Во сколько месяцев ребенок улыбается. Когда и почему новорожденный начинает гулить и агукать. Когда грудничок улыбается

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

В течение первого месяца жизни маленького человека всей семье, особенно маме, безусловно, приходится трудно. Но когда ребенок начинает улыбаться, забывается усталость, недостаток сна и другие тяготы. Наконец он делает первые успешные шаги в установлении контактов со своими близкими! Как это происходит, в какие сроки и насколько осознанны проявления положительных эмоций у малыша?

Улыбка ребенка вызывает воодушевление у молодой мамы, ведь кроха выражает свои эмоции в основном с помощью плача. Стоит отметить, что сначала улыбка у новорожденного имеет чисто рефлекторную природу. Она не связана с тем, что он слышит или видит, так как малыш начинает использовать ее как реакцию только спустя несколько месяцев после рождения. Довольное личико можно увидеть уже через несколько дней после рождения, и это означает спокойное состояние младенца: после кормления (такую улыбку называют «желудочной»), а также во сне, во время купания и просто потому, что мама рядом.

Улыбка и показатели нормального развития

В первые недели жизни у всех новорожденных - дальнозоркость. Они видят только свет, тени, различают очертания предметов и движения. Поэтому «откликнуться» на вашу улыбку (фактически скопировать вашу мимику) малыш пока не может. Но уже в возрасте около месяца младенец становится более общительным, начинает активно рассматривать и исследовать окружающий мир. И одно из первых проявлений его радости - улыбка маме.

Кстати, сроки появления позитивных эмоций отличаются у доношенных и недоношенных детей. Как показывают наблюдения специалистов, ребятишки, которые появились на свет раньше срока, начинают улыбаться позже тех, кто родился вовремя.

Психологи утверждают: к трем неделям у детей формируется «комплекс оживления» - реакции, обращенные ко взрослым людям. Это: узнавание лиц, улыбка, двигательная активность, произнесение звуков (гуление). Важно помнить: отсутствие или слабая выраженность одного или нескольких признаков - не показатель «отсталости» малыша!

Примерно 8-9 месяц жизни - своеобразный «кризис» для младенцев. Они уже хорошо понимают, кто перед ними - близкий человек или чужой. Поэтому будут тянуться к родным и выказывать положительные эмоции в кругу семьи, но вполне могут разрыдаться, если им улыбнется незнакомец.

Осознанная улыбка: когда ее ждать

Когда новорожденный начинает улыбаться «по-настоящему»? Осознанная улыбка появляется не только от приятных ощущений, но и тогда, когда ребенок узнает знакомых людей («социальная» улыбка), реагирует на ваши слова или поведение, которые ему нравятся.

Вышеупомянутый «комплекс оживления» полностью складывается около второго месяца жизни, а интенсивность его проявлений нарастает к возрасту четырех месяцев. Очень важно постоянно общаться с крохой! Когда педиатр займется диагностикой степени развитости ситуативно-личностного общения у вашего малыша, он будет определять, насколько ребенок проявляет инициативу в своем «комплексе оживления».

Интересный факт: в «производстве» улыбки участвуют 17 мышц лица.

Ребенок начинает осознанно улыбаться в 6-8 недель (обычно, когда видит, что вы что-то ему говорите), так как уже неплохо фокусирует внимание. Нормой считается и период от 5 до 12 недель, когда появляется реакция на любое человеческое лицо. Она означает, что в сознании ребенка уже идет четкое разграничение людей и неодушевленных предметов - показатель правильного темпа умственного развития. К тому же в это время происходит сложная деятельность мозга, которая включает:

  • распознавание эмоций знакомого/близкого человека;
  • передачу нервных импульсов в определенные отделы головного мозга;
  • напряжение и расслабление лицевых мышц.

Если улыбка не появляется, это еще не отклонение. Педиатры и невропатологи говорят о них, если неулыбчивый ребенок:

  • не держит головку;
  • не желает контактировать с людьми;
  • не умеет концентрировать внимание даже на короткое время.

Помните, что в раннем возрасте все поправимо, а о наличии проблем в развитии может судить только специалист.

Как ребенок учится смеяться

Скоро вы привыкаете к сияющему от удовольствия личику чада и теперь хотите поскорее услышать его смех. «Неврологической нормой» является, если ребенок начинает смеяться в голос на 20-30-й неделе от рождения. Но многое зависит от личных особенностей детей и их темперамента, а вовсе не от интеллектуальных способностей. Одни начинают заливисто хохотать с трех месяцев, другие сдержанно улыбаются вплоть до полугода. А некоторые с самого рождения проявляют обстоятельность и серьезность.

Подумайте и внимательно понаблюдайте, как ведете себя вы сами и ваши родственники. Это еще один фактор, влияющий на способность детей смеяться. Вполне возможно, темперамент взрослых и то, как они обычно показывают свои эмоции, влияет и на малыша. Не слишком ли все вокруг сдержанны и контролируют себя? Дети начинают улыбаться, подражая, как и в других случаях, поведению старших.

Улыбка и смех - начало взаимодействия не только со взрослыми, но и со сверстниками. Чтобы научить кроху «отвечать» на эмоции, больше разговаривайте с ним, пойте ему и включайте приятную музыку, рассказывайте стихи и потешки. Показывайте свою любовь через объятия, прикосновения, поглаживания и, конечно, выражение лица.

Не переживайте, если другие дети вовсю смеются, а ваш малыш - нет. Чтобы научить его этому, не нужно придумывать что-то из ряда вон выходящее. Рано или поздно вы услышите от своего ребенка не только отдельные звуки, но и станете свидетелем «озвученной» улыбки вам в ответ. Обычно это выглядит так: младенец улыбается и одновременно произносит что-нибудь вроде «аха», «гху», «кхы». Это уже первые попытки смеяться!

И даже если вам на первых порах покажется, что чадо хохочет без особой причины - не удивляйтесь: навык совсем новый, и его тоже нужно тренировать. Просто посмейтесь вместе с ребенком - это сближает.

От эмоций к словам: гуление

Важнейшим показателем развития малыша, помимо выражения эмоционального состояния, являются сроки начала говорения. К начальным признакам становления речи специалисты относят гуление, которое формируется примерно с 2 до 7 месяцев.

Произнесение простых звуков типа «а-а», «у», которое постепенно перерастает в нечто напоминающее слоги («аа-гу», «да-да») - это и есть гуление. Врачи называют такие звуки вокализациями. Когда взрослые, которых малыш хорошо знает, начинают общаться с ним, он начинает радостно агукать, как бы отвечая.

Первое время младенец даже может «разговаривать» сам с собой, пробуя «на вкус» новые ощущения. Нередко он следит за источником звуков и старается воспроизвести то, что слышит. Гуление может быть и «пением» под мелодию, которая понравилась малышу.

Если гуление сопровождается двигательной активностью, и ребенок широко, будто удивленно, открывает глаза - это сигнал о его максимальной заинтересованности окружающим миром в данный момент. Кстати, именно тогда, когда у крохи хорошее настроение, можно попробовать вызвать у него улыбку.

«Бить тревогу» по поводу отсутствия агуканья стоит только с 8 месяцев, обратившись к педиатру и далее к узким специалистам. Если все в порядке, но ребенок все равно пока помалкивает, его можно научить гулить. Для этого нужно чаще беседовать с ним, комментировать действия в течение всего времени, пока малыш не спит. Речь должна быть в меру эмоциональной, плавной, ласковой, достаточно четкой. Можно еще повторять звуки, которые произносит малыш, и добавлять к ним новые.

Пальчиковая гимнастика, нежный массаж ладошек и пальчиков ребенка помогают стимулировать акупунктурные точки. Эти участки связаны с отделами мозга, которые отвечают за эмоции и речь.

Поощряйте любую активность малыша (как эмоциональную, так и физическую), больше разговаривайте и занимайтесь с ним, и, когда младенец начинает улыбаться, это замечательная награда вашим усилиям. Ребенок чувствует, насколько он важен для своих близких. Первое, на что он реагирует - это «эмоциональная атмосфера» в семье. Вот почему для него так важно чувствовать заботу, тепло и знать, что на его потребности чутко откликаются и относятся ко всему с пониманием. Хорошее настроение и желание познавать и развиваться приходит к малышу только благодаря любви и вниманию взрослых.

Распечатать

По задумке природы с момента появления на свет младенец общается с миром только лишь посредством плача. Иногда это приводит в отчаяние молодых родителей. Но всему свое время, и до демонстрации положительных эмоций малышу нужно дорасти.

Все сложности послеродового периода и усталость мамы утрачивают свою значимость, когда младенец улыбается ей. Поэтому всех родителей интересует вопрос «Во сколько малыш начинает улыбаться?»

С какого возраста дети начинают улыбаться

Выражение положительных эмоций является показателем нормального развития крохи. Часто бывает, что новорожденный улыбается совсем скоро после рождения. Он это делает и во сне, и в минуты бодрствования, но такая первая улыбка новорожденного является физиологической, неосознанной и с радостными эмоциями не связана. Появляется она потому, что ребеночку комфортно. Часто ее можно наблюдать на лице крохи, когда он купается либо непосредственно после кормления.

В каком возрасте ребенок улыбается осознанно зависит от тонкостей его индивидуального развития. Только когда младенец станет задерживать взгляд и выделять среди прочих объектов мамино лицо, тогда улыбка на его личике станет знаком радости.

В большинстве случаев первая улыбка у ребенка появляется в возрасте 7-8 недель. Обычно это улыбка в ответ на появление мамы. Младенец начинает улыбаться на речь взрослого, оживленно размахивать ручками и ножками, надолго фокусирует взгляд на любимом человеке. Это означает, что малыш уже различает родное лицо среди других, стал определенно узнавать маму. На втором месяце жизни детки начинают улыбаться и агукать,общаясь с окружающим миром.

Общеизвестно, что чем активнее и продолжительнее родители общаются с младенцем, тем быстрее кроха научится демонстрировать радостные эмоции. Отмечено, что даже малыши, которые не имеют возможности видеть или слышать, расплываются в улыбке, чувствуя ласковые прикосновения или слыша нежный голос родителей. А малыши, которым уделяется мало времени, заметно отстают в психическом развитии.

Иногда бывает так, что новорожденный даже у ласковых и общительных родителей мало улыбается или вовсе не проявляет радостных эмоций. Не нужно паниковать, так как все детки развиваются в своем темпе и характер у них разный. Если к 2 месяцам ребенок не радует маму своей улыбкой, можно научить его улыбаться.

Чтобы спровоцировать у крохи ответную улыбку, нужно подобрать время, когда дитё уравновешено и довольно. Необходимо взять младенца на ручки, нежно погладить, ласково улыбаясь, поговорить с ним. Почти наверняка младенец пожелает быть похожим на родного человека, он повторит мамину (папину) мимику и расцветет в ответной улыбке. Чтобы малыш не прекратил улыбаться, нужно непрерывно одаривать его своей радостью. Демонстрация материнской радости дает ребенку понять, что окружающий мир безопасен и благосклонен.

Когда малыш освоил улыбку, он начинает так приветствовать самых любимых и близких – маму и папу, а позже и всех остальных. К 4-5 месяцам ребенок начинает улыбаться и смеяться. Бывает, что кроха, услышав свой смех, сначала пугается. Потом он осознает, что сам генерирует эти звуки и начинает «тренироваться». При этом стороннему наблюдателю кажется, что младенец хохочет без причины.

Как идет психологическое развитие малыша дальше

Со временем кроха учится удерживать зрительный контакт с другими людьми, реагировать на необычные звуки и нежные поглаживания, то есть улыбку ребенка вызывают внешние факторы. Поэтому необходимо с грудничком часто разговаривать, включать классическую музыку, можно повесить мобиль со звуком и яркими игрушками.

Постепенно малыш начинает не только улыбаться людям, но и «гулить» в ответ на ласковую речь. Если взрослый активно проявляет свои эмоции от общения с младенцем, кроха усилит гуление.

Ребенок может активно двигать ручками, начать улыбаться и гулить и еще до того, как взрослый начал с ним разговаривать. В таком случае оживление малыша является призывом к общению.

Стоит проявить немного терпения, и любимое чадо просияет маме своей доверчивой улыбкой и порадует заливистым смехом.

Улыбка маленького ребенка - это всегда небольшой праздник для его мамы, папы, дедушек и бабушек. А что уж говорить о первой улыбке - она словно подарок с небес, награда за бессонные ночи и нелегкий родительский труд. Почему он не делает этого, тогда как соседский малыш-ровесник одаривает всех улыбкой? Этими вопросами задаются многие молодые родители. На них мы постараемся ответить в нашей статье.

Улыбка ребенка - это не только приятное событие в жизни семьи, но и показатель нормального умственного, физического и психического развития, начало социализации малыша. Поэтому момент, осознанно, своего рода следующая ступень в длинной дороге его развития.

"Мой ребенок начал улыбаться еще в роддоме!" - говорят многие мамочки. Не принимайте их слова близко к сердцу. То, что они называют улыбкой, всего лишь гримаса, неосознанное сокращение определенных мышц, которое похоже на улыбку.

Отвечая обеспокоенным родителям на вопрос о появлении первой осознанной улыбки у младенца, педиатр назовет им возраст 1,5-2 месяца. Адресована эта улыбка, как правило, маме (или лицу, ее заменяющему). Здесь многое зависит от окружения крохи: если с самых первых дней рядом с малышом заботливые родители, которые все время общаются с ним, часто берут на руки, поддерживают зрительный и голосовой контакт, он начнет улыбаться уже в 6 недель. Если ребенку уделяется меньше внимания, произойдет это только к двум месяцам или чуть позже. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребенок не улыбается в месяц, ничего страшного в этом нет. Нужно просто подождать.

Когда ребенок начнет улыбаться, можно говорить о формировании у него так называемого эмоционально-двигательная реакция малыша в ответ на появление или обращение к нему взрослого человека. Начинает свое формирование этот комплекс уже в возрасте трех недель от рождения: ребенок замирает и сосредоточенно смотрит, когда к нему обращен разговор взрослого. Позднее, к двум месяцам, эта реакция перерастает в улыбку, гуление и при общении со взрослым. Пик формирования комплекса оживления - четырехмесячный возраст. Позднее появляется хохот, но улыбка все реже достается незнакомым людям, даже если те ласково говорят с малышом, часто он будет даже плакать в таких случаях.

По тому, во сколько месяцев ребенок улыбается, можно в некоторой степени судить об атмосфере в семье, отношении к нему мамы, ее эмоциональном состоянии. Даже если вы думаете, что ребенок ничего не понимает, разговаривайте с ним, так вы ускорите его речевое и психоэмоциональное развитие: он начнет раньше гулить, улыбаться.

Специалисты утверждают, что мальчики реже смотрят в глаза и позже начинают улыбаться, чем их ровесницы девочки. Поэтому если у вас растет сын, уделяйте больше времени общению с ним.

Период, когда ребенок начнет улыбаться, может стать решающим в становлении его отношений с отцом. Малыш начинает посылать сигналы, и если отец ответит ему мимикой и голосом, между ними установится особенная эмоциональная связь, даже если ранее ее не было.

День, когда ваш ребенок начнет улыбаться, станет началом долгого, но интересного процесса в его жизни - социализации.

Каждой маме и каждому папе хочется видеть улыбку своего малыша, адресованную именно ему. Но время осознанных улыбок еще должно наступить, и это происходит далеко не сразу после выписки из роддома. В этой статье мы расскажем о том, когда карапуз начинает улыбаться осознанно и как понять, что это время пришло.


Особенности

Только что родившийся человек улыбается. Но делает он это неосознанно. Такие непроизвольные улыбки связаны с бурным становлением и «отладкой» нервной системы, которая началась еще в период внутриутробного развития и продолжается в течение первых лет жизни ребенка. Мимолетная неосознанная улыбка появляется на личике новорожденного в любое время, когда его тело достаточно расслаблено – во сне, во время водных процедур, после кормления. Эта первая физиологическая улыбка не адресована ровным счетом никому – ни маме, ни папе, ни даже бабушке, как бы ни хотела того последняя.

Улыбаться маме или другому взрослому, который занимается уходом за малышом, общением с ним, грудничок может начать только после того, как в его организме будет выполнен ряд важных условий:

  • мимические мышцы лица готовы и «созрели»;
  • психоэмоциональная сфера ребенка успешно развивается;
  • нервная система готова привести в действие мимические мышцы по собственной воле ребенка;
  • слух становится более острым;
  • зрение развивается и малыш уже может рассмотреть лицо, сфокусировать на нем взгляд, есть узнавание лиц.


Новорожденный всеми этими навыками не обладает. У него есть другой, более громкий инструмент для общения – крик. Криком он показывает, что голоден, что ему мокро или больно. Нельзя сказать, что новорожденный лишен эмоциональности, это не так. Но она носит иной характер и направлена на обеспечение первых и самых естественных нужд – питания, безопасности, выживания.

Эмоциональная осознанная улыбка появляется обычно в возрасте 2-3 месяцев. Ребенок может не только широко и беззубо улыбнуться папе или маме в ответ на ласковое обращение, заход в детскую комнату, но и демонстрирует яркий признак эмоциональной зрелости – комплекс оживления. Он оживленно размахивает руками и ногами, пытается прогнуть спинку.

Чаще всего умение улыбаться близким появляется примерно в одно и то же время со способностью гулить и агукать. Вместе эти умения производят на родителей эффект оглушающего счастья. Контакт становится не односторонним, как в первые недели жизни ребенка, а вполне обоюдным.



Почему малыш не выражает радостных эмоций?

Если ребенок не улыбается, вовсе не обязательно, что у него есть проблемы со здоровьем. Довольно часто причиной является элементарное отсутствие наглядного примера. Если в семье не принято выражать эмоции ярко, домочадцы чрезвычайно серьезны и сосредоточены и ведут себя сдержанно, то и малыш будет копировать именно такую модель поведения.

Дети, с которыми мало разговаривают, которые не видят улыбок от мамы, да и маму видят только во время очередного кормления, обычно значительно отстают от ровесников в психоэмоциональном развитии. Им просто неоткуда взять примеры эмоций.

Нужно учитывать и собственный характер ребенка. Он с ним родился и именно таким (с небольшими коррективами в деталях) характер и останется. Если от рождения малыш «бука» или сосредоточенный наблюдатель, то вызвать у него осознанную улыбку будет непросто.



Иные причины отсутствия улыбки у младенца могут быть следующими.

  • Малыш родился недоношенным. Таким детям требуется больше времени не только для физического, но и для эмоционального развития.
  • Беременность протекала тяжело. Любые негативные воздействия на плод в период его вынашивания могут замедлить его развитие после рождения. Основные факторы – резус-конфликт матери и плода, внутриутробная хроническая гипоксия.
  • Тяжелые роды. Опасны родовые травмы, кровоизлияние в мозг, ишемия, острая гипоксия.
  • Неврологические заболевания , психические отклонения, аутизм, слабоумие.


Значение улыбок

После того как к привычному уже крику у малыша добавляется дополнительное умение улыбаться, он будет использовать улыбки для выражения самых разных эмоций. Конечно, в первую очередь, для демонстрации радости от вида родного человека. Также улыбками малыш с 2,5-3 месяцев начинает выражать удовольствие. Сытый, сухой, здоровый ребенок может довольно долго созерцать мобиль над кроваткой или потолок и блаженно улыбаться.

После полугода многие малыши начинают адресовать улыбки не только маме и любимым игрушкам, но и незнакомым людям, которые к ним обращаются – педиатру на приеме в поликлинике, массажисту, соседке по лестничной площадке.

Не стоит думать, что неуместные улыбки – обязательно признак психического отклонения. То, что кажется взрослым серьезным, может быть довольно забавным для младенца, и этому он будет улыбаться. Психические заболевания на первом году обычно не диагностируются вообще.



Как стимулировать умение?

Малыш обязательно научится улыбаться и будет делать это с нескрываемым удовольствием, если с первых его дней жизни он будет окружен вниманием и любовью взрослых членов семьи. Чем чаще он будет видеть улыбки вокруг, тем быстрее освоит это удивительное умение. Малютки многому подражают, и собственных пример родителей – лучший учитель. К тому же улыбка – знак добродушия и безопасности, а это новорожденные умеют чувствовать интуитивно.

Чем искреннее будет родительская улыбка, тем быстрее ребенок поймет, что эта мимика – это очень хорошо, и попытается повторить ее. Развитию улыбки способствует массаж ладоней и пальчиков малыша, ежедневный общеукрепляющий массаж, веселые упражнения, которые будут не только гимнастикой для развития мышц, но и тренировкой для эмоциональности ребенка.