Требования к речевому развитию дошкольников. Фгос до: речевое развитие. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Развитие речи у дошкольников

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.
В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик.
Экспериментальные данные А. Арушановой в старших группах показали: в возрасте до 5 лет диалогическое общение со сверстниками отличалось только у 24% детей; в 6 лет – у 45%, а в 7 лет – 68%. У остальных детей наблюдалось проявление интереса к сверстникам, попытки привлечь внимание, но диалог не получался: каждый ребенок говорил о своём и не слышал партнера, не отвечал на высказывания. Низкий уровень сформированности диалогических умений у дошкольников не позволяет эффективно реализовывать потребности в общении, взаимодействие с окружающим миром.
Поскольку особенностью современных технологий обучения является их взаимная комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность они приобретают во взаимодействии. В силу этого мы считаем, что при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.
Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

В педагогической практике большое значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при поступлении в детский сад.
Б.Г.Мицерянова и В.П.Зинченко считают что, новая социальная среда предъявляет к ребенку особенные требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в детский сад связанно с включением в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения. Ситуация нередко осложняется, когда ребенок поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в которой уже сложился определенный стиль взаимоотношений. Как показывает практика, далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л.Печора показали, что только 18,2 % детей готовы к посещению дошкольных учреждений, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы.
Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.
Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками. Об этом свидетельствуют результаты исследования А.Т.Арушановой, С.А.Мироновой.
Освоение языка изменяет действие ребенка. Обозначенная словом цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка, благодаря речи, становятся более нацеленными и произвольными.
Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.
Доказано, что в первую неделю посещения ДОУ проявление речевой активности у детей резко снижается примерно на 73%.
Таким образом, закономерным является предположение о том, что если обеспечить комплексное решение задач развития речи и общения детей в период их адаптации к ДОУ, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить эффективность работы по данному направлению.
- Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
По мнению А.Г.Арушановой, в ряду проблем речевого развития выделяются основные: речетворчество, диалог, развитие культуры речевого поведения как главные составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшей сферы саморазвития личности.
Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.
В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы: - партнёрство родителей и педагогов; - единое понимание педагогами и родителями целей и задач; - помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей; - знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
- изучение семьи; - привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; - просвещение родителей в области педагогики и детской психологии; - работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей. Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?» и т.д.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребёнка, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.

В настоящее время в России для системы дошкольного образования действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС ДО). Речевое развитие детей-дошкольников является одной из 5-ти наиважнейших образовательных областей, обнародованных в этом стандарте (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое). В статье мы рассмотрим, почему это так важно и как происходит становление речи у детей.

Согласно ФГОС:

речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Младенец на пути речевого развития проходит доречевой этап: животрепещущим криком, голосовыми реакциями заявляет о желании быть сытым, нежелании быть мокрым. Постепенно разнообразные интонации крика малыша становятся понятны не только матери, но и большинству окружающих. Примечательно, что детский крик в младенческом возрасте выполняет функцию взаимодействия с внешним миром, решает своеобразную коммуникативную задачу.

Как видоизменяются предречевые детские голосовые реакции?

Через месяц малыши начинают проявлять активность к «речетворчеству», пытаясь артикулировать слышимые звуки. Первыми идут предречевые реакции голосом: предшествующее лепетанию гуление; свирель - произнесенная какадом звуковая цепочка; лепет модулированный в преддверии первых слов.

Родители должны быть осведомлены о четкой последовательности в процессе развития предречевых звуковых реакций. Например, в полтора месяца малыш уверенно бравирует гласными «а» и «э». До наступления 3 месяцев к гласным буквам присоединяются некоторые согласные «б», «в», «г», шипящий «ш». К концу 3 месяца завершается процесс гуления и начинается с 4 по 6 свирель «аль-ле».

Начало 7 месяца ознаменовано лепетанием: появлением первых слогов «ба», «да». С 8 месяца лепет становится модулированным, и слоги начинают в устах младенца интонировать. До 10 месяца и взрослые, и малыш наслаждаются радостью эмоционального общения: друг друга попеременно повторяют, вторят улыбкам. В год дети должны уже легко моделировать различные слоги, относить их к конкретным предметам. Так, малыш указывая на котенка, произносит слог «ки», а взрослый завершает его озвучиванием полного слова «киса».

Три основополагающих периода развития речи для ребенка дошкольного возраста

  1. В первый период дети говорят предложениями, состоящими из фрагментарных слов, то есть определенных не изменяющихся корней. Это так называемые аномальные детские слова. От года и 3 месяцев малыш начинает применять в речи однословные предложения из слогов. По мере формирования группы мышц речевого аппарата появляется возможность произносить несколько слоговых слов в одном предложении.
  2. Грамматика целого предложения, его структура усваивается детьми от 2 лет до 3. Так, в состав предложений начинают входить полные формы слов за исключением окончаний. Иногда ребенок видоизменяет окончание, что не должно при всей комичности вызывать усмешку у взрослых. Постепенно происходит усвоение окончаний различных частей речи: от существительного и прилагательного до глагола. Отношения выражаются в детской речи посредством служебных слов.
  3. Процесс усвоения всей системы грамматики языка прослеживается в возрасте от 3 лет и до семилетнего возраста (до школы). Словарь обогащается, так как окружение ребенка само, сознательно и нет, занимается образованием ребенка. С каждым годом грамматическая структура и звуковая составляющая речи совершенствуются.

По ФГОС ориентирами дошкольного образования касательно речевого развития, являются следующие характеристики достижений ребенка: ребёнок на хорошем уровне должен владеть устной речью, уметь выражать желания и мысли, использовать речь для выражения чувств, строить речевые высказывания при общении, уметь выделять в словах звуки, у него должны начать складываются предпосылки грамотности.

Речевые упражнения с акцентом на произношение, чтение вместе книг, различные словесные игры, разучивание стишков – все это можно использовать, чтобы ребенок мог хорошо усвоить как произносятся звуки и слова, понять значение новых слов и правила грамматики. Тогда развитие речи ребенка будет соответствовать требованиям ФГОС дошкольного образования и он будет готов к учебе в школе.

Консультация для педагогов

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации

ФГОС ДО»

Подготовила:

учитель-логопед

МБДОУ №34 г. Шахты

Лавриненко Н. А.

ФЕВРАЛЬ 2017 г.

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь…

(народная мудрость)

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

В настоящее время идет снижение речевой активности детей, причинами которой является:

Резкое ухудшение здоровья детей;

Глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;

Существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;

Недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.

Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

    Владение речью как средством общения и культур ы. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.

    Обогащение активного словаря . Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.

    Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.

    Развитие речевого творчества . Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.

    Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха . Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.

    Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы . Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.

    Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.

2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.

3. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Принципы развития речи:

    принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

    принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

    принцип развития языкового чутья;

    принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

    принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

    принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

    принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей:

    Развитие словаря. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

    Воспитание звуковой культуры речи. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

    Формирование грамматического строя. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.

    Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).

    Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову.

Формы и методы работы по речевому развитию:

    Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).

    Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

    Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

    общение взрослых и детей;

    культурная языковая среда;

    обучение родной речи;

    художественная литература;

    изобразительное искусство, музыка, театр;

    занятия по другим разделам программы.

Как же речевое развитие связанно с другими видами деятельности?

1. Игровая деятельность

Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагогу необходимо: развивать потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре.

2. Познавательно - исследовательская деятельность

Речевое развитие напрямую связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Формирование речевых умений происходит в три этапа.

На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого.

На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т.д.) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед (с учётом возраста).

На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире (с учётом возраста).

3. Коммуникативная деятельность

Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико-фонематические процессы, связная диалогическая речь.

Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора

В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. В процессе восприятия художественной литературы и фольклора происходит понимание текста на слух, а на рефлексивном этапе дети инсценируют произведение, поют, что способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5. Конструирование

Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.

6. Изобразительная деятельность

Обогащение словарного запаса ребёнка-дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция). В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка).

Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.

7. Музыкальная деятельность

В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия. При специально организованной деятельности дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных произведений.

8. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально-положительное реагирование на просьбы и требования взрослого.

Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими.

9. Двигательная деятельность

Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных классов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Взаимодействие с родителями

Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:

    мастер-класс;

    круглый стол;

    семинар-практикум;

    родительский клуб;

    интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;

    индивидуальные консультации;

    обучающие презентации.

Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

    речь педагога;

    методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

    специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

    ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.

    ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

    ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.

    ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

    БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.

    УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тему публичной лекции: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. (на слайде)
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в воспитательно- образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Педагогические технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Требования к выбору технологий вы видите на экране.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике
1. Первую технологию, о которой хочу рассказать, наверняка-ка часто берут на вооружение педагоги-практики, - это метод наглядного моделирования или (мнемотехники).
1.1. Мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") - это система различных приемов, облегчающих запоминание. То, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. - забывается.
К. Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету".
Задачи использования мнемотехнических средств обучения представлены на слайде:
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.
Для обогащения словарного запаса и при отгадывании и загадывании загадок дети с большим удовольствием используют мнемоквадраты, мнемодорожки.
При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов эффективным дидактическим материалом служат мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а также те предметы, действия и явления, которые "завязаны " вокруг них.
Овладение действием наглядного моделирования способствует развитию умственных способностей детей. Ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, в целях запоминания, развивается речь, память и мышление. Одним из приемов наглядного моделирования является геометрическая схема- круги Эйлера. С помощью символов дети наглядно отображают отношения между понятиями или множествами объектов, выкладывая их в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Круги Эйлера используются в процессе обучения составлению творческих и сюжетных описательных рассказов.
ВЫВОД:
Таким образом, используя в работе данную игровую технологию, я формирую социальный опыт детей, упражняю в умении находить объекты, обладающие не одним, а сразу несколькими признаками и решаю целый класс интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе.
2. Далее я хочу остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Альфонсасовна Белобрыкина).
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр.
Лингвистические игры, представленные в данной технологии, позволяют развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.
Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.
– Кормит, портит
ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит
– Дом, стены
ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают
– Семья, душа
ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте. Замечательно!
Важнейшим условием развития речи является создание комфортного коммуникативного поля в семье, а также искренность и уместность включения формул речевого этикета в различные ситуации общения. Введению формул речевого этикета в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические семейные игры и упражнения, которые представлены сборником «Система работы по формированию речевого этикета и культуры общения». Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
В этом сборнике мною разработана система правил для смелых и упорных родителей, формулы и ситуации речевого этикета. Обращаю внимание на слайд:
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Педагогические технологии речевого развития могут не только изменять процессы воспитания и обучения, но и совершенствовать их.


Данные технологии оказывают существенное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Презентация на тему: Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Ноябрь 2nd, 2014 admin

В соответствии с , сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества ;
— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения . Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов . В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности , что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии . Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

3 комментария к записи “ФГОС ДО: речевое развитие”

    Здравствуйте,Бэла Геннадьевна.Работаю старшим воспитателем три года.Предстоит аттестация.Не могу определиться с темой.Задачи годового плана были:1.Совершенствовать психолого-педагогическую работу по освоению детьми образовательной области»Коммуникация»посредством интеграции различных видов деятельности.(2012-2013 уч год)
    2.Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по формированию звуковой культуры речи детей.(2014-2015 уч.год).
    Как грамотно сформулировать тему работы в соответствии с задачами годового плана или взять про повышение профессиональной компетентности педагогов (но затрудняюсь- в какой области).
    Большое спасибо

    Галина, у Вас годовые задачи больше подходят к речевому развитию. Поэтому и возьмите себе тему в этом направлении. Тема про профессиональную компетентность (компетенции) очень актуальна. Например:
    1. Развитие профессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации в сфере речевого развития воспитанников.
    2. Методическое сопровождение образовательной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по речевому развитию воспитанников.
    3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.

    Спасибо большое за совет,обязательно выберу тему из предложенных вами.