Занятие по коррекции тревожности. Занятие по коррекции тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста. Рисование на тему: «Мне хорошо!»

«Чего я боюсь?».

Цель : научить ребенка преодолевать свой страх. Дать возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем; предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

Ход занятия.

    Вводная часть.

Приветствие: Добрый день, ребята, я рада вас всех сегодня видеть! Давайте поприветствуем, друг друга тихо, так, как капает, дождит. И назовем каждого по имени. Например: "Здравствуй Аня! "

    Основная часть.

Рисование на тему: Волшебные зеркала».

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным; во втором – большим и весёлым; в третьем – не боящимся ничего и сильным.

После проводится беседа: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

«Конкурс «Боюсек»

Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, «боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-нибудь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, например: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса - это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

Упражнение «Я не боюсь»

Поставьте перед каждым ребенком два стакана – один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать воду из полного стакана в пустой. Например, такие фразы: «Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т.д.

Упражнение для развития тактильных ощущений «Рисунок на спине»

Цель: развивать тактильное восприятие, снимать напряжение, мышечные зажимы, снимать агрессию.

Психолог на спине ребенка пальцами рисует солнце, забор, домик, дерево и т.д.

Ребенку нужно угадать, что нарисовал психолог.

Детям, знающим буквы и цифры, можно предложить отгадать слова или решить примеры с использованием простейших математических действий.

Дискуссия

Психолог рассказывает детям о том, что когда он был маленьким, то очень многого боялся: темноты, одиночества, больших собак, зубных врачей, высоты и т.д. После этого он задает вопросы.

А с вами, ребята, такое случалось?

А чего вы боялись, когда были совсем маленькими?

А как вы смогли победить свой страх?

Можно ли вообще ничего не бояться?

Для чего же страх иногда бывает нужен?

А как сделать так, чтобы бояться меньше?

Кто может в этом помочь?

Вы можете рассказать о своем страхе?

А показать, как вы боялись?

Рисунок на тему «Чего я боюсь».

Психолог. Ребята! Вы точно показали, как вам было страшно, как вы боялись. А что вы чувствовали при этом? Может быть, вы сердились за свой страх на себя или на других? Возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно или как вы сердились... Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно... Только не порвите листок! Дети выполняют задание.
А теперь давайте развернем этот лист, разгладим его и положим перед собой. Вспомните, о каком своем страхе вы говорили сегодня, чего вы боитесь больше всего? А может, у вас есть не один, а несколько страхов? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листочке.
Дети рисуют свой страх и рассказывают о нем. После этого следует обсуждение.
Обсуждение рисунков. Рассказы детей.
В случаях серьезных страхов следует обратить на них внимание и провести индивидуальную коррекционную работу.

    Заключительная часть.

Релаксация: Упражнение «Волшебный сон».

Цель: снятие у детей эмоционального возбуждения; создать хорошее настроение и вызвать прилив бодрости, готовность воспринимать новое.

Мы все старались и немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть. Включается музыка для релаксации. Детям предлагается принять удобную позу для отдыха.

«Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем (2 раза).

Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело. И расслабленно все тело (2 раза). Будто мы лежим на травке. На зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас… Ножки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас… Ножки теплые у нас… Дышится легко, ровно…глубоко… (длительная пауза). Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать? Но пора уже вставать!»

Ритуал завершения « Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Коррекционно-развивающее занятие

«Профилактика и коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста»

Тема: «У страха глаза велики»

Форма: групповая

Аннотация

Страх – это одна из эмоций, возникающая в ситуации угрозы. Проблема изучения страхов школьников и дальнейшего поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка весьма актуальна.

Очень сложно найти человека, который в определенных жизненных обстоятельствах не испытывал бы чувство страха или тревоги, поскольку это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления, как и радость, удивление, гнев, интерес. Но при постоянном испытании страхов, зависимости от них может меняться и поведение человека, что проявляется в качестве неуверенности в себе, своих поступках и высказываниях.

Детские страхи, если правильно к ним относиться и понимать причины, вызывающие их, как правило, исчезают. Если же они остаются на протяжении длительного времени, то это говорит о наличии повышенной тревожности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных ситуациях в семье. Проблема устранения страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста становится актуальной в последнее время.

Данное занятие направлено на коррекцию эмоциональной сферы детей, куда включаются упражнения по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционально-личностного развития младшего школьника.

Задачи:

    Актуализировать у учащихся представление о чувстве страха;

    Способствовать преодолению негативных переживаний;

    Обучить символическому уничтожению страха;

    Способствовать снижению эмоционального напряжения.

Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 40 - 45 минут.

Материалы: листы бумаги формата А4, сундук для страхов, мяч, магниты, таблички с ситуациями, надписи «друг и враг», техническое оборудование, цветные карандаши, релаксационная музыка,

Занятие включает в себя следующую структуру:

    Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.

    Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию тревожности и страхов.

    Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.

Методы : игра, беседа, элементы сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии.

Ожидаемый результат:

    Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;

    Сформированы навыки самоанализа;

    развиты компоненты воображения ;

    развивать навыки общения ;

    снижен уровень школьной тревожности у данной группы учащихся.

Ход занятия

    Ритуал приветствия.

Упражнение «Ласковое имя».

Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника. Ученики становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая «волшебный клубок».

Учащиеся садятся на места в круг.

    Разминка.

Упражнение «Изобрази животное».

Цель: Развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения. - А сейчас, вы должны выбрать, в какое животное вы бы хотели превратиться. - Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в выбранное животное. Только, кем мы станем – мы не скажем, а ребятам всем покажем (ребята мимикой и пантомимикой показывают выбранных животных).

    Основная часть.

Психолог – Ребята, давайте с вами вспомним, чувства с которыми мы с вами знакомы? Сегодня мы познакомимся еще одним чувством. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Ш-ш-ш!” Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть” Бабушка успокоила Галю.

Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.

Что это за чувство?

Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? Предлагаю вспомнить ситуации, в которых вам было страшно закончить предложение (несколько страхов) “Страшно – это когда ….” (варианты ответов: один, темно, незнакомый человек, шар лопается, собака хочет укусить, свет погас, ужастик смотришь, лифт останавливается).

Вывод : мы с вами выяснили, что у каждого из нас есть свои страхи.

Игра «Ассоциации».

Придумайте ребята, каким цветом могло бы быть чувство страха, каким

животным.

Упражнение «У страха глаза велики»

А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами, в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Физминутка

Упражнение «Муха». Цель: снятие мышечного напряжение области лица. А сейчас мы немного отдохнем. Устройтесь удобнее на своих стульях, слушайте лесные голоса (звучит музыка леса). Делаем глубокий вдох через нос на счет 1, 2, 3, 4 и медленный выдох через рот на счет 4, 3, 2, 1. Солнышко вас согревает, вы устали, шевелиться не хочется. Вдруг прилетела муха и села на лоб. Чтобы прогнать ее – пошевелите бровями вверх-вниз. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку. Муха села на нос - сморщите нос. Муха не улетает. Сдуйте ее с носа.

Упражнение «Дом страхов»

Рисунок страхов. «Мы с вами назвали множество различных страхов, а теперь

выберите то, чего вы боитесь больше всего на свете и изобразите на листе

бумаги».

Обсуждение рисунков и поселение страхов в дом (сундук для страхов).

Ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях, после чего рисунок отправляется в свой дом.

Стимулирующие вопросы:

Расскажи, что ты нарисовал? Что ты чувствовал, когда рисовал? О чем думал?

Беседа «Страх-друг или враг?»

Ребята скажите, а всегда ли страхи приносят нам вред? А вы знаете, что существуют не только вредные, но и «полезные» страхи. Иногда страх может быть нам и другом. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают.

Каждому ребенку предлагается ситуация, которую он определяет к полезному или вредному страху. Ситуации прикрепляются к доске.

Страх переходить дорогу на красный свет!

Страх брать голыми руками горячий чайник.

Страх становиться слишком близко к краю платформы, когда идет поезд.

Страх опоздать в школу

Страх темноты

Страх снов

Страх школы

Страх скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы.

О каком чувстве мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о страхе? Вы замечательно сумели побороть свои страхи, которые, как оказалось, не такие уж и страшные.

4. Рефлексия.

Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога. Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия. - Какое упражнение вам понравилось? - Чему мы научились на занятии? Упражнение «Настроение группы». Цель: развитие умения распознавать свое настроение. Покажите свое настроение от занятия, изобразив рожицу на шарике.

Ритуал прощания. Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».

Литература, используемая при реализации программы:

    Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е. А Алябьева: учебно-метод. пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003. – 88 с.

    Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

    Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С. В. Крюкова: учебно-метод. пособие. – М.: Генезис, 2003.- 204с .

    Кэррол, Э. Изард К. Психология эмоций [Текст] / Э. Кэррол, К. Изард: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 464с.

    Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог.- 2011.- № 11.- с.18-20.

    Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10-12

    Сиргиенко, Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798

Людмила Куприкова
Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Группа:

старшая (5-6 лет)

Тип занятия:

игровое занятие

Продолжительность занятия:

20-25 минут

Цели:

Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, формировать навыки контроля своего поведения и взаимодействия в коллективе, снижению страха и тревожности, способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру, обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, снятию мышечных зажимов, повышению самооценки.

Задачи:

Помочь преодолевать тревожность;

Способствовать повышению самооценки.

Формировать умение понимать себя и других;

Способствовать преодолению скованности, неуверенности в себе;

Материалы для занятия:

клубок ниток, карандаши или фломастеры (на каждого ребенка, листы бумаги, корзинки, стулья, елки, игрушки (лесные жители, интерактивная доска, магнитофон, запись веселой и грустной мелодии.

Методические приемы:

объяснение, вопросы, показ, разыгрывание ситуаций.

План игрового занятия

Приветствие:

Упражнение «Клубочек»

Разминка:

Упражнение «Ладонь в ладонь»

Основная часть:

Групповое упражнение «Сказочная тропинка»

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Психогимнастическое упражнение «Спаси птенца»

Групповое упражнение «Пирамида»

Рефлексия:

Вопросы детям:

Ход занятия:

Приветствие.

Упражнение «Клубочек»

Цель: настроить детей на занятие, повышение уверенности в себе.

Добрый день, ребята, я рада вас всех видеть! Мы с вами продолжаем наши игры. Сегодня, мы с вами отправимся в сказочное путешествие, в мир волшебства и чудес. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и говорить свое имя, а еще положительную черту своего характера, которая нам пригодится в путешествии (когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко, всегда веселее, когда есть друзья)

Разминка.

Групповое упражнение «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Чтобы попасть в сказку нам нужно пройти первое препятствие – это заколдованный лес, для этого мы встанем в пары, прижимая правую ладонь к левой и левую ладонь к правой ладони друг друга. Соединенные таким образом мы будем проходить различные препятствия и ловушки.

Упражнение «Сказочная тропинка»

Цель: обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах. Игра развивает слуховое восприятие, фантазию, учит понимать и чувствовать музыку.

Вот мы и пришли в сказочный лес, но ведь в лесу живут разные герои сказок. Каких добрых персонажей вы знаете (Колобок, Дюймовочка, красная шапочка, Василиса Прекрасная, а злых героев сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч? Просмотр на интерактивной доске персонажей, обсуждение.

Давайте отправимся в путешествие по заколдованному лесу, где живут разные сказочные герои, добрые и злые. По тропинке нужно идти очень осторожно, нельзя терять бдительности. Подсказкой нам станет музыка: если будет звучать веселая радостная музыка, значит бояться нечего – здесь живут добрые сказочные персонажи, а если мелодия будет другой – мрачной, тяжелой, значит нужно быть осторожнее, так как в этот момент будем проходить мимо жилища злого героя. Когда звучит веселая музыка, то двигаться можно весело подскакивать, бежать. Если же играет другая мелодия, предупреждающая об опасности, то нужно идти медленно, плавно, чуть пригнувшись и не шуметь. Все готовы? Отправляемся в сказочный лес!

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель: Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, снижение страха и тревожности.

Теперь ребята я предлагаю вам взять в руки карандаши (фломастеры) и нарисовать то, чего вы боитесь (при этом педагог не делает подсказок что надо изображать, каждый ребенок должен сам справиться с этим заданием). Я смотрю вы уже нарисовали. Теперь я попрошу каждого из вас подлиться с нами своими страхами. Ведь когда о них знают твои друзья уже не так и страшно.

(рассказы детей)

Ребята, я знаю отличный способ как избавиться от страхов. Хотите поделюсь?

(Ответы детей)

Давайте возьмем ваши рисунки, порвем их на мелкие кусочки и выкинем в мусорное ведро. Мусор выкинут и сожгут, а вместе с ним сожгут и ваш страх. Вы согласны?

(ответы детей)

Психогимнастическое упражнение "Спаси птенца".

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие воображения, эмпатии.

Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

Групповое упражнение «Пирамида»

Цель: способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру, повышение самооценки.

Ребята, я предлагаю вам всем встать в круг и сделать пирамиду из наших ладошек. А теперь все вместе: Раз, два, три мы молодцы!

Рефлексия:

Вопросы детям:

o Ребята, где мы сегодня с вами побывали и с кем повстречались?

o Что вы чувствовали, когда проходили трудный путь?

o Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?

o Какими вы стали и чему научились сегодня?

(ответы детей)

Мы с вами хорошо и весело поиграли, но, к сожалению, наше занятие заканчивается. Я хочу вам пожелать хорошего настроения и побольше улыбок, буду ждать следующей нашей встречи. До свидания!

Цель занятия : коррекция повышенной тревожности и страхов
Задачи: преодоление боязни сказочного персонажа

упражнение в умении действовать в непредсказуемых ситуациях

развитие чувственно-двигательной координации.

снятие эмоционального напряжения

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами кинезиологии, игрового тренинга и изотерапии.

Методы и приемы:

  • диагностика настроения с помощью цвета
  • изотерапия
  • музыкотерапия
  • данстерапия
  • игра-релаксация
  • подвижная игра

Действующие лица: Баба -Яга, дети, педагог-психолог
Материалы:
- за­писи умеренно динамичной музыки.
- запись спокойной музыки
- разноцветные лепестки из бумаги, ткани или пластика (красные, желтые, зеленые, голубые, розовые, синие, серые, черные, коричневые, зеленые)
- сундук с «сокровищами» (игрушки,красивые камни, ракушки, яркие коробочки)
- листы бумаги А4
- карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски.

Ход занятия

Приветствие «Добрый день!»

Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог, обращаясь ко всем, говорит: - Дети, давайте поздороваемся сначала обычным голосом, потом шепотом.

На улице сегодня так холодно, Давайте погреемся! (кинезиологическое упражнение направленное на активацию полушарий)

Пришла зима,

Принесла мороз,

Пришла зима,

Замерзает нос, Снег, Сугробы, Гололед,

Все на улицу, вперед!

Теплые штаны наденем,

Шапки, шубки, валенки,

Руки в варежках согреем, и завяжем шарфики!

Вот как хорошо погрелись.!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, а куда мы отправимся, я забыла, есть у меня подсказка, которую без вашей помощи я не могу разгадать Загадка Сказка

А чтобы веселее нам было путешествовать давайте немного разомнемся, поиграем в игру.

Игра-разминка «Друг к дружке»

Дети разбиваются на пары.

Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами будем здороваться нашим телом. Например, если я скажу «нос к носу», то мы здороваемся носами, а если – «щека к щеке» - щеками. А если я скажу «друг к дружке», то вам надо будет поменяться парами. В игре можно здороваться коленками, ладошками, спинками и т.д.

Ну как настроение хорошее?

Психолог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живут себе, поживают сказочные персонажи.Есть среди них добрые, прекрасные феи, злые и коварные волшебники, чудесные и загадочные существа и все они любят детей и хотят с вами познакомиться.

А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ними?...

Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса.

Диагностика настроения
Необходимые материалы: бумажные лепестки.
Психолог: - Дорогие ребята у меня в корзине есть волшебные лепестки. Они разного цвета, выберете себе лепесток цвета вашего настроения.
Если кто-то из детей выбрал темный, узнать по какой причине.

2.Упражнение «Волшебный лепесток»

Психолог: - Сейчас мы с вами перенесемся в волшебную страну с помощью наших волшебных лепестков. А вот нам и вторая подсказка, как это сделать? (танцующая девочка)

Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».

(Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения).

Дети под музыку выполняют различные движения (кру­жатся, приседают и т. п.). По завершении музыки дети оказываются в сказке.
Психолог: - Смотрите, мы с вами оказались в сказке. (Мультимедиа с записью сказочной музыки и сказочных картинок). А давайте вспомним, какие герои есть в сказках (дети вспоминают, что есть герои хорошие, добрые, и злые, отрицательные - называют их)

3.Раздается стук в дверь
Психолог: - Ой, а кто это стучится к нам?
Открывается дверь и входит Баба Яга, в руках держит сундук.
Баба Яга: - Здрасте, что гости пожаловали?
Психолог: - да, Баба Яга мы к вам в гости?

Баба Яга: - Вот тут гостей понаехало да еще в сказочной стране новый закон приняли, чтобы все злые персонажи стали добрее.

Психолог: Как же ты собираешься доброй стать?

Баба Яга; Вот я и решила подарить детям свои сокровища. (Открывает сундук с сокровищами). Выбирайте, кому что нравится. (Дети выбирают).
Психолог: - Спасибо!

Баба Яга: - А за что?
Психолог: - За подарки

Баба Яга: - Вы погодите. Я вам сокровища дала? Дала! Значит, я добрее стала? Стала! Какая я молодец! Теперь обратно отдавайте!
Психолог: - Баба Яга, так не годится. Так добрые и воспитанные люди не поступают.

Баба Яга: - Да? Ну ладно. Отдам, но с условием. Я буду сокровище охранять, а вы попробуете забрать свой подарок, если обхитрите меня, оставите себе. Договорились?

Психолог : Как думаете ребята, вы сможете? Не побоитесь?

Советуется с детьми как Бабу ягу обхитрить
4. Упражнение «Баба Яга»
Необходимые материалы: сундук с «сокровищами» (красивые камни, ракушки, яркие коробочки) и красками
Баба Яга «чахнет над золотом», при этом периодически отворачивается, падает, чихает. Дети по одному забирают свои подарки. При удачной попытке ребенка Баба Яга говорит, какие дети ловкие, хитрые, сообразительные.

Психолог: Мы не хитрые, мы сообразительные!

Баба Яга: - Ну ладно, забирайте. Вот только мне никто не поверит, что я добрее стала.
Психолог: - Ребята, а что же надо сделать, чтобы Бабе Яге поверили? А давай дети нарисуют тебя добрым.

Баба Яга: - Давайте.
Психолог: - Но только мы тоже тебя сначала проверим. Ты должна каждому сказать доброе слово.
Баба Яга говорит каждому ребенку что-то приятное.
Психолог: - Теперь мы видим, что ты и вправду стала добрее.

Баба Яга: - А чтобы лучше рисовалось, я вам еще карандаши подарю.
5. Рисование доброй Бабы Яги
Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски.
Дети на листах рисуют добрую Бабу Ягу и раскрашивают ей одежду. Баба Яга аккуратно смотрит рисунки во время рисования, хвалит детей.
Ребята дарят рисунки.
Баба Яга : - Ой, что-то косточки мои захрустели, пора бы их поразмять.

Психолог : Ребята у бабы Яги косточки хрустят, чем бы ей помочь? Вы не знаете?- Давайте поиграем в игру «Поймай Бабу Ягу». Ты будешь убегать, а мы будем тебя ловить.
Баба Яга : - Давайте, только, чур, по очереди.
6. Игра «Поймай Бабу Ягу»
Дети по очереди ловят Баба Ягу , которая боится, что ее поймают.

Баба Яга : - Вот спасибо, какие же вы замечательные, как приятно, прямо еще захотел что-нибудь доброе сделать. Мне пора, пойду всем расскажу какие замечательные ребята в этой группе. уходит.

Психолог : - Вот как здорово! Мы подарки получили и Бабе Яге помогли. Нам пора возвращаться обратно. Давайте опять выберем себе по лепестку и с их помощью вернемся обратно.

Возвращаются.

7. Упражнение «Связующая нить»

Психолог: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад, а сейчас передавая клубок друг другу, расскажите, что вы чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).

Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.

Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять других, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов (при соответствующих ответах детей с акцентом на преодолении страхов).

Психолог: Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы обязательно продолжим наши путешествия. Пока я сматываю клубок, вы мне спойте веселую песенку.

Используемая литература:
1.Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 283 с.

2.Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с

Анна Щеглова
Конспект индивидуального занятия по коррекции страха у ребенка старшего дошкольного возраста

«Госпожа Темнота» .

Цель : устранение , либо частичное обесценивание страха темноты , снижение уровня тревожности, формирование положительного самоощущения и уверенности в себе.

Материалы : «чудо-цветок» , «волшебная палочка» , костюм «Госпожи Темноты» (корона, черный плащ со звездами, костюм бабочки, игрушечный дракон.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Психолог ведет беседу с ребенком о его настроении («Какое у тебя сейчас настроение?» , «Чем ты занималась?» ) и предлагает : «Давай вместе возьмемся за руки и скажем друг другу ласковые слова (например, «Ты самая смелая и веселая девочка» , «Ты очень добрая и любишь путешествовать» т. п.). Чтобы узнать действительно ли ты смелая, мы попадем в сказку, а для этого нам понадобится волшебный цветок. Мы сейчас произнесем волшебные слова :

«Волшебный цветок, в сказку веди,

Не дай, цветок, ослабнуть в пути.

Ты смелость и свет нам скорей подари

И сказку новую оживи!»

2. Рассказывание сказки.

Психолог говорит : представь себе, что мы попали на планету, где живут маленькие гномы. Но однажды на планету прилетели драконы. Как ты думаешь, какие они были добрые или злые? Какого они цвета, размера? Чем питались? (ответ ребенка : «Наверное они были злые, темно-зеленого цвета и питались всем подряд» ).

Далее психолог уточняет : «Да, это были злые и страшные драконы , которые питались насекомыми, живущими на этой планете. Вскоре на ней не осталось ни одной бабочки, стрекозы, кузнечика. И решили гномы обратиться за помощью к «Госпоже Темноте» , так уважительно называли ее жители страны – маленькие гномы , потому что она совершала добрые дела. И вот когда наступила ночь «Госпожа Темнота» взяла свою волшебную палочку и произнесла волшебные слова : «Страшные и злые брысь , брысь, брысь. В добрых и хороших превратись».

И с драконами стало происходить что-то невероятное. Они стали превращаться в легких и красивых бабочек, порхающих с цветка на цветок. Все жители планеты очень обрадовались, и на планете опять наступил покой».

3. Психосоматическая гимнастика : «Дракон и бабочка» .

Психолог : «Давай представим себе, что мы драконы. Чтобы понять какие они надо в них превратиться. Ощущаем, какими становятся пальцы на ногах и руках. Как изменяется челюсть, какими длинными и острыми становятся зубы. Как у нас вытянулась спина, и вырос хвост, длинный и сильный. Начинаем двигаться, переваливаясь с ноги на ногу. А теперь неуклюже всем телом поворачиваемся вправо, влево».

Затем психолог задает вопросы ребенку :

Что ты чувствуешь сейчас внутри тела? (ответ ребенка : «Какую-то тяжесть» )

Какое у тебя настроение? (ответ ребенка : «Грустное» )

«А теперь представь, как драконы стали превращаться в легких и невесомых бабочек. Почувствуй, как твои крылья медленно и плавно движутся вверх, вниз и ты порхаешь с цветка на цветок». Психолог вместе с ребенком перевоплощаются в красивых бабочек.

Что теперь ты чувствуешь? (ответ ребенка : «Радость и легкость» )

Как изменилось твое настроение? (ответ ребенка : «Стало хорошим» )

4. Обыгрывание сказки.

Психолог предлагает ребенку на выбор роль «Госпожи Темноты» или дракона с последующим перевоплощением в бабочку (необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок побывал в разных ролях). После того, как ребенок побывал в разных ролях психолог спрашивает :

Какая роль тебе больше понравилась и почему? (ответ ребенка : «Мне понравились все роли, но особенно роль «Госпожи Темноты» , потому что она оказалась смелой и совершила добрый поступок, т. к. помогла своей планете не погибнуть»).

Что ты чувствовала внутри себя, когда была в роли «Госпожи Темноты» ? (ответ ребенка : «Силу и смелость, а еще она была очень красивая и добрая» ).

5. Заключение.

Психолог : «А теперь мы должны покинуть эту планету. Наше время истекло. Скорее к чудо - цветку.

«Волшебная сказка прошла,

Много чудес она принесла.

Скорее домой, цветочек, неси

И все, что узнали, в нас сохрани».

По окончании занятия психолог спрашивает :

Понравилась ли тебе сказка? (ответ ребенка : «Да, очень понравилась. Когда я приду домой, я сделаю себе костюм «Госпожи Темноты и буду в нее играть» ).

А сейчас я хочу тебе дать хороший совет : когда ты ложишься спать вечером, когда в комнате погашен свет, ты обязательно вспомни о «Госпоже Темноте» , о ее волшебных словах, о ее силе и смелости, о ее добрых делах и тебе станет спокойно, и ты почувствуешь себя самой смелой девочкой.

На память о нашей встречи я подарю тебе эту волшебную палочку, которую ты можешь положить под свою подушку.