Во сколько младенец должен держать головку. Упражнения для укрепления шейных мышц. Когда ребенок начинает держать голову

Первые несколько месяцев жизни малыша - период весьма ответственный и волнительный для новоиспеченных родителей. Их тревожит буквально все, и очень часто они спрашивают о том, во сколько месяцев ребенок начинает держать головку согласно установленным нормам. Следует сразу же сказать, что сроки могут колебаться, но в среднем этим навыком карапузы овладевают в 1,5-3 месяца.

Новорожденный кроха не умеет удерживать голову из-за слабости мышц. Поэтому поднимать его необходимо осторожно и бережно и не допускать запрокидывания головы, особенно резкого. То есть медленно подтягивать ребенка за ручки можно, а вот делать резких движений, не поддерживая головку, категорически нельзя.

Вопрос о том, во сколько месяцев ребенок начинает держать головку, следует задать врачу-педиатру, который наблюдает малыша с рождения. Сроки достаточно стандартны, однако погрешности вполне возможны. Чаще всего примерно с 1,5 месяцев малыши начинают понемногу держать головку, а также приподнимают ее, и поворачивают в стороны. С каждой неделей жизни данный навык совершенствуется, и к 3 месяцам кроха уже может вертеть головой, удерживая ее, стоя «столбиком» и лежа на животе. К 4 месяцам карапуз уже умеет поднимать и удерживать не только головку, но и верхнюю часть туловища (лежа на животе).

Если ребенок плохо держит головку в 3 месяца - это не повод для паники, однако весомая причина для дополнительной консультации со специалистами. Если малыш поторопился и родился раньше срока, то он вполне может запаздывать, однако в каждой конкретной ситуации необходимо врачебное наблюдение и проведение комплекса мероприятий. Поздно начинают держать головку и карапузы с нарушениями мышечного тонуса (гипотонусом) и рядом неврологических нарушений.

Когда младенец держит головку очень рано, это далеко не всегда повод для радости. Конечно, возможно, он просто развивается быстрее, чем большинство ребятишек. Однако если малыш в месяц и даже раньше хорошо держит голову, следует обязательно показать его специалистам, оптимально - педиатру и неврологу, потому как это может быть одним из проявлений неврологических нарушений (гипертонуса).

Для того чтобы не переживать по поводу того, во сколько месяцев ребенок начинает держать головку, следует обеспечить малышу все возможности для гармоничного развития. Для этого нужно выкладывать его на животик, делать легкий массаж и гимнастику. Если уложить кроху на животик, он повернет головку в сторону - вот и первая тренировка для мышц! Можно заниматься с карапузом и на большом надувном мяче. Это здорово укрепляет мышцы и тренирует В первые месяцы необходимо поддерживать головку крохи при переодевании, ношении на руках и кормлении.

Вопрос о том, во сколько месяцев ребенок начинает держать головку, далеко не единственный повод для родительских переживаний. Мамам и папам следует понять главное: каждый малыш развивается в собственном темпе, однако если он сильно выбивается из установленных норм и сроков, необходимо обратиться к врачу. Хотя бы для того, чтобы удостовериться, что все в порядке, и не волноваться зря. Или же для того, чтобы узнать о существовании той или иной проблемы и предпринять все меры для ее устранения.

И всю эту огромную работу ребенок проделывает в течение года. Держание головки - базовый моторный навык. С ним взаимосвязана вся дальнейшая двигательная активность ребенка. Поэтому так важно овладеть этим умением своевременно.

Как и когда развивается навык

Грудничок начинает держать голову самостоятельно примерно к . У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже. Моторные навыки развиваются индивидуально. Обычно к у грудничка уже хорошо развиты мышцы спины, плечевого пояса и шеи. К этому времени малыш держит голову прямо и уверенно, вертит ею по сторонам, наклоняет вперед, если его приподнимают за ручки, чтобы посадить.

Таблица - Развитие навыка держать голову

Возраст Описание навыка
Новорожденный Мышцы спины и шеи слабые. Без поддержки не может удерживать голову
1 мес. Поворачивает голову в сторону, делает первые, кратковременные попытки ее поднимать, лежа на животе. К концу месяца уже может удержать голову на 2–3 секунды, лежа на животе. Лежа на спине, поворачивает головку влево или вправо, к концу месяца уже может держать ее в среднем положении около 10 секунд
2 мес. Поворачивает голову на звук. На короткое время удерживает ее, лежа на животе. В конце месяца держит головку больше 10 секунд, при этом она еще балансирует, качается
3 мес. Уверенно держит в вертикальном положении. Когда лежит на животе, высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, удерживает несколько минут

Если малышу около 3 месяцев и есть сомнения, все ли в порядке с развитием этого навыка, проведите небольшой домашний тест.

  1. Усадите малыша, который лежит на спине, потянув его за ручки . Делайте это бережно.
  2. В течение 30 секунд он должен держать голову прямо . Это показатель нормального развития навыка. Если головка у грудничка качается, в этом нет ничего страшного.
  3. Снова уложите кроху на спину . Затем еще раз аккуратно потяните его за ручки, слегка приподнимания, так, чтобы он повис.
  4. В течение 2 секунд его голова должна удержаться на линии позвоночника . Только после этого она опрокидывается назад.

Также необходимо помнить о мерах предосторожности: головка малыша до 3 месяцев не должна свисать, болтаться. Это может повредить шейные позвонки. Нужно ее осторожно поддерживать и не допускать никаких резких движений.

Почему малыш самостоятельно не держит голову

Причины, как правило, связаны с индивидуальным развитием. Если кроха здоров, активно познает мир, если не было никаких патологий при беременности и родах, то, скорее всего, нет повода для волнения.

  • Просто не пришло его время . Беспокоиться стоит тогда, когда грудничку уже 3 месяца, а самостоятельный навык у него не выработался.
  • Неправильные действия родителей . Когда дети начинают держать голову, им нужно создавать условия для дальнейшего развития этого умения. Некоторые не выкладывают детей на животик, потому что груднички тут же начинают капризничать. Однако со временем мамы сожалеют об этом, потому что мышцы спины, плечевого пояса и шеи малыша плохо развиваются. Что важно знать? Если ребенок все время испытывает дискомфорт, лежа на животе, это может быть связано не только с его настроением. Возможно, кроху что-то беспокоит именно в этом положении. Лучше обсудить это с доктором.
  • . Есть много примеров, когда недоношенные дети даже опережают в развитии доношенных. Но все-таки кроха с недобором веса труднее овладевает моторными навыками. Для этого ему понадобится больше времени и сил.
  • Неврологические причины . Их не всегда удается выявить в первые месяцы жизни малыша. Только дополнительные обследования и консультация врача помогут это сделать.

Бывает, что новорожденный начинает держать голову слишком рано - уже в первый месяц. Это может быть признаком гипертонуса - чрезмерного мышечного напряжения. Мышцы в тонусе - нормальное явление для грудничков. Однако только врач-невропатолог может установить, насколько это безопасно и не является ли симптомом серьезного заболевания. Обычно при мышечном тонусе назначают массаж, плавание, лечебную гимнастику, физиопроцедуры, реже - медикаментозное лечение.

Держим голову: пять эффективных способов

Научить ребенка держать голову невозможно. Можно только помочь ему выработать этот навык, стимулировать маленького лежебоку к большей двигательной активности. Каким образом?


  1. . Чтобы укрепить мышцы спины и шеи, кроху необходимо тренировать - регулярно, то есть ежедневно по несколько раз выкладывать на живот. Делать это необходимо вовремя - с первых недель жизни.
  2. Массаж . Доверьте это дело профессиональному массажисту. Его задача - расслабить одни мышцы и привести в тонус другие. А сделать это на шее и спине у крошечного младенца - ювелирная работа. Хуже от правильно сделанного массажа крохе точно не станет. Он будет после него хорошо спать, есть, получать наслаждение от тактильного контакта. Может ли мама научиться делать массаж грудничку самостоятельно? Да, может. Но при этом надо помнить, что неправильно сделанный массаж может навредить: привести в больший тонус спазмированные мышцы и еще больше расслабить мышцы в гипотонусе. На первых неделях жизни обычно делают только щадящий, расслабляющий массаж. Позже, если тонус мышц понижен, назначают более интенсивный массаж.
  3. Гимнастика . Перед самостоятельным проведением зарядки проконсультируйтесь с педиатром и ортопедом. Если у ребенка повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, необходимо учитывать некоторые нюансы, как при массаже.
  4. . Вода - хорошая тренировочная среда для мышц всего тела крохи. Кроме пользы, малыш получит удовольствие. Желательно как можно раньше после заживления переводить его на «большую воду» Многие родители с первых дней жизни купают грудничка в большой ванной, после ее тщательной дезинфекции. Эффективными методами также являются аквагимнастика для грудничков, теплые ванночки с добавлением хвои, валерианы.
  5. Игра со звуком . Кроха хорошо реагирует на звуки. Постарайтесь как можно чаще привлекать его внимание погремушкой, колокольчиком, музыкой на расстоянии. Он будет поворачивать головку в сторону звука и одновременно тренировать мышцы шеи. Это упражнение также является хорошей профилактикой кривошеи - когда грудничок поворачивает голову в одну сторону или держит ее под углом. Заинтересовывать малыша и подходить к нему нужно со стороны, противоположной той, в которую все время повернута его голова.

К трем месяцам здоровый ребенок старается все время удерживать голову вертикально, когда меняется положение тела. Также в этом возрасте ему нравится лежать на животе, потому что именно эта поза дает широкий обзор окружающего мира.

Ребенок начинает держать голову самостоятельно, когда созреет физиологически. Если к 3 месяцам этого не происходит, не стоит паниковать. Но и рисковать не надо. Поэтому необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом. Чем раньше будут выявлены неврологические нарушения, тем быстрее и эффективнее можно с ними справиться.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью . В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.

Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц ?

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

    Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

    Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

    Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой . Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

    Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

    Новорожденный должен демонстрировать , т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

    При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

    Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

    Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Став мамами, многие девушки, наблюдая за своими карапузами, сравнивают их с другими и задаются вопросами - во сколько месяцев держит голову ребенок, сидит и начинает самостоятельно ходить? Многие бьют тревогу, если у их детей эти вещи происходят позже, чем у других. На самом деле, все детки уникальны и развиваются по-разному, но существуют общепринятые нормы, по которым можно ориентироваться. Отталкиваясь от них, врачи судят о развитии того или иного малыша. "Популярно о здоровье" расскажет об этих нормах, и вы сможете ориентироваться по ним самостоятельно.

Когда ребенок самостоятельно держит свою голову ?

Известно, что новорожденные не умеют удерживать головку - мышцы их шеи слабы и не натренированны. Поэтому в первые недели жизни голову ребенка нужно всегда поддерживать, что бы вы не делали - при купании, кормлении и других процедурах.

Начиная с трех полных недель жизни кроху можно начать выкладывать на животик, чтобы он постепенно научился управлять шейными мышцами. Благодаря рефлексу самосохранения малыш начинает приподнимать голову, правда, совсем немного. Если делать это понемногу и ежедневно, мышечные волокна станут укрепляться, а грудничок своевременно научится держать голову.

К полутора месяцам голову малыши уже умеют приподнимать, правда находясь в положении лежа на спинке. Угол подъема пока невелик - около 45 градусов, но это уже достижение. Еще через пару недель малыш делает попытки удерживать головку вертикально, но они еще достаточно неуверенные. Продолжайте подстраховывать его, чтобы не травмировать шейные позвонки.

Обычно к трем месяцам все груднички уже осваивают навык управления своим телом - лежа на кровати на спине или животе они уверенно поднимают голову и рассматривают все вокруг. В вертикальном положении трехмесячные детки тоже способны держать головку, но непродолжительное время, их мышцы шеи быстро устают, так что контроль родителей и поддержка все еще важны. А вот к 3,5-4 месяцам кроха уже уверенно вертит головой самостоятельно в любом положении и даже умеет поднимать всю верхнюю часть тела, если лежит на животике. А когда малыш научится сам сидеть?

Когда ребенок должен сидеть самостоятельно ?

Для многих родителей поводом для гордости служит тот факт, что кроха в 5 месяцев пытается сидеть. Но стоит ли торопить события? Согласно нормам, малыши способны сидеть с поддержкой, начиная с 6 месяцев своей жизни. Уже через месяц они умеют обходиться без поддержки в положении сидя, а к 8 месяцам полностью овладевают этим навыком и удерживают корпус в положении сидя уверенно и долго.

Стоит ли родителям "помогать" крохе сесть раньше, чем ему исполнится пол года ?

Однозначный ответ дают ортопеды - нет. В этом возрасте позвоночник ребенка еще слишком слаб и подвержен деформации. Другое дело, когда чадо развивается чуть быстрее остальных деток, отличается большей активностью. Некоторые детки сами садятся раньше, препятствовать этому не стоит, но и позволять сидеть более одного часа в сутки пятимесячному малышу тоже нельзя.

Педиатры и ортопеды рекомендуют деток в 6 месяцев не сажать, а присаживать, обеспечивая им хорошую поддержку спины, на непродолжительное время. В дальнейшем мышечные волокна спины окрепнут и окажутся способными удерживать позвоночник в правильном положении. Тогда поддержку можно убрать. Если ваш малыш в 7 месяцев не сидит, то и не торопите его, но нужно делать упражнения, а возможно, понадобится и массаж для укрепления мышц спины.

В каком возрасте ребенок ходит ?

Как и в случае с удержанием головки и умением сидеть, ходить дети начинают в разном возрасте - все индивидуально. Хотя и есть определенные нормы, по которым ориентируются педиатры и родители, первые шаги кроха может сделать, начиная, с 10 месяцев, и до 14-15 месяцев. В среднем, считается нормой, если ребенок в 11-13 месяцев самостоятельно пытается походить.

Как именно будет развиваться ваше чадо, зависит от многих факторов:

Наследственности;
-- комплекции тела;
-- активности;
-- общего состояния здоровья малыша.

Восьмимесячные крохи зачастую уже делают попытки вставать, держась за опору. Чаще всего мамы замечают это, когда ребенок играет в своей кроватке. Потом маленькие исследователи пытаются передвигаться из стороны в сторону, удерживаясь при помощи рук. Освоив такой способ передвижения, со временем они становятся увереннее, ходят, опираясь только на одну руку. Эти изменения свидетельствуют о хорошем развитии мышц ног. Вскоре после этого малыши делают первые шаги.

Иногда ребенок вроде бы и активен, но не спешит начинать ходить. Причиной этого может быть страх падения. Если неудачная попытка в жизни чада уже случалась при попытке ходить без поддержки, возможно, он просто боится упасть и удариться. Но не стоит переживать - малыш обязательно пойдет не в 12, так в 13 месяцев, когда почувствует себя увереннее. Детишкам, у которых действительно есть проблемы с мышечным тонусом, педиатры рекомендуют пройти курс укрепляющего массажа, после которого обычно дети начинают ходить.

Теперь вы понимаете, что время, когда ребенок начинает уверенно держать головку, сидеть и во столько-то месяцев ходить, - у всех разное. Никогда не сравнивайте своих чад с другими. Каждый развивается по-своему. Все что вы можете сделать, - это заниматься с малышом гимнастикой, начиная с самого раннего возраста. Обо всех своих опасениях сообщайте педиатру - в большинстве случаев они не имеют под собой оснований.