Темы индивидуальных бесед родителями учащихся. План работы с неблагополучными семьями. «Семья и школа»
Беседы с родителями.
Для родителей учащихся 2 класса.
Организация учебного труда школьника в процессе подготовки домашнего задания. Воспитание у детей интереса к чтению.
Роль личного примера родителей в воспитании у детей потребности соблюдения выбранного режима дня. Личная гигиена школьника.
Трудовая атмосфера семьи – важнейший фактор воспитания детей. Семейные традиции в труде. Домашние праздники и участие в них детей. Воспитание бережного отношения детей к природе.
Методы воспитания детей. Поощрения и наказания в воспитании ребенка.
Воспитание у детей взаимопомощи в семье, чувства коллективизма.
Как помочь ребенку в овладении основами здорового образа жизни.
Приемы словесного воздействия на сознание детей в народной педагогике.
Для родителей учащихся 4 класса.
Младший подростковый возраст и его особенности. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требованиями к нему – условия успешного воспитания подростков в семье.
Развитие познавательной активности и культуры умственного труда подростков в семье. Формы стимулирования родителями самостоятельности четвероклассников в учебной деятельности. Единство требований семьи и школы к учебному труду подростков.
Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам народных промыслов.
Занятие – практикум. Как помочь детям учиться.
Разбор педагогических ситуаций в семейном воспитании.
Примеры эмоционального воздействия на чувства и сознание детей в народной педагогике.
Как помогать ребенку в составлении его склонностей и интересов.
Для родителей учащихся 1 класса.
Как подготовить ребенка к школе. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Режим дня в жизни первоклассника. Регламентация труда, отдыха, занятий ребенка в течение дня. Охрана нервной системы.
Как помочь первокласснику учиться. Игра в жизни школьника.
Воспитание у детей честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, требовательности к себе, друг к другу.
Закаливание, профилактика простудных заболеваний.
Как лучше организовать летний отдых детей.
Что такое тестирование? Как разобраться в уровне развития и подготовки вашего ребенка?
Цели и задачи первой ступени образования в школе (по Типовому положению об образовательном учреждении и уставу данной школы).
Для родителей учащихся 3 класса.
Общая характеристика данного возраста. Физиологические особенности школьника и их учет в воспитании. Особенности развития познавательных интересов детей и интеллектуальной сферы: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Роль родителей в воспитании у детей ответственного отношения к учебному труду. Что нужно знать родителям, чтобы помочь школьникам учиться.
Педагогические требования к организации труда детей: посильный труд ребенка, овладение разнообразными трудовыми навыками. Поручения и их виды.
Организация свободного времени. Поведение детей в общественных местах, гостях, дома. Формирование интересов и разумных потребностей в системе досуга.
Забота о здоровье детей. Роль ежедневных занятий физкультурой. Совместные занятия физкультурой и спортом родителей и детей. Спортивные игры и их роль в укреплении здоровья младших школьников. Особенности режима дня детей в летний период.
Воспитание честности и правдивости в народной педагогике.
Альтернативные образовательные программы и их реальная ценность в судьбе ребенка.
Индивидуальная профилактическая работа
с семьей несовершеннолетнего....
Наставник: Иванова Е.Ю.
УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,
находящейся в социально опасном положении, в которой
воспитываются несовершеннолетние дети
МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ
Дата выявления __________________________________________________
(число, месяц, год)
Сведения о членах семьи
№ пп | Фамилия, имя, отчество | Число, месяц,
| Адрес проживания | Место работы, учебы |
Причины нахождения семьи в социально опасном положении:
родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.
Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________
(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)
Характеристика семьи
Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.
Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.
Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.
Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.
Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.
Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.
ПЛАН
с семьей Ж.
на 2016 - 2017 уч. год.
Мероприятие (вид деятельности) | Цель | Дата проведения | Ответственные |
|
Посещение семьи | Обследование ЖБУ проживания семей | 2 раза в год | кл.руковод-ль |
|
Организация профилактических бесед по темам: - «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»; - « Духовно - нравственный климат семьи»; - «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии» | Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями | Ноябрь апрель | кл.руковод-ль |
|
Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями». | Профилактика конфл.ситуаций | Январь | кл.руковод-ль |
|
Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска | Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей | Во время каникул | кл.руковод-ль |
|
Проведение цикла бесед с родителями: - «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»; - «Особенности общения с ребенком»; - «Стили семейного воспитания»; - «Здоровье родителей - здоровье детей»; - «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»; - «Мой ребенок становится трудным…»; - «Эстетическое воспитане ребенка в семье». | Психолого-педагогическое просвещение | В течение года | кл.руковод-ль |
|
Приглашение родителей на школьные мероприятия | Привлечение родителей к участию внешкольной жизни | По плану ВР | Кл. руковод-ли |
Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.
Патронажный журнал
индивидуальной профилактической работы
с семьей.....
Лариса Котова
Педагогические беседы и тематические консультации для родителей
Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей . Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами : на родительском собрании , консультации , при посещении семьи.
Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя . Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе , связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.
Если инициатор беседы – педагог , он заранее продумывает : с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям . Договариваясь о времени беседы , педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.
Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.
1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто , а другие практически не общаются.
2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.
3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы , не связанные с развитием и здоровьем детей.
5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.
Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще . Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей .
6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя .
7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов , чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.
8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.
9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.
Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.
Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год) . Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей в группе , взаимоотношениями родителей и детей , беседами с разными членами семьи.
Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.
Консультации должны отвечать ряду требований.
1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.
3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , расширять их педагогические знания .
4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.
5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог , подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.
6. Прежде чем что-то посоветовать родителям , необходимо постараться тщательно изучить вопрос : почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога , то консультацию должен провести соответствующий специалист.
Примерные темы бесед и консультаций с родителями .
Подготовительной к школе группе (6-7 лет)
1. Экспериментирование как способ исследования окружающего.
2. Лидеры и аутсайдеры.
3. Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой.
4. Интеллектуальные возможности ребенка 6-7 лет.
5. Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.
6. Как руководить трудовой деятельностью ребенка?
7. Патриотическое воспитание начинается в семье.
8. Книга и ребенок.
9. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.
10. Произвольность ребенка и способы ее развития.
11. Способы организации домашнего театра.
12. Формирование правильной осанки ребенка.
13. Сюжетосложение или как развить творческое воображение?
14. Слагаемые готовности к школьному обучению.
15. Нравственные нормы в жизни «подготовишки» .
16. Игра + рисование (как освоить разные техники изображения) .
17. Кризис 7 лет : признаки и тактика поведения родителей .
18. Игра как средство подготовки к школе.
19. Место музыки в жизни ребенка.
20. О работоспособности детей 6-7 лет.
21. Воспитание усидчивости у детей.
22. Воспитание ответственности у старших дошкольников.
Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.
Об ответственности родителей за воспитание детей.
Трудовое воспитание детей в семье.
Приучение детей к бережливости.
Развитие у детей интереса к науке и технике.
Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.
Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.
Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.
Воспитание прилежания у детей в семье.
Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.
О мерах поощрения и наказания детей в семье.
Воспитание вежливости и предупредительности у детей.
Приучение детей к скромности.
Воспитание уважения к старшим.
Значение режима дня в воспитании детей в семье.
Роль семьи в нравственном воспитании детей.
Воспитание у детей честности и правдивости.
Развитие у детей чувства коллективизма.
Воспитание дружбы и товарищества у детей.
Воспитание характера у детей.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
О половом воспитании детей в семье.
Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания детей в семье.
Как руководить внеклассным чтением детей в семье.
Закаливание организма ребенка.
Роль семьи в развитии детского спорта.
Эстетическое воспитание детей в семье.
Как развивать у детей творческие дарования.
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.
Организация рабочего уголка школьника в семье.
Как помочь школьникам выбрать профессию.
Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.
Правила и ошибки выбора профессии.
Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.
Социальные и профессиональные ориентации молодежи.
Положение молодежи на современном рынке труда.
Востребованность профессий на рынке труда.
Требования работодателя к молодым специалистам.
Учебные заведения г. Кемерово и области.
Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.
Объективные условия выбора профессии.
Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.
Профилактика и разрешение конфликтов в семье.
Трудный подросток. Кто он?
Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.
Формирование мотивации достижения.
Формирование мотивации обучения.
Психология общения.
Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.
Психосексуальное развитие подростков.
Психологические особенности подростков.
Психологические особенности детей разного возраста.
5–6 классы (младшие подростки).
Родителям этих учащихся важно рассказать об организации выполнения домашних заданий, о режиме дня школьника, о вовлечении детей в работу по самообслуживанию.
1) Младший подросток и его особенности.
2) Воспитание у школьника ответственного отношения к учению.
3) Трудовое воспитание в семье.
4) Значение режима дня в успешной учебе и развитии учащихся.
5) Роль семьи в развитии детского спорта.
6) Как развивать у детей творческие дарования.
7) Организация рабочего уголка школьника в семье.
8) Воспитание в семье бережного отношения к природе, любви к животным и птицам.
9) Роль семьи в профилактике детского травматизма.
10) Формы и методы воспитания правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах.
11) Забота семьи о формировании основ морали и нравственности детей.
12) Как родителям завоевать у детей авторитет. Поощрения и наказания детей в семье.
7–8 классы (подростки).
Необходимо познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, рассказать об изменении их физиологии и психологии, о необходимости изменения методов воспитания в этом возрасте. Происходит расширение познавательных интересов школьников; необходимо их включение в общественно-полезный труд, в работу различных технических кружков и спортивных секций.
1) Роль семьи в расширении познавательных интересов подростков. Использование средств массовой информации (телевидение, книги, газеты) в формировании политической культуры учащихся, культуры поведения и нравственной культуры.
2) Предупреждение вредных привычек у детей и подростков.
3) Половое воспитание в семье. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
4) Организация свободного времени. Определение детей в кружки, клубы и секции по интересам.
5) Труд и отдых детей в период летних каникул. Общественно-полезный труд подростков.
6) Роль самообразования в расширении кругозора и интеллектуального развития подростков.
7) Единство требований семьи и школы в воспитании активной жизненной позиции у подростков.
8) Роль семьи в привитии трудовых навыков, в ознакомлении с различными профессиями, в выборе жизненного пути.
9) Эстетика и этика в быту, труде и поведении ученика.
10) Родителям о правовом воспитании детей в семье.
11) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
12) Патриотическое воспитание детей в семье.
9 класс (старшие подростки).
С родителями старших подростков следует обсуждать вопросы рациональной организации умственного и физического труда девятиклассников, развития у них интереса к различным профессиям, самовоспитания, самоконтроля и самоанализа поведения.
1) Психологические особенности старшего подростка.
2) Гигиена юноши и девушки. Вопросы межполовых отношений. Мать и дочь. Отец и сын.
3) Роль родителей в жизненном самоопределении юношей и девушек.
4) Участие старшеклассников в общественно-полезном и производственном труде. Пример родителей. Трудовые династии.
5) Влияние морального климата в семье на нравственное воспитание старшеклассников.
6) Роль туризма, семейного активного отдыха для всестороннего развития физических и духовных сил старшеклассников.
7) Формирование правосознания, воспитание гражданской ответственности – важная задача семейного воспитания.
8) Эстетические и художественные интересы молодежи и роль родителей в их формировании.
9) Нравственный идеал для старшеклассника. Роль семьи в его формировании.
10) Как помочь учащимся 9 классов в сдаче выпускных экзаменов.
11) Воспитание гражданина и патриота, способного к защите своего отечества и к трудовой деятельности на благо своей страны.
12) Роль искусства (музыка, живопись, театр, кино, литература) в формировании и совершенствовании эстетических и нравственных идеалов.
13) Воспитание разумных потребностей у подростков в семье.