Темы индивидуальных бесед родителями учащихся. План работы с неблагополучными семьями. «Семья и школа»

Беседы с родителями.

Для родителей учащихся 2 класса.

    Организация учебного труда школьника в процессе подготовки домашнего задания. Воспитание у детей интереса к чтению.

    Роль личного примера родителей в воспитании у детей потребности соблюдения выбранного режима дня. Личная гигиена школьника.

    Трудовая атмосфера семьи – важнейший фактор воспитания детей. Семейные традиции в труде. Домашние праздники и участие в них детей. Воспитание бережного отношения детей к природе.

    Методы воспитания детей. Поощрения и наказания в воспитании ребенка.

    Воспитание у детей взаимопомощи в семье, чувства коллективизма.

    Как помочь ребенку в овладении основами здорового образа жизни.

    Приемы словесного воздействия на сознание детей в народной педагогике.

Для родителей учащихся 4 класса.

    Младший подростковый возраст и его особенности. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требованиями к нему – условия успешного воспитания подростков в семье.

    Развитие познавательной активности и культуры умственного труда подростков в семье. Формы стимулирования родителями самостоятельности четвероклассников в учебной деятельности. Единство требований семьи и школы к учебному труду подростков.

    Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам народных промыслов.

    Занятие – практикум. Как помочь детям учиться.

    Разбор педагогических ситуаций в семейном воспитании.

    Примеры эмоционального воздействия на чувства и сознание детей в народной педагогике.

    Как помогать ребенку в составлении его склонностей и интересов.

Для родителей учащихся 1 класса.

    Как подготовить ребенка к школе. Возрастные особенности детей 6-7 лет

    Режим дня в жизни первоклассника. Регламентация труда, отдыха, занятий ребенка в течение дня. Охрана нервной системы.

    Как помочь первокласснику учиться. Игра в жизни школьника.

    Воспитание у детей честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, требовательности к себе, друг к другу.

    Закаливание, профилактика простудных заболеваний.

    Как лучше организовать летний отдых детей.

    Что такое тестирование? Как разобраться в уровне развития и подготовки вашего ребенка?

    Цели и задачи первой ступени образования в школе (по Типовому положению об образовательном учреждении и уставу данной школы).

Для родителей учащихся 3 класса.

    Общая характеристика данного возраста. Физиологические особенности школьника и их учет в воспитании. Особенности развития познавательных интересов детей и интеллектуальной сферы: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

    Роль родителей в воспитании у детей ответственного отношения к учебному труду. Что нужно знать родителям, чтобы помочь школьникам учиться.

    Педагогические требования к организации труда детей: посильный труд ребенка, овладение разнообразными трудовыми навыками. Поручения и их виды.

    Организация свободного времени. Поведение детей в общественных местах, гостях, дома. Формирование интересов и разумных потребностей в системе досуга.

    Забота о здоровье детей. Роль ежедневных занятий физкультурой. Совместные занятия физкультурой и спортом родителей и детей. Спортивные игры и их роль в укреплении здоровья младших школьников. Особенности режима дня детей в летний период.

    Воспитание честности и правдивости в народной педагогике.

    Альтернативные образовательные программы и их реальная ценность в судьбе ребенка.

Индивидуальная профилактическая работа

с семьей несовершеннолетнего....

Наставник: Иванова Е.Ю.

УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,

находящейся в социально опасном положении, в которой
воспитываются несовершеннолетние дети

МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ

Дата выявления __________________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения о членах семьи

пп

Фамилия, имя, отчество

Число, месяц,
год рождения

Адрес

проживания

Место работы,

учебы

Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.

Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________

(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)

Характеристика семьи

Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.

Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.

Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.

Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.

Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.

Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.

ПЛАН

с семьей Ж.

на 2016 - 2017 уч. год.

Мероприятие

(вид деятельности)

Цель

Дата

проведения

Ответственные

Посещение семьи

Обследование ЖБУ проживания семей

2 раза в год

кл.руковод-ль

Организация профилактических бесед по темам:

- «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»;

- « Духовно - нравственный климат семьи»;

- «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии»

Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями

Ноябрь

апрель

кл.руковод-ль

Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями».

Профилактика конфл.ситуаций

Январь

кл.руковод-ль

Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска

Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей

Во время каникул

кл.руковод-ль

Проведение цикла бесед с родителями:

- «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»;

- «Особенности общения с ребенком»;

- «Стили семейного воспитания»;

- «Здоровье родителей - здоровье детей»;

- «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»;

- «Мой ребенок становится трудным…»;

- «Эстетическое воспитане ребенка в семье».

Психолого-педагогическое просвещение

В течение года

кл.руковод-ль

Приглашение родителей на школьные мероприятия

Привлечение родителей к участию внешкольной жизни

По плану ВР

Кл. руковод-ли

Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.

Патронажный журнал

индивидуальной профилактической работы

с семьей.....

Лариса Котова
Педагогические беседы и тематические консультации для родителей

Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей . Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами : на родительском собрании , консультации , при посещении семьи.

Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя . Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе , связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.

Если инициатор беседы – педагог , он заранее продумывает : с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям . Договариваясь о времени беседы , педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.

1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто , а другие практически не общаются.

2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы , не связанные с развитием и здоровьем детей.

5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще . Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей .

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя .

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов , чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год) . Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей в группе , взаимоотношениями родителей и детей , беседами с разными членами семьи.

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.

Консультации должны отвечать ряду требований.

1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.

3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , расширять их педагогические знания .

4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.

5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог , подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.

6. Прежде чем что-то посоветовать родителям , необходимо постараться тщательно изучить вопрос : почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога , то консультацию должен провести соответствующий специалист.

Примерные темы бесед и консультаций с родителями .

Подготовительной к школе группе (6-7 лет)

1. Экспериментирование как способ исследования окружающего.

2. Лидеры и аутсайдеры.

3. Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой.

4. Интеллектуальные возможности ребенка 6-7 лет.

5. Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.

6. Как руководить трудовой деятельностью ребенка?

7. Патриотическое воспитание начинается в семье.

8. Книга и ребенок.

9. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.

10. Произвольность ребенка и способы ее развития.

11. Способы организации домашнего театра.

12. Формирование правильной осанки ребенка.

13. Сюжетосложение или как развить творческое воображение?

14. Слагаемые готовности к школьному обучению.

15. Нравственные нормы в жизни «подготовишки» .

16. Игра + рисование (как освоить разные техники изображения) .

17. Кризис 7 лет : признаки и тактика поведения родителей .

18. Игра как средство подготовки к школе.

19. Место музыки в жизни ребенка.

20. О работоспособности детей 6-7 лет.

21. Воспитание усидчивости у детей.

22. Воспитание ответственности у старших дошкольников.

Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

Об ответственности родителей за воспитание детей.

Трудовое воспитание детей в семье.

Приучение детей к бережливости.

Развитие у детей интереса к науке и технике.

Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

Воспитание прилежания у детей в семье.

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

О мерах поощрения и наказания детей в семье.

Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

Приучение детей к скромности.

Воспитание уважения к старшим.

Значение режима дня в воспитании детей в семье.

Роль семьи в нравственном воспитании детей.

Воспитание у детей честности и правдивости.

Развитие у детей чувства коллективизма.

Воспитание дружбы и товарищества у детей.

Воспитание характера у детей.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

О половом воспитании детей в семье.

Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

Закаливание организма ребенка.

Роль семьи в развитии детского спорта.

Эстетическое воспитание детей в семье.

Как развивать у детей творческие дарования.
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

Организация рабочего уголка школьника в семье.

Как помочь школьникам выбрать профессию.

Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

Правила и ошибки выбора профессии.

Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

Положение молодежи на современном рынке труда.

Востребованность профессий на рынке труда.

Требования работодателя к молодым специалистам.

Учебные заведения г. Кемерово и области.

Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

Объективные условия выбора профессии.

Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

Трудный подросток. Кто он?

Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

Формирование мотивации достижения.

Формирование мотивации обучения.

Психология общения.

Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Психосексуальное развитие подростков.

Психологические особенности подростков.

Психологические особенности детей разного возраста.


5–6 классы (младшие подростки).
Родителям этих учащихся важно рассказать об организации выполнения домашних заданий, о режиме дня школьника, о вовлечении детей в работу по самообслуживанию.
1) Младший подросток и его особенности.
2) Воспитание у школьника ответственного отношения к учению.
3) Трудовое воспитание в семье.
4) Значение режима дня в успешной учебе и развитии учащихся.
5) Роль семьи в развитии детского спорта.
6) Как развивать у детей творческие дарования.
7) Организация рабочего уголка школьника в семье.
8) Воспитание в семье бережного отношения к природе, любви к животным и птицам.
9) Роль семьи в профилактике детского травматизма.
10) Формы и методы воспитания правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах.
11) Забота семьи о формировании основ морали и нравственности детей.
12) Как родителям завоевать у детей авторитет. Поощрения и наказания детей в семье.
7–8 классы (подростки).
Необходимо познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, рассказать об изменении их физиологии и психологии, о необходимости изменения методов воспитания в этом возрасте. Происходит расширение познавательных интересов школьников; необходимо их включение в общественно-полезный труд, в работу различных технических кружков и спортивных секций.
1) Роль семьи в расширении познавательных интересов подростков. Использование средств массовой информации (телевидение, книги, газеты) в формировании политической культуры учащихся, культуры поведения и нравственной культуры.
2) Предупреждение вредных привычек у детей и подростков.
3) Половое воспитание в семье. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
4) Организация свободного времени. Определение детей в кружки, клубы и секции по интересам.
5) Труд и отдых детей в период летних каникул. Общественно-полезный труд подростков.
6) Роль самообразования в расширении кругозора и интеллектуального развития подростков.
7) Единство требований семьи и школы в воспитании активной жизненной позиции у подростков.
8) Роль семьи в привитии трудовых навыков, в ознакомлении с различными профессиями, в выборе жизненного пути.
9) Эстетика и этика в быту, труде и поведении ученика.
10) Родителям о правовом воспитании детей в семье.
11) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
12) Патриотическое воспитание детей в семье.
9 класс (старшие подростки).
С родителями старших подростков следует обсуждать вопросы рациональной организации умственного и физического труда девятиклассников, развития у них интереса к различным профессиям, самовоспитания, самоконтроля и самоанализа поведения.
1) Психологические особенности старшего подростка.
2) Гигиена юноши и девушки. Вопросы межполовых отношений. Мать и дочь. Отец и сын.
3) Роль родителей в жизненном самоопределении юношей и девушек.
4) Участие старшеклассников в общественно-полезном и производственном труде. Пример родителей. Трудовые династии.
5) Влияние морального климата в семье на нравственное воспитание старшеклассников.
6) Роль туризма, семейного активного отдыха для всестороннего развития физических и духовных сил старшеклассников.
7) Формирование правосознания, воспитание гражданской ответственности – важная задача семейного воспитания.
8) Эстетические и художественные интересы молодежи и роль родителей в их формировании.
9) Нравственный идеал для старшеклассника. Роль семьи в его формировании.
10) Как помочь учащимся 9 классов в сдаче выпускных экзаменов.
11) Воспитание гражданина и патриота, способного к защите своего отечества и к трудовой деятельности на благо своей страны.
12) Роль искусства (музыка, живопись, театр, кино, литература) в формировании и совершенствовании эстетических и нравственных идеалов.
13) Воспитание разумных потребностей у подростков в семье.