счетная гладь, мережки.

«Крест» выполняется двумя перекрещивающимися,диагональными стежками. Работа выполняется в определенной последовательности. Первый ряд диагональных стежков направлен слева направо, каждый стежок снизу вверх. При вышивке крестом нескольких горизонтальных рядов ниткой одного цвета переход нитки от конца одного ряда осуществляется через два ряда. . Вертикальный ряд крестиков вышивают снизу вверх, сначала диагональными стежками. В каждом стежке направление нити разное. Ряд верхних диагональных стежков в вертикальных крестах направлен сверху вниз, также с переходами по изнанке от стежка к стежку по вертикали.

При выполнении узора, где крестики расположены не подряд. А через один. также вышивают нижний ряд диагональных стежков слева направо, ряд верхних стежков -справа налево. В этом случае и на изнанке образуется узор крестиками. Наиболее сложна в исполнении вышивка крестом по диагонали.

«Двойной крест» состоит из четырех перекрещивающихся стежков двух по диагонали, двух прямых. Двойной крест выполняется весь сразу. На схеме цифрами показан порядок выполнения стежков.

1 2 3

II . Методические рекомендации для учителей технологии к проведению занятий по ручной вышивке.

Учителю труда дана возможность самому планировать работу раздела"Рукоделие". Даже виды рукоделия выбирает сам учитель. Это дает учителю проявить фантазию, применить свое умение,научить детей не только шитью и кулинарии, но и познакомить с разными видами рукоделия. Учитель выбирает такой вид рукоделия, которым владеет сам, но как трудно на первых порах спланировать работу, да и выбрать само изделие, на котором дети будут изучать тот или прием.

Ручная вышивка является одним из разделов программы "Элементы декоративно-прикладного искусства"(ДПИ). Основное содержание этого раздела составляют практические работы, которые занимают 70-80 % учебного времени. Остальное время отводится на изучение теоретического материала (знакомсво с историей возникновения вышивки, элементами и композиции).

При планировании этого раздела необходимо учесть то, что часов, отведенных на этот раздел, в программе мало, что дети должны не только отработать простейшие вышивальные приёмы на образцах, но и закрепить полученные навыки и умения на небольших законченных готовых изделиях. Поэтому главная задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь вышиванием, тогда желающие смогут самостоятельно продолжить обучение. Кроме того, на уроках по этому разделу необходимо уделить большое внимание эстетическому воспитанию учащихся, развитие интереса к выполняемой работе на уроках технологии, раскрытию творческих способностей учащихся.

Для успешного решения поставленных задач весь учебный материал предполагает постепенно усложняющиеся объекты труда, при изготовлении которых учащиеся могут реализовать свои индивидуальные возможности, проявить творчество. Из болышого многообразия вышивальных приемов для изучения отобраны лишь несколько простых по технологии и довольно быстрых по выполнению приемов.

В результате обучения учащиеся должны усвоить и уметь практически применять следующие виды швов: шов "вперед иголку",шов "назад иголку", стебельчатый шов», тамбурный шов, шов "козлик", петельный шов», простой крест, простейшие мережки, двустороннюю гладь, верхошов.

По каждому виду швов учащиеся должны выполнить на уроках небольшую по объему зачетную работу. Перечень рекомендуемых учителем практических работ, а также содержание и учебные цели занятий по теме «Ручная вышивка».

В дальнейшем предполагается, что полученные на уроках рукоделия навыки вышивальных приемов девочки будут использовать как один из самых распространенных видов отделки швейных издёлий. Причем рекомендуется использовать для этой цели изделия, выполняемые на уроках технологии по теме «Технология изготовления швейных издёлий» базовой программы по трудовому обучению.

Работа по отделке изделия вышивкой выполняется перед раскроем во внеурочное время или на кружковых занятиях. Кружки вышивки создаются повсюду: в школах, на детских технических станциях, в социально- педагогических комплексах,в детских домах творчества. Кружковые занятия способствуют ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. В связи с этим рекомендуется обучение по разделу «Ручная вышивка» отнести на начало учебного года.

Для того чтобы учащимся было легче работать на уроках, желательно учителю подготовить наглядный материал, инструкционные карты. В качестве примера можно привести творческий проект «Декоративное оформление фартука». Прослушав объяснение учителя в начале урока некоторые ученики, имея перед собой на столе инструкционные карты, могут работать самостоятельно, а учитель за счет этого сможет больше внимания уделить тем, кто не совсем понял объяснение. Инструкционные карты помогают пропустившим занятия детям « догонять» остальных учеников.

Заключение.

Образовательная область "Технология" обязательная составная часть общего среднего образования, которая обеспечивает учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаннй и умений, без которых невозможен экономический и социальный прогресс страны, сохранение и возрождение лучших традицнй народной культуры.

Технологически образовать ученика-значит сформулировать у него жизненно важные общетрудовые знания и умения, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой, обеспечить профессиональное самоопределение.

Важную роль в самоопределении учащихся играют кружки. При правильной организации занятий вышивка способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости.

Изделия, выполненные учащимися служат отчетным материалом работы кружка. Ими оформляют выставки, представляют на конкурсы. Они являются прекрасным наглядным материалом. Большую роль в восприятии учебного материала играет наглядность. Для достижения этой цели я подготовила инструментальные карты, где представлены образцы с последовательностью их выполнения. Инструментальные карты подготавливают учащихся к самостоятельному выполнению изделия.

Благодаря разделу "Вышивка" у учащихся развивается интерес к народному декоративно-прикладному творчеству. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Вышивание - творческий, увлекательный труд, который может принести много радости, заполнить досуг, введет в мир прекрасного.

План урока по технологии в 5 классе.

Тема: Приемы украшающих швов на основе простейших.

Цель : ознакомить учащихся с приемами украшающих швов.

Задачи: -Образовательная: закрепить умение выполнять простейшие

швы, научить выполнять швы: волна, «павлиний глаз», «верхоплут».

Развивающая: развитие творческого отношения к работе.

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: плакат «Инструменты и материалы для вышивания», выкроенные детали фартука; иглы, ножницы, схема для вышивки, пяльцы, нитки разноцветные.

1. Организационный момент .

Проверка присутствующих, назначение дежурных.

2. Актуализация знаний .

1.Что представляет из себя шов «вперед иголку» или как его выполнять?

2. Для чего применяется такой шов?

3. Какой вид имеет шов «за иголку»?

4. С какой стороны должна быть нить при выполнении стебельчатого шва?

Ответы:

1. Шов «вперед иголку» выполняется по прямой или изогнутой линии движением иглы справа на лево. Он представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов можно выполнять по счету нитей или по рисованному контуру.

2.Применяется такой шов для украшения одежды, используется в качестве настила в белой глади.

3. Шов «за иголку» непрерывный ряд стежков, выполняемых справа на лево. Используется для соединения деталей между собой.

4. При выполнении стебельчатого шва рабочая нить должна быть всегда с одной стороны шва.

З.Изложение нового материала.

На основе шва « вперед иголку» можно выполнить три новых шва: шов «волна», шов «павлиний глаз», шов «верхоплут». Шов «волна»- выполняется в два приема. В начале по прямой линии или по контуру узора выполняются стежки шва «вперед иголку» . Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. После этого иглу с ниткой подводят каждый стежок сверху вниз. Нить сильно не затягивайте, оставляйте ее мягко обвивающей каждый стежок.

Шов «павлиний глаз» выполняется в три приема. Сначала справа на лево выполняется шов «вперед иголку», в котором длина стежка равна длине пропуска. Теперь вденьте в игу нить другого цвета и, введя иглу с любой стороны выполненного шва, обвивайте стежками шов «вперед иголку» так же, как при выполнении шва.

4.2 Текущий инструктаж.

Наблюдение за ошибками (неправильное запяливание нити, стежки не одной длины, нить неравномерно натянута).

4.3 Заключительный инструктаж.

Анализ аналогичных ошибок, выделение лучших работ.

5. Практическая работа.

Выполнение творческого проекта " Декоротивное оформление фартука". Учащиеся на заранее выкроенных деталях фартука (нагрудник и карманы) должны перевести выбранный рисунок и вышить его стебельчатым швом.

6. Закрепление новой темы:

1. Какие простейшие ручные швы ты знаешь?

2. Где используются простейшие ручные швы?

3. При выполнении шва "павлиний глаз", с какой стороны должна располагаться рабочая нить?

7. Заключительная часть.

Выставление оценок, уборка рабочих мест, домашнее задание: доделать практическую работу.

План урока по технологии в 7 классе.


Тема урока: Вышивка крестом.
Цели: создать условия для

знакомства с историей возникновения вышивки крестом;
изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;
освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;
овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.
Наглядные пособия : электронный ресурс «Вышивка крестом», образцы вышивки, эс-кизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.
Оборудование : ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.
Ход урока


I . Организационный момент.

Слово учителя.

Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.

Это занятие для рук умелых и для души.

Вышивание требует особого терпения,

Навыков и способов его овладения:

Как место рабочее организовать,

Как эстетично цвет ниток подобрать,

Как в изделии гармонию создать.

Итак, искусству вышивания будем учитьтся,

Мы помним: в нашей жизни всё пригодится.


II . Изучение нового материала

а) Постановка целеполагания занятия:
- представление опыта работы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);
- драматизация интереса к работе вышивка крестом;
- знакомство с социальным опытом учащихся по овладению предлагаемой технологией;
- простраивание учебных и технологических действий по овладению технологией вы-шивки крестом.

б) Сообщение познавательных сведений.

1. Исторический очерк.
Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.
В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.
2. Выбор материалов, инструментов, приспособлений .

Существует немало разных видов тканей и ниток для вышивания. От их выбора во многом будет зависеть результат вашей работы. Прежде всего ткань и нитки должны соответствовать назначению изделия. Например, для наволочки лучше взять прочные ткани и нитки, так как вы будете ихз часто стирать. Убедитесь, что иголка проходит сквозь ткань легко, не расщепляя волокон.

Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком. Иглы выпускают в наборах по номерам. Чем больше номер, тем тоньше игла. (Вышивальная игла, игла»Синель»,ковровая игла, бисерная игла)

(Учитель показывает иглы)

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.
Вам потребуется также маленькие острые ножницы. Gj nt }