Что входит в художественно эстетическое развитие. «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для полноценного их развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств.

Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению.

Эстетические потребности формируются благодаря художественно-эстетической деятельности.

Эстетические потребности – это мотивы личности, её эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных оценок прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценочное отношение к эстетическому предмету.

В дошкольном возрасте у детей формируется эстетическое отношение к окружающему, к искусству (Н. А. Ветлугина). Эстетическое отношение – это система индивидуальных избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами окружающего. Компонентами такого отношения являются: способность эмоционально переживать эстетические явления в жизни и в искусстве; способность активно осваивать художественный опыт, художественно-творческие способности. Все вышеперечисленные определения являются составными частями понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.

Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.

Эстетическое развитие происходит в результате эстетического воспитания, художественного воспитания.



Эстетическое развитие – процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Все вышерассмотренные понятия включаются в понятие художественного образования.

Художественное образование – система воспитания, обучения, развития с помощью разных видов (или одного) искусств; формирование человека как целостной личности.

В дошкольных учреждениях закладываются основы художественного образования. В более старшем возрасте дети могут получать театральное, музыкальное образование и т. д.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников – сложный и важный вид деятельности, связанный с комплексом родственных понятий, терминов. Современные педагоги обязаны чётко представлять научные основы данного вида деятельности, чтобы высокопрофессионально использовать художественно-эстетическую деятельность для воспитания и развития детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей"

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др. Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.

Р. М. Чумичева сформулировала следующие Основные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности:

Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.

Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.

Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.

Способствовать познанию ребёнком собственной самоценности.

Приобщить детей к ценностям культуры.

Решению вышеназванных задач помогают основные средства, наиболее мощным из которых является природа . Особенно ярко и глубоко красоту природы воспринимают дети в детстве. Педагог должен постоянно раскрывать детям мир природы, открывать его вместе с детьми, помогать увидеть в обычной травинке, цветке неповторимое прекрасное; найти слова, стихи, воздействующие на чувства детей при встрече с прекрасным в природе. Встречи с природой должны быть загадками, встречами – удивлениями.

И. А. Лыкова, доктор педагогических наук, сотрудник Института художественного образования РАО разработала Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – «Карапуз - Дидактика». – М., 2007, в которой автор рассматривает эстетическую деятельность как духовно-практическую, эмоционально-рациональную активность человека. Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: «осмысленно чтение» - распредмечивание и опредмечивание объектов; интеграция видов искусств и видов художественной деятельности, при этом интеграцию автор понимает как взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности. Преемственность – это единое творческое пространство, система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с 2 до 7 лет. Инновация программы заключается в полновесносном обеспечении современными пособиями (учебными, наглядно-методическими, практическими). Автор выделяет следующие педагогические условия для художественного развития дошкольников:

Формирование эстетического отношения, художественных способностей, активной творческой деятельности;

Развивающая среда;

Ознакомление с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Эстетическое отношение ребёнка к миру, по мнению автора, - это система его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Модель эстетического отношения включает способность к эмоциональному переживанию, к активному усвоению художественного опыта и специфические художественно-творческие способности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения, побуждения, убеждения, сенсорного насыщения, эстетического выбора, метод разнообразной художественной практики, метод сотворчества, метод необыденных творческих ситуаций и метод эвристических и поисковых ситуаций. Автор предлагает организовывать интегрированные занятия: занятия по рисованию, лепке, аппликации с одной темой, занятия объединяют два – три вида изобразительного искусства, на занятии организуется ознакомление с произведением одного вида искусства и сходную тему раскрывают в технике другого вида искусства.

Другим важным средством художественно-эстетического развития являются разные виды искусства : художественная литература, музыка, театр, изобразительное искусство и др. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Дошкольники знакомятся с выразительными средствами, учатся понимать, воспринимать прекрасное в искусстве.

Игры, оставаясь ведущим видом деятельности дошкольников, могут широко использоваться как средство художественно-эстетического развития. Особенно этому способствуют творческие игры; среди них – театрализованные игры, игры с различными видами театральных игрушек (театр Петрушки, пальчиковый, театр настольный, теневой, театр кукол би-ба-бо, театр марионеток, игры – драматизации и др.). Чаще всего для театрализованных игр выбираются сюжеты литературных произведений, сказок, но могут быть использованы творчески созданные тексты.

Основные задачи художественно-эстетического развития детей решаются по-разному в различных образовательных программах для дошкольников. Во всех общих (комплексных) программах «Детство», «Радуга» и др. есть разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием. Кроме общих (комплексных) программ, имеется множество авторских программ по художественно-эстетическому развитию детей.

Например, программа «Росток» А. В. Шестаковой (Челябинск, 1996), посвящённая знакомству дошкольников с изобразительным искусством. Программа обеспечивает преемственность с программой Б. М. Неменского для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа построена по возрастному и тематическому принципам, предполагает единство восприятия и практической деятельности детей. Например, во II младшей группе решается основная задача – развитие сенсорной сферы и эмоциональной отзывчивости на окружающий мир. Предлагаются такие темы: «Сказка о карандашах и красках», «Что и какого цвета бывает?». Данные темы сопровождают серию занятий в течение квартала. Каждое занятие имеет музыкальный, изобразительный ряд, т. е. на занятии используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественные произведения. Программа содержит планы занятий по ИЗО для всех возрастных групп на год, учитывает региональный компонент. Детей знакомят с народными промыслами Урала.

Другой пример авторской программы – программа Р. М. Чумичевой «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников». Цель: развивать у дошкольников интеллектуально-нравственную позицию и эстетический вкус. Для реализации обозначенной цели автор предлагает использовать комплекс искусств (живопись, литературу, музыку). Содержание художественно-эстетического воспитания Р. М. Чумичева раскрывает с помощью «трёх миров»:

Мир человека в искусстве;

Мир природы в искусстве;

Мир предметов в искусстве.

Таким образом, технологий разрабатывается множество. Задача практических работников – выбрать программу осознанно, адаптировать её содержание к конкретным условиям дошкольного учреждения.

Кроме выбора программ педагогам необходимо создать условия для художественно-эстетической деятельности детей. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой, Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество. Культурная среда, кроме предметной, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Важна эстетика быта, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота, единый ансамбль). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунками детей можно оформить стены и т. д.). В распоряжении детей должны быть мольберты, различные изобразительные материалы для изодеятельности, театрализованной деятельности, атрибуты для музыкальной деятельности.

Эпизодически организуются выставки детских рисунков, поделок. Дети могут посещать музеи, выставки, театр.

Художественно-эстетическая деятельность детей может иметь форму свободной самостоятельной деятельности или специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях организуются следующие виды занятий, связанные с художественно-эстетической деятельностью: музыкальные, рисование, лепка, аппликация, занятия по развитию речи.

Хотя эта деятельность называется самостоятельной, она требует грамотной педагогической поддержки . При педагогической поддержке самостоятельной художественной деятельности необходимо использовать преимущественно косвенные приёмы руководства создания среды, совет, напоминание, предложение научить кого-то из детей тому, что умеет ребёнок, использование «продуктов» самостоятельной художественной деятельности на праздниках, в развлечениях, в оформлении интерьера. В настоящее время в дошкольных учреждениях работают узкие специалисты по изодеятельности, по музыкальной деятельности, организации кружковой работы. Необходима взаимосвязь в работе всех специалистов, координация их деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое художественно-эстетическое развитие?

2. Каковы условия полноценного художественно-эстетического развития дошкольников?

3. Назовите современные программы художественно-эстетического развития дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ

МКДОУ ЦРР

Детский сад №13

Воспитатель: Пичугина О. В.


Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


К художественно-эстетической деятельности относится:

  • Изобразительная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Восприятие художественной литературы ;
  • Театрализованная деятельность.

Что такое художественно-эстетическое развитие

Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности

(Д.Б. Лихачёв)

Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике )

Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Н.Сакулина)


Задачи обучения в младшей группе:

  • Готовить к восприятию произведений искусства;
  • Готовить детей к посещению театра;
  • Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства;
  • Способствовать развитию певческих навыков;
  • Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
  • Приобщать к декоративной деятельности;
  • Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
  • Подводить к различению видов искусства через художественный образ;
  • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

Задачи обучения в средней группе:

  • Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
  • Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
  • Познакомить с архитектурой;
  • Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
  • Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
  • Обогащать представления детей об искусстве;
  • Знакомить с произведениями народного искусства;
  • Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
  • Учить выделять и называть основные средства выразительности;
  • Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Задачи обучения в старшей группе

  • Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
  • Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
  • Знакомить с произведениями живописи;
  • Знакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности;
  • Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;
  • Формировать бережное отношение к произведениям искусства.

  • Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

  • Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.
  • У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции:

  • музыкальное воспитание,
  • художественно-речевая деятельность,
  • изобразительная деятельность.

Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.

Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.


  • Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
  • Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом, реализовать себя как творческая личность.

  • Одним из приоритетных направлений деятельности МКДОУ «Детский сад №13» является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
  • Основная цель педагогического коллектива: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами

сформулированы следующие задачи:

  • Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  • Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
  • Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии детей.

Основные компетенции педагога:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

Непосредственное общение с каждым ребёнком;

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.


Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования

(выбор программ и технологий);

  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса

(работа с детьми и родителями);

  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями образовательной программы «Детство» » под ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаевой и в сочетании с программами: «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца» О.Усовой, «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новосельцевой

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.


  • В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
  • Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Условия успешного осуществления художественно-эстетической деятельности:

  • Тесная связь с искусством.
  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности
  • Взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности.
  • Создание эстетической развивающей среды.

Задачи художественно- эстетического воспитания:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.


Три правила:

Жить в красоте

Делать эстетику быта средством эстетического воспитания

Замечать красоту

Поддерживать и создавать красоту вокруг себя


Необходимо помнить:

Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.

Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.

Эффективность работы по художественно - эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.

Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом.

Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально – образную основу обстановки, её местный колорит.


Вовлечение родителей в педагогический процесс (художественно-эстетическое направление)

Информационно- аналитическое (анкетирование, тестирование)

Познавательное (собрания, беседы, создание предметно-развивающей среды

Наглядно-

информационное

(родительские уголки, выставки, дни открытых дверей)

Досуговое (праздники, развлечения, экскурсии)





Спасибо за внимание!

Олеся Немальцева

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Основные компетенции педагога - обеспечение эмоционального благополучия через:- непосредственное общение с каждым ребенком;- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности:Н. А. Ветлугина

З. Н. Грачева

Р. Г. Казакова

Л. В. Компанцева

Т. С. Комарова

А. А. Мелик-Пашаев Л. А. Парамонова

Н. П. Сакулина

К. В. Тарасова

Б. М. Теплов

Г. В. Урадовских

Е. А. Флёрина и др.

К художественно-эстетической деятельности относится:- Изобразительная деятельность; -Музыкальное восприятие; -Восприятие художественной литературы.

Художественная – эстетическая деятельность будет осуществляться успешно если будет:

Тесная связь с искусством.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности.

Создание эстетической развивающей среды. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.

В детском саду работает кружок по изобразительному искусству.


Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца;

рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.


Задачи обучения в младшей группе (3-4 года)

Готовить к восприятию произведений искусства;

Готовить детей к посещению театра;

Приобщать к декоративной деятельности;

Способствовать развитию певческих навыков;

Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат; познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими; научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

Задачи обучения в средней группе (4-5 лет)

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

Познакомить с архитектурой;

Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности; Обогащать представления детей об искусстве;

Продолжать развивать интерес к лепке;

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются:

Музыкальный инструмент (электропианино) для проведения музыкальных занятий. Эффективно используются раздевалки: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

Важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям;

физическое развитие; социально-коммуникативное развитие;познавательное и речевое развитие.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются музыкальный уголок, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

Образовательную деятельность на занятиях изо, музыки, конструирования, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, персональные выставки, посещение театров, праздники, концерты, спектакли.



В детском саду организована работа дополнительных образовательных услуг:

Кружок по ИЗО


Занятия по физкультуре


Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.


Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки сделанные совместно родителями и детьми. Родителей привлекаем к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Воспитатели оформляют информационные стенды.



Направления работы музыкального руководителя:

проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства; согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей; разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; музыкальное сопровождение игр; использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества. Согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр; участие в концертной деятельности; сотрудничество со школой.

Направления работы инструктора по физической культуре:

согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания; участие в праздниках.

Направления работы воспитателя:

использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества. Участие в конкурсах детского художественного творчества; создание условий для художественно-эстетического воспитания в группе: организация уголка детского творчества, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для поделок; работа с родителями в системе художественно- эстетического воспитания;


В летний период 2 раза в неделю проводились занятия по православной культуре

Эти занятия способствуют активному освоению и познанию детьми православного искусства. Приобщают детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Раскрывают основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке. Вводят детей в круг основных православных праздников, показывают их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.


По окончании курса, прошли праздники с приглашением родителей и отцом Иоаном. Дети с удовольствием исполняли песни, танцевали, рассказывали стихотворения и показали сказку.


Файл "/upload/blogs/detsad-222978-1486628469.jpg" не найден!

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.


ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)

Программу составили: педагог ИЗО: Салимова В. А. методист: Лозко В.Ю. Ханты-Мансийск

«В детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность»
(В. А. Сухомлинский)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) . А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ;
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность как и художественный образ являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.

Так же, отличительной чертой данной программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Данная программа формирует у детей творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки» ;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» ;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» ;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет» ;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» ;
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Программа имеет полное методическое обеспечение, демонстрационный и раздаточный материал, содержит методические рекомендации, конспекты занятий по всем возрастам.

Цель программы: Развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через занятия изобразительной деятельности.

Педагогические задачи:

 Обучающие

  1. Сформировать у дошкольников первоначальные знания об изобразительном творчестве.
  2. Ознакомить с основными понятиями художественной деятельности, выразительными средствами и способами изображения.
  3. Прививать умения и навыки в работе с карандашами, красками, бумагой, пластилином и другими материалами, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме.
  4. Познакомить детей с нетрадиционными техниками.

 Развивающие

  1. Способствовать развитию способностей изображения через воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное.
  2. Развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и пространственное мышление, воображение, внимание, память.
  3. Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
  4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук.
  5. Способствовать развитию сенсомоторики.
  6. Способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
  7. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные

  1. Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость) , преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы.
  2. Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками - установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
  3. Воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки.
  4. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам.

 Здоровьесберегающие

1. Научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Разделы программы:

Основы художественного изображения

Художественный труд

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 2 до 7 лет (2-мл. – подготовительная группы) .

Срок реализации: 4 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

  • ООД (организованная образовательная деятельность)
  • Деятельность кружка ИЗО «Волшебные пальчики»
  • Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ)
  • Приглашение мастеров ДПИ в гости
  • Посещение музеев, детских выставок
  • Участие в выставках и конкурсах

Организация образовательной деятельности в группах по основной программе:

Возраст детей: вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Период: 4 года.

Занятия проводятся: 1 занятие ООД в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году)

Длительность одного занятия: в группе раннего развития – 8-10мин.

в старших группах – 10-15 мин

в младшей группах – 15-20 мин

в старших группах – 20-25 мин

Людмила Окунева

Вокруг нас то и дело появляются новые идеи, термины, направления деятельности . Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. Друг за другом то появляются, то пропадают новые названия. За каждым из них подразумевается новое направление . Как часто мы слышим, новое – это хорошо забытое старое, может быть тогда нужно пользоваться старыми названиями?

Естественное течение жизни дает отрицательный ответ. Хорошо забытое старое возрождается, как правило, при появлении нового. К тому же два разных варианта – старый и новый – в деталях обязательно будут отличаться.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно -эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Художественно -эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей .

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции детей дошкольного возраста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства заключается в том, что с их помощью ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Процесс общения с произведениями искусства (книгой, музыкой, картиной, народной игрушкой и др.) является одним из определяющих в интеллектуальном, личностном (в том числе мировоззренческом) и эстетическом становлении человека, в его способности к самореализации , в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством (программа «Успех» ).

В своей работе мы придерживаемся примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основными целями и задачами которой соответствии с темой нашего методобъединения) являются :

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно -творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия , образных представлений, воображения, художественно -творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества , интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) ; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Итак, перейдем к непосредственному содержанию психолого-педагогической работы в области художественно -эстетического развития.

В части приобщения к искусству программа предлагает нам развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие , содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства .

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты, подводить к различению видов искусства через художественный образ .

Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Уже с младшего дошкольного возраста, через игровую деятельность мы стараемся приобщать детей к созданию мира красоты через наведение порядка в групповой комнате, умением следить за своим внешним видом, тем самым, утверждая их в понимании того, что красота – дело рук человеческих.

Использование выразительных техник чтения детских произведений способствует возникновению положительного эмоционального отклика у детей на литературные произведения. Организовать занятия стараемся таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия). Для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Мы стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища : при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций.

Регулярные выставки детских работ с обсуждением, рассматривание различных картин и иллюстраций художников способствуют дальнейшему восприятию произведений искусства.

В изобразительной деятельности программа предлагает нам развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда) .

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Как видите, предыдущие пункты во многом сходны по содержанию. А, значит и методы и формы работы остаются неизменными. Рисование – это своеобразная игра с образами и цветом, в которой находят выход чувства и переживания ребенка. Рисование и лепка не только способствуют развитию восприятия, воображения и творческой активности, но и помогают переживать сильные эмоциональные впечатления, как позитивные, так и негативные. Поэтому необходимо всегда обращать внимание на то, что рисуют дети в свободное время и ни в коем случае не критиковать непонравившиеся рисунки, а постараться понять, какие переживания побудили ребенка нарисовать именно это. Вы, наверно, поняли, что речь идет о методе наблюдения за деятельностью детей, а это, как раз и может быть методом построения образовательной траектории (по ФГОС ) ребенка, его индивидуализации образования.

К сожалению, в детский сад приходит много детей, которым дома родители не позволяли пользоваться карандашами, красками и пластилином, переживая, что они все вокруг испачкают, а ведь, чем раньше ребёнок начнёт манипуляции с вышеназванными предметами, тем в дальнейшем у него будет больше уверенности в себе, он быстрее будет развиваться умственно, так как еще В. А. Сухомлинский сказал : «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребёнок».

Поэтому, хочется обратить особое внимание на создание уголка ИЗО в групповой комнате.

В соответствии с требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде уголок ИЗО должен быть доступным и безопасным; давать возможность для самовыражения. А это значит, что в уголке ИЗО в свободном доступе должны постоянно лежать карандаши, мелки, краски, бумага, шаблоны. Помимо традиционных кисточки и карандашей можно положить ватные палочки, диски, коктейльные трубочки, кусочки поролона. Тем самым мы стимулируем детей к рисованию с воображением, экспериментированием.

В конструктивно-модельной деятельности программа предлагает нам подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота) . Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.).

Изменять постройки двумя способами : заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд) .

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету : дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Для стимулирования творчества можно предложить детям придумать собственные фигуры. Если детям трудно или их фантазия быстро заканчивается, можно предложить построить фигуры, придуманные воспитателем. Например , поезд, башню, лесенку, цветок или мост (ворота) и т. п.

В музыкальной деятельности программа предлагает нам воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами : песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.

Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный, эмоционально на нее реагировать.

Музыка – это одно из наиболее мощных средств воздействия на эмоции человека.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. Музыкально - фольклорный материал направлен на то , чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор, русская классика и музыка для детей. Используется в аудиозаписи и современная музыка, доступная для восприятия детям. Сценарии составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.

В музыкальные занятия включаются игры с использованием русских музыкальных инструментов. Знакомить с ними детей начинаем уже с младшего возраста : показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Эти инструменты также находятся свободном доступе у детей в группе.

Итак, в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной деятельности должны использоваться формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям и мы, безусловно, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей.

Согласно целевым ориентирам дошкольного образования в раннем возрасте, несмотря на термин «ранний возраст» , это же применимо и к детям 2-й младшей группы к концу учебного года :

Ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Однако, мы не должны забывать, что, согласно ФГОС , целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, а результаты работы могут использоваться исключительно для решения одной из образовательных задач : индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)

Успешность художественно -эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления, фантазии – не хаотично, а в определенной органической логике.

Внимательно прослушав наше сообщение, Вам, уважаемые педагоги, не составит труда отгадать кроссворд.

1. Восприятие какого народного творчества предполагает ФГОС ? (фольклор)

2. Основной рабочий документ воспитателя? (программа)

3. Чему способствует использование выразительной техники чтения детских произведений? (эмоциональному …отклику)

4. Совокупность художественно образных форм произведения действительности. (искусство)

5. Один из методов использования построения образовательной траектории ребенка. (наблюдение)

6. Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. (творчество)

В итоге, по вертикали у нас получилась аббревиатура названия самого актуального на сегодняшний день документа – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.