Какие бывают методики развития детей. Методика Макото Шичида. Как развивать малыша

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

Все родители хотят, чтобы их детки были развитыми, хорошо учились и в будущем стали образованными людьми. И вы не исключение!

Именно поэтому вы задумываетесь о развитии ребенка уже на первом году его жизни. И правильно делаете! Ведь первые три года жизни малыша самые продуктивные в плане обучения и запоминания.

Вы очень хотите развивать своего малыша, но не знаете, как это делать? У вас возникает множество вопросов: с чего начать, на что стоит обращать особое внимание, к каким специалистам обращаться, какие есть , в чем их особенности?

Сегодня мы постараемся найти ответы на самые важные вопросы о раннем развитии малышей.

Раннее развитие: каким оно бывает

Раннее развитие - это обучение малыша от рождения и до 6 лет. Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом, мозг малыша активно работает, в первые годы жизни в головном мозге малыша устанавлияваются и укрепляются связи между нервными клетками. Именно в первые годы кроха наиболее восприимчив к информации, он отлично все запоминает, умеет копировать и обладает высокой степенью любопытства. Ребенку буквально все интересно, он открыт к любым знаниям. Эти сообенности малышей безусловно стоит использовать для их обучения уже с первых месяцев жизни.

Методика Зайцева

Метод Тюленева

Вальдорфская педагогика

В контексте ребенок рассматривается как гармоничная личность. Согласно этой педагогике сначала ребенка нужно научить осознавать всое место в мире, стать яркой и свободной личностью, а уже потом учиться пистаь и читать. На первое место выступают личные отношения с родителями, другими детьми, воспитателями.

Ирина Колпакова, : «Считается, что 80% информации обо всём, знаний и навыков, которыми владеет взрослый человек, он получает в возрасте до 3х лет. Потому вполне понятно, что современные родители хотят максимально заполнить голову своего малыша всевозможными знаниями. Сейчас существует масса возможностей для этого: группы раннего развития, частные детские сады, индивидуальные занятия с преподавателями, компьютерные программы, дидактические материалы, развивающие игры и мультфильмы. Это замечательно, когда родители занимаются и развивают своего ребёнка. Но, должна заметить, что всё хорошо в меру. Перегружать ребёнка обилием информации намного хуже, чем не заниматься вовсе. Не может малыш в 2-3 года заниматься 2мя-3мя языками, один из которых японский, например. А ежедневные походы на пару-тройку развивающих занятий изматывают и маму, и ребёнка. Перегруженный занятиями малыш плохо спит, капризен, беспокоен без причины, может стать гиперактивным и непослушным. И сложно его в этом винить, он выражает свой протест, как умеет. Следует знать ещё об одном последствии избыточных занятий в раннем детстве. Напичканные знаниями дети, придя в первый класс, либо скучают, т.к. уже многое знают, либо отказываются учиться, так как к этому возрасту уже устали учиться».

Совершенно не важно, какую методику для развития своего малыша вы выберете, главное, окружить его заботой, любовью, проявлять к нему терпение и внимание, реагируя на его способности и предпочтения. а также не переусердствовать с учебой.

Как развивать малыша

Школа или домашние занятия?

Сейчас есть множество ц ентров раннего развития деток . Большинство таких центров принимает деток после годика, но есть и такие центры, которые берутся за обучение и деток помладше. В основном в таких центрах дети занимаются вместе с родителями.

Безусловно, развивать малыша можно и дома, если вы овладеете нужными знаниями, посоветуетесь со специалистами и разработаете свою собственную программу развития ребенка.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат - Гомеопатический центр им. Демьяна Попова : «Выбирайте школу раннего развития недалеко от дома или занимайтесь на дому, занятия должны быть непродолжительными. Чередуйте интеллектуальные и физические нагрузки. Помните, что здоровый своевременный сон, режим питания и прогулки на свежем воздухе намного важнее для Вашего ребёнка, чем владение иностранными языками и умение читать в 3 года».

Выбор между домашними занятиями и обучением необходимо делать, исходя из многих факторов: финансового, фактора желания, наличия свободного времени и так далее. Помните, эффективность обучения не зависит от того, учились вы дома или в специальном центре, все зависит от вашей старательности и усердности.

Лучшие методики раннего развития

Развитие ребенка - это непрерывный процесс. Малыш начинает накапливать знания и приобретать различные навыки, начиная с самого рождения. Его разум - это чистый лист, на котором жизнь пишет свою историю. Детская память способна вместить неограниченное количество информации, и чем она обширнее, тем более разносторонне развивается ребенок.

Гипотеза о том, что мозг человека функционирует далеко не на полную мощность, ставшая уже неоспоримым фактом, кардинально поменяла отношение многих педагогов к обучению в раннем возрасте. От 0 до 6 лет дети способны поглощать колоссальное количество информации, которая не забывается, как думают многие, а, наоборот, фиксируется, чтобы «всплыть» в нужное время. И если уделять достаточно внимания обучению ребенка в этом возрасте, можно добиться блестящих результатов, активизировав скрытые резервы памяти и мышления. Вы наверняка слышали о детках, которые в 2-3 года считают до ста, а в 5 лет бегло читают и знают таблицу умножения. Далеко не все из них дети-вундеркинды - большей частью это всего лишь ребята, на развитие которых родители в свое время не пожалели усилий и, самое главное, сумели найти правильный подход к своему крохе.

Итак, в данной статье мы рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики обучения, которые по отдельности или в совокупности применяются в современных центрах раннего развития детей. Давайте вместе обсудим их преимущества и недостатки, чтобы понять, на что конкретно направлены эти методики и какие из них лучше подойдут именно вашему малышу.

Методика Домана

Согласно учению Гленна Домана, с рождения до 6 лет ребенок занимается исключительно познанием, а уже начиная с 6-летнего возраста - непосредственно обучением. Поэтому познавательные практики можно применять уже начиная с 3-6 месяцев.

В отечественных школах раннего развития часто применяется обучение чтению по системе Домана. Оно предполагает демонстрацию ребенку специальных карточек. К примеру, чтобы запомнить слово «апельсин», достаточно изо дня в день показывать малышу карточку с изображением этого фрукта и надписью «АПЕЛЬСИН». Ребенок смотрит на карточку в течение всего нескольких секунд, а преподаватель в это время произносит написанное слово. Малыши быстро запоминают звучание слова и постепенно начинают ассоциировать его со зрительным образом, «читая», таким образом, слово не по буквам, а целиком. Конечно, занимаясь по Доману, ваш 2-летний кроха вряд ли сможет прочитать «Войну и мир», но благодаря таким занятиям он учится быстрее усваивать информацию, тренирует зрительную и слуховую память, образное мышление. С помощью различных карточек можно заниматься с малышом не только чтением, но и математикой и даже географией!

Развитие по Доману кажется многим родителям наиболее предпочтительным, поскольку предполагает возможность индивидуальных занятий. Казалось бы, ничего сложного, ведь показывать карточки и называть слова может любой из нас! Однако, как показывает практика, не всё так просто: многие малыши оказываются не готовыми смирно сидеть и разглядывать поднадоевшие им карточки: они отвлекаются или просто убегают, вызывая у родителей раздражение и гнев. Все детки, даже самые маленькие, отличаются по своему темпераменту - имейте это в виду и, увлекшись системой Домана, не бросайтесь скупать эти многочисленные и совсем не дешевые пособия. Лучше сделайте десяток-другой карточек самостоятельно и посмотрите, захочет ли ваш малыш обучаться чтению с пеленок, или же предпочтет более активное времяпрепровождение.

Система Монтессори

Мария Монтессори, родоначальница другой методики раннего развития, оказалась более дальновидной, предоставив своим ученикам полную свободу действий. На занятиях по данной системе каждый ребенок сам определяет, чем ему в данный момент хочется заниматься, с какими предметами играть. Задача взрослого - вызвать у ребенка интерес и помочь ему, используя индивидуальный подход. Кроме того, в обучении активно используется так называемая «подготовленная среда» - пространство, помогающее малышу почувствовать себя полностью независимым. Мебель в такой среде должна быть соизмерима с ростом ребенка, а все вещи - быть доступными, как бы приглашая его к действию. В Монтессори-классах используются даже хрупкие фарфоровые изделия, игра с которыми учит детей аккуратности и порядку.

Философия Монтессори ставит во главу угла личность каждого отдельного ребенка. Здесь нет никаких оценок или иных критериев сравнения детей между собой, как нет поощрений и наказаний. Лишь собственное мнение, самокритика и внутренняя мотивация помогают ребенку стать свободной, независимой и самодостаточной личностью.

В основе теории Монтессори лежит мнение, что способность к обучению определенным навыкам проявляется в конкретный период времени. Так, в возрасте 0-3 года дети узнают, что такое порядок, с 2,5 до 5 лет - учатся общению, при этом активно развивая сенсорные навыки (до 5 лет) и речь (0-6 лет). И мы должны помочь ребенку, не ускоряя темпы его развития, а лишь мягко подталкивая его в нужном направлении. Не все родители в силу своей предубежденности смогут одолеть свои эмоции и сомнения и грамотно построить занятия с ребенком. Поэтому идеальным вариантом для сторонников данной методики является посещение Монтессори-класса «от 3 до 6». Кстати, это также одна из характерных черт системы: общение детей разных возрастов способствует лучшей их социализации.

Вальдорфская система

В отличие от описанных выше, известная во всём мире Вальдорфская система образования рекомендует работать в первую очередь не над умственным, а над физическим развитием детей. Двигательная активность, игры, музыка и танцы, творческая деятельность имеют приоритет над обучением чтению и счету, поскольку основоположники этой системы считали, что гармоничное развитие возможно лишь при совмещении духовной, физической и эмоциональной составляющих. Кроме того, здесь применяется принцип «неопережения» - разностороннее развитие ребенка должно происходить в его собственном темпе, и работать здесь нужно не над скоростью, а над качеством, стремясь раскрыть природные склонности каждого малыша, а не навязать чуждые ему интересы.

Воспитанники вальдорфского детского сада играют только игрушками из натуральных, «живых» материалов (глина, дерево, камень), не признавая пластмассы и электроники. Большое внимание уделяется мелкой моторике и развитию речи (в Вальдорфских школах с 1 класса изучают английский и немецкий языки). Если сравнить принципы данной системы с другими методиками становится ясно, что Вальдорфские школы и сады имеют более гуманитарный уклон.

Также хочется отметить, что ни в одной из обычных школ раннего развития вы не встретите отдельные элементы Вальдорфской методики воспитания - эта система сильно отличается от традиционной и, как правило, ее достаточно сложно с чем-либо объединить. Вследствие этого выбор, стоящий перед родителями, невелик: либо отдать ребенка в классический Вальдорфский детский сад, либо полностью отказаться от этой методики.

Школа Зайцева

Знаменитый отечественный педагог-новатор Николай Александрович Зайцев создал целую систему обучения малышей основам грамоты.

Данный подход основывается на наглядных пособиях - кубиках, карточках и таблицах Зайцева, также используются так называемые попевки Зайцева - веселые песенки, слушая которые, малыши легко усваивают предлагаемый им материал. Обучение в игре - основной принцип педагогики Зайцева: на занятиях по его системе детям позволено прыгать и топать, ходить от таблицы к таблице, играть с кубиками. Последние представляют собой объемные картонные кубики с изображенными на них «складами» (слогами). Осознать, как склады объединяются в буквы, ребенку легче, чем учиться читать «с нуля» по традиционной схеме. К тому же кубики делятся по цветам и издаваемым ими звукам на «мягкие» и «твердые», «звонкие» и «глухие» склады. А потому маленькие воспитанники Зайцева и его последователей, играя с кубиками, легко и быстро запоминают и даже «пишут» кубиками слова, выкладывая их в определенной последовательности. Следуя данной системе, можно научить ребенка не только чтению, но и счету: для этого используются карточки с изображением числовой ленты («стосчёт»).

Современная система дошкольного и школьного образования несовершенна: думаю, с этим согласятся все. Методика Николая Зайцева способна свести на нет все трудности, с которыми сталкиваются дети при обучении грамоте. Занятия проходят весело и интересно, и малыши как бы между делом, незаметно, учатся всему, что мы с вами в детстве постигали долго и порой мучительно. Чего стоит одна только таблица умножения!

Существуют и другие, не менее интересные методики раннего развития детей: теория Сесиль Лупан, система занятий Железновых и Даниловой, игры Никитина и Воскобовича. Каждая из них по-своему уникальна и ценна, ведь в ее создание вкладывали душу лучшие специалисты этой сферы, выработавшие свои принципы на собственном педагогическом опыте.

И напоследок - немного о личном опыте. В нашем городе существует около десяти школ раннего развития, причем так называют себя даже обычные центры по присмотру за детьми. Выбирая школу для дочери, мы тщательно продумали, для чего нам это нужно и что мы хотим увидеть в результате. Основные цели были такими: научиться общаться с чужими детьми и взрослыми, морально подготовиться к посещению детского сада, стимулировать желание ребенка учиться, закрепить основные понятия (цвета и формы, буквы и цифры). В итоге мы остановили свой выбор на развивающем центре, который предлагал: обучение чтению по системе Домана (1-2 года) и Зайцева (2-3 года), занятия по методике Железновых (музыкальное воспитание) и некоторые авторские методики преподавателей центра. Результат - выученный за полгода алфавит и счет до 10, множество стихотворений и песенок, стремление к самостоятельной творческой деятельности (лепка, рисование, выполнение аппликаций). Дочь стала более открытой в общении со сверстниками и с нетерпением ождала занятий в школе.

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.

Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

{reklama2}

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.

На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.

В этой статье:

Рождение ребенка - огромная радость и важное событие для каждой семьи. В первые месяцы после рождения родители наблюдают за развитием малыша, сосредоточив внимание на освоении им новых навыков, введении прикорма, обучении простым правилам гигиены.

На втором году жизни крохи большинство родителей начинают задумываться о том, как развивать малыша, какие методики для этого использовать. Поговорим о том, чего достиг малыш к году, какие навыки освоил и какими способами можно стимулировать его развитие в дальнейшем.

Физическое и интеллектуальное развитие: чему научился малыш?

Сидеть на одном месте, долго не меняя положения - для годовалого ребенка это невозможно. Малыш постоянно двигается, знакомится с окружающим его миром, практикует освоенные навыки. Некоторые дети только к этому времени пробуют ходить без поддержки, продолжая быстро передвигаться на четвереньках, изучая все, что встречается им на пути.

Годовалый малыш с удовольствием выполняет такие действия:

  • манипулирует игрушками и подручными предметами;
  • складывает игрушки и предметы в разные емкости;
  • бросает игрушки или предметы, стучит ими, тащит или толкает;
  • поднимается по ступеням и забирается на невысокую мебель;
  • играет с мячом (ловит, пинает, бросает);
  • открывает дверные ручки;
  • закручивает крышки на бутылках и пр.

У малыша в этом возрасте достаточно высокий уровень развития мелкой моторики, поэтому он справляется со многими действиями, где необходимо использовать пальчики.

Познавательная активность у годовалого ребенка также находится на высоком уровне. Он с удовольствием проводит эксперименты с разными предметами, которые попадаются ему под руку, проявляет живой интерес к движущимся предметам и механизмам. В этом возрасте малыш способен:

  • объединять предметы;
  • строить башни из кубиков;
  • собирать простые пазлы из двух-трех картинок;
  • собирать игрушки-вкладыши;
  • проводить сравнительный анализ предметов;
  • группировать предметы;
  • играть с водой и песком;
  • пробовать рисовать;
  • знать значения многих слов, которые пока не произносит;
  • понимать запреты;
  • выполнять инструкции;
  • искать спрятанные предметы;
  • копировать действия взрослых, играя с игрушками.

После года у малыша также можно отметить активное развитие речи. Кроха получает удовольствие от общения с родителями, пробует повторять слова, заканчивая стихи, песенки, сказки, слушает, когда ему читают.

Родителям в этом возрасте важно уделять достаточно времени ребенку, стимулировать его раннее развитие с помощью игр, упражнений, прикладного творчества, таким образом развивая его потенциал.

Роль раннего развития ребенка

Планируя раннее развитие ребенка, далеко не все родители понимают, какие задачи нужно ставить перед малышом, какие материалы для этого использовать. Специалисты настаивают на том, что раннее развитие должно строиться на совершенствовании моторики ребенка (а значит, и речи),
обогащении его словарного запаса.

Для развития мелкой моторики, то есть чувствительности кончиков пальцев и ловкости рук, можно использовать специальные купленные или самодельные игрушки. Это может быть крупная мозаика, игры-шнуровки, пазлы, логический куб. Подойдут и емкости с сыпучими крупами, кинетическим песком, пуговицы, бусины, макароны, из которых кроха вместе со взрослыми может сделать авторские бусы.

А вот для развития у ребенка мышления и логики родителям рекомендуется выбирать игры, соответствующие методике Монтессори. Подойдут природные материалы, тканевые
лоскутки, опять же пуговицы и шнурки, которыми кроха сможет играть.

В ходе игр ребенку можно рассказывать о геометрических формах, цветах, текстуре материалов, предлагая сравнить тактильные ощущения. После года ребенок уже сможет различать предметы не только по цвету, но и по форме и размеру, если с ним регулярно заниматься, ненавязчиво обращая внимание на внешние признаки предметов и игрушек.

Творческий потенциал: пора ли его развивать?

Раннее развитие творческого потенциала стимулирует развитие памяти, интеллекта, внимания, а также помогает формированию речевых навыков. Малыши, с которыми занимаются таким образом, проще находят контакт со
сверстниками, умеют соблюдать правила командной игры.

В ходе игр, направленных на развитие творческого потенциала ребенка, можно использовать пальчиковые краски, мелки, соленое тесто, глину, цветной картон и бумагу, старые журналы, книжки и игрушки.

Каждый день на 10-15 минут кроху можно увлекать новым творческим заданием. Например, начать можно с серии поделок из соленого теста, глины, пластилина, которые можно декорировать ракушками, пуговицами, фасолью или просто раскрасить красками.

Когда лепка малышу надоест, можно приобщить его к аппликации, предлагая создавать композиции из уже готовых бумажных деталей, а также природных материалов: шишек, сухих листьев и цветов, каштанов. Использовать в процессе можно как клей, так и пластилин.

Творческие занятия в компании со взрослыми доставляют малышам огромное удовольствие. Они чувствуют ответственность и стараются заслужить похвалу мамы, папы, бабушки или дедушки.

Для чего развивать у ребенка навыки конструирования?

Говоря о том, насколько важным является раннее развитие малыша после года, стоит отметить особую роль в этом процессе навыков моделирования и конструирования. Годовалые дети уже способны к проведению таких действий, несмотря на их видимую сложность. В ходе моделирования и конструирования у ребенка развивается внимание, логика, терпение и фантазия.

Малыши учится сравнивать предметы, анализировать их форму, размер, подбирать подходящие. В процессе подобных игр и упражнений ребенку удается доводить процесс до конца, двигаясь к цели - это в таком возрасте очень важно.

Конструировать и моделировать малыша можно научить, используя обычные кубики или детали конструктора. Со временем кроха научится самостоятельно играть с этими предметами, выстраивая целые города, группируя кубики и детали конструктора по цветам, форме и размеру.

Родителям важно понять, что каждый ребенок развивается по своему графику, поэтому продолжать заниматься нужно даже с теми малышами, у которых пока возникают сложности с выполнением даже простых заданий.
Терпение, усердие, внимательность и поддержка обязательно сделают свое дело, и со временем кроха справится с упражнениями на радость себе и взрослым.

Выделяют несколько наиболее эффективных методик, которые применяются сегодня взрослыми для раннего развития детей после года. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Методика Макато Шичида

Авторская методика японца Макато Шичида широко используется как в Японии, так и в других странах мира. Автор утверждает, что каждый ребенок появляется на свет гениальным человеком, а помочь ему таким и остаться сможет
раннее развитие в тесной связи с родителями. Автор уверен, что вся информация, получаемая крохой от взрослых, должна быть систематизирована и повторяться многократно в определенной последовательности.

Для упрощения задания Макато Шичид предлагает использовать флеш-карточки с разными изображениями, которые можно начинать показывать малышу уже с трех месяцев после появления на свет. Таким образом у крохи будет тренироваться фотографическая память, правое полушарие мозга будет активно развиваться. Заниматься с малышом нужно каждый день - утром и вечером.

Показывать картинки малышу нужно будет с минимальным интервалом - до 1 секунды. Методика получила положительную оценку как у родителей, так и у педагогов. Основной же проблемой, мешающей ее воплощению, является отсутствие у родителей дидактического материала для проведения уроков. Впрочем, желающие могут сделать их своими руками из картона и картинок, вырезанных из старых книг.

Методика Воскобовича: принципы и основы

Раннее развитие детей после года в 90-х годах сложно было представить без использования методики Вячеслава Воскобовича. Главный принцип этой методики для детей - использование функционального дидактического материала, способствующего развитию логики, воображения,
математических способностей у ребенка, а также стимулирующего навыки моделирования и конструирования.

Согласно методике, малыши оказываются в «сказочном лесу», где каждый его житель нуждается в помощи, заключающейся в совместном выполнении какого-либо творческого задания. Наибольший восторг у детей вызывает материал «геоконт» - доска с гвоздиками и цветными резинками, с которыми можно проводить самые разные манипуляции, стимулируя таким образом развитие творческого моделирования.

После года для детей уже не составит труда придумать разные геометрические формы, оказать помощь сказочным героям.

Отличный вариант для упражнений в рамках методики - квадрат Воскобовича, который представляет собой квадратную основу с треугольниками на ней. Одна сторона квадрата красная, другая - зеленая. Во время игр с квадратом дети получают возможность развивать логическое мышление и воображение, складывая фигуры, занимаясь поиском спрятанных в домике фигур.

Еще один прием автора - кораблик «Брызг-Брызг», который помогает развивать у детей после года способности к математике. С таким корабликом малыш сможет развлекаться достаточно долго, выстраивая палубы согласно расположению цветов радуги, меняя их направление, расставляя флажки по цветам и размерам. Недостаток методики - дорогой дидактический материал, который не так просто купить и невозможно изготовить своими руками.

Основы методики Гмошинской

С малышами, которые уже умеют сидеть, можно начинать рисовать пальчиковыми красками, размазывая их по бумаге, сжимая в кулачках.

По мере взросления малыша упражнения будут становиться более сложными и, что важно, регулярными, без перерыва на каникулы.

«Семь гномов» - методика для раннего обучения детей дома

Эта методика подойдет для детей, которые находятся на домашнем обучении с года и до семи лет. Работать с малышами нужно будет по
специальным пособиям, в которых будут отмечены инструкции для родителей касательно проведения занятий с малышами в зависимости от их возраста и подготовки.

Страницы каждого из пособий съемные, поэтому по мере изучения их можно развешивать по дому для закрепления материала. Работать с детьми согласно методике нужно будет начинать с 5 минут, постепенно увеличивая это время.

«Добрые сказки» от Лопатиной и Скребцовой

В рамках методики с детьми от года работают по сборнику стихов и сказок, которые будут развивать в малышах добрые чувства и нравственные понятия.

Заниматься с малышами должны будут взрослые, обязательно уделяя внимание обсуждению прочитанного, подталкивая
малыша к оценке поступков героев, пусть пока и на самом примитивном уровне. В ходе таких занятий малыш получит возможность улучшить речевые навыки, развить терпение, память, внимание и, конечно же, творческой потенциал.

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что среди множества методик совсем не обязательно выбирать одну и работать только по ней.

Раннее развитие детей можно проводить, используя сразу несколько методик, экспериментируя, комбинируя, добавляя что-то от себя. Главное - уделять внимание ребенку, подбадривая и хваля его за первые пусть даже незначительные успехи.