В сказке «Маленький принц» раскрыта важные темы: взаимоотношение добра и зла, прекрасного и безобразного, человека и общества. Сочинение на тему маленький принц

За несколько месяцев до своей гибели Сент-Экзюпери написал аллегорическую сказку «Маленький принц» . Маленький принц ребенок, живущий на астероиде Б-12,- символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Мотивы, звучащие в ней - вера в торжество добра, гуманизм, презрение к обывательскому равнодушию. Сюжет сказки внешне не сложен: потерпевший аварию в песках Сахары летчик встречается с Маленьким принцем. Маленький принц просит нарисовать ему барашка. После многих неудачных попыток летчик нарисовал ящик, сказав, что барашек находится внутри. «Вот такого как раз я и хотел! » - сказал Маленький принц, которому, видимо, понравилась эта шутка, и между ними установилось взаимопонимание.
В повести-сказке «Маленький принц» Экзюпери отстаивает доброту и человечность в человеке по отношению ко всему живому: Лису, Розе, Планете. Он выразил эту главную свою мысль фразой, ставшей почти лозунгом, послужившей названием для многих статей о «братьях наших меньших»: «Мы в ответе за тех, кого приручили» . Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивоети, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности. И принцу, и Лису эта нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна» , и Объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе.
У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, верен в любви и предан в чувствах. Поэтому жизнь Маленький принц наполнена смыслом, которого нет в жизни короля, честолюбца, пьяницы, делового человека, фонарщика, географа, - тех, кого герой встретил в своем путешествии.
Единственное светлое воспоминание у малыша осталось от встречи с фонарщиком, который гасил и зажигал фонарь на своей маленькой планете, где очень часто сменялись дни и ночи. И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. А смысл жизни, призвание человека - в бескорыстной любви к тем, кому он нужен. И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.
Каждый эпизод сказки, каждое иносказание выражают общую гуманистическую направленность этого замечательного произведения. Светлыми, чистыми глазами смотрит на мир не только Маленький принц, но и сам автор, девизом которого было «действовать и во всем развивать в себе совершенство» .

Маленький принц в книге Антуана де Сент-Экзюпери учит нас вечным истинам. Как часто мы повторяем мудрые слова этой совсем не детской сказки! А следуем ли им в повседневной жизни, порой так и не задумываемся.

Маленький принц в самом известном произведении А. Сент-Экзюпери на первый взгляд, это всего лишь герой сказки для детей, поссорившийся с цветком и странствующий по разным планетам. По прочтении повести понимаешь, что «Маленький принц» - не сказка, а философская притча, повествующая о самых важных и сложных вещах, связанных с человеческой жизнью.

В своем произведении Сент-Экзюпери затрагивает много проблем. Важнейшей из них является проблема ответственности – ответственности человека за свои поступки, слова, мысли. Этому рассказчика научил его юный друг – маленький принц. Он – властелин целой планеты – чувствовал огромную ответственность за всех своих подопечных. Недаром он говорит рассказчику: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Как любовно и тщательно маленький принц убирал свою планету, когда решил отправиться в путешествие с перелетными птицами: «В последнее утро он старательней обычного прибрал свою планету. Он заботливо прочистил действующие вулканы… Кроме того, у него был еще один потухший вулкан. Но, сказал он, мало ли что может случиться!»
Но и принцу еще было чему учиться.
Самый большой урок ответственности дал ему лис, который попросил принца приручить его. Лис объяснил, что, только приручив кого-либо, можно обрести друга и наполнить свою жизнь смыслом: «…если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью!»

Не так-то просто кого-то приручить. Это целое искусство, которое не всем дается. Но если это произошло, то мир окрашивается всеми цветами радуги, потому что человек лишается самого страшного наказания – одиночества. Он приобретает родного человека, который становится для него единственным во всем свете.

Узнав это, маленький принц понял, что его роза, в которой он начал разочаровываться, самая лучшая, потому что она «наполнена» его вниманием, его терпением, его жизнью: «Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра …Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя».

Но и это не все. Лис открыл принцу еще один секрет – самый важный. Приручив кого-то, человек несет за него ответственность. Всегда, всю жизнь, в любую минуту и в любом месте. Привязанность – это большое счастье, но и большие обязанности. Существо, привязавшееся к тебе, полностью открыто перед тобой, зависит от тебя, нуждается в тебе. Заслужив его любовь, ты отвечаешь за него, поэтому обязан всегда заботиться, оберегать, уделять внимание.

Это, казалось бы, прописная истина. О ней все знают, но часто забывают. У каждого из нас есть люди, которых мы приручили. Прежде всего, это наши родители, друзья, близкие люди, дети, животные, которые живут с нами. А в глобальном масштабе – это вся планета, Вселенная, на которой мы активно действуем, преобразовывая все вокруг. И каждый день, каждую секунду важно помнить слова рыжего лиса, сказавшего однажды маленькому принцу: «…не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Эти слова помогли принцу понять, как он любит свою беззащитную слабую розу и вернуться к ней. Эти слова произносит для нас рассказчик, напоминая, что самые важные в жизни вещи – самые простые. И одной из них является мысль о глобальной ответственности каждого из нас. Только осознавая ее, можно в полной мере почувствовать себя счастливым.

Маленький принц, мы в ответе за тех, кого приручили!

Сочинение 6 класс.

За несколько месяцев до своей гибели Сент-Экзюпери написал аллегорическую сказку «Маленький принц» (1943). Мотивы, звучащие в ней - вера в торжество добра, гуманизм, презрение к обывательскому равнодушию,- характерны для всего творчества писателя. Сказка адресована детям, но она хороша и для взрослого читателя, так как понять до конца ее глубину, философскую направленность может только человек, умудренный жизненным опытом. Сюжет сказки внешне не сложен: потерпевший аварию в песках Сахары летчик встречается с Маленьким принцем.

Маленький принц просит нарисовать ему барашка. После многих неудачных попыток летчик нарисовал ящик, сказав, что барашек находится внутри. «Вот такого как раз я и хотел!» - сказал Маленький принц, которому, видимо, понравилась эта шутка, и между ними установилось взаимопонимание.

В сказке много аллегорий. Так, Маленький принц рассказывает своему другу о вулканах, которые он прочищает, чтобы они давали больше тепла, о борьбе с баобабами, корни которых настолько сильны, что могут раздавить планету. Маленький принц поведал своему другу о встрече с прекрасной Розой, которая полюбила его. Но он, не поверив в ее добрые чувства, отправился путешествовать по чужим мирам, надеясь именно там найти подлинную любовь и дружбу. Однако и это не удовлетворило его: всюду живут эгоистичные, занятые лишь собой люди. Так, на одной планете он сталкивается с королем, смысл жизни которого - властолюбие. Король делает Маленького принца своим подданным, думая, что совершает для него великое благо. На другой планете происходит встреча с честолюбцем, главйой целью которого было, чтобы все люди почитали лишь его одного. Рассказывает Маленький принц и о встрече с деловым человеком, занятым подсчетом звезд; с географом, который, никуда не выезжая, пишет о морях, горах.

Единственное светлое воспоминание у малыша осталось от встречи с фонарщиком, который гасил и зажигал фонарь на своей маленькой планете, где очень часто сменялись дни и ночи. И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. Мудрый Лис объяснил ему, что счастье человек создает сам, оно вокруг него, вокруг него истинные друзья. Нужно только «приручить» чужое сердце, а взамен отдать свое:

* «Но, подумав, спросил [Маленький принц]:
* - А как это - приручать?..

* - Это давно забытое понятие,- объяснил Лис.- Оно означает привязывать к себе.
* - Привязывать?
* - Вот именно,- сказал Лис.- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других маленьких мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего лишь лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…»

И далее: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Значит, дружба - это огромная ценность, с ней ничто не сравнимо, все другие ценности меркнут перед ней. К сожалению, «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей». Таким образом, сказка вырастает в протест против разобщенности людей, обывательского равнодушия, пассивного отношения к злу на земле.

Каждый эпизод сказки, каждое иносказание выражают общую гуманистическую направленность этого замечательного произведения. Светлыми, чистыми глазами смотрит на мир не только Маленький принц, но и сам автор, девизом которого было «действовать и во всем развивать в себе совершенство».


Из Письма Экзюпери к матери

  • Из Письма Экзюпери к матери «Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь, что сказать».



    Микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы во Вселенной взаимосвязаны с процессами на более низком уровне. Перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. То есть, каков человек, таково и общество, каково общество, такова и Вселенная.


  • «ум богопросвещенный и сердце столь чистое, что многие из них ещё при жизни на земле зрели Бога».


  • Всё человечество - Вселенная. Каждый человек в этой Вселенной – планета. Планета – образ души. И люди воспринимают мир с точки зрения своих внутренних ценностей и установок.


  • Антуан де Сент-Экзюпери был лётчик и любил небо. Когда человек поднимается в небо и смотрит на землю сверху, его отношение к миру и жизни подчас меняется.


Астероид- небольшое планетоподобное

  • Астероид- небольшое планетоподобное небесное тело Солнечной системы. И если планета – это образ души человека, то астероид – образ не полной души, а её доминирующего качества. Именно так автор выделяет и показывает нам более выпукло определённые пороки и добродетели души.


  • Главный герой – Маленький принц. Это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей, поступков и собственной жизни. Поэтому герой сказки отправляется в странствие с целью «найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь.»


  • «На первом астероиде жил король, облаченный в пурпур и горностай, он восседал на троне - очень простом и все же величественном». Маленький принц попал на планету к королю-гордецу.


  • Честолюбие – это стремление делать что-либо лучше других и добиваться большего, чем другие, всегда сопряжённое с жаждой известности, славы, с любовью к почестям.


  • «На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело


  • На этом астероиде жил деловой человек. Его пороком была жажда приобретения и желание владеть всем. Он скрупулезно считает, сколько у него звёзд, не замечая окружающей жизни.


  • Маленький принц познакомился с фонарщиком, который постоянно гасил и зажигал фонарь: у него был уговор это делать. Казалось бы, зажигать и гасить фонарь - такое же нелепое занятие, как пересчитывать звёзды. Всё это происходит «…на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов ни жителей…».


  • Эта планета ученого-географа, который считал себя учёным, хотя не знал на самом деле ничего из того, что входило в его прямые обязанности как географа. Он сидел за своим письменным столом и ждал, когда появится кто-то, кто расскажет ему о том, какие географические объекты существуют на его планете.


  • «Земля - планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, итого, около двух миллиардов взрослых».


  • Первой, кого встретил Маленький принц на земле, была Змея. Змея, является образом смерти, которая преследует человека всю жизнь.


  • Маленький принц встретил Лиса. Лис - символ мудрости. Именно Лис открыл Маленькому принцу сущность дружбы и сущность настоящей любви.


  • Лётчик - это образ взрослого человека, как бы посланца с «планеты-мира взрослых».


  • Через всю сказку проходит главная мысль Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».


  • Из письма внучатого племянника Экзюпери «Пустыня, ребенок, летчик, роза, барашек и лис... Философская и поэтичная сказка «Маленький Принц» объединяет одновременно и разные культуры, и сердца многих людей, потому что пробуждает в нас лучшие чувства, очаровывает и не перестает удивлять».


Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете взятыми из Литературной энциклопедии.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Вот тут-то и по­явил­ся Лис.

- (2)Здрав­ствуй, - ска­зал он.

– (3)Здрав­ствуй, - веж­ли­во от­ве­тил Ма­лень­кий принц. - (4)Кто ты? (5)Какой ты кра­си­вый!

– (6)Я - Лис, - ска­зал Лис.

– (7)По­иг­рай со мной, - по­про­сил Ма­лень­кий принц. - (8)Мне так груст­но...

– (9)Не могу я с тобой иг­рать, - ска­зал Лис. - (10)Я не при­ручён.

– (11)А как это - при­ру­чить? - спро­сил Ма­лень­кий принц.

– (12)Это давно за­бы­тое по­ня­тие, - объ­яс­нил Лис. - (13)Ты для меня пока всего лишь ма­лень­кий маль­чик, точно такой же, как сто тысяч дру­гих маль­чи­ков. (14)Я для тебя всего толь­ко ли­си­ца, точно такая же, как сто тысяч дру­гих лисиц. (15)Но, если ты меня при­ру­чишь, мы ста­нем нужны друг другу. (16)Ты бу­дешь для меня един­ствен­ным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...

– (17)Я на­чи­наю по­ни­мать, - ска­зал Ма­лень­кий принц.

– (18)Скуч­ная у меня жизнь, но, если ты меня при­ру­чишь, моя жизнь из­ме­нит­ся, солн­цем оза­рит­ся, - про­дол­жал Лис. - (19)Твои шаги я стану раз­ли­чать среди тысяч дру­гих. (20)За­слы­шав люд­ские шаги, я все­гда убе­гаю и пря­чусь. (21)Но твоя по­ход­ка позовёт меня, точно му­зы­ка, и я выйду из сво­е­го убе­жи­ща.

(22)Лис за­мол­чал и долго смот­рел на Ма­лень­ко­го прин­ца. (23)Потом ска­зал:

– (24)По­жа­луй­ста, при­ру­чи меня!

– (25)Я бы рад, - от­ве­чал Ма­лень­кий принц, - но у меня так мало вре­ме­ни. (26)Мне ещё надо найти дру­зей и узнать раз­ные вещи.

– (27)Узнать можно толь­ко те вещи, ко­то­рые при­ру­чишь, - ска­зал Лис. - (28)У людей уже не хва­та­ет вре­ме­ни что-либо узна­вать. (29)Они по­ку­па­ют вещи го­то­вы­ми в ма­га­зи­нах. (30)Но таких ма­га­зи­нов, где тор­го­ва­ли бы дру­зья­ми, ко­неч­но, нет, и по­то­му люди боль­ше не имеют дру­зей. (31)Если хо­чешь, чтобы у тебя был друг, при­ру­чи меня!

– (32)А что для этого надо де­лать? - спро­сил Ма­лень­кий принц.

– (33)Надо за­па­стись тер­пе­ни­ем, - от­ве­тил Лис. - (34)Спервá сядь вон там, по­одаль. (35)Но с каж­дым днём са­дись не­множ­ко ближе...

(36)Так Ма­лень­кий принц при­ру­чил Лиса.

(37)И вот на­стал час про­ща­ния.

– (38)Я буду пла­кать о тебе, - вздох­нул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было боль­но, - ска­зал Ма­лень­кий принц. - (40)Ты сам по­же­лал, чтобы я тебя при­ру­чил...

– (41)Да, ко­неч­но, - ска­зал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом при­ба­вил:

– (44)Поди взгля­ни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы про­стить­ся со мной, я от­крою тебе один сек­рет. (45)Это будет мой тебе по­да­рок.

(46)Когда Ма­лень­кий принц воз­вра­тил­ся к Лису, тот ска­зал:

– (47)Вот мой сек­рет, он очень прост: зорко одно лишь серд­це. (48)Са­мо­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь.

– (49)Са­мо­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь, - по­вто­рил Ма­лень­кий принц, чтобы лучше за­пом­нить.

– (50)Твоя роза так до­ро­га тебе по­то­му, что ты от­да­вал ей всю душу.

– (51)По­то­му что я от­да­вал ей всю душу... - по­вто­рил Ма­лень­кий принц, чтобы лучше за­пом­нить.

– (52)Люди за­бы­ли эту ис­ти­ну, - ска­зал Лис, - но ты не за­бы­вай: ты на­все­гда в от­ве­те за всех, кого при­ру­чил.

(По А. Сент-Эк­зю­пе­ри) *

* Ан­ту­ан де Сент-Эк­зю­пе­ри (1900-1944) - фран­цуз­ский пи­са­тель, поэт и про­фес­си­о­наль­ный лётчик.

Пояснение.

15.1 От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей.

В тексте Евгения Носова перед нами диалог Маленького принца с Лисом. Посмотрим, как развивается этот диалог. Речь этих героев очень похожа по структуре. Это обусловлено тем, что таким образом писатель ещё раз подчёркивает, что Маленький принц и Лис - друзья, они понимают друг друга, и мысли их похожи. Примером могут служить предложения 48-51. Философски звучит каждая фраза Лиса, а Маленький принц старается запомнить эти истины и поэтому повторяет их.

Самой известной цитатой из «Маленького принца» являются слова, сказанные Лисом: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (предложение 52). Именно в этих словах заключен главный жизненный принцип самого Экзюпери: настоящий человек должен чувствовать ответственность за окружающий его мир, неустанно совершенствовать себя и стремиться помочь другим. Фразы, произносимые этим Лисом логичны, последовательны, - этому способствует построение предложений по модели сложноподчинённого предложения.

Таким образом, примерами из приведенного текста подтверждается высказывание, взятое из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». .

15.2 Объясните, как Вы понимаете слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.»

Слова Лиса я понимаю так: человек несёт ответственность за судьбу любого живого существа, к которому привязался, испытывает любовь, о котором проявляет заботу, которому отдаёт свою душу. Свои слова я могу подтвердить примерами из прочитанного текста.

Во-первых, когда Маленький принц приручил Лиса, тот, чувствуя свою ответственность за судьбу юного друга, помог ему увидеть те истины, которые прежде были недоступны (предложения 47-48).

Во-вторых, мудрый Лис также помог Маленькому принцу разобраться в своих чувствах к первому другу, розе (предложение 50), и осознать свою ответственность за жизнь беззащитного растения.

Таким образом, настоящие друзья всегда в ответе друг за друга. (93 слова)

15.3 Добро – это хороший бескорыстный поступок, дар, который может совершить человек, способный к сопереживанию, готовый прийти на помощь, служить людям. Добро – светлое чувство, которое дарит надежду, приносит радость.

В сказке А. Сент-Экзюпери и Лис, и Маленький принц дают уроки добра. Лис учил своего друга быть ответственным, видеть сердцем, а не глазами. Маленький принц ухаживал за своей розой, потому что любил её всей душой.

Когда случается несчастье, люди стараются прийти на помощь. Совершают добро те, кто отправляет гуманитарную помощь в Сирию, кто становится волонтёром и идёт ухаживать за больными людьми, кто снимает письмо с ёлочки желаний и исполняет мечту ребёнка из детского дома, покупая ему заветную игрушку.

Доброта не позволит не заметить чужой боли, чужой беды. Если ты не можешь пройти мимо бездомного котёнка, голодной собаки, плачущего ребёнка, ты добрый человек. Добро всегда деятельное, потому что делает мир лучше.