Можно ли вспомнить то что забыл. Мнемоническая техника "как быстро вспомнить". Почему мы забываем те или иные вещи

Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда вы пришли в комнату, но забыли, зачем? Или, например, когда какое-нибудь название крутится у вас “на кончике языка”, но вспомнить вы его не можете? Наш мозг ответственен за сбор, обработку и хранение огромного количества информации, но иногда происходят сбои, а значит, вы можете что-то забыть. К счастью, есть способы, которые помогут вам вспомнить забытое.

Шаги

Подсказки для памяти

    Осознайте стадии запоминания. Чтобы вы смогли что-то запомнить, ваш мозг должен пройти через три стадии: приобретение, сохранение и воспроизведение (или как ее еще называют, воспоминание). Если на одной из стадий что-то пойдет не так, вам будет трудно вспомнить информацию.

    • На стадии приобретения информация, которую вы запоминаете, попадает в кратковременную память, а затем она либо стирается, либо кодируется в долговременную память. Если вы не обращаете внимания на какую-то информацию, например, куда вы положили очки перед тем, как выйти из комнаты, вполне вероятно, что вы забудете о том, где они находятся, когда вернетесь.
    • На стадии сохранения информация, которую вы запоминаете, перемещается в долговременную память. Это, как правило, происходит, если информации относится к другим долговременным значительным воспоминаниям, например, историческим моментам или важным событиям, или имеет сильную сенсорную привязку.
    • На стадии воспроизведения информация, хранимая в долговременной памяти, воспроизводится путем активации нейронных связей, которые были использованы для ее сохранения. На этой стадии вы чувствуете, что необходимая вам информация крутится “на кончике языка”, и вот что вы можете сделать, чтобы вспомнить эту информацию.
  1. Восстановите ваши шаги. Исследования показали, что большое количество воспоминаний “контекстно зависимы,” то есть, люди лучше вспоминают информацию, если окружающая обстановка совпадает с обстановкой, когда информации была сохранена.

    • Например, если вы подумали о чем-то в гостиной, а когда пришли на кухню, то забыли это, попробуйте вернуться в гостиную. Если вы вернетесь в похожую обстановку, это поможет вам вспомнить забытую информацию.
  2. Восстановите ход ваших мыслей. Если вы физически не можете вернуться в то место, где произошло сохранение информации, постарайтесь вообразить, что вы туда вернулись, вспомнить, что выделали каким образом были связаны ваши мысли. Известно, что множество информации хранится рядом, частично перекрывая нейронные связи. Восстанавливая ход своих мыслей, вы стимулируете восстановление сопутствующей информации, а она в свою очередь, поможет вам вспомнить именно то, что вы забыли.

    Воссоздайте первоначальные символы, связанные с окружающей обстановкой. Например, если во время мысли, которую вам надо вспомнить, вы слушали определенную песню, или просматривали веб страницу, то прослушав эту песню или посетив веб страницу, вы, скорее всего, вспомните то, что забыли.

    Подумайте и/или поговорите о чем-то постороннем, не связанном с информацией. Из-за того, что ваш мозг хранит много информации, пересекающейся в нейронных связях, вы можете просто застрять, вспоминая соответствующую, но “неверную” информацию, например, других актеров, которые сыграли Бэтмена, а не того, о котором вы подумали. Подумайте о чем-то отвлеченном, чтобы “перезапустить” ваши воспоминания.

    Расслабьтесь. Тревожность может помешать запомнить даже простую информацию. Если вам приходится запоминать большое количество информации за короткое время, не переусердствуйте. Глубоко вдохните несколько раз и постарайтесь успокоиться, а затем уже думайте об информации.

    Правильное запоминание информации

    1. Придумайте “ключевые символ”, когда хотите что-то запомнить. Вы как бы кодируете информацию и загружаете ее в долговременную память, если связываете ее информацию с “ключевым словом” или местом. Ключевым символом может быть все, что угодно, но лучше всего сработает связывание новой информации тем, что вы хорошо помните.

      Связывайте воспоминания с конкретным местом. Память тесно связана с окружающим контекстом, в котором событие изначально произошло. Вы можете преднамеренно сформировать такую связь, чтобы закодировать информацию для дальнейшего ее восстановления.

      • Например, проговорите вслух и свяжите информацию, которую вы хотите запомнить, с местом: “Когда мы встретились в новом кафе на Невском, Лена сказала, что у нее день рождения 7 июня.”
    2. Немедленно повторите полученную информацию. Если, как большинство людей, вы забываете имена сразу, как только вас познакомили с кем-то, постарайтесь сразу же повторить эту информацию вслух. Создавая как можно больше связей и ассоциаций, например, как люди выглядят, во что они одеты, где вы находитесь в момент знакомства, поможет вам вспомнить полученную информацию позже.

      • Например, если вы пришли на вечеринку, и ваш друг познакомил вас с человеком по имени Иван, посмотрите на этого человека, улыбнитесь и скажите: “Приятно познакомиться, Иван. У вашей рубашки такой красивый оттенок синего! ” Закрепление этой сенсорной информации поможет вам закодировать вашу память позже.
    3. Создайте “чертоги разума. ” Чертоги разума - одна из самых полезных и распространенных техник для запоминания информации с помощью создания связей между информацией и окружающими обстоятельствами, в случае, если эти обстоятельства находятся в вашем воображении. Известный, (даже если и выдуманный), детектив Шерлок Холмс пользовался этой техникой!

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника"

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".

Помнить всё просто невозможно. Но как быть, если забылось что-то очень важное?

  1. Можно попробовать подумать о вещах, которые каким-то образом связаны с тем, что вы хотите вспомнить. К примеру, если вы забыли имя какого-то актёра, то перечислите фильмы, в которых он снимался или вспомните, как зовут его супругу. Вероятно, ассоциации помогут вам освежить память.
  2. Если человек забыл, куда положил какую-то вещь совсем недавно, то можно попробовать воспроизвести события, которые предшествовали потере. Например, если вы куда-то шли, держа в руках предмет, то вспомните, куда вы успели зайти по дороге. Обойдите эти места, наверняка потерянная вещь найдётся в одном из них.
  3. Если вы забыли, о чём говорили несколько минут назад (такое, кстати, бывает довольно часто), то попробуйте вспомнить, что вы рассказывали ранее. Также можно попросить напомнить тему разговора вашего собеседника. И не стоит стесняться, в этом нет ничего зазорного, ведь такое может произойти с каждым.
  4. Если вы никак не можете воспроизвести в памяти событие, название или имя уже в течение длительного времени и переживаете из-за этого, просто дайте себе отдохнуть и отвлекитесь. Вероятно, скоро мозг сам восстановит информацию.
  5. Визуализируйте воспоминания. Если вы что-то забыли, то мысленно придайте этому предмету, событию или даже человеку визуальный облик. Он должен быть чётким, так что воспроизводите все детали и подробности. Так, если вам нужно вспомнить название какого-то предмета, мысленно его опишите, представьте, что вы его используете.
  6. Попробуйте произносить слова, каким-то образом связанные с тем, что вам нужно вспомнить. Это могут быть характеристики, определения, действия, состояния и так далее. А можно не просто проговаривать их, а записывать, так вы сможете получить больше подсказок.
  7. Используйте воспоминания и ассоциации, связанные с тем, что вы забыли. К примеру, если вы не можете вспомнить имя своего бывшего одноклассника, то воспроизведите в памяти свое общение с ним в школьные годы, его общение с другими учениками или какие-то ситуации, в которых он был действующим лицом.
  8. Если вы потеряли какую-то вещь дома и верите в народные приметы, то попробуйте во время поисков громко и чётко произносить такую фразу: «Домовой, домовой, поиграй, да отдай!». Также можно «задобрить» домового, поставив в укромное место блюдце с молоком и печенье. Удивительно, но такой метод вполне может сработать. Если вы поверите в такую примету и настроитесь на то, что домовой непременно отдаст вещь, то мозг начнёт работать в правильном направлении.
  9. Попробуйте использовать тот тип памяти, который был задействован при запоминании вещи. Например, если вы забыли название, текст или мотив песни, то попробуйте прослушать другую композицию певца. Если вы не можете вспомнить, как пишется какое-то слово, то возьмите в руку карандаш или ручку и просто начните его писать. Вероятно, сработает память рук, и вы не допустите ошибок.
  10. Самый простой, но при этом действенный способ вспомнить забытое – это попросить о помощи других. Подумайте, кто может помнить то, что ускользнуло из вашей памяти, и обратитесь к нему.
  11. Если вы не можете найти какую-то вещь, то попробуйте вспомнить, где вы выдели её в последний раз. Подойдите к этому месту, осмотритесь вокруг и попробуйте подумать о том, что вы делали тут, когда видели потерянный предмет. Возможно, вы взяли его и переложили в другое место.
  12. Попробуйте воспроизвести события не в хронологическом порядке, а в обратном, то есть с настоящего момента. Вспомните, что вы делали минуту назад, час назад. Представьте, что вы перематываете назад кассету. Такое мысленное путешествие во времени может помочь восстановить память.
  13. Если вам нужно воспроизвести давно забытую информацию, и вы никак не можете это сделать, то попробуйте выполнить упражнение. В течение получаса думайте о предмете, человеке или событии, ускользнувшем из вашей памяти, причём постоянно и усиленно. Затем несколько минут размышляйте о том, что как-то связано с забытым. Затем просто расслабьтесь и отвлекитесь. Через несколько часов вновь повторите упражнение. Выполните его три-пять раз. После таких тренировок память должна восстановиться.
  14. Что делать, если не действуют никакие методы, а вспомнить что-то очень нужно или даже жизненно необходимо? Помогут кардинальные меры, а именно гипноз. Такая техника позволяет забраться в самые отдаленные уголки сознания и памяти, так что вы точно вспомните всё (даже то, что не нужно). Но важно найти опытного профессионала, так как неправильно проведенный сеанс может нарушить работу нервной системы. Если информация запрятана очень далеко (так бывает, если она давно не используется или является крайне негативной), то может потребоваться несколько сеансов.
  15. Верующие люди могут обращаться за помощью к Богу. Просто помолитесь.
  16. Если вы верите в потусторонние силы и их помощь, попробуйте использовать заговор. Вот его текст: «Есть за морем три зари. Как звать первую зарю, я забыла, второе имя с памяти смыло, а имя третьей зари Богородица мне открыла. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Произнесите эти слова трижды.

Теперь вы сможете вспомнить всё, используя данные выше советы. А чтобы ничего не забывать, регулярно