Установление компенсаций работающим во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда. Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда Соут основания назначения льготной пенсии

  • Надо ли выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск работнику, выполняющему обязанности отсутствующего сотрудника?
  • Как оформляется денежная компенсация?
  • Положена ли выплата компенсации работнику, уволенному по соглашению сторон?
  • Попадает ли врач-терапевт или врач-невропатолог, работающий в психоневрологическом интернате, под постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482?
  • Что делать, если в новом положении отсутствует надбавка за уборку туалета?

Вопрос

Вопрос касается специальной оценки условий труда. У нас есть должность электрогазосварщик, которая предполагала досрочный выход на пенсию согласно аттестации рабочих мест. Далее мы провели СОУТ. В сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда в графе льготное пенсионное обеспечение стоит нет. Необходимо работодателю перечислять дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд? И у сотрудника с момента действия резутьтатов СОУТ не возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости?

Ответ

Ответ на вопрос:

У сотрудника с момента действия результатов СОУТ не возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В общем порядке возможность выйти на льготную пенсию появляется у гражданина при одновременном выполнении следующих условий:

  • достижение определенного возраста;
  • наличие установленного ;
  • наличие величины в размере не менее 30;
  • наличие необходимого стажа на соответствующих видах работ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Положена ли сотруднику льготная пенсия и иные компенсации, если его должность входит в перечень профессий с вредными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда вредные условия труда на рабочем месте сотрудника не выявлены

Нет, такому сотруднику не положена и за вредность.

Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию, приведен в . Время работы сотрудника по таким профессиям и должностям можно включить в стаж для назначения льготной пенсии, только если на его рабочем месте выявлен вредный или опасный по результатам . Поэтому если рабочему месту сотрудника не присвоен вредный или опасный класс, то и право на льготную пенсию он утрачивает. Это следует из статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Право на получение также зависит от наличия вредных или опасных условий труда на рабочем месте сотрудника. Поэтому если по результатам специальной оценки условия труда сотрудника не признаны вредными или опасными, то он право на , в частности: оплату труда в повышенном размере, дополнительный отпуск, выдачу молока, лечебно-профилактического питания и т. п. Это следует из статей , Трудового кодекса РФ и Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, чтобы предоставить сотруднику, работающему по , и , нужно, чтобы условия его труда были признаны вредными или опасными по результатам

Предоставляется ли право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работникам геолого-разведочной экспедиции, занятым на соответствующих видах работ, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлены допустимый или оптимальный классы условий труда!

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости могут пользоваться лица, которые работали в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.

Согласно части 6 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды соответствующей работы, имевшей место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения страховой пенсии при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а после проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» — при условии соответствия класса условий труда на соответствующих рабочих местах вредному или опасному.

В случае если на рабочих местах лиц, занятых на работах, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, по результатам СОУТ установлены допустимый или оптимальный классы условий труда, с даты утверж­дения отчета о проведении СОУТ периоды работы в таких условиях не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.


Могут ли применяться в целях досрочного пенсионного обеспечения результаты проведенной специальной оценки условий труда в случае последующего изменения наименования рабочего места, не повлекшего оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда!

Установленный по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с Законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, вредный и (или) опасный класс условий труда является критерием назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах, предусмотренных пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, а также определяет размер дополнительного тарифа страховых взносов в отношении таких лиц. При этом сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах содержатся в карте СОУТ (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 17 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ в случае изменения наименования рабочего места, не повлекшего за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 данной статьи, внеплановая СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией. При этом такое решение должно быть оформлено соответствующим про­токолом (письмо Минтруда России от 2 ноября 2016 года № 15-1/ООГ-3847).

Таким образом, в случае изменения наименования рабочего места и принятия работодателем решения о непроведении внеплановой СОУТ, в целях досрочного пенсионного обеспечения могут применяться результаты ранее проведенной СОУТ.

Работаю медсестрой в палате гнойной хирургии хирургического отделения. На рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда установлен вредный (3.1) класс условий труда. Дает ли эта работа право на досрочное пенсионное обеспечение как работа с вредными условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»!

Право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предоставляется на основании Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Списком № 2 (раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», подраздел «е») право на досрочное пенсионное обеспечение установлено врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающим больных в гнойных отделениях учреждений здравоохранения.

Медицинские работники, обслуживающие больных в палатах гнойной хирургии, в указанном подразделе Списка № 2 не предусмотрены, поэтому право им по этому основанию не предоставляется и результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте значения не имеют.

Специалист группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц Н.А. Пушкарева

03.06.2015 4:54:00

Переход к специальной оценке условий труда (далее - СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные нова-ции, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации в связи с принятием Феде-рального закона "О специальной оценке ус-ловий труда”» (далее - Закон № 421-ФЗ) в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен-сионном страховании в Российской Федера-ции» и другие законодательные акты, оз-начают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компен-саций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита-ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.

Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.

Олег КОСЫРЕВ ,

Президент Межрегиональной Ассоциации
содействия обеспечению безопасных
условий труда «ЭТАЛОН»


ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА

СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые от-ношения с работодателями - физически-ми лицами, не являющимися индивиду-альными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).


СОУТ является комплексом последова-тельно выполняемых мероприятий по иден-тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да-лее - Классификатор) и оценке их воздей-ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас-но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при-казом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.

Если вредные и опасные факторы не вы-явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.

Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:

  • работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови¬ями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.



В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот-ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее - Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен-ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа-лась в Р 2.2.2006-05 - документе, который по своему юридическому статусу носил реко-мендательный (необязательный) характер.

Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и их соот-ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от-сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За-кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу-чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже-нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте-пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори-альным органом Роспотребнадзора.

Следует обратить внимание на ст. 5 За-кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра-ва и обязанности работника в связи с осу-ществлением СОУТ. Так, работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться с вопросами, предложения-ми, высказывать свое мнение работода-телю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.


Работник обязан ознакомиться (под под-пись) с результатами проведенной на его ра-бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна-чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль-ный орган Роструда или иска в суд.

С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно-вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:

  • в Список производств, цехов, профессий и долж-ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановле-нием Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);
  • Списки производств, работ, профессий, должно-стей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);
  • Списки производств, работ, профессий и долж-ностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. по-становлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);
  • иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредны-ми и (или) опасными условиями труда.

Суть нововведений заключается в том, что нали-чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.

Важная законодательная новация - класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ-ником средств индивидуальной защиты. Оцен-ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви-дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.


РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА


Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль-таты СОУТ имеют широкую сферу примене-ния. Выделим наиболее важные направления:

  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом клас-са (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное стра-хование от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболева-ний;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • оценка уровней профессиональных ри-сков;
  • решение вопроса о связи возникших за-болеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных за-болеваний;
  • обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организация обязательных предвари-тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • обоснование финансирования меро-приятий по улучшению условий и охра-ны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.


В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода-телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу-дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны-ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не-счастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион-ный фонд Российской Федерации, Фонд со-циального страхования Российской Федера-ции, Федеральный фонд обязательного ме-дицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи-телями указанных государственных структур.

Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ


Результаты специальной оценки условий труда


Расходы внутри организации

Выплаты в государственные
внебюджетные фонды


Дополнительный отпуск
(ст. 117 ТК РФ)

Доплаты
(ст. 147 ТК РФ)

Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Сокращенная
рабочая неделя

(ст. 92 ТК РФ)

Молоко и лечебно-профилактическое
питание

(ст. 222 ТК РФ)

Медосмотры
(ст. 213 ТК РФ)

Обеспечение СИЗ
(ст. 221 ТК РФ)

Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда
(ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)


Как известно, необходимость разработ-ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол-нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан-ность работодателя уплачивать в ПФР стра-ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо-тах с тяжелыми и (или) вредными условия-ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль-татам СОУТ, проводимой в порядке, уста-навливаемом отдельным федеральным за-коном.

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни-тельные страховые тарифы дифференцирова-ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).


Таблица 2 . Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах


Класс
условий
труда

Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового взноса

Опасные
4 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%

Допустимые
2 0%

Оптимальные
1 0%

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас-ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест - тем выше сумма дополни-тельных отчислений.

По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.


Другие компенсации работникам, за-нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен-ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло-вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч-шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ


До тех пор пока на рабочем месте не про-ведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вред-ных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работни-ков, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.

Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден-ных результатами СОУТ, гарантии и ком-пенсации работникам не устанавливают-ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не использу-ются.

Новый порядок их установления на осно-ве результатов СОУТ представлен в табл. 3.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз-мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за-нятым во вредных и (или) опасных усло-виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде-ляется работодателем с учетом мнения пред-ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию - ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.


Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше - его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.


Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае-мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины-ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.

Добавлены принципиальные новации - возможность монетизации части дополни-тельного отпуска (превышающей семиднев-ный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования про-должительности смен при сокращенной ра-бочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допу-скает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работни-кам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:


  • имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдель-ного соглашения к трудовому договору;
  • порядок и условия корректировки, раз-меры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглаше-нии, участником которого является ор-ганизация;
  • в коллективном договоре (на уровне ор-ганизации) закреплены согласованные работодателем и представительным ор-ганом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в орга-низации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ


В отношении прав работника на досроч-ную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льго-ты, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установ-лены ранее, сохраняются.

Обязанность по финансированию до-срочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вред-ных и (или) опасных условиях труда, возла-гается на работодателей, имеющих соответ-ствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с упла-той работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.

Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в со-ответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенси-онный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.


В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Феде-рального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру-довых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.


Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на до¬срочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.

В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».

Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение - это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.

В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры - снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда

Норма ТК РФ Новая редакция
Основание для коррек-тировки компенсаций

Возможность корректировки компенсаций

Статья 92
Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше),
- не более 36 ч в неделю.

Отраслевые
(межотрас-левые) соглашения и коллективные
догово-ры,
а также письменное согласие работника.


Продолжительность рабочего
времени может быть увеличена
до 40 ч в неделю с выплатой
денежной компенсации

Статья 94

Максимально допустимая
продолжитель-ность ежедневной
работы (смены)
не может превышать:
- при 36-часовой рабочей
неделе - 8 ч;
- при 30-часовой рабочей неделе
и менее - 6 ч.

Максимально допусти мая продол-жительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена:
- при 36-часовой рабочей
неделе - до 12 ч;
- при 30-часовой рабочей
неделе и менее - до 8 ч.
Статья 117
Продолжительность ежегодного дополнитель-ного оплачиваемого
отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда
(класс 3.2 и выше), - не менее
7 календарных дней.
.

Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышаю-щая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией
Статья 147
Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными
условиями труда (класс 3.1) -
не менее 4%.


По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом монети-зации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда

С 1 января этого года специальная оценка условий труд ач. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) заменила аттестацию рабочих мест.

О том, какие гарантии и компенсации и в каком размере работодатель обязан предоставлять работникам «за вредность» до проведения спецоценки, читайте:

С этой же даты вступили в силу изменения в ТК РФ, которые обязывают работодателя предоставлять гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Что подтверждается результатами спецоценки, а не аттестации.

В связи с этим появилось мнение, что работодатель не обязан предоставлять гарантии по результатам аттестации и советским Спискам до проведения спецоценки. Так ли это?

Как предоставлять компенсации «за вредность» до проведения спецоценки

Если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест, то ее результаты применяются для предоставления работникам гарантий и компенсаций «за вредность »п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .

Как подтвердил Минтруд, результаты проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г. Поэтому требования отдельных представителей контролирующих органов на местах о незамедлительном проведении спецоценки незаконн ыРазъяснение Минтруда от 07.03.2014 .

Изменить гарантии и компенсации «вредникам» в худшую сторону по сравнению с действующими по состоянию на 01.01.2014 нельзя до проведения спецоценк ип. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ) .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

“ До проведения работодателем специальной оценки условий труда работнику надо предоставлять те гарантии и компенсации, которые были предусмотрены до 1 января 2014 г. по результатам аттестации рабочих мест. При этом не имеет значения, когда с работником был заключен трудовой договор - до 1 января 2014 г. или после этой дат ы” .

Нельзя также до проведения спецоценки снизить уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых «вредникам» на основании советских Списков и других нормативных правовых актов СССР в части, не противоречащей ТК РФп. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ; Решения ВС от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 , от 04.06.2013 № АКПИ13-411 .

Что полагается работникам «за вредность» по результатам спецоценки

Теперь минимальные размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам «за вредность» прописаны прямо в ТК РФстатьи 92 , , , 219 ТК РФ . Ранее их устанавливало Правительств ост. 219 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) ; Постановление Правительства от 20.11.2008 № 870 .

Сразу скажем, что минимальные размеры гарантий и компенсаций не изменились. Однако по результатам спецоценки отдельные гарантии не положены не только работникам, занятым в оптимальных и допустимых условиях труда, как это было раньше, но и части «вредников».

Условия труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труд аст. 14 Закона № 426-ФЗ Повышение оплаты труд аст. 147 ТК РФ Дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ Сокращенное рабочее врем ястатьи 92 , 94 ТК РФ
Оптимальные (1 класс) Повышение оплаты труда по сравнению с нормальными условиями труда не производится Дополнительный отпуск «за вредность» не предоставляется Сокращение рабочего времени не производится
Допустимые (2 класс)
Вредные (3 класс):
  • <или> подкласс 3.1
Оплата труда повышается как минимум на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются локальным нормативным актом либо коллективным или трудовым договором
  • <или> подкласс 3.2
Предоставляется дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда
  • <или> подкласс 3.3
Продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (смену) (при 30-ча -совой рабочей неделе не может превышать 6 часов в день (смену)). Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть увеличена*:
  • продолжительность рабочей недели, но не более чем до 40 часов в неделю;
  • продолжительность ежедневной работы (смены): - при 36-ча -совой рабочей неделе - до 12 часов; - при 30-ча -совой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
Для этого с работником надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору
  • <или> подкласс 3.4
Опасные (4 класс)

* За работу свыше 36 часов работнику выплачивается отдельная денежная компенсация в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Компенсации работникам «за вредность» не могут быть уменьшены по сравнению с установленными на 01.01.2014, если спецоценка подтвердит, что у работника сохранились прежние условия труд ач. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . Это особенно важно в случаях, когда правила ТК меняются в худшую для работника сторону.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

“ По новым правилам ТК подклассы «вредности» 3.1 и 3.2 не дают работнику права на сокращенное рабочее время (36 часов)ст. 92 ТК РФ . При подклассе 3.1 не предоставляется дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ . Тем не менее если данные компенсации были установлены работнику по результатам аттестации, проведенной до 01.01.2014, и спецоценка подтвердит сохранение прежних условий труда, то компенсации должны предоставляться по-прежнем уч. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ” .

До 01.01.2014 ТК РФ запрещал заменять дополнительный отпуск «за вредность» денежной компенсаци йст. 126 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) . Теперь замена частично возможна. Работнику за часть отпуска «за вредность» свыше 7 календарных дней можно выплатить деньги. Возможность такой замены должна быть прописана в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре. В последнем также должен быть указан размер компенсации. А с работником надо будет заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать на возможность замен ыстатьи 117 , 126 ТК РФ . Из чего можно исходить при определении размера компенсации?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Взамен дней дополнительного отпуска работнику надо выплатить средний заработок.

Сверх этого работнику надо также выплатить дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом (межотраслевом) соглашени и” .

Минздрав России

Теперь на вредных работах допускается увеличение продолжительности рабочей недели и рабочего днястатьи 92 , 94 ТК РФ .

Можно ли расценивать увеличение работы до 40 часов во вредных условиях как сверхурочную работу?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Согласно ТК РФ работа сверх 36 часов в данном случае не является сверхурочной. Поэтому при суммированном учете рабочего времени она должна учитываться по норме часов учетного периода. И в табеле учета рабочего времени ее нужно отражать как обычную работу. За такую работу, помимо оплаты за отработанные часы, нужно выплачивать дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом соглашени и” .

Минздрав России

Компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛп. 3 ст. 217 НК РФ . Можно ли освобождать от налогообложения денежную компенсацию, выплачиваемую работнику за работу во вредных условиях свыше 36 часов в неделю? В Минфине считают, что нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“ Несмотря на то что выплата работнику за работу свыше 36 часов в неделю названа в ст. 92 ТК РФ компенсацией, она таковой в смысле ст. 164 ТК РФ не является. По сути, это компенсационная выплата за работу во вредных условиях, входящая в оплату труда. Оснований для освобождения таких выплат от НДФЛ в ст. 217 НК РФ не установлен о” .

Если для «вредников» введен суммированный учет, то продолжительность учетного периода не может превышать 3 месяцев (ранее -1 года)ст. 104 ТК РФ .

Повышенные или дополнительные по сравнению с ТК РФ компенсации, как и раньше, можно самостоятельно устанавливать коллективным договором или локальным нормативным акто мст. 219 ТК РФ .

Вопросы начисления пенсионных выплат, особенно, если речь идет о досрочном выходе на пенсию, являются весьма актуальными. И особенно они вызывают тревогу у тех работодателей, предприятия которых отличаются опасными или вредными условиями труда. Для того, чтобы решить все вопросы и сложности, которые возникают в отношении досрочного назначения пенсий для отдельных категорий работников, необходимо чтобы была проведена специальная оценка условий труда. Именно данная процедура в будущем будет играть роль важнейшего фактора, на основании которого и будет проходить досрочный выход на пенсию.

Специальная оценка условий труда и досрочная пенсия

Главная сложность в понимании механизма и правил назначения досрочной пенсии связана с тем, что с 1 января 2014 г. отменена аттестация рабочих мест и введена специальная оценка условий труда. Мы расскажем, как столь серьезные изменения повлияли на установление льготной пенсии лицам, работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Порядок исчисления стажа для определения льготной пенсии установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Пять шагов, которых не избежать кадровику,

Как следует из п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), периоды трудовой деятельности на определенных видах работ засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным действующим законодательством РФ.

С 1 января 2014 г. дополнительный тариф можно определить только по итогам проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка труда и особенности ее первого проведения

Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. Проводить специальную оценку в этот период необязательно.

Регламент проведения спецоценки установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Методика более подробно расписывает порядок проведения спецоценки, детализируя процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, критериев классификации условий труда на рабочих местах, подлежащих специальной оценке, а также механизм снижения класса условий труда на рабочем месте в случае, предусмотренном п. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), основным или одним из видов деятельности которой (которых) является проведение указанной процедуры на основании гражданско-правового договора.

При этом работодатель в основном осуществляет функции по организации специальной оценки: он создает комиссию, возглавляемую им самим или его представителем, утверждает ее состав и порядок деятельности, а также график проведения мероприятий по спецоценке.

В состав комиссии включаются, в частности, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).

Участие кадровой службы в специальной оценке условий труда

Действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность работников кадровой службы принимать участие в комиссии по проведению спецоценки. Данный вопрос находится под полным контролем работодателя и его доверенных лиц.

Но поскольку работодатель формирует комиссию по своему усмотрению, он вправе привлечь к ее работе кадровика, ведь в процессе специальной оценки порой возникают вопросы, решить которые могут только эти специалисты.

НАПРИМЕР

При составлении перечня рабочих мест, предусмотренных Списками № 1 и 2, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест (список составляется до идентификации) или перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов требуется знание законодательства по досрочному пенсионному обеспечению и умение применять его в отношении конкретных рабочих мест, подлежащих спецоценке.

Такими знаниями и опытом обладают именно работники кадровой службы. От правильно составленного перечня в конечном счете зависит право работника на досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку право на досрочную пенсию связано с работой во вредных и (или) опасных условиях, особое значение имеет процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которая проводится в соответствии с Методикой.

Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

Основные отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест заключаются в следующем.

Отличие 1. Спецоценка должна проводиться даже в отношении тех рабочих мест, аттестация которых ранее была необязательна. Таким образом, спецоценке подлежат все рабочие места.

Исключения установлены лишь в отношении надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Отличие 2. Спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Отличие 3. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется экспертом организации, проводящей спецоценку.

В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, условия труда на признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений выявленных факторов. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

Отличие 4. При отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов декларируется соответствие рабочих мест государственным нормативам.

Размеры дополнительных тарифов страховых взносов

Порядок идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда в соответствии со Списками №1 и №2

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных условий труда понимается сопоставление и установление их соответствия факторам производственной среды и трудового процесса, предусмотренным классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Процедуре идентификации подлежат рабочие места, на которых присутствуют потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, кроме указанных в п. 10 Методики.

НАПРИМЕР

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

К данной категории относятся не только застрахованные лица, чьи профессии и должности предусмотрены Списками № 1 и 2, но и работники, чьи профессии и должности указаны в других списках, с учетом которых назначается указанная пенсия:

  • железнодорожники (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272);
  • женщины-текстильщицы (список утвержден постановлением Правительства РФ от 01.03.1992 № 130);
  • лесозаготовители (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273) и др.

Особенности идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда

Следует отметить, что факт непроведения идентификации на указанных рабочих местах не является свидетельством оптимальных или допустимых условий труда на них. Наоборот, федеральными нормативными правовыми актами условия труда на рабочих местах сотрудников, предусмотренных в Списках № 1 и 2 и других списках, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, признаны вредными и (или) опасными.

Они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям, но вначале необходимо установить наименование конкретного вредного или опасного производственного фактора.

Согласно п. 10 Методики перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов определяется в соответствии с классификатором экспертом организации, осуществляющей специальную оценку (далее – эксперт).

Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3 к Методике.

В случае если вредные и (или) опасные условия по результатам идентификации не выявлены или обнаруженные факторы не подпадают под это определение, эксперт фиксирует отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.

Условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодатель в установленном порядке подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Экспертное мнение

Имеют ли право на досрочное назначение пенсии судовые сборщики-достройщики, выполняющие судоремонтные работы не внутри отсеков, а на поверхности судна?

Упомянутые Списки содержат много наименований профессий и должностей, работники которых приобретают право на указанную пенсию при определенных показателях (условиях). В частности, Списком № 2 предусмотрены судовые сборщики-достройщики – в случае постоянной занятости внутри отсеков судов при производстве судостроительных и судоремонтных работ. В рассматриваемой ситуации работники трудятся на поверхности судна, а значит, условия их труда отличаются от указанных в Списке № 2. При этом данных о присутствии на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов нет. Определить их наличие или отсутствие поможет процедура идентификации.

Установление итогового класса (подкласса) в специальной оценке условий труда

Основанием для уплаты работодателем дополнительного тарифа, а также включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, того или иного периода трудовой деятельности является класс (подкласс) условий труда.

Классы (подклассы) отражают степень вредности и (или) опасности условий труда, но далеко не всегда служат единственным основанием для определения дополнительного тарифа. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте согласно п. 94 Методики может быть снижен в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

Основанием для снижения и установления итогового класса (подкласса) является зафиксированный факт применения на рабочем месте эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (оформляется решением комиссии на основе заключения эксперта).

Согласно Методике снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в порядке, предусмотренным Законом № 426-ФЗ.

В то же время ч. 6 и 7 ст. 14 Закона № 426-ФЗ установлено, что решением комиссии класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень в соответствии с Методикой, а по согласованию с территориальным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

В том и в другом случае снижение должно осуществляться в порядке, предусмотренном Методикой.

Специальная оценка условий труда и ее влияние на назначение досрочной пенсии по старости

Результаты специальной оценки условий труда применяются для определения дополнительного тарифа, уплачиваемого работодателем в Пенсионный фонд РФ. Как мы уже отметили, факт начисления и уплата дополнительного тарифа являются дополнительным условием для включения периодов работы, предусмотренных подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости. При этом основным условием является вредный и (или) опасный класс условий труда на конкретном рабочем месте, установленный по результатам специальной оценки.

Таким образом, указанные периоды работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при соблюдении всех трех условий:

  1. постоянной занятости в течение полного рабочего дня;
  2. уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
  3. начисления и уплаты дополнительного тарифа в ПФР.

Отсутствие хотя бы одного из трех этих элементов послужит основанием для отказа со стороны территориального органа ПФР во включении определенного периода в стаж работы, позволяющий претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии.

Практический вопрос на тему проведения спецоценки

По результатам спецоценки, проведенной в 2014 г., на рабочем месте сортировщика алмазов установлен допустимый класс условий труда. Будут ли указанные работники иметь право на досрочную пенсию?

Указанная профессия предусмотрена в Списке № 2. Но если с 01.01.2014 работодатель прекратит начисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФР в связи с тем, что по результатам специальной оценки класс условий труда признан соответствующим допустимому, у территориальных органов ПФР не будет оснований для включения данного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.