Виды швов для шитья. Все виды ручных швов и машинных работ. Их применение. Для обработки края деталей используется круглый шов


Сегодня мы расскажем о швах, которые выполняются на швейной машине. Машинные швы подразделяются на 3 основные группы — соединительные, отделочные и краевые. Изучив виды швов, поняв, как выполняется каждый их швов и попрактиковавшись на образцах, вы добьетесь того, что в изделиях все швы будут выполнены идеально.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Соединительные стачные швы

Стачные швы применяются для стачивания деталей изделия, и являются наиболее распространенными при пошиве изделий. Стачные швы выполняются при помощи простой машинной строчки. Длина стежка зависит от ткани и назначения шва.

Рис. 1. Виды швов — соединительные

Стачной шов «на ребро»

Для образования стачного шва на ребро складывают две детали лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и прокладывают машинную строчку на расстоянии 0,5–2,0 см от края.

Шов может быть выполнен как без посадки, так и с посадкой одной из сшиваемой детали. При выполнении шва
с посадкой верхнюю деталь припосаживают. Стачной шов на ребро применяется при соединении рукавов с проймами, деталей мешковины карманов, а также при выполнении других стачных швов.

Стачной шов «в заутюжку»

При выполнении стачного шва взаутюжку сначала выполняют стачной шов на ребро, затем припуски приутюживают и оба припуска заутюживают на одну из сторон. Стачной шов взаутюжку применяется для соединения боковых, плечевых и других швов изделий из тонких тканей.

Стачной шов «в разутюжку»

При выполнении стачного шва вразутюжку сначала выполняют стачной шов на ребро, затем строчку приутюживают, припуски разутюживают в разные стороны. Шов применяется для соединения боковых, плечевых и других швов изделий.

Рис. 2. Виды швов — соединительные накладные

Накладной шов с открытыми срезами

Для выполнения накладного шва с двумя открытыми срезами детали накладывают друг на друга лицевыми сторонами вверх и стачивают на одинаковом расстоянии от срезов. Срезы оставляют открытыми. Ширина припусков – 0,2–0,7 см. Такой вид шва применяется при пошиве изделий из ткани, не требующией обработки – лодена, дубленочных тканей, частей прокладок и т. п.

Накладной шов с одним закрытым срезом

При выполнении накладного шва с одним открытым срезом сначала выполняют стачной шов на ребро. Затем строчку приутюживают, припуски шва заутюживают на одну из деталей, по которой с лицевой стороны прокладывают отделочную строчку. Расстояние от строчки стачивания до строчки настрачивания зависит от модели 0,5–1,0 см.

Если по модели предусмотрены две отделочные строчки, то расстояние от строчки стачивания до первой строчки настрачивания 0,2 см. Расстояние от первой строчки до второй 0,5–0,7 см.

Накладной шов с одним открытым срезом применяется для соединения деталей (например, кокетки с полочкой) при изготовлении одежды.

Накладной шов с двумя закрытыми срезами

а) Для выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами, края срезов подгибают на изнаночную сторону или заметывают на 0,5–0,7 см. Один край накладывают на другой и прокладывают строчку на расстоянии от подогнутых краев 0,1–0,2 см. Таким швом обрабатываются пояса, хлястики, манжеты и т.д.

б) Второй способ выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами – подогнуть оба среза на 0,5–0,7 см, наложить на изделие и настрочить на расстоянии 0,2 мм от каждого края. Применяют при выполнении кулисок.

Рис. 3. Виды швов — соединительные бельевые

Французский шов

Для выполнения французского или двойного шва детали складывают изнанкой внутрь и стачивают шириной шва 0,3–0,5 см. Потом выворачивают деталь на лицевую сторону и выправляют шов стачивания так, чтобы он располагался по краю. Вторую строчку прокладывают на расстоянии 0,5–0,7 см от сгиба, чтобы срез шва был запечатан внутри. Такой вид шва применяется при пошиве одежды из сыпучих и прозрачных тканей.

Запошивочный шов

Для выполнения запошивочного шва две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, припуск по одной детали срезают до 0,5 см. Затем стачивают детали. Припуски отгибают в сторону детали так, чтобы закрыть меньший срез. Срез большего припуска подгибают и прокладывают вторую строчку на расстоянии 0,1–0,2 см от подогнутого края. Ширина запошивочного шва равна 0,7–1,0 см. Запошивочный шов применяется для изготовления постельного белья, а также в изделиях из тонких тканей без подкладки, джинсовой одежды.

Шов «в замок»

Шов «в замок» по конструкции похож на запошивочный, но выполняется немного иначе. Сначала выполняют накладной шов с двумя открытыми срезами. Затем каждую деталь отворачивают на срез
и настрачивают по припуску. Шов «в замок» очень прочный и применяется при пошиве изделий, где требуется усиленная строчка – рабочей одежды, рюкзаков и т. п.

Рис. 4. Виды швов — отделочные

Расстрочной шов

Для выполнения расстрочного шва сначала выполняют стачной шов, затем припуски шва раскладывают в разные стороны и с лицевой стороны прокладывают две отделочные строчки на одинаковом расстоянии от стачной строчки. Расстояние от строчки стачивания до строчки расстрачивания зависит от модели (0,2-0,5 см), от среза шва до строчки расстрачивания – 0,2-0,5 см. Расстрочной шов применяется для соединения срезов изделий из материалов, где разутюживание швов не допускается. Например, в изделиях из кожи.

Застрочной шов

Для выполнения шва необходимо разметить необходимую ширину складки, заложить складку по разметке и застрочить. Шов применяется для выполнения складок на изделиях.

Настрочной шов с открытым срезом

Для выполнения настрочного шва с открытым срезом необходимо притачать деталь по разметке, отвернуть ее на лицевую сторону и отстрочить по краю. Припуск шва при этом остается открытым. Такой шов применяется при выполнии карманов, кокеток и т. д.

Настрочной шов с закрытым срезом

Выполняется так же как и настрочной шов с открытым срезом, но припуск шва срезается и застрачивается внутри отделочным швом. Такой шов применяется при выполнении карманов, кокеток и т. п.

Рис. 5. Виды швов — отделочные

Накладной шов с кантом

Кант вложить между деталями по разметке, пристрочить. Строчку проложить на расстоянии 0,3–0,4 см от края канта. Детали отвернуть на лицевую сторону, припуски заложить на одну из деталей, приутюжить. Применяется при отделке швов с лицевой стороны изделий и на подкладке.

Обтачной шов с кантом

Кант сложить с деталью изделия, притачать. Детали отвернуть на лицевую сторону, приутюжить. Такой вид шва применяется при отделке карманов, воротников, постельного белья и т. п.

Рис. 6. Виды швов — краевые

Окантовочный шов с открытым срезом

При выполнении шва косая бейка пристрачивается к детали изделия на расстоянии 0,5 см от края, отгибается на лицевую сторону и настрачивается на 1 мм правее края бейки. Внутренний срез остается открытым и может быть закрыт подкладкой или остаться открытым, в зависимости от изделия.

Окантовочный шов с закрытым срезом

При выполнении шва косую бейку пристрочить к припуску изделия на расстоянии 0,5 см от края, припуск обернуть бейкой, край бейки подвернуть и настрочить на расстоянии 0,2 мм от края. Применяется при окантовке срезов изделий без подкладки.

Окантовка тесьмой

При выполнении окантовкой тесьмой используется тесьма с закрытыми срезами. Ширина тесьмы определяется моделью. Чтобы выполнить шов, край детали оборачивается тесьмой, перегнутой пополам, по краю тесьмы прокладывается шов. Применяется при окантовке карманов, воротников и других деталей.

Окантовочный шов «в рамку»

Для выполнения шва косую обтачку необходимо перегнуть пополам, приутюжить. Наложить обтачку по разметке, выполнить шов, обтачку отогнуть, приутюжить. Такой вид шва применяется при обработке карманов в рамку.

Обтачной шов «В раскол»

При выполнении обтачного шва в раскол сначала выполняют стачной шов «на ребро», затем детали отворачивают на лицевую сторону, выправляют шов так, чтобы он располагался по краю. Шов применяется при обработке поясов и других двухсторонних деталей.

Обтачной шов «в кант»

При выполнении обтачного шва «в раскол» сначала выполняют стачной шов «на ребро», затем детали отворачивают на лицевую сторону, выправляют шов с образованием канта с одной стороны. Шов применяется при обработке подбортов, воротников, манжет и других деталей одежды.

Рис. 7. Виды швов — краевые

Обтачной шов с закрытой бейкой

Для выполнения шва необходимо перегнуть бейку пополам, пристрочить к детали изделия по краю на расстоянии 0,5 см от края, отвернуть бейку на лицевую сторону и настрочить по краю. Такой шов может применяться для обработки низа деталей и рукавов, обтачки карманов и т. п.

Обтачной шов двойной бейкой

Для обработки шва необходимо притачать одну сторону бейки по краю детали, отвернуть бейку на лицевую сторону, подогнуть по краю и настрочить на расстоянии 0,2 мм от края бейки.

Рис. 8. Узкие краевые швы

Московский шов

Для выполнения припуск необходимо подвернуть на 0,5 см и на расстоянии 0,2 мм от края проложить строчку. Излишки припуска срезать, край детали подогнуть на 0,3 мм и проложить вторую строчку поверх первой. Московский шов применяется для обработки краев изделий из тонких тканей – шарфов, платков и т. п.

Зиг-заг

Для выполнения шва зиг-заг необходимо подогнуть срез и проложить строчку по краю. Ширина и частота строчки определяется моделью. Излишки припуска срезать. Такой шов применяется для обработки краев воланов, пошиве изделий из трикотажа и т. п.

Шов в подгибку с открытым срезом

Шов в подгибку с открытым срезом выполняется таким образом: срез шва обрабатывают оверлочным швом, припуск подгибают и настрачивают.

Такой шов применяется при подгибе низа и рукавов изделий.

Шов в подгибку с закрытым срезом

При выполнении шва в подгибку с закрытым срезом, срез шва подгибается на 0,5–0,7 см. Строчка прокладывается на расстоянии 0,2 см от края.

Швейная машина пока еще не может полностью заменить ручные швы. Любая одежда для примерки сметывается ручными швами. Также никак не обойтись без ручного шва, чтобы пришить пуговицу или подшить подгибку низа пальто, юбки, не говоря уже о рукоделии и вышивании.

Ручные швы имеют разные способы образования стежка, но в отличие от рукоделия портными чаще всего несколько видов ручных швов, и чаще всего используется сметочный ручной шов, например во время первой примерки платья .

Ручные швы в основном используют для рукоделия и вышивания, иногда для декоративного украшения одежды. Портные же используют лишь несколько видов ручных стежков. В основном для сметывания деталей одежды и ручного подшивания подгибки края изделия. Иногда их используют для обозначения вытачек, складок, рельефов (силки).

Этот ручной шов обязана уметь делать каждая швея. С помощью такого шва сметывают детали кроя, подкладки, временно соединяют складки, сборки и т.д.

Иглы для ручного шитья выбирайте недлинные и тонкие, нитки должны быть эластичными и не толстыми, чтобы легко проходили в ткани, не оставляя следов от прокола иглы.

Длина стежков ручного сметочного шва иногда может достигать нескольких сантиметров, но как правило не превышает одного сантиметра.

Прокладочный ручной стежок напоминает сметочный шов. Его используют для нанесения линий рельефов, вытачек, середины деталей изделия. Выполняется прокладочный шов обычно на одном слое ткани. Длина стежка 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Силки или копировальный ручной шов

Силки или копировальный ручной шов используется для точного переноса линий вытачек, карманов, рельефов и т.д. на одинаковые парные детали кроя. Например, для того, чтобы определить местоположение вытачки на полочке женской блузки, достаточно соединить обе полочки силками по контуру вытачки, а после разрезать этот стежок между полочками. Оставшиеся куски контрастного цвета нитки будут показывать, где будет нанести мелом линию вытачки.

Выполняется следующим образом: детали изделия складываются между собой лицевой стороной внутрь. По намеченным линиям прокладываются сметочные стежки с расстоянием друг от друга 0,3 - 1 см. От простого сметочного шва отличается тем, что нить не затягивают, а делают петельки высотой 1 - 1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань. После наметки всего контура, детали изделия раздвигают, и петли нитки разрезают посередине.
В настоящее время копировальный ручной шов почти не используется, поскольку имеются другие способы переноса контурных линий.

Для обработки края деталей используется круглый шов

Круглый ручной шов может быть использован для обработки края волана, оборки, низа трикотажной юбки и т.д. Если у вас есть оверлок выполняющий ролевый шов, то намного красивее и легче сделать такую обработку оверлоком. Срез отгибают в сторону изнанки на 0,3 - 0,5 см, набирают 2 - 3 нити ткани около подогнутого среза и 2 - 3 нити на сгибе. Не обязательно затягивать нить после каждого стежка, для ускорения работы можно делать это после 30 - 45 стежков. Плотность шва - 3 стежка на 1 см.

Стачной ручной шов напоминает машинную строчку

Часто случаются такие ситуации, когда швейная машина не может сделать качественную сорочку, например, при замене молнии в кожаной куртке . В таком случае небольшой участок пропущенного шва можно стачать с помощью ручного стежка. Промежутка между стежками нет. Иглу прокалывают сверху вниз. Укол делают в месте выхода предыдущего стежка.

Ручной стежок "за иглу" (разметочный)

Этот ручной шов выполняется также как стачной ручной стежок, но между стежками оставляется небольшое расстояние. Укол иглой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.

Скорняжный ручной шов выполняют простыми стежками через край справа налево с небольшим шагом между стежками. Стежок вперед, стежок на месте, в те же дырочки от иглы, и снова стежок вперед, стежок на месте и т. д.
Опытные скорняки обязательно делают повтор стежка, то есть игла всегда проходит два раза в одно и то же отверстие. Плотность стежка (0,3-0,5см) и высота стежка (0,3-0,8см) зависят от толщины кожевой ткани. Чем толще шкурка меха, тем выше стежок, и наоборот.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Одним из простейших видов рукоделия является вышивание . Линия орнамента или красивый узор украсят любую вещь: платье, блузку, сумку, салфетку, скатерть или подушку.

Отделочные швы

Шов «вперед иголкой» (рис.1) – самый простой. Он используется дл имитации и наведения контуров рисунка. Иголку с ниткой пропускают в ткань справа налево, все время вперед, набирая один или несколько стежков. Этим швом вышивают узоры на блузках, салфетках, сумках.

Шов «строчка» (рис.2) напоминает машинный строчный шов. На лицевой стороне стежки прилегают один к одному, а на выворотной длина стежка равна двум стежкам с лицевой стороны.

Стебельчатый шов (рис.3) выполняют слева направо. Острие иголки все время направлено влево, а каждый новый стежок начинают, отступая назад, т.е. направо. На лицевой стороне стежки заходят один за другой, а вывороте создают строчку. Стебельчатым швом вышивают контуры рисунка (например, стебла, цветы, листья), делают метки на белье.

Петельный или обкидной шов (рис.4), используют для обкидывания петель, обшивания краев, вышивания. Выполняют шов слева направо. Нитка все время находится перед иголкой, делая петельку. В зависимости от ширины, высоты и направления стежков можно усложнить шов перевиванием.

Шов «цепочка», или тамбурный (рис.5), представляет собой ряд петелек, которые выходят одна из одной, напоминая на лицевой стороне цепочку, связанную крючком, а на выворотной – машинную строчку. Выполняют его сверху вниз или справа налево, закрепляя петельку одним или несколькими маленькими стежками. Тамбурная петелька может быть разных форм, и это дает возможность создать множество узоров. Этим швом вышивают листочки, лепестки цветов.

Шов «елочка» (рис.6) напоминает петельный шов или раскрытую тамбурную петлю. Его используют для отделки изделий. Есть много вариантов этого шва.

Шов «козлик», или крестовидный (рис.7), выполняют слева направо. Швом «козлик» можно украсить одежду и белье, подшить подол платья или юбки, соединить края двоих полотен.

Верхошов «верхоплут» или владимирский шов (рис.8), выполняют длинными стежками. Чаще используют очень толстые нитки (в основном красного цвета).

Стежки кладут от центра узора до краев и назад. На лицевой стороне ткани получаем основной рисунок, а на выворотной – контур мелкими стежками. Этим швом вышивают цветы и листья, разные фигуры, украшая одежду и предметы быта.

Вышивание крестом

Шов «полукрест» или «роспись» (рис.9) – двусторонний шов, который выполняют в два этапа – вперед и назад. Сначала слева направо прокладывают по контуру рисунка стежки «иголкой вперед» , а потом справа налево заполняют промежутки с предыдущего ряда.


Вышивать крестом можно на тканях льняного переплета, по канве или по контурах, обозначенных точками. Шов «крест», или «крестик» (рис.10), состоит с двух перекрещенных стежков. Сначала кладут стежки слева на право, а перекрывают их справа налево.


Узоры для вышивания крестом показано на рис.11.

Двойной, или болгарский крест (рис.12) выполняют с четырех прямых стежков – двух диагональных и двух взаимоперпендикулярных. Сначала вышивают простой крест, потом делают вертикальный стежок, а его покрывают горизонтальными стежками слева направо.

Края двух полотен можно соединить несколькими способами, как это показано на рис.13.

Вышивание бисером, стеклярусом, бусами, искусственным жемчугом

Бисером, стеклярусом, бусами и искусственным жемчугом можно украсить вечернее платье, сумочку, кошелек и т.д. Для основы рекомендуем бархат, атлас, шелк, шерстяные и суконные ткани, лен с лавсаном.

Нитки для вышивания должны быть прочными, «навощенными» (покрытыми воском), что бы бисер или стеклярус не перетирали их, и подобраны под цвет ткани. Для работы берут бисер округлый или граненный, одно- или разноцветный – в зависимости от узора. Можно использовать также стеклярус и блестки.

Вышивают по нанесенному на ткань рисунку или по канве, которую потом вытягивают. Каждую бисеринку пришивают к ткани по контуру рисунка. Бусинки нашивают впритык одна к одной или на некотором расстоянии. Можно также выложить нитку с нанизанными бусинками по контуру и прикрепить ее к ткани другой ниткой, вкалывая иголку в промежутки между бусинками.

Для вышивания бисером можно использовать узоры вышивок крестом: каждая нашитая бисеринка будет отвечать крестику на узоре. Пришивают бисер стежками шва «полукрест» з уклоном в одну сторону (что бы бисеринки ложились ровно).


Вышивку стеклярусом лучше выполнять верхошвом.

На рис.14 показано узоры для вышивания кошелька или сумочки. Лепестки можно вышить белым и розовым бисером или стеклярусом, серединки – желтым и зеленым стебель.



Ручные швы чаще всего незаменимы на первоначальной стадии изготовления изделия, например для простого соединения и закрепления деталей - это стежки временного назначения, которые чаще всего выполняются контрастными нитками, и, которые после выполнения всех необходимых операций просто удаляются.

Так же стежки могут быть постоянного назначения - использоваться для , выполнять декоративную функцию и т.д. Если углубляться в терминалогию, то самой маленькой единицей ручного шитья является стежок, который представляет из себя законченное переплетение нитей или нити между проколами ткани либо другого материала, произведенного на некотором расстоянии друг от друга иглой. Повторяющиеся на материале стежки называются строчкой, а строчка или строчки наложенные для скрепления двух или нескольких участков ткани представляют шов. Строчка при ручном шитье чаще всего и является швом, так как в таком случае большинство швов состоит из одной единственной строчки. Ниже представлены виды ручных стежков и строчки, которые они образуют.

Прямые ручные стежки

Служат в основном для временного соединения и закрепления деталей при начальной стадии подготовки изделия к примерке и корректировке, к обработке швейной машиной. Прямыми стежками выполняют следующие строчки:

Прямая сметочная строчка

Прямая сметочная строчка (шов) - для выполнения строчки (шва) параллельно тканевому срезу или просто по намеченной линии прямыми стежками.

Прямая наметочная строчка

Прямая наметочная строчка (шов) - для скрепления двух деталей, разных по величине, чаще всего нитью контрастного цвета.

Прямая заметочная строчка

Прямая заметочная строчка (шов) - для фиксирования подгибаемых краев деталей (низ изделий и тд.)

Прямая выметочная строчка

Прямая выметочная строчка (шов) - для закрепления краев отдельных деталей, которые были предварительно соединены (машинной или ручной строчкой) и вывернуты на лицевую сторону (клапаны, воротник, манжеты).

Прямая копировальная (силки)

Прямая копировальная строчка (силки) - для переноса контрольных знаков и меловых линий с одной детали на другую. Стежки при этом не затягивают, а образуют небольшие петельки - после завершения работы детали равноудаленно разводят в стороны и разрезают между ними нити. По оставшимся обрывкам нитей проводят меловые линии для создания контура.

Прямая сборкообразующая строчка

Прямая сборкообразующая строчка - для образования сборок, путем прокладывания одной, а чаще всего, двух параллельных прямых наметочных строчек с дальнейшим стягиваем ниток на желаемую величину.

Косые ручные стежки

Представляют собой более эластичные соединения, к тому же они прочнее и в связи с этим часто используются как стежки временного или постоянного назначения. Косыми стежками выполняются следующие строчки:

Косая наметочная строчка

Косая наметочная строчка (шов) - для получения устойчивого соединения деталей, с исключением возможности их сдвига при дальнейшем процессе обработки. Либо для закрепления верхней детали на нижней с посадкой (верхний воротник на нижний и тд.).

Косая выметочная строчка

Косая выметочная строчка (шов) - для временной обработки краев деталей, после выполнения обтачивания машинной строчкой. Применимо в тканях без рисунка, так как при влажно-тепловой обработке не исключается возможность искажения рисунка.

Косая обметочная строчка

Косая обметочная строчка (шов) - для закрепления по срезам деталей с целью предотвращения их от осыпания. Особенно актуально при изготовлении изделий без подкладки.

Косая стегальная строчка

Косая стегальная строчка - для скрепления деталей по поверхности в виде основной и прокладочной ткани в целях увеличения их упругости. При этом верхнюю деталь прокалывают насквозь, нижнюю - лишь на половину его толщины и материал верхней детали слегка припосаживают (лацкан, воротники и т.д.). При правильном исполнении на лицевой стороне верхней детали не должно быть следов стежков.

Косая подшивочная строчка

Косая подшивочная строчка - для закрепления подогнутого края обрабатываемой детали с открытым срезом из несыпучих или мало сыпучих материалов (в основном используется при изготовлении верхней одежды). Бывают открытые, потайные и фигурные.

Косая штуковочная строчка

Косая штуковочная строчка - для скрепления деталей встык в местах разрыва или прореза. Применяются в основном при ремонте одежды из неосыпающихся, плотных материалов. Материал прокалывается лишь на половину толщины - и с лицевой стороны такая строчка невидима.