Интересные обряды на свадьбе. Свадебные традиции и обычаи. Свадебные обряды с хлебом

Рида Хасанова 30 августа 2018, 19:37

Считается, что соблюдение некоторых свадебных примет дарят тепло и счастье в семейных взаимоотношениях . Вековые традиции не подлежат сомнению и обсуждению, поскольку передаются от родителей к детям. Зачастую именно ближайшие родственники отвечают за обычаи, без которых свадебное мероприятие оказывается неполноценным. Бесспорно, многим молодоженам приходится искать компромисс.

Фото свадебной церемонии

Современные традиции на свадьбе

Традиционная свадебная церемония в России начинается со встречи . Обычно она проходит с . Пуд соли на свадьбу для молодых подготавливает, как правило, мама жениха. Со времен СССР к хлебу прибавили шампанское, хотя в некоторых регионах по старинке наливают водку.

Данные традиции очень субъективны в зависимости от ценностей семьи невесты и жениха

Свадебные кольца укладывали на платок, который поднимали выше макушки жениха и невесты. Такой свадебный обряд в русских традициях означал совершение любовного завета на небесах, так как голова человека ассоциировалась с миром небесным.

Молодожены в момент бракосочетания были окружены особым трепетом . По представлениям наших предков создание семьи было созданием нового мира, где соединяются не два человека, а солнце (жених) и земля (невеста).

Славянские свадебные обычаи

Еще один свадебный славянский ритуал на Руси - обряд вокруг печки . Когда юноша приводил жену в свой дом, первое, что она делала, - кланялась и молилась очагу, поскольку он считался сердцем жилища.

Односельчане водили хороводы вокруг избы молодоженов на протяжении всей брачной ночи. Так люди давали благословение новой семье. Старинные суеверия и приметы на счастье ярко выражались и в богатых одеждах. Красные или золотые пояса на свадьбе являлись оберегом. В дальнейшем, после праздника, если муж оказывался в отъезде, жена опоясывалась его свадебным поясом, чтобы не болеть.

Как и пояс, кольцо имело форму круга и означало отсутствие начало и конца. И то, и другое считалось символом верности, опоясыванием зла, инстинктов или хаоса

Любые славянские обереги, в том числе свадебные, символизировали ограждение от зла.

В наше время некоторые довольно старинные обычаи до сих пор используются молодоженами. К примеру, . Такая традиция передавалась из поколения в поколение. Рушник обязательно переходил по наследству в качестве приданого или же шился невестой самостоятельно и использовался в старинных ритуалах древних славян, так как якобы обладал целительной силой.

В некоторых губерниях от избы жених раскатывал тканную дорожку до избы невесты. Когда к ней подъезжали на повозке, она ступала только по ней. Так происходило, поскольку их дома имели образы двух вселенных, а все остальное - несотворенного мира.

Свадьба в старославянском стиле

Иногда около порога раскладывали костры. Жених с дружками перепрыгивал через огонь перед походом к невесте, очищаясь от всего, чтобы бракосочетание прошло в невинности. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах.

Свадьба без традиций - интересные и необычные свадебные идеи

Самая популярная церемония - : жених с невестой пересыпают черный и белый песок из сосудов в одну емкость, обещая тем самым друг другу, что отныне они будут являться одним целым и никогда не смогут разлучиться. Рисунок, который получается при смешении песка разных цветов, всегда получается индивидуальным, как и судьбы у людей.

Песочная церемония на свадьбе

Следующая трогательная церемония начинается с того, что молодожены перед свадьбой пишут два письма друг другу . В них молодые угадывают первые 10 лет супружеской жизни. Можно указать следующие положения :

  • каких совместных целей они придерживаются;
  • какие чувства они испытывают в ночь перед свадьбой;
  • как они ждут этот день;
  • кто будет больше всех пить на празднике;
  • кто станцует самый зажигательный танец;
  • кто скажет самый длинный тост;
  • кто подарит самый большой букет;
  • в чем они клянутся друг другу.

Кроме того, послания можно дополнить :

  • вложить дополнительно письма будущим детям;
  • добавить рисунки;
  • изложить чувства в стихах.

Чем длиннее получается письмо, тем интереснее его будет читать на 10-й годовщине свадьбы. Далее необходимо приобрести любимый напиток, который не испортится за такой срок. Он кладется в короб вместе с письмами. Стык крышки запечатывается сургучной свечей и, соответственно, печатью.

Винная церемония

Если произойдет такое, что молодожены через несколько лет не смогут справиться с какой-либо жизненной ситуацией, этот короб можно открыть раньше срока. Достав любимый напиток и вспомнив свои чувства, наладить отношения. Данная идея называется церемонией забивания ящика и даже рекомендована психологами.

Сено или деревянная стружка, а также ленты, сделают короб изящнее. Закрыть его можно с помощью замка или гвоздей

Красивую винную церемонию на свадьбе лучше проводить во время регистрации. Так бракосочетание будет более завершенным. Капсула времени может стать семейной реликвией, напоминающей об этом дне, и хорошим предметом интерьера.

Как сделать свадебные обряды наиболее актуальными

При составлении списка гостей молодожены зачастую знают, кто из них придет с парой, а кто одинок. Передача свадебной эстафеты - излюбленная история. Для успешного проведения соревнования можно посчитать холостых подруг и друзей, а затем разыграть их номера на аукционе.

Кроме атрибута невесты, такого как подвязка, гостям бросают и кусочек галстука, выступающий в роли анти-подвязки. Тот, кто ее поймает, по традиции за год не успеет жениться. Особенно востребован такой обряд будет среди холостых мужчин с хорошим чувством юмора.

От первого танца молодых не стоит отказываться даже при отсутствии навыков, ведь помощь можно получить от профессионала. Хореограф или режиссер добавит к любительским движениям профессиональные. Особый антураж номеру дарит коллектив или яркий реквизит.

Первый свадебный танец молодых

Еще один вариант - исполнение песни дуэтом. Первый свадебный живой клип не запрещается осуществлять под фонограмму. Гости вряд ли этого ждут, поэтому радостно удивляться в любом случае.

Какие свадебные обычаи для родителей жениха и невесты?

Как уже говорилось, родители могут поставить рогатку на свадьбе, но существует еще ряд объединяющих церемоний. Первое, что должны делать родители невесты, - дать благословение на брак . Для этого отец ведет невесту к жениху, стоящему у алтаря, а на банкете танцует с ней.

Родители на свадьбе

Классические традиции на свадьбе для родителей жениха включают в себя его танец с родной и крестной мамой. Хорошая идея - оформить эти танцы одним или несколькими из следующих способов:

  • слайд-шоу из детских фотографий;
  • бенгальские огни;
  • свечи;
  • конфетти.

Обряд породнения семей принято называть церемонией семейного очага , хотя участвовать в нем могут все гости

Для этого всем женатым и замужним раздают свечи, чтобы каждый мог передать частичку своего семейного очага и тепла молодоженам. Новобрачные задувают огни и загадывают желания в честь первого дня рождения семьи.

Последними свечи вручают родители, они как бы дарят . Издавна в церемонии участвовали только мама невесты. Она передавала дочери уголек из своей печи, чтобы та впервые приготовила ужин в новом доме. В современности к этому приобщается и мама жениха.

Зажигание семейного очага

Участие родителей на свадьбе сына в основном происходит в банкетной части мероприятия. Кроме привычных тостов с историями из жизни они могут спеть , вписавшись тем самым и в рамки европейской свадьбы.

Таким образом родители и гости выражают печаль об уходе из жизни холостяка. По русским традициям приглашенные должны встретить невесту в доме жениха или невесты, а не у ресторана. , каждая семья решает по-своему. Можно прислушаться к , а можно просто от чистого сердца пожелать молодым доброго пути в новой семейной жизни.

Родители провожают жениха и невесту

Задаваясь вопросом, кто должен оплачивать свадьбу по традиции, необходимо обратиться к славянскому правилу о приданом. Так как о бракосочетании родители договаривались сами, то и платили за гуляние они. В зависимости от стоимости нажитого невестой с родителей жениха взималась плата. На сегодняшний день в данном вопросе все индивидуально.

Традиции на второй и третий день свадьбы

Второй день свадьбы обычно проводят на природе, в кафе или сауне в послеполуденное время. Продолжительность отдыха обычно составляет 6 часов, но это не предел. Сценарий на этот день продумывается заранее. Небольшая стилизация и тематические действия украшают продолжение торжества лучше всего.

По традиции муж с женой готовят блины на свадьбе во второй день, чтобы их продавать. Считается, кто больше съест, тот весь год будет удачлив. Заменить их можно многоуровневым готовым тортом.

Свадебный торт

Если молодые катаются в этот день по городу, традиция перекрывать дорогу на свадьбе обязывает дать вкусные гостинцы. Если дать угощение тем, кто смог , то пара сможет таким образом откупиться от невезений. На третий день молодожены открывают подарки , рассматривают фотографии и отправляют открытки гостям. Некоторые отправляются к местному мосту и вешают как символ вечной любви.

Свадебные традиции мира

Любое бракосочетание подразумевает брачный договор, в котором могут обговаривать права и обязанности молодоженов

Восточные свадьбы начинаются с заключения свидетельства родителями в мечети, чтобы придать обряду священность. В Арабских странах без данной бумаги молодых даже не заселяют в одну комнату вместе.

После деловой части два человека, которые создают семью, издавна обязаны трижды дать свое согласие вслух. Кроме того, если у молодоженов обнаруживаются неискренние намерения по поводу свадьбы, их брак считается недействительным.

Поэтому самые крепкие узы, как правило, создаются на востоке. Но в Российской Федерации обговоренный брачный договор не имеет юридической силы, пока его не зарегистрируются в ЗАГСе. В остальном мусульманская свадьба в России ничем не отличается от традиционной исламской.

Свадебных традиций очень много. Их вариаций - еще больше. Они делают свадьбу более торжественной. Но вместе с тем большее количество традиций утяжеляют ее восприятие, ведь фактически так остается меньше времени на общение, игры и танцы.

Еще одна интересная традиция – это соединение семей молодых. Видео обряда породнения на свадьбе можно посмотреть тут:

Свадьбе у славянских народов уделялось особое значение. Это был знаковый момент в жизни каждой невесты, поэтому всегда брак связывался со многими обычаями, традициями и поверьями. Свадебные обряды никогда не придумывались просто так, на ровном месте. Каждый из них имел особое значение и был направлен на достижение счастья и гармонии в молодой семье.

Сейчас, к сожалению, многие обычаи утеряны, а когда-то важные сакральные действия приобрели чисто развлекательный характер. И все же, это русская история, даже славянская. Ведь когда-то жители России, Украины и Беларуси были тесно взаимосвязаны и представляли собой ветви одного народа – восточных славян. Поэтому и ритуалы у нас настолько схожи.

Смысл и таинство бракосочетания по-славянски

Прошлое, из которого вытекает и настоящее, у нас основано на славянском мировоззрении. Все современные обычаи, соблюдаемые на свадьбе, имеют исторические корни , связаны с особенностями отношения к жизни наших предков и основаны на логичных и последовательных действиях. В славянской свадьбе не было ничего лишнего. Поэтому, желая провести бракосочетание, учитывая все древние традиции, вы должны прекрасно понимать, какое обоснование они под собой имели.

Свадебный обряд – особое действие, направленное на достижение какого-либо определенного положительного результата. Цель брака – создать крепкую и дружную семью, в которой муж и жена держались бы друг за друга. Не зря ведь русские слова для них – супруги, т.е. люди, находящиеся в одной жизненной упряжке и на равных тянущие все радости и тяготы быта.

Все народные свадебные обряды , а также и традиции сводятся к одному: правильно выдать дочь замуж и обмануть нечистую силу, чтобы она не напакостила. Русские поверья были очень тесно связаны с представлением о злых духах, которые витают вокруг в огромном количестве и так и стремятся испоганить жизнь человеку. Тем более, тому человеку, который находится на грани, т.е. переходит из одного состояния в другое.

Это напрямую касалось невесты. Она в то время считалась именно таким, пограничным существом. Ведь девушка уходила из отчего дома и переходила из невинного девичьего состояния в женское, а впоследствии должна была стать матерью. Поэтому основной задачей было укрыть ее от нечисти, защитить, тем самым защитив и будущую семью. Отсюда и идет это слово – «невеста», неизвестная, сокрытая, тайная.

Практически все обычаи были направлены на достижение 3 важнейших результатов:

  1. Оградить будущую супругу, не дать нечисти прорваться к ней, а, следовательно, и окутать новоиспеченную семью благом. В то время это считалось очень серьезной задачей;
  2. Привлечь как можно больше добрых духов, чтобы они, наоборот, сопутствовали этой семье и укрепляли ее;
  3. Достичь плодовитости и прирастания нового семейного очага. Проще говоря, сделать все возможное, чтобы у молодых не только было большое количество детей (мы все знаем, насколько огромными были славянские семьи), но и росли материальные блага: был свой богатый дом, хороший урожай, крепкий и плодовитый скот. Народы России и Беларуси были в большинстве своем земледельцами, и для них в понятие семейного очага входило и процветающее, сильное домашнее хозяйство. Без этого нормальной и крепкой семьи не могло существовать, что отражено и во многих народных предания, песнях и стихах России.

Понимая эту особенность славянского, а впоследствии и русского мировоззрения, мы можем увидеть особый смысл, который несут в себе ритуалы на бракосочетание.

Основные обряды, известные и сегодня

Современное мировосприятие не позволяет так серьезно относиться ко всем традициям, как относились наши предки. Смысл многих действий мы просто не понимаем, но все же стараемся соблюдать. Свадебные обряды хоть и стали сейчас сродни развлечению, но не умерли, что подчеркивает их огромное значение для народа. Более того, где-то на глубинном уровне, мы все так же верим, что соблюдение определенных мер, а также и древние ритуалы, помогут сохранить любовь и счастье в новоиспеченной семье.

Вот давайте о них и поговорим. Практически на каждой свадьбе, желающей соблюсти все старинные традиции, проводятся следующие ритуалы:

  1. Благословение молодых;
  2. Выкуп;
  3. Венчание;
  4. Приезд в дом жениха;
  5. Свадебный пир.

Это основные ритуалы. Но они состоят из более мелких традиционных действий , тоже тесно связанных с благополучием новой семьи. В наше время все еще остались обряд породнения семей, зажжения семейного очага, благословения дочери, встречи молодых. И хотя они уже не соблюдаются в нужном сакральном порядке, но значение все еще имеют.

Кстати, многие из них можно встретить и в странах Европы. Это лишний раз доказывает, что традиции России и ее западных соседей все же имели под собой одно основание и формировались в одном мировосприятии.

Обряд породнения семей

Переходя из состояния девушки в состояние женщины, новобрачная уходит под опеку духов мужниного рода. Соответственно, между ее родителями и родителями супруга устанавливается особая связь, сродни магической. Семьи обязательно должны породниться, ведь дети, рожденные от этого брака, будут принадлежать им обеим.

В наше время это скорее веселая традиция, нежели магическое действо. Обряд породнения сейчас проводится иногда шутливо, иногда для него пишется даже отдельный минисценарий. Обычно используется кубок, наполненный каким-либо напитком (чаще всего, вином). Для того чтобы породнение состоялось, и родители, и новобрачные должны отпить из этого сосуда, хотя бы по глотку, но каждый и обязательно.
Как правило, подносит напиток свидетель, он же говорит и напутственные слова, и строго следит, чтобы все участники ритуала испили напиток.

В стародавние времена обряд породнения проходил несколько иначе. Кстати, он есть и у украинского народа, и у белорусского. Уже после венчания семьи обязаны были его совершить, иначе духи не примут нового человека. Для устранения этой опасности и существовал ритуал породнения, который проходил с чтением специальных заговоров и так же с отпитием напитка из общей чаши.

Без породнения не будет и счастливой семейной жизни, в это верили твердо. Но существовал и еще один обычай, без которого также не представлялось счастливой будущей семейной жизни.

Благословение дочери

Очень близок к обряду породнения. Ведь и там, и там особую роль играют родители – старшие представители двух сливающихся родов. Важно было благословить именно дочь, ведь она уходит в другую семью. Вообще, в славянском мировоззрении свадьба была сродни смерти для невесты: она умирала как девушка и начинала жить как женщина и мать.

В настоящее время к этому обряду относятся уже не так трепетно. А ведь родительское благословение – важнейшее условие семейного процветания. И в странах Европы оно до сих пор существует.

Итак, прежде чем невеста пойдет под венец, отец и мать должны дать дочери свое благословение. Тем самым они одобряют этот союз, соглашаются на него. А если учитывать, насколько велико было у славян уважение к своим родителям, то и понятно значение этого обычая. Благословение не получено, значит, брак не будет плодотворным и счастливым. Вот почему союзы, заключенные втайне от отца и матери, не одобрялись и вообще не поддерживались.

Если отец и мать желают счастье дочери и поддерживают ее выбор, они должны дать свое благословение. Совершается ритуал перед бракосочетанием. Родители крестят дочь, произносят напутственные слова, выражают одобрение. В давнее время были еще и специальные заговоры, но сейчас они уже забыты.

Зажжение очага новой семьи

Помимо обряда породнения и родительского благословения, существовал и еще один, сейчас часто забываемый. В России и других славянских государствах он называется ритуалом зажжения семейного очага. В Европе существует аналог, тоже имеющий такое же значение, но несколько иной порядок выполнения действия и их последовательности.

Семейный очаг – то, что основывает новая семья, то, что должно всегда гореть и согревать каждого члена брачного союза. Символическое значение здесь имеет огонь. Смысл ритуала заключается в том, что, загоревшись единожды, пламя семейного очага не должно погаснуть никогда. Задача каждого из супругов – поддерживать огонь любви и беречь вторую половинку. Естественно, все эти представления вылились в конкретные действа.

Каждому браку предшествует знакомство. Сначала оно происходит между парнем и девушкой, потом между их родителями. Постепенно разжигается пламя любви и страсти, которое потом станет основой для семейного очага. Кстати, встреча молодых тоже имеет огромное символическое значение в славянской свадебной культуре. Но о ней мы поговорим чуть ниже.

После того как любовь случилась, пламя вспыхнуло, а венчание состоялось, необходимо перевести его стихийную горячность в умеренно сияние тихого очага. Иными словами, из обоюдной страсти и любви, создать крепкую семью. Для этого у славян был разработан целый комплекс специальных ритуальных действий. Они сопровождались чтением определенных заговоров, вбирали в себя значительную часть древней магии.

Сейчас многое уже утеряно и не соблюдается, но обычай сохранил прежнее название ритуала зажжения семейного очага. В настоящее время он проводится уже после заключения брака в загсе, и после венчания, если оно было. Ему предшествуют ритуалы породнения семей и благословения невесты ее родителями. Если вы хотите соблюсти все народные традиции, выполните действия правильно.

Проводится обряд довольно просто. Для ритуала потребуется 3 или 2 свечи. Участниками его являются матери мужа и жены и молодожены. Если у кого-то из супругов матери нет, тогда только одна берет на себя святую обязанность передать огонь новоиспеченной семье. У каждой матери в руках должна быть свеча. У мужа и жены одна общая, которую жених держит правой рукой, а невеста – левой.

Родительскую свечу зажигает отец перед началом проведения обряда. Мамы принимают ее и, с поздравительными или напутственными речами, заготовленными заранее, передают пламя своим детям. Матери соединяют огонь двух свечей в единый и им поджигают свечку новобрачных. После чего родительское пламя тушится, а свеча жениха и невесты должна гореть до тех пор, пока молодая не снимет свою фату.

В нашей стране обряд зажжения очага популярен до сих пор. Он не только глубоко символичен, но и невероятно трогателен.

Обряд встречи новобрачных

Встреча для славян имела огромное значение. Она объединяла 2 любящих сердца, разжигала новые чувства и являлась основой для формирования новой семьи.

Затем происходила встреча родителей жениха и невесты, и она называлась сватовством. В России этот обычай, предшествующий свадьбе, практически не сохранился, а вот в странах Европы все еще соблюдается. Вообще, Запад в этом отношении более патриархален.

После сватовства происходит встреча жениха и невесты уже как почти супругов. Будущий муж сначала выкупает свою нареченную, а потом получает возможность увидеть ее. Это тоже знаковый момент, и в славянских традициях он имел большое значение. После выкупа молодые должны отправиться в церковь , где произойдет венчание, а согласно современной культуре – в загс, где состоится регистрация брака.

И только потом происходит главная встреча. Она тоже окружена множеством поверий и берет свое начало из очень древних представлений. Называется ритуал – встреча молодых, и проходит он на пороге дома новоиспеченного супруга.

С ним связаны многие древние представления, сейчас уже почти забытые. После бракосочетания муж и жена отправляются на новое место проживания супруги – в дом супруга. На пороге с хлебом-солью их встречают родители. Выбор атрибутики тоже не случаен. В древние времена хлеб был символом плодородия и процветания, а соль, которую добыть было крайне сложно, – богатства.

Встреча молодых проходила шумно, радостно. Она сопровождалась напутствиями и поздравлениями. Но самым главным было – отломить кусочек от каравая. У кого он получался больше, тот, считалось, и будет главным в новой семье. Естественно, все ждали, этого от жениха. Ведь руководить в семье должен мужчина.

Встреча молодых – это и пожелание добра и процветания, и радостный момент, и приглашение к столу. Дальше начинался свадебный пир, в который тоже необходимо было соблюсти огромное количество обычаев. Но самое главное ждало супругов впереди: первая брачная ночь. Сейчас традиция уже не актуальна, а раньше она имела огромное значение. Наутро муж обязан был предъявить доказательство невинности супруги: простыню с кровью. И если жена оказывалась нечестной, это влекло огромный позор на весь ее род.

Для славян встреча носила сакральный, очень глубокий и важный смысл. Ведь согласно поверьям наших предков, ничего в этом мире не происходило просто так. И раз двое встретились, значит, так того захотели духи. А их решение необходимо почитать и уважать.

Обряды и приметы имеют большое значение и в сегодняшнее время. Вся современная жизнь вытекла из того, что было раньше. Именно поэтому все эти действа: породнения, дача родительского благословения, встреча молодых и многие другие до сих пор так тщательно сохраняются и берегутся.

Это история, которую важно беречь и помнить. Она обширная, общая, что подтверждают и брачные обряды Европы, практически не отличимые от наших.

Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали раньше.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник , венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. К примеру, в северных губерниях Европейской России и в Сибири имел широкое распространение обряд, при котором невеста должна была посещать баню. Этот обряд являлся частью обрядов прощания молодой девушки с девичеством. В Южной России обязательной частью свадеб был каравайный обряд. Отдельные обряды проводились только в конкретных областях. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. В Южной России важную роль играли каравайницы, который выпекали свадебный каравай. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.

Сватовство.
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.

Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Считалось, что молодые смогут сами «нажить все». Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.

Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей. Для сватовства выбирали определенные дни недели, которые носили название «легкие»: воскресенье, вторник, четверг или субботу, обычно позднее вечернее или ночное время. Все это сопровождали различными магическими действиями, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход дела и предотвратят отказ родителей невесты. К примеру, в Псковской губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В русских селах Казанской губернии сваха по приезду в дом избранницы находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя, это предполагала удачное замужество (девушка будет трижды обведена вокруг аналоя во время венчания). В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».

Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.

В цикл обрядов сватовства включали также переговоры относительно приданого , которое давали за невестой, размера денежной суммы (кладки), выделяемой родителями жениха на свадебные траты, о размере трат на свадебный пир, обсуждалось количестве гостей, которое будет на свадьбе со стороны жениха и со стороны невесты, дары, которыми будут обмениваться родственники во время проведения свадебного ритуала. Если семьи были зажиточные, то могли составляться юридически заверенные брачные контракты, в которых упоминались все детали свадьбы и дальнейшей жизни молодой семьи. По окончании переговоров семьи определялись со временем сговора, то есть назначали день точного принятия решения относительно свадебного торжества.

Погляды и смотрины.
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды (местоглядение, сугляды) заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

На смотринах (глядинах) девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.

Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.

Сговор.
Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье), который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.

Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор. В некоторых российских областях рукобитье проводили над столом, где заранее клали каравай, после чего разламывали пополам. Хлеб в данном случае служил скреплением договора.

После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.

После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать (изменить поведение, внешний облик). Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Были и те области России, где невеста до венчания ежедневно в течение недели должна была выходить и печально причитать. По поверьям, чем больше невеста плачет, тем легче будет жизнь с мужем. На подобные «посиделки» иногда собирались все женщины деревни.

Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).

Каравайный обряд.
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая (круглый хлеб с украшениями в виде фигурок из теста, искусственных цветов) во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять»), второй - деление каравая на свадебном столе или «каравай носить». На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.

Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха (если они были счастливы в браке), а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.

Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.

С точки зрения мифологии печь символизировала женское чрево или материнское лоно, хлебная лопата - мужское начало, а каравай - плод, который получился при их слиянии. Украшения из теста, которые девушки пекли отдельно от каравая, были в виде фигурок солнца, звезд, месяца, цветов, плодов, домашних животных, то есть знаков, которые считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. В течение всего процесса изготовления и выпекания каравая исполнялись специальные каравайные песни, повествующие об этапах его создания каравайницами.

Девичник.
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.

Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. В последнее время всё чаще мы можем увидеть, как в России проводятся свадьбы западного образца: с выездной регистрацией, без тамады, конкурсов, баяниста, выкупа и каравая, но всё-таки большая часть пока предпочитает классические русские свадьбы. В этой статье рассмотрим подробнее как же проходит традиционная русская свадьба.

Существует множество примет и традиций, и некоторые из них касаются периода подготовки к свадьбе: это традиционное сватовство, которое теперь приобретает форму небольшого застолья родителей и молодожёнов.

Также существует традиция девичника и мальчишника. По русским традициям, девичник проводился перед днём свадьбы: там собирались подруги невесты, невеста плакала и причитала, прощалась с девичеством, расплетала косу.

В наше время девичник и мальчишник всё чаще проводят так, как мы часто видим в голливудских фильмах – весело, шумно и с алкоголем.

Вернёмся непосредственно к дню торжества. Какой обряд начинает почти любую русскую свадьбу?

Выкуп невесты

Раньше словосочетание «выкуп невесты» совсем не являлось метафорой! Действительно, невесту выкупали из родительского дома.

Теперь же деньги отошли на второй план. Выкуп невесты, который обычно организуют подружки невесты, проходит в доме родителей девушки и включает в себя конкурсы. Проходя эти конкурсы, жених доказывает, что хорошо знает и любит невесту, а друзья жениха должны прийти ему на помощь.

Именно так начинается свадебное веселье. Поднявшись в дом невесты, жених забирает её на регистрацию брака. Обычно во время выкупа невесты и после него родители невесты устраивают небольшой фуршет.

Церемония бракосочетания

После выкупа традиционно пара, а за ней гости уезжают в ЗАГС, где официально регистрируется брак. Там же молодожёны исполняют свой первый танец, для чего часто заказывают живую музыку.

После принятия поздравлений от гостей обычно проводится небольшая фотосессия сначала для всех, а потом только для молодожёнов, во время которой гости готовятся к выходу жениха и невесты из ЗАГСа.

Гости посыпают выходящих молодожёнов рисом (для скорого рождения детей), конфетами (для сладкой жизни), монетками (для богатства) и лепестками роз (для красивой, романтичной совместной жизни).

Православные воцерковлённые пары также проходят обряд венчания в церкви.

Свадебная прогулка

После регистрации брака гости (часто только молодые друзья и подруги молодожёнов) отправляются гулять по городу. При этом они стараются посетить самые красивые достопримечательности, чтобы сфотографироваться там.

Семь мостов

Все мы видели, как жених несёт невесту через мост. Оказывается, этот обряд тоже относится к свадебным обычаям и традициям в России.

Считается, что молодожёны пройдут через семь мостов в день свадьбы, то их брак будет крепким. Редко случается, что пара успевает объехать все семь мостов, но хотя бы один стараются перейти все.

Также на мост часто вешают замочек с именами молодожёнов, который, по поверию, скрепляет брак.

Хлеб-соль

Традиционно молодожёны после бракосочетания приезжают в дом родителей жениха, где те встречают их с хлебом и солью.

Обычно новоиспечённая свекровь держит на рушнике (специальном полотенце) каравай, от которого жених и невеста должны откусить по кусочку. Кто откусит больше, тот и будет главой семьи.

Свадебные традиции и обычаи русского народа в наши дни теряют связь с религией: раньше таким образом родители жениха благословляли молодожёнов, отец жениха держал для этого иконы. Каравай на свадьбу – традиция, которая произошла отсюда.

Теперь свадебным караваем встречают у ресторана, в котором будет проводиться банкет по случаю празднества.

Праздничное застолье

Праздник продолжается в кафе или ресторане, где уже всё готово к прибытию молодожёнов. Оформление зала, столов и меню обычно выбирают заранее.

Это отдельная тема, достойная огромного поста. Сейчас же мы говорим о традициях свадебного застолья.

Поздравления

Весь праздник устроен так, что особое внимание уделяется поздравлениям: поздравить успеют все! Обычно первыми поздравляют родители, им даётся слово, и они как бы благословляют детей на брак.

После поздравляют родственники: сначала с одной стороны, потом с другой, а затем и друзья. Зачастую невеста заранее готовит специальную шкатулку, в которую складывает конверты с деньгами, чтобы они не потерялись.

Танцы

После того как гости поели, начинаются танцы. Но и здесь не обходится без традиций. Обязательным является первый танец жениха и невесты. В последнее время становится модным заранее готовить этот танец, делать его необычным, невесты меняют платье для танца, женихи также могут переодеться. Конечно, такие танцы запоминаются гостям.

Ещё одним танцем, без которого трудно представить русскую свадьбу, является танец невесты и её отца. Этим танцем папа как бы провожает дочь в другую семью, прощается с ней. Этот трогательный танец напоминает о том, что в жизни невесты наступает совершенно новое время.

Семейный очаг

Старинная традиция, которая пользуется популярностью до сих пор. Как провести семейный очаг?

  1. Организаторы и помощники раздают маленькие свечки гостям.
  2. Гости встают в круг и поджигают свечки.
  3. В зале выключается свет.
  4. Под медленную музыку ведущий рассказывает притчу о семейном очаге.
  5. Родители зажигают свои свечи и подходят к молодым.
  6. Создаётся новое пламя свечи молодожёнов – семейный очаг.

Обряд снятия фаты

По традиции в конце праздника свекровь или мама невесты снимают фату. Поначалу невеста не должна соглашаться, лишь на третий раз у мамы получается уговорить её снять фату.

После того как фата снята, жених расплетает косы невесты. Ведущий во время проведения обряда обычно поясняет, что происходит, рассказывает историю обряда. Этот момент свадьбы всегда получается очень трогательным.

Второй день свадьбы

Но на этом праздник не заканчивается! За первым днём следует второй день свадьбы, традиции которого предусматривают уже неофициальное гуляние.

На второй день гости чаще всего собираются на природе, где выпивают, поют песни и жарят шашлык. В наши дни редко празднуют свадьбу дольше двух дней. После свадьбы молодожёны могут уехать в свадебное путешествия.

Таковы традиции свадьбы в России. Конечно, это не все обряды, которые существуют, многие из традиций уже уходят, но на смену им приходят новые.

Так, всё реже, к счастью, на свадьбах мы можем встретить пошлые конкурсы, которые были очень популярны ещё 10 лет назад. Теперь популярность набирают тематические свадьбы и свадьбы на природе.

В любом случае, вы не обязаны следовать всем свадебным традициям и обычаям, главное, чтобы ваша свадьба запомнилась и понравилась именно вам!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ивановский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Современные свадебные обычаи и традиции в России

студентки 4 курса 5 группы

дневного отделения

коммерческой формы обучения

Научный руководитель:

ст. преподаватель Павлова

Иваново,2009

Свадебные традиции……………………………………………………….4

Свадебные приметы………………………………………………………..8

В каком месяце жениться………………………………………………….12

Источники…………………………………………………………………..13

Свадебные традиции

Традиция «выдавать» дочь замуж вместе с приданым родилась в Голландии. Так считают немецкие историки-этнографы. Существует легенда о том, что одна девушка из богатой семьи влюбилась в простого мельника. Конечно же, родители были против такого брака, уговаривали, убеждали, что не протянет она долго на хлебе и воде. Однако девушка была непоколебима, и ушла, в чем была, к любимому.

Влюбленные решили скромно отметить это торжество, пригласили близких друзей и родственников. На свадьбу все приглашенные пришли не с пустыми руками, а с подарками. Все несли то, что могло пригодиться молодым в хозяйстве. Кто- посуду, кто – постельное белье, кто – деньги. Все хотели, что бы жизнь молодых началась счастливо и длилась долго-долго. С тех самых пор, говорят, на свадьбу не принято приходить с пустыми руками.

Когда же появился обычай одаривать друг друга кольцами? Кольцо - это не предрассудки, ведь обмениваясь кольцами, молодые дают обет полного единения и верности друг с другом. Уже в Древнем Египте молодожены обменивались кольцами. Это означало, что они заключают союз до самой смерти. Египтяне твердо верили, что если кольцо надеть на средний палец левой руки, то можно на всю жизнь удержать любовь в сердцах друг друга. Так что эта традиция у восточных народов сохранилась до сегодняшних дней.

Что-то старое, новое, взятое взаймы, голубое . Существует старинная английская примета, что на свадьбе должно быть что-то старое, новое, взятое взаймы и голубое.Эта примета началась в Викторианские времена и с тех пор многие невесты стараются одеваться в соответствии с традицией. Что-то старое символизирует связь с семьёй невесты, мир и мудрость в замужестве. Многие невесты надевают какую-нибудь старинную семейную драгоценность. Что-то новое символизирует удачу и успехов новой жизни невесты. Что-то взятое взаймы напоминает невесте о том, что её друзья и члены семьи всегда будут рядом, если их помощь понадобится, эту вещь можно взять у замужней женщины, счастливой в браке с благословением на хорошую семейную жизнь. Что-то голубое это (как у язычников, так и у христиан) означает любовь, скромность, верность. Обычно это подвязка.

Большинство считают самым лучшим обычай вносить невесту в дом на руках . Он появился в результате веры в то, что невеста является лакомым кусочком для злых сил, сглаза и порчи. Раз она не идет по земле, значит, ее сейчас здесь нет.

Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы . Его можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще, считалось: чем больше осколков, тем больше счастья. Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Его дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. А ребятня быстренько должна расхватать кусочки пирога. Чем больше разбитых кусочков блюда, тем больше счастья будет у молодых.

Обычай украшать свадебные машины лентами . Он пришел к нам из Европы. На самом деле: это уже отголоски более древней традиции. Дело в том, что существовали так называемые "невестины банты". Было это в XVII-XIX веках. Невесту в церковь сопровождало несколько мальчиков с розмаринами (цветок невесты) и невестиными бантами на рукавах. Считалось, что тем самым они - гарантия счастливого брака. Невестины банты - это узкие полоски ленты, которые завязывались на рукава. Позже невесты перестали придерживаться этого обычая, но значение лентам все так же придавали. Стали вешать ленты на автомобили.

Похищение невесты . Этот обычай существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян были игры "межи селы": во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось приобретение невест. Этот обряд не был забыт благодаря укоренившемуся на Руси крепостному праву. Как и в Шотландии, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену, у нас право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), иногда (довольно часто) женихи противились этому обычаю и барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.

Букет невесты . Считается, что бросание свадебного букета - это чисто американский обычай, хотя некоторые эксперты предлагают, что американцы подсмотрели этот обряд на еврейских свадьбах. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та кто поймает этот букет следующей выйдет замуж.

Каравай . Всегда молодожёнов встречали родители с караваем и солью. Почему? Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иероглифом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального благополучия. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом -караваем! Каравай обязательно украшают колосьями пшеницы, олицетворяющей благополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины - символ детородности семьи. И не случайно каравай украшают двумя сплетёнными кольцами, как символы верности друг другу. Кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это символ бесконечности, вечной любви.

Что представляет собой обряд, когда жених снимает подвязку с ноги невесты ? Подобно тому, как невеста бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку своим холостым друзьям. Аналогично, по примете женится первый тот, кто ее поймает.

Обычай связывания двух бутылок .Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая - в день рождения первенца.

Традиция посыпать молодых только вышедших из ЗАГСа зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Это делается, для того чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.

Поцелуй новобрачных Этот прекрасный свадебный обычай имеет сакраментальный смысл. Поцелуй объединяет души молодых в единое целое. А если поцелуй происходит прилюдно, жених и невеста «объявляют» всем присутствующим о своем объединении в одну семью. Отношения молодых людей до свадьбы были чрезвычайно целомудренными, поэтому очень важно в этом обряде то, что происходит он при родителях и гостях.

Свадебный пирог – символ изобилия, удачи в супружестве. Форма чаще всего круглая, как солнце – символ света, радости, счастливой жизни.

Медовый месяц. В давние времена жених, выкравший невесту у ее родителей, старался, по вполне понятным причинам, увезти ее подальше... Это и был первый медовый месяц. Само название придумали тевтонцы, древнее германское племя. После свадебной церемонии гости пили медовый напиток до тех пор, пока луна не начинала убывать.

Свадебные приметы

Если один свидетель женат на другом, то брак свидетелей распадется.

Если свидетели на свадьбе - разведенные, это к разводу пары, вступающей в брак.

Обручальные кольца мерить никому не дают ни до, ни после свадьбы.

И жениху и невесте нужно закрепить на одежде английскую булавку головкой вниз от сглаза. Невесте на подол платья, жениху там, где бутоньерка, но так, чтобы булавка не была видна.

Букет жениха невеста не должна выпускать из рук в течение всего дня. В экстренном случае можно дать подержать букет жениху или матери. Лишь на свадебном банкете можно поставить его на стол перед собой.

При выходе из дома на венчание/регистрацию желательно, чтобы на невесте была вуаль от сглаза. Когда она войдет в Дом торжеств или в церковь, при желании вуаль можно откинуть.

После того как жених надел невесте обручальное кольцо, ни ей, ни ему нельзя брать пустую коробочку из-под колец или тарелочку, на которой она лежала. Коробочку лучше взять незамужней подруге или другу.

Любящие не дарят друг другу свои фотографии - иначе расстанутся, разойдутся.