Межличностные отношения. Общественные и межличностные отношения кратко

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутрикаждого вида общественных отношений, не вне их.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта -- эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной.

Таким образом, мы можем сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника, основоположником которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где "расположены" межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин, 1967. С. 146), в других случаях – как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974. С. 30) и т.д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то "ниже", "выше", "сбоку" или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом "сечении" экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения

Межличностные отношений и общественные отношения

При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы "опосредствуют" воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как "злой преподаватель", как "хитрый торговец" и т.д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то "чистых" общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие "межличностная роль" как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он "рубаха-парень", "свой в доску", "козел отпущения" и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического "климата" группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы – чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что "набор" этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

конъюнктивны е – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

дизъюнктивные чувства – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж.Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной.

Сущность методики сводится к выявлению системы "симпатий" и "антипатий" между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных "выборов" из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких "выборах" заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы – социограммы, после чего рассчитываются различного рода "социометрические индексы", как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений. Изложение подробностей методики сейчас не входит в нашу задачу, тем более, что этому вопросу посвящена большая литература (см.: Волков, 1970; Коломинский, 1979; Лекции по методике... 1972). Суть дела сводится к тому, что социометрия широко применяется для фиксации своеобразной "фотографии" межличностных отношений в группе, уровня развития позитивных или негативных эмоциональных отношений в ней. В этом качестве социометрия, безусловно, имеет право на существование. Проблема заключается лишь в том, чтобы не приписывать социометрии и не требовать от нее больше, чем она может. Иными словами, диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, ни в коей мере не может считаться полным: при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредственный слой отношений.

Возвращаясь к предложенной схеме – о взаимодействии межличностных и общественных отношений, можно сказать, что социометрия никак не схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики группы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уж о других ее ограниченностях, например, о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).

12 Межличностная роль

практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие "межличностная роль" как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он "рубаха-парень", "свой в доску", "козел отпущения" и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).

Межличностная роль - это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений.

13 Диалектика общественных и межличностных отношений

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину "коммуникация", но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу" (Леонтьев, 1975. С. 289), т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как "единственной роскоши, которая есть у человека".

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение – безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в "филогенезе" общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А.А.Леонтьев, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым "личностно" общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения – коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от "второго плана", но в реальной жизни этот "второй план" общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он так же должен быть принят в соображение.

14. структура психологических явлений

Более глубокое понимание предмета соц психологии подводит нас к тому, что явления и процессы классифицируются по различным основаниям. Существуют разные подходы к классификации этих явлений.

1. Принадлежность психологических явлений к различным обществам и субъектам.

1) социально психологические явления в организованных общностях людей: большие и малые соц группы. В больших группах (этносы, классы, религиозные конфессии, полит и общ организации, партии) функционируют специфические социально психологические феномены, которые получили обобщенные названия: психология наций, классовая психология, психология политики, религиозная психология. Они отличаются сложным содержанием и разнообразными формами проявления. В малых группах функционируют такие явления как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения, традиции.

2) Общности неорганизованные. Явления, которые здесь возникают называют массовидными, а проведениями людей - стихийными. Психология паники и страха, психология массовых коммуникаций, психология пропаганды, психология слухов, психология рекламы, PR.

3) Соц психология изучает также личность. Отрасль: соц психология личности.

2. Отнесённость к различным классам психологических феноменов.

1) рационально осмысленные психологические явления и феномены (соц взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции как отдельных людей, так и групп, в которые они включены).

2) Эмоционально упорядоченные: соц чувства, соц настроения, психологическая атмосфера. Соц псих феномены можно рассматривать как явления, процессы образования.

3) Устойчивость: динамичные явления (различные виды общения); динамикостатичные - преимущественно рациональные; статичные (наиболее устойчивые) - явления массового опыта (традиции, обычаи, обряды, навыки)

3. По степени осознанности:

1) осознанные

2) Неосознанные

Элементы всех трех слоев находят свое проявление во всех сферах общественной жизни: политика, труд, быт, культура, мораль. Совокупность и качественное состояние проявляющихся в той или иной сфере элементов общественной психологии получает соответствующее наименование.

Все социально психологические явления возникают, функционируют, изменяются и проявляются как в процессе, так и в результате положительного или отрицательного взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей. Однако их содержание определяется не только этим взаимодействием, но и объективными условиями, в которых развертывается жизнедеятельность данной общности.

15.Теория ролей Дж.Мида

Теория ролей, или социально-психологическая теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей. Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностного взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается "просто человеком", а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и обществ. нормативов.

Исполнение ролей имеет большое значение в развитии личности человека Развитие психики, психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных ролевых функций, а социализация человека представляет собой формирование ее социальных ролей.

Социальные роли в Теории ролей рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж. Мидом, названа "социальный бихевиоризм". Одно из важнейших понятий Теории ролей – "принятие роли другого", т. е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои экспектации по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без такого соответствия не может возникнуть интеракции, а человек не может стать социальным существом, осознать значимость и ответственность собственных действий и поступков.

16. Сущность и роль общения как социально –психологического явления

Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу" (Леонтьев, 1975. С. 289), т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как "единственной роскоши, которая есть у человека".

Общение как обмен информации. (а так же как вид деятельности, как сторона социального бытия)

1. Первая сторона общения - межличностная, всегда отражает взаимодействие человека с его непосредственным окружением (семья, проф группа).

2. Когнитивная - позволяет ответить на вопросы кто собеседник, что от него можно ожидать.

3. Коммуникативно-информационная - обмен между людьми чувствами, интересами, настроениями, представлениями.

4. Эмотивная - сфера эмоций и чувств, проявляется в действиях, поступках.

5. Поведенческая сторона - согласование внутренних и внешних противоречий в позициях человека, обеспечивает воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности.

Психологическая структура общения:

1) мотивационно-целевой - система мотивов и целей общения. Мотивы общения всегда могут быть разными: потребность интереса одного человека, который является инициатором общения; потребность интереса обоих партнеров; потребности, вытекающие из совместно решаемых задач.

2) Коммуникационный - общение человеческое сравнивается с кибернетическим общением; общение сочетается с личностным отношением к кому-либо. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что независимо от того, какой системный знак используется для общения, мы всегда будем влиять и воздействовать на партнера и это влияние будет взаимным.

3) Интерактивный - люди обмениваются не только идеями и знаниями, но и влияниями друг на друга.

4) Перцептивный - проявляется в восприятии людей друг друга, их изучению, оценки. Воспринимается внешний облик человека, его поступки, действия.

Функции общения:

1) прагматическая - отражает потребностно-мотивационные причины.

2) Функция формирования и развития - отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивать и совершенствовать их.

3) Функция подтверждения - посредством общения подтверждаем свой статус, самих себя, утверждаем свое положение в обществе.

4) Функция объединения и разъединения людей.

5) Функция организации и поддержания межличностных отношений - налаживаются и сохраняются устойчивые контакты между людьми.

6) Внутри личностная функция - внутренний диалог человека с самим собой, оценка своих действий, универсальная форма мышления человека.

Средства общения.

Вербальное общение - всегда возникает в двух вариантах: речь письменная и устная.

Письменная речь - та речь, которой нас учат со школы, считается признаком человека образованного, зачастую громоздка, содержит определенные штампы.

Устная речь - по сравнению с письменной, у нее есть свои преимущества.

Невербальное общение:

1) визуальные средства - кинесика (движение рук, головы, ног, туловища), направление взгляда человека, дистанция.

2) Акустические или звуковые средства: паралингвистические - голос, его тембр, интонация, ритм, тон, паузы; экстралингвистические - не связаны с речью. Смех, плач, кашель, вздох.

3) Тактильно-кинестезические средства: такесика - пожатие руки; прямое физические взаимодействие.

4) Ольфакторные - запахи окружающей среды; запахи человека.

Механизм общения

Универсальным механизмом регуляции общения как деятельности людей служит установка. Именно она определяет линию поведения, стратегии и тд. Установки сложно проанализировать и изучить. Партнеры с разными установками будут плохо понимать друг друга.

Виды и типы общения:

1) массовое - с помощью сми

2) Межличностное - контакт людей в группах

3) Межперсональное

4) Ролевое - участники выступают носителями строго определенных, ограниченных ролей. При ролевом общении человек лишается определенной вариативности.

5) Доверительное

6) Конфликтное

7) Личное - обмен неофициальной информацией

8) Деловое - обмен официальной информацией

9) Прямое - лицом к лицом

10) Опосредованное - при помощи специальных средств

Общение может различаться по своим формам:

1) императивное - авторитарная директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждением его к определенным действиям или решениям. Партнер выступает пассивной стороной и конечной стороной будет именно принуждение. Основные виды: приказы, предписания, требования.

2) Манипулятивное - форма межличностного взаимодействия, при которой оказывается влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений. Влияние должно осуществляться скрытно, чтобы это было манипулятивной формой.

Трудности общения:

1) со стороны личности трудности могут возникать в связи с мотивами этого общения.

2) Нарушение стратегии, заранее выработанной участниками общения

3) Проблема социальной перцепции - стереотипы восприятия, предвзятость, предубеждения.

В целом все барьеры в общении можно разделить на три большие группы:

1) эстетические

2) Моральные

3) Эмоциональные

Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отно­шений в реальной системе жизнедея­тельности людей. В социально-психологической литературе высказываются различ­ные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличност­ные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне [Кузьмин, 1967. С. 146], в других случаях ― как отражение в сознании общественных отношений [Платонов, 1974. С. 30] и т.п. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследова­ниями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношения­ми, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каж­дого вида общественных отношений, не вне их (будь то «ниже», «выше», «сбоку» или как-либо еще). Схематически это можно пред­ставить как сечение особой плоскостью системы общественных отно­шений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных от­ношений, и есть межличностные отношения (рис. 2).

При таком понимании становится ясным, почему межличност­ные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность бо­лее широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношения­ми, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глу­бокому анализу отношений и первого ряда.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отноше­ний в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и вза­имодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отно­шений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии по­становка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее след­ствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отно­шения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием меж­личностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.

Рис. 2. Межличностные отношения и общественные отношения

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т.д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретическо­го анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, карти­ной отношений, а вовсе не действительными объективными отноше­ниями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность обществен­ных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выс­тупают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социаль­ной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает осно­вание ввести понятие «межличностная роль» как фиксация положе­ния человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь фупповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических осо­бенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в фуппе гово­рят, что он «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким обра­зом, в группе возникает целая система межличностных отношений [Шибутани, 1991].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта ― эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождаю­щихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня, эмоциональных про­явлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная осно­ва межличностных отношений включает все виды этих эмоциональ­ных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется имен­но третий компонент этой схемы ― чувства, причем термин употреб­ляется не в самом строгом смысле. Естественно, «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные ― сюда относятся разного рода сближающие лю­дей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отноше­ния другая сторона выступает как желаемый объект, по отно­шению к которому демонстрируется готовность к сотрудниче­ству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные ― сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к кото­рому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсив­ность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически от­ношения между людьми не складываются лишь на основе непосред­ственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и дру­гой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрез­вычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межлич­ностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в ко­нечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах ана­лиза. Традиционная социальная психология обращала преимущественно внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал ме­тодических средств. Главным из таких средств является широко извес­тная в социальной психологии методика социометрии, предложенная американским исследователем Дж. Морено [Морено, 1991], для кото­рого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, мето­дика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной.

Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е., иными словами, к выявле­нию системы эмоциональных отношений в группе путем осуществле­ния каждым из членов группы определенных «выборов» из всего со­става группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу ― социометрическую матрицу или пред­ставляются в виде особой диаграммы ― социограммы, после чего рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее меж­личностных отношений. Изложение подробностей методики сейчас не входит в нашу задачу, тем более что этому вопросу посвящена большая литература [Волков, 1970; Коломинский, 1979; Лекции по методике, 1972]. Суть дела сводится к тому, что социометрия широко применяется для фиксации своеобразной «фотографии» межличност­ных отношений в группе, уровня развития позитивных или негатив­ных эмоциональных отношений в ней. В этом качестве социометрия, безусловно, имеет право на существование. Проблема заключается лишь в том, чтобы не приписывать социометрии и не требовать от нее боль­ше, чем она может. Иными словами, диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, ни в коей мере не может счи­таться полным: при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредствен­ный слой отношений.

Возвращаясь к предложенной схеме ― о взаимодействии межлич­ностных и общественных отношений, можно сказать, что социомет­рия никак не схватывает ту связь, которая существует между совокуп­ностью межличностных отношений в группе и общественными отно­шениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики груп­пы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уже о других ее ограниченностях, например о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Для обозначения системы отношений используют различные понятия «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одних случаях они употребляются как синонимы, в других – противопоставляются друг другу.

Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированые, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

Социальные отношения – это отношения между социальными группами или их членами.

Общественные и социальные отношения классифицируют по следующим основаниям:

1. С точки зрения владения и распоряжения собственностью;

2. По объему власти (отношения по вертикали и горизонтали);

3. По сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные и т.д.);

4. С позиции регламентированности (официальные, неофициальные)

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Межличностные отношения включают три элемента:

1. Когнитивный элемент, предполагающий осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях;

2. Аффективный элемент, выражающий различные переживания людей по поводу взаимосвязей между ними;

3. Поведенческий компонент, реализующийся в конкретных действиях.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (подчиненный – руководитель, мать – сын) и «горизонтали» (сестра – брат, друзья).

Эмоциональные проявления межличностных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями.

Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирование – равенство – подчинение и зависимости – независимости.

Существует ряд категорий , которые характеризуют специфику складывающихся взаимоотношений.

Социальная дистанция – сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении взаимоотношений. Её нарушение приводит к дизъюнктивным межличностным отношениям, а затем и к конфликтам.

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению.

Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и вызывает у него чувство симпатии. На формирование этого свойства влияют ряд факторов:

§ физическая привлекательность;

§ пространственная близость;

§ доступность в общении;

§ ожидание продолжения взаимодействия;

§ взаимность;

§ сходство;

§ взаимодополняемость;

§ эмпатия;

§ способствование достижению личностно значимых целей;

§ личностная гармония.

Эмоциональная привлекательность – способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и, особенно, – к сопереживанию с ним.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения. Другие полагают, что аттракция - это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент.

Под аттракцией понимается процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Аттракция обусловлена внешними факторами (степенью выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или работы обшаюшихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения)

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Взаимодействие, общественные и психологические отношения

Все социально-психологические явления возникают, функционируют, изменяются и проявляются как в процессе, так и в результате положительного или отрицательного взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей. Однако их содержание определяется не только этим взаимодействием, но и объективными условиями, в которых развертывается жизнедеятельность данной общности.

Отечественные философы, социологи и историки даже считают, что в процессе развития человечества взаимодействие стало изначальной формой зарождения и последующего совершенствования людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных связей между ними и окружающей действительностью.

В свою очередь психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение и совместные переживания.

Из этого закономерно следует, что взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии (Обозов Н.Н., 1979).

Кроме того, в процессе производства и потребления материальных благ люди вступают друг с другом в различного рода связи, в основе которых, как уже говорилось, лежит взаимодействие людей.

Так формируются общественные отношения. Их характер и содержание во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия индивидов, целями, преследуемыми конкретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.

Существует определенная система общественных отношений. В их основе лежат отношения материальные, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические и др., в совокупности составляющие целую систему общественных отношений.

Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев: 1) по форме проявления они делятся на экономические (производственные), правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и т.д.; 2) с точки зрения принадлежности к различным субъектам различают национальные (межнациональные), классовые и конфессиональные и т.п.

отношения; 3) исходя из анализа функционирования связей между людьми в обществе, можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали; 4) по характеру регламентированности общественные отношения бывают официальными и неофициальными (Бодалев А.А., 1995).

Все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е.

субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями индивидов, в них участвующих. Психологические отношения - живая «человеческая ткань» любых общественных отношений (Обозов Н.Н., 1979).

Таким образом, сначала возникает взаимодействие между людьми, а потом уже как следствие - их общественные и психологические отношения.

Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, социального и другого распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер.

В общественных отношениях вскрываются прежде всего существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей.

Что изучает психология межличностных отношений?

В них проявляется объективная зависимость друг от друга лиц, исполняющих определенные общественные функции (роли), но при этом безотносительно к тем конкретным индивидам, которые при исполнении этих функций вступают во взаимодействие и персонифицируют эти функции своими личностными характеристиками (Андреева Г.М., 1980).

Психологические же отношения - результат непосредственных контактов между конкретными людьми, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их.

Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или их группами своего отношения к взаимодействию с им подобными субъектами общественной жизни.

Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика наполняются, определяются и зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.

Таким образом, взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов.

Следует только оговориться, а точнее всегда помнить, что сами взаимодействие и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними.

Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение и взаимопонимание между ними - это однопорядковые, но в то же время разноуровневые явления, которые не отделимы один от другого.

Как общество не существует в виде самостоятельного «лица», вне составляющих его личностей, так и взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними.

Однако в интересах правильного понимания и осмысления каждого из этих феноменов мы должны вырвать их из всеобщей связи и рассматривать изолированно.

Жизнь и деятельность людей - это социальный процесс, в котором их действия соответствующим образом распределены, скоординированы как в отношении друг к другу, к средствам и способам производства, так и в отношении совместных усилий благодаря в первую очередь материальным (экономическим, производственным) отношениям.

Вернуться в оглавление: Социальная психология

Общественные отношения: роль и место в обществе, структура, проблемы управления

Природа общественных отношений. Роль и место общественных отношений в обществе.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Система общественных отношений. Разновидности общественных отношений. Проблемы управления общественными отношениями в открытом и закрытом обществе.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей.

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны.

Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" — сделал вывод Маркс ), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П.

Сорокина).

Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей.

При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается. Теперь становятся понятными слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Это положение неверно было бы интерпретировать в смысле сведения всего многообразия общественной системы к одним только общественным отношениям.

Маркс выделяет важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких связей - общественных отношений - величайшая заслуга К.Маркса, важный элемент его философской концепции общества.

Но что же они собою представляют?

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества.

Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.

Существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения.

Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми.

Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт.

Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность.

В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социальных групп.

Это не означает, что общественные отношения даны свыше: они порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности.

Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.

Виды общественных отношений представлены на схеме.

Виды общественных отношений
Экономические отношения: Социальные отношения:
· производство · классы или страты
· распределение · общности и социальные группы
· обмен · этнические группы
· потребление · и другие
Политические отношения: Духовные отношения:
· государство и его органы · духовная деятельность
· политические партии и их системы · ценности и потребности
· общественные организации · духовное потребление
· группы давления · обыденное и теоретическое сознание
· индивиды и др. · идеология и общественное сознание

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Отношение – это смысл который имеет для человека, его окружающие, явления, люди.

Мяищев: отношения могут быть двух видов: 1) общественные, 2)психологические (межличностные).

Общественные – это официальные , формально закреплены, объективированные связи.

В основе – объективные связи.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений.

Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто <встречаются> индивид с индивидом и <относятся> друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.).

Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно.

Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль.

Межличностные отношения: виды и особенности

Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную <личностную окраску>.

Психологические – это субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей.

В основе – эмоции, чувства. Межличностные отношения – это система установок, ожиданий, ориентаций, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Обозов: (по степени эмоциональной вовлеченности) отношение знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

Аронсон: симпатия-антипатия, дружба-вражда, любовь-ненависть.

Все общественные отношения пронизываются межличностными и взаимообуславливают друг друга.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные} вновь воспроизводятся.

Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического <климата> группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии эмоциональные проявления обычно характеризуют чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле.

Естественно, что <набор> этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства.

В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов.

Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е.

в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1699 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Психология ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вопросы для повторения

Чем отличаются друг от друга понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

3. На Ваш взгляд, является ли личностью ребенок-дошкольник, школьник?

4. Опишите вкратце смысл базовых теорий личности.

В чем их сильные и слабые стороны?

5. Какова структура потребностей личности? Как расположить структуру потребностей в зависимости от возрастания социальной значимости для человека?

6. Какими мотивами руководствуется человек в своей деятельности? Приведите примеры мотивации деятельности какой-либо личности.

Межличностные отношения представляют собой самостоятельный, сложный и интенсивно изучаемый раздел психологической науки. Категория «общение» является одной из центральных в психологии наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «деятельность», «личность», «отношения».

«Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определœений межличностного общения. Наряду с общением основными видами социальной деятельности человека являются также игра, труд и учение. Для этих видов деятельности характерно специфическое межличностное общение.

Межличностное общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии.

Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения первоначально познавательных процессов, а затем и человека в целом.

Общение - реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Внимание к проблеме общения усилилось еще и благодаря резкому повышению интенсивности общения в современном обществе.

Подмечено, что в крупном городе с миллионным населœением человек ежедневно вступает в контакты с 600 других людей, что требует постоянного контроля над эмоциональной сферой.

Общение не является предметом только психологического исследования, в связи с этим с крайне важностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории.

При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности.

Исходя из этого принципа, под общением принято понимать реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. При этом характер этой связи трактуется по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение принято понимать как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определœений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие всœе-таки лишь одну сторону социального бытия человека.

В связи с этим возникает крайне важность разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно - отношений «субъект-субъект(-ы)», ᴛ.ᴇ. саму сущность общения.

Можно привести мнение известного отечественного психолога Л.В. Занкова, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними…» Под совместной деятельностью далее подразумеваются ситуации, в которых межличностное общение людей подчинœено общей цели - решению конкретной задачи.

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения.

В отечественной психологии данный подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б.Ф. Ломовым и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат - не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(-ы)».

В работах А.

В. Брушлинского и В. А. Поликарпова наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке. Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т.

д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста͵ социального статуса и многих других составляющих субъекта͵ а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия многофункционален:

— изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

— выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

— учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;

— организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т.

В том случае, если объект межличностного воздействия (реципиент) не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия, сам, будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора.

Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает самостоятельные решения. К характеристикам объекта͵ влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие личностные особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.

Виды и особенности межличностных отношений

Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия.

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия бывают речевыми (письменные и устные) и наглядными. Система аргументации предполагает, как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется).

Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта͵ а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, к примеру, мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

В случае если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или, по крайней мере, предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий поведение Б., вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.

В последние годы отечественные психологи, политологи, социологи, социальные философы активно исследуют проблемы конфликта. Сложилась целая научная отрасль – конфликтология, имеющая предметом научного анализа различные типы, формы и проявления социально-политических и иных видов конфликтов.

Изучение конфликтов вполне оправданно. Только в ХХ столетии в самых кровопролитных конфликтах — войнах погибло свыше 300 млн. человек. В минувшем столетии люди участвовали более чем в 200 крупных военных конфликтах. К сожалению, военные действия не прекратились и в ХХI веке, становясь более острыми и кровопролитными, несущими гибель простым людям.

А сколько конфликтов с самыми тяжелыми последствиями происходит на производстве, в быту.

Многие из них заканчиваются трагедиями.

Конфликт представляет собой состояние отношений между личностями, социальными группами по поводу навязывания системы ценностей путем нанесения противной стороне ущерба или ее уничтожения. Иными словами, конфликт возникает по поводу соревнования между людьми за ценности.

При изучении конфликта крайне важно знание структурных составляющих этого сложного социально-психологического явления.

Конечно, лучший способ избежать конфликта – не вступать в него, всœеми средствами остановить эскалацию конфликта͵ сесть за стол переговоров, изложить аргументы и доказательства собственной правоты. Самым эффективным способом избежать конфликта является достижение компромиссов. Искусству компромисса, мастерству ведения переговоров нужно учиться.

При этом, если конфликта не избежать, крайне важно знать определœенные правила поведения в данной ситуации.

Конфликт начинается с предконфликтной ситуации в форме обозначения различий конфликтующих сторон, что сопровождается усилением социальной напряженности, эмоциональной возбудимости, беспокойства и т.п. В ход идут различные средства – слухи, клевета͵ интриги, взаимные обвинœения, демонстрация силы, создание образа врага, нагнетание психологической напряженности и др. Далее следует скрытая стадия конфликта͵ при которой отсутствуют внешние действия, но накапливается негативная энергия участников конфликта и происходит осознание противоречий в системе ценностей и интересов.

Открытая стадия конфликта проявляется посредством активных действий субъектов, началом которым служит инцидент (повод), ведущий к открытой стадии конфликта.

Инцидентом может стать случайность, провокация. Вспомним из истории, что поводом к Первой мировой войне послужило убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола принца Франца Фердинанда.

Не было бы этого события, нашлось бы другое. Столкновения в тех условиях межгосударственных отношений избежать не удалось.

Апогеем конфликта является его эскалация, требующая мобилизации всœех материальных и людских ресурсов для победы над противником. Примером может быть тотальная война. Далее следует завершающая стадия конфликта͵ когда значительная часть ресурсов исчерпана и осознана бесперспективность дальнейшего продолжения конфликта.

Причинами бывают превосходство одной из сторон конфликта͵ вмешательство третьей стороны, способной предотвратить конфликт (посредник).

Завершающим этапом конфликта является послеконфликтный период, когда происходит нормализация отношений, образ врага постепенно трансформируется в образ партнера с дальнейшим переходом к отношениям сотрудничества.

Мы охарактеризовали социально-политические конфликты.

Но по правилам и закономерностям они практически ничем, кроме глубины и масштабности, не отличаются от межличностных конфликтов.

Вывод: общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми, культурными людьми, благодаря широким возможностям к познанию окружающего мира, человек приобретает всœе свои высшие познавательные способности и качества.

Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в активную, самостоятельную, творческую личность.

В случае если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Примером тому могут служить дети, воспитывавшиеся среди животных.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений.

Возрастание роли общения, важности его изучения связаны с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном, открытом общении между людьми вырабатываются коллективные решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

Место и природа межличностных отношений.

Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин, 1967. С. 146), в других случаях - как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974. С. 30) и т.д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то «ниже», «выше», «сбоку» или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. 2).

Рис. 2. Межличностные отношений и общественные отношения

При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные} вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты,

исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т.д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутана, 1968).

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы - чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные - сюда относятся разного рода сближающие людей,
объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона
выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется
готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства - сюда относятся разъединяющие людей
чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже
как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к
сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть
весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может
быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной.

Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу - социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы - социограммы, после чего рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений. Изложение подробностей методики сейчас не входит в нашу задачу, тем более, что этому вопросу посвящена большая литература (см.: Волков, 1970; Коломинский, 1979; Лекции по методике... 1972). Суть дела сводится к тому, что социометрия широко применяется для фиксации своеобразной «фотографии» межличностных отношений в группе, уровня развития позитивных или негативных эмоциональных отношений в ней. В этом качестве социометрия, безусловно, имеет право на существование. Проблема заключается лишь в том, чтобы не приписывать социометрии и не требовать от нее больше, чем она может. Иными словами, диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, ни в коей мере не может считаться полным: при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредственный слой отношений.

Возвращаясь к предложенной схеме - о взаимодействии межличностных и общественных отношений, можно сказать, что социометрия никак не схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики группы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уж о других ее ограниченностях, например, о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).